г
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Я
© Карпов А.М., Набиуллина Р.Р., Кирюхина М.В., Белоусова М.В., Герасимова В.В., 2021 УДК 316.774:614:616-036.21(470.41)
== ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ COVID-19
Анатолий Михайлович Карпов, д-р мед. наук, зав. кафедрой психотерапии и наркологии КГМА - филиала ФГБОУ ДПО
РМАНПО Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 36; тел.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Римма Рафаиловна Набиуллина, д-р мед. наук, профессор кафедры психотерапии и наркологии КГМА - филиала
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России [тел.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Марина Васильевна Кирюхина, канд. мед. наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА - филиала ФГБОУ
ДПО РМАНПО Минздрава России [тел.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Марина Владимировна Белоусова, канд. мед. наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии КГМА - филиала
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России [тел.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Вера Вадимовна Герасимова, канд. психол. наук, начальник отдела психологического сопровождения Министерства
по делам молодежи РТ, 1 [e-mail: [email protected]]
Реферат. В статье раскрывается архитектоника универсальной методики анализа информационной продукции, разработанная учеными профильной кафедры Казанской государственной медицинской академии на основе современной научной биопсихосоциодуховной парадигмы. Методика представляет собой четырехэтапную модель экспертной оценки информации на предмет выявления деструктивных воздействий. Ее отличительными характеристиками являются целостность, системность, комплексность и общедоступность. Предложенная технология прошла апробацию в психотерапевтической практике, твердо закрепилась в инструментально-методической составляющей программ повышения квалификации психотерапевтов, а также получила широкое распространение в рамках профессиональной деятельности психологов ведомственных психологических служб Республики Татарстан.
Ключевые слова: биопсихосоциодуховный анализ, потребностно-иерархическая структура человека, деструктивные воздействия, экспертная оценка информации.
== IMPACT OF INFORMATION PRODUCTS ON PUBLIC HEALTH ON THE EXAMPLE OF THE COVID-19 PANDEMIC
Anatoly M. Karpov, Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Psychotherapy and Narcology of the KSMA -branch of the FSBEI APE RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation [420012 Kazan, Butlerov str., 36; tel.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Rimma R. Nabiullina, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology - branch of the FSBEI APE RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Marina V. Kiryukhina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology - branch of the FSBEI APE RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Marina V. Belousova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology - branch of the FSBEI APE RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: (843) 272-41-51; e-mail: [email protected]]
Vera V. Gerasimova, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Psychological Support Department of the Ministry of Youth Affairs of the Republic of Tatarstan [e-mail: [email protected]]
Abstract. The article reveals the architectonics of a universal methodology for analyzing information products, developed by scientists from the specialized Department of the Kazan State Medical Academy on the basis of the modern scientific biopsychosociospiritual paradigm. The methodology is a four-stage model of expert assessment of information to identify destructive influences. Its distinctive characteristics are integrity, consistency, complexity and general availability. The proposed technology has been tested in psychotherapeutic practice, firmly entrenched in the instrumental and methodological component of training programs for psychotherapists and has also become widespread in the framework of the professional activities of psychologists of departmental psychological services of the Republic of Tatarstan.
Key words: biopsychosociospiritual analysis, the need-hierarchical structure of a person, destructive influences, expert assessment of information.
Средства массовой информации обладают огромными возможностями воздействия на здоровье общества. Но их механизмы и результаты недостаточно изучены, что является актуальной проблемой, требующей обсуждения специалистов. Информационное сопровождение коронавирусной пандемии на первых ее этапах способствовало развитию у большинства населения когнитивного диссонанса - недоумения и растерянности. СМИ транслировали много суждений, прогнозов, рекомендаций от врачей, чиновников, политиков, журналистов, пророков, астрологов, футурологов, но их разнородность и недостаточная убедительность увеличивали хаос и создавали запрос на способ защиты от информационного стресса, на методику анализа и систематизации информационных воздействий [9].
