Научная статья на тему 'Влияние коммуникационной инфраструктуры и цены товара на процессы пространственного формирования зон спроса и предложения'

Влияние коммуникационной инфраструктуры и цены товара на процессы пространственного формирования зон спроса и предложения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
70
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНФИГУРАЦИЯ / ЦЕ-НА / ЗОНА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / INVESTMENTS / SOCIAL AND ECONOMIC SPACE / A CONFIGURATION / THE PRICE / A SUPPLY AND DEMAND ZONE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Храмов Ю. В.

Предложена модель формирования пространственной зоны ценового влияния, в которой цена продажи и цена покупки единицы товара локализованы в разных точках пространства. Выделены пространственные зоны спроса и предложения и показано, что эти зоны меняют свои размеры друг относи-тельно друга при изменении соотношения цены покупки и цены продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of a spatial zone of price influence is offered? in which the price of sale and the price of purchase of a commodity unit are localised in different points of space. Spatial zones of a supply and demand are allocated and is shown that these zones change the sizes from each other at change of a parity of the price of purchase and the sale price.

Текст научной работы на тему «Влияние коммуникационной инфраструктуры и цены товара на процессы пространственного формирования зон спроса и предложения»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 332 Ю. В. Храмов

ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЦЕНЫ ТОВАРА

НА ПРОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗОН

СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ключевые слова: инвестиции, социально-экономическое пространство, конфигурация, цена, зона спроса и предложения, investments, social and economic space, a configuration, the

price, a supply and demand zone.

Предложена модель формирования пространственной зоны ценового влияния, в которой цена продажи и цена покупки единицы товара локализованы в разных точках пространства. Выделены пространственные зоны спроса и предложения и показано, что эти зоны меняют свои размеры друг относительно друга при изменении соотношения цены покупки и цены продажи. Model offormation of a spatial zone ofprice influence is offered? in which the price of sale and the price of purchase of a commodity unit are localised in different points of space. Spatial zones of a supply and demand are allocated and is shown that these zones change the sizes from each other at change of a parity of the price of purchase and the sale price.

Социально-экономическое пространство можно определить с точки зрения пространственных размеров и конфигурации зоны влияния объекта локалитета [1]. Для пространственного описания зоны влияния необходимо объединить «точечные» и «пространственные» социально-экономические характеристики. В качестве «точечных» характеристик, характеризующих «вес» объекта локалитета, используются социально-экономические характеристики не связанные с пространством, например количество населения, уровень цен, объем производства и т.д. в том или ином населенном пункте, или иначе поселенческом локалитете. Носителями «пространственных» характеристик будут объекты коммуникационных локалитетов, например транспортная, энергетическая сеть, одной из основных характеристик которых является расстояние.

В ранее предложенной математической модели, опираясь на понятия конфигурации и конформации, было показано, что зона влияния объекта поселенческого локалитета представляет собой несимметричную «ромашку», степень несимметричности которой определяется спецификой пространственной конфигурации и весом анализируемого объекта и объектов соседних поселенческих локалитетов, а также конформационной спецификой объектов коммуникационных локалитетов (рис. 1). В нашем случае конфигурация - это пространственное расположение объектов поселенческих локалитетов или иначе центров социально-экономической активности (ЦСЭА), определяемое координатами каждого из них. Конформация - это система транспортных (коммуникационных) связей между объектами поселенческих локалитетов. Данная конфигурация объектов поселенческих локали-тетов может характеризоваться определенным набором конформаций, то есть определенным набором систем транспортных (коммуникационных) связей между ними [2].

Возможным решением задачи определения научно обоснованных границ и размеров зон влияния социально-экономических центров является использование подходов конфигурационной статистики. В предложенной модели [3-5] было показано, что средний пространственный размер зоны влияния социально-экономического центра LSAVN в направлении к другому ЦСЭА, где А - среднее расстояние между центрами, а N - количество промежуточных центров. Для решения задачи о пространственной форме зоны влияния требуется отыскать ее наивероятнейшие средние размеры (О) в направлении, перпендикулярном оси между двумя социально-экономическими центрами. Анализ показал, что О имеет такую же зависимость, что и а соотношение и/О= 2,54. Из этого следует, что наиболее вероятной формой

зоны влияния в определенном направлении является полуэллипс, большая ось которого направлена от одного социально-экономического центра к другому. Если мы имеем вокруг анализируемого ЦСЭА несколько соседних ЦСЭА, то зона влияния будет получена путем частичного наложения массива пересекающихся полуэллипсов, и в конечном итоге получим зону влияния в виде несимметричной «ромашки» (рис.1).

X

Рис. 1 - Пространственная зоны влияния ЦСЭА (Х, У-координаты ЦСЭА; О - анализируемый ЦСЭА; ф - соседний ЦСЭА)

В случае, если расстояние между промежуточными центрами не равны между собой можно использовать реккурентную формулу: им+1 = (LNVN+A N+1 ^(N+1).

