Научная статья на тему 'Влияние иммиграционных процессов на характеристику субъектов образовательного пространства США: анализ современных детерминант'

Влияние иммиграционных процессов на характеристику субъектов образовательного пространства США: анализ современных детерминант Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / БЕДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ / IMMIGRATION / POVERTY / LIMITED ENGLISH / PROFICIENCY / ACADEMIC SUCCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова М. В.

В статье анализируется динамика миграционных процессов в США. Использованы ресурсы Института миграционной политики (MPI), данные Обследования американского сообщества (ACS). Представлена ситуация в этническом, возрастном, образовательном аспектах. Рассматриваются вопросы нелегальной иммиграции, факта прибытия детей в страну без сопровождения. Акцентируется внимание на образовательных проблемах, связанных с интенсивностью нагрузки на государственные школы, переполненностью классов, ограниченным уровнем владения английским языком учащихся из среды иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of immigration processes on the characteristics of the subjects of the educational space of the united states: an analysis of modern determinants

The article analyzes the dynamics of migration processes in the United States. The resources of the Institute for Migration Policy (MPI), the American Community Survey (ACS) data were used. The situation is presented in the ethnic, age, educational aspects. We consider the issues of illegal immigration, the facts of the unaccompanied children's arrival into the country. Attention is focused on educational problems related to the intensity of the load on public schools, overcrowding, and limited English proficiency of immigrant students.

Текст научной работы на тему «Влияние иммиграционных процессов на характеристику субъектов образовательного пространства США: анализ современных детерминант»

► ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.7 ББК 74.6

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКУ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА США: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕРМИНАНТ1

THE IMPACT OF IMMIGRATION PROCESSES ON THE CHARACTERISTICS OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNITED STATES: AN ANALYSIS OF MODERN DETERMINANTS

Данилова Марина Владимировна

Заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: mv_danilova@inbox.ru

Аннотация. В статье анализируется динамика миграционных процессов в США. Использованы ресурсы Института миграционной политики (MPI), данные Обследования американского сообщества (ACS). Представлена ситуация в этническом, возрастном, образовательном аспектах. Рассматриваются вопросы нелегальной иммиграции, факта прибытия детей в страну без сопровождения. Акцентируется внимание на образовательных проблемах, связанных с интенсивностью нагрузки на государственные школы, переполненностью классов,

Danilova Marina V.

Head of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs (VISU), PhD in Education, Associate Professor E-mail: mv danilova@inbox.ru

Abstract. The article analyzes the dynamics of migration processes in the United States. The resources of the Institute for Migration Policy (MPI), the American Community Survey (ACS) data were used. The situation is presented in the ethnic, age, educational aspects. We consider the issues of illegal immigration, the facts of the unaccompanied children's arrival into the country. Attention is focused on educational problems related to the intensity of the load on public schools, overcrowding, and limited English proficiency of immigrant students.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00553\18.

ограниченным уровнем владения английским языком учащихся из среды иммигрантов.

Ключевые слова: иммиграция, бедность, Keywords: immigration, poverty, limited English

ограниченный уровень владения английским proficiency, academic success.

языком, академическая успеваемость.

Исторически предопределяемая как нация иммигрантов, США на протяжении своего развития обусловливали дихотомию восприятия иммиграции как ценного ресурса и как серьезную проблему. В целом, как свидетельствуют статистические данные, большинство американцев положительно относятся к процессу иммиграции. Около 45% считают, что иммигранты укрепляют страну как источник талантов и рабочей силы; 37% полагают, что они обременяют страну, поскольку занимают рабочие места, жилье и возможности здравоохранения.

Характерно, что отношение американцев к некоторым группам иммигрантов отличается. По данным отчета Исследовательского центра Пью (Pew Research Center) за 2015 г., 47% выражали в основном позитивное отношение к иммигрантам из Азии и 44% - из Европы; 26% проявляли такие же взгляды на прибывших из Африки и Латинской Америки; 49% заявили, что иммигранты вносят значительный вклад в культурное развитие страны, однако 50% утверждали, что иммиграция сопряжена с безработицей и преступностью [1].

