СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
20 (161) - 2012
УДК 378, 001.895
влияние инновационной
инфраструктуры университетов на социально-экономическое развитие северных регионов
Р. р. ноговицын,
доктор экономических наук, профессор, директор Арктического инновационного центра Е-mail: mggo04@mail. ru
В. с. МИРОНОВ, заместитель начальника Центра коллективного пользования Е-mail: mironov. vasily@gmail. com северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
В статье рассматриваются особенности развития инновационной инфраструктуры высших учебных заведений на примере Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Предложены и обоснованы принципы формирования инновационной инфраструктуры вуза с учетом специфики социально-экономического развития северных регионов. Определены показатели эффективности развития инновационной инфраструктуры университета, предложены методы оценки его влияния на экономику и социальную сферу региона.
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, малые инновационные предприятия, университет, вуз, коммерциализация технологий, северные регионы, СВФУ, Арктический инновационный центр, социально-экономическое развитие.
Современное состояние экономики и социальной сферы Российской Федерации характеризуется необходимостью перехода от сложившейся модели общественных отношений к новому типу хозяйствования. Основу существующих экономических отношений составляют устаревшие основные фонды, преобладание государственной собственности, сырьевой тип экономики, низкая производитель-
ность основных факторов производства. Это ведет к низкой эффективности социально-экономической политики, проводимой в стране, что в свою очередь приводит к неконкурентоспособности национальной экономики и невысоким показателям качества жизни населения [3].
В целях повышения эффективности реализации государственных программ и расходования бюджетных средств взят курс на модернизацию экономики и социальной сферы, причем в качестве ориентира определен инновационный, наукоемкий тип хозяйствования. Переход к инновационной модели развития предполагает создание национальной инновационной системы, которая формируется на основе региональных центров инновационного развития [1]. Опыт наиболее развитых экономик показывает, что залогом успехов и достижений в социальной и экономической жизни общества является построение инновационной системы, основу которой составляют университеты. Создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов в Российской Федерации является одним из этапов построения национального инновационного каркаса. Регионы и вузы, обладающие
достаточным научно-исследовательским, технологическим и образовательным потенциалом, становятся опорными точками инновационного развития экономики страны [2, 4-6].
Сегодня активно формируется инновационная инфраструктура Республики Саха (Якутия), которая должна интегрироваться в стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и северо-восточных территорий Российской Федерации [3]. В республике создан Государственный комитет по инновационной политике и науке, образованы соответствующие подразделения в других министерствах и ведомствах. Разработаны программные документы в области инновационного и научно-технического развития Республики Саха (Якутия).
Важнейшим шагом в формировании современной инновационной модели развития Республики Саха (Якутия) и Северо-Востока России стало создание Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова на базе Якутского государственного университета. Утверждена Программа развития Северо-Восточного федерального университета до 2019 г., начата ее реализация. Одним из ведущих направлений деятельности Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) является научное и экспертное сопровождение социально-экономического развития Северо-Востока России. Таким образом, СВФУ, интегрируя в себе науку, профессиональное образование и бизнес, должен стать ключевым элементом создаваемой сегодня инновационной инфраструктуры северо-восточного региона [7].
Следует подчеркнуть, что развитие СВФУ и его инновационных проектов имеет ключевое значение не только для Республики Саха (Якутия), но и для других регионов Северо-Востока России. Для обеспечения высокого уровня инновационной поддержки региональной экономики требуется системная модернизация высшего образования. В этих целях в СВФУ была утверждена Программа развития инновационной инфраструктуры СевероВосточного федерального университета «Арктический инновационный центр». Инновационный потенциал университета концентрируется в современном многоотраслевом научно-инновационном образовательном комплексе [7].
Основными задачами созданного Арктического инновационного центра являются: 1) создание благоприятных организационных и
материально-технических условий для инновационной деятельности;
2) создание и эффективное использование научно-исследовательских возможностей университета на базе современного высокотехнологического оборудования;
3) распространение и реализация научно-технических и технологических знаний прикладного и фундаментального характера, обеспечивающих рост конкурентоспособности научно-технической продукции;
4) коммерциализация науки, знаний и технологий, содействие внедрению наукоемких разработок на внутренний и зарубежный рынки;
5) повышение уровня профессиональной подготовки студентов и аспирантов за счет привлечения их к выполнению научно-исследовательских работ и инновационных разработок, формирования у них навыков комплексной оценки инновационного потенциала научных идей и проектов в условиях рыночных отношений. Направления деятельности центра лежат,
прежде всего, в сфере нанотехнологий в промышленности, рациональном природопользовании, кли-магических исследованиях и испытаниях, северной медицине и фармацевтике, биотехнологиях, генетических исследованиях, транспорте, строительстве и топливно-энергетическом комплексе, внедрениях инноваций в науке и образовании, информационных технологиях.
