94
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
М.А. АТОХОДЖАЕВА
Манижа Акбаровна АТОХОДЖАЕВА — соискатель степени к.э.н., старший преподаватель кафедры мировой экономики Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции.
В 2001 г. окончила Таджикский институт менеджмента.
Автор 7 публикаций.
Область научной специализации — экономическая теория.
^ ^ ^
ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ И МИРОВОГО КРИЗИСА НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН* *
Мировой финансовый кризис и повышение уровня инфляции не могли не сказаться на уровне жизни во всем мире, и в том числе на уровне жизни населения Республики Таджикистан. Инфляция является одной из проблем, остро влияющих на развитие современной экономики почти во всем мире.
Во время инфляции 2008-2009 гг. в экономике Республики Таджикистан происходило: обесценивание национальной валюты (сомони) по отношению к золоту; обесценивание национальной валюты (сомони) по отношению к товару; обесценивание национальной валюты (сомони) по отношению к иностранной валюте (в качестве примера см. табл. 1).
Таблица 1
Актив Курсы обмена
30.12.2010 (сомони) 31.12.2011 (сомони)
1 доллар США 4.4031 4.7585
1 евро 5.9105 6.1565
1 российский рубль 0.1465 0.1474
1 специальное право заимствования 6.7508 7.2824
1 тройская унция золота 6,209.47 7,492.26
Составлено автором на основе данных Национального банка Таджикистана [5].
Можно предложить несколько мер для смягчения последствий инфляционных кризисов в экономике Республики Таджикистан.
1. Бюджет государства должен находиться в постоянном равновесии.
Политика государства будет направлена на то, чтобы обеспечить граждан страны необходимыми, достойными их условиями жизни, используя, тем самым, эффективную деятельность всех государственных структур и органов согласно утвержденной Стратегии повышения уровня благосостояния населения Таджикистана на 2013-2015 годы [3, с. 1-2]. Для того чтобы реализовать данную Стратегию, было предусмотрено выделение более 18 млрд сомони, в том числе для финансирования этой Стратегии из бюджета государства будет направлено более 12 млрд сомони, и в целом финансирование Стратегии будет составлять 30 млрд сомони. Глава государства Э. Рахмон отметил, что вследствие реализации данного программного документа будут обеспечены: экономическое развитие страны, эффективное управление и реализация стратегических приоритетов, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения.
ГРНТИ 06.51.97 © М.А. Атоходжаева, 2014
* Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, доц. Х.Р. Хожиматовой.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
95
2. Национальный банк должен вести эффективную политику.
Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. привел к снижению темпов роста производства, уменьшение объема экспорта и импорта, в том числе объема притока денежных переводов и иностранных инвестиций. Все эти факторы повлияли на макроэкономические и финансовые показатели страны.
Для того чтобы ограничить влияние данного кризиса, в рамках Плана мероприятий, принятого Правительством Республики Таджикистан, Национальным банком Таджикистана был осуществлен комплекс мер, в том числе: создание специальной рабочей группы для быстрого анализа финансового положения банков, поиска признаков возможных рисков и потерь, связанных с ними; постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5 до 8,0 пунктов годовых; снижение нормы обязательного резервирования на 2,0 пункта и установление ее в данное время по депозитам в национальной валюте на уровне 7,0 %, а в иностранной валюте — 9,0 %; создание механизма предоставления краткосрочных ресурсов коммерческим банкам страны в иностранной валюте для обслуживания клиентов по денежным переводам, в национальной валюте — для осуществления расчетов.
Подобные и другие меры содействовали решению наиболее острых проблем, а также смягчению нехватки текущей ликвидности в банковской системе и своевременному осуществлению платежей и расчетов.
В настоящее время состояние банковской системы страны с учетом макроэкономических показателей характеризуется стабильным и постепенным ростом капитала, депозитов и кредитов.
3. Государство не должно без необходимости вмешиваться в распределение доходов.
Политику правительства трудно реализовать путем указаний в директивном порядке. Желаемого
результата можно достичь при условии, если частные интересы предпринимателей будут совпадать с интересами государства, т. е. общества, путем создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Государством должны создаваться необходимые условия для улучшения экономической деятельности, защиты предпринимателей от монополистических угроз, обеспечения населения общественными товарами, а малообеспеченных слоев населения — социальной защитой, решения проблемы национальной безопасности. С другой стороны, вмешательство государства в некоторых случаях может ослабить рыночный механизм и причинить заметный вред экономике страны, как это было, к примеру, во Франции в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Началу оттока капитала из страны поспособствовало активное вмешательство государства, на этом фоне заметно снизились темпы экономического роста. В такой ситуации необходимы приватизация и дерегулирование, что и было осуществлено в 1986 г. [4, с. 5-6] По нашему мнению, удержание «золотой середины» является основной государственной задачей в сфере влияния на рыночную экономику.
