бюджетного планирования в ИАПФ и в отдельных предприятиях, решает организационные проблемы планирования, утверждает бюджетный регламент. Для регулирования бюджетного планирования в ИАПФ рекомендуется создать бюджетный комитет, состоящий из председателя бюджетного комитета, несущего ответственность за бюджетный процесс и координирующего деятельность всех отделов и трех групп специалистов. Первая группа контролирует всю работу в отношении бюджетного планирования на уровне ИАПФ. Вторая группа специалистов несет ответственность за бюджетный процесс на уровне отдельного предприятия. Третья группа состоит из руководителей подразделений, каждый из которых отвечает за свою отдельную предметную область планирования деятельности предприятия.
9. Заключительный раздел. В данном разделе указывается порядок принятия и изменения настоящего регламента бюджетного планирования.
Таким образом, бюджетный регламент, описывая весь процесс бюджетного планирования деятельности, закрепляя все состав-
ные этапы этого процесса и регламентируя деятельность всех участников планирования и контроля на предприятии, позволяет более детально проработать на предварительном этапе многие организационные аспекты применения бюджетного планирования и избежать многих проблем, сопровождающих процесс его функционирования.
1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М., 2004. С. 20.
2. Боровков П. Процесс планирования - система бюджетирования в динамике // Справочник экономиста. 2006. № 12. С. 64-65.
3. Бурцев В. Структура бюджетирования // Аудит и налогообложение. 2005. № 9. С. 33-37.
Поступила в редакцию 11.09.2009 г.
Plyakina A.A. Problems of budgetary planning introduction organization and ways of its solution in IAPF. The article considers methodological issues of budgetary planning optimization at the enterprises: stages of budgetary planning; procedure of budgetary process.
Key words: integrated agroindustrial formations; planning, budgetary planning; agricultural enterprise.
УДК 33
ВЛИЯНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
© М.В. Ильина
Одно из необходимых условий устойчивого развития экономики - формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Инструменты денежно-кредитного регулирования позволяют влиять на финансовое развитие регионов.
Ключевые слова: финансовая система; денежно-кредитная политика.
Кредитные организации составляют неотъемлемую часть национального и регионального хозяйства, их деятельность неразрывно связана с потребностями воспроизводства. Банковская система - это, по сути, кровеносная система хозяйственного организма любой страны. Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации во многом определяется наличием финансовой инфраструктуры, состояние и функциональные характеристики которой являются важным условием экономического роста и
решения наиболее значимых проблем. В связи с этим актуален вопрос о состоянии банковского сектора страны, его роли в удовлетворении потребностей экономики и населения территории в финансовых ресурсах и современных банковских услугах.
Одним из необходимых условий устойчивого развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства должна обеспечивать стабильность цен, полную заня-
тость и экономический рост в стране и в регионах, не нарушая сложившегося баланса между хозяйствующими субъектами.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой законодательные, исполнительные и контролирующие меры, осуществляемые государством в целях стабилизации и приспособления существующей социальноэкономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях государственная экономическая политика является составной частью процесса воспроизводства -она решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
В качестве проводника денежно-кредитной политики в России выступает Центральный банк Российской Федерации. Им осуществляется выбор типа политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков и, следовательно, на развитие отдельных экономических субъектов.
Основными инструментами денежнокредитной политики, при помощи которых государство влияет на финансовую систему
и, соответственно, на отдельные экономические субъекты, являются:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке (операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг);
- рефинансирование банков.
Инструменты денежно-кредитной политики соответствуют общей международной практике.
Процентные ставки. Банк России может устанавливать одну или несколько про-
центных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых Банком России, имеет ставка рефинансирования. Изменения ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке изменения инфляционной ситуации и, таким образом, воздействуют на процентные ставки в экономике. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и, тем самым, оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке. Однако устанавливаемые Центральным банком процентные ставки по своим операциям оказывают значительное влияние на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка и на величину процентов по кредитам, предоставляемым нефинансовым предприятиям и организациям.
Ставки по кредитам “overnight” и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке.
Ставка рефинансирования, установленная в июне 2007 г. в размере 10 %, последовательно повышалась в течение всего 2008 г. -до 13 % к декабрю, начиная с апреля 2009 г. размер ставки снижается Центральным банком. Последнее значение 10,5 % установлено с 15 сентября 2009 г. В этом же периоде Банком России устанавливались ставки “overnight” в размере 10,5-10 %, затем они возрастали до 12-13 %, в настоящий момент ставка составляет 10 %. Процесс отражает ускорение и замедление инфляции и поведение процентных ставок на межбанковском рынке [1].