Современная научная парадигма более 40 лет определяется как биопсихосоциальная, в которой духовная составляющая включена в психологическую [1, 12, 14]. Признанием перспективности этой парадигмы является утверждение Премьер-министром России М.В. Мишустиным 31.12.2020 Программы фундаментальных научных исследований до 2030 года, разработанной Российской академией наук при участии министерств и ведущих научных организаций страны [10]. В ней, в частности, определено, что «Основные научные задачи психологической науки будут связаны с изучением закономерностей функционирования и развития психики человека в условиях радикальных технологических, социокультурных, экономических, демографических и климатических изменений. Особое внимание будет уделяться макропсихологическому состоянию общества, психологическим факторам конкурентоспособности страны и межкультурному взаимодействию в условиях глобальной нестабильности, в том числе прогнозированию психологических последствий реализации управленческих решений и законодательных инициатив, психологическим механизмам, обеспечивающим потенциал производительных сил и экономическое развитие регионов. Отдельными пунктами выделены следующие.
В связи с возрастанием значимости духовной (идеологической) составляющей в жизни людей в последние годы распространяется использование определения биопсихосоциодуховная парадигма. Понятие здоровья определяется как гармоничное единство четырех составляющих - биологической, психологической, социальной и духовной [11]. Считаем, что это определение можно перенести на человека в целом. Новым структурным элементом парадигмы, внесенным нами, является принцип объединения четырех составляющих, который определен как потребностно-иерархический, «матрешечный» (го-лографический) принцип, соединяющий названные составляющие (одноименные человеческие потребности) и распределяющий их одну в одной, как в матрешке, по строго определенной иерархии возраста-
ния их масштаба от биологических через психологические и социальные - к духовным. Это позиционируется как общечеловеческая норма, с которой нужно соотносить организацию здравоохранения, лечения, образования и воспитания [3-5, 7, 8, 13].
1. Биологические потребности предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах организма. Это потребности в воздухе, воде, еде, тепле, одежде, жилье и др. Их масштаб ограничен запросами поддержания внутреннего физического и химического баланса (гомеостаза) и са-ногенеза. Они поддаются точному расчету по физиологическим нормам. Как недостаточное, так и избыточное потребление даже самых полезных продуктов причиняет не пользу, а вред здоровью.
2. Психологические потребности обеспечивают адаптацию и интеграцию в малом социуме в пределах семьи и дома. Это потребности в безопасности, приятии, понимании, доверии, заботе, надежности, предсказуемости отношений в семье. Их место и масштаб соответствуют второму уровню в «матрешке».
3. Социальные потребности предназначены для обеспечения гармоничной интеграции человека в пространство общества за пределами семьи и дома. К ним относятся потребности в наличии друзей, профессии, образования, работы, денег, средств связи, развлечений, профессиональном и социальном росте, признании и соблюдении гражданских прав и законов и др. Масштаб социальных потребностей соответствует третьему контуру в «матрешке». Они естественным образом ограничены нижестоящими биологическими, психологическими и вышестоящими духовными (нравственными) потребностями человека.
4. Духовные потребности предназначены для интеграции в пространство человечности. К духовным потребностям относятся справедливость, совесть, честь, долг, ответственность за детей, больных, стариков, прирученных животных, сохранение природы, патриотизм, почитание родителей, предков, веры, культуры, традиций, защита страны.
В биопсихосоциодуховной структуре человека духовные потребности образуют четвертый - внешний контур, определяющий масштаб личности, целей и смыслов ее деятельности, стратегий и средств их достижения. Они оформляют всю структуру человека и используются нами для оценки нормативности человека и его поведения. Признание духовных ценностей как высших закреплено в новой Конституции РФ 2020 г. Президент России В.В. Путин утвердил в качестве государственной идеологии патриотизм -служение российскому народу.
Представленная биопсихосоциодуховная структура человека и общества - это доктрина современной идеологии, наполняющей мировоззренческий вакуум, перспективной для переформатирования политики и экономики, поворота их на гуманизацию и развитие на принципах справедливости, совести, ответственности и любви. Она бесконфликтно объединяет лю-
дей разных национальностей, религий, профессий, обеспечивает системность и единство в управлении и организации жизни людей в современном системном кризисе.
Эта иерархия имеет прикладное значение в психотерапии и реабилитации, в том числе в условиях самоизоляции и ограничении свобод, обусловленных пандемией.
Недостатки на уровне биологических ресурсов компенсируются медицинской помощью и с вышестоящих уровней - психологического (ресурсов личности и ее семьи), а также социального и духовного.
