Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НА АРХИТЕКТУРНУЮ ЭСТЕТИКУ'

ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НА АРХИТЕКТУРНУЮ ЭСТЕТИКУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / трансформация пространства / композиционная форма / содержательное начало / инженерная мысль / интерьер / кухня / предметы наполнения интерьера / формальная сфера наследия / design / transformation of space / compositional form / substantive beginning / engineering thought / interior / kitchen / interior filling items / formal sphere of heritage

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Р Ф. Мирхасанов, Л С. Сабитов, И Н. Гарькин

Раскрывается важность внимания в учебной или творческой проектной практике баланса формы и содержания в дизайн — проектировании интерьера. Авторы приводят пример композиционного анализа образцов наследия искусства дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Р Ф. Мирхасанов, Л С. Сабитов, И Н. Гарькин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ENGINEERING FOR ARCHITECTURAL AESTHETICS

The importance of attention is revealed in the educational or creative design practice of the balance of form and content in the design — designing of the interior. The authors give an example of a compositional analysis of samples of the design of design art.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НА АРХИТЕКТУРНУЮ ЭСТЕТИКУ»

УДК 72.03:728.84

ао1:10.55287/22275398_2023_4_198

ВЛИЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НА АРХИТЕКТУРНУЮ ЭСТЕТИКУ

Р. Ф. Мирхасанов * Л. С. Сабитов * И. Н. Гарькин **

* Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

** Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Пенза

Аннотация

Раскрывается важность внимания в учебной или творческой проектной практике баланса формы и содержания в дизайн—проектировании интерьера. Авторы приводят пример композиционного анализа образцов наследия искусства дизайна.

Ключевые слова

дизайн, трансформация пространства, композиционная форма, содержательное начало, инженерная мысль, интерьер, кухня, предметы наполнения интерьера, формальная сфера наследия

Дата поступления в редакцию

30.10.2023

Дата принятия к печати

05.11.2023

Продукты инженерной мысли XIX - XX в. поражали воображение своей машинной эстетикой художников, архитекторов, ученых, обывателей. К примеру, кухонная мебель на камбузах кораблей подсказывала пути развития архитектурной формы, подчинялась законам инженерной конструкции, нивелируя архитектурную эстетику господствовавшего стиля историзма [1, 2]. Функциональность, надежность кухонных и др. конструкций, установленных на транспортных (особенно морских) средствах, подчинялась технике безопасности, проверялась экстремальными условиями длительного плаванья и пребывания в открытом море без связи с землёй (рис.1, 2).

Рис. 1. Hawthorn R & W. Leslie & Со, Ньюкасл.

Судно-госпиталь «Орёл». Кухня (камбуз). Котлы системы Совера. 1890 г.

Рис. 2. Судно-госпиталь «Орёл». 1890 г. http:// www.samoupravlenie.ru/images/voina_601.jpg

Катарина Бичер в 1843 г. издает книгу «Дом американской женщины», где раскрывается современный (на тот момент времени) интерьер кухни близкий по условному изобразительному (созидательному) языку и объемно-пространственной композиции предметов наполнения камбузам судов, плававших в эту эпоху по Миссисипи.

Многие же инженерные решения XIX в. в различных областях деятельности человека имели корни в судостроении того времени, которое можно было охарактеризовать как «наукоемкое» направление инженерной (знаменитое высказывание «Флот—это зеркало экономики»), дизайнерской мысли [3, 4]. Эстетика и архитектурное наполнение в интерьере кухни интересовала моряков на уровне 0 %, а инженерно-конструктивная база присутствует в интерьерах кухни на уровне почти — 100%: интерьер кухни обладает навесными и напольными элементами специальной мебели, имеет прообраз современного центрального отопления, пространство трансформируется, например, использована подвижная перегородка на колесиках, служащая гардеробной и иные специальные принадлежности.

Книга о ведении домашнего хозяйства имела несомненный успех. Женщина любого статуса и положения (как хозяйка или как владелица-госпожа) должна была знать «композиционное» устройство кухни.

