Научная статья на тему 'Влияние качества конечного продукта на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта'

Влияние качества конечного продукта на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКТ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КАЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЗАТРАТЫ / СИСТЕМА / МЕТОДИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / PRODUCT / FINANCIAL PERFORMANCE / QUALITY / ECONOMIC ENTITY / CRISIS / LOSS MINIMIZATION / CONSUMER / COST / SYSTEM / TECHNIQUE / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнайдер Виктор Викторович

В статье раскрываются особенности влияния качества конечного продукта на результат финансово-хозяйственной деятельности. При этом качество конечного продукта может быть различным. Потребитель готов платить лишь за ту продукцию, которая полностью отвечает его требованиям, он не заинтересован платить за «исправления» потенциальных дефектов, обнаруженных в процессе производства. Производитель же, наоборот, все возможные потери и связанные с исправлением выявленных несоответствий готов возложить на потребителя помимо тех затрат, которые были произведены чтобы создать продукт. Для решения конфликта необходимо иметь четкое представление о суммах, расходуемых предприятием на устранение дефектов, которые отражаются в калькуляционной себестоимости продукции или же списываются на финансовый результат. Реализовать это возможно только при наличии у предприятия методики учета затрат на качество. Необходимо ввести четкие определения категорий «себестоимость» в разрезе формируемого качества и «затраты на качество». Существующие методы учета и анализа затрат не в полной мере соответствуют потребностям высшего руководства в учетной информации и принятия решения на снижение затрат. В связи с этим возникает необходимость в разработке и совершенствовании системы и методик анализа управленческого учета для дальнейшего целенаправленного снижения затрат. Необходимость разработки системы учета затрат на качество продукции, встроенного в процессы предприятия, отсутствие методики оценки категории затрат на качество в управленческом учете, недостаточная проработанность теоретических и практических положений определили цель и задачи данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE AS A FINAL PRODUCT ON THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE ECONOMIC ENTITY

The article describes the features of the influence of the quality of the final product on the result of financial and economic activity. The quality of the final product may vary. Consumers are willing to pay only for the products that fully meet their requirements; he is not interested to pay for the «correction» of potential defects detected in the production process. Manufacturer on the contrary, all the losses and the associated correction of the nonconformities, ready to place the consumer in addition to those costs, which have been made to create a product. To resolve the conflict, you must have a clear idea of the amounts spent by the enterprise on elimination of defects that are reflected in the calculation of production costs or charged to the income statement. To realize this is possible only if the enterprise accounting treatment on the quality of expenditure. It is necessary to introduce a clear definition of the categories «cost» in the section formed by the quality and the «cost of quality». Existing methods of cost accounting and analysis did not fully meet the needs of senior management in the account information and the decision on the reduction of costs. In this connection there is a need for the development and improvement of the system and management accounting methods of analysis for further targeted cost reductions. The need to develop a cost accounting system on the quality of products, built-in enterprise processes, the lack of methodology for assessing the cost categories on quality in management accounting, inadequate attention to the theoretical and practical provisions have identified the purpose and objectives of this article.

Текст научной работы на тему «Влияние качества конечного продукта на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта»

16. Рахмонов К. Р. Организационно-экономические механизмы управления земельными ресурсами в условиях углубления аграрных реформ. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2011. № 2 (7). С. 12-14.

17. Соломяная Н. В. Оценка эффективности использования земли в сельском хозяйстве Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2010. № 3. С.40-43.

18. Синюков М. И., Обуховский В. М., Гран-дицкий П. А. и др. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Колос, 1978. 463 с.

19. Ткач А. В., Степанов А. А., Илюхина Р. В. Методика определения эколого-экономической эффективности сельскохозяйственного производства. М. : ВНИЭСХ, 1992. 28 с.

20. Ушачев И. Г. Внутрихозяйственные экономические отношения в сельскохозяйственных предприятиях АПК : экономика и управление. 2004. № 5. С. 3-12.

21. Челинцев А. Н. К вопросу о предмете, задачах и методах организации сельского хозяйства АПК : Экономика, управление. 2002. № 2. С. 68-73.

22. Шалагина О. Г. Организация рационального использования земли. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. № 2 (28). С. 69-75.

23. Яковлев Б. И., Яковлев В. Б. Организация производства и предпринимательство в АПК. Учебник. СПБ. : ООО «Квадро», 2013. 480 с.