Недостатки биологических и психологических ресурсов компенсируются из ресурсов социума в сфере образования, профессии, карьеры, высоких зарплат, а также духовного уровня.
Недостатки биологического, психологического и социального уровней компенсируются из ресурсов духовного уровня - творчества, религии, жертвенного служения.
Эта иерархия прослеживается и в обратном направлении - сверху вниз. Разруха в идеологии разрушает психическое и соматическое здоровье, а также социальную организацию, экономику и пр.
На основе этой 4-уровневой потребностно-иерархической структуры человека нами разработана 4-этапная методика экспертной оценки информации и выявления деструктивных воздействий.
• I этап - ценностный (экзистенциальный, идеологический). Получив информацию, нужно самостоятельно определить, что в ней обозначается высшей ценностью, на что ее авторы (исполнители) направляют граждан? Какие потребности - биологические, психологические, социальные или духовные - актуализируются? Во время пандемии, в период самоизоляции и ограничения ряда гражданских свобод работа СМИ была направлена на актуализацию ценности жизни. Это безусловно высшая ценность, являющаяся достаточным основанием для постоянного контроля ситуации руководством страны и регионов, для организации специализированных госпиталей, закупки лекарств и оборудования, мобилизации медицинских работников, противоэпидемических мероприятий, режима самоизоляции, дистанционного обучения, масочного режима и др.
• II этап - психофизиологический, заключается в анализе информации, форм ее подачи и распознавания в них деструктивных элементов. Структурная и функциональная организация работы головного мозга сложна, но для быстрого, доступного, самостоятельного решения практических задач самозащиты от деструктивных информационных воздействий можно ограничиться двумя характеристиками нормальной работы мозга - единство в работе коры и подкорки, левого и правого полушария.
Для определения направленности и характера информационного воздействия на кору головного мозга нужно помнить о ее функциях, быстро распозна-
вать угрозу, которую представляет целенаправленное манипулятивное возбуждение подкорковых функций, прикрывающее блокаду и демонтаж корковых.
В условиях всякой дезадаптации, включая «пандемическую», возрастает значимость корковых функций, таких как планирование, принятие решений; осознанный выбор целей и стратегий их достижения, прогнозирование последствий, контроль над эмоциями и мотивациями, организованность, способность соблюдать дисциплину и законы, в том числе выполнение профилактических, противоэпидемических мер - ношение масок, мытье рук, воздержание от посещения людных мест.
Перечень функций коры убеждает в том, что их сбережение и развитие является самым цивилизованным, гуманным, честным, надежным, перспективным и незатратным направлением защиты от всех угроз современности - алкоголизации, наркотизации, курения, игнорирования правил автовождения, заражений инфекционными заболеваниями (ВИЧ, СОУЮ), преступности, коррупции, терроризма и др.
Длительная ориентация общества на потребление и развлечения привела к тому, что в настоящее время цивилизованное человечество большую часть своих ресурсов тратит на устранение последствий «декортикации». Реформа образования, переход на систему ЕГЭ, тестирование, использование цифровых технологий способствовали определенной деградации корковых функций, формированию клипового мышления, упрощению суждений, ускорению принятия решений, укорочению мыслительных операций, обеднению речи. Источником получения информации стали не книги, а Интернет и социальные сети, компьютеры и смартфоны.
Отцифрованная информация удобна тем, что она конкретна и быстродоступна, но она фрагментарна, не соотносится со смежными знаниями, не включается в большие, системные конструкции и далеко не всегда готовится профессионалами в области, которую представляют [13]. Многолетнее методичное ослабление корковых функций у населения в ситуации пандемии проявилось нерациональным поведением, недостаточным контролем над эмоциями и мотивациями, склонностью не соблюдать инструкции и законы, в том числе игнорировать меры профилактики.
Эти проблемы, проявленные пандемией, способствуют осознанию того, что развитие корковых функций должно быть целью и главным направлением воспитания, образования, адаптивности и успешности в жизни, а также профилактики зависимостей и деструктивного поведения.
