Шарова Е.И., Коновалова И.П., МГТУ, г. Майкоп
ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
В статье выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов и определена структурная формула оптимальной мотивации. Рассмотрены способы воздействия на учебную мотивацию студентов; одним из которых является привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Авторами представлены результаты лонгэтюдного исследования, проведенного на факультете управления со студентами 3-4 курсов.
Успешность обучения в вузе зависит не только от уровня учебных мотивов, но и от их соотношения в общей структуре мотивации. Сложившаяся к моменту поступления в вуз структура мотивации изменяется в ходе учебной деятельности, причем наиболее оптимальным, по мнению Булгакова А.В., является соотношение, когда уровень внутренней мотивации больше уровня внешней положительной мотивации, которая в свою очередь превышает уровень внешней отрицательной мотивации (ВМ>ВПМ>ВОМ)[1]. Проблема мотивационных детерминант, обусловливающих процесс личностного и профессионального становления будущего профессионала, является в настоящее время одной из актуальных. Динамика профессии (содержание труда, требования к личности работающего и пр.) требует, чтобы профессиональная подготовка специалистов в вузе обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, его успешную адаптацию и профессиональное становление. В настоящее время все более актуальным становится не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и освоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач. Все это тесным образом связано с наличием соответствующей профессиональной мотивации и се развитием у обучаемых.
Проблема учебной мотивации, успешности учебной деятельности студентов широко представлена в исследованиях отечественных психологов (Л.И. Божович. В.И. Ковалев, 1988; Г.А.Давыдов, 1975; Б.А. Зверев, 1975; И.А. Зимняя, 1997; Л.А. Кандыбович, 1982; А.В. Крыленко. 2001; Е.Н. Ильин. 2000; А.П. Скрыпников, 1984, и др.). Наше понимание структуры учебной мотивации в большей степени опирается на подход, предложенный румынским социологом К. Замфир (1983).
К. Замфир исходит из представления о трех аспектах мотивации: внутренняя мотивация (ВМ). внешняя положительная (ВПМ) и внешняя отрицательная (ВОМ).
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого - либо внешнего давления.
К внешней отрицательной мотивации причисляют наказания, критику, осуждения и т.п.
К внешней положительной мотивации относятся: материальное с тимулирование, продвижение по службе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.
Внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворенности учебой и ее результатами наиболее эффективна. Затем по степени положительного влияния идет внешняя положительная мотивация. При этом как внешняя положительная мотивация, так и внешняя отрицательная мотивация по сравнению с внутренней мотивацией обладают меньшей устойчивостью, быстро теряют свою стимулирующую силу [2].
Таким образом, за основу теоретической модели изучаемого явления нами была взята струкгурная формула оптимальной мотивации К. Замфир (соотношение между гремя видами мотивации): ВМ>ВПМ>ВОМ. содержательно дополненная подходами к мотивации учебной деятельности, принятыми в отечественной психологии.
В качестве рабочей гипотезы было принято следующее предположение: структуру мотивации студентов к учебной деятельности можно оптимизировать, путем включения в учебный процесс исследовательских форм работы. По предположению Булгакова А.В. изменение структуры учебной мотивации приведет к повышению успеваемости студентов, повлияет на становление профессиональной идентичности будущих профессионалов.
Эти рекомендации мы использовали в ходе проведения эксперимента со студентами факультета управления. На первом этапе исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. Испытуемым предлагался следующий список учебных мотивов (в скобках указана принадлежность к группе мотивов). Нумерация списка соответствует рангам, присвоенным мотивам учебной деятельности по результатам проведенного опроса студентов.
1. Стать высококвалифицированным специалистом (ВМ).
2. I !олучить диплом (ВПМ).
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах (ВПМ).
4. Получать стипендию (ВПМ).
5. ) (риобрести глубокие и прочные знания (ВМ).
6. Не запускать изучение предметов учебного цикла (ВОМ).
7. Не отставать от сокурсников (ВОМ).
8. Добиться одобрения родителей и окружающих (ВПМ).
9. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ВОМ).
10. Получить интеллектуальное удовлетворение (ВМ).
11. Достичь уважения преподавателей (ВПМ).
12. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ВОМ).
Таким образом, в учебной мотивации студентов превалируют внешние положительные мотивы, далее следуют внешние отрицательные мотивы и внутренние мотивы. Следовательно, структуру мотивации студентов можно представить следующим образом: ВПМ>ВОМ>ВМ.
Для сравнения: ВМ>ВПМ>ВОМ (по К. Замфир).
Такая структура отличается от представленного выше варианта оптимальной структуры (по К.Замфир). В своем исследовании мы решили экспериментально выявить возможность изменения данной структуры мотивации, воздействуя на нее вовлечением студентов в исследовательскую деятельность.
Данные, приведенные в таблице, показывают, что успешность учебной деятельности студентов, занятых научно-исследовательской работой, улучшилась.
Булгаков А.В. утверждает, что при проведении научно-исследовательской работы студент овладевает определенными знаниями в данной сфере, происходит развитие внутренней мотивации молодого исследователя, а столкновения с противоречиями, трудностями стимулируют его познавательную активность. В результате самоутверждения в значимой для себя области происходит повышение его самооценки и. кроме того, повышение значимости внутренних учебных мотивов, что в дальнейшем послужит сильнейшим толчком к развитию и профессиональному совершенствованию [1].
Таблица 1
Средние значения по изучаемым уровням учебной мотивации в экспериментальной
и контрольной группах успешности учебной деятельности
№ п/п Исследуемые параметры, уровни Время воздействия Экспериментал ьная группа Контрольная группа
1 Успешность учебной До 7,6 7,9
деятельности После 8,9 7,9
Внутренняя До 6,6 6,2
1т мотивация После 7,1 6,0
3 Внешняя положи- До 5,8 5,7
тельная мотивация После 5,3 5,7
4 Внешняя отрицательная мотивация . До 5,3 4,2
После 4,1 3,6
В свою очередь сдвиг внешней отрицательной мотивации в сторону уменьшения в экспериментальной группе может быть обусловлен :
1) повышением уровня внутренней мотивации, что выражается в творческом подходе к деятельности и осуществлении деятельности не ради избежания наказания, а ради нее самой;
2) повышением самооценки обучаемых.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза нашла подтверждение. У членов экспериментальной группы произошли изменения в структуре учебной мотивации: она более приблизилась к варианту, при котором наблюдается наибольшая эффективность деятельности: ВМ>ВПМ>ВОМ [2].
Проведенное исследование показало, что успешность обучения в вузе зависит не только от интенсивности, силы и устойчивости учебных мотивов, но и от их соотношения в общей мотивационной структуре, причем наиболее оптимальным является соотношение ВМ>ВПМ>ВОМ.
Главным результатом данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что включение исследовательской работы в учебный процесс оказывает оптимизирующее влияние на учебную мотивацию студентов.
Положительными результатами экспериментальной работы можно считать изменение структуры учебной мотивации студенгов, приближение ее к оптимальной модели, повышение активности в обучении в целом, улучшение успеваемости участников эксперимента.
Литература:
1. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор динамики учебной мотивации и успешности обучения в вузе / А.В. Булгаков // Инновации в образовании. -2002. - № 4. - 62 - 75.
2. Ильин Е.П. Мотивация трудовой деятельности. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Е.П. Ильин; сост. и обшая ред. Л.В. Виною/рова. - СПб.: Питер, 2001.-211с.