Влияние инвестиционных процессов на развитие приграничных регионов
Бильчак М.В.,
кандидат экономических наук, адъюнкт, кафедра организации и управления, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне, Польша, г. Ольштын, ул. Р. Правохеньскего 3, 10-720
The impact of investment processes on the development of border regions Bilchak Mikhail,
сапё1ёа1е of Sciences, adjunct, University of Warmia and Mazury in Olsztyn, Department of Organization and Management, Faculty of Economics, Poland, Olsztyn, ul. R. Prawochenskiego 3, 10-720
Аннотация
В статье рассматриваются условия привлечения инвестиций и развитие инвестиционных процессов в приграничных регионах. Показаны экономическая природа категории «инвестиции», теоретические концепции и школы, имеющие прямое влияние на развитие инвестиционных процессов и привлечения прямых иностранных инвестиций. Раскрыт инвестиционный потенциал, совокупность материально-технических, финансовых и нематериальных активов, которые имеют большое влияние на состояние сферы предпринимательской деятельности и определяют инвестиционный климат в приграничных регионах.
Показаны позитивные примеры привлечения иностранного капитала в экономику приграничных регионов. Особый интерес представляют методики и инструменты оценки инвестиционной деятельности по обе стороны границы. Они касаются территориальной, технологической, воспроизводственной и отраслевой структур. На примере воспроизводственной и отраслевой структур приведены конкретные расчеты потребности важных отраслей приграничного региона в капитальных вложениях. Проведена оценка и расчеты вложений, направляемых на обновление основных фондов, возникновение новых производств, особое внимание обращено на создание финансовых резервов, на завершенное строительство и на возмещение выбывающих основных фондов.
На конкретном примере с учетом всех составляющих инвестиционного потенциала приграничного региона показаны потребности в капитальном строительстве и капитальных вложениях в конкретных отраслях производства. Эта методика использует весовые коэффициенты, определяемые для каждой отрасли, которые составляют матрицу весовых коэффициентов, оценку удовлетворения регионально-потребительского спроса, инфраструктурной обеспеченности, степень обеспеченности региона энергией, оценку обеспеченности трудовыми ресурсами и инновациями.
На примере развития инвестиционных процессов в эксклавном регионе России, приграничных стран Польши и Литвы рассматриваются разные системы поддержки инвестиционных проектов, инвестиционных программ и их влияние на усиление приграничного сотрудничества сопредельных регионов и территорий. В этом плане в Польше инвестиционная поддержка оказывается на основе возвратной финансовой помощи и направляется на приобретение оборудования, на инновационные и научно-исследовательские работы и мероприятия, которые в конечном итоге позволяют создать новые технологии, ноу-хау, новый товар, а также новые виды услуг.
Ключевые слова: инвестиции, школы и концепции приграничной экономии, инвестиционные проекты, инвестиционные программы, инвестиционный климат JEL: R11, E22
Abstract
The article discusses the conditions of attracting investments and the development of investment processes in the border regions. The economic nature of the „investment", as well as the theoretical concepts and schools, that have a direct impact on the development of investment processes and attracting foreign direct investment were presented. Also, such issues like: developed investment potential and a combination of logistical, financial and intangible assets, that have a large impact on the business activities and determine investment climate in border regions were discussed.
The paper presents some positive examples of attracting foreign capital into the economy of the border regions. Of particular interest are the techniques and tools of evaluation of investment activities on both sides of the border. They relate to the territorial, technological, reproductive and sectoral structure. On the example of the reproductive and sectoral structure, the specific demand calculations for capital investments of the important sectors of the border region were presented. The assessment and calculations of investments allocated for the renewal of fixed assets, the emergence of new industries were carried out. Special attention was paid to the creation of financial reserves, the completed construction and the reproduction of fixed assets. On a specific example, taking into account all components of investment potential of the border region, the needs of construction industries and in capital investment in various branches of production were demonstrated. This method uses weighting factors, that are determined for each industry and that form the matrix of weighting factors, the assessment of meeting regional customer demand, the infrastructure protection, the degree of securing the region in energy and the assessment of labor resources and innovation.
On the example of developing investment processes in the exclave region of Russia, bordering countries of Poland and Lithuania, different systems of supporting investment projects, investment programs and their impact on strengthening cross-border cooperation of neighboring regions and territories were demonstrated. In this respect, Poland's investment support is provided through repayable financial assistance and is directed to the acquisition of equipment, to the innovative and research actions, that allow creating new technologies, know-how, new goods and new services.
