№ 2136-р. [Электронный ресурс] - http://www.mcx. ru/documents/document/show/14914.77.htm (дата обращения: 25.06.2013).
6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 [Электронный ресурс] -www.mcx.ru/documents/file_document/show/19504.htm (дата обращения: 25.06.2013).
Поступила в редакцию 18.07.2013
УДК 332.1
Влияние иностранных трудовых мигрантов на экономику и социальную
сферу в Республике Саха (Якутия)
А.А. Голикова
Анализируются причины и проблема использования иностранной рабочей силы в экономике Республики Саха (Якутия) и сделан вывод об избыточном притоке трудовых мигрантов за счет заинтересованности работодателей в снижении затрат и получении максимальной прибыли.
Ключевые слова: иностранная рабочая сила, трудовые мигранты, занятость населения, текучесть кадров, потребность в рабочей силе, патент на трудовую деятельность.
The reasons and the problem of use offoreign labor in the economy of the Republic of Sakha (Yakutia) are analyzed. The conclusion about the excess inflow of labor migrants due to interest of employers in decrease of expenses and receiving the maximum profit is drawn.
Key words: foreign labor, labor migrants, population employment, fluctuation in the supply of trained personnel, need for labor, patent for labor activity.
Современное стремительное постперестроечное развитие России неизбежно вовлекает в свой процесс и экономику Республики Саха (Якутия). Реализуется инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». В ходе реализации Схемы-2020 республика приняла участие в строительстве I этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», активно ведётся обустройство Талаканского, Алинского, Средне-Ботуобинского и других нефтегазовых месторождений. Начаты геологоразведочные работы на Чаяндинском газовом месторождении.
В республике работают компании «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Полюс золото» и другие крупнейшие российские предприятия. В 2011 г. компания «Мечел» начала добычу на уникальном по качеству и количеству угля Эльгинском месторождении. Полным ходом шло строительство объектов в рамках проведения Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава» и V Международных спортивных игр «Дети Азии» в г. Якутске.
Активно ведется строительство жилья и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
ГОЛИКОВА Анна Алексеевна - с.н.с. Центра социальных проблем АН РС(Я), [email protected].
Железная дорога дошла до правого берега р. Лена в районе г. Якутска, 15 ноября 2011 г. состоялась торжественная церемония укладки «золотого звена» - открытие завершающего участка железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.
При реализации таких крупных проектов неизбежно возникает большая потребность в рабочей силе, которая не всегда может быть обеспечена собственными трудовыми ресурсами или привлечением работников из других регионов России.
Необходимость привлечения иностранных работников на предприятия и организации Республики Саха (Якутия) вызвана, прежде всего, традиционным недостатком рабочей силы в некоторых отраслях и на производствах, главным образом, в строительстве и на вредных и тяжелых работах в промышленности.
В результате нежелания местных трудовых ресурсов занимать эти рабочие места и обеспечивать высокую производительность и необходимое качество труда в сфере рынка труда и занятости населения республики создались объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.
Общая потребность организаций в работниках для замещения свободных рабочих мест за 2012 г. в сумме составила 74417 единиц, что
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ В РС(Я)
Т а б л и ц а 1
Потребность работодателей, прием и выбытие работников организаций в РС (Я) за 2011 г.
Число заявок от В том числе: Выбыло Принято В том числе: % ИРС в общей чис- Численность
работодателей заявок на ИРС* работников на работу ИРС ленности принятых безработных
А 1 2 3 4 5 6 7
2007 г. 56559 18862 103402 102779 19427 18,9 37632
2008 г. 64111 27075 98192 89508 21966 24,5 45437
2009 г. 90465 25398 101005 91666 15427 16,8 43583
2010 г. 71592 22089 78481 73410 17672 24,1 43397
2011 г. 69052 31511 78256 78359 9180 11,7 43181
2012 г. 74417 44912 84369 86505 6580 7,6 39951
* ИРС - иностранная рабочая сила.
составляет 107,8% от уровня прошлого года, лишь немногим меньше самого высокого уровня потребности 2009 г.
Одним из факторов увеличения числа заявок от организаций является высокая текучесть кадров. Так ежегодно из организаций выбывает и принимается на работу до 20% и более от общей численности работающих. Значительную роль в высокой текучести имеют такие факторы как: низкий уровень оплаты труда; значительная территориальная дифференциация мест проживания безработных и мест приложения труда; несоответствие профессии и предлагаемой работы.