Значимую роль играют также ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
Процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки коммерческих банков: повышая или понижая ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что, в свою очередь, влияет на экономический рост, денежную массу, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса, а значит, и на стоимости кредитных ресурсов, предоставляемых предприятиям и организациям.
Резервные требования. Часть резервов коммерческих банков в соответствии с Законом о Банке России, подлежит хранению в Центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины обязательств банка. Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцировано в зависимости от видов обязательств.
Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики.
Так, в условиях «раскручивающегося» кризиса с 18 сентября прошлого года Банком Росси было принято решение о снижении нормативов обязательных резервов:
- по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ - с 5,5 до 1,5 %;
- по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 8,5 до 4,5%;
- по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте - с 6,0 до 2,0 %.
Изменение нормативов резервирования позволило повысить ликвидность банковской системы России, не допустить кризиса неплатежей и обеспечить требования вкладчиков.
Хотя изменение резервных требований -чрезвычайно мощный инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется нечасто.
Операции на открытом рынке. Одним из важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже Центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно, их возможность предоставлять ссуды уменьшается.
Данные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
Рефинансирование банков. Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций,
в т. ч. устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Кредиты предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Рефинансирование - прямой инструмент, влияющий на экономику через банки. Так, в кризисных условиях конца прошлого года крупнейшим банкам было предоставлено около 800 млрд руб. субординированных кредитов Банком России и Внешэкономбанком, которые позволили не только стабилизировать положение в финансовой системе России, но и продолжить финансирование ключевых отраслей экономики.
В условиях современной глобализации экономики возрастает актуальность выбора экономических механизмов и экономической политики, которые смогут обеспечить стране и ее национальному бизнесу прочную основу развития и достойное место в мире. Положение бизнеса в первую очередь определяется состоянием национальной экономики - насколько она сильна, настолько прочны будут позиции отечественных компаний.
Эффективный экономический рост должен опираться на объективные устойчивые предпосылки и быть составной частью долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и ее регионов. Одновременно государству необходимо проводить активную политику по его стимулированию вместе с промышленной, бюджетноналоговой, денежно-кредитной политикой в целях обеспечения национальных приоритетов развития экономики.
В условиях интеграции в мировую экономику внешняя сфера и ресурсы, которые находятся на финансовых рынках, открывают большие возможности для финансирования экономического роста. В то же время эти ресурсы подвержены влиянию мировой конъюнктуры, а также политических факторов.
Следует также принимать во внимание и факторы геоэкономического характера, вопросы экономической безопасности, возможности использования внутренних рычагов в формировании экономической политики и управления ресурсами в соответствии с национальными приоритетами.
Что касается формирования рублевых ресурсов и финансирования внутриэкономи-ческих процессов, то здесь в первую очередь необходимо опираться на внутренние механизмы, где важную роль играют инструменты национальных денежных властей - и с точки зрения формирования ресурсной базы,
и в плане управления самими финансовыми потоками.
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют экономику, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
В настоящее время банковская система сформирована как рыночная отрасль. Целью деятельности коммерческих банков является получение прибыли при помощи обслуживания текущей деятельности клиентов. Не все банки обладают достаточными по объему и качеству собственными капиталами и могут финансировать долгосрочные проекты. Наличие противоречий между коммерческими интересами банков и потребностями экономики приводят к угрозе сворачивания даже минимального количества банковских услуг, необходимых для функционирования экономических субъектов. Наиболее выражено это в отдельных регионах с малой долей рентабельных предприятий.
Успешное решение проблем развития банков неразрывно связано с развитием реального сектора, поскольку основной активной операцией кредитных организаций является кредитование, а основной частью ресурсной базы - средства на счетах корпоративных клиентов.
Система управления ресурсами экономического потенциала банковской системы оказывает все возрастающее влияние как на развитие деятельности самой банковской системы, так и на развитие экономики региона.
1. URL: www.cbr.ru.
Поступила в редакцию 11.09.2009 г.
Ilina M.V. Influence of tools of regulation of development of bank system on regional economy. One of the necessary conditions of a sustainable development of economy - is formation of the accurate mechanism of monetary and credit regulation. Tools of monetary and credit regulation allow to influence financial development of regions.
Key words: Financial system; monetary and credit policy.