УДК 7.035
Е.Р. Клянина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru
Влияние Каспара Давида Фридриха на европейское искусство XIX -первой половины XX веков
(Научный руководитель - доктор искусств Майоров А.И.)
Статья посвящена Каспару Давиду Фридриху - одному из ярчайших представителей романтического направления в живописи. Его творчество оказало влияние как на современников (Й.К. Даль), так и на художников последующих периодов, его произведениями вдохновлялись символисты (А. Бёклин) и сюрреалисты (М. Эрнст).
Ключевые слова: Каспар Давид Фридрих, влияние, европейское искусство, живопись, стиль, сюжет.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840) один из ведущих представителей немецкого романтического пейзажа. Художник получил весьма широкую популярность в начале творческой деятельности, как на родине, так и за рубежом. Его мастерскую посещали поэт В.А. Жуковский, а так же братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы.
Каспару Давиду Фридриху наряду с другими художниками романтической эпохи, был интересен пейзаж как один из основных жанров в западноевропейском искусстве. Из современников художника, наиболее близок к нему по стилю и сюжету находится живописец Йохан Кристиан Даль, являющийся «отцом норвежского пейзажа». Каспар Давид Фридрих и Йохан Даль познакомились в 1818 году во время проживания норвежского живописца в Дрездене с 1818 по 1820 гг. «Их объединяла любовь к природе и общая манера письма, основанная на изучении и наблюдении самой природы, а не на академическом клише, которое они так глубоко презирали». В своей работе «Мегалит» 1824-1825 годов Йохан Кристиан Даль повторяет полотно Каспара Давида Фридриха «Дольмен в снегу» 1807 года. На картине изображен дольмен в окружении трех дубов, но если на полотне Фридриха цветовая гамма выполнена в серых тонах, то в работе Даля она выдержанна в нежных розово-сиреневых и центр композиции смещен влево. Манера письма норвежского пейзажиста носит более пышный свойственный барочной живописи характер.
На полотне «Извержения Везувия» 1820 года, написанной во время путешествия Йохана Кристиана Даля по Италии, художник в качестве сюжета выбрал поток текущей лавы, языки огня и клубы дыма. На картине изображены две небольшие человеческие фигуры, расположенные на ярком фоне потоков лавы, и наблюдающие за извержением, повернутые спиной к зрителю. Писать человека, таким образом, было характерной особенностью живописи Каспара Давида Фридриха. Картина «Двое созерцающие Луну» написанная в 1819 году
изображает двух людей стоящих спиной к зрителю на фоне яркого ночного неба освещенного тоники серпом Луны. На обеих картинах пары наблюдают за явлениями природы. Персонажи выступают созерцателями, это один из часто используемых сюжетов живописи Каспара Давида Фридриха, художника интересуют не индивидуальные черты человека, а общее настроение и атмосфера увлеченности мощностью природы.
Произведения Каспара Давида Фридриха, находящиеся в русской коллекции, оказали влияние на некоторых русских художников в частности на Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Иван Иванович Шишкин один из самых известных русский пейзажистов XIX века, был известен, совей точностью воспроизведения любых растительных форм. В своей работе «На севере Диком»(1891) в центре композиции изображена сосна в снегу, полотно полностью соответствует стилистики романтизма. Каспар Давид Фридрих нередко обращался к теме одиночества через изображение природы, а конкретно одинокого дерева в таких полотнах как «Пейзаж с одиноким деревом»(1822) и «Дуб в снегу»(1829). Картина Шишкина была посвящена стихотворению М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» 1841 года, это был перевод Стихотворения Гейне.
На полотне Куинджи «Ладожское озеро» 1873 года художник изобразил плавную светлую линию каменного берега, сочетающуюся с гладкой темной поверхностью воды, по которой плывет маленькая лодка. В общем настроении картины явственно проступает отсыл к работе Каспара Давида Фридриха «Скалы на острове Рюген»(1818) где, светлые скалы обрамляют темную гладь воды, а так же пространство обеих картин заполнено пустотой и светом.
На рубеже XIX - XX веков к Каспару Давиду Фридриху обратились символисты, которые ценили его аллегорические пейзажи. Из самых ярких художников данного течения следует выделить Арнольда Беклина, в чьих работах явственно обнаруживается влияние немецкого пейзажиста. Беклин -швейцарский живописец-символист, первоначально в своем творчестве обращался к жанру пейзажа, в зрелых работах художника остались отголоски этого увлечения. Ранняя работа «Равнина с грозовым небом» 1846 года изображает бескрайние природные просторы, где большую часть полотна занимает небо с пышными кучевыми облаками. В своих поздних пейзажах Каспар Давид Фридрих довольно часто прибегал к таким сюжетам. Работа «Воспоминание об Исполиновых горах» 1835 года, написанная с большой высоты, открывает горную панораму, утопающую в кучевых облаках. Но в отличие от Беклина, небо и земля сливаются у Фридриха в единое целое. На полотне, швейцарского символиста, «Остров мертвых» 1880 года явно прослеживается влияние Каспара Давида Фридриха, на водной глади возвышаются скалы, в середине которых растут деревья, и на фоне всего этого величественного острова маленькая лодка с двумя людьми, расположенными к зрителю спинами. Так же, как и на полотнах Каспара Давида Фридриха, «человек выступает безликой пещинкой по сравнению с величественной природой».
