Научная статья на тему 'Влияние институциональных ограничений на социально-экономическое развитие арктического региона'

Влияние институциональных ограничений на социально-экономическое развитие арктического региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРИБРЕЖНЫЕ ЗОНЫ / АРКТИКА / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЕ СТРАНЫ / INSTITUTE / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / COASTAL ZONES / ARCTIC / CIRCUMPOLAR COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексашина Татьяна Викторовна

Выявлены институциональные ограничения социально-экономического развития арктической прибрежной зоны и теоретически обоснованы основные направления ее совершенствования, рассмотрены институты, определяющие развитие партнерских отношений между циркумполярными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексашина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INSTITUTIONAL RESTRICTIONS ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION

Institutional restrictions of social and economic development of the Arctic coastal zone are revealed and the main directions of its improvement are theoretically proved, the institutes defining development of partnership between the circumpolar countries are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние институциональных ограничений на социально-экономическое развитие арктического региона»

Самочкин Владимир Николаевич, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Барахов Владимир Иванович, канд. техн, наук, ведущий специалист, [email protected], Россия, Тула, «ПО «Туламашзавод»

OPTIMIZATION OF CAPITAL INVESTMENTS IN TECHNICAL OF THE ENTERPRISES

V.N. Samochkin, V.I. Barakhov

Considered herein is the simplified developed model of commodity-money flows at the enterprise, with resources available in the model both in incomes and costs. The model algorithm is the basis for optimization of capital investments in the enterprise technical re-equipment. The research results are presented by the example of the certain enterprise.

Key words: enterprise, model of flows, optimization, technical re-equipment.

Samochkin Vladimir Nikolaevich, doctor of economics, Professor, samo-chkin@,tulamach.ru, Russia, Tula State University,

Barahov Vladimir Ivanovich, candidate of technical science, a leading expert, Potmz2@,tulamash.ru, Russia, Tula, "PO" Tulamashzavod "

УДК 339.1

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Т.В. Алексашина

Выявлены институциональные ограничения социально-экономического развития арктической прибрежной зоны и теоретически обоснованы основные направления ее совершенствования, рассмотрены институты, определяющие развитие партнерских отношений между циркумполярными странами.

Ключевые слова: институт, институциональная среда, прибрежные зоны, Арктика, циркумполярные страны

В последние время резко возросло значение Арктики в мировых геополитических и геоэкономических процессах в связи с глобальными изменениями климата и открывающими возможностями использования прибрежных акваторий. Для России арктический регион, по словам президента В.В. Путина «остаётся в сфере особых интересов. Именно здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности: военно-политический, экономический, технологический, экологический и ресурсный» [1].

На потенциальную значимость российской Арктики в мировом развитии обращают внимание ряд исследователей: Д.А. Гайнанов, В.С. Селин, Ю.В. Разовский, А.В. Семенов, В. Корзун, В.В. Дидык и др. Однако изученность проблематики исследования остается недостаточной для разработки целостной концепции арктического региона и системы действенных мер государственной политики, учитывающих влияние институциональных барьеров, имеющих как формально-административную природу, так и неформальную, теневую.

Институциональная среда - это совокупность основополагающих политических, экономических, социальных и юридических правил, определяющих сферу деятельности.

Институты - это совокупность формальных и неформальных рамок, обеспечивающих координацию действий индивидов в экономической, политической и социальной сферах [2. С. 188]. По Д. Норту, институты - это «правила игры» в обществе.

Формальными называются такие институты, которые документально зафиксированы, неформальными - институты, которые зафиксированы в нормах морали, традициях, принципах социальной ответственности.

Институциональная среда развития прибрежных арктических территорий определена госпрограммой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года» и обусловлена комплексом исторических, экономических, политических, географических, экологических и других факторов (рис.1).

Рис.1. Механизм воздействия институциональных факторов на социально-экономическое развитие арктического региона

Механизм воздействия институциональных факторов на социально-экономическое развитие арктического региона можно изобразить в виде схемы.

На микроуровне экономические субъекты владеют разным объемом информации, знаний и степенью их использования. Исходя из этого, принимаются различные решения и соглашения. На основе принимаемых решений под воздействием формальных и неформальных факторов создаются соответствующие организации - экономические, политические и социальные. Содержание институциональной системы характеризуется заключаемыми организациями контрактами, выполнение которых приводит к конкретным социально-экономическим результатам развития арктического региона, выражающимся в демографических показателях, уровне жизни населения, объеме валового внутреннего продукта, показателях научной, инновационной деятельности и т.д.

Институциональные ограничения, являясь сложным сочетанием формальных и неформальных институтов, выявляют барьеры развития и определяют возможности экономических субъектов. Именно институциональная среда и ее ограничительные рамки влияют на формирование эффективной модели развития арктической прибрежной зоны.