Используя выводы предложенной модели, рассмотрим возможности определения пространственной конфигурации и размеров ценовой зоны влияния ЦСЭА. Обычно, экономическая теория рассматривает акт купли и продажи в определенной локальной точке пространства. При таком подходе не используется параметр расстояния и как следствие отсутствует возможность определения пространственных размеров и конфигурации зоны ценового влияния. В предлагаемой модели цена продажи и цена покупки единицы товара локализованы в разных точках пространства, т.е. они соотносятся с разными ЦСЭА или разными поселенческими локалитетами. Кроме этого, мы имеем третий параметр -транспортный тариф, который также имеет собственную локализацию в пространстве и соотносится с определенным транспортным локалитетом, или, если говорить более обобщенно, с определенным коммуникационным локалитетом.

Цена единицы товара в конечном пункте равна С|\|=Со+^Тр+С|\|Р, где Тр -транспортные расходы по доставке единицы товара между населенными пунктами; N -количество промежуточных населенных пунктов; Со - стоимость единицы товара в начальном пункте; С! - стоимость единицы товара в конечном ^пункте; С!Р - дополнительный до-

ход продавца на единицу товара, в виде торговой наценки, определяемый уровнем конкуренции среди поставщиков аналогичного товара, уровнем дохода и покупательной способностью покупателей в пункте N. Тр = А*Тт, где А - среднее расстояние между населенными пункта-ми,;Тт - транспортный тариф по доставке единицы товара на единицу расстояния. Тогда

СN= Со+^Тр +СNP= Сo+А•N•Тт+СNP, отсюда ^ - Со -С^)/ Тт или LN = (СN - Со -С^)/ (Тг^).

Можно представить данное уравнение в другом виде:

>(А^)= /(^ - Со -СNP)/ Тт). Тогда >((С N - Со -СNP)/А*Тт) и далее LA=>(А• (С N - Со ^N^/^1-).

Таким образом, размеры зоны ценового влияния ЦСЭА могут отличаться друг от друга в зависимости от того определялись они на основе среднего расстояния между центрами или на основе количества промежуточных центров.

Выводы, которые можно сделать из анализа предыдущих уравнений.

1. С увеличением цены продажи СN единицы товара в N центре социально экономической активности увеличивается пространственная зона влияния ЦСЭА, в которой товар производится.

2. С увеличением отпускной цены единицы товара Со, пространственная зона влияния ЦСЭА, в которой товар производится и продается, уменьшается. Иначе говоря, с ростом себестоимости производимой продукции зона влияния ЦСЭА сжимается. Если покупатель не готов к увеличению цены, а продавец цену увеличивает, происходит сжатие пространственной ценовой зоны влияния продавца. С увеличением значения (СN-Сo) пространственная ценовая зона влияния продавца увеличивается

3. С ростом количества промежуточных пунктов пространственная зона влияния ЦСЭА, в которой товар производится, уменьшается.

4. С ростом Тт уменьшается пространственная зона влияния ЦСЭА, в которой товар производится.

5. С ростом дохода и покупательной способностью покупателей в пункте N увеличивается СNP , а пространственная зона влияния ЦСЭА в которой товар производится и откуда доставляется товар уменьшается.

6. Чем больше промежуточных пунктов N тем меньше темпы уменьшения зоны влияния анализируемого ЦСЭА. Чем больше среднее расстояние между промежуточными пунктами А, тем меньше темпы увеличения зоны влияния анализируемого ЦСЭА. В обоих случаях зависимость определяется квадратным корнем, и чем больше промежуточных пунктов и меньше среднее расстояние между ними, тем меньше пространственная зона ценового влияния. И наоборот, чем меньше промежуточных пунктов и больше среднее расстояние между ними, тем больше пространственная зона ценового влияния.

7. В случае С^С^С^) анализируемая зона ценового влияния ЦСЭА исчезает.

Рассмотрим графические зависимости L от СN и от Со при СNP=COnst. На нашем

графике (рис. 2) ряд 1 показывает зависимость L от С^ где 0^С^20 при (С^С^^О, а ряд 2 показывает зависимость L от Со, где О^С^С^^О при С|\|=20. Кривая 1 (ряд 1), по сути, характеризует пространственную конфигурацию и размеры зоны предложения. Чем выше цена продажи единицы товара ^ в некотором ЦСЭА, тем больше желание продавца произвести и предложить товар в N центре социально-экономической активности. Кривая 2 (ряд 2), по сути, характеризует пространственную конфигурацию и размеры зоны спроса. Чем ниже цена продажи единицы товара Со, тем больше его количество, которое покупатели из !-го ЦСЭА хотят и могут приобрести, тем больше зона ценового влияния анализируемого ЦСЭА. Устойчивость (равновесие) пространственных размеров ценовой зоны влияния анализируемого ЦСЭА существует тогда, когда нет тенденции к изменению С! и Со.