Норвежский символист Эдвард Мунк увидел работы Фридриха во время своего визита в Берлин в 1880 году. В 1899 Мунк создал «Одиночество» в котором эхом отражается «Восход луны над морем» (1821) Каспара Давида Фридриха, хотя в работе Мунка фокус сместился от просторных ландшафтов к двум грустным фигурам на переднем плане.
Картины Каспара Давида Фридриха служили источником вдохновения и для представителей сюрреализма. Пейзажи немецкого романтика оказали сильное влияние на работы немецкого художника-сюрреалиста Макса Эрнста. Часто фоном для его ярких, пугающих образов служат простые и реалистические по цветовой гамме природные пейзажи или небо («Ангел очага или торжество сюрреализма»(1837), «Европа после дождя»(1940-1942)). В 1934 году бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт в своей работе «Человеческое состояние»(1933), эхом отобразил мотивы искусства Каспара Давида Фридриха в его вопросе восприятия и роли зрителя, отводя наблюдателю место живописца.
Пол Нэш английский художник-авангардист в своей картине «Море мертвых» 1940-1941 годов, изображает кладбище немецких самолетов, картина сопоставима с «Гибелью «Надежды» во льдах» написанной между 1822 - 1824 годами. Где среди изломанного льда тонет маленький корабль, Нэш отмечал, что, его «разкореженные» железные самолеты больше похожи на лед. «Гибель надежда во льдах» одна из наиболее известных работ пейзажиста повлияла на многих художников.
В творчестве русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера также отражается влияние Каспара Давида Фридриха. В своей картине «Забытое кладбище»(1907) Клевер «цитирует» сюжеты немецкого живописца.
Следует отметить, что не только для живописцев, но и для писателей творчество Каспара Давида Фридриха служило вдохновением. Драматург «Театра Абсурда» Сэмюэл Беккет, стоя перед «Мужчиной и женщиной созерцающими Луну, сказал: "Вы знаете, то было источником В ожидании Годол».
Каспар Давид Фридрих - яркий представитель романтического движения, в своем творчестве сочетающий меланхолические и религиозные мотивы. Главным объектом его творчества была природа в ее всепоглощающем совершенстве и гармонии. Человек в произведениях художника лишен каких-либо индивидуальных черт, повернут спиной к зрителю, это говорит о том, что Каспар Давид Фридрих предлагал зрителю занять место персонажа картины.
Каспар Давид Фридрих, являясь не заурядным художником своей эпохи, хоть и был забыт на время широкой публикой, все равно «находил выход в мир» через других деятелей искусства. Еще при жизни он оказал сильное влияние на творчество норвежского художника, основателя норвежского романтического пейзажа - Йохана Кристиана Даля. Его творчество оказало влияние на выдающихся художников разных эпох и стилей: А. Беклина, А. Куинджи, И. Шишкина, Э. Мунка, Р. Магритта и многих других. Без Каспара Давида Фридриха, возможно, не было бы символизма, а с ним и сюрреализма такими, какими они являются сейчас. Интересен тот факт, что
картина Фридриха повлияла на Сэмюэля Беккета, одного из самых ярких драматургов театра абсурда, хотя на самого художника часто влияли писатели, такие как И.В фон Гете и В. А. Жуковский.
Литература
1. Бурьяк А.В.Средневековые символы в культуре Запада [Электронный ресурс] // Бурьяк Александр Владимирович : [сайт]. URL: http://medievism.narod.ru/Index.htm (дата обращения: 11.03.2014).
2. Вольф Н. Каспар Давид Фридрих: художник спокойствия / пер. с англ. А.А. Бряндинский. М.: АРТ-Родник, 2006. 96 с.
3. История зарубежного искусства / под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. М.: Изобразительное искусство, 1980. 336 с.
4. Каспар Давид Фридрих [Электронный ресурс] // Автопортрет в мировой живописи : [сайт]. URL: http://izoselfportrait.narod.ru/simple70ger.html (дата обращения: 21.10.2010).
5. Курдина Ж.В. Философские мотивы в живописи Каспара Давида Фридриха [Электронный ресурс] // Электронный журнал кафедры истории зарубежных литератур ДВГУ. URL: www.ifl.wl.dvgu.ru/lithist/stat/kurdina (дата обращения: 09.08.2013).
6. Меньшикова М.К. «Оссиановские мотивы» в живописи Каспара Давида Фридриха // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Литературоведение. Межкультурная коммуникация. 2010. № 4-2. С. 899902.
7. Нечаев Н.С. Картины как баллады [Электронный ресурс] // Наше наследие: [сайт]. URL:http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6507.php (дата обращения: 26.01.14).
8. Популярная художественная энциклопедия / под ред. В.М. Полевой. М.: Советская энциклопедия, 1986. 431 с.
E. R. Klyanina
THE INFLUENCE OF CASPAR DAVID FRIEDRICH TO EUROPEAN ART XIX- EARLYXX CENTURIES
Caspar David Friedrich is one of the brightest representatives of the Romantic Movement in painting. His work has influenced both his contemporaries (J.C. Dahl), and the subsequent periods of artists, his works were inspired by the Symbolists (A. Byocklin) surrealists (M. Ernst).
Keywords: Caspar David Friedrich, influence, European art, painting, style,
plot.