Научная статья на тему 'Влияние изменений демографического состава потребителей на качество круизных услуг'

Влияние изменений демографического состава потребителей на качество круизных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРУИЗЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / УСЛУГА / КАЧЕСТВО / CRUISE / CONSUMERS / SERVICE / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Н. Л.

Рассмотрены изменения структуры круизных потребителей, влияние, оказываемое на производство круизных услуг, их качество и дифференциацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of changes in consumer demographics on quality of cruise services

The article considers changes in the structure of cruise consumers and reveals an impact on the production, quality and differentiation of cruise service

Текст научной работы на тему «Влияние изменений демографического состава потребителей на качество круизных услуг»

УДК 338.482:314

Н.Л. БЕЗРУКОВА

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО КРУИЗНЫХ УСЛУГ

Рассмотрены изменения структуры круизных потребителей, влияние, оказываемое на производство круизных услуг, их качество и дифференциацию.

Ключевые слова: круизы, потребители, услуга, качество.

The article considers changes in the structure of cruise consumers and reveals an impact on the production, quality and differentiation of cruise services.

Keywords: cruise, consumers, service, quality.

Стремительное развитие круизного сектора международного туризма поставило задачу изучения потребностей круизных туристов. В настоящее время исследования по данной тематике отрывочны и не носят системного характера. Однако по имеющимся научным и в специализированной литературе публикациям представляется возможным сформировать характеристику основных черт круизного потребителя. В данной статье ставится задача обобщить и систематизировать существующую информацию, а также выявить характерные особенности круизного потребителя, позволяющие выстраивать отношения с ним и совершенствовать качество круизной услуги.

Согласно теории М. Портера потребитель представляет рыночную силу, определяющую потенциал рынка и влияющую на его бизнес-стратегию. В оценке качества услуг и обслуживания он проходит несколько уровней контакта. Первый поведенческий уровень связан со средой функционирования компаний, характеризующей ем-

© Безрукова Н.Л., 2018

кость рынка и полезность оказанных услуг [2]. От того, насколько рынок объемен, однороден и перспективен, зависят применяемые стратегии развития компаний, воздействующие на эффективность и качество обслуживания.

За 30-летнюю историю наблюдений за развитием круизного рынка объем потребителей увеличился семикратно, и в настоящее время емкость круизно-го рынка составляет более 27 млн чел. Его потенциал, по мнению экспертов Международной ассоциации круизных компаний, превышает 100 млн человек [6]. Темпы роста самые высокие в туристской индустрии - 8%. Уровень повторных клиентов составляет 65-80% и зависит от сегмента круизного рынка.

Рост рынка изменил социально-демографический состав круизных туристов и структурные пропорции регионов-поставщиков. ХХ в. характеризуется доминированием круизных туристов из североамериканского региона (90%). В XXI в. на «сцену» круизного отдыха приходят другие участники, и доля этого региона заметно снижается (49%). Европа становится вторым

по значимости поставщиком туристов (26%), где 1,5% составляют россияне, на третью позицию выходит азиатский рынок - 15%, затем идут Австралия и Океания - 5% и южноамериканский регион - 3% [1, 6]. Ранее круиз был доступен потребителям только с доходами более 100 тыс. долл. В настоящее время этот вид отдыха стал более демократичным, и около трети потребителей имеют годовой доход менее 20 тыс. долл. По расчетным данным автора, аналогичные пропорции соответствуют и российскому рынку потребителей круизов.

Приход новых потребителей кру-изного продукта побудил компании проектировать круизные суда с учетом особенностей основных пользователей тех рынков, где им предстояло работать. Так, появились суда Joy NCL для китайского потребителя, Britannia Carnival и Anthem of the Seas RCI для европейского рынка, для обслуживания австралийского рынка создана линия P&O Cruises Australia.

Существенные изменения произошли в демографическом составе круиз-ных потребителей. Средний возраст круизного туриста снизился до 49 лет. Самыми молодыми круизерами стали индусы (37 лет), китайцы и россияне (43 года) [6]. Снижение возрастной границы на 16 лет стало возможным благодаря притоку молодых круизе-ров, вовлечению новых рынков, росту доли детей, что ранее было крайне редким явлением. Так, около 14% рынка составляют туристы в возрасте до 20 лет, 36% семейных пар проводят свой отдых в круизе с детьми.

