УДК 37.047
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЕГЭ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Н.С. Землянухина, П.С. Кузнецов Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов, Россия
Аннотация. В статье показано, что ключевым фактором, определяющим профориентацию современного школьника, являются обязательные экзамены ЕГЭ по математике и русскому языку Необходимость получения высоких баллов по данным экзаменам для последующего зачисления в вуз вынуждает выпускника изменять свой профессиональный выбор в пользу специальностей с более доступными перспективами поступления. Выражается поддержка изменению обязательных профильных экзаменов ЕГЭ для непрофильных вузов: по математике - на базовый, по русскому языку - на сочинение в рамках школы. Внесены предложения по изменению школьной программы по русскому языку в целях повышения профессиональной и трудовой ориентации выпускников. "Предложено при замене обязательных экзаменов ЕГЭ по математике и русскому языку на базовые ввести обязательный экзамен по информатике, как наиболее востребованной школьной учебной дисциплине со стороны работодателей и работников различных профессиональных сфер
Ключевые слова: профориентация, ЕГЭ, обязательный экзамен, профильный экзамен, базовый экзамен, выпускник школы, математика, русский язык, информатика, профессиональная востребованность.
Важнейшими факторами профориентации традиционно являются востребованность профессии, ее социальный престиж, достойная оплата труда, возможность карьерного роста, профессиональные льготы. Однако в современных условиях все эти мотивы отходят на второй план, уступая определяющее место в принятии решения о выборе профессии новому фактору, вузовскому образованию и обязательному условию поступления в вуз - ЕГЭ. Логика рассуждений выпускника и его родителей проста и безальтернативна. Школа за 11 лет обучения никаких профессиональных знаний и навыков не дает, система начального и среднего профтехобразования практически прекратила свое существование, и все профессиональное образование перешло к вузам. Сохранившиеся средние специальные профессиональные образовательные учреждения (техникумы, колледжи) интегрированы в структуру вузов, их количество незначительно и постепенно снижается. Таким образом, основным типовым профобразовательным учреждением является вуз.
В современном российском обществе наличие высшего образования стало обыденной нормой, отклонение от которой сильно ограничивает жизненные возможности и снижает социальный статус. Вместе с тем, само понятие высшего образования утратило былую четкость: разделение на бакалавров и магистров ничего кроме путаницы не принесло. Лавинообразный рост числа вузов и их последующая ликвидация, изменение статуса ряда «классических» вузов на филиалы с перспективами дальнейшей оптимизации, монополизация подготовки кадров по ряду профессий отраслевыми монополистами с присвоением самим себе статуса «профильных» вузов (например, в структуре РЖД), расширяющаяся коммерциализация вузовского образования, изменили традиционную профориентацию на «вузориентацию». Поступление в вуз и его успешное окончание в современных условиях является практически единственным формальным (задокументированным) способом приобретения профессии как важнейшего условия, но не гарантии, последующего трудоустройства. Работодатель при приеме на работу требует наличие вузовского диплома, даже по рабочим местам, не требующим высшего образования, например, продавца.
Существующие в некоторых крупных, в том числе, транснациональных, корпорациях системы профподготовки (теоретические курсы, семинары, стажировки, мастер-классы) не являются полноценным профессиональным образованием, осуществляются исключительно в текущих интересах даже не всей корпорации, а ее отдельных подразделений, признаются только в рамках данной корпорации и не могут выступать альтернативой вузовскому профобразованию.
Вузоориентация сводится к выбору бюджетных мест, а при их отсутствии или недоступности, стоимости обучения. Понятно, что наибольшей привлекательностью и спросом обладают именно бюджетные места, прием на которые, определяется показателями баллов ЕГЭ, что и определяют, во многих случаях, итоговый выбор конкретного вуза и специальности. Таким образом, типовая современная профориентация сводится к следующей логической схеме: выбор вуза/специальности, подготовка к сдаче ЕГЭ по соответствующим дисциплинам.
Выбор вуза/специальности, осуществляется двумя типовыми стратегиями: профессиональной и проходной. Профессиональная стратегия основана на подготовке к выбранной специальности, или нескольких схожих специальностей, в рамках одного профессионального направления. Специальности с недосягаемым для выпускника количеством баллов ЕГЭ либо не рассматриваются вовсе, либо «штурмуются» посредством внешкольной подготовки (часто с привлечением вузовских преподавателей) в ущерб остальным школьным дисциплинам, семейному бюджету, а часто и здоровью школьника. Готовятся также запасные варианты вуза/специальности с меньшим проходным баллом, часто вообще не имеющие отношения к выбранному базовому направлению, на которые также планируется подать документы.