В условиях длительной информационно-психологической войны в мире с Россией нужно научить население узнавать мишени и технологии деструктивных информационных воздействий, встречающихся в СМИ и соцсетях, такие как чрезмерная эмоциональность и выразительность, зрелищность, сложность формы, но примитивность содержания, недостаточ-
ная логическая последовательность и связность информационной продукции. В информационных комментариях актуальных событий имеется много высокопрофессиональных материалов, способствующих активации корковых функций, - беседы со специалистами, дающими системные, конструктивные знания, способствующие повышению конструктивности поведения населения. Но многие каналы увлекаются зрелищностью и эпатажностью передач.
Некоторые ведущие пользуются технологиями шоу-бизнеса. Выступающие - носители знаний, ответственности, культуры мышления, речи и поведения, - ставятся в «нецивилизованные» условия, похожие на сражения гладиаторов или «кулачного боя» (кто кого перекричит, «победит», перебьет, «заткнет», «порвет»), вынуждены торопиться высказываться в ущерб логическому содержанию. Их обрывают и дают слово «противнику», выражающему другое мнение. Рефлексирование впечатлений от просмотров многочасовых, очень эмоциональных, передач с поспешными, разнородными суждениями и предложениями обнаруживает, что они возбуждают подкорку у выступавших и у зрителей в студиях и у телеэкранов, утомляют, нарушают ночной сон, но не уменьшают хаоса и тревоги, не прибавляют конструктивности, системности и уверенности. Такие передачи надо смотреть подготовленными, с пониманием технологий психологических манипуляций и контролировать сохранение критического отношения и спокойствия.
Информация, распространяемая по социальным сетям среди миллионов людей доброжелательными, отзывчивыми авторами, без ее профессиональных оценок может быть даже опасной для людей. Например, в условиях пандемии было много рассылок с рекомендациями по диагностике и лечению. Среди них было много непрофессиональных и неадекватных, основанных не на проверенных знаниях, а на личном опыте, воображении, эмоциях, субъективном мнении авторов. В качестве примеров можно привести рекомендации применять алкоголь наружно, внутрь и в виде ингаляций; использовать фумигаторы для отпугивания комаров, на которые капать деготь как натуральный антисептик, убивающий микробы и вирусы, создающий стойкий запах дегтя в доме. Автор этой рекомендации предупреждал о том, что он не врач. Он не знал о том, что деготь содержит много канцерогенных веществ, и не сказал об этом. Таким образом, некоторые самодеятельные рекомендации опасны для здоровья.
В условиях пандемии люди стали больше пересылать своим родственникам и друзьям медицинской информации по \WhatsApp, делиться советами и рекомендациями. Появилась новая форма психотерапевтической взаимопомощи. Спонтанно образовались группы по обмену интересными, красивыми фотографиями, микрофильмами, музыкальными произведениями, медицинскими, политическими, юмористическими, образовательными, духовными и другими сю-
жетами оптимистического содержания. С самого утра миллионы людей берут в руки смартфоны и, сами не осознавая того, создают своими добрыми, красивыми, охранительными посланиями информационно-волновой «покров» над страной, защищающий от информационных угроз. Это проявление народной, общей (соборной) самообороны, самозащиты и взаимопомощи. Каждый участник этих пересылок, как родничок, выделяет чистую воду, омывающую и напитывающую ею других людей и размывающую слой лжи и негатива, под которым выживает народ.
Психофизиологический этап анализа информационных воздействий включает также выявление разобщения функций левого и правого полушария головного мозга. В норме полушария головного мозга работают одновременно,единым комплексом. Но они выполняют разные функции.
К левополушарным функциям принято относить: абстрактно-логическое мышление, речь, символы, счет, анализ; установление связей между элементами, создание конструкций, систем, прогнозов, закономерностей, последовательностей; самосознание, контроль, чувство долга, упорядоченность, организованность, четкость, прагматизм, оптимизм.
Перечень функций левого полушария показывает, что они - основа воспитания, образования, здорового образа жизни, управления, профилактики различных форм отклоняющегося поведения. С этих позиций нам нужно оценить масштаб ущерба, нанесенного реформой образования. Известно, что левопо-лушарные люди достигают больших успехов в сфере абстрактных, точных наук, программирования, конструирования, планирования, прогнозирования, управления, организации, контроля и др. Они знают, чего хотят, умеют системно мыслить и действовать, составлять четкие планы достижения своих целей, распределять свои ресурсы, соблюдать законы, правила, порядок, дисциплину, отличаются организованностью, высокой продуктивностью в работе, ведут здоровый образ жизни, умеют работать и отдыхать, поддерживать стабильные конструктивные отношения с людьми. Они достигают больших успехов в профессиональной деятельности и в семье.
