5. О ведомственной целевой программа «Развитие государственной гражданской службы и совершенствование государственной кадровой политики в Кировской области на 2009-2010 годы»: приказ администрации Правительства Кировской области от 31 июля 2008 г. № 129-к // Официальный сайт Правительства Кировской области. иКЬ: http://www.ako.kirov.ru
6. Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы Нижегородской области на период 2006-2010 годов: постановление Правительства Нижегородской области от 11 апр. 2006 г. № 122 // Нижегородские новости. 2006. 22 июля.
7. О Программе развития государственной гражданской службы Пензенской области (20092011 годы): постановление Правительства Пензенской области от 26 сент. 2008 г. № 613-пП // Пензенские губернские ведомости. 2008. № 47. С. 15.
8. Об областной программе Развитие государственной гражданский службы Саратовской области (2007-2009)»: постановление Правительства Саратовской области от 14 марта 2005 г. № 83-П // Неделя области. 2005. 16 марта.
9. Об утверждении программы развития государственной гражданской службы Ульяновской области: постановление губернатора Ульяновской области от 30 марта 2009 г. № 19 // Ульяновская правда. 2009. 8 апр.
K.N.Ivanova
The Influence of Qualitative Structure of a Representative Body of a Settlement on the Possibilities of Municipal Body Development
The qualitative structure of deputies of local government representative bodies regarding their professional affiliation is studied (by the example of the Saratov Region). The dependence between the presence of representatives of middle and small-scale business among deputies of settlements and possibilities of municipal body development is shown.
Key words and word-combinations: qualitative structure of a representative body of settlement, municipal body development, middle and small-scale business.
Исследуется качественный состав депутатов представительных органов местного самоуправления по профессиональной принадлежности (на примере Саратовской области). Показана зависимость между наличием в составе корпуса депутатов поселений представителей среднего и малого бизнеса и возможностями развития муниципального образования.
Ключевые слова и словосочетания: качественный состав представительного органа поселения, развитие муниципального образования, средний и малый бизнес.
УДК 31 6.334.3:323(470+571 ):352/353 ББК 60.561:66.3(2Рос):66.3(0),124
К.Н. Иванова ВЛИЯНИЕ
КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ПОСЕЛЕНИЯ НА ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
I I а современном этапе социально-экономических, политических и демократических преобразований в России накоплен довольно обширный опыт их реализации. В частности, практическое осуществление положений Федерального закона № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] привело к организации на территории страны новой системы местного самоуправления. В соответствии с данным Законом (гл. 12) для
адаптации местных сообществ к работе в новых социально-экономических и политических условиях во многих субъектах РФ было реализовано право на установление переходного периода [1], то есть избрана поэтапная модель передачи полномочий вновь образованным поселениям. С 1 января 2009 г. положения названного Закона стали осуществляться в полном объеме: муниципальные образования приступили к исполнению поселениями всего перечня вопросов местного значения.
Как показывает практика, поселения «оказались лишенными реальных ресурсов, вынуждены действовать в условиях явного недостатка финансовых средств» [2]. Однако работа органов местного самоуправления, особенно на уровне поселений, являясь адресной и локализованной, требует быстрой и адекватной ответной реакции со стороны администрации муниципального образования на возникающие у населения проблемы. Поэтому в условиях бюджетной финансовой необеспеченности представляется актуальной для муниципальных органов власти необходимость самостоятельного нахождению источника дополнительных ресурсов развития поселения.
На наш взгляд, при выборе между внутренними и внешними источниками развития поселения акцент должен быть сделан в пользу внутренних. Одним из таких резервов может стать персональный состав представительного органа поселения. Качественный состав представительного органа поселения влияет на возможности развития муниципального образования: чем выше доля в составе корпуса поселковых депутатов представителей малого и среднего бизнеса, тем выше шансы муниципального образования, даже не имея достаточной финансовой базы, решить вопросы местного значения поселения, определенных статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Проблеме качественного состава представительного органа муниципального образования уделяется большое внимание как государственной властью, так и ведущими российскими научно-исследовательскими структурами. Так, Президент РФ Д. А. Медведев определяет обозначенную проблему как ключевую в муниципальной реформе, указывая на недостаточно высокий уровень и качество представительства во власти [3]. Его слова подтверждают эксперты Института современного развития, считая, что «пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления местной власти. Действия в этом направлении -первое и главное условие развития прямой демократии на местах» [2]. Такого же мнения придерживается Центральная избирательная комиссия РФ, которая в своих материалах, посвященных вопросам формирования органов местного самоуправления в России, указывает, что «недостатки и проблемы в формировании и работе органов местного самоуправления могут негативным образом отразиться на состоянии всего общества» [4].