Социальная справедливость, борьба за права женщин и чернокожего населения, удовлетворение всех благ и потребностей широких масс соответствуют в том числе целям дизайна того времени. Неудивительно, что соавтором дополненного издания книги «Дом американской женщины» в 1869 г. стала родная сестра Катарины (рис. 3), писательница Гарриет Бичер-Стоу (автор книги «Хижина дяди Тома»), приверженца социалистических (и даже прото-коммунистических) взглядов в переустройстве мира, как и Эрнст Май, и Маргарете Шютте-Лихоцки [5, 6].

Рис. 3 см. на следующей странице

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

* ;

л 2 « *

^ 1

а ■ >

1 £

siü

, S Ш X

О &

1_ го

S ГО LÜ 1

< s и s

. о

и л

■ S ^ > ?

0 г а и г

и *

1 S

и

S I

к

S IL CQ

CQ

О

X

<

и <

X IL S Z

ё

Рис. 3. Иллюстрация из книги «Трактат о домашнем хозяйстве» (автор Кэтрин Бичер описывает организацию пространства кухни)

Рис. 4. Камбуз австрийского судна «SS Африка». Средиземное море. 1905 г. Электронный журнал «SS Afric» URL — https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/SS_Afric (обращение: 20.12.2022)

Рассмотрим австрийское судно «SS Африка» (рис. 4) судно имело скорость 25 км/ч (перевозило одновременно до 320 пассажиров ) и обладало самым интересным по инженерной эстетике и функциональной надежности, гигиенической стерильности кухней-камбузом.

Кристин Фредерик была пионером разработки кухонных интерьеров, как индивидуальной «фабрики» по приготовлению пищи. В 1912 г. в журнале «Ladies' Home Journal» начали публико-

вать статьи и заметки Кристин Фредерик, тематика её работ — изучение наиболее рационального и эффективного ведения домашнего хозяйства [7, 8]. Она открыла на Лонг-Айленде центр изучения рационального производства работ в домашних условиях; в ходе своих разработок она доказала необходимость зонирования на различные функциональные зоны помещений для приготовления еды. На основе своих работ она издала две книги ставшие бестселлерами: «^ffiden Housekeeping» и «Инженерия домашнего хозяйства».

Лилиан Моллер Гилбрет (Lillian Moller Gilbreth) и ее супруг, Фрэнк Б. Гилбрет, заслуженно отмечают в изданиях, как пионеров науки о движениях «motion study». Авторы ряда методов научной организации труда разрабатывали в первую очередь инженерно-конструкторскую модель кухни, которая благодаря эргономике, а не декору, превращалась в композиционную гармонию и эстетику (не теряя при этом свою функциональность и эффективность). Супруги Гилберт считаются конструкторами микрохронометра, основоположниками циклографического метода (циклограф) [9, 10].

В 20-е г. XX в. первые домашние холодильники начали появляться, и уже в 1929 г. «Brooklyn Borough Gas Company» начала реализовывать свой проект «Практичная кухня» («Kitchen Practical», фактически прообраз современных многих кухонь) посредством Гилберт. К 1930 г. Гилберт предложила на страницах нью-йоркской «Геральд Трибьюн» модель интерьера кухни, в которой:

1. Столешница объединена в единый конструктивный блок с плитой;

2. Организованы навесные шкафы для хранения продуктов;

3. Нижние шкафчики для хранения кухонной утвари;

4. Стол на колесиках позволял хозяйке транспортировать грязную посуду от стола к мойке, оснащенной сушилкой для посуды, губкой, мылом;

5. Высота предметов мебели и их расположение соотносилось с антропометрией женской фигуры.

Лилиан Гилберт стояла на позициях инженерно-конструкторской композиции в проектах кухни и кухонных приборов и инструментов, предметов наполнения: приглашалась и принимала участие в создании электрического миксера, полок на стенке холодильника, ножной педали для открывания мусорного бачка и других функциональных особенностей.

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Рис. 5. Джозефин Гарис Кокрейн. Механик Джордж Баттерс. Автоматическая стиральная машина с ручным приводом. Почтовая марка

Интерьер современной кухни своей объемно-пространственной композицией обязан и Джозефин Гарис Кокрейн — американскому конструктору и изобретателю первой коммерчески успешной автоматической стиральной машины (рис. 5; 1886 г.).

* ;

л 2 « *

^ 1

а ■ >

1 £

siü

, S Ш X

О &

1_ го

S ГО LÜ 1

< s и s

. о

и л

■ S ^ > ?