Функции левого полушария нужно знать и развивать их для успеха в жизни. В телепередачах о пандемии преобладали «левополушарные» по содержанию информации и манере ее представления. Такие передачи нужно принимать во внимание.
Правополушарными функциями и проявлениями считаются: эмоции, мотивации, влечения, воображение, фантазия, интуиция; внушаемость, доверчивость, наивность, инфантильность; эмоционально-целостное, образное восприятие; ситуационное мышление, отсутствие склонности к прогнозированию, планированию, безосновательная надежда на «авось»; импульсивность и непоследовательность в отношениях и поведении. Признаки правополушарно-сти в содержании и технологиях информации о пан-
демии также были. Их также нужно научиться узнавать и относиться к ним критически, проверять эмоциональные рекомендации.
Следует учитывать, что правополушарные люди проявляют способности в искусствах и ремеслах. Среди них много талантливых музыкантов, художников, поэтов, писателей, артистов, творческих личностей. Но среди правополушарных людей чаще встречаются люди обидчивые, с неврозами, депрессиями, зависимостями, подверженные суицидальным мыслям. Для предупреждения проявления этих особено-стей им нужно развивать левополушарные функции, но в современном информационном, образовательном, культурном, досуговом пространстве наблюдается противоположный курс. Это колоссальная угроза личной и общественной безопасности и направление главного удара в информационно-психологической, гибридной войне с Россией.
• III этап - психологический, этап анализа информации, распознавания и рациональной оценки предлагаемых стратегий поведения. Методику осуществления этого этапа раскроем на известной классификации стратегий поведения (копингов) швейцарского психотерапевта Хайма (Haim). Эта классификация давно известна, доступна, представлена в Интернете, широко используется.
Классификация позволяет сознательно и самостоятельно, руководствуясь своими собственными интересами, выбирать стратегии, ведущие к успеху, и не использовать стратегий, гарантирующих поражение. Набор стратегий совладания может использоваться как методика и инструмент для самостоятельных оценок содержания, смыслов, посылов, стратегий поведения, которые культурно предлагают в песнях, фильмах, тематических телепередачах, в том числе о коронавирусной пандемии, а также для психотерапии людей, дезадаптированных пандемией. В беседах с ними нужно определить, какие стратегии они «выбрали», и обосновать необходимость смены неадаптивных стратегий на адаптивные. Например, растерянность, диссимуляция опасности, игнорирование мер профилактики относятся к дезадаптивным. Их нужно заменить на адаптивные стратегии - сохранение самообладания, признание собственной ценности и проведение проблемного анализа ситуации.
• IV этап - психиатрический, заключается в анализе информации и распознавании в ней деструктивных воздействий на психическое здоровье и поведение.
В информационном сопровождении пандемии правительством нашей страны преобладали ответственность, конструктивность, системность, последовательность, логичность, т.е. оно в целом явилось высокопрофессиональным.
Но в информационное пространство поступали сообщения из множества разных источников, которые оказывали мощное деструктивное воздействие на психическое здоровье и поведение граждан, соз-
давали когнитивный диссонанс у населения - растерянность, страх, недоверчивость, подозрительность, оппозиционность.
Отметим психиатрические составляющие информации о пандемии [9]:
1. Стрессирующий характер информации и способов ее подачи. Вирус - угроза жизни, т.е. самым значимым интересам людей. Масштаб угрозы - самый большой - всемирный. Высказывались суждения о том, что переболеют все.
2. Дополнительная драматизация и моральная травматизация сообщениями о том, что вирус специально создан для сокращения населения Земли, избавления от «бесполезных» контингентов - престарелых, пенсионеров, бедных, больных и т.п. Эта «правда» усиливала стигматизацию пожилых людей, вызывала печальные чувства обиды, обреченности, страха, беззащитности и др.
