На рынке отопительного оборудования существуют котлы на дизельном топливе, на твердом топливе, на газе и на электроэнергии. Примерная структура спроса представлена на рисунке 7.
У всех типов котлов есть недостатки:
— есть сельские районы с отсутствием газоснабжения и маломощным непостоянным электроснабжением;
— газовые магистрали в сибирском климате перемерзают, срывая подачу топлива;
— дизельное топливо требует создания специальных резервуаров, систем фильтрации, защиты от перемерзания и наличия электричества для систем розжига, контроля и подачи топлива.
Наиболее предпочтительными для России в таких условиях оказываются твердотопливные (на угле, дровах, торфе и т.д.) и газовые котлы.
Мощность отопительного агрегата также имеет значение и примерная структура спроса по мощности представлена на рис. 8. Котел мощностью 10-12 кВт способен отапливать площадь 70-100 m'j, 14-16 кВт отапливает 125-160 м2.
Имеется тенденция роста спроса на автономные системы поквартирного отопления и горячего водоснабжения для многоквартирных домов с обычной площадью квартир 70-150 м2.
Именно эти особенности Российского рынка и намечающиеся тенденции отслеживают построенные матрицы БКГ.
Матрица 2003-2004 года отчетливо показала, что отопительные котлы на универсальном топливе мощностью 16 кВт различных модификаций (КОВУ-16) находятся либо в квадранте «Звезды», либо очень близки к ним, что показано стрелкой на соответствующем рисунке.
Проводимая в Омской области газификация сельских районов и развитие строительства индивидуального жилья как в области, так и в городе, к 2005 году приводят к тому, что начинает выделяться группа отопительного оборудования на газовом топливе с автономным о топлением и горячим водоснабжением типа КОВГ-Ю (показано на матрице БКГ для 2005 года).
Таким образом, на примере двух конверсионных предприятий можно говорить о том, что предлагаемая нами для широкого применения стратегическая матрица БКГ дает вернее направление маркетинговой деятельности, совпадающее с мнением служб маркетинга нл предприятиях, основанном на других маркетинговых, приемах.
Библиографический список
1. Крючков В.II. Фазовая плоскость как основа моделей стратегического маркетинга / В.I I. Крючков //Практический маркечинг. - 2004. - №8. - С.
2. Рыбальченко И. Прак тические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. / И. Рыбальченко,- http://www.clin. ru/markeling/quasi_bcg. shtml
БАДРЫЗЛОВ Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры «Маркетинг и предпринимательство».
ПРОСКУРИН Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и предпринимательство».
Статья поступила в редакцию 28.08.06. © Бадрызлов В. А.., Проскурин В. В.
УДК 658 01 (075 8) д £ KAflb|p0BA
Инновационный Евразийский университет
ВЛИЯНИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР_
В статье раскрыты условия, необходимые для установления интеграционных отношений между производственными структурами. Выявлены принципы, на которых основываются интеграционные отношения. Рассмотрены иерархические уровни этих отношений. Дана оценка положительных и отрицательных сторон интеграционных взаимодействий производственных структур.
Появление новых видов продукции на конкурентном рынке связано с тем, насколько они будут востребованы потребителем. Каждый вид продукции требует к себе особого отношения, так как он должен быть отвечать интересам потребителя. Если соответствующего вида продукции раньше не было, то его появление, как правило, обусловлено экономической необходимостью. При этом создание нового продукта сопровождается использованием ноу-хау
лучших производителей данной отрасли, которым пришлось создать организацию, соответствующую этому виду продукта.
Для того, чтобы отношения, установленные производственными структурами можно было назвать интеграционными, необходимо наличие следующих условий:
— поставщик изготавливает продукцию в рамках производственной стадии, предшествующей основ-
ной операции заказчика, тогда как в классических субподрядных операциях поставщик приступает к изготовлению своей продукции намного позднее;
— предпринимательская структура — производитель полностью передает на ответственность своего поставщика отдельную производственную операцию, тогда как обычно роль поставщика ограничивается изготовлением какой-либо простой комплектующей на основе спецификации, разработанной клиентом;
— предпринимательская структура — производитель принимает схему, в рамках которой он попадает в зависимость от поставщика, причем последний становится, таким образом, единственным источником поставок. Однако в классической схеме производитель пользуется целым рядом различных источников поставок.
