РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.1:338.314:001.895
Талерчик С. М., Зайцев А. А.
Влияние инновационной ренты на устойчивое развитие социально-экономической системы региона
В статье рассмотрены вопросы устойчивого развития региона с точки зрения рентного подхода в управлении. Основным понятием, анализируемым в статье, является инновационная рента, особенности ее образования на мировых рынках, поиск возможности для ее перераспределения в рамках региональной системы. Приводится теоретическое обоснование выбранных аспектов рентного регулирования, разъяснение их сущности, сравнение с близкими и взаимозаменяемыми понятиями. Уточняются условия возникновения и функционирования инновационной ренты. Объектом практического исследования является инновационная активность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Рассмотрен общий перечень организаций, входящих в состав региональной инновационной системы (по перечню НИАЦ), проанализированы объемы капитальных вложений в бизнес, структура и наиболее приоритетные направления вложения средств в инновации. Результаты исследования отражают распределение инновационной ренты в зависимости от направления деятельности и размера предприятия. Указаны негативные последствия для экономики региона при текущей схеме присвоения инновационной ренты. Выделены ключевые аспекты, требующие внимания при рентном регулировании экономики, в т. ч. налоговые и законодательные регуляторы, инновационные кредитные механизмы и др.
Ключевые слова: инновационная рента, рентное регулирование, устойчивое развитие, региональная устойчивость, распределение капитала, рентный подход, управление инновациями.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.61.33 Региональная экономика в целом.
ВАК: 08.00.05
© Талерчик С. М., Зайцев А. А., 2017
Talerchik S. M., Zaycev A. A.
The influence of an innovative rent on sustainable development of social and economic system of the region
This article develops actual questions about sustainable development of the region, from the point of the rental management approach. Main disclosed and elaborated term is the innovation rent, it's emergence in the world and regional markets, functions and ways of redistribution in regional economic system. Firstly, theoretical determination and comparison of main disclosing terms are been reviewed. Then we look trough conditions of appearing and functioning of innovation rent in Leningrad region. The main explored object is an innovation activity in St.-Petersburg and Leningrad region. The list of main objects of innovation regional system is been over-viewed (taken from National Research Analytic Center). As a statistics, we look on capital investments counts and most attractive directions of innovation investments in the past, and now. The results of the research reflect the distribution of innovation rent, depending on the direction of the activity, and the size of the economic (business) subject. Some negative consequences for the regional economy under the current scheme of assigning innovation rent are indicated. Some of the key moments (like tax and government regulations, innovation credit mechanisms) have been highlighted at the end of the article.
Key words: Innovation rent, rent regulation, sustainable development, regional sustainability, capital destribution, rent researches, innovation management.
JEL classifications: R10, R12
Вопросы регулирования инновационного процесса за последние годы встают все более остро. В связи с долгосрочной концепцией социально-экономического развития России на 2015-2025 гг. [6], законодательная власть вводит различные регуляторы для повышения эффективности инновационно ориентированной политики. Все больше внимания авторы и ученые уделяют вопросам кластеризации, импортозамещению, устойчивому росту экономики и производства.
Рентные факторы играют существенную роль при построении устойчивости в социально-экономических системах, в том числе региональных. Вопрос инновационной ренты на сегодня является одним из ключевых, так как недостаточно изучен и оказывает свое влияние на поведение хозяйствующих субъектов и инновационные процессы во всей экономике.
Среди многих видов рент, выделяемых авторами - монополь-
W W I WW W
ной, административной, информационной, трудовой, абсолютной и др., можно выделить ряд, связанный с инновациями и инновационными процессами.
© Talerchik S. M., Zaycev A. A., 2017
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №3 (Вып. 7). С. 27
Прежде всего необходимо разобраться, какое место инновационная рента занимает в системе рентных отношений и рентного регулирования. Предлагаем выделить несколько схожих понятий. Рассмотрим те виды ренты, которые наиболее актуальны для данного исследования [7; 8]:
1) технологическая рента - связана с монополизацией достижений НТП и основана на защите государством прав владельца патента;
2) информационная - возникает у владельцев информационного ресурса, которыми являются разработчики, производители и поставщики информационной техники и др.;
3) интеллектуальная рента - подразумевает доход от применения интеллектуального капитала как фактора производства. Данная рента также подразумевает доступ к определенной информации, ее использование и привилегированное право на ее получение [11].