24. Министерство сельского хозяйства РФ http: //www .mcx.ru/navigation/newsfeeder/show/355.ht m (дата обращения 15.12.2015).

25. Сайт Россельхознадзор http://www.fsvps.ru /fsvps/news/12895.html (дата обращения 15.12.2015).

26. Научно-практические основы систем земледелия Нижегородской области / Под ред. В. П. Заикина. Н. Новгород : Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 491 с.

УДК 338.001.36

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА НА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

© 2016

Шнайдер Виктор Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Самарский институт Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Самара (Россия)

Аннотация. В статье раскрываются особенности влияния качества конечного продукта на результат финансово-хозяйственной деятельности. При этом качество конечного продукта может быть различным. Потребитель готов платить лишь за ту продукцию, которая полностью отвечает его требованиям, он не заинтересован платить за «исправления» потенциальных дефектов, обнаруженных в процессе производства. Производитель же, наоборот, все возможные потери и связанные с исправлением выявленных несоответствий готов возложить на потребителя помимо тех затрат, которые были произведены чтобы создать продукт. Для решения конфликта необходимо иметь четкое представление о суммах, расходуемых предприятием на устранение дефектов, которые отражаются в калькуляционной себестоимости продукции или же списываются на финансовый результат. Реализовать это возможно только при наличии у предприятия методики учета затрат на качество. Необходимо ввести четкие определения категорий «себестоимость» в разрезе формируемого качества и «затраты на качество».

Существующие методы учета и анализа затрат не в полной мере соответствуют потребностям высшего руководства в учетной информации и принятия решения на снижение затрат. В связи с этим возникает необходимость в разработке и совершенствовании системы и методик анализа управленческого учета для дальнейшего целенаправленного снижения затрат. Необходимость разработки системы учета затрат на качество продукции, встроенного в процессы предприятия, отсутствие методики оценки категории затрат на качество в управленческом учете, недостаточная проработанность теоретических и практических положений определили цель и задачи данной статьи.

Ключевые слова: продукт, финансовый результат, качество, экономический субъект, кризисные явления, минимизация потерь, потребитель, затраты, система, методика, управленческий учет.

INFLUENCE AS A FINAL PRODUCT ON THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY

OF THE ECONOMIC ENTITY

© 2016

Schneider Victor Viktorovich, candidate of economic sciences, associate professor of department «Accounting, analysis and audit»

Russian economic university G. V. Plekhanov, Samara (Russia)

Abstract. The article describes the features of the influence of the quality of the final product on the result of financial and economic activity. The quality of the final product may vary. Consumers are willing to pay only for the products that fully meet their requirements; he is not interested to pay for the «correction» of potential defects detected in the production process. Manufacturer on the contrary, all the losses and the associated correction of the nonconformities, ready to place the consumer in addition to those costs, which have been made to create a product. To resolve the conflict, you must have a clear idea of the amounts spent by the enterprise on elimination of defects that are reflected in the calculation of production costs or charged to the income statement. To realize this is possible only if the enterprise accounting treatment on the quality of expenditure. It is necessary to introduce a clear definition of the categories «cost» in the section formed by the quality and the «cost of quality».

Existing methods of cost accounting and analysis did not fully meet the needs of senior management in the account information and the decision on the reduction of costs. In this connection there is a need for the development and improvement of the system and management accounting methods of analysis for further targeted cost reductions. The need to develop a cost accounting system on the quality of products, built-in enterprise processes, the lack of methodology for assessing the cost categories on quality in management accounting, inadequate attention to the theoretical and practical provisions have identified the purpose and objectives of this article.

Keywords: product, financial performance, quality, economic entity, crisis, loss minimization, consumer, cost, system, technique, management accounting.

В современной экономике, подверженной колебаниям и изменениям финансово-хозяйственной деятельности, любому предприятию необходимо уметь предвидеть наступление кризисных явлений и направлять свои усилия на минимизацию ущерба или потерь. Основными задачами, стоящими перед топ-менеджерами предприятия, являются задачи управления затратами. Большая часть затрат предприятия связанна с обеспечением требуемого потребителем уровня качества продукции. Способность прогнозировать и искать эффективные методы их снижения направлены на повышение рентабельности и прибыльности их финансового-хозяйственной деятельности.