В табл. 1 представлена потребность работодателей, прием и выбытие работников организаций в Республике Саха (Якутия) за 2011 г. Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:
- сопоставление числа заявок работодателей (гр.1), и численности принятых на работу (гр. 4) говорит о том, что в целом заявки работодателей на рабочую силу удовлетворяются;
- несмотря на сокращение числа легально принятых (гр.5) на работу иностранных работников, из года в год увеличивается число заявок от работодателей на иностранную рабочую силу (гр.2);
- увеличение или сокращение численности принятых на работу иностранных работников не оказывает существенного влияния на снижение или рост численности безработных (гр.7) среди местного населения.
К 2012 г. численность зарегистрированных по месту пребывания в Республике Саха (Якутия) иностранных граждан увеличилась по отношению к 2006 г. в 2,3 раза и составила 51364 чел., в том числе граждан, прибывших из стран ближнего зарубежья - 37990 чел., из стран дальнего зарубежья - 10366 чел. Наибольшую долю иностранных граждан, прибывших на территорию Республики Саха (Якутия), составляют лица, въехавшие в целях осуществления трудо-
вой деятельности - 73,6% (35,6 тыс. чел.), в частных целях прибыли 11,4% (5,5 тыс. граждан).
Кроме трудовых мигрантов в течение 2012 г. в РС(Я) прибыли также иностранные граждане: для участия в спортивном форуме «Россия -спортивная держава» и V Международных спортивных играх «Дети Азии» - 1342 чел., с туристическими целями - 464 и с целью учебы -151 чел.
В соответствии с мероприятиями по ограничению трудовой миграции число иностранных граждан, которые получили разрешение на работу в 2012 г., составило 10487 чел., что в 2,1 раза меньше, чем в 2008 г. (рисунок).
Разница между числом зарегистрированных иностранных граждан и получивших разрешение на работу составила в 2012 г. 40874 чел.
Число патентов, выданных иностранным работникам из стран СНГ с безвизовым порядком въезда, в 2012 г. составило 15440, что в 1,8 раза больше, чем за 2011 г.
Патент (в миграционном законодательстве) -документ, подтверждающий право иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность по найму у российских граждан - физических лиц в целях проведения работ и оказания услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
2006г. 20071. 20081. 2009 г. 2010г. 2011г. 2012г.
■ Зарегистрированных Получнвшихразрешениена работу Количество патентов выданных иностранным гражданам
Изменение численности иностранных граждан в РС (Я)
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) получить патент могут только иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в соответствии с международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией.
В настоящий момент это положение распространяется на граждан следующих государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
Потребность (заявки) работодателей (организаций и предприятий) в Республике Саха (Якутия) в иностранной рабочей силе остается на необоснованно высоком уровне. Наибольшее число заявок на иностранную рабочую силу (до 83,5%) сделано работодателями строительных организаций. В 2011-2012 гг. число заявок на иностранную рабочую силу превышает число рабочих мест в строительных организациях.
В 2012 г. организации строительства заявили о потребности 39480 иностранных работников, тогда как в целом в строительной отрасли республики в 2011 г. было занято 39225 работников.
Строительные организации - это отрасль экономики, в которой самая большая численность используемых иностранных работников. В начале 90-х годов численность работников строительной отрасли насчитывала 35-38 тыс. чел., притом в основном это были местные кадры. В 2007-2008 гг. ситуация изменилась, более половины работников в строительстве являлись иностранными гражданами. В результате ограничения и уменьшения квот с 2009 г. удельный вес легально работавших иностранных граждан в строительных организациях ежегодно сокращался и к 2012 г. уменьшился до 11,6% от среднегодовой численности работников отрасли.
В общей численности трудовых мигрантов, занятых в строительстве, высококвалифицированные работники составляют чуть более 1%, в большей части это специалисты, занимающие должности прорабов, мастеров и бригадиров. Более 90% - это квалифицированные рабочие (табл. 2). Остальные 9% - это дорожные рабочие и разнорабочие. Работодателями наиболее востребованы квалифицированные рабочие. Наибольшая численность трудовых мигрантов, занятых в строительстве - это каменщики, штукатуры и бетонщики.
