проездной платы может фиксировать каждого перевезенного данным парком или депо пассажира. Оплата перевозчика по натуральным показателям принципиально меняет мотивацию ведения его хозяйственной деятельности по сравнению с существующей практикой погашения убытков. При этом принципиально меняется роль предприятия по сбору проездной платы. К функциям сборщика доходов предприятия добавляются функции расчетного центра и расширяются функции контроля за работой перевозчиков. Централизованный контроль продажи билетов, сбора и распределение выручки является эффективным также с точки зрения минимизации потерь, борьбы с подделками и мошенничеством.
Библиографический список
1. Развитие городского общественного пассажирского транспорта (XIX-XX вв.). Историко-аналитический очерк: учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. ГУУ. - М., 2004. - 90 с.
2. Основные этапы развития системы управления отечественным транспортом (эволюция с комментариями). учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. ГУУ. - М., 2007. 73 с.
3. Зарубежный и отечественный опыт управления городским пассажирским транспортом в рыночных условиях: учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Персианова. - М.: ГУУ, 2006. - 63 с.
4. Федоров Л.С., Шуйская О.В. Практика экономической политики, развитие и эксплуатация городского пассажирского транспорта, его управление в зарубежных странах. Научный отчет. - М., 1990.
5. Реформирование городского пассажирского транспорта России. Итоговый отчет по результатам исследования ФГУ «Трансинвест». - М., 2002. - 362 с.
6. Смагина И.Н. Организация перевозок и управление работой пассажирского автомобильного транспорта за рубежом / И.Н. Смагина. - М., 1987. - 60 с.
7. Руководство по нормированию подвижности пассажиров городского транспорта. Методическое пособие для работников организаций транспорта и органов государственной статистики / Э.Е. Мун, Е.С. Москвичев [и др.]. - М., 2005. - 128 с.
8. Weisbuch "Б1е europaische Verkehspolitik bis 2010: Weichenstellungen fur die Zukunft, 2001, s. 8283.
В.М. Свистунов
ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: развитие теории управления в широком понимании ее содержания оказывает влияние не только на управление организацией в целом, но и на осуществление руководства производственными и управленческими подразделениями всех ее уровней в частности. Фундаментальное значение особенностей этого развития как для ученого, практикующего управленца, так и для преподавателя выделяет существенные различия в подходах, оценках, ориентирах.
Ключевые слова: воздействие, цель, организация, развитие, теория, управление.
© Свистунов В.М., 2013
Развитие теории управления социально-экономическими системами в широком понимании ее состава и содержания оказывает существенное влияние не только на управление организацией в целом, но и на осуществление руководства производственными и управленческими подразделениями всех ее уровней в частности. Причем фундаментальное значение особенностей этого развития как для ученого, практикующего управленца, так и для преподавателя управленческих дисциплин выделяет весьма существенные различия в подходах, оценках, ориентирах. Если в науке оно представляет сущность, содержание, результат исследований и разработок, то для практика вся палитра развития теории управления проецируется на штатный инструмент воздействия, а для руководителей нижних уровней освоение и применение ресурсов теории определяются полномочиями, устанавливаемыми или делегируемыми в соответствии с решаемыми задачами. Этим обусловливается не только значение развития теории управления социально-экономическими системами для тех или иных уровней организации, но и востребованность ее разработок представителями всех уровней профессионального сообщества сферы образования.
С этих позиций особенности развития теории управления социально-экономическими системами должны учитываться как на уровне управления, позиционирующем ресурсы менеджмента, которые востребуются и реализуются руководителем как новые научные достижения исключительно в отношении своих непосредственных подчиненных. Именно здесь руководитель и управляющая система в целом объединяются в своем воздействии на управляемую систему организации. Естественно, что ресурсы подчинения становятся здесь непосредственным инструментом менеджмента, вместе с которым руководитель использует и широкий спектр других, например экономических или психологических мер воздействия. Актуальная мобилизация и комплексное применение всего разнообразия ресурсов руководства подчиненными на всех уровнях должны во многом обеспечиваться не только фундаментальностью, но и всесторонностью развития теории управления социально-экономическими системами как в фундаментальном представлении, так и в последующем практическом применении.