Вопросы планирования, учета, анализа и оптимизации затрат предприятия и, в частности, затрат на качество продукции широко рассмотрены в трудах многих ученых и практиков. В решение вышеобозначенных вопросов особый вклад внесли исследователи, а в частности: Дж. Джуран, Э. Дэ-минг, Ю. Р. Еналеева, В. В. Ефимов, Е. М. Карлик, Ф. Кросби, М. В. Мельник, П. А. Овчаренко, С. A. Пахомова, И. В. Поправко, С B. Пономарев, Е. С. Сарасеко, Л. E. Скрипко, Г. Тагути, А. Фейген-баум, В. М. Ханин, Т. Н. Харламова и др.

В основном работы этих авторов направлены на разработку или адаптацию методик учета прямых и косвенных затрат на производство продукта,

а также внедрению процессного подхода к анализу и оптимизации затрат. Однако следует заметить, что эти аспекты рассмотрены отдельно, не во взаимосвязи, что указывает на отсутствие единого подхода.

В настоящее время имеется единый подход к определению понятия «затраты на качество», их классификации, методики учета. Среди отечественных предприятий автомобилестроения отсутствует системный подход, определяющий порядок учета затрат на качество в рамках системы менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов ISO 16949 и 9001, главным критерием которых является наличие процессного подхода.

Изменения, происходящие в системах управления производственной деятельностью предприятия, позволяют прибегать к новым трактовкам понятий «учет затрат на производство» и «калькулирование себестоимости продукции» для российского производственного учета [1].

Существующие нормативные акты и разра-бо тки ведущих отечественных и зарубежных специалистов не дают однозначной трактовки методов учета затрат и калькулирования. В то же время большинство известных авторов утверждают, что во всех работах прослеживается общий подход к содержанию этих понятий. Заключается этот подход в организации управленческого учета затрат на

производство, в отборе признаков классификации -затрат, объектов учета затрат (изделий, заказов, этапов обработки, центров возникновения затрат и т. д.), методов отнесения на себестоимость незавершенного производства, готовой продукции, реализованных единиц и списания затрат на финансовый результат предприятия [2].

Еще одним значимым моментом системы управленческого учета является рассмотрение в едином ключе процессов калькулирования себестоимости и учета затрат на производство (в качестве одного процесса учета), связанных с отражением в первичной отчетности информации о произведенной продукции. В этом случае критерии отражения информации во внутренней отчетности (периодичность, цели для управления и т. п.) определяет выбор объектов учета затрат [3-6].

Обычно учет производственных затрат состоит из следующих этапов:

1) первичное отражение использованных в процессе производства ресурсов в местах их возникновения;

2) локализация информации о затратах на производство по местам их возникновения (изделие, операция, технологическая цепочка, участок, цех, центр ответственности и т. д.)

3) локализация информации о затратах на производство по времени и отражения в итоговой себестоимости, себестоимости незавершенной и нереализованной продукции;

4) распределение всех затрат предприятия между производственными подразделениями; отражение общих затрат производства в себестоимости незавершенной, готовой и реализованной продукции;

5) распределение затрат вспомогательных производственных служб между незавершенной и готовой продукцией;

6) учет и оценка незавершенного производства и отходов.

Перечисленные этапы составляют единую систему, отражающую информацию по управлению себестоимостью: учет производственных затрат (1-5 этап); калькуляционный учет (4-6 этап).

Информацией для двух названных видов учета является одна нормативно-справочная информация. Отличие заключается в частоте использования этой информации (в бухгалтерском - чаще; в управленческом - реже). Информация, отраженная в управленческом учете, полученная с мест возникновения носителей затрат (полуфабрикаты, изделия) на всем пути их перемещения внутри производственной площадки (участки, цеха, склады), яв-

ляется необходимой в общем отчете о затратах всех подразделений хозяйствующего субъекта. В случае изменения ценовой политики эта информация будет основным фактором при принятии управленческих решений [7-12].

Такая информация служит источником расчета нормативов выработки и расходов материала, анализа брака, распределения статей затрат как во всем производством в целом, так между отдельными единицами (участки, бригады, рабочие).

Особенно важно, что информация о перемещении любой произведенной единицы позволит оценить потери за весь период нахождения продукта на территории предприятия. Добиться этого можно путем оценки и подсчета фактического количества единиц. Инвентаризация в этом случае позволяет осуществлять одновременно функцию контроля за количеством незавершенного производства, а также быть инструментом оперативного планирования программ производства и закупки материалов. В целях бухгалтерского учета инвентаризация обеспечивает достоверность отражения остатков незавершенного производства и расчет себестоимости готовой продукции [13].