Только на 2011 г. работодателями поданы заявки на работников, обладающих профессиями: 4823 каменщика, 3515 штукатуров, 2317 бетон-
щиков, 1475 маляров, 1160 арматурщиков, 938 сварщиков и электросварщиков, 869 водителей, 739 монтажников, 683 водителя бульдозера.
В настоящее время в республике профессиональную подготовку рабочих кадров осуществляют 15 учреждений среднего и 21 учреждение начального профессионального образования, которыми выпущено квалифицированных рабочих:
- строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ - 652 чел.;
- транспорта - 1215 чел.;
- металлообработки - 722 чел.
В учреждениях начального и среднего профессионального образования ведется подготовка незанятого населения на краткосрочных курсах.
Сроки подготовки варьируются от 1-6 месяцев. Всего за 2011 г. на краткосрочных курсах подготовлено 4404 рабочих кадра по 64 рабочим профессиям.
Количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре со структурой безработных в отношении к общей численности ИРС, составляет 35,3%.
Из данных по числу мест, занятых иностранными работниками, и имеющегося резерва специалистов из числа постоянных жителей Республики Саха (Якутия) за 2011 г. следует (табл. 3):
- острый недостаток каменщиков, бетонщиков, штукатуров, маляров и монтажников;
- переизбыток водителей, электрослесарей, электриков, машинистов, крановщиков, экскаваторщиков.
Безработных водителей в 2,8 раза больше, чем иностранных работников, занимающих эти рабочие места. Безработных, ищущих работу электриков и электрослесарей, в 1,7 раза больше, чем иностранных работников, занимающих эти рабочие места. Аналогичная ситуация наблюдается с машинистами, крановщиками и экскаваторщиками.
По результатам анкетного опроса работодателей причинами, обуславливающими преиму-
Т а б л и ц а 2
Динамика изменения использования иностранной рабочей силы по специальностям и профессиям
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Каменщик 3483 3418 3681 1973 1126
Штукатур 2627 2677 2717 1414 929
Маляр 1625 1750 1750 422 305
Бетонщик 235 198 274 1149 944
Арматурщик 135 115 115 200 346
Разнорабочие 1013 903 61 128 120
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ В РС(Я)
Т а б л и ц а 3
Соотношение иностранных работников и имеющегося резерва специалистов из числа постоянных жителей РС (Я) за 2011 г.
Профессия Число мест, занятых иностранными рабочими Число безработных, имеющих данную профессию Число выпускников начального профессионального образования Разница (- недостаток) (+ избыток)
Каменщики, бетонщики 3122 11 80 - 3031
Водители 539 1213 356 +1030
Трактористы, машинисты бульдозера 423 211 154 -58
Сварщики, электросварщики 703 184 366 -153
Штукатуры, маляры 1835 0 32 -1803
Электрослесари, электрики 450 787 309 +646
Машинисты, крановщики, экскаваторщики 359 756 110 +513
Монтажники 336 49 155 -132
щественное привлечение иностранной рабочей силы, являются:
- отсутствие (дефицит) специалистов необходимых специальностей (профессий) не только в Якутии, так и в других регионах Российской Федерации;
- непривлекательность труда для местных работников из-за низкой оплаты труда.
Основными причинами предпочтения иностранных работников работодателями названы:
- отсутствие в республике организованных комплексных бригад большой численности, способных выполнить объемные строительные работы на строительных объектах за ограниченный промежуток времени;
- дешевизна иностранной рабочей силы;
- нетребовательность к бытовым условиям;
- работа с большей продолжительностью рабочего времени и меньшим временем отдыха;
- меньшие затраты на социальные гарантии и выплаты в страховые и налоговые органы.
Как любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Миграция приводит к росту совокупного объема производства принимающей стороны, дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
В результате мероприятий по контролю за трудовой миграцией и сокращением числа разрешений на работу иностранной рабочей силы доля вклада иностранных работников за последние годы снижается. В 2012 г. вклад в экономику республики иностранной рабочей силы уменьшился по сравнению с 2006 г. в 2,4 раза.
Численность легально работавших иностранных работников с 2007 г. резко уменьшилась, соответственно удельный вес вклада трудовых мигрантов в строительную отрасль сократился с 49,6% до 30,4% от общей суммы объема производства по отрасли.