Разграничение обоснованности, глубины и специализации разработки состава и содержания направлений развития теории управления социально-экономическими системами по полномочиям и уровням управления организации существенно повышает востребованность исследователями, практиками и преподавателями ее непосредственных и опосредованных результатов. Оно может конструктивно проявляться в виде сочетания принципов, методов, форм установления иерархии, распределения полномочий, введения субординации должностей и подразделений управляющей системы. Решающее значение здесь приобретает распределение агрегаций прав, обязанностей и ответственности по организационной структуре управления с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития. Эта задача содержательно разрабатывается, конструктивно разрешается и практически реализуется соответствующими установками, положениями, программами и т.д., обеспечивающими периодическую модернизацию состава и содержания прав, обязанностей и ответственности.
Актуально разрабатываемые направления развития теории управления социально-экономическими системами особо выделяют принципы мобилизации и использования всего комплекса ресурсов современной организации, раскрывая еще один аспект особенностей ее
содержательного развития [1]. Он заключается в специфичности обоснования системы разграничения полномочий и распределения возможностей их осуществления между руководителями, специалистами и исполнителями функций управления в организации. Это особенно важно для такой специфической социально-экономической организации, как Государственный университет управления, основной состав персонала которого осуществляет научно-образовательную деятельность в форматах поисковых исследований и инновационных курсов обучения.
В связи с этим особенно важно понимать, что реальные тенденции, функциональные проявления и содержательная роль мобилизации и использования ресурсов исследования развития теории управления социально-экономическими системами нуждаются в более детальном определении и комплексном представлении объекта их применения, что, естественно, выделяется в качестве одного из важнейших направлений развития его исследований и разработок. Прежде всего это проявляется в выделении актуальных проблем, обосновании и оценке причин и условий их возникновения, поиске, разработке и предложении неотложных и конструктивных решений совершенствования управления образовательной организацией на основе проводимых в Государственном университете управления исследований.
В наших условиях важнейшей особенностью организации исследований развития теории управления социально-экономическими системами должно стать построение определенной конфигурации взаимосвязей между ее отдельными составляющими, направлениями и перспективами [3]. Именно эти связи во многом и определяют состав, содержание, целесообразность и эффективность применения ее разработок в тех или иных процессах и системах управления конкретной организации. Более того, содержание и использование ряда из этих связей еще далеко не полностью определено, что обусловливает необходимость дальнейшего исследования их влияния на эффективность руководства и управления образовательной организацией. Такая модель становится необходимой конструктивной основой для дальнейшего раскрытия, специализации и применения разработок теории с самыми разнообразными целями, в широком спектре проектирования, проведения и модернизации процессов управления такой образовательной организацией, как университет управления.
Последовательно развиваясь и адаптируясь, современные представления теории управления социально-экономическими системами должны обеспечивать сохранение единого организационного механизма проведения, отражения и восприятия исследований и разработок воздействий реального управления образовательной организацией. Совершенствование, адаптация и использование разработок теории управления конструктивно обусловливают как изначально, так и в конечном счете единство восприятия и понимания руководства организацией, стратегии и тактики ее формирования, функционирования и развития, выбора и применения средств научного обоснования, всестороннего отражения и конструктивного воздействия управления социально-экономическими системами на примере конкретного высшего учебного заведения, строящего единый научно-образовательный процесс.
Реально востребуемое образованием использование разработок теории управления социально-экономическими системами в значительной степени основывается на выделении и исследовании эффективности внутренних и внешних связей организации, их конфигурации и эволюции в ходе осуществления ее жизненного цикла [2]. В реальных условиях процессы и
системы каждой конкретной организации складываются, функционируют и развиваются, отражаясь в объективно, субъективно или смешанно возникающих, реализующихся и трансформирующихся взаимосвязях. Именно эти связи, их конфигурация и содержание в соответствии с действием закона формации определяют основные конфигурации построения современной образовательной организации, а значит, соответствующие модели и механизмы проектирования, построения, организации и проведения конструктивного руководства и эффективного управления ею в современных условиях.
При постановке исследований как актуальных, так и перспективных направлений развития теории управления социально-экономическими системами важно изначально понимать, что восприятие современной организации конструктивно увязывает все ее основные выражения и представляет в виде процесса, системы или механизма, рассматривая статику и динамику функционирования организации в комплексе с развитием теорий и практик других, корреспондирующих с ними областей знаний и сфер деятельности. Наиболее полно такой подход к организации проявляется, опять же, в восприятии и осмыслении стройной и целостной системы закономерностей, принципов, функций и т.д. как комплексной концепции исследования и представления состава и содержания актуальных направлений развития теории управления социально-экономическими системами и перспективных разработок по реализации потенциала их совершенствования и модернизации.