Следует отметить очевидную схожесть позиций: от качественного состава представительного органа местного самоуправления зависит определение основных направлений развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности. Оценочные и теоретические рассуждения подкрепляются и эмпирическими данными. В июле 2009 г. нами был проведен
анализ состава представительных органов местного самоуправления поселений Саратовской области, избранных в октябре 2008 г. Основу исследования составили данные Министерства регионального развития Саратовской области.
Приведенные далее данные о профессиональной принадлежности депутатов поселений (табл. 1) показывают, что основу всех представительных органов поселений (около 50%) составляют представители интеллигенции: работники учреждений образования, здравоохранения, культуры.
Таблица 1
Профессиональная принадлежность депутатов представительных органов поселений (по итогам выборов, прошедших в октябре 2008 г.), %
№ п/п Муниципальный район Работники бюджетной сферы Предпри- ниматели (бизнес) Работники коммерческих организаций Пенси- онеры Безра- ботные Иное
1 Александрово- Гайский 58,7 14,7 22,7 0,0 4,0 0,0
2 Аркадакский 64,0 12,0 17,3 1,3 4,0 1,3
3 Аткарский 52,3 14,1 24,2 3,4 6,0 0,0
4 Б-Карабулакский 57,8 14,1 25,9 0,7 0,7 0,7
5 Балаковский 47,9 11,7 33,0 1,6 5,9 0,0
6 Балашовский 37,2 34,5 16,9 6,8 4,7 0,0
7 Балтайский 67,5 12,5 20,0 0,0 0,0 0,0
8 Вольский 59,0 8,6 25,9 3,6 2,9 0,0
9 Воскресенский 41,9 16,1 25,8 6,5 9,7 0,0
10 Дергачевский 59,5 10,8 26,1 0,9 2,7 0,0
11 Духовницкий 40,9 36,4 18,2 0,0 4,5 0,0
12 Екатериновский 38,4 39,2 11,2 7,2 2,4 1,6
13 Ершовский 43,2 17,6 28,4 3,4 7,4 0,0
14 Ивантеевский 59,5 9,5 29,8 1,2 0,0 0,0
15 Калининский 34,1 44,4 16,3 2,2 2,2 0,7
16 Красноармейский 51,5 20,5 18,1 4,7 3,5 1,8
17 Краснокутский 41,5 36,3 16,3 0,7 3,7 1,5
18 Краснопарти- занский 57,9 21,1 17,1 1,3 2,6 0,0
19 Лысогорский 48,2 37,3 9,1 3,6 1,8 0,0
20 Марксовский 49,4 25,3 22,8 0,0 1,3 1,3
21 Новобурасский 55,7 20,3 15,2 1,3 5,1 2,5
22 Новоузенский 55,6 17,9 24,8 0,0 1,7 0,0
23 Озинский 67,0 13,0 11,3 0,0 7,0 1,7
24 Перелюбский 45,9 21,6 22,5 5,4 2,7 1,8
25 Петровский 54,3 27,1 18,6 0,0 0,0 0,0
26 Питерский 37,7 46,8 9,1 2,6 3,9 0,0
27 Пугачевский 38,1 24,8 30,1 2,7 4,4 0,0
28 Ровенский 57,7 15,4 9,0 7,7 10,3 0,0
Окончание табл. 1
№ п/п Муниципальный район Работники бюджетной сферы Предпри- ниматели (бизнес) Работники коммерческих организаций Пенси- онеры Безра- ботные Иное
29 Романовский 62,0 15,2 19,0 1,3 2,5 0,0
30 Ртищевский 35,9 35,9 26,9 0,0 1,3 0,0
31 Самойловский 66,3 21,3 11,3 0,0 1,3 0,0
32 Саратовский 53,1 23,5 14,3 3,1 6,1 0,0
33 Советский 46,6 35,2 13,6 1,1 3,4 0,0
34 Татищевский 51,4 20,2 17,4 4,6 3,7 2,8
35 Турковский 44,4 28,4 17,3 1,2 4,9 3,7
36 Федоровский 61,9 20,9 8,2 4,5 4,5 0,0
37 Хвалынский 45,1 18,3 30,5 1,2 4,9 0,0
38 Энгельсский 22,5 28,2 47,2 1,4 0,0 0,7
Итого 49,5 22,9 20,9 2,5 3,6 0,6
Второй по численности профессиональной группой в составе депутатского корпуса оказались представители среднего и малого бизнеса (около 44%): руководители хозяйств и предприятий (22,9%) и работники коммерческих организаций (20,9%). Прочие социально-профессиональные группы представлены незначительно: пенсионеры - 2,5%, временно не работающие - 3,6%, другие категории - 0,6%.