3. Пессимистичность информации. Сообщалось об отсутствии эффективных и доступных способов профилактики и лечения; о высокой смертности; способности вируса к мутациям, подрывающей эффективность вакцинации и доверие к ней. Один известный политолог шокировал прогнозом: «живые будут завидовать умершим».
4. Беспрецедентная политизация. В обсуждении медицинской проблемы в СМИ мощно доминировали политики, оттесняя специалистов-вирусологов от информационных, административных и финансовых ресурсов. Коронавирус был назван биологическим оружием, началом мировой бактериологической войны нового формата, с использованием биотерроризма, к которому не готовы население и армии. Муссировались эпатирующие версии о том, что вирус - это прикрытие для других, более негативных событий и перспектив; смены Конституции; законодательной замены очного образования дистанционным; принудительной вакцинации, сочетающейся с чипизацией и цифровизацией населения, для внешнего компьютерного управления его психикой и поведением, созданием системы электронного рабства и т.п.
Эта «правда» рождала протестные мотивации у людей, но карантин исключал массовые мероприятия, в том числе демонстрации. «Для этого его и ввели» - такие суждения тоже поступали в медийное пространство. Систематически происходили вбросы информации, компрометирующей лидеров государств, значимых людей, что способствовало подрыву доверия к власти, негативизму, расшатыванию системы управления, росту протестных настроений, призывам к неповиновению. Война в информационном пространстве усугубляла когнитивный диссонанс, хаос, стресс, тревогу, способствовала росту психических и поведенческих расстройств.
5. Конфликтогенность информации. Политологи сообщали о революционной перезагрузке мировой политики. Курс на глобализацию, открытость границ, объединение стран и народов резко сменился на за-
крытость, изоляцию, разрыв технологических цепочек, сокращение сотрудничества, торговли, туризма, спортивных и культурных связей. Пошел процесс разобщения (распада) на уровне политических, экономических и социальных связей между странами (Евросоюза), но компенсаторно усиливался запрос на усиление единства людей и стран на уровне общечеловеческих душевных и духовных ценностей. Правительства многих стран стали ближе к людям, начали оказывать им финансовую и материальную помощь.
Представленная универсальная, биопсихосоцио-духовная методика анализа информационной продукции много лет используется авторами в терапевтической и образовательной практике, отражена в материалах для педагогов-психологов и классных руководителей при проведении родительских собраний по вопросам информационной безопасности детей и подростков [2, 6].
В 2018 г. она была отражена в виде отдельной темы, в объеме 4 ч, в программах повышения квалификации и тематических семинарах для психологов и специалистов социальной защиты и сферы государственной молодежной политики.
Эта технология была включена в материалы социального проекта «Про Я и мир», разработанного в 2019 г. организацией АНО «Инициатива» при участии аппарата Общественной палаты Республики Татарстан. Проект направлен на социально-психологическую профилактику деструктивных тенденций в молодежной среде и предполагал систему мер (мероприятий), позволяющих охватить профилактической работой молодых людей, их ближайшее окружение на территории города Набережные Челны. В проект были включены три образовательные организации: МБОУ «СОШ № 46», МБОУ «Гимназия № 26», МАОУ «Гимназия № 77» городского округа Набережные Челны. Целевые категории проекта: учащаяся молодежь в возрасте 15-18 лет, родители, педагоги общеобразовательных организаций, представители НКО и общественного совета городского округа Набережные Челны. Проект был реализован с ноября 2019 г. по май 2020 г.
Кроме того, эта авторская методика была презентована 23-24 сентября 2019 г. на Всероссийском форуме «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» в формате выступления и публикации по теме «Биопси-хосоциодуховная матрица анализа информационной продукции».
Выводы. В статье представлен оригинальный, биопсихосоциодуховный алгоритм анализа реагирования населения на информационные текстовые, «звучащие» и «показывающие» теле-, кинопродукты, в том числе на законы, постановления, приказы и комментарии к ним, появляющиеся в СМИ и социальных сетях. Проблема актуализировалась в условиях коронавирусной пандемии, распространилась
на обсуждение поправок к Конституции и бурных событий политической жизни в стране и мире.