На основе вышесказанного можно констатировать, в чем заключаются преимущества интеграционных отношений по сравнению с классическими субподрядными договорами.
Следует подчеркнуть, что выбор между интеграционными отношениями и классическими субподрядными договорами зависит и от стратегических факторов в отношениях между производственно-предпринимательскими структурами, и от особенностей комплектующих, которые нужно изготовить. Поэтому необходимо дать оценку стратегическим принципам, на основании которых производственно-предпринимательские структуры останавливают свой выбор. Следует рассмотреть принципы организации, которые возникают в результате установления таких отношений.
Отечественные производственно-предпринимательские структуры основы на принципе массового производства. Сам по себе этот принцип массового производства заключается в следующем: при стандартизованном изготовлении и комплектующих, и конечных изделий производственно-предпринимательская структура может добиться эффекта масштаба производства, что, в свою очередь, позволяет выгодно использовать собственные внутриоргани-зационные производственные методики и снизить издержки в расчете на единицу продукции. Однако она уже не отвечает жестким требованиям к качеству, предъявляемым сегодня к продукции. Принцип гибкости производства, напротив, призван осуществлять контроль за качеством продукции на всех этапах. Основная цель формулируется так: на производстве нужно добиться «всеобщего качества», причем каждая проблема должна решаться сразу же после ее возникновения. В результате качество продукции можно уже контролировать в конце производственного процесса. Подобная система чрезвычайно эффективна даже в отношении снижения производственных издержек.
Итак, сам по себе факт зарождения и развития в самых разных отраслях производства такой формы взаимодействия, как интеграционные отношения, можно во многом объяснять переходом производственно-предпринимательских структур от принципа массового производства к принципу гибкости производства.
В случае массового производства ддя увеличения объема выпускаемой продукции и достижения эффекта масштаба производства с целью выгодного использования производственных методик можно использовать две стратегии. Во-первых, производственно-предпринимательская структура может самостоятельно производить продукцию в необходимом
количестве, во-вторых, она может поручить производство отдельных комплектующих внешнему поставщику, который в краткосрочной перспективе сможет выйти на требуемый уровень производства этих деталей. И если первая стратегия соответствует вертикальной интеграции, то вторая отвечает классическим субподрядным отношениям.
Интеграция в существенной мере способствует увеличению рыночной доли предпринимательской структуры в рамках своего производственного сектора, однако, эта система подвергается сильному влиянию внешних и внутренних организационно-управленческих факторов. Чем крупнее производственно-предпринимательская структура и чем больше она контролирует различных производственных процессов, тем сложнее ей координировать отдельные направления производственной деятельности. И нередко, если производственно-предпринимательской структуре все-таки удается добиться экономии на производственных издержках, эти усилия сходят на нет в результате роста издержек на координацию отдельных производственных процессов. По этим причинам интегрированные предпринимательские структуры могут постепенно превратиться в застывшую структуру с неизмеримыми административными издержками.
Альтернативой интеграции являются субподрядные отношения. В таком случае заключается договор, согласно которому производственно-предпринимательская структура, выполняющая заказ (субподрядчик), обязывается неукоснительно соблюдать предписания структуры, которая сделала этот заказ, причем в точном соответствии со спецификацией. В рамках массового производства основная цель заказчика — снизить производственные издержки. Поэтому предпринимательская структура, которая передает внешним поставщикам ответственность за проведение отдельной производственной операции, связанной с изготовлением комплектующей или продукта, заинтересовано в том, чтобы поставить большое число потенциальных субподрядчиков в конкурентные отношения, заключить договор именно с теми, у кого будут самые низкие цены. После того как предпринимательская структура-заказчик принимает соответствующее решение, субподрядчик берет на себя обязательства неукоснительно соблюдать его распоряжения и изготовлять продукцию в полном соответствии со спецификацией, которая определяется клиентом. Если у заказчика появляются новые потребности, процесс «отбора» повторяется.
Если действия заказчика и субподрядчика хорошо скоординированы, то экстернализация производственной операции, как правило, обходится дешевле, чем содержание интегрированного поставщика. Тем не менее субподрядные договоры являются такой формой организации, которая зиждется на силовых отношениях.
Более того, субподрядные отношения затрудняют коммуникацию и координацию между поставщиками. Ответственность каждого из них ограничивается производством отдельной комплектующей — именно той, которую он производит, и поэтому фирма-заказчик может столкнуться с тяжелыми проблемами при производстве конечной продукции.