Согласно данным Обследования американского сообщества (American Community Survey - ACS), в 2016 г. в США проживало более 43,7 млн иммигрантов, что составило 13,5% от общей численности населения в 323,1 млн человек. На 2017 г. иммигранты и их дети, родившиеся в США, насчитывали около 86,4 млн человек, или 27% от общего населения [2].

Информация о рождаемости населения США была впервые собрана в переписи 1850 г., согласно которой в стране находилось 2,2 млн иммигрантов, что составляло почти 10% населения страны. В период между 1860 и 1920 г. доля иммигрантов в общей численности населения колебалась между 13 и 15%, достигнув 14,8% в 1890 г., главным образом из-за высокого уровня иммиграции из Европы [3].

В результате принятия Закона об иммиграции 1965 г., согласно которому были отменены квоты на выходцев из Латинской Америки и стран Азиатско-тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония, Таиланд и др.), изменилась этническая картина иммиграции. В более ранних волнах большинство прибывших было из Европы, и эта тенденция продолжалась в 1970 г. (30% от общего количества). Между тем примерно равные доли недавних иммигрантов были из Центральной и Южной Америки (20%), Азии (19%) и Карибского бассейна (18%), регионов, которые долгое время не имели достаточного представительства среди вновь прибывших. К 1980 г. тенденция изменилась, поскольку рост иммиграции из Азии и Мексики увеличился - выходцы из Азии (36%), Центральной и Южной Америки, включая Мексику (31%), превысили долю прибывающих из Европы (14%). В течение 1990-х гг. иммиграция из этих регионов продолжала расти, достигнув 48% [4].

На протяжении последних 5 лет отмечается тенденция к уменьшению в иммиграционном потоке выходцев из Мексики. В целом прибывшие из Центральной и Южной Америки представляли 28% от общей доли в 2013 г. [5]. В то же время иммиграция из Азии увеличилась на 30% в период с 2000 по 2013 г. [6].

Этническая картина иммиграции на 2016 г. представлена следующим образом: мексиканцы составляли примерно 26%, индийцы - около 6%, китайцы - 5%, филиппинцы -4%; иммигранты из Сальвадора, Вьетнама и Кубы - около 3% каждый, Доминиканской Республики, Южной Кореи и Гватемалы - по 2-2,5%. В общей совокупности на эти группы приходилось 58% прибывших в США [3]. Согласно прогнозу Исследовательского центра Пью, к 2065 г. азиаты составят около 38% всех иммигрантов, латиноамериканцы - 31%, белые - 20%, и афроамериканцы - 9% [7].

В возрастном аспекте в 2016 г. определяется следующий показатель: средний возраст прибывших составлял 44,4 года, по сравнению с 36,1 года для рожденных в стране (в том числе в семьях иммигрантов). В 2017 г. из всех рожденных в США в возрасте от 0 до 17 лет 44% были детьми из семьи по крайней мере с одним родителем-иммигрантом, по сравнению с 23% детей из семьи родителей-американцев.

В 2016 г. менее 1% иммигрантов были моложе 5 лет (по сравнению с 7% коренного населения), примерно 5% составлял возраст от 5 до 17 лет (коренное население - 19%), 79% -возраст от 18 до 64 лет (коренное население - 59%), 15% - возраст 65 лет и старше (рожденные в США - такой же показатель) [3].