Запрос общества на «правильный» - основанный на иерархии вечных человеческих ценностей - алгоритм оценки информационной продукции в настоящее время стал крайне актуальным. Реакции людей на угрозы их интересам реализуются по известным объективным законам биологии, физиологии, психологии, социологии,антропологии,психиатрии,которые невозможно отменить субъективными решениями группы людей. Наоборот, субъективное законотворчество должно основываться на основе объективных законов.
Теоретической основой анализа информационной продукции определена современная научная парадигма о биопсихосоциодуховной природе человека и его здоровья. На основе этой 4-уровневой по-требностно-иерархической структуры человека разработана 4-этапная методика экспертной оценки содержания информации и информационных технологий и выявления в них деструктивных элементов. I этап - ценностный (идеологический), II этап - психофизиологический, III - психологический, IV - психиатрический.
Каждый этап анализа проиллюстрирован примерами из реальных фактов информационного сопровождения пандемии. Показана эффективность использования биопсихосоциодуховного анализа информации для выявления в ней деструктивных элементов, что позволяет разрабатывать принципы и методики защиты психического и духовного здоровья граждан от информационных угроз.
Литература
1. Биопсихосоциальная модель в психиатрии как оптимальная модель для современных биомедицинских исследований / Н.Г. Незнанов, Г.В. Рукавишников, Е.Д. Касьянов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2020. - № 2. - С.3-15.
2. Биопсихосоциальный алгоритм определения деструк-тивности информационно-психологических воздействий / А.М. Карпов, Д.Г. Семенихин, О.В. Башмакова,
B.В. Герасимова; под ред. профессора Н.Г. Незнанова, профессора К.К. Яхина // Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - Санкт-Петербург, 2012. -
C.63-64.
3. Карпов, А.М. Биопсихосоциальные аспекты профессиональной деятельности врачей-психиатров: монография / А.М. Карпов, О.В. Башмакова, Д.Г Семенихин. - Казань: ИД «МеДДоК, 2012. - 152 с.
4. Карпов, А.М. Биопсихосоциальный подход к пониманию современного состояния здравоохранения / А.М. Карпов // Дневник казанской медицинской школы. - 2014. -№ 2 (5). - С.28-31.
5. Карпов, А.М. Доказательность медицинской помощи должна соответствовать биопсихосоциальной структуре человека / А.М. Карпов, Д.Г. Семенихин, Ю.А. Ревенкова
// Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины: сборник тезисов научной конференции с международным участием. -Санкт-Петербург, 2006. - С.31-32.
6. Карпов, А.М. Основы информационной безопасности детей и подростков: родительское собрание / А.М. Карпов, В.В. Герасимова. - URL: https://mon.tatarstan.ru/ prof_internet_zavisimosti.htm
7. Кудрявцев, Ю.М. Современные вызовы миру образования для создания образа мира / Ю.М. Кудрявцев,
A.М. Карпов, В.В. Герасимова // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 4. - С.94-102.
8. Научно-методический аспект обеспечения национальной безопасности в образовательной деятельности преподавателей вузов / Ю.М. Кудрявцев, А.М. Карпов,
B.В. Герасимова, О.В. Башмакова // Казанская наука. -2016. - № 1. - С.8-13.
9. Особенности адаптации в условиях вынужденной самоизоляции: учебно-методическое пособие / А.М. Карпов, РР Набиуллина, М.В. Кирюхина [и др.]. - Казань: ИД «МеДДоК», 2020. - 44 с.
10. Распоряжение № 3484-р Премьер-министра РФ М.В. Мишустина об утверждении Программы фундаментальных научных исследований до 2030 года.
11. Системная биопсихосоциодуховная профилактика радикализма, экстремизма и терроризма: монография / А.М. Карпов, Р.Р. Набиуллина, М.В. Кирюхина [и др.]. -Казань: ИД «МеДДоК», 2018. - 172 с.
12. Холмогорова, А.Б. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового? / А.Б. Холмогорова, О.В. Рычкова // Социальная психология и общество. - 2017. - № 8 (4). -
C.8-31.
13. Четверикова, О.Н. Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России / О.Н. Четверикова. - Москва: Книжный мир, 2019. - 320 с.
14. Engel, G. The clinical application of biopsychosocial model / G. Engel // The American yournal of psychiatry. - 1980. -Vol. 137, № 5. - Р535-544.