Выгоду за счет иностранной рабочей силы получают работодатели. Экономия организаций, использующих труд иностранной рабочей силы, за счет страховых взносов в Пенсионный фонд до 2010 г. составляла не менее 600 млн. руб. в год.
Минусом для экономики считается вывоз трудовыми мигрантами денег из страны. Считая, что мигранты отправляют на родину хотя бы половину заработанных денег, то из республики вывозится ежегодно не менее 1,5 млрд. руб.
Вместе с иностранными работниками в республику на временное или постоянное проживание приезжают семьи с детьми.
За 2011 г. в республике в детских дошкольных учреждениях и школах обучалось 394 ребенка иностранных граждан. Численность детей иностранных граждан в детских дошкольных учреждениях по республике и в школах составила 439 чел. Расходы бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан, обучающихся в детских дошкольных учреждениях и школах, составили в 2012 г. 39,7 млн. руб.
Растет доля административных нарушений в общей численности соответствующих правонарушений, совершенных иностранными гражданами. В 2011 г. она составила 1,1% или 7651 ед., что в 3 раза больше, чем за 2010 г.
В целях усиления контроля за миграционными процессами и повышения уровня межведомственного взаимодействия в сфере противодействия незаконной миграции, выявления и пересечения нарушений миграционного законодательства на территории Республики Саха (Якутия) Министерством внутренних дел проводится определенная работа.
За 2011 г. в ходе проверок в 187 организациях выявлен найм иностранных граждан без договора и 1306 иностранных граждан, незаконно занятых трудовой деятельностью, что в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году.
* По данным мониторинга газеты «Труд» из местных данных статистик. ** Страны решают проблему безработицы за счет России: например Таджикистан заключает соглашения о сотрудничестве по созданию рабочих мест для трудовых мигрантов и направляет безработных соотечественников на строительство объектов в России. *** По данным Статистического комитета СНГ.
Т а б л и ц а 4
Уровень ВВП, официальной безработицы и заработной платы на душу населения в год в странах экспортируемых мигрантов в РС (Я)
ВВП на душу населения Средняя заработная плата Уровень официальной
за 2010 г. (в дол. США) (в дол. США)*** безработицы*
Российская Федерация, 16161 945 6,6
в том числе Республика Саха (Якутия) 13830 1131 8,8
Армения 5437 375 16,4
Украина 6300 330 8,6**
Киргизия 2200 210 6,3**
Таджикистан 1900 106 7 4**
Узбекистан 2800 - 20,0
Китай 6700 554 4,3
Расходы из средств бюджета на депортацию и административное выдворение иностранных граждан за 2011 г. составили 45,7 млн. руб.
Что привлекает иностранных граждан в нашу республику? Причины кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Иностранную рабочую силу в РС (Я) привлекают, прежде всего, спрос на рабочую силу и относительно высокий уровень заработной платы (табл. 4).
Значительная часть трудовых мигрантов (66,8%) в Республике Саха (Якутия) трудится в относительно высокооплачиваемых отраслях экономики, таких как строительство и добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, транспорт. В 2011 г. на предприятиях по добыче полезных ископаемых средняя месячная заработная плата иностранных работников составила 43848,0 руб. (1460 $) при средней по отрасли 50867,5 руб., на транспорте -35085,5 руб. (1170 $) при средней по отрасли
35277.8 руб., в организациях строительства -28000 руб. (930 $) при средней по отрасли
38721.9 руб.
В отраслях с низкой заработной платой, таких как жилищно-коммунальное хозяйство (16478,1 руб.), численность иностранных работников сократилась с 686 чел. в 2008 г. до 48 чел. в 2010 г., несмотря на высокую потребность.
На основании вышеприведенного анализа влияния иностранной рабочей силы на экономику и социальную сферу Республики Саха (Якутия) можно сделать следующие выводы:
1. Ежегодно увеличивается численность иностранных граждан, прибывающих в республику с целью трудовой деятельности.
2. Трудовые мигранты способствуют экономическому развитию республики, в первую очередь, увеличению объема строительства в республике, реализации мегапроектов по развитию юго-западной Якутии и жилищной политики.