Контроль незавершенного производства должен производиться ежедневно с целью корректировки сменного задания бригад, заказов комплектующих и материалов, графика отгрузки готовой продукции потребителю. В случае если на предприятии производственное задание распределяется по бригадам, то контроль должен осуществляться исходя из последней операции и последнего продукта, произведенного бригадой. Эта же информация должна быть использована при планировании и оценке выполнения сменного задания бригады, согласно которой происходит начисление заработной платы [14].

Контроль незавершенного производства в структурах, выполняющих завершающие операции (контроль, испытания, упаковка, ремонт, доработка), должен осуществляться исходя из журнала регистрации продукции при передаче готовой продукции на склад.

Таким же образом должен быть осуществлен ежедневный мониторинг отгрузки готовой продукции потребителю. Данные этого мониторинга позволят вносить оперативные корректировки в производственную программу. Анализ осуществляется по первичным документам (накладная, упаковочные листы, складские журналы регистрации), которые используются в бухгалтерском учете.

Таким образом, и учет затрат, и калькуляция себестоимости продукции направлены на достиже-

ние одной цели - оценки стоимости продукта и эффективности деятельности предприятия с учетом установленной рыночной цены на продукт. Имеющийся на отечественных предприятиях традиционный учет затрат не позволяет в полной мере дать оценку потенциальной стоимости изделия на этапе заключения договоров на поставку и согласования цен [15].

На практике при формировании сводной информации по учету затрат многие предприятия допускают неточности, связанные с объединением разных по экономическому содержанию затрат, недостоверным расчетом себестоимости продукции. Зачастую контроль за нерациональным использованием ресурсов не ведется, так как отсутствуют первичные источники, из которых можно идентифицировать место возникновения и центр ответственности такого рода затрат. В связи с этим возникают трудности при согласовании или пересмотре цен, так как поставщик не обладает достоверной информацией о себестоимости продукта. Вследствие чего обоснование цены затруднено [16-22].

Сегодня рыночная ситуация такова, что предприятия не просто должны «успевать» за политическими, экономическими и научно-техническими явлениями в мировом сообществе, но уметь опережать эти события. Динамика рынка ставит перед предприятием срезную задачу. Эффективность и устойчивость функционирования предприятия обеспечивается за счет производства качественного продукта, отвечающего требованиям потребителя, постоянного снижения затрат на создание этого качества. Лозунги «качество любой ценой» потеряли свою актуальность. Повсеместное внедрение требований международных стандартов ИСО, начавшееся с периодом оздоровления экономики после распада СССР, привело к тому, что наличие сертификата не является залогом получения финансовых прибылей.

Система менеджмента качества в современном мире должна быть направлена не только на создание качественного продукта, но должна обеспечить функционирование предприятия как единого механизма, в котором каждый элемент направлен на улучшение своей деятельности. Суммарный результат этих действий позволит обеспечить гибкость и снижение затрат, связанных с деятельностью по созданию потребительской ценности. Особую важность приобретает проблема снижения неэффективных затрат на создание требуемого качества (исправление дефектов), и в то же время умеренный рост затрат, связанных с обеспечением «бездефектного» производства. То есть затраты должны стать инвестициями в будущее качество продуктов, процессов, системы менеджмента предприятия. Решение озвученной проблемы требует

уточнения понятийного аппарата и создания классификации затрат на качество.

Качество как термин содержит в себе множество различных характеристик. Многие авторы трактуют его по-своему, отражая тот или иной аспект, который важен для целей их исследования. В то же время качество является универсальным признаком объекта. Обычно качество рассматривается с позиций следующих аспектов: философский, социальный, технический, экономический, правовой. Философский аспект является наиболее обширным определением качества как сущности объекта исследования, обладая которой он становится уникальным и непохожим на другие объекты. Субъективная оценка качества различными категориями потребителей отражает его социальный аспект. Оценка в данном случае будет зависеть от социального статуса человека (уровень жизни, доход, возраст и т. п.). Сегментация рынка также может быть объяснена с позиции социального аспекта качества. Совокупность количественных оценок показателей объекта, определяющих его качество, отражает технический аспект. Потребительская стоимость продукта в зависимости от количественных характеристик объекта определяет экономический аспект качества. Создание нового продукта сопряжено с противостоянием технического и экономического аспектов качества. Существующие стандарты и нормативы, регламентирующие количественные проявления характеристик продукта, отражают правовой аспект качества [23].