Уникальный потенциал прибрежных территорий российской Арктики, формируемый богатейшими природными ресурсами и географическим положением, с одной стороны, и происходящие в последние годы процессы усиления глобализации и регионализации, с другой, обусловливают наличие ограничений экономического, социального и инновационного характера, в значительной степени сужающих возможности региона по переходу к устойчивому развитию.

Анализ, проведенный на основе данных статистики и материалов, получивших отражение в научных монографиях и статьях отечественных авторов, позволяет выявить институциональные ограничения социально-экономического развития арктической прибрежной зоны (табл.1).

Одним из главных сдерживающих факторов становится отсутствие признанной и нормативно оформленной демаркацией морских пространств и шельфа, неопределенность правового статуса российской части СЛО.

Арктика в последние 20 лет демонстрирует миру беспрецедентную интенсивность инициатив международного сотрудничества. Это работа в рамках Арктического совета Северного форума, Совета Баренцева Евро-Арктического региона, Конференции парламентариев арктических регионов, Международного арктического научного комитета и т.п. [3. С. 54-75]. Однако, международные арктические институты при формировании решений реальных проблем не имеют заметного влияния.

Практически не сформирована система эффективного функционирования и использования потенциала науки, техники и инноваций, которые могли бы стать необходимыми предпосылками инновационного развития

промышленности прибрежных зон Арктики в средне- и долгосрочной перспективе.

Таблица 1

Институциональные ограничения социально-экономического развития

арктической прибрежной зоны

Формальные институты Отсутствие нормативно-правовой базы освоения морских акваторий и юридической защиты арктической экосистемы Неформальные институты Жесткое геополитическое противодействие со стороны приарктических стран и международных организаций

Сложности в использовании северного морского пути и неразвитость транспортной инфраструктуры Искаженная реальная стоимость трудовых ресурсов и низкий социальный статус работников

Низкий уровень бюджетной обеспеченности Оппортунистическое поведение государства и бизнеса, сложности при подготовке законопроектов и реализации инновационно-инвестиционных проектов

Технологическая отсталость в вопросах освоения арктического шельфа Отсутствие взаимных договоренностей между государственными и бизнес-структурами циркумполярных стран

Несмотря на позитивную динамику в целом доля инновационно-активных предприятий в регионе невелика, уровень применяемых современных технологий - низкий (рис.2).

Рис.2. Доля инновационно-активных предприятий, %

Институциональная среда прибрежных арктических территорий не адаптирована к вызовам новой экономики. Отсутствуют или работают недостаточно эффективно институты, необходимые для развития партнерских отношений между циркумполярными странами, между государством, бизнесом и обществом (табл.2).

Таблица 2

Институциональная среда формирования международного

сотрудничества

Уровень отношений Элементы интеграции Институты и механизмы

Всемирные отношения Всемирные организации (ООН, НАТО, ЕС, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы) Институты всемирного и международного публичного права: межправительственные политические соглашения, договоры

Межгосударственные отношения Международные политические организации и органы (Арктический совет, совет Баренцева, Северное изменение ЕС) Институты всемирного и международного публичного права: межправительственные экономические соглашения, договоры

Отношения между циркумполярными странами Неправительственные организации (Северный форум), межправительственные органы (совет министров Северных стран), общественные объединения, совместные предприятия Договоры о сотрудничестве по гуманитарным, социальным, экономическим направлениям

Национальные отношения или отношения внутри страны Совместные проекты Институты гражданского права, подрядные отношения традиционного характера, контрактные отношения, государственный заказ

При этом наличие именно этих институтов для северных территорий является одним из главных условий устойчивого социально-экономического развития.

К 2017 г. ожидается начало масштабного освоения арктических месторождений и соответствующий рост грузопотоков, но прогрессирующее

ухудшение инфраструктуры, в том числе портов восточного сектора СМП, и состояние отечественного судостроения в настоящее время не могут обеспечить крупномасштабные перевозки углеводородного сырья морским путем с использованием крупнотоннажных танкеров и газовозов, линейных ледоколов, гарантирующих безопасность плавания в арктических условиях.

Существующая транспортная и промышленная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам и услугам на прибрежных территориях российской Арктики. Российские компании обладают ограниченным опытом освоения морских акваторий и не производят сложное оборудование, необходимое для работы на прибрежных территориях. Состояние инфраструктуры серьезно сдерживает реализацию инновационно-инвестиционных проектов и социальных проектов.

Институциональным ограничением являются неэквивалентные межбюджетные финансовые отношения. Так, в 2008 г. с арктических территорий поступило в федеральный бюджет более 300 млрд. рублей, а в виде обратных трансфертов было направлено не более 15 процентов от указанной суммы, что явно недостаточно для эффективного социально-экономического развития [6. С. 138].