Классическое представление спектра направлений развития теории управления социально-экономическими системами опирается на фундаментальные исследования закономерностей, принципов, методов, средств и форм целенаправленного воздействия, обеспечивающего повышение эффективности функционирования объекта. Наиболее конструктивный функционально-структурный подход к решению такой масштабной задачи формирует широкий спектр направлений и соответствующих им дисциплин, выделяя вместе с традиционными: стратегическую, информационную, кадровую, административную, инновационную и другие перспективные ориентации исследований, раскрывающих ключевую роль креативного потенциала социально-экономических систем в обеспечении успешного функционирования объекта целенаправленного воздействия.
Инновационный подход к постановке и решению таких задач конструктивно обеспечивает выявление нового комплекса взаимосвязанных факторов воздействий, направленных на достижение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности объекта с помощью разнообразных ресурсов развития. Важно понимать, что непосредственными объектами целенаправленного воздействия в этом случае становятся собственно инновация, например в сфере образования, как беспрецедентная разработка и инновационный процесс, как ее преобразование в реально востребованный продукт. При этом очевидно, что собственно инновационная деятельность изначально представляет более широкое понятие, определяемое последовательностью воздействий на разработку, внедрение, освоение в производстве и коммерциализации всего многообразия реальных нововведений, их эксплуатации и тиражирования.
Проводимые в университете исследования показывают, что одним из основных направлений осуществляемого таким образом развития теории управления в образовательных учреждениях становится непосредственная организация инновационной деятельности, фор-
мирующаяся и реализующаяся в процессе создания, освоения распространения и использования новых научных и практических знаний. Ключевая задача научно-образовательных инноваций, использующих достижения теории управления, в этой связи заключается в методическом обеспечении наиболее эффективных процедур организации образовательной деятельности, обеспечения разработки новой научной продукции и ее успешной коммерциализации, что определяет два ее конструктивных начала: маркетинговые исследования потребности рынка работодателей и создание соответствующей интеллектуальной собственности, действительно востребуемой и реализуемой ими.
Очевидно, что в социально-экономической системе современного образования основным производителем такого продукта является непосредственно человеческий капитал и интеллектуальный капитал в целом, определяющие совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, опыта и личностных характеристик профессорско-преподавательского состава, которые непосредственно используются для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей конкурентоспособность университета. При этом именно человеческий капитал выступает в качестве ведущей и генерирующей движущей силы, непосредственно обеспечивающей инновационное развитие университета как социально-экономической системы и ее интеллектуального капитала как основного творческого ресурса его функционирования и развития.
Таким непреходящим значением обусловливается фундаментальная задача научного обеспечения организации и осуществления эффективного управления интеллектуальным капиталом, позволяющего активизировать образовательные процессы, распространения, освоения, закрепления и использования профессиональных управленческих компетенций. Более того, реальные потребности работодателей, радикальные преобразования социально-экономических организаций и всей сферы взаимодействий между ними обусловливают необходимость постоянной модернизации состава и содержания профессиональных компетенций управления [4]. Очевидно, что такая задача должна решаться для каждого из направлений и уровней управленческого образования на основе новейших исследований теории управления социально-экономическими организациями.
Очевидно и то, что инновационная деятельность в образовании изначально должна предусматривать не только обучающие, но и управленческие воздействия, разрабатывать и реализовывать которые должна соответствующая система, способная конструктивно решать даже ранее не встречавшиеся задачи. Теоретическое обоснование построения такой системы, организация и инициатива, распределение задач и функций на разных стадиях развития инноваций образовательного процесса на ее основе обеспечивают успех инновационной деятельности организации в целом. Осуществляемые ею процедуры и структуры создают совершенно необходимую современному образованию среду наибольшего благоприятствования ведению инновационных исследований, проведению экспериментов, разработок, апробаций, внедрению, использованию и, в том числе, рыночной коммерциализации самих инновационных научных решений. Для конструктивного построения такой системы важно понимать, что инновационные изменения, так или иначе, охватывают все сферы деятельности профессорско-преподавательского состава университета, его подразделений и формирований.
В процессе управления совершенствованием важно понимать, что современные подходы, принципы, инструменты и механизмы инноваций достаточно аналогичны в постановке и применении как в образовательных учреждениях, так и в больших компаниях, осуществляющих инновационные проекты. Это понимание обусловило возможность и выявило необходимость разработки, постановки и применения фундаментально обоснованной концепции инновационного развития управления социально-экономической системой. Оно обеспечивает проведение комплексного анализа инновационных подходов, технологий, моделей и методик освоения как традиционных, так и инновационных компетенций управления, а на его основе и синтез модулированных идей в общую концепцию.