Отметим немаловажный факт, что в основной своей массе представительные органы поселений демонстрируют достаточно высокую эффективность своей деятельности и в значительной степени способствуют обеспечению социальной стабильности в муниципальных образованиях.
Исходя из эмпирических данных, собственных наблюдений и имеющихся теоретических разработок, можно сделать предположение, что оптимальным распределением, построенным на основе профессиональной принадлежности поселенческих депутатов, будет являться соотношение 50% - представители интеллигенции и 50% - представители малого и среднего бизнеса. В этом случае, на наш взгляд, будет обеспечена социально-экономическая и политическая стабильность в муниципальном образовании, но, что особенно важно, будут изысканы внутренние финансово-экономические резервы для развития муниципального образования. Данный тезис подтверждается при сравнении различных (по годам формирования) составов депутатского корпуса (табл. 2).
Полученные результаты практически идентичны результатам в первом примере. Очевидно также сохранение пропорции представительства в составе депутатов выходцев из интеллигенции и малого и среднего бизнеса в соотношении 1:1.
С целью осуществления качественного анализа, исходя из данных табл. 1, выделим районы, в которых присутствует определенное оптимальное процентное соотношение депутатов органов местного самоуправления по профессиональной принадлежности. Наиболее соответствующим данному условию является Марксовский муниципальный район.
Таблица 2
Профессиональная принадлежность депутатов представительных органов местного самоуправления по Саратовской области, %
Сравнительный анализ состава депутатских корпусов
работники бюджетной сферы предприни- матели (бизнес) работники коммер- ческих организаций пенси- онеры безра- ботные иное
Депутаты представительных
органов муниципальных районов (городских округов) 2-го созыва Депутаты 33,6 14,9 44,2 3,5 3,1 0,7
представительных органов поселений (выборы 2008 г.) Среднее 49,5 22,9 20,9 2,5 3,6 0,6
по депутатам ОМСУ на 1 января 2009 г. 47,0 21,6 24,5 2,6 3,6 0,6
Практика показывает, что Марксовский район - один из динамично развивающихся районов с хорошей долей хозяйствующих субъектов и привлекательным инвестиционным потенциалом. Основу экономики данного района составляют промышленное и сельскохозяйственное производства. На его территории действуют два крупных предприятия: заводы «Волгадизельаппарат» и «Агат»; на базе крупнейшего в Саратовской области массива орошаемых земель сложилась специализация зерноживотноводческого направления с овощеводством и кормопроизводством [5].
Доля предпринимателей и представителей бизнеса в числе депутатов поселений Марксовского муниципального района составляет 25,3% (что выше в среднем по области). По нашему мнению, это и есть тот дополнительный потенциал муниципального образования, который обеспечивает позитивную динамику социально-экономического развития. Весомая доля представительства среднего и малого бизнеса в депутатском корпусе поселений расширяет возможности развития муниципального образования в целом. Депутаты - выходцы из предпринимательской среды способны оказать практическую помощь при решении вопросов местного значения. В свою очередь, муниципальное образование заинтересовано в создании условий для развития среднего и малого предпринимательства. Подобного рода социальный симбиоз наглядно показывают практические примеры и в других муниципальных районах области: Екатериновском, Калининском, Питерском, Советском, Лысогорском, Энгельсском и Ртищевском.