Компания Disney World восприняла это как сигнал к действию и первой создала флотилию, работающую только на обслуживании семейных круизов, являясь единственной в мире, специ-

ализирующейся в данном сегменте. На судах все подчинено потребностям детей и их родителей. Учитывая желание семейных пар в проведении вечерних ужинов в уединении, была введена услуга няни. Увеличение путешествующих детей на других линиях повлекло введение данной услуги на многих судах, которой в настоящее время пользуются 13% семейных круизеров.

Почти четвертая часть круизных потребителей находится в возрасте от 21 до 40 лет [3]. Для них работают многие суда круизных линий: Norwegian Cruise Line, Carnival Cruise Line, Royal Caribbean Int. Речная компания Uni-world создала специальное судно «U» для организации молодежных туров по рекам Европы. На борту гигантских судов создаются площадки для различных возрастных групп, обеспечивая их интересы в развлечениях, в том числе активных, досуге, культурно-познавательных и оздоровительных мероприятиях, что позволяет привлекать и удерживать потребителей.

Второй уровень поведенческой активности связан с потребностью и готовностью совершить следующую покупку услуг, а также с эффективностью передачи информации другим потребителям. В соответствии с проведенными исследованиями 89% потребителей, совершивших круиз, отмечают высокую степень удовлетворенности поездкой, 86% планируют повторить круиз в ближайшие три года, 84% высказали желание рекомендовать круизный отдых своим друзьям [5]. За последние три года осведомленность о круизном отдыхе значительно повысилась. Согласно данным опроса Международной ассоциации круизных компаний, это подтвердили две трети респондентов, 30% отметили, что узна-

ли о широких возможностях экскурсионного обслуживания во время круиза.

Третий поведенческий уровень связан с изменениями предпочтений потребителей и необходимостью создания новых видов услуг. Поколение «GenX1» характеризуется 20%-ной долей одиноких женщин в фертильном возрасте, среди «миллениалов2 их уровень еще выше - от 30 до 70% [8]. Как следствие, появляется новый рынок solo-туристов, и круизные линии серьезно рассматривают его потенциал. Компания NCL вводит новую концепцию на своих судах, где предусматривается до 2% номерного фонда нового вида кабин «solo». Чтобы не снижалась эксплуатационная рентабельность, стандарт кабины обеспечивает возможность двухместного размещения. Компании Virgin Cruises и Viking Cruises учитывают тенденции молодых поколений не обременять себя детьми и создают флот под обслуживание потребителей без детей и имеющих возраст не моложе 20 лет.

1 GenX - поколение, рожденное в границах 1965-1980 гг. для США (для России - 19801990 гг.) Социологи ограничивают данную когорту годами рождения 1966-1976. Характеризуются высоким уровнем скептицизма, прагматизма; пережившие в детстве разводы, они с осторожностью создают свои собственные семьи, часто в зрелом возрасте; потворствуют прихотям своих детей; имеют хорошее образование, многие из них имеют собственный бизнес (мелкий или средний), приспособлены к изменениям; ценят баланс между работой и семьей. Следует отметить, что у ученых нет единства в разграничении между поколениями по годам рождения, кроме того существуют различия между группами от страны к стране.

2 Миллениалы (GenY) - поколение, рожденное в границах 1977-1994 гг. (1981-2000), дети сложных технологий, восприимчивы к маркетинговым уловкам; расово и этнически когорта разнообразна; благодаря используемым технологиям они достаточно хорошо сегментированы.

Поколение миллениалов характеризуется высокой степенью пользовательской активности разного рода технологичных коммуникаций. В связи с этим возрастает роль веб-ресурсов, претерпевают изменения инструменты продвижения, поиска круизов и продаж. Они чаще других осуществляют онлайн-бронирования, самостоятельно заказывают экскурсии во время круиза, арендуют транспорт, гостиницы и осуществляют платежи.