По данным на 2016 г., большая часть иммигрантов сконцентрирована в штатах: Калифорния - 24,5% (10,7 млн), Техас - 11% (4,7 млн), Нью-Йорк - 10% (4,5 млн), Флорида -9,6% (4,2 млн) и Нью-Джерси - 4,6% (2 млн) [3]. Соответственно, на эти штаты приходится интенсивная нагрузка как на инфраструктуру жизнеобеспечения (рынок труда, жилищный фонд, медицинское обслуживание, социальное обеспечение), так и образовательные ресурсы. Рассматривая динамику увеличения иммигрантов по штатам, можно отметить следующее. За период 1990-2000 гг. интенсивный рост отмечался в штатах: Северная Каролина (274%), Джорджия (234%), Невада (202%), Арканзас (196%), Юта (171%). За период 20002016 гг.: Южная Дакота (129%), Южная Каролина (105%), Северная Дакота (103%), Теннеси (101%), Делавэр (99%) [3].

Полученные данные (Public Use Microdata Areas - PUMAs) показывают, что влияние иммиграции на государственные школы действительно огромно во многих районах страны, поскольку возникают серьезные проблемы в успешности процесса интеграции.

Более того, иммиграция значительно увеличила число учащихся из семей с низким уровнем дохода. В 2016 г. 28,4 млн детей в возрасте до 18 лет проживали в малообеспеченных семьях. Из них более 9,1 млн (или 32%) были детьми иммигрантов. Анализ статистических данных определил и географический показатель проживания детей данной категории: Калифорния (4,3 млн), Техас (2,4 млн), Нью-Йорк (1,5 млн), Флорида (1,3 млн) и Нью-Джерси (747 000) [3].

Неоспоримым является факт взаимосвязи низких доходов семьи и ограниченного уровня владения английским языком (Limited English Proficient - LEP), что подтверждается результатами анализа научно-исследовательской литературы и статистических данных.

В 2016 г. насчитывалось 26,1 млн человек с ограниченным владением английским языком в возрасте от 5 лет и старше, что составляет менее 9% от 303,3 млн жителей США в соответствующей возрастной категории.

В 2016 г. приблизительно 78% (237,8 млн из 303,3 млн) в возрасте 5 лет и старше сообщили о том, что разговаривают дома только по-английски; остальные 22% (65,5 млн) -на других языках. Самым распространенным является испанский язык (62%), за ним следуют китайский (5%), филиппинский (почти 3%), вьетнамский, арабский, французский, корейский (около 2% каждый). Примерно по 1% составляли: русский, немецкий, гаитянский креольский, хинди, португальский, итальянский, польский и амхарский, сомалийский и др. [3].

Среди латиноамериканцев отмечаются самые низкие показатели владения английским языком (32%), за ними следуют иммигранты из Центральной Америки (33%), Южной и Восточной Азии (54%). Самые высокие показатели владения английским языком выявлены у выходцев из Европы и Канады (76%), стран Африки к югу от Сахары (72%) и Ближнего Востока (61%) [3].

Иммигранты в целом имеют более низкий уровень образования. В 2016 г. 29% иммигрантов не окончили среднюю школу в сравнении с 9% местного населения. Тем не менее показатель иммигрантов, имеющих степень бакалавра или выше, приблизительно равен показателю рожденных в США, 32% и 30% соответственно.

Достижения в области образования варьируются в зависимости от страны происхождения прибывших. Отмечается тот факт, что иммигранты из Мексики (57%) и Центральной Америки (49%) зачастую не оканчивают среднюю школу, по сравнению с американцами (9%). С другой стороны, показатель иммигрантов из Южной и Восточной Азии (52%), Европы, Канады, Ближнего Востока (47%) и Африки к югу от Сахары превышает долю граждан США, имеющих степень бакалавра или выше [3].

Остается актуальным и сегментарный характер ассимиляции расово-этнических иммигрантских групп, что означает интеграцию не в общее национальное русло, а в родственные им принимающие группы с их специфической субкультурой. Расселение иммигрантов в определенных районах приводит к увеличению количества однородных этнических семей, что способствует сохранению монолингвизма родного языка среди взрослого населения. Их дети, зачисленные в программы повышения уровня владения английским языком, по сути, не используют его в сфере межличностного и внутригруппового общения, что сказывается на их академической успеваемости [8, с. 95-96].