На рис. 3 имеем четыре области. Часть графической плоскости рисунка под номером 4 не рассматривается, т.к. не выполняется условие Сы >Со . Для области 1 (0ЬЯ) характерно Скр>См>Со, где Сф=О|\|=С0. В этом случае пространственные размеры зоны спроса больше зоны предложения на величину (Ь), но по мере приближения Со и С| к Скр пространственные размеры зон спроса и предложения сближаются и например при значениях С01 и Сц разница между пространственными размерами будет (Ьо1-Ьц). Темпы увеличения зоны предложения больше, чем темпы уменьшения зоны спроса. Таким образом, в этом диапазоне пространственные размеры ценовой зоны влияния определяют пространственные размеры зоны спроса и, по сути, ценовая зона спроса включает в себя ценовую зону предложения.

-•-Рад1

Ряд2

Рис. 2 - Зависимость пространственных размеров зоны ценового влияния ЦСЭА (Ь) от цены продажи (Со) и цены покупки (См) единицы товара

Рис. 3 - Зависимость пространственных размеров зон спроса и предложения от стоимости единицы товара в начальном пункте (Со) и стоимости единицы товара в конечном пункте N (См)

Для области 2 (ЬКСы) характерно Сы>СКр>С0. Это область где разница между пространственными размерами зон спроса и предложения по модулю принимает значения от

нуля до В зависимости от разницы между ^ и Скр , Со и Скр пространственные раз-

меры ценовой зоны спроса и ценовой зоны предложения могут колебаться одна относительно другой. Это зона пульсаций, автоколебаний пространственных размеров зон спроса и предложения друг относительно друга в зависимости от изменения цены спроса и предложения. Если по модулю ^-Сф^С^Сф!, то пространственные размеры зоны предложения будут больше пространственных размеров зоны спроса; если по модулю |С^ Сф|<|Со-Сф|, то пространственные размеры зоны спроса будут больше пространственных размеров зоны предложения. В точке К, где Скр =CN =Со, пространственные размеры зон спроса и предложения одинаковы и равны Lк.

Для области 3 (С^С) характерно С^С^Сф, то есть в данном случае пространственные размеры зоны предложения больше пространственных размеров зоны спроса. Темпы увеличения зоны предложения меньше, чем темпы уменьшения зоны спроса. В этом диапазоне пространственные размеры ценовой зоны влияния определяют пространственные размеры зоны предложения и, по сути, ценовая зона предложения включает в себя ценовую зону спроса.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим, как влияют инвестиции на пространственные размеры и конфигурацию зоны ценового влияния ЦСЭА. Инвестирование в развитие и в повышение качества транспортной инфраструктуры, приводящие к снижению величины транспортного тарифа, т.е. по сути, к увеличению экономической доступности или досягаемости, приводит к увеличению пространственных размеров зоны ценового влияния ЦСЭА. В то же время инвестиции приводящие к сокращению географического расстояния А, приводят к уменьшению пространственных размеров зоны ценового влияния анализируемого ЦСЭА.

Инвестиции связанные с экономическим развитием соседних ЦСЭА, приводящие к росту доходов и покупательной способности СNP направленные на укрупнение соседних поселенческих локалитетов приводят к уменьшению N и как следствие к уменьшению пространственных размеров зоны ценового влияния анализируемого поселенческого локалитета. И наоборот, инвестирование в поселенческий локалитет приводит к увеличению его «веса», и как следствие к увеличению количества принимаемых во внимание соседних поселенческих локали-тетов, а значит и к увеличению пространственных размеров зоны ценового влияния локалитета. Инвестиции, направленные на увеличение количества более мелких поселенческих локалитетов, то есть к увеличению N приводят к увеличению пространственных размеров зоны ценового влияния анализируемого поселенческого локалитета.

Литература

1. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов/ А.Г. Гранберг. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.

2. Храмов, Ю.В. Конформационный анализ как средство определения пространственных размеров региональных рыночных зон / Ю.В.Храмов // Труды социально-экономического факультета: исследования и приоритеты в науке и образовании 2003: В 2-х книгах - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. унта, 2003. - Кн.2. - С. 555-563.

3. Храмов, Ю.В. Оценка вероятности достижения организационных целей/ Ю.В.Храмов // Экономические науки. - 2007. - сентябрь (34). - С.200-204.

4. Храмов, Ю.В. Транспортный аспект развития зоны влияния центра социально-экономической активности региона / Ю.В.Храмов // Регионология. -2008. - №2. - С. 17-26.

5. Храмов, Ю.В. Инфраструктурные факторы формирования сложноконфигурационных социально-экономических пространств / Ю.В.Храмов // Вестник Чувашского ун-та. -2008. - №3. - С. 516-526.

© Ю. В. Храмов - канд. хим. наук, доц. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.