4) инновационная - рента от коммерциализации инновационных продуктов. На наш взгляд, данное понятие шире, чем термин «технологическая рента».
Рассмотрим данные виды ренты по порядку. Технологическая рента подразумевает выпуск продукции, основываясь на патенте. Таким образом, этот доход связан исключительно с правом на производство определенного продукта. Продукт зачастую может быть инновацией. Технологическую ренту можно оценивать как инновационную только в том случае, если затраты на исследование и НИОКР были произведены из бюджета организации, имеющей патент. Она же и будет заниматься отстаиванием своих интересов во всех инстанциях, чтобы удержать свое монопольное положение. Получение дохода за счет продажи патента не является инновационной рентой, так как не подразумевает монополизацию продукта и рынка данной инновации.
Информационная рента во многом связана с инновационной. Обладание информацией зачастую способствует продвижению инноваций. Можно сказать, что данный вид ренты получают владельцы крупнейших сетевых ресурсов - Google, Yahooo, Microsoft и др. Эти же компании, основываясь на многочисленных запросах пользователей, способны проводить необходимые НИОКР и продвигать рентабельные инновации. Таким образом, получение информационной ренты сопоставимо с получением инновационного сверхдохода.
Обладание современным и качественным интеллектуальным капиталом для организации можно сопоставить с качеством кадрового состава. Наибольшую ценность будут представлять сотрудники, имеющие самые актуальные и новаторские знания в областях своей деятельности. Это касается опытно-конструкторских работ, проектной деятельности и научных исследований в организациях. В свою очередь, проведение научных исследований требует крупных
инвестиций. Именно это и является ключевым барьером, разделяющим компании-гиганты и остальной бизнес. Возможность проведения, внедрения и реализации инноваций на рынке присутствует только у крупных корпораций, уже получающих информационную, интеллектуальную, технологическую и инновационную ренту.
Можно сказать, что инновационная рента представляет собой разновидность монопольной ренты. В условиях владения инновационным продуктом предприятие-новатор является единственным поставщиком новой продукции на рынке. Таким образом, складывается естественная монополия. Кроме того, в экономике можно наблюдать ситуации рентоориентированного поведения. В связи с развитием инноваций и телекоммуникационных технологий это стало современной нормой. При таком поведении создается уклон на поиск максимально высокого, зачастую спекулятивного, дохода. Инновационная, технологическая и монопольная рента, получаемая производителями, многими из них расходуется на поддержание своего монопольного положения, лоббирование интересов [5, с. 119].
Можно добавить, что подобное рентоориентированное поведение ведет к деформации экономических потоков, снижает устойчивость социально-экономической системы региона, замедляет рост инноваций в угоду поддержания монопольного положения. Инновации, таким образом, остаются на едином уровне.
Анализируя мировую экономику, можно заметить, что развитие телекоммуникационных технологий в конце XX и начале XXI в. достигает невероятных масштабов. Расценивая мировую арену как поле для инновационной деятельности, самой яркой из которых является сфера ИТ-технологий, коммуникации и компьютеризации, можно легко обнаружить корпорации, присваивающие инновационную и монопольную ренты (к примеру, транснациональные корпорации Microsoft, Google и Apple) [13].
Нами проводилось достаточно обширное исследование, касающееся развития телекоммуникационных технологий в мире. Кроме известных данных, особое внимание уделяется постепенному снижению цен - с каждым годом более чем на 20 % на мобильную связь, Интернет, междугородные звонки и прочие высокотехнологичные услуги. Таким образом, развитие конкуренции на рынке фактически заставило монополистов снизить цены на уникальный продукт. Так как выбор сотовых и телефонных операторов, а также провайдеров Сети был безальтернативным (можно сказать, что для Северо-Западного региона он таким и остался), ключевые организации присваивали и присваивают монопольную ренту за инновационный продукт. Появление официальных и неофициальных «реселлеров», т. е. перепродавцов дорогой техники и товаров существенно снижает инновационную ренту производителя [13].
Механику действий многих мировых компаний можно и сейчас наблюдать на рынке в России. Таможенная политика и внутренние регуляторы (акцизы и пр.) не позволяют мировым компаниям получать всю инновационную и технологическую ренту, которую было бы возможно получить. Наибольшее внимание необходимо уделить организациям, находящимся в Северо-Западном регионе и активно ведущими деятельность, отчисляя налоги в бюджет.