Даже при недостаточном уровне финансовой обеспеченности расходных полномочий для решения вопросов местного значения (данный показатель в
среднем по Саратовской области составляет 47%) - что не может в соответствии с действующим законодательством являться причиной неисполнения тех или иных вопросов местного значения органами местного самоуправления -первоочередные и наиболее значимые проблемы населения решаются самостоятельно администрацией муниципального образования с привлечением сторонней силы в лице предпринимателей и работников коммерческих предприятий, которые помогают финансовыми, техническими и другими видами ресурсами. Так, во всех муниципальных образованиях области имеются примеры, когда благодаря привлечению техники (трактор, машина, бульдозер, спецтех-ника) были решены проблемы муниципального образования (произведена замена труб в сети водоотведения муниципального образования, произведено грейдерование дороги, вывезен мусор и многое другое).
Проведенный нами анализ эмпирического материала свидетельствует, что долевые показатели участия депутатов представительных органов местного самоуправления по профессиональной принадлежности являются не просто формальным индикатором социально-экономической ситуации в муниципальном районе и поселении. Они также означают, что власть создает условия для развития предпринимательства и производства, и в определенной степени характеризуют работу руководства муниципалитетов по поиску внутренних источников для развития муниципального образования.
Данный вывод не противоречит и основам экономической теории в отношении внутренних и внешних факторов развития предпринимательской деятельности [6, с. 152]. Внутренние факторы касаются личностных особенностей индивида, решившего заниматься предпринимательской деятельностью, а внешние факторы (окружающая рыночная среда, законодательные основы общества, экономическая, финансовая и налоговая политика государства, а также общественно-политическая и морально-нравственная макроэкономическая среда) фактически служат индикатором отражения благоприятной экономической среды, которую создают другие участники рынка и органы власти. Поэтому там, где условия для развития предпринимательства благоприятнее, предпринимательская деятельность более развита. В преломлении на муниципалитеты это значит, что диалог между субъектами предпринимательства и органами местного самоуправления, участие предпринимателей в муниципальных представительных органах способствуют повышению ресурсной базы местного самоуправления, создают предпосылки позитивного решения вопросов местного значения и развития муниципальных экономик.
Безусловно, там, где создаются условия для предпринимательской деятельности, где при организации муниципального избирательного процесса должное внимание уделяется качественному составу кандидатов в депутаты представительного органа поселения и в таком качестве привлекаются руководители предприятий и организаций, муниципалитеты получают дополнительные внутренние источники самообеспечения. В конечном итоге это означает, что такие муниципальные образования в условиях бюджетной финансовой недостаточности имеют больше шансов решить первоочередные проблемы населения и располагают более широкими возможностями для развития.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2009. № 19. Ст. 2280.
2. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг.: ана-лит. докл. / подгот. сотрудниками Ин-та совр. развития. URL: http://www.riocenter.ru/ru/programs/ doc/3928
3. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ, 5 ноября 2008 г. URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml
4. Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации (по сост. на 1 марта 2009 г.): аналит. зап. / подгот. членами Центральной избирательной комиссии РФ. URL: http://www.cikrf.ru/newsite/news/actual/2009/07/20/book_dem.jsp
5. Марксовский муниципальный район Саратовской области: [сайт Правительства Саратовской области]. URL: http://www.saratov.gov.ru/region/municipal_areas/marks.php
6. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
E.V. Bakhanova Expert Methods in Estimation of Local Government Heads Activity
The main principles of and approaches to expert estimation of heads of municipal bodies activity are analyzed. On the basis of the conducted research the proposals on perfection of the estimation procedure are formed.
Key words and word-combinations: municipal body, expert poll, local government bodies heads administrative activity model.
Анализируются основные принципы и подходы к экспертной оценке деятельности руководителей муниципальных образований. На основе проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию процедуры оценки деятельности руководителей муниципальных образований.
Ключевые слова и словосочетания: муниципальное образование, экспертный опрос, модель управленческой деятельности руководителей органов местного самоуправления.
УДК 316.354:351.354 ББК 60.561.1
Е.В. Баханова
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
^Организация системы и разработка технологий местного самоуправления занимает значительное место в совершенствовании системы управления в субъектах РФ. Базовые принципы и нормативные основы деятельности местных сообществ закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] и региональных актах.
Претерпев с 2003 г. около тридцати поправок и дополнений, указанный Федеральный закон обобщил региональную специфику. Руководители органов муниципальной власти, сити-менеджеры получили достаточ-