0 г а и г

и *

1 S

и

S I

к

S IL CQ

CQ

О

X

<

и <

X IL S Z

ё

Машины и предметы наполнения косвенно и напрямую влияют на изменение композиции кухни от первых больших комнат со столами, шкафами и очагами до современных эргономичных и технологичных компактных помещений с высокой концентрацией функциональных компонентов [11].

Кухонные машины и приборы не нуждались в дополнительной внешней (архитектурной) эстетике, т. к. они были функционально совершенным подспорьем хозяйки на ее «домашней фабрике» по приготовлению пищи. Красота, архитектурная эстетика возникала «сама по себе», естественно, без вмешательства архитектора в результате создания функционального, надежного, подобного машине объекта.

Ы nrANILI ENHAU5-

Рис. 6. Георг Мухе. Проект «Хаус ам Хорн» (Haus am Horn). 1923 г.

Проект «Хаус ам Хорн» (Haus am Horn; рис. 6) был реализован в рамках выставки Веймарского Баухауса, проходившей с июля по сентябрь 1923 г. Объект был спроектирован Георгом Муче, художником, преподавателем Баухауза. Адольф Мейер и Вальтер Гропиус всецело помогали художнику в русле технических аспектов строительства здания.

Рис. 7. Бенита Кох-Отте (проект). Эрих Брендель

Гропиус говорил о необходимости «достижения максимального комфорта при максимальной экономии за счет применения лучших мастеров и наилучшего распределения пространства по форме, размеру и артикуляции».

В 1925 г. в Германии началась масштабная реализация проекта «Новый Франкфурт». Архитектор Эрнст Май ставил целью создание на основе функциональности и рационализма объемно-пространственную композицию города. В проектную группу он пригласил архитектора Маргарете Шютте-Лихоцки, которая разработала известный проект «Франкфуртская кухня», послужившую прототипом современных кухонных интерьеров и их предметного наполнения. Кухня, несомненно, вдохновившая Маргарете Шютте-Лихоцки, была спроектирована Бенитой Кох-Отте (рис. 7) и построена Эрихом Бренделем. Знаменитый принцип Шютте-Лихоцки комплексного проектирования «от ложки до города» является иллюстрацией закона целостности - неделимости объемно-пространственной композиции в дизайне.

Передовые дизайнеры, архитекторы начала XX в. были озабочены созданием минимального по размерам жилого пространства с соблюдением санитарных норм. Данное направление стало частью государственной политики в 30 - 40-е гг. годы XX века, как в наше стране, так и в остальном мире.

К 1930 г. над дизайном интерьера работали архитекторы и промышленные дизайнеры в русле функциональности и конструктивно-инженерной структуризации объемно-пространственной композиции. В 1929 г. на основе опыта международного архитектурного конгресса CIAM, была принята концепция «existenz minimum», которая кристаллизовала все новации в русле создания минимального по площади и объему жилого пространства.

Шютте-Лихоцки вдохновлялась не только исследованиями предшественниц. Появились интересные по композиции корабельные кухни, фургоны для обеда-ланча. Ее кухня преобразовалась в единое гармоничное по архитектурной эстетике и инженерной конструкции пространство (рис. 8).

Рис. 8. Маргарете Шютте-Лихоцки. Франкфуртская кухня, 1926. Коллекция: архив Шютте-Лихоцки, Университет прикладных искусств, Вена.

Интересно наблюдать за развитием, эволюцией пространства индивидуальной кухни на примерах ярких, хрестоматийно известных образцов наследия. В построениях представленных выше знаменитых, всемирно известных примеров объемно-пространственной композиции виден изменчивый баланс двух составляющих-композиционной формы и содержательного начала. В проектах Маргарете Шютте-Лихоцки соотношение архитектурной эстетики и инженерного (конструктивное) начала, примерно равно.

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

* ;

л 2 « *

^ 1

а ■ >

1 £ sg

, S СО X

О &

1_ го

S я

Ш I

< s

и s

. о

и л

■ S ^ » ?