Как следует из предыдущих исследований рентного регулирования [5], существует ряд рент различного уровня, оказывающих ключевое воздействие на устойчивость и развитие системы. Применим данный подход не только к предприятиям сферы АПК, но и ко всей системе производственных и технологических предприятий в Северо-Западном регионе. В табл. 1 выделены три вида ренты, имеющие наибольшее влияние на современном рынке, рассмотрены причины их появления, а также влияние на систему на региональном уровне.
Таблица 1
Появление ренты и ее влияние на систему региона
Вид ренты Причина появления Влияние на систему
Инновационная Диверсификация объемов и эффективности вложения капитала в НИОКР, апробацию и внедрение инноваций на предприятиях. Создание технологических инноваций на базе предприятия-монополиста или олиго-полистического рынка Владение инновационным продуктом, получение сверхприбыли, монополизация рыночной ниши, отсутствие здоровой конкуренции, диспропорция в развитии инноваций. Снижение показателей устойчивости социально-экономической системы. Снижение инновационной устойчивости предприятий
Технологическая Создание опытно-конструкторской разработки, организация патента или владение «ноу-хау», монопольное владение технологией Присвоение технологической ренты несколькими фирмами-участниками (владелец, контрагенты покупателя). Прибыль не реинвестируется. Монополизация высокотехнологичных услуг. Теневая экономика
Монопольная Обладание уникальными ресурсами или продуктами, а также свободными каналами для его реализации на рынке (недостаточное законодательное регулирование, лоббирование интересов) Монополизация рыночной ниши. Борьба с конкуренцией. Сверхприбыль. Использование доходов и ренты на поддержание монопольного положения
Источник: [4].
В экономическую систему Северо-Западного региона входит большое количество предприятий различных направлений: сельского хозяйства, тяжелой и обрабатывающей промышленности, химической, автомобилестроительной, добывающей отраслей и др. Среди них предприятия, являющиеся градообразующими, доля среднего и малого бизнеса, составляющего в основном торговый сектор.
Прежде всего необходимо выявить, какую долю средств расходуют предприниматели и бизнесмены в Северо-Западном регионе. Объектом исследования выберем Санкт-Петербург и Ленобласть. Служба государственной статистики ежегодно подводит итоги по количеству вложенных средств в инновационные продукты. Следующий график (рис. 1) наглядно отражает статистику государственного исследования по затратам на технологические инновации в среднем и крупном бизнесе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Рис. 1. Затраты на технологические инновации, млн р.
Из графика явно заметна сильная диспропорция вложенных в инновации средств в Северо-Западном регионе. В данной ситуации мы можем сказать, что Ленинградская область не имеет устойчиво протекающего инновационного процесса, несмотря на наличие двух индустриальных парков, наноцентра и центра трансфера технологий [10].
В свою очередь, национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры (НИАЦ) предоставляет следующую статистику по количеству организаций, входящих в состав инновационной инфраструктуры территорий: Санкт-Петербург - 253 организации,
Ленинградская область - 13 организаций. Данные по организациям изобразим в табл. 2.
Продолжая исследование, рассмотрим статистику, представляемую на сайте администрации Санкт-Петербурга [10]. Так, на конец 2016 г. объем инвестиций в основной капитал организаций в Санкт-Петербурге составил 582.3 млрд р. Сразу стоит отметить, что 454.9 млрд р. были инвестированы в крупные организации, т. е. 78 % от всего объема.
Таблица 2
Виды организаций, входящих в состав региональной инновационной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Вид организации Количество
Центры коллективного использования 18
Государственные научные центры 11
Кластеры 11
Инжиниринговые центры 8
центры трансфера технологий 6
ассоциации 5
Бизнес-инкубаторы 5
инновационные центры 4
Источник: [9].
Согласно официальному источнику указанному ранее, капитальные инвестиции распределяются преимущественно по нескольким отраслям. Изобразим данные графически (рис. 2).
Рис. 2. Структура капитальных вложений по отраслям в Санкт-Петербурге за 2016 г., %
Дополнительную статистику в виде бюджетных инвестиций Ленинградской области и Санкт-Петербурга можно найти на ресурсах областного Комитета по управлению государственным имуществом [9].