Keywords: investments, schools and the concept of border economy, investment projects, investment program, investment climate JEL: R11, E22
Исследование различных, в том числе общепризнанных научных, трудов обнаруживает большое количество трактовок и подходов к оценке инвестиций. Например, П. Самуэльсон инвестирование определяет как отказ от использования доходов на текущие потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем [Самуэльсон, 1993]. Л.Дж. Гитман, М.Л. Джонк под инвестицией понимают способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости и принести положительную величину дохода [Гитман и Джонк, 1997]. Совсем просто трактуется это понятие в российской банковской энциклопедии. «Инвестиции - долгосрочное вло-
жение капитала внутри страны и за границей» [Российская банковская энциклопедия, 1995]. Наиболее точное определение инвестиций ученые приводят на основе принятого законодательства. Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [Марголин и Быстряков, 2001]. Экономическая природа категории «инвестиции» состоит в формировании и использовании
инвестиционных ресурсов для реконструкции, расширения и совершенствования производства. Поэтому средства, предназначенные для инвестирования, выступают в форме денежных средств, но они также могут осуществляться и в натурально-вещественной форме (машины, оборудование, технологии, акции, паи, лицензии и любое другое имущество). Инвестиции выполняют ряд важнейших функций на макро- и микроуровнях. На макроуровне они способствуют расширенному воспроизводству, ускорению научно-технического прогресса, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. На микроуровне они обеспечивают стабильное финансирование, максимизацию прибыли и нормальное функционирование предприятий. Следовательно, без инвестиций невозможно обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В зависимости от объектов вложения инвестиции делятся на реальные и финансовые. К реальным инвестициям относятся вложения в основной капитал, материально-технические запасы, нематериальные активы. К финансовым инвестициям относятся вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, иностранные валюты, банковские депозиты, объекты тезаврации. Научные исследования по инвестиционной деятельности имеют позитивное развитие. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций в осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность также понимается в широком и узком определении. В широком определении она связана с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода. В узком смысле инвестиционная деятельность понимается как инвестирование. Другими словами, представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения. Кроме того, многие авторы объективно оценивают теоретико-методологические и фактологические материалы по инвестиционной деятельности и предлагают весьма интересные концепции [Бородин, 2016; Vaganova et al., 2016; Vaganova and Glagolev, 2013]. Например, многие ученые оценивают формы инвестиционных процессов в приграничных регионах на основе институционального подхода разнородности приграничных регионов. Выделяются группы регионов, показывается цель инвестиционной деятельности, которая в разных группах представляет свою
специфику и подкрепляется формами интегрированной структуры. В приграничных регионах это может быть кластеризация социально-экономического пространства приграничных регионов, общественно-частное партнерство в сфере предпринимательства, альянсы бизнес-структур и научно-технических технопарков, а также совместные научно-исследовательские объединения по обе стороны границы. Наряду с инновационным потенциалом инвестиционный потенциал имеет очень важное значение для повышения конкурентоспособности приграничного региона [Bilczak, Gornowicz and Duplenko, 2011]. Под инвестиционным потенциалом понимают совокупность материально-технических, финансовых и нематериальных активов, которые могут быть вложены в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли и (или) иного полезного эффекта [Марголин и Быстряков, 2001]. Любой инвестор, размещая инвестиции в конкретном регионе, должен четко представлять, каким потенциалом располагает данная территория. Это в первую очередь сферы капитального строительства, обращения финансового капитала и реализации имущественных прав хозяйствующего субъекта. И, безусловно, самая важная инновационная сфера, где реализуется интеллектуальные разработки и новейшая научно-техническая продукция [Бородин и Шаш, 2015; Ваганова, 2012]. Кроме того, инвестора всегда интересуют исследования по территориальной, технологической, воспроизводственной структурам и характеристика отраслевой структуры производства приграничного региона. Инвестору также важно знать, какой инвестиционный климат преобладает на данной территории, какие инвестиционные риски и какая деловая активность сложились в основных отраслях региона [Bilchak, 2002; Bilchak and Bilchak, 2014].
Однако самым главным представляется воспроизводственная структура, которая всегда определяет общую потребность каждой отрасли в капитальных вложениях. Это в первую очередь вложения, направляемые на обновление основных фондов, возникновение новых производств, на создание резерва на завершенное строительство и на возмещение выбывающих основных фондов. Остановимся на двух примерах, которые покажут необходимый объем капитальных вложений на прирост основных фондов и на незавершенное строительство.