Проходная стратегия заключается в определении перечня специальностей, на которые выпускник был бы зачислен по результатам предыдущего года, проходной балл берется из интернета и сравнивается с результатами тренировочных тестов выпускника. Из полученного перечня выбирается одна или несколько приемлемых специальностей, на которые планируется подать документы.
Профессиональная стратегия амбициозна и рискованна, проходная уверенно достижима. На практике (по результату) принципиальной разницы между данными стратегиями нет (различия при планировании и подготовке), так как после получения реальных результатов ЕГЭ стратегии могут быть полностью изменены.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по выбранным дисциплинам является самым показательным элементом деятельной профориентации. Условия таковы, что даже при выборе самой желаемой специальности подготовка к ЕГЭ осуществляется в условиях сильной амбивалентности, так как независимо от специальности и вуза в ЕГЭ включены обязательные для всех поступающих предметы - русский язык и математика (частично). Если профильные для выбранной специальности дисциплины интересны и легче усвояемы для многих выпускников, а для некоторых вообще не представляют особой сложности и не требуют интенсивной подготовки, то обязательные предметы могут являться проблемой, которая в ряде случаев непреодолима. Трудность в том, что в связи с высокой конкуренцией по нелюбимой дисциплине необходимо набрать высокий балл, в противном случае даже максимальный балл по профильной дисциплине может оказаться недостаточным для зачисления. Наличие обязательных дисциплин выступает еще одним определяющим мотивом по отказу от профессиональной стратегии в пользу проходной.
Наличие обязательных к сдаче дисциплин вовсе не является еще одним недостатком массово критикуемой методики ЕГЭ. Это чисто политические (идеологические, патриотические, общекультурные) требования действующей власти к образованию, которые являются предметом продолжающейся в российском обществе дискуссии и в любой момент могут быть изменены, так наиболее часто выдвигаются предложения по включению в число обязательных дисциплин истории, в дополнение к имеющимся экзаменам или взамен. Подобные обязательные дисциплины были и в СССР: сочинение и математика (частично) в школе и марксистско-ленинская философия, политэкономия, научный коммунизм, история КПСС в вузе.
В 2015 году наметились перспективы решения проблемы обязательных для поступления в вуз дисциплин и сделаны важные изменения. Уже решен вопрос о разделении экзамена по математике на уровни: базовый и профильный. Базовый уровень содержит обязательный минимум математической грамотности, при не достижении которого, выпускник не может претендовать на получение высшего образования. Данная норма не выходит за рамки школы и аналогична оценке «два» в советском аттестате зрелости. Критическое значение базового уровня, планируемое на 2016 год (27 баллов после
пересчета первичных баллов), достижимо для большинства выпускников без особых дополнительных усилий и не влияет на совокупный результат ЕГЭ. Фактический отказ от обязательности профильной математики усугубленной необходимостью набора высокого балла переводит в число востребованных ряд специальностей которые многими выпускниками ранее не рассматривались.
Наметились изменения и в обязательности экзамена по русскому языку - введена норма написания итогового сочинения, при неудовлетворительных результатах которого поступление в вуз также невозможно, однако пока без отмены ЕГЭ по русскому языку.
Главное возражение против обязательных для всех специальностей экзаменов при поступлении в вуз заключается в их несоответствии (или незначительном соответствии) содержанию большинства приобретаемых профессий. Тезис о приоритете грамотности, знании русского языка для каждого специалиста с высшим образованием представляется правильным только на первый взгляд. Так врач-иностранец вообще не знающий русского языка, но успешно излечивающий больных, будет пользоваться большим авторитетом и иметь много русско-язычных клиентов, в отличие от обратной ситуации. С другой стороны, обучение в российском медицинском вузе студента не полностью понимающего русский язык в группе для русско-язычных студентов, едва ли будет результативным. Количество ограниченно владеющих русским языком граждан, как РФ, так и СНГ, претендующих на получение высшего образования в российских вузах велико. Следовательно, в данном контексте, «языковое сито» выполняет важную защитную функцию и ее необходимо сохранить в равнодоступном, недискриминационном по национальному или любому другому признаку виде. Простым и эффективным решением проблемы представляется разделение экзамена по русскому языку на обязательный для всех поступающих базовый уровень и профильный по выбору вузов.
Проблемы ЕГЭ по русскому языку не ограничиваются только рассмотренным аспектом. Большие сомнения вызывает содержание экзамена перенасыщенного сложными грамматическими конструкциями и лингвистической терминологией в ущерб прагматических вопросов языкового выражения мысли и понимания устных и письменных текстов. При всей важности проблемы грамотности она принципиально уже решена посредством широкого применения текстовых редакторов, а вот формулировать мысли, идеи компьютер пока не способен. Конечно же, это не оправдывает выпускника школы читающего и пишущего с ошибками, он не должен стать студентом. В этой связи возврат к классическому сочинению как обязательному элементу языкового контроля является верным решением.