Недостатки в управлении развитием социально-экономических систем прибрежной арктической зоны проявляются в следующих социальных проблемах:

- снижение количественных и качественных характеристик человеческого потенциала (низкий уровень здоровья; высокая смертность, низкий уровень и качество жизни);

- отток наиболее активного населения в трудоспособном возрасте;

- значительная пространственная дифференциация и недостаточная обеспеченность социальной инфраструктурой;

- слабая защищенность особо уязвимых социальных групп - пенсионеров, коренных народов Севера.

Учитывая неоднородность социально-экономического потенциала и природных условий прибрежной арктической зоны, характер жизнедеятельности населения и размещения трудовых ресурсов, приоритетным направлением государственной политики в Арктике должно стать обеспечение институциональных условий для выхода на устойчивое социально-экономическое развитие, в рамках которого необходимо:

1) направить усилия на изменение институциональной среды и создать социально-экономические предпосылки для защиты геополитических интересов государства в зонах северных акваторий, примыкающих к территории России;

2) поддержать ресурсно-природный потенциал, способствовать восстановлению промышленности и развитию инфраструктуры с учетом необходимости удовлетворения потребностей и спроса экономических субъектов на институты;

3) обеспечить перевод части используемого ресурсного потенциала в финансовый потенциал специальных региональных фондов;

4) сформировать бюджетную обеспеченность с учетом увеличенных затрат на воспроизводство трудовых ресурсов и населения;

5) рационализировать численность населения, создать условия для проживания и традиционных видов деятельности коренных малочисленных народностей и содействовать переселению лиц, имеющих социальную потребность;

6) разработать новые стандарты и подходы к организации хозяйственной деятельности и нормативно-правовому регулированию в условиях Арктики с целью повышения инновационно-инвестиционной активности региона.

Сформулированные предложения способны дополнить план реализации мероприятий госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года.

Подводя итог, отметим, что институциональная среда образует механизм саморегуляции, который обеспечивает поддержание равновесия системы вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Поэтому без институциональных ограничений и соответствующей адаптивности институтов и институционального окружения модель социально-экономического развития прибрежной арктической зоны еще долго не станет эффективным, процесс модернизации будет идти медленно.

Список литературы

1. Россия выстраивает новую стратегию в битве за Арктику // Режим доступа: http://www.notum.mfo/news/poHtika/rossiya-vyistraivaet-novuyu-strategiyu-v-bitve-za-arktiku

2. Нуреев, Р.М. Институционализм: вчера, сегодня и завтра / Р. М. Нуреев, А.Н. Олейник // Институциональная экономика: учебное пособие. М.: ИНФРАМ, 2000.

3. Бережной И. В. Институциональные барьеры как ограничения конкуренции в переходной экономике; автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2002

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 895 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

6. Селин В.С. Российская Арктика: современные проблемы и перспективы развития // Часопис економiчних реформ. 2014. Т. 3. № 15. С. 135-144.

7. Лунёва Е.И. Социальное развитие предприятия сферы услуг как часть системы эффективного управления // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №2 5-1. С. 7-16.

8. Дидык В.В. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3 (21). С. 37-42.

9. Истомин А.В. Стратегия экономического развития регионов Севера: методология формирования; дисс. ... д-ра экон. наук по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Апатиты, 2003

10. Алексашина Т.В. Применение институционально-эволюционного подхода для анализа рынка интеллектуального капитала в современной экономической теории // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. № 3 (27). С. 5-11.

11. Алексеев А. Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования // Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 159-161

12. Семенов А.В., Руденко Ю.С., Разовский Ю.В. Теоретические основы типизации экономической политики в Арктике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 11. С. 3-15.

13. Елисеев Д. Глобальные тенденции развития Арктики: риски для России// Проблемы теории и практики управления. 2014. № 4. С. 62-71.

14. Рибокене Е.В. Институциональная среда постиндустриального информационного общества // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 2 (8). С. 137-139.

15. Флеров О.В. Роль значение сравнительно-исторического метода в лингвистике // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. С. 106-107.

16. Аверин А.В. Корпоративная культура современного общества // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2006.

Алексашина Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский университет им. С.Ю. Витте

INFLUENCE OF INSTITUTIONAL RESTRICTIONS ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION

T. V. Aleksashina

Institutional restrictions of social and economic development of the Arctic coastal zone are revealed and the main directions of its improvement are theoretically proved, the institutes defining development of partnership between the circumpolar countries are considered.

Keywords: institute, institutional environment, coastal zones, Arctic, circumpolar countries

Aleksashina Tatyana Viktorovna, candidate of economic science, head of the department, [email protected], Russia, Moscow, Moscow university of S.Yu. Witte

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.