Итак, среди наукоемких отраслей на сегодняшний день наиболее актуальными для развития инновационной деятельности являются информационные технологии, технологии защиты окружающей среды, медицинская тематика, мультимедийные образовательные продукты, технологии альтернативных источников энергии и пр. К числу приоритетных исследований также относятся наноразработки, разработки искусственного интеллекта, сверхпроводимости и использования солнечной энергии [2]. Рассмотрим рис. 3, где показано распределение средств на разработку инноваций, согласно данным федеральной службы статистики [3].
Рис. 3. Структура инвестиций в инновации в Санкт-Петербурге в 2016 г., %
Из рис. 3 видим, что:
A. Наибольший удельный вес (62 °%) представляют собой затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов производства (передачи) новых производственных процессов. Иными словами, базовые НИОКР, а также специализированные исследования, в т. ч. разработка новых образцов техники. Именно эти предприятия получают наибольшую долю инновационной ренты .
Б. Приобретение машин и оборудования, связанного с технологическими инновациями (21 %).
B. Инжиниринг, включая подготовку технико-экономических обоснований, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, товаров или услуг (8 %).
Г. Прочие инновационные вложения (права на патенты, приобретение готовых технологий, программных средств и др., (9 %)).
Таким образом, можно судить о том, что объем средств, вкладываемый в инновации и развитие технологий, приблизительно равен объему средств, вкладываемому в малый и средний бизнес в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Так как малые предприятия региона фактически не проводят инноваций (статистика показывает от 5 до 10 % инновационно-активного бизнеса в малом и среднем секторах), можно судить о присвоении большей части инновационной ренты не только отечественными, но и иностранными организациями крупного или транснационального характера.
Стоит обратить внимание, что речь не идет о присвоении бюджетных средств, выделяемых на создание инновационного комплекса организаций в Санкт-Петербурге. Организации получают инновационную ренту в виде чистой прибыли, однако данная прибыль является безальтернативными расходами для населения. Среди предприятий, присваивающих монопольную и инновационную ренту (а также технологическую и информационную), ярко выражаются иностранные - Apple, Google, Microsoft. Среди отечественных, речь может идти об ООО «РЖД», Газпром, деятельности метрополитена и аэропорта «Пулково» (как известно, аэропорт Пулково на 90 % принадлежит частным организациям) и др., не имеющих альтернативы и конкурентов. В данной ситуации инновационная рента, которую можно наблюдать по мере развития технологий у организаций-монополистов (как на внутренних, так и на внешних рынках), присваивается долгими годами, в то время как в условиях свободной конкуренции могла бы расходоваться на усиление технологического обеспечения, снижение рисков.
Регулирование данной области достаточно сложно, так как затрагивает механизмы налоговых вычетов, антимонопольного законодательства. Стоит также помнить, что от деятельности предприятий-монополистов во многом зависит экономика всей страны, поэтому любые изменения должны быть тщательно обдуманы. В любом случае, всегда актуально привлечение инвестиций, в том числе иностранных, и под отчетное использование на развитие инноваций [4]. Довольно актуальным методом регулирования инноваций является инновационный налоговый кредит.
В заключение необходимо подчеркнуть, что многие авторы (иностранные и отечественные) сходятся во мнении: ключ к пониманию инноваций заложен в сравнении различных инновационных процессов, в анализе роли и эффективности патентной системы, налоговых сборов, государственной поддержки и других аспектов протекания инноваций в различных областях [14].
В дополнение отметим, что на современном этапе крайне распространены и активно продвигаются инновации в маркетинговых сферах (нейромаркетинг, SMM-менеджмент и др.), в образовании, в системе управления организацией и производством.
В статье определен более актуальный подход к управлению персоналом организации с точки зрения инноваций и мотивации [12]. Таким образом, согласно полученным данным, кадровые, инвестиционные, информационные и технологические составляющие организаций напрямую влияют на формирование устойчивого роста и развития региональной экономики.
Анализ организаций, получающих и распределяющих инновационную ренту в Северо-Западном регионе, является предметом дальнейшего исследования вопроса рентного регулирования. Научный интерес также представляют различные сферы внедрения инноваций, а следовательно, разница в механике их протекания, прибыльности, функциональности и влияния на социально-экономическую устойчивость региона.
Список литературы
1. Барышева А.В., Балдин К.В., Передяев И.И. Инновации: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012.
2. Герасименко Н.А. Инструменты повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации // Проблемы и перспективы современной экономики. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2016. - С. 69-77.