В первом случае мы используем формулу [Кандаурова и др, 2005]:
Щ = к% - г;--, (1)
где К - коэффициент фондоемкости отрасли ] в году - объем производства отрасли ) в году Р, 1 - объем основных фондов отрасли) в году (М).
Во втором случае формула выглядит следующим образом:
щ=( т - ^-+т-). , (2)
где Кн с. - коэффициент незавершенного строительства отрасли) в году I.
И наконец, с учетом всех составляющих инвестиционного потенциала приграничного региона (ИППР) в сфере капитального строительства расчеты потребности _/-й отрасли в капитальных вложениях в £-м году принимает следующее выражение:
Щ = (- ^Т + К^1 )• (1+). (3)
Это только один из примеров многообразной методики инвестиционных расчетов. Кроме капитальных вложений инвестору важно иметь полное представление об инвестиционном потенциале приграничного региона. Инвестиционный потенциал приграничного региона можно представить в следующем виде:
агя +а к +а к , + (4)
1г оцен.рес.г 2г оцен.спросл 3г оцен.инфрл
Т
+а4гэн + а5гоценжрудл + абгоцен.инновл + ай^й
ИППРг =---^-х 100
где аы - весовые коэффициенты, определяемые для каждой г-ой отрасли и которые составляют матрицу весовых коэффициентов; Я . - оценка обеспеченности региона сырьем; К . - оцен-
1 ' оцен.рес.1 11 оцен.спрос.1
ка удовлетворения регионального потребительского спроса; Коценинфр1 - оценка инфраструктурной обеспеченности; Я - степень обеспеченности региона энергией; Я . - оценка обеспеченности
эн 11 оцен.труд.1
трудовыми ресурсами; Яоцениннов1 - оценка обеспеченности инновациями.
Приведенный подход к определению ИППР является лишь частью классического подхода и может быть использован при реализации крупных инвестиционных программ и проектов. Для этого создаются совместные инвестиционные центры, реализующие крупные инвестиционные проекты социально-экономического развития приграничных регионов. Это направление в настоящее время является самым перспективным. Анализ динамики инвестиционной активности в приграничных регионах показывает, что совместные инвестиционные проекты, несмотря на кризисные условия, имеют высокую степень реализации и доведения до эксплуатационных показателей. Кроме того, предлагаются базовые инструменты управления инвестиционной деятельностью. В этом направлении исследуется развитие экспорта образовательных услуг для финансовых менеджеров на основе новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание совместных центров и сетей коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием на основе инвестиционных проектов и программ, информационного обеспечения о состоянии и перспективах привлечения зарубежных и отечественных инвестиций.
Совместные инвестиционные центры, реализующие крупные инвестиционные проекты, социально-экономического развития приграничных регионов. Это направление в настоящее время является самым перспективным. Анализ динамики инвестиционной активности в приграничных регионах показывает, что совместные инвестиционные проекты, несмотря на кризисные условия, имеют высокую степень реализации и доведения до эксплуатационных показателей.
В условиях кризиса государственная инвестиционная политика осуществляется посредством прямого участия органов государственной власти в инвестиционной деятельности. Например, участие органов государственной власти эксклавного приграничного региона заключается в реализации Федеральных целевых программ, правительственных документов по особой экономической зоне (ОЭЗ). Дело в том, что в Калининградской области инвестиционная деятельность была тесно связана с Федеральным законом об ОЭЗ и режимом таможенных преференций срок действия, которых заканчивается в 2016 г.
Выход из этого положения заложили в новый проект Федерального закона «О социально-экономическом развитии Калининградской области». На реализацию этого проекта закона предусмотрены существенные инвестиции. Предполагается в рамках закона совершенствовать механизм действия ОЭЗ, создать территорию опережающего развития (ТОР) и свободный порт. Кроме того, предусмотрен ряд крупных бюджетных ассигнований на реализацию портовой и транспортной инфраструктуры. В проекте закона предусматривается широкое привлечение зарубежных и отечественных инвесторов в реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов и программ.
