Литература
1. Алексеева М.Б., Масино Н.Н. Инновационный анализ: учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
2. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. — М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
3. Жихарев К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы. — М.: Социум, 2011.
4. Захарова А.А. Система поддержки принятия решений о стратегии инновационного развития региона. Юргинский технологический институт. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
5. Файзуллоев М.К. Формирование и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы. — [Электронный ресурс]: http://innclub.info/
влияние институциональных факторов на уровень доходов в регионе (на примере республики бурятия)
Н.Н. Дмитриева,
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (гУлан-Удэ)
Статья посвящена рассмотрению динамики основных характеристик бедности и определяющих ее факторов. В статье анализируется современная экономическая ситуация и уровень доходов в Республике Бурятия. Рассматриваются предпринимаемые меры и предлагаются рекомендации по изменению существующей ситуации
Ключевые слова: бедность, уровень доходов, дифференциация, оплата труда, институциональные факторы, уровень жизни населения
УДК 330.837:364.3(571.54) ББК 65.010.11:65.261.4-94
Сложная экономическая ситуация в стране привела к кардинальным преобразованиям в экономической и социальной структуре российского общества, углублению уровня жизни основной массы россиян. Бедность, безработица, социальная неустроенность, неудовлетворенность условиями и оплатой труда увеличили процесс расслоения населения на классы [2]. Так, число бедных в России в I полугодии 2011 года выросло на 2 млн человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 21,1 млн. За чертой бедности остается треть населения страны, а количество миллионеров и их доходы растут. Как отмечает В. Назаров, соруководитель экспертной группы № 9 по программе «Стратегия-2020», «Действительно, есть тенденция, что доходы населения растут медленнее, чем это было до кризиса. Периодически могут возникать ценовые шоки в товарах, которые входят в прожиточный минимум, в результате это может привести к тому, что число людей с доходами ниже прожиточного минимума будет увеличиваться» [5]. Недостаточное внимание к этой проблеме в ближайшее время может привести к негативным последствиям.
Следует отметить, что у большей части населения субъектов России доходы ниже среднероссийского уровня. Пространственная дифференциация доходов, территориальная асимметрия социально-экономической системы, масштабы бедности, значительные разрывы в уровне жизни населения выступают острейшими факторами экономической, социальной и демографической динамики страны в целом и ее регионов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе [1].
В январе-ноябре 2011 г. большую часть денежных доходов население Республики Бурятия использовало на потребительские цели 115569,9 млн руб. На уплату налогов и взносов истрачено 15026,8 млн руб., на покупку валюты — 3144,5 млн руб., на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — 451,2 млн руб.
Анализ показателей уровня жизни населения Бурятии показал, что в республике наблюдается положительная тенденция
(таблица 1). Так, среднедушевые денежные доходы населения в 2010 г. выросли к уровню 2006 г. в 2 раза, среднемесячная начисленная заработная плата в 1,96 раза, средний размер пенсий в 2,66 раза, величина прожиточного минимума в 1,5 раза, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 32,5%.
В 2010 г. среднедушевые денежные доходы составили 13997,5 руб. в месяц (2009 г.- 13037,5 руб.), т.е. выросли на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2010 г. снизились на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячная начисленная заработная плата выросла до 18 тыс. руб. и в реальном выражении относительно предыдущего года увеличилась на 12,7%.
Несмотря на возрастание величины среднедушевых денежных доходов населения, социально-экономическая напряженность не только не идет на убыль, а наоборот, возрастает. Это связано, прежде всего, с ростом доходов высокодоходного населения, что влечет за собой все более широкий разрыв с населением, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Анализ распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения показал, что пятая группа (с наибольшими доходами) составляет почти половину всех денежных доходов населения. Доля первой группы (с наименьшими доходами) не снижается и остается на уровне 5,4%. Таким образом, разрыв между 1-й и 5-й группами составляет в 8,7 раз в 2008-2009 г.г. Такой же уровень наблюдался и в 2010 г. (рис.1).
На современном этапе социально-экономического развития республики наличие значительных разрывов в уровне жизни населения является одним из острейших институциональных факторов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе.