Однако влияние цифровых технологий оказывает воздействие и на другие потребительские сегменты круизно-го рынка. Около 70% круизных потребителей используют веб-ресурсы для поиска и сравнения информации, консультаций по круизу и его деталей. В пять раз увеличились поиски через мобильные устройства и приложения. Доля онлайн-бронирований среди кру-изеров составляет 47% [7].

Несмотря на «захват» позиций цифровыми коммуникациями туризма важная роль турагента сохраняется. Это обусловлено ценностью человеческого общения, сложностью круизного продукта, требующего времени на изучение нюансов, тарифов, льгот, бонусов и программ, чтобы выбрать необходимый круиз, а также сохранением 25% доли потребителей старше 60 лет, которые чаще совершают заказы через турагентства.

Произошли изменения в продвижении и информировании круизного отдыха. Круизные и туристские компании поощряют потребителей на обратную связь. Она формируется в форме отзывов, рассказов, фото- и видео репортажей, создания личных страничек, блогов, форумов и других видов информации. Для миллениалов приобретают значимость репортажи и об-

зоры, где центром информации становится сам потребитель как ее достоверный носитель. В выстраивании отношений с ними становятся важными доступные каналы связи, платформы, выстроенные в традициях стандартов корпоративной культуры, а также ресурсы, построенные на понятных для социальных групп коммуникативных основах.

Выпуск новых круизных судов, информирование об их особенностях и преимуществах с помощью современных технологий становятся почти захватывающим сериалом репортажей для потребителей с поэтапным «открытием» информации. Потребители всех возрастов и культур включаются в заданную игру, так как желают максимизировать ценность своего отдыха, а первые рейсы нового судна усиливают этот эффект лучшим соотношением цены и качества, так как тарифы снижены в среднем на 50%. Для большинства путешественников, заранее планирующих свой отдых и бюджет, а таких от 60% среди британцев и немцев до 77% среди французов и австралийцев, условия и методы продвижения нового круизного продукта становятся удобным механизмом, стимулирующим приобретение поездки.

Доведение информации сегментируется по каналам коммуникации: для всех пользователей создается отдельный сайт нового корабля, периодически дополняемый информацией, для молодых потребителей открываются приложения в сетях, блогах, для продвинутых и опытных создаются форумы. Поддержка интереса осуществляется с помощью всевозможных конкурсов, открытых дискуссий, обсуждений по интересующим вопросам. Благодаря обмену мнениями круизная

компания может оказывать влияние на работы, в том числе на качество: дополнить планировку помещений, скорректировать дизайн, выявить нюансы потребительских предпочтений. Часто веб-ресурсы становятся открытыми площадками для голосования по выбору названия для нового судна.

Часть потребительского сообщества избрала для себя роль фристайлера и превратила круизный отдых в бизнес. По данным компании Berkshire Hathaway, 41% молодых путешественников живут в прямом эфире своих путешествий. Около 46% молодых путешественников читают онлайн-обзоры, 32% обсуждают с друзьями, 46% проводят сравнения. Среди старшего поколения показатели составили 10, 17 и 14% соответственно [4].

Поскольку цифровые технологии стали частью жизни потребителей, круизные компании вслед за гостиничным бизнесом энергично начали их внедрять на борту лайнеров. Интеллектуальные технологии обеспечивают персонализированный подход и повышают качество обслуживания потребителя. Бесконтактные браслеты помогают в навигации на больших судах, обеспечивают расчет, бронирование услуг, информирование, контролируют действия всех участников процесса, повышают уровень безопасности. Чтобы удержать интерес молодого поколения на борту, создаются «интеллектуальные галереи» и аттракционы, переводящие на новый уровень сервис и культурно-развлекательное обслуживание.

Произошла смена целей круизного путешествия. Современные путешественники в поездке стремятся получить незабываемые впечатления, стать активными участниками событий, при-

общиться к неизвестной культуре, приобрести новый опыт, испытать сильные эмоции. Как следствие, изменился принцип планирования маршрутов и стоянок в порту. Компании увеличили время стоянок, ввели ночную стоянку в некоторых стратегически важных портах, чтобы туристы полнее насладились впечатлениями от пункта назначения. Они создали собственные «искусственные миры», где туристам предоставляется возможность незабываемого отдыха. Программы маршрутов дополняются заходами в малые порты, которые придают новизну и колорит путешествию. Для миллениалов вводятся новые возможности проведения экскурсий (мобильный консьерж), благодаря чему они получают возможность выбора информации, которая им интересна. Активным туристам обеспечивается аренда велосипедов в порту.