В структуру центра входят подразделения, которые должны обеспечить законченный инновационный цикл от получения идеи до ее практической реализации в форме серийного производства:
1) Инновационный технопарк (создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа, совместных предприятий, развитие студенческого бизнес-инкубатора);
2) Центр коллективного пол ьзования (создание и эффективное использование парка уникального научно-исследовательского оборудования);
3) Центр прикладных вычислительных технологий (создание и развитие базы электронно-вычислительной техники, оснащенной одним из мощнейших суперкомпьютеров России для выполнения прикладных и фундаментальных исследований);
4) Центр интеллектуальной собственности (эффективное развитие и использование результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение патентно-лицензионной базы университета);
5) Центр трансфера технологий (коммерциализация прикладных знаний и технологий, адаптация их к условиям экономики Севера);
6) Центр программ и грантов (обеспечение участия университета в конкурсах по финансовой поддержке инновационной деятельности, а также привлечение ведущих зарубежных и отечественных ученых). Инфраструктура СВФУ, позиционируемого как
опорная точка инновационного развития Северо-Востока России, должна обеспечить решение ряда проблемных вопросов, наиболее остро стоящих перед северо-восточными регионами России. Это позволит сформировать завершенную инновационную цепочку «фундаментальные исследования - прикладные НИОКР - технологические работы - опытное производство - серийное производство».
Весомый вклад в инновационное развитие северо-восточного региона должен внести научно-исследовательский сектор университета в кооперации с научными учреждениями северо-востока и бизнес-структурами. Для достижения нового качества университета и формирования точек роста по приоритетным направлениям развития СВФУ запланирован и реализуется ряд инновационных научно-исследовательских проектов, а именно:
• разработка новых технологий поисков и оценки благородных металлов на территории Северо-Востока РФ и обеспечение конкурентоспособными специалистами геологоразведочной отрасли;
• развитие научно-образовательных, кадровых и технологических ресурсов для обеспечения экологической безопасности природопользования в экстремальных природно-климатических условиях Северо-Востока РФ при реализации стратегических проектов освоения региона;
• кадровое обеспечение и научное сопровождение развития транспортного комплекса Северо-Востока РФ;
• высокопроизводительные информационные вычислительные технологии решения научно-технических задач инновационного развития Северо-Востока РФ;
• кадровое обеспечение и научное сопровождение развития химико-технологического комплекса по переработке углеводородного и биосырья на Северо-Востоке РФ;
• разработка и внедрение здоровьесберегающих и медицинских технологий, обеспечивающих повышение качества жизни населения на Севере;
• научно-аналитическое, экспертно-консалтин-говое, кадровое обеспечение инновационного социально-экономического развития Северо-Востока РФ.
Северные территории обладают своими специфическими характеристиками, игнорирование которых может вызвать негативные последствия не только для местной экономики и социальной сферы, но и для всей страны. Инновационная инфраструктура региона должна обеспечивать устойчивое развитие северо-восточных территорий. Ведь только соблюдение принципов устойчивого развития может предотвратить социально-экономическую и экологическую деградацию, обеспечить повышение качества жизни населения северных регионов.
Инновационное развитие должно строиться на принципах устойчивого развития и решать главные специфические проблемы развития Северо-Востока России, в частности:
• акклиматизацию человека в экстремальных природно-климатических условиях, решение проблемы охраны и восстановления здоровья;
• повышение уровня технологического производства и роста технического вооружения всех отраслей хозяйства (повышенные требования к обновлению основных фондов и технологическому перевооружению);
• нехватку высококвалифицированных кадров, текучесть кадров, повышение уровня безработицы;
• неразвитость средств коммуникации, в первую очередь транспортной сети, вытекающие отсюда проблемы труднодоступности территорий и повышенные транспортные издержки, неразвитость информационных технологий и средств связи;
• повышенные требования к надежности систем жизнеобеспечения и повышенные топливно-энергетические и строительные издержки, повышенные требования благоустройства жилищного фонда;
• хрупкость экосистем и необходимость соблюдения природного баланса, длительные периоды восстановления (реабилитации) территорий, подвергшихся антропогенному воздействию, а зачастую и невозможность этого процесса;
• моноотраслевой сырьевой характер экономики и низкую степень диверсификации производства. Необходимость перехода от экстенсивного типа экономического роста к интенсивному;
• высокую стоимость жизни, низкую покупательная способность населения и повышенные
расходы бюджета на социальную сферу.
Данные факторы являются характерными для большинства регионов Севера, препятствуют экономическому росту и повышению качества жизни населения. Преодоление этих негативных тенденций позволит перейти к качественно новому уровню социально-экономического развития - устойчивому инновационному развитию. Формирование Арктического инновационного центра должно способствовать практической реализации инновационных решений, направленных на преодоление указанных специфических проблем северо-восточных территорий.