Уровень доходов населения и их распределение является одной из главных точек социальной напряженности, и поэтому выступает ключевой проблемой формирования эффективной модели экономической и социальной политики. Последнее свя-
Динамика показателей уровня жизни населения Республики Бурятия [4]
Таблица 1
2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 7020 8891,5 11298,5 13037,5 13997,5 199,4
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера), руб. 9190 11528,6 14417,0 15976,2 17999,7 195,9
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. 2666 3483,1 4281,2 5828,4 7093,2 266,1
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц 3612 4127 4566 4974 5532 153,1
Численность населения с денежными доходами ниже величины ПМ: всего, тыс. человек в % от общей численности населения 286 30 239,6 25,0 196,6 20,5 182,0 18,9 193,1 19,9 67,5 66,3
Соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов, в % 194 215,4 247,4 261,6 252,6 130,2
до 2000,0 1,4
от 2000,1 до 4000,0 8,7
от 4000,1 до 6000,0 12,9
от 6000,1 до 8000,0 13
от 8000,1 до 10000,0 11,4
от 10000,1 до 15000,0 20,7
от 15000,1 до 25000,0 19,4
свыше 25000,0 12,6
Рис. 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Республике Бурятия за 2010 г., в % [6].
зано с тем, что механизм распределения определяет уровень и качество жизни населения, наполняет реальным содержанием не только социальные, но и экономические взаимоотношения: тенденцию, динамику, формы потребления и сбережения, становление финансовых институтов, трансформирующих их в инвестиции, форма и размер которых задают траекторию экономического роста.
Показатель неравенства, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями стран, — коэффициент Джини, в России резко вырос в 1990-е гг. В последние годы, по данным Росстата, он стабилен: 0,421 — в 2010 г. и 0,411 — в 2011 г. Это свидетельствует о том, что власти принимают меры по снижению уровня бедности, пытаясь успеть за инфляцией, поднимая пенсии, пособия и минимальные зарплаты. Однако, проводимая государством социальная и экономическая политика крайне неэффективна. В Республике Бурятия коэффициент Джини за анализируемый период достиг минимального значения в 2007 году — 0, 398 (рис. 2). Далее наблюдается стабильный рост, и в 2009 году данный индекс достиг уровня — 0,411. Дифференциация доходов населения Республики Бурятия является препятствием в развитии региона, в повышении уровня жизни населения и качества жизни, сокращении сбережений и внутреннего спроса, притока инвестиций.
0,415
0,395 0,39
2006 2007 2008 2009 2010 Годы
Рис. 2. Динамика индекса Джини в Республике Бурятия в 2006-2010 гг. [6]
Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), также используется для оценки дифференциации доходов. В период 20062007 гг. данный показатель находился на одном уровне — 14,1, в 2008-2009 гг. произошло увеличение. Максимальной величины за анализируемый период в 15,5 раз он достиг в 2009 г. Снижение произошло в 2010 г. до уровня 15,2 (рис. 3).
16 15,5 15 14,5
14
13,5 13
2006 2007 2008 2009 2010 Годы
Рис. 3. Динамика коэффициента фондов
(коэффициента дифференциации доходов) в Республике Бурятия, в разах [6]
Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Бурятия, отражает общие тенденции ее развития в Сибирском федеральном округе. В 2011 году сохранился процесс сокращения численности населения республики за счёт миграционной убыли. Необходимо отметить большую роль рынка труда в процессе миграционного оттока Республики Бурятия. Высокий уровень безработицы отрицательно сказывается на предпочтениях граждан, и они продолжают «голосовать ногами».
В социально-экономическом развитии республики существуют проблемы, которые необходимо преодолевать, такие как:
• недостаточная инвестиционная составляющая;
• высокая безработица;
• слабое развитие агропромышленного комплекса республики;
• высокая доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета республики;
• растет концентрация бедности в семьях с детьми;
• все большее значение приобретает феномен «работающие бедные»;
• система адресной социальной помощи и налоговая система не направлены на поддержку беднейших слоев населения и вывод хотя бы части бедных семей на самообеспечение.
Неравенство в доходах является одним из факторов сохранения числа бедного населения. В республике Бурятия за 2010 г. доля населения, доходы которых не превышали уровня прожиточного минимума, составляла 20% от общей численности населения, это на 7,3% больше аналогичного показателя в целом по РФ.