В вопросах учета объектом может быть любой продукт, операция, процесс - любой вид деятельности, осуществление которой сопряжено с появлением затрат. Требования потребителя, различных норм, стандартов, регламентов всегда направлены на объект.

Ускорение развития научно-технического прогресса ведет к постоянному росту уровня жизни, что, в свою очередь, порождает все новые потребности у потребителя. Требования и их количество растет с каждым разом, с каждым новым продуктом, появляющемся на рынке [24, 25].

Одной из главных задач коммерческой организации является использование имеющихся у неё в распоряжении ресурсов и их максимальной отдачей в производственном процессе. Значит, необходимость в информации о наличии таких ресурсов является приоритетной. Система управленческого учёта и анализа коммерческой организации позволяет своевременно принимать управленческие решения в части:

- мониторинга изменений рынка;

- непрерывного отражения информации финансово-хозяйственной деятельности;

- состояния имеющихся ресурсов;

- планирования расходов;

- анализа отклонения и выявления факторов;

- привлечения инвестиций;

- стратегии развития.

На основании вышеизложенного, руководителями принимаются эффективные управленческие решения, положительно влияющие на финансовый результат деятельности коммерческой организации.

Система управленческого учета и анализа коммерческой организации - это учет, направленный на минимизацию затрат, максимизацию доходов и, как следствие этого, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

В свою очередь представляется возможным рассмотреть основное содержание стратегического управленческого учета в качестве процесса информационного обеспечения трех составляющих: планирования, анализа и контроля. При этом проводится планирование, количественный и качественный анализ, а также контроль стратегических решений организации с финансовой и с нефинансовой точек зрения. Чёткое выделение данных, составляющих в едином процессе стратегического управленческого учета, является достаточно условным и трудно реализуемым на практике.

Отсутствие системы регистрации и анализа релевантной информации:

- о рынках, на которых коммерческая организация реализует или намеревается реализовывать свою продукцию;

- о конкурентах и их сильных и слабых сторонах в сравнении с данной организацией;

- об основных группах потребителей продукции, производимой организацией, и их относительной прибыльности может стать серьезной проблемой, препятствующей достижению значительных конкурентных преимуществ, а также инвестиционной привлекательности коммерческой организации. В отличие от внутренних данных, необходимых для проведения финансово-экономического анализа коммерческой организации, получение обозначенной выше информации, даже отлично организованной системы традиционного управленческого учета и анализа, как правило, весьма трудоемко, а зачастую просто невозможно. Поэтому проводимый в рамках управленческого учета анализ концентрируется в первую очередь на внешних условиях деятельности организации, в частности на анализе сильных и слабых сторон конкурентов, оценке относительной прибыльности производимых продуктов и основных клиентских групп, а не на традиционной оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом или с планом текущего периода.

Важной особенностью стратегического анализа как подсистемы управленческого учета является то, что данный анализ не концентрируется на эффективности бизнеса в целом, а подразделяет бизнес на отдельные составляющие (компоненты), сосредотачивая внимание на каждой из них, и, следовательно, обеспечивает менеджмент информацией в разрезе заданных компонент. Актуальность анализа изменения рынка, отдельных конкурентов, прибыльности некоторых продуктов, эффективности использования имеющихся ресурсов, а также привлечённых инвестиционных средств выступает на первое место на современном этапе развития экономических отношений. В рамках управленческого учёта и анализа возможно изменение стратегии и мер финансового контроля в соответствии с различными стадиями развития бизнеса, так как в основе данного вида анализа лежит понятие жизненного цикла продукта.

В процессе данного анализа получаемая учетная информация, с одной стороны, позволяет в определенной степени оценить стратегический потенциал организации, а с другой - сравнить альтернативные варианты стратегических инициатив и выбрать из них оптимальную, которая обеспечит организации максимальную финансовую отдачу. Что касается анализа внутренней среды в рамках стратегического управленческого учета, то его роль заключается в первую очередь в выявлении и оценке собственных издержек и сопоставлении их уровня с издержками конкурентов. Разнообразные стратегические решения требуют всестороннего использования аналитических инструментов в части управленческого учета и анализа, призванных содействовать постановке адекватных стратегических целей и реализации выбранной политики развития коммерческой организации.