Есть замечания и к самой школьной образовательной программе по русскому языку - она построена с литературным уклоном, совершенно не учитывает интересы будущего работодателя и не дает прагматических знаний и навыков будущему работнику применительно к общим вопросам трудовой деятельности. Так уже первые контакты с работодателем свидетельст-
вуют о неподготовленности к трудовым отношениям (в данном случае языковой) выпускника школы и некоторых вузов неспособного самостоятельно написать даже заявление о приеме на работу, требующего образец и впадающего в ступор при предложении написать заявление в произвольной форме. По непонятным причинам школьная языковая программа игнорирует вопросы делопроизводства, деловой корреспонденции, внутренних документов (должностные инструкции, приказы, служебные записки), подготовки отчетов, докладов и многие другие языковые (устные и письменные) документы и мероприятия необходимые каждому работнику и работодателю. Стоит ли удивляться безразличию работодателя, кадровика к школьным оценкам молодого работника, включая результаты ЕГЭ. Дальнейшая невостребованность полученных при подготовке к ЕГЭ знаний, полученных колоссальным напряжением сил и средств, низводит ценность достигнутых на экзамене результатов до уровня одноразового стаканчика. Перечень отсутствующих в школьной программе по русскому языку актуальнейших языковых вопросов широк и разнообразен. Так применительно к научной сфере это навыки реферирования, цитирования, оформления текстов, сносок, библиографии и, конечно же, понятие авторства и плагиата. В популярной у молодежи компьютерной сфере проблем связанных с использованием русского языка и вовсе больше чем решений, здесь обучение может объединяться с творчеством, авторством, увлекательной трудовой деятельностью.
Современная ситуация развития такова, что прагматическая значимость как математики, так и русского языка в качестве универсальных составляющих любых видов профессиональной, бытовой, развлекательной деятельности в значительной мере уступает (по крайней мере на данном этапе) новой дисциплине - информатике. Трудно найти сферу деятельности, которой бы не коснулся интернет, электронные коммуникации. Любой работодатель одобрит и высоко оценит навыки и заслуги работника в данной дисциплине. Большинство школьников с удовольствием посещают занятия по информатике, добровольно уделяя этому свое свободное время дома. Именно эта сфера позволяет молодому человеку быстрее почувствовать свою значимость, личные возможности, иметь реальные достижения. В любой современной профессии информационные технологии являются если не определяющими, то существенными и значимость их постоянно возрастает. Специалист по 1Т это уже полноценная достойно оплачиваемая профессия, вероятно наиболее перспективная и динамичная в современных условиях, отличное направление для профориентации.
Таким образом, основным фактором, определяющим фактическую (вынужденную) профориентацию выпускников школ на современном этапе пока еще остаются обязательные к сдаче дисциплины ЕГЭ - русский язык и математика (частично). Данное положение дел искажает естественную мотивацию профессионального выбора соответственно личностных предпочтений, способностей и возможностей выпускника школы. Наметившаяся тенденция замены обязательного профильного экзамена ЕГЭ по математике на
обязательный базовый экзамен (фактически зачет) в рамках школы и введение сочинения (также в форме зачета), в случае решения вопроса с профильным экзаменом ЕГЭ по русскому языку, снизит фактическую зависимость выбора профессии выпускниками школы, от их индивидуальных возможностей набора высоких баллов по данным предметам, в пользу профильных вузовских дисциплин. Целесообразна замена отменяемых обязательных экзаменов ЕГЭ по математике и русскому языку на обязательный экзамен ЕГЭ по информатике как дисциплине широко востребованной практикой современной реализации различных профессий, бытовых отношений, сферы досуга. Предлагается также внесение изменений в школьную программу по русскому языку в направлении смещения чисто литературного уклона в направлении языковой подготовки к последующей трудовой деятельности в различных сферах.
Библиографический список
1. «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования» // Распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015. №794-10.
2. «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» // Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014. № 839.
3. "Об образовании в Российской Федерации" // Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015).
4. http://www.fipi.ru - официальный портал информационной поддержки мониторинга качества образования.
5. http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
6. http://reshuege.ru/ - популярный образовательный портал.
7. http://www.proforientator.ru - популярный профориентационный портал.
8. Фурсов, А. Л. Показатели и методика оценки социально-экономической эффективности системы профориентации населения региона [Электронный ресурс] / А. Л. Фурсов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - №2 (34). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201412/pdf_502 DOI: 10.12731/2218-74052014-2-12 (0.75 п.л.) ISBN 2218-7405
9. Fursov, A.L. System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment // Economics. Society: Se-lected Papers of the Inter-national Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria)/ Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E.Sibirskaya. - Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015. - pp 60-64. ISBN 978-162174-087-2