Поколение Х проявляет интерес к направлениям приключенческого и экспедиционного характера: Аляске, Арктике, Галапагосским островам, Океании, Антарктиде. При этом внутри сегмента поколения Х предпочтения распределились следующим образом: 60-летние туристы чаще выбирают круизы на Аляску, 57-летние проявляют интерес к азиатским круизам, 55-летние тяготеют к круизам в канадских водах, 50-летние выезжают в круизы по Северной Европе, а туристы в возрасте 46-49 лет наслаждаются Средиземноморским и Карибским регионом.

Российский бизнес, решая проблемы материально-технического характера, пока предпринимает робкие попытки прислушиваться к голосу потребителя. Результатом отклика на потребителя с доходами нижней границы среднего уровня стал широко обсуждаемый вы-

ход речного лоукостера (Мостурфлот), всколыхнувший круизное сообщество. Однако опыт в первом своем исполнении не получил продолжения из-за противоречий интересов рынка и производителей, ограниченных технологических возможностей и, видимо, ресурсов. В усеченном виде опыт будет внедряться в обслуживание на некоторых речных судах и по определенным маршрутам («Мостурфлот», «ГАМА»).

Устаревшая материальная база, ограниченные средства речных операторов сдерживают внедрение высокотехнологичного сервиса на российских судах. В этом также проявляется и системная проблема: отсутствие либо недостаток соответствующей качественной инфраструктуры на территориях проведения маршрутов речных круизов, способной поддерживать высокотехнологичный сервис. Ее отсутствие негативно отражается на притоке молодых потребителей, который складывается не в пользу отечественного кру-изного рынка.

Изменение пищевых предпочтений потребителей у российских операторов выражено только в организации туров с включением элементов меню национальных блюд народов, проживающих на территориях, пролегающих по маршруту круиза. Приглашения консультантов и специалистов носят единичный характер («Мостурфлот» - традиции чаепития), в то время как западные коллеги (АМА Cruises) развивают это как отдельное направление деятельности.

Ведущие российские речные операторы активно используют веб-ресурсы и мобильные платформы в информировании своих потребителей, осуществлении процедуры бронирования, в работе со своими партнерами.

Отмечается положительная динамика в систематизированной подаче информации по стандартизации сервиса: сайты компаний «Мостурфлот», «ГАМА» представляют страничку классификации эксплуатируемых теплоходов и доступного сервиса на них, что способствует не только информированию потребителя, но и упрощает выбор. Компании экспериментируют

с проведением различных конкурсов в сети.

Учитывая интерес к российскому речному рынку, операторам следует присмотреться к международному опыту работы с потребительским рынком и смелее внедрять его в работу с российским потребителем, что увеличит возможности компаний в процессе повышения качества круизной услуги.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Безрукова Н.Л. Методологические основы развития речного круизного рынка в России: монография. М.: Машбюро, 2014. 168 с.

2. Кондратюков С.В. Модель поведения потребителя на рынке услуг // Омский научный вестник. 2006. № 2. С. 179-181.

3. M. Green Amadeus River Cruises Details Upcoming Millennial Product // TravelAge West, 2018, 20 June. URL:https://www.travelagewest.com/Travel/River-Cruise/Amadeus-River-Cruises-Details-Upcoming-Millennial-Product (дата обращения: 16.08.2018).

4. Maneval N, Pike J. Generation X. // Travel Agent. 2016. 4 April. P. 8-16.

5. North American Cruise Market Report. Cruise Lines International Association Inc. 2015.

6. URL: http://cruising.org/ (дата обращения: 06.08.2018).

7. URL: http://www.us.amadeus.com (дата обращения: 17.07.2018).

8. World Travel Market Report. 2013. P. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.