Все вышеперечисленные проблемы требуют срочного государственного вмешательства в существующую систему распределения денежных доходов, разработки мер по устранению
30 1
пространственной дифференциации, а также стратегий, направленных на снижение уровня бедности и повышения качества жизни населения.
Для решения поставленных задач необходимо обращать внимание, в первую очередь, на конкуренцию со стороны других регионов в привлечении стратегических и институциональных инвесторов, а также на конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к экономической деятельности [3].
Такими решениями могут стать молодежные предпринимательские инициативы, бизнес-инкубаторы, находящие поддержку и начальное финансирование за счет средств бюджета и потенциальных инвесторов. На сегодняшний день велика доля неработающего мужского населения в возрасте от 20 до 24 лет. Это обусловлено в первую очередь недоверием к власти, невостребованностью выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Росстат представил новое обследование населения по проблемам занятости, в котором подтвердил рост безработицы с 6,1% в июне до 6,5% в июле 2011 года.
Одним из решений проблемы является расширение круга получателей жилищных субсидий. Таковыми могут являться молодые семьи и молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Жилищная проблема продолжает оставаться довольно острой на сегодняшний день. Также решением может являться, широко распространенная в советские времена система молодежных жилищных кооперативов. Это создаст дополнительные рабочие места и необходимый стимул для труда молодому поколению, особенно для специалистов бюджетной сферы, где доходы остаются на низком уровне. Так, в Республике Бурятия, с 2007 года успешно реализуется программа поддержки молодых семей, занятых в государственном секторе, путем создания дачных некоммерческих товариществ. Республика является первым регионом, предложившим и успешно внедряющим данную инициативу. Но проблемой остается не отлаженная система государственной поддержки в прокладке коммуникаций и развитии инфраструктуры товариществ.
Для решения проблем в аграрной сфере, считаем необходимым, создать комплекс мер, направленных на продажу сельхозпродукции напрямую покупателям от населения, избегая посредников и розничные продажи. В дальнейшем целесообразна переработки сельхозпродукции и продажи в другие регионы. Необходима гарантированная система кредитования государственных закупок продукции, стимулирующая самозанятость сельского населения. Следует тщательно разработать меры по формированию источников финансирования этих мероприятий.
Определяющим фактором бедности в семьях с детьми является размер трудовых доходов родителей. Также на благосостояние бедных семей влияют факторы, связанные с демографической структурой и образовательным уровнем. Политика оплаты труда здесь является главным регулятором бедности.
Раньше наблюдалась прямая зависимость между уровнем образования и доходом. Сейчас же происходит постепенное стирание этой связи. Увеличивается число «образованных бедных». Большая доля приходится на работников государственного сектора. Это может повлечь неотвратимые изменения в сознании общества. Чтобы исключить предполагаемые изменения, необходимо поднять уровень заработной платы работников бюджетной сферы до обоснованного уровня.
Немаловажным фактором в оценке степени бедности является налоговая политика в отношении домашних хозяйств. Надо разработать меры по применению прогрессивной системы налогообложения домашних хозяйств.
Подводя итог, можно выделить три основных направления работы по снижению уровня бедности и сокращения неравенства. Это, во-первых, меры по заработной плате, прежде всего в области МРОТ, во-вторых, мероприятия на рынке труда, и, в-третьих, изменения в налоговой системе.
Экономический рост и улучшение условий жизни населения — два органически неразрывно связанных между собой процесса. Обеднение населения страны и негативные последствия этого процесса требуют незамедлительных действий на всех уровнях формирования социальной и экономической политики.
Литература
1. Бобков В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России // Общество и экономика. — 2010. — №2. — С.47.
2. Иванцова А.А. Бедность в РФ. — М.: Логос, 2004.
3. Проблема бедности в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2003. — № 20 (213).
4. Статистический ежегодник // Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Бурятия. — Улан-Удэ, 2009-2011 гг.
5. Стратегия социально-экономического развития страны на период до 2020 года // url: http://strategy2020.rian.ru/ news/20110929/366160792.html
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, официальный сайт — www.burstat.gks.ru