References
1. Biopsihosocial'naya model' v psihiatrii kak optimal'naya model' dlya sovremennyh biomedicinskih issledovanii / N.G. Neznanov, G.V. Rukavishnikov, E.D. Kas'yanov // Obozrenie psihiatrii i medicinskoi psihologii. - 2020. - № 2. - S.3-15.
2. Biopsihosocial'nyi algoritm opredeleniya destruktivnosti informacionno-psihologicheskih vozdeistvii / A.M. Karpov,
D.G. Semenihin, O.V. Bashmakova, V.V. Gerasimova; pod red. professora N.G. Neznanova, professora K.K. Yahina // Psihicheskoe zdorov'e naseleniya kak osnova nacional'noi bezopasnosti Rossii: Vserossiiskaya nauchno-praktiches-
kaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem. - Sankt-Peterburg, 2012. - S.63-64.
3. Karpov, A.M. Biopsihosocial'nye aspekty professional'noi deyatel'nosti vrachei-psihiatrov: monografiya / A.M. Karpov, O.V. Bashmakova, D.G. Semenihin. - Kazan': ID «MeDDoK», 2012. - 152 s.
4. Karpov, A.M. Biopsihosocial'nyi podhod k ponimaniyu sovremennogo sostoyaniya zdravoohraneniya / A.M. Karpov // Dnevnik kazanskoi medicinskoi shkoly. - 2014. - № 2 (5). - S.28-31.
5. Karpov, A.M. Dokazatel'nost' medicinskoi pomoschi dolzhna sootvetstvovat' biopsihosocial'noi strukture cheloveka / A.M. Karpov, D.G. Semenihin, Yu.A. Revenkova // Psiho-terapiya v sisteme medicinskih nauk v period stanovleniya dokazatel'noi mediciny: sbornik tezisov nauchnoi konfer-encii s mezhdunarodnym uchastiem. - Sankt-Peterburg, 2006. - S.31-32.
6. Karpov, A.M. Osnovy informacionnoi bezopasnosti detei i podrostkov: roditel'skoe sobranie / A.M. Karpov, V.V. Gerasimova. - URL: https://mon.tatarstan.ru/prof_inter-net_zavisimosti.htm
7. Kudryavcev, Yu.M. Sovremennye vyzovy miru obrazovaniya dlya sozdaniya obraza mira / Yu.M. Kudryavcev, A.M. Karpov, V.V. Gerasimova // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2016. - № 4. - S.94-102.
8. Nauchno-metodicheskii aspekt obespecheniya nacional'noi bezopasnosti v obrazovatel'noi deyatel'nosti prepodavatelei vuzov / Yu.M. Kudryavcev, A.M. Karpov, V.V. Gerasimova, O.V. Bashmakova // Kazanskaya nauka. - 2016. - № 1. -S.8-13.
9. Osobennosti adaptacii v usloviyah vynuzhdennoi samoizo-lyacii: uchebno-metodicheskoe posobie / A.M. Karpov, R.R. Nabiullina, M.V. Kiryuhina [i dr.]. - Kazan': ID "MeDDoK", 2020. - 44 s.
10. Rasporyazhenie № 3484-r Prem'er-ministra RF M.V. Mishustina ob utverzhdenii Programmy fundamental'nyh nauchnyh issledovanii do 2030 goda.
11. Sistemnaya biopsihosocioduhovnaya profilaktika radika-lizma, ekstremizma i terrorizma: monografiya / A.M. Kar-pov, R.R. Nabiullina, M.V. Kiryuhina [i dr.]. - Kazan': ID «MeDDoK», 2018. - 172 s.
12. Holmogorova, A.B. 40 let biopsihosocial'noi modeli: chto novogo? / A.B. Holmogorova, O.V. Rychkova // Social'naya psihologiya i obschestvo. - 2017. - № 8 (4). - S.8-31.
13. Chetverikova, O.N. Cifrovoi totalitarizm. Kak eto delaet-sya v Rossii / O.N. Chetverikova. - Moskva: Knizhnyi mir, 2019. - 320 s.
14. Engel, G. The clinical application of biopsychosocial model / G. Engel // The American yournal of psychiatry. - 1980. -Vol. 137, № 5. - P.535-544.