В конечном счете, использование субподрядных договоров не может гарантировать даже минимизации издержек. В итоге на рынке появляется продукция, произведенная по абсолютно нереалистическим расчетам. В результате на последующих этапах производства технологию изготовления приходится
Первая стадия производства
поставщики
Рис. 1. Иерархия интеграционных отношений производственных структур
в существенной мере корректировать, закупать более дорогие детали, чем те, которые изготовляли отстраненные от работы субподрядчики.
При установлении интеграционных отношений классические субподрядные отношения могут приводить к нежелательным последствиям. Основная цель выхода из подобной ситуации может быть сформулирована так: снижение производственных издержек, сроков разработки продукции, повышение качества и снижение количества запасов, а также действенного использования технологий. Именно таким образом и выстраивалась новая форма отношений между поставщиками и клиентами — взаимодействие. '
В том виде, в каком интеграционные отношения отвечают трем основным принципам:
— поставщики выстраиваются в виде пирамиды (рис. 1). Наверху пирамиды — заказчик. На первом уровне находятся поставщики, которые связаны с заказчиком уже с первых стадий разработки продукции. Каждый из этих поставщиков самостоятельно устанавливает отношения с собственной сетью поставщиков «второго уровня», которые, в свою очередь, связаны с поставщиками третьего уровня, и т.д. Чем выше ранг того или иного поставщика, тем сложнее производственные операции, за которые он несет ответственность; следовательно, чем ниже уровень поставщика, тем проще его операции;
— заказчик участвует в капитале каждого из своих поставщиков первого уровня, хотя при этом и не располагает контрольным пакетом акций. Отношения подобного рода устанавливаются между поставщиками первого уровня, второго уровня и т.д. Подобная связь гарантирует клиенту, что его поставщик не будет предпринимать силовых действий. К тому же, поскольку клиент входит в капитал всех поставщиков одного уровня, он способствует их сотрудничеству, и теперь они могут отойти от обычной борьбы за увеличение доли на рынке;
— это, в свою очередь, способствует созданию между поставщиками своего рода единого «клуба» и благодаря таким отношениям они могут обмениваться между собой квалифицированными кадрами, информацией и технологиями. Действенность этой системы зиждется на том, что, по-прежнему предпринимательские структуры, оставаясь независимыми, поставщики уверены: их отношения носят долгосрочный характер.
Поэтому в системе гибкого производства фиксированная цена определяется не на основании дан-
ных об издержках поставщика, а на основании данных о положении на рынке. Другими словами, заказчик исходит из того, какая цена для данной продукции была бы идеальной, а затем совместно с поставщиками первого уровня изыскивает пути для того, чтобы добиться плановых показателей. При этом, конечно, учитывается и коэффициент прибыльности операции для поставщика. В совместной работе используется метод, позволяющий учитывать издержки па каждом этапе производства, и на каждом же этапе изыскиваются возможности для дополнительной экономии. И в том случае, когда производственный процесс осуществляется поставщиком и заказчиком совмес тно, они делят между собой прибыли. Зато всеми средствами, которые удалось сэкономит!, поставщику, он может располагать с полным правом. Подобная система требует от взаимодействующих структур полной прозрачности отношений. Именно такой тип координации в полной мере соответствует предпринимательским взаимоотношениям. Таким образом, производственно-предпринимательскими взаимоотношениями между заказчиком и поставщиком называется договор, заключенный в результате стратегического выбора двух сторон; с его помощью устанавливаются отношения, основанные на разделении между структурами задач и ответственности за их исполнение.
Данное определение позволяет выявить характерную особенность такого рода взаимоотношений между производственно-предпринимательскими структурами. Она позволяет отделить их от других форм интеграции: взаимодействующие производственно-предпринимательские структуры делятся информацией и прибылями. Прозрачность способствует установлению климата доверия, и именно этот фактор отличает предпринимательские отношения от традиционных субподрядных договореннос тей. Подобные производственно-предпринимательские отношения нельзя установить с помощью приказов, они являются результатом целого ряда совместных действий, и нужно управлять ими в долгосрочной перспективе.
КАДЫРОВА Акмарал Сатбековна, старший преподаватель кафедры «Экономика».
Статья поступила в редакцию 07.09.06. © Кадырова А. С.