В Северо-Восточном федеральном университете будет создана уникальная университетская инфраструктура, которая обеспечит возможность реализации образовательного процесса и научных исследований на мировом уровне. Кроме того, формируется инновационный пояс вуза из предприятий, коммерциализирующих результаты исследовательской деятельности. Также университет осуществляет реализацию совместных проектов с крупными предприятиями региона, такими как ОАО АК «АЛРОСА» (проект «Создание комплексной инновационной экологически безопасной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера» стоимостью 300 млн руб.), ОАО «Якутуголь», ОАО «Алмазы Анабара» и др.
Малые инновационные предприятия должны стать катализаторами повсеместного внедрения инноваций и построения принципиально новой модели экономического развития. Не секрет, что ведущие мировые державы обеспечили интенсивное развитие своих экономик во многом благодаря деятельности малых инновационных предприятий. Крупные высокотехнологичные компании, владеющие значительной частью мирового рынка, возникли именно как малые предприятия, созданные на базе исследовательских университетов [8].
В 2010-2011 гг. Арктический инновационный центр создал 19 малых инновационных предприятий (МИП). Деятельность предприятий охватывает ключевые высокотехнологичные направления развития экономики региона, в том числе: производство строительных материалов; разработку и внедрение инновационных методик территориального планирования; 3D-визуализацию и моделирование объектов; разработку и внедрение технологий
производства продуктов медико-биологического и фармацевтического характера из местного биосырья и др. Региональным социальным эффектом от внедрения результатов деятельности МИП будет не только решение проблем востребованности собственных научных кадров, занятости населения и создания новых рабочих мест, но и внедрение инноваций в экономику региона.
При создании малых инновационных предприятий Северо-Восточный федеральный университет столкнулся с определенными проблемами, связанными с несовершенством законодательной базы. СВФУ, участвуя в создании инновационной инфраструктуры, возлагал большие надежды на федеральные законопроекты в части решения вопроса об упрощении порядка создания МИП автономными образовательными учреждениями. Нормативная база в сфере МИП в настоящее время сфокусирована на проблемах их создания бюджетными образовательными и научными учреждениями. Так, Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» установил особый, упрощенный порядок создания МИП бюджетными учреждениями.
Северо-Восточный федеральный университет, как автономное учреждение, наряду с другими образовательными учреждениями оказался за рамками регулирования данного закона. Вследствие этого процесс создания МИП автономным образовательным учреждением регулируется другими нормативно-правовыми актами, лишен тех льготных условий, которые предоставлены бюджетным образовательным учреждениям. Отличия, в основном, касаются процедур передачи в аренду МИП имущества университета, а также порядка формирования уставного капитала хозяйственных обществ. Фактически автономные образовательные учреждения вынуждены создавать МИП без достаточного законодательного обеспечения. Очевидно, требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы в области инновационной деятельности.
Помимо решения проблемы законодательного обеспечения развитие инновационной инфраструктуры требует разработки новых или уже апробированных форм взаимодействия различных субъектов
инновационной деятельности для обеспечения эффективности мер государственной поддержки. Одной из таких форм является создание регионального венчурного фонда для поддержки инновационных проектов. Вопрос формирования такого фонда в Республике Саха (Якутия) уже прорабатывается правительством республики.
Реализация проекта «Арктический инновационный центр» носит программно-целевой характер и должна обеспечить массовое внедрение инноваций, позволяющее осуществить переход от экстенсивного типа экономического роста к интенсивному, обеспечивая устойчивое развитие Северо-Востока России. Реализация проекта подразумевает достижение следующих плановых показателей (см. таблицу).
Среди приведенного перечня показателей особенно важными являются 9-й и 11-й показатели. Показатель «Объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием инновационной инфраструктуры вуза» показывает реальный вклад в промышленное производство региона. Данный
показатель влияет на такие индикаторы качества жизни населения региона, как объем ВРП, доля инновационной продукции в общем объеме произведенных товаров, работ, услуг, инновационная активность организаций и др. Особенностью программы развития инновационной инфраструктуры СВФУ являются повышенные значения показателя «Количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров». Достижение плановых величин по данному показателю позволит решить одну из главных проблем инновационного развития экономики регионов РФ -нехватку инновационных менеджеров, способных организовать эффективный процесс взаимодействия науки, образования, бизнеса и власти для внедрения инноваций в практику.
Приведенные выше показатели в случае добавления еще десятка показателей, характеризующих уровень развития объектов инновационной инфраструктуры, и модификации структуры (разделение показателей по типам) можно преобразовать в
Плановые показатели по программе «Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова «Арктический инновационный центр» в 2010-2017 гг.