Отметим, что существуют внутренние и внешние причины инфляции, они одинаково влияют на снижение уровня жизни. Раньше инфляция проявлялась обычно в чрезвычайных ситуациях. Так, во время войн государством часто выпускалось большое количество не обеспеченных товаром бумажных денег для того, чтобы покрыть военные расходы. За последние 30 лет инфляция стала хронической болезнью экономик многих стран мира.
Обычно уровень жизни населения зависит от уровня доходов, что является одной из сложнейших социально-экономических категорий. Для анализа доходов населения особое значение имеют показатели степени удовлетворения платежеспособного спроса в условиях инфляции. В качестве обобщающих показателей в органах государственной статистики Республики Таджикистан применяются (см. табл. 2): индексы стоимости жизни; реальная заработная плата в расчете на одного работающего; реальные доходы на душу населения [1, с. 36-38].
Но учитываются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но и динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары. В настоящее время инфляция — один из опаснейших процессов, которые негативно воздействуют на уровень жизни, финансы, денежную и экономическую систему одновременно. Инфляция, кроме того, не только снижает покупательную способность денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводя на нет все усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций, Инфляция искажает действительную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг и т. д.
96
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Таблица 2
Обобщающие показатели по Республике Таджикистан
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Индексы потребительских цен (в % к предыдущему году) 121 120 106,4 106 109 106,4
Среднемесячная заработная плата (в сомони) 129 231,5 284,3 354,4 442,1 555,3
Индексы реальных денежных доходов населения (в % к предыдущему году) 121,3 112,2 107,4 114 108 117,7
Индексы реальных денежных доходов населения (в среднем на душу населения в год, сомони) 99,3 1297 1450 1750 2138 2553
Составлено автором на основе данных официального сайта Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан [2].
Если ранее инфляция имела локальный характер, то в настоящее время — повсеместный, всеохватывающий; если раньше инфляция охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — хронический; современная инфляция находится также под воздействием не только денежных факторов.
Мы рекомендуем следующие меры по защите уровня жизни населения Республики Таджикистан в период инфляции:
1) сокращение дефицита бюджета;
2) ограничение прироста денежной массы;
3) гашение инфляционных ожиданий;
4) замораживание цен и доходов (краткосрочная мера);
5) проведение денежной реформы;
6) борьба с монополизмом и монополистическим повышением цен.
Одним из альтернативных вариантов, монетарным методом борьбы с инфляцией, является политика, направленная на регулирование цен и доходов, которая предусматривает взаимодействие роста доходов и роста цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Политика, направленная на регулирование цен и доходов, обозначает, что государство или замораживает цены и номинальные доходы, или удерживает рост оплаты труда посредством увеличения средней (по стране) производительности труда, а рост цен снижает повышение затрат на заработную плату. Данная политика была использована на Западе и включала следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен, налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Тем не менее данная политика не была оправданна, вследствие чего сегодня не применяется многими странами с рыночной экономикой.
По нашему мнению, для снижения высокого уровня инфляции Правительство Республики Таджикистан должно обеспечить:
1) эффективную налоговую систему и стабильность затрат государства;
2) параллельные темпы повышения денежной массы и национального дохода;
3) предотвращение «импорта инфляции».
Для достижения уровня социально ориентированной экономики Республике Таджикистан необходимо решать социальные проблемы обеспечения полной занятости трудовых ресурсов, снижения уровня безработицы до предельно допустимого размера, повышения материального и духовного благосостояния населения, снижения бедности до предельно критического уровня, развития урбанизационных процессов, формирования среднего класса как важнейшего фактора социальной стабильности общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумов Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. 224 с.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
97
2. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http//www.stat.tj/ru/ (дата обращения: 25.06.2014).
3. Мирзобекова Р. Как вы оцениваете финансовую стабильность страны за 2009 год в период финансового кризиса? Какие конкретные меры предпринял Национальный банк Таджикистана для борьбы с кризисом? // Еженедельник «Азия-плюс». 2009. № 3. С. 3-7.
4. ПапаваВ. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. 1993. № 11.
5. Финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2011 года // Национальный банк Таджикистана. URL: http://www.nbt.tj/files/Fin_State/FinState_2011 (дата обращения: 26.06.2014).