На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области был утвержден ряд важных мероприятий по развитию эксклавного региона в кризисных условиях. Реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 г. позволит скоординировать усилия Федерального центра, субъекта Федерации и коммерческих организаций на решении наиболее острых проблем развития региона, затрагивающих вопросы активизации инвестиционной деятельности во всех секторах и отраслях экономики эксклавной территории. Общий объем инвестирования Программы составит 114 866,96 млн рублей (третий этап финансирования намечен на 2014-2020 гг.), в том числе по источникам: федеральный бюджет составит 55 550,81 млн рублей, бюджеты Калининградской области и муниципальных образований - 5 530,03 млн. рублей, внебюджетные средства - 53 786,12 млн рублей [Постановление Правительства Российской Федерации от
07.12.2001 № 866].
Необходимо отметить, что в настоящее время выделение средств из Федерального бюджета пересматривается в сторону уменьшения в связи с кризисом и санкциями. Трудно прогнозировать, каким будет уменьшение выделенных ассигнований, в связи с тем что финансовые ресурсы направляются в первую очередь на осуществление социальных проектов.
Таким образом, достичь стратегических целей социально-экономического развития Калининградской области можно за счет внутреннего инвестиционного потенциала региона. Вполне закономерно, что сегодня инвесторов интересует важный вопрос, по какому пути будет идти страна и регион по выходу из кризиса и затянувшихся санкционных мероприятий. Выбор пути имеет важное значение для инвестиционного климата, инвестор в сложившейся конкурентной борьбе сможет размещать капитал в экономику приграничных регионов в том случае, когда стратегические цели социально-экономического развития имеют не только конкретную программу, но и обеспечиваются политическими, правовыми, экономическими, социальными, экологическими факторами и ресурсами развития [Бильчак, 2016].
Можно привести пример приграничных стран (Польша, Литва), которые в этом плане выстроили четкую инвестиционную систему поддержки бизнеса и создали для этих целей специальные органы управления. В Польше это агентство развития РАК, а в Литве - ЬБА, которые напрямую занимаются инвестиционной политикой. Кроме того, в Польше практически вся финансовая поддержка инвестиционных проектов заложена в национальных и региональных программах развития. Причем эта поддержка оказывается как в виде инвестиций, так и в виде грантов различных научно-исследовательских проектов нацеленных на охрану окружающей среды, на обучение и профессиональную подготовку. При этом инвестиционная поддержка оказывается на основе возвратной финансовой помощи, а грантовая поддержка всегда безвозмездная. Она направляется на приобретение оборудования, на научно-исследовательские работы и инновационные мероприятия, которые позволяют создавать новые технологии, новый товар и новые виды услуг.
В приведенной таблице 1 показаны инвестиционные программы и их финансовая поддержка из разных европейских финансовых институтов. Таблица 1
Реализация инвестиционных программ в Польше
Наименование Процент от общего объема финансирования Сумма в млрд. евро
Программа развития инфраструктуры и окружающей среды 33 27,4
Программа интеллектуального роста 10 8,6
Программа развития знаний, образования и научных исследований 6 4,7
Программа развития Восточной Польши 2 2
Программа развития цифровых технологий в Польше 3 2,2
Программа развития технической помощи 1 0,7
16 региональных программ развития 38 31,1
Источник: [Справочник инвестора, 2015, стр. 126].
Например, 33% всех инфраструктурных инвестиций направляются европейским Фондом регионального развития (European Regional Development Fund ERDF) и Фонда сплочения ЕС (Cohesion Fund). Значительная часть этих средств идет на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, культуру, высшее образование). Кроме социальной инфраструктуры, большое внимание уделяется концентрированию финансирования на приведение национальной транспортной системы в соответствие с европейской системой. Особое внимание обращается на сбалансированное развитие всей транспортной инфраструктуры. Десять процентов от общей суммы финансирования со стороны ЕС выделено на программу интеллектуального роста (Smart Growth Operational Programme SG OP). Данная программа учитывает три приоритетных направления развития:
• повышение научно-исследовательского потенциала развития Польши, где увеличение количества инноваций тесно связано с путем увеличения расходов на научные исследования и разработки, развитии тесного сотрудничества между наукой и бизнесом;
• повышении научно-инновационного потенциала польских компаний, где инновации продвигаются через все региональные программы развития на основе инновационных предприятий, что способствует повышению
конкурентоспособности польских предприятий и увеличению постоянных рабочих мест; • техническая поддержка, где финансовые ресурсы сосредоточены на обеспечении оборудованием и материалами всех инвестиционных программ и исследований. Выделяются инвестиции на программу развития Восточной Польши. Речь идет о недостаточно развитых воеводствах Польши (Люблинское, Подкарпатское, Свентокшиское и Вармин-ско-Мазурское), которые имеют самую низкую производительность труда, низкий уровень жизни, низкую динамику экономического развития, слабо развитую инфраструктуру. На развитие этих воеводств выделялись и выделяются дополнительные средства с различных фондов ЕС и бюджета Польши [Справочник инвестора, 2015, стр. 127].