Таким образом, рынок определяет все более высокие и жесткие требования к качеству продукта, его стоимости и безопасности. Устойчивость предприятия, функционирующего в координатах качество-затраты, определяется его способностями и возможностями к нахождению такого состояния, при котором высокое качество будет достигаться при минимальных затратах.

Качество как многоаспектная категория должно быть рассмотрено с позиций потребителя и производителя. Потребитель, приходя на рынок, хочет получить качественный продукт по меньшей цене, а производитель должен обеспечить не только производство продукта, соответствующего ожиданиям потребителя, но и удовлетворяющее требованиями законодательства, различным регламентам и ГОСТам.

В заключении статьи необходимо отметить то, что качество продукта на современном этапе

развития экономических отношении является индикатором взаимоотношений производителя и потребителя, а итоговое качество продукта позволяет дать комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия и эффективности его функционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]: Учеб.для вузов. М. : Экономисту 2012. 618 с.

2. Палий В., Вандер М. Управленческий учет (с элементами финансового учета) [Текст]. М. : 2009. 288 с.

3. Воронова Е. Системы управленческого учета : развитие в условиях новых методов управления [Текст]// Проблемы теории и практики упр. 2009. № 9. с. 45-52.

4. Gogol M. N. Forming of the system of administrative account on vertically-integrated enterprises // Азимут научных исследований : экономикаиуправ-ление. 2014. № 1. С. 23-26.

5. Ушанов И. Г. Стратегический управленческий учет как информационная основа бизнес-анализа// Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 85-88.

6. Тямусев Д. И. Аналитический учет товаров как составляющая управленческого учета в торговых организациях // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2014. № 3. С. 102-104.

7. Глушков И. Е. Бухгалтерский учет на современных предприятиях [Текст]. Новосибирск : Экор, 2010. 250 с.

8. Михалёнок Н. О., Шнайдер О. В. Значение учетно-информационной системы в финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 62-66.

9. Путихин Ю. Е., Малевская-Малевич Е. Д. Задачи определения и оптимизации размера предприятия // в сборнике : финансовые решения XXI века : теория и практика. Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, 2015. С. 112-117.

10. Локтионов Е. Г. Общетеоретические аспекты управления финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 65-67.

11. Манина М. В., Фролова В. А. Информационная культура как условие финансовой грамотности и снижения рисков домохозяйств // В сборнике : Формирование электронной культуры в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы Сборник научных трудов участников Междуна-

родной междисциплинарной конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 166-171.

12. Никифорова Е. В. Объективно-ориентированный подход к формированию прогнозной финансовой отчётности как основного источника информации об устойчивом развитии экономического субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С.64-67.

13. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета [Текст]. М. : Финансы и статистика, 2012. 144 с.

14. Палий В. Ф. Управленческий учет : организация и функционирование [Текст] // Бухгалт. учет. 2012. № 23. С. 60-65.

15. Карпова Т. И. Управленческий учет [Текст]. М. : Финансы и статистика, 2006. 380 с.

16. Палия В., Вандер Р. Вила. Управленческий учет [Текст]. М. : ИНФРА-М, 2011. 480 с.

17. Алтухова Н. В. Бухгалтерский учет на предприятии как сложная система // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 10-12.

18. Михайлова Д. В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С.125-127.

19. Шнайдер В. В., Коростелева Л. А. Теоретические аспекты механизма ценообразования в современных условиях ведения бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С.190-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Курилова А. А. Использование целевого метода планирования себестоимости в целях повышения эффективности деятельности предприятий автопрома // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 50-54.

21. Киченина Т. Н. Интеграция принципов бухгалтерского учета для негосударственного и государственного секторов управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 78-83.

22. Курочкина О. Н., Чупайда А. М. Техническое переоснащение промышленного предприятия как фактор снижения себестоимости продукции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 54-57.

23. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции [Текст]. М. : АМИ, 1998. 436 с.

24. Окрепилов В. В. Управление качеством [Текст]: Учебник для вузов. 2-е изд. // М. : Изд-во «Экономика», 1998. 639 с.

25. Асанов А. Н. Концепция формирования инновационной системы управления организацией, ориентированной на качество продукции // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 88-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.