3. Численность получивших разрешение иностранных работников уменьшилась и, соответственно, сократился удельный вес вклада трудовых мигрантов в строительную отрасль.
4. Основная масса требуемых работников -это рабочие среднего уровня квалификации -бетонщики, каменщики, штукатуры, арматурщики, водители, машинисты различной строительной и дорожно-строитель-ной техники.
5. Несмотря на то, что в республике более 500 иностранных работников работают водителями, безработных водителей из числа местного населения в 2,8 раза больше, чем иностранных работников, занимающих эти рабочие места. Безработных, ищущих работу электриков и электрослесарей, в 1,7 раза больше, чем иностранных работников, занимающих эти рабочие места. Аналогичная ситуация наблюдается с машинистами, крановщиками и экскаваторщиками.
6. Увеличение или сокращение численности принятых на работу иностранных работников не оказывает существенного влияния на снижение или рост обшей численности безработных среди местного населения.
Источники
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 604.
Труд и занятость в Республике Саха (Якутия).
ПОНЯТИЕ ПРАВОПОНИМАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статистический сборник ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия) - Якутск, 2012. -241с.
Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия). Январь-декабрь 2011 г. ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2012. -307 с. Международная трудовая миграция / Е. Михайло-
ва, Е. Тюрюканова «Новое миграционное законодательство Российской Федерации: (правоприменительная практика» / Под ред. Г. Витковской, А. Платоновой и В. Школьникова / МОМ, ФМС России, ОБСЕ. - М.: ИТ «АдамантЪ», 2009. - С. 237-265.
Поступила в редакцию 12.07.2013
УДК 340.12
Понятие правопонимания на современном этапе развития отечественной юридической науки
А.В. Шкурко
Сделана попытка выявить проблемы такого юридического концепта, как правопонимание, произвести анализ его структуры и концепций. Необходимость уточнения характеристик термина « правопонимание», его содержания и уровней объясняется местом, которое последнее играет не только на теоретическом и методологическом уровнях, но также и на практическом уровне в сфере правового воздействия. Проанализировав характеристики и типы правопонимания в работах ведущих российских экспертов, автор подтверждает, что именно позитивистский (нормативный) тип правопонимания обуславливает структуру и содержание правового воздействия, устоявшегося в российской юридической науке и практике.
Ключевые слова: сравнительно-правовой анализ, правовая теория, философская основа, юридическое мировоззрение, феномен права, правопонимание.
Within the framework of the article it is supposed to reveal the problems of such legal concept, as the right understanding, to analyse its structure and conceptions. The need of revision of the features of the term «the right understanding», its content and levels is explained by the role which it plays not only on theoretical and methodological levels, but also on practical level in the sphere of legal influence. Having analysed the characteristics and types of the right understanding in works of leading Russian experts, the author confirms that exactly positivistic (normative) type of the right understanding brings about the structure and content of the legal influence, settled in Russian legal science and practice.
Key words: relatively-legal analysis, legal theory, philosophical base, legal world outlook, phenomenon of the right, understanding the right.
В современных условиях, когда Россией взят курс на модернизацию страны, важный теоретический и практический интерес представляет научный анализ правовых аспектов этого процесса, в том числе правосознания и правопони-мания как показателей правового прогресса, значимых условий его эффективности. «Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан... Выработаны способы повышения правовой грамотности и правового сознания граждан» - утверждалось в послании Президента РФ
ШКУРКО Александра Викторовна - аспирантка Санкт-Петербургского гос. инж.-эконом. ун-та.
Федеральному собранию Российской Федера-ции»[ 1].
На логику раскрытия темы оказали разработки Р.С. Байянизова, Н.В. Витрука, М.А. Гурви-ча, Н.Д. Железновой, Р.З. Лифшица, Е.А. Лука-шевой, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Л.А. Петручак, О.Ю. Перова, Н.А. Подольской, А.В.Скоробогатова и др. При подготовке данной статьи автором использовались структурно-функциональный подход, позволяющий раскрыть роль изучаемого феномена в правовой системе общества, и методы сравнительно-правового и историко-правового анализа.
Правопонимание - термин, сравнительно недавно появившийся в отечественной юридической науке как следствие отказа от догматической роли единой концепции в построении права. Так, Ю.В. Тихонравов, рассматривая проблему сопоставления правовой идеологии об-