В отличие от Польши, в соседней с Калининградской областью Литовской Республике, несмотря на кризисные условия, вся выручка была получена за счет реализации продукции собственного производства, новые предприятия освобождались от налога на прибыль в течение первых трех лет. Предприятия, доля иностранного участия в которых составляла 75-90%, полностью освобождались от уплаты налога на прибыль в течение одного года.
Главным фактором, определяющим готовность инвестора к вложению капитала в ту или иную
сферу деятельности в Калининградской области, помимо инвестиционного климата, является межрегиональная конкуренция с приграничными регионами. В качестве первоочередных задач экономической политики Калининградской области, как приграничного региона по совершенствованию инвестиционного механизма в условиях кризиса можно выделить [Шарошина и Бильчак, 2010, стр. 66]:
• установление новых преференций (особенно налоговых) позволяющих инвестору развивать свой бизнес в кризисных условиях;
• совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;
• совершенствование административного сопровождения инвестиционной деятельности;
• совершенствование информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
• развитие инфраструктуры;
• развитие регионального рынка труда. Совершенствование инвестиционной политики эксклавного региона требует полной поддержки федеральной, региональной и местных властей (на законодательном уровне), а также современных управленческих технологий.
Статус Калининградской области как ТОР, близость к европейским регионам, особое геополитическое положение - все это вызывает интерес к региону со стороны потенциальных инвесторов, как иностранных, так и российских. В то же время в условиях санкций и нестабильности экономики существенно сдерживается приток инвестиций. Кризис инвестиционной сферы диктует необходимость разработки комплекса мер, способствующих активизации инвестиционной деятельности и подъему экономики.
Список литература
Бильчак М.В. Методика разработки развития сценариев приграничного региона на основе конкурентоспособности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. Вып. 2 (10). С.27-31.
Бородин А.И. Модель проектно-инвестиционно-го анализа на основе качественных характеристик // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. № 4, Т. 26. С. 11-19.
Бородин А.И., Шаш Н.Н. Дисбалансы развития и бюджетные риски регионов // Экономист. 2015. № 10. С. 69-77.
Ваганова О.В. Выделение приоритетов развития инновационного производства в регионе на основе интегральной оценки / /Регион: системы, экономика управление. 2012. № 1. С. 85-89.
Гитман Л.Дж., Джонк М.Л. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997.
Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. - М.: ТАНДЕМ, ЭКСМОС, 2001.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 № 866 с изм. «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года». URL: http://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2006/135.
Прогнозирование и планирование экономики. Учебник / под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. Минск: Современная школа, 2005.
Российская банковская энциклопедия. М.: Изд-во ЭТА, 1995.
Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. М.: НПО Алгон, 1993.
Справочник инвестора. Вроцлав: JP Weber, 2015.
Шарошина Н.В., Бильчак М.В. Развитие приграничного сотрудничества и активизация инвестиционных процессов на территории ОЭЗ в условиях кризиса. // Междисциплинарные исследования в сфере экономики, права, образования: проблемы теории и практики / под. ред. В.С. Бильчака. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 60-67.
Bilczak V.S. (2002). Cross-border economics. WSIiE TWP, Olsztyn.
Bilchak V. and Bilchak M. (2014). Stratification approach to research border economy, Olsztyn Economic Journal, vol. 9, no. 4, pp. 305-320.
Bilczak W.S., Gornowicz M. and Duplenko N.G. (2011). Maly biznes - innowacyjna droga rozwoju. Polskie Towarzystwo Ekonomiczne Oddzial w Toruniu, Torun.
Vaganova O.V., Vladyka M.V., Kucheryavenko S.A., Sivtsova N.F. and Borodin A.I. (2016). Investments as an accelerator of regional innovation development, International Business Management,vol. 16, no. 10, pp. 3438-3442.
Vaganova, O.V. and Glagolev, S.N. (2013). The Financial Mechanism to Ensure the Innovation Process, World Applied Sciences Journal, vol. 12, no. 25, pp.1729-1734.