0 г а и г

и *

1 S

и

S I

к

S CL СО

ш

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

и <

X

CL S Z

ё

Таким образом, баланс формы и содержания в дизайн-проектировании интерьера явно прослеживается в работах архитекторов и дизайнеров на протяжении начала XX века. На основе же композиционного анализа промышленного дизайна (в частности на примере развития кухонных интерьеров, разделения кухонь на функциональные зоны и др.) явно прослеживается значительное влияние инженерной мысли (конструктивная составляющая) на архитектурный образ.

Библиографический список

1. Мирхасанов Р. Ф., Сабитов Л. С., Гарькин И. Н. От «чугунной архитектуры» к металлическому каркасу Региональная архитектура и строительство. 2023. № 1 (54). С. 178 - 185.

2. Лапшина Е. Г. Концепция архитектурного пространства городов: динамическая составляющая // Региональная архитектура и строительство. 2022. № 4 (53). С. 170 - 176.

3. Гарькин И. Н., Агафонкина Н. В. Технология проведения ремонтных работ на памятнике, являющемся объектом культурного наследия // Вестник евразийской науки. 2020.Т. 12. № 2. С. 4.

4. Мирхасанов Р. Ф., Сабитов Л. С., Гарькин И. Н. Использование металлического каркаса как преобладание формы над содержанием в объемно-пространственной композиции // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань: ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2023. №1 (43). С. 61 - 65.

5. Каракова Т. В., Данилова А. В. Художественная перфорация как инструмент формообразвания архитектуры общественного здания в контексте эмерджентности системы // Региональная архитектура и строительство. — 2021. — № 1 (46). — С. 211 - 219.

6. Скачков Ю. П., Данилов А. М., Гарькина И. А. Модификация метода ПАТТЕРН к решению архитектурно-строительных задач // Региональная архитектура и строительство. — 2011. — № 1. — С. 4 - 9.

7. Гарькин И. Н., Сабитов Л. С., Гайдук А. Р., Чиркина М. А. Сохранение архитектурных концепций малых населенных пунктов: консервация объектов культурного наследия Инженерный вестник Дона. 2022. № 11 (95). С. 655 - 665.

8. Лызина А. Г. Средовые условия восприятия православных храмов и комплексов // Градостроительство и архитектура.2021. Т. 11. № 4 (45). С. 87 - 93.

9. Garkin I. N., Garkina I. A. System approach to technical expertise construction of building and facilities // Contemporary Engineering Sciences. — 2015. Vol.8. №5. P. 213 - 217.

10. Гойкалов А. Н., Макарова Т. В., Семенихина А. Ю. Разработка метода оценки качества архитектурно-исторической среды // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. — 2022. — № 1(39). — С. 73 - 79. — DOI 10.52684/2312-3702-2022-39-1-73-79.

11. Макаревич Е. А., Селютина Л. Ф. Объект истории архитектуры и культурного наследия: часовня Николая Чудотворца в Мелойгубе (Республика Карелия) // Региональная архитектура и строительство. — 2022. — № 2(51). — С. 175 - 183. — DOI 10.54734/20722958_2022_2_175.

IMPACT OF ENGINEERING FOR ARCHITECTURAL AESTHETICS

R. F. Mirhasanov * L. S. Sabitov * I. N. Garkin **

* FGAO in Kazan (Volga) Federal University, Kazan

** Moscow State University of Technology and Management named after. K. G. Razumovsky (First Cossack University), Penza

Abstract

The importance of attention is revealed in the educational or creative design practice of the balance of form and content in the design — designing of the interior. The authors give an example of a compositional analysis of samples of the design of design art.

The Keywords

design, transformation of space, compositional form, substantive beginning, engineering thought, interior, kitchen, interior filling items, formal sphere of heritage

Date of receipt in edition

30.10.2023

Date of acceptance for printing

05.11.2023

Ш

ce

Э I-

u

Ш

I-м

X

и

ce <

Ссылка для цитирования:

Р. Ф. Мирхасанов, Л. С. Сабитов, И. Н. Гарькин. Влияние инженерной мысли на архитектурную эстетику. — Системные технологии. — 2023. — № 4 (49). — С. 198 - 205.

X

s

* !

■Û IL < 2 > i

a

■ >

X

s <u H

s

CÛ X

о a

H (Q

s (Q

ш I

< S

и Ç

и

и

Z

>s

со 0 1

о a

X <u

< и < i <u £

X I

IL s

s <u

z s I

é к s

ç

IL CÛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.