Результатом проведенных исследований и осуществления разработок теории управления социально-экономическими системами стало представление принципов построения модели открытой саморазвивающейся, ориентированной на инновации системы управления университетом. Концепция, структура, содержание и ориентация связей такой модели, на наш взгляд, могут стать шагом к реализации подхода к инновационному управлению образованием в целом. В соответствии с основанным на ее принципах инновационным подходом к развитию управления образованием как социально-экономической системой одним из направлений концепции и основным ресурсом разработки инновационных методик управленческого образования является модернизация образовательных технологий, обеспечивающая построение дерева основных и промежуточных целей обучения, его этапов и процедур их реализации в уровневом формате, проектирование теоретической модели непрерывного и целостного процесса обучения, обеспечиваемого соответствующей преемственностью технологий, разработка нормативных представлений о деятельности обучающих и обучающихся и вектора их развития, уточнение механизмов изменений, обеспечение реализации и совершенствования стандартов профессионального образования с участием работодателей, выявление и учет параметров и особенностей управленческого сопровождения и обеспечения на каждом этапе и уровне процесса непрерывного обучения.
Исследования построения образовательного процесса университета и ряда других экономических вузов убедительно свидетельствуют, что основными условиями построения и применения эффективной системы управления, обеспечивающей реализацию инновационных образовательных технологий обучения необходимо выступают: планирование, разработка, адаптация, постановка, применение и модернизация инновационных методик обучения, соответствующих принципам конструктивной организации образовательного процесса, определение, актуализация и выполнение требований оптимизации образовательного процесса и гуманизации учебно-воспитательного взаимодействия, материальное и техническое обеспечение организации и проведения учебного процесса на основе современных инновационных методов и технологий.
Проводимые учеными университета исследования убедительно показали, что структурная реорганизация классических подходов и концепций теории управления социально-экономическими системами действительно должна не только отражать, но и самым непосредственным образом обеспечивать наиболее эффективное представление конструктивного, эволюционного процесса преобразований. Закрепляя достигнутое, содействуя совершенствованию проводимого, обеспечивая поиск лучшего, структурная реорганизация призвана соз-
дать необходимые условия для утверждения теории управления социально-экономическими системами в качестве основополагающей концепции профессиональной подготовки не только по направлению «Менеджмент», но и по другим управленческим направлениям университетского образования. Такой подход фиксирует организацию состоявшегося, не допуская нарушения или деформации стратегии, повторения ошибок, зацикливания или стагнации. В этом наглядно проявляется конструктивное значение постановки и реализации приоритета эволюционного характера развития теории управления социально-экономическими системами применительно к совершенствованию научно-образовательной сферы деятельности.
Библиографический список
1. Антонов В.Г. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / В.Г. Антонов, В.Я. Афанасьев, В.В. Годин [и др.] - М.: ЮРАЙТ, 2013.
2. Богачек И. А. Непознанные закономерности управления / И. А. Богачек. - М.: ИНИ21, 2010. - № 1.
3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 153 с.
4. 4. Райченко А.В. Модернизация компетенций бакалавра и магистра менеджмента // Вестник Университета (ГУУ). - М.: ГУУ, 2013. - № 10. - С. 173-178.
А.А. Сычёв И.В. Никитенко
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»
Аннотация: в статье обосновывается необходимость реанимации такого понятия, как научно-производственная сфера, которая, по мнению авторов, является источником инновационного развития как госкорпорации «Росатом», так и экономики России в целом. Предложены практические рекомендации по управлению научно-производственной сферой атомной отрасли.
Ключевые слова: инновации, научно-производственная сфера, высокотехнологичная госкорпорация «Росатом», управление инновационным развитием.
В последнее время отечественные ученые и политики солидарны во мнении о том, что преодолеть технологическую отсталость последних лет, возможно лишь путем проведения всесторонней модернизации экономики нашего государства. Опыт показывает, что движущей силой модернизационного процесса любой системы являются инновации.
Инновации - основа экономического развития любого государства. В последнее время все говорят о необходимости инноваций, но не применяют данных термин к конкретному носителю. В виду данных обстоятельств вопрос об организации институциональных структур, в которых могли бы протекать инновационные процессы, является очень актуальным на современном этапе как в сфере энергетики, так и в других отраслях экономики Рос-
© Сычёв А.А., Никитенко И.В., 2013