References
Bilczak V.S. (2002). Cross-border economics. WSIiE TWP, Olsztyn.
Bilchak V. and Bilchak M. (2014). Stratification approach to research border economy, Olsztyn Economic Journal, vol. 9, no. 4, pp. 305-320.
Bilczak W.S., Gornowicz M. and Duplenko N.G. (2011). Maly biznes - innowacyjna droga rozwoju. Polskie Towarzystwo Ekonomiczne Oddzial w Toruniu, Torun.
Bilchak M.V. (2016). Metodika razrabotki razvitija scenariev prigranichnogo regiona na osnove konkurentosposobnosti [Methodology of establishment scenarios of the development of border regions on the basis competitive clusters], Actual Problems of Economics and Management, vol. 2 (10), pp. 27-31.
Borodin A.I. (2016). Model' proektno-investicionnogo analiza na osnove kachestvennyh harakteristik [Model design-investment analysis on the basis of qualitative characteristics], Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law, vol. 26, no. 4, pp. 11-19.
Borodin A.I. and Shash N.N. (2015). Disbalansy razvitija i bjudzhetnye riski regionov [The imbalances of development and fiscal risks regions], The Economist, no. 10, pp. 69-77.
Gitman L.Dzh., Dzhonk M.L. (1997). Osnovy investirovanija [The basics of investing]. Moscow, Delo.
Margolin A.M., Bystrjakov A.Ja. (2001). Jekonomicheskaja ocenka investicij: Uchebnik [Economic evaluation of investments]. Moscow, TANDEM, JeKSMOS.
Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 07.12.2001 № 866 s izm. „O Federal'noj celevoj programme razvitija Kaliningradskoj oblasti na period do 2020 goda" [The resolution of the Government of the Russian Federation dated 07.12.2001 no. 866 with an amended. "About the Federal target program of development in the Kaliningrad region for the period untill 2020"]. Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/135.
Prognozirovanie i planirovanie jekonomiki: uchebnik [Forecasting and planning of economy] (2005) / G.A. Kandaurova [i dr.]; pod obshh. red. G.A. Kandaurovoj, V.I. Borisevicha. Minsk, Sovremennaja shkola.
Rossijskaja bankovskaja jenciklopedija [The Russian banking encyclopedia. Moscow, Publishing house] / O.I. Lavrushin i dr. (1995). Moscow, Publishing house JeTA.
Samujel'son P. (1993). Jekonomika [Economy]. Vol. 1. Moscow, NPO Algon.
Spravochnik investora - Pol'sha [Investor's guide - Poland]. (2G15). Wroclaw, Publishing house JP Weber.
Sharoshina N.V. and Bilchak M.V. (2G1G). Razvitie prigranichnogo sotrudnichestva i aktivizacija investicionnyh processov na territorii OJeZ v uslovijah krizisa [The development of cross-border cooperation and increased investment in the SEZ in crisis], Mezhdisciplinarnye issledovanija v sfere jekonomiki, prava, obrazovanija: problemy teorii i praktiki / pod. red. V.S. Bil'chaka. Kaliningrad, Publishing house RGU im. I. Kanta, pp. 6G-67.
Vaganova O.V., Vladyka M.V., Kucheryavenko S.A., Sivtsova N.F. and Borodin A.I. (2G16). Investments as an accelerator of regional innovation development, International Business Management,vol. 1б, no.1G, pp. 3438-3442.
Vaganova O.V. (2G12). Vydelenie prioritetov razvitija innovacionnogo proizvodstva v regione na osnove integral'noj ocenki [The allocation of priorities the development of innovative production in the region on the basis of an integrated assessment], Region: systems, economy management, no. 1, pp. 85-89.
Vaganova, O.V. and Glagolev, S.N. (2G13). The Financial Mechanism to Ensure the Innovation Process, World Applied Sciences Journal, vol. 12, no. 25, pp.1729-1734./
Контактная информация
Бильчак Михаил Васильевич, кандидат экономических наук, адъюнкт, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне, кафедра организации и управления, экономический факультет Польша, г. Ольштын, ул. Р. Правохеньскего 3, 1G-72G
Bilchak Mikhal, сandidate of Sciences, adjunct University of Warmia and Mazury in Olsztyn, Department of Organization and Management, Faculty of Economics
Poland, Olsztyn, ul. R. Prawocheñskiego 3, 1G-72G E-mail: michal.bilczak@uwm.edu.pl