3. Государственная служба федеральной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innovz.xls
4. Зайцев А. А. Рентный профиль управления устойчивостью аграрных отношений // Известия СПБГАУ. - Изд-во: СПБГАУ, 2012. - С. 140-144.
5. Карпенко О. А. Левченко Л. В. Инновационная рента в системе рентных отношений // Проблемы экономической теории и предпринимательства / Вестник Омского университета, серия Экономика. - № 4. - 2010. - С. 25-30.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/
7. Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом. [Электронный ресурс]. - URL: http://kugi.lenobl.ru/ programm/statistic//invest
8. Макарова С.Н. Институциональные формы и правовые основы защищенности прав интеллектуальной собственности (на примере инфокоммуника-ционных услуг) // Евразийский юридический журнал. - № 4(83). - 2015. -С. 134-135.
9. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.miiris.ru/regions/ region_info.php?id=47
10. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Инвестиции в основной капитал в Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/statistic/development/
11. Талерчик С.М. Развитие кадрового потенциала Организаций как ключевой фактор повышения инновационной устойчивости региона // Экономика нового мира. - № 3. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 23-38.
12. Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизованном измерении. - М.: Академкнига, 2003. - С. 133.
13. Cowhey F.P., Aronson J.D. Transforming Global Information and communication markets. The Political Economy of Innovation. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, London - 2009. - 341 p.
14. Fagerberg J., Mowery D.C. and Nelson R.R. The Oxford Handbook of Innovation. Oxford university press: Published in USA, Great Clarendon Street, Oxford OX2 DP, Reprint 2007 - 670 p.
References
1. Barysheva A.V., Baldin K.V., Peredyaev I.I. Innovatsii, uchebnoe posobie. Moscow, «Dashkov i K» Publ., 2012, 254 p.
2. Gerasimenko N.A. Instrumenty povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii. Gerasimenko N.A. Problemy i perspektivy sov-remennoy ekonomiki. Voronezh, VGU Publ., 2016, pp. 69-77.
3. Gosudarstvennaya sluzhba federal'noy statistiki Sorce: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innovz.xls
4. Zaytsev A. A. Rentnyy profil' upravleniya ustoychivost'yu agrarnykh otnosheniy. Zaytsev A.A. Izvestiya SPBGAU - Pulb.: SPBGAU, Saint-Petersburg, 2012, pp. 140-144.
5. Karpenko O.A. Levchenko L.V. Innovatsionnaya renta v sisteme rentnykh otnosheniy. Problemy ekonomicheskoy teorii i predprinimatel'stva. Vestnik Omskogo universiteta, seriya «Ekonomika»; №4, 2010, pp. 25-30.
6. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/
7. Leningradskiy oblastnoy komitet po upravleniyu gosudarstvennym imush-chestvom. Source: http://kugi.lenobl.ru/programm/statistic//invest
8. Makarova S.N. Institutsional'nye formy i pravovye osnovy zashchishchennos-ti prav intellektual'noy sobstvennosti (na primere infokommunikatsionnykh uslug). Markova S.N. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal №4(83), 2015, pp. 134-135.
9. Natsional'nyy tsentr po monitoringu innovatsionnoy infrastruktury nauchno-tekhnicheskoy deyatel'nosti i regional'nykh innovatsionnykh sistem (NIATs). URL: http://www.miiris.ru/regions/region_info.php?id=47.
10. Ofitsial'nyy sayt administratsii Sankt-Peterburga. Investitsii v osnovnoy kapital v Sankt-Peterburge. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/statistic/development.
11. Talerchik S.M. Razvitie kadrovogo potentsiala Organizatsiy kak klyuchevoy faktor povysheniya innovatsionnoy ustoychivosti regiona. Ekonomika no-vogo mira, 2016, № 3, pp. 23-38.
12. Yakovets Yu.V. Renta, antirenta, kvazirenta v global'no-tsivilizovannom izmerenii. Moscow: IKTs «Akademkniga» Publ., 2003, 133 p.
13. Cowhey F.P., Aronson J.D. Transforming Global Information and communication markets. The Political Economy of Innovation. The MIT Press Publ, Cambridge, Massachusetts, London, 2009, 341 p.
14. Fagerberg J., Mowery D.C. and Nelson R.R. The Oxford Handbook of Innovation. Oxford university press: Published in USA, Great Clarendon Street, Oxford OX2 DP, Reprint 2007, 670 p.