Сегрегация учащихся с ограниченным уровнем владения английским языком, которыми и являются иммигранты, изолирует их от образовательного потока англоязычных одноклассников. Исследования в очередной раз доказывают, что большая концентрация учащихся данной категории в городских школах заставляет определять их качество образования исходя из социально-экономических условий - нищеты, расовых и этнических различий, нехватки учителей, переполненности классов. Противоречие заключается в том, что особые нужды учеников-иммигрантов обостряют образовательные проблемы в городских школах, в то время как условия в этих школах осложняют реализацию образовательных возможностей учащихся [9].

Увеличение демографического давления на школы, рост числа неполных семей и экономические трудности способствовали снижению показателей тестирования, что усугубляется экономической и расовой изоляцией школ, в которых учатся дети иммигрантов. Так, по данным исследований Г. Орфилд и Ч. Ли, почти 40% латиноамериканцев посещают школы, в которых 90-100% - этнические меньшинства. Для такого рода школ характерны менее стабильный и квалифицированный преподавательский состав, низкий уровень владения английским языком и академической успеваемости, высокие показатели отсева и широко распространенная, часто крайняя нищета [10].

Семьям иммигрантов, хотя они чаще сталкиваются с экономическими трудностями, не свойственно пользоваться социальными льготами, такими как программа выдачи продуктовых талонов (Supplemental Nutrition Assistance Program - SNAP) или государственная программа медицинской помощи (Medicaid). Это может быть отчасти из-за нелегального статуса родителей, которые не имеют соответствующих документов, не знают о своем праве на получение льгот или боятся взаимодействовать с государственными учреждениями [11].

Как показал анализ статистических данных, каждый год тысячи детей без сопровождения прибывают в США. В последнее время Служба иммиграции и натурализации (Immigration and Naturalization Service - INS) ежегодно принимала приблизительно 5 тыс. детей из разных стран. Характерным является увеличение количества детей, вынужденных обращаться за предоставлением убежища по причинам совершавшегося над ними насилия (раннее насильственное замужество, проституция, принуждение к тяжелому физическому труду) или вооруженных конфликтов. Также нередкой причиной является насилие в семье, отсутствие присмотра со стороны родителей, что приводит к бродяжничеству. По прибытии в США детей размещают в центрах задержания (detention centers) до предоставления им статуса беженцев. Официально эта процедура должна занимать 30 дней, но в действительности - 6 месяцев и более. Зачастую детям недоступна юридическая, социальная и образовательная поддержка [12].

В период с октября 2010 г. по сентябрь 2015 г. пограничный патруль США задержал 206 669 несопровождаемых детей-иммигрантов, пересекающих территорию Соединенных Штатов. Более 92% детей были из Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Около 72% детей были юношами, и примерно 72% составляли от 15 до 17 лет [13].

Проблемой современного американского общества остается нелегальная иммиграция. Численность легальной миграции колебалась от 700 тыс. до 1 млн в год на протяжении 1990-х гг., в то время как нелегальная иммиграция составляла 500 тыс. в год. Служба иммиграции и натурализации в начале 2000 г. установила, что количество нелегальных иммигрантов увеличилось до 7 млн, из которых 2 млн обосновались в Калифорнии, 1 млн в Техасе и 0,5 млн - в Нью-Йорке [14].

По оценкам Института миграционной политики США (Migration Policy Institute -MPI), в период 2010-2014 гг. около 4 млн нелегальных иммигрантов проживали с детьми в возрасте до 18 лет [3].

В ответ на тот факт, что в США выросло целое поколение детей иммигрантов, которые плотно интегрировались в американское общество, но не имели в нем легального

статуса, в 2012 г. была создана программа «Отложенные действия в отношении прибывших детей» (Deferred Action for Childhood Arrivals - DACA). Программа гарантировала обучение и разрешение на работу нелегальным иммигрантам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

• прибыли в Соединенные Штаты до 16 лет;

• постоянно проживают в стране с 15 июня 2007 г.;

• обучаются в школе или получили диплом и собираются продолжить обучение;

• отсутствие судимости.

Карточка DACA выдавалась сроком на два года, по истечении которого ее необходимо было продлевать.

5 сентября 2017 г. администрация Д. Трампа объявила о расторжении программы DACA с шестимесячным сокращением.

Служба гражданства и иммиграции США (U.S. Citizenship and Immigration Services - USCIS) на 30 сентября 2017 г. утвердила 88% заявок, 8% были отклонены, а оставшаяся часть ожидала рассмотрения [3].

Анализируя характеристику иммиграционных процессов США, мы можем определить основные проблемные маркеры: юридический статус иммигрантов и намерение быть гражданином страны, расширенный этнический спектр прибывающих, дисперсное проживание, уровень образования и владения английским языком, трудоустройство и др. Таким образом, учащиеся из среды иммигрантов, привнося с собой различные жизненные переживания и убеждения, культурную коммуникацию, образцы поведения, образовательный уровень, определяют постоянную необходимость решения проблем и совершенствования образовательных практик.

Список литературы

1. U.S. Public Has Mixed Views of Immigrants and Immigration. - URL: http://www. pewhispanic.org/2015/09/28/chapter-4-u-s-public-has-mixed-views-of-immigrants-and-immigration/ (дата обращения: 15.10.2018)

2. American Community Survey. - URL: https://www.census.gov/programs-surveys/ acs/ (дата обращения: 10.10.2018)

3. Frequently Requested Statistics on Immigrants and Immigration in the United States. - URL: https://www.migrationpolicy.org/article/frequently-requested-statist ics-immigrants-and-immigration-united-states (дата обращения: 16.10.2018).

4. The changing characteristics of recent immigrant arrivals since 1970. - URL: http:// www.pewhispanic.org/2015/09/28/chapter-3-the-changing-characteristics-of-recent-immigrant-arrivals-since-1970/ (дата обращения: 16.10.2018).

5. PasselJ. S., CohnD., Gonzalez-BarreraA. Population Decline of Unauthorized Immigrants Stalls, May Have Reversed. - URL: http://www.pewhispanic.org/2013/09/23/ population-decline-of-unauthorized-immigrants-stalls-may-have-reversed/ (дата обращения: 15.10.2018).

6. The Rise of Asian Americans. - URL: http://www.pewsocialtrends.org/2012/06/19/ the-rise-of-asian-americans/ (дата обращения: 16.10.2018).

7. Modern Immigration Wave Brings 59 Million to U.S., Driving Population Growth and Change Through 2065. - URL: http://www.pewhispanic.org/2015/09/28/modern-immigration-wave-brings-59-million-to-u-s-driving-population-growth-and-change-through-2065/ (дата обращения: 15.10.2018).

8. Данилова М. В. Интеграция детей иммигрантов в поликультурное образовательное пространство США и Великобритании: история и современность. - М.: МАНПО, 2008. - 183 с.

9. Cohen de C. C., Deterding N., Clewell B. C. Who is left behind? Immigrant children in high and low LEP schools. - Washington, D.C.: The Urban Institute, 2005. - 32 p.

10. Orfield G., Lee Ch. Why Segregation Matters: Poverty and Educational Inequality -URL: https://civilrightsproject.ucla.edu/research/k-12-education/integration-and-diversity/why-segregation-matters-poverty-and-educational-inequality/orfield-why-segregation-matters-2005.pdf (дата обращения: 16.10.2018)

11. The health and well-being of young children of immigrants / R. Capps, M. Fix, J. Ost, J. Reardon-Anderson, J. S. Passel // The Urban Institute. - 2004. - URL: http://www. urban.org/UploadedPDF/311182_immigrant_families_5.pdf (дата обращения: 12.10.2018).

12. Prison guard or parent? INS treatment of unaccompanied refugee children. - New-York: Women's Commission for Refugee Women and Children, 2002. - 43 p.

13. Unaccompanied Immigrant Children - Demographic Data. - URL: https:// immigration.procon.org/view.resource.php?resourceID=006411 (дата обращения: 12.10.2018).

14. Illegal alien schoolchildren issues in estimating state by state costs: Report the Chairman, Committee on the Judiciary, House of Representatives. June, 2004. - URL: http:// www.gao.gov/newitems/d04733.pdf (дата обращения: 12.10.2018).

References

1. U.S. Public Has Mixed Views of Immigrants and Immigration. Available at: http:// www.pewhispanic.org/2015/09/28/chapter-4-u-s-public-has-mixed-views-of-immi-grants-and-immigration/ (accessed: 15.10.2018).

2. American Community Survey. Available at: https://www.census.gov/programs-sur-veys/acs/ (accessed: 10.10.2018).

3. Frequently Requested Statistics on Immigrants and Immigration in the United States. Available at: https://www.migrationpolicy.org/article/frequently-requested-statistics-immigrants-and-immigration-united-states (accessed: 16.10.2018).

4. The changing characteristics of recent immigrant arrivals since 1970. Available at: http://www.pewhispanic.org/2015/09/28/chapter-3-the-changing-characteristics-of-recent-immigrant-arrivals-since-1970/ (accessed: 16.10.2018).

5. Passel J. S., Cohn D., Gonzalez-Barrera A. Population Decline of Unauthorized Immigrants Stalls, May Have Reversed. Available at: http://www.pewhispanic.org/2013/09/23/ population-decline-of-unauthorized-immigrants-stalls-may-have-reversed/ (accessed: 15.10.2018).

6. The Rise of Asian Americans. Available at: http://www.pewsocialtrends.org/2012/06/19/the-rise-of-asian-americans/ (accessed: 16.10.2018).

7. Modern Immigration Wave Brings 59 Million to U. S., Driving Population Growth and Change Through 2065. Available at: http://www.pewhispanic.org/2015/09/28/modern-immigration-wave-brings-59-million-to-u-s-driving-population-growth-and-change-through-2065/ (accessed: 15.10.2018).

8. Danilova M. V. Integratsiya detey immigrntov v polyculturnoe obazovatelnoe prostranstvo USA i Great Britain: istoriya i sovremennost. Moscow: MANPO, 2008. 183 p.

9. Cohen de C. C., Deterding N., Clewell B. C. Who is left behind? Immigrant children in high and low LEP schools. Washington, D. C.: The Urban Institute, 2005. 32 p.

10. Orfield G., Lee Ch. Why Segregation Matters: Poverty and Educational Inequality. Available at: https://civilrightsproject.ucla.edu/research/k-12-education/integration-and-diversity/ why-segregation-matters-poverty-and-educational-inequality/orfield-why-segregation-mat-ters-2005.pdf (accessed: 16.10.2018).

11. Capps R., Fix M., Ost J., Reardon-Anderson J., Passel J. S. The health and well-being of young children of immigrants. In: The Urban Institute. 2004. Available at: http://www.urban.org/Up-loadedPDF/311 182_immigrant_families_5.pdf (accessed: 12.10.2018).

12. Prison guard or parent? INS treatment of unaccompanied refugee children. New-York: Women's Commission for Refugee Women and Children, 2002. 43 p.

13. Unaccompanied Immigrant Children - Demographic Data. Available at: https://immigration. procon.org/view.resource.php?resourceID=006411 (accessed: 12.10.2018).

14. Illegal alien schoolchildren issues in estimating state by state costs: Report the Chairman, Committee on the Judiciary, House of Representatives. June, 2004. Available at: http:// www.gao.gov/newitems/d04733.pdf (accessed: 12.10.2018).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 18.10.2018 The article was received on 18.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.