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
1. Объем выполняемых на базе инновационной инфра- 350 650 5 000 8 000 11 500 15 000 19 500 25 000
структуры вуза работ и услуг, тыс. руб.
2. Количество результатов интеллектуальной деятель- 50 70 95 125 165 215 280 360
ности, принятых к бюджетному учету, шт.
3. Количество МИП, созданных университетом, шт. 5 8 9 10 11 12 13 14
4. Количество рабочих мест в созданных инфраструк- 30 70 100 160 215 225 340 410
туре и МИП, шт.
5. Количество студентов, аспирантов и представителей 25 85 170 310 500 720 1 040 1 450
профессорско-преподавательского состава, участвую-
щих в работе хозяйственных обществ, чел.
6. Количество реализуемых созданными МИП про- 1 6 15 25 35 45 60 75
ектов, поддержанных Фондом содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере
и другими организациями, шт.
7. Объем привлеченных внебюджетных средств, 0,5 10 35 65 110 160 215 275
млн руб.
8. Объем НИОКР, выполняемых в вузе, тыс. руб. 89 300 106 600 107 000 113 200 130 200 147 200 164 100 181 100
9. Количество подготовленных и повысивших квали- 120 1 500 2 000 280 350 400 450 500
фикацию инновационно-ориентированных кадров, чел.
10. Численность профессорско-преподавательского 1 4 10 17 25 34 44 55
состава и сотрудников вуза, прошедших стажировки и
программы повышения квалификации в сфере иннова-
ционного предпринимательства и трансфера техноло-
гий на базе ведущих иностранных вузов, чел.
11. Объем высокотехнологичной продукции, созданной 0 20 000 100 000 160 000 230 000 300 000 390 000 500 000
с использованием инновационной инфраструктуры
вуза, тыс. руб.
Примечание: данные представлены нарастающим итогом.
интегральный показатель уровня развития инновационной инфраструктуры региона. Данный комплекс показателей целесообразно законодательно закрепить и оценивать влияние реализации инновационных программ и проектов на социально-экономическое развитие регионов. Использование такой системы индикаторов позволит оптимизировать менеджмент в инновационной деятельности, повысить эффективность расходования бюджетных средств и сконцентрировать внимание на результатах инновационной деятельности.
Указанные в статье организационные, экономические и методологические аспекты развития инновационных программ университетов являются лишь малой долей тех многочисленных вопросов, которые необходимо решить для успешного формирования и реализации инновационной инфраструктуры региона. В идеале Арктический инновационный центр СВФУ должен стать своего рода средоточием современных технологий, разработок и знаний об инновациях, а также школой по выпуску конкурентоспособных специалистов и менеджеров в области инноваций. Это позволит осуществить эффективную интеграцию науки, образования и бизнеса, которая так необходима для современной экономики России. Для региона это позволит внедрить новые эффективные технологии в создание транспортной инфраструктуры, в строительство и производство в условиях Севера, в медицину и фармацевтику, обеспечить устойчивое развитие северо-восточных регионов России путем перехода на рациональную и экологически эффективную реализацию природно-ресурсного потенциала.
Арктический инновационный центр призван стать катализатором внедрения инновационной культуры как в реальном секторе экономики, так и в умах людей (что является не менее важным). Для Якутии же сохранение ее природного потенциала, культурных традиций в сочетании с экономическим развитием на основе внедрения самых современных технологий и знаний является заветным ключом к успеху. Создание современного инновационного
центра на Северо-Востоке России позволит изменить имидж региона, который сегодня рассматривается порой как поставщик сырья и мировой «полюс холода», даст мощный импульс его превращению в стратегический форпост российского государства.
Список литературы
1. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / Отделение общественных наук РАН, Российский науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. М.: Наука, 2006.
2. Карапетянц И. В. К вопросу о создании федеральных университетов // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. C. 10-14.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. economy. gov. ru.
4. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов. М., 2009. URL: http://mon. gov. ru.
5. Мингалева Ж. А. Роль научного и образовательного потенциалов в инновационном развитии национальной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки»). 2008. № 4. С. 21-28.
6. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2001. № 1 (32). С. 133-144.
7. Программа развития ФГАОУ ВПО «СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» на 2010-2019 годы: одобрена распоряжением Правительства РФ от 07.10.2010 № 1694-р. URL: http://s-vfu. ru/university/program_ razvitiya/prog_razv_2010-2019.
8. Телегина Н. А., Краковецкая И. В. Концептуальные основы зарубежного опыта влияния деятельности университетов на процесс инновационного развития регионов // Вестник ТГУ. 2008. № 312. С. 150-155.
Л
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru