КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342.55(470+571):82
П. Л. Лихтер
Влияние художественной литературы на формирование конституционно-правовых институтов в Российской Федерации
В статье рассматриваются отдельные вопросы влияния художественной литературы на формирование некоторых конституционно-правовых институтов в Российской Федерации. Автором обосновывается идея о том, что в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др. были созданы необходимые условия для закрепления в общественном сознании и правовой реальности прототипов правозащитных институтов, в том числе, Уполномоченного по правам человека.
The article considers some questions of the influence of literature on the formation of constitutional and legal institutions in the Russian Federation. The author substantiates the idea that in the works of L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky, M. E. Saltykov-Shchedrin, A. P. Chekhov, etc. were created the necessary conditions to consolidate in the public consciousness and legal reality prototypes for human rights institutions, including Ombudsman for human rights.
Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, специализированные омбудсмены, художественная литература, право и литература.
Key words: commissioner for human rights, specialized ombudsmen, fiction, law and literature.
Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина1, которая считается первым официальным документом, предусматривающим должность уполномоченного по правам человека в нашей стране. Дальнейшее закрепление институт омбудсмена получил в Конституции Российской Федерации 1993 г.
© Лихтер П. Л., 2016
1 О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991 г. № 52. Ст. 1865.
С момента появления рассматриваемого правозащитного института в России вопросы о его необходимости вызывают острые дискуссии2. До сих пор, несмотря на конституционно-правовой статус омбудсмена, распространено мнение о том, что уполномоченный по правам человека - это чуждый правовой институт для российской действительности и менталитета. Данную позицию поддерживают не только отдельные граждане, но также представители государственной власти, различных общественных объединений, обосновывая ее различием западных и российских ценностей.
Активная борьба разворачивается против учреждения и функционирования должностей специализированных уполномоченных (по правам ребенка, по правам заключенных, по правам военнослужащих и т. д.) в различных регионах России3. Противники института омбудсмена приводят, помимо прочего, и следующие доводы: «Изначально должность уполномоченного по правам человека (и ребенка в частности) с непроизносимым по-русски названием «омбудсмен» была навязана нашей стране в рамках международных Конвенций по правам человека и пр. Цель вводимой структуры очевидна. Права человека (ребенка) - это тот троянский конь, на котором, как мы видим по серии цветных и арабских революций, американские и проамериканские "консультанты" входят в управление страной4». Распространенность такого мнения в обыденном правосознании объясняется апатией и аполитичностью населения, отсутствием доверия граждан к любым государственным институтам.
Даже ведущие теоретики права зачастую отмечают «бесперспективность внедрения чужеродных ценностей на неподготовленную почву». Так, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН Е.А. Лукашева, рассматривая вопрос о трудностях «приживаемости» универсальных стандартов прав человека (передовых достижений европейской мысли и опыта) в обществах неевропейских культур и цивилизаций, отмечает, что правосознание народа не всегда возможно переориентировать, внедрить в него новые принципы, искоренить вековые традиции5.
2 Бойцова В.В. Нужен ли нам Уполномоченный по правам человека? // Рос. юстиция. 1993. № 20. С. 11-12.
3 Евсина И. Страсти по уполномоченному [Электронный ресурс]. URL: http://rv-ryazan.ru/ (дата обр.: 01.08.2016 г.).
4 Качесова Л.И. Комментарий на инициативу Матвиенко о независимости института омбудсменов в России [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://дети-петербург.рф/news/?newsid=1046 (дата обращения: 01.08.2016 г.).
5 Лукашева Е.А. Право и культура в современном мире // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. №5. М.: ИГП РАН, 2012. С. 26-42.
Возможно, данное утверждение применимо к имплементации правовых институтов Запада в странах исламского мира, китайской, африканской и других цивилизациях. Но для России европейские стандарты концепции прав человека всегда были близки, что подтверждается, помимо прочего, полноправным участием России в европейском «юридическом столетии»6. По сути, российская юридическая наука, начиная с середины XIX в., была частью европейской: уголовное, гражданское (и особенно международное право) преподавались в нашей стране не только на уровне ведущих университетов того времени, но и занимали одни из ведущих позиций во всем мире. Достаточно назвать в качестве примера учебник по международному праву Ф.Ф. Мартен-са, неоднократно переводившийся на иностранные языки .
Однако участие России в «юридическом столетии» - далеко не единственная причина, по которой нельзя согласиться со сторонниками бесперспективности имплементации правозащитных институтов, распространенных в западноевропейских странах (в том числе, института омбудсмена), в нашей стране.
К сожалению, сегодня институт уполномоченного по правам человека в основном является предметом рассмотрения ученых-конституционалистов, которые, как правило, ограничены рамками конкретной специальности. Отраслевая замкнутость является определенным барьером в развитии идеи правового государства и его отдельных институтов в общественном сознании, так как работы, касающиеся правового статуса уполномоченных, остаются прочитанными достаточно узким кругом специалистов.
В целях укрепления в обществе идеи права, создания необходимых условий для обеспечения доверия к конституционным институтам в некоторых случаях следует выходить за пределы конституционного права. В зарубежных странах междисциплинарные исследования в области гуманитарных и общественных наук переживают необыкновенный расцвет. Успешно развиваются движения «право и политика», «право и экономика», «право и культура», «право и философия».
Однако для нас наибольший интерес представляет междисциплинарное движение «право и литература», начало которого принято связывать с публи-
6 Maitland F.W. English Law and the Renaissance: the Rede Lecture for 1901, Cambridge University Press, 1901.
7Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1882-1883 (пер. на нем., франц. и исп. яз.).
кацией в 1973 г. профессором Мичиганского университета Джеймсом Бойдом Уайтом книги «Правовое воображение»8.
Несмотря на то что Россия всегда была и остается «литературоцентрич-ной» страной, сегодня исследований в этой сфере проводится недостаточно.
Взаимопроникновение права и литературы обусловливается не только фактом их текстуальности (с точки зрения структурализма - их знаковой формой), но и множеством других причин. В настоящей работе мы попробуем более подробно исследовать влияние художественной литературы на формирование отдельных институтов конституционного права, а именно - на формирование современных правозащитных институтов.
Мы уже отметили, что нельзя согласиться с противниками введения должностей омбудсменов на различных уровнях по ряду причин. Не только потому, что данные правозащитные институты доказали свою эффективность в зарубежных странах, но и потому, что предпосылки формирования многих конституционно-правовых институтов находятся в произведениях таких писателей, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов и др.
Идеи гуманизма, справедливости, личной свободы в сочинениях этих авторов сыграли определяющую роль в формировании общественного сознания XIX и XX вв., а также признания прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Произведения великих русских писателей внесли свой вклад в формирование как морально-нравственных ценностей, так и правосознания нескольких поколений читателей. Универсальный характер литературных шедевров обусловил содержание в них и правовых идей, которые подготовили идейно-мировоззренческую платформу для создания, в том числе, современных правозащитных институтов.
Рассмотрим подробнее сущностные признаки института омбудсмена на примере образа главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» - Дмитрия Ивановича Нехлюдова.
История создания романа подтверждает взаимную обусловленность юридической мысли и литературы: идея «Воскресения» основана на реальной истории, которая рассказана Л.Н. Толстому выдающимся российским юристом Анатолием Фёдоровичем Кони в 1887 г.9
Согласно сюжету романа в окружном суде по делу о краже денег и
8 White James Boyd. The Legal Imagination: Studies in the Nature of Legal Thought and Expression. Boston: Little, Brown & Co., 1973.
9 Шкловский В.Б. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. М.: Мол. гвардия, 1967. С. 513-530.
отравлении, повлёкшем смерть человека, обвиняется мещанка Екатерина Маслова, занимающаяся проституцией. Дело рассматривается с участием присяжных заседателей, одним из которых является дворянин Д. Нехлюдов. Дмитрий Иванович узнает в подсудимой девушку, с которой у него около 15 лет назад был роман. Маслова оказывается невиновной, но в результате судебной ошибки её приговаривают к четырём годам каторги в Сибири.
Чувствуя свою вину перед Масловой, Нехлюдов решает защищать ее права, сначала подав кассационную жалобу в Сенат, а затем отправляясь вместе с осужденной в Сибирь. При этом Нехлюдов, помимо интересов Масло-вой, пытается добиться восстановления прав десятков простых людей от воров-рецидивистов (Охотина) до революционеров-народников (Крыльцова, Симонсона). В том числе герой берется помочь сектантам, ссылаемых на Кавказ за то, что они не должным образом читали и толковали Евангелие. Примечательны слова по этому случаю адвоката Фанарина, обращенные Нехлюдову: «Вы, я вижу, сделались воронкой, горлышком, через которое выливаются все жалобы острога, - улыбаясь, сказал адвокат. - Слишком уж много, не осилите»10.
Следуя за сюжетной линией романа, мы не можем не отметить сходство между деятельностью Д. Нехлюдова и работой омбудсменов в наше время. Так, современные ученые-конституционалисты выделяют следующие признаки института уполномоченных по правам человека:
- обеспечение законности и надлежащего уровня деятельности органов управления, особенно в тех областях, где решения принимаются по свободному усмотрению;
- осуществление посреднической функции в связи с усилением непонимания гражданами сложности управления;
- независимость омбудсмена и субсидиарность (он не заменяет, а лишь дополняет существующие правозащитные учреждения, такие как административные и судебные инстанции);
- отсутствие у него исполнительной власти11.
Кроме того, специфика юридической природы института омбудсмена сегодня такова, что он обладает множеством общих признаков с институтами
10 Здесь и далее цитаты приводятся по: Толстой Л.Н. Воскресение // Собр. соч.: в 22 т. М., 1983. Т. 13.
11 Амирова Р.Р. Предпосылки возникновения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. 2009. Т. 151. № 4. С. 41-46.
гражданского общества12. Как и общественные объединения в сфере защиты прав человека, уполномоченные являются посредниками между государством и незащищенными слоями населения. Им тоже свойственна работа на основе принципов независимости, инициативности, гуманности, открытости, объективности и доступности. Основным методом работы омбудсменов сегодня является не принуждение, а убеждение, основанное на обоснованности и разумности его позиции.
Возвращаясь к образу Нехлюдова в «Воскресении», мы должны отметить, что, несмотря на то что он оказывает помощь в основном людям простых сословий, сам Дмитрий Иванович - князь, человек из высшего общества, который обладает познаниями в различных отраслях права (в университете он пишет сочинение о праве собственности на основе идей Г. Спенсера и Г. Джорджа, впоследствии изучает криминологию по трудам Ч. Ломброзо, Р. Гарофало, Э. Ферри, Ф. фон Листа и Г. де Тарда).
Таким образом, Нехлюдов, с одной стороны, может объяснить простым осужденным необходимое и правильное юридическое действие, способствовать его осуществлению; с другой стороны, сам он носит дворянский титул членов августейшей семьи и, таким образом, становится посредником между человеком, чьи права нарушены, и органами государственной власти. После неправосудного приговора Нехлюдов лично составляет кассационное прошение в Сенат и уезжает в Петербург, чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела.
Как и современный уполномоченный по правам человека, Нехлюдов, пытаясь смягчить условия содержания осужденных, прежде всего вынужден обращаться к органам исполнительной власти. При этом, Нехлюдову «становится совершенно ясно, что все эти чиновники, начиная от сенаторов, до всех тех маленьких, чистых и корректных господ, которые сидели за столами в министерствах, - нисколько не смущались тем, что страдали невинные... Так что не только не соблюдалось правило о прощении десяти виновных для того, чтобы не обвинить невинного, а, напротив, так же, как для того, чтобы вырезать гнилое, приходится захватить свежего, - устранялись посредством наказания десять безопасных для того, чтобы устранить одного истинно опасного».
Нехлюдов активно взаимодействует как с органами судебной власти, адвокатурой, правоохранительными органами, так и с чиновниками, которые отвечают за исполнение наказания. Например, Дмитрий Иванович обращает-
12 Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 9.
65
ся к коменданту Петропавловской крепости генералу Кригсмуту13 с просьбой о соблюдении прав арестантов Гуркевича и Шустовой. Однако встреча с генералом проходит безуспешно. В контексте излагаемого сюжета до настоящего времени актуально описание Толстым порядка разрешения комендантом жалоб осужденных: «Раз в неделю старый генерал по долгу службы обходил все казематы и спрашивал заключенных, не имеют ли они каких-либо просьб. Заключенные обращались к нему с различными просьбами. Он выслушивал их спокойно, непроницаемо молча и никогда ничего не исполнял, потому что все просьбы были не согласны с законоположениями».
В результате такого обращения заключенные, осужденные по политическим делам, «в продолжение десяти лет гибли, частью сойдя с ума, частью умирая от чахотки и частью убивая себя: кто голодом, кто стеклом разрезая жилы, кто вешая себя, кто сжигаясь».
Мировой опыт наглядно показывает, что институт уполномоченного по правам человека является механизмом «очеловечения» структур исполнительной власти14, что актуально для нашей страны вплоть до настоящего времени, когда некоторыми лицами поставлен под сомнение сам принцип «государство для человека» при обеспечении прав и свобод различных групп населения. Основной же сущностной характеристикой института омбудсме-на, отражающей необходимость его создания, является то, что он концентрирует свою деятельность на защите прав человека, несмотря на противодействие со стороны государственных органов и неправительственных учреждений.
И хотя нарушение прав человека не новая тема для русской литературы: до «Воскресения» только о положении заключенных на каторге были написаны «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, «Сибирь и каторга» С.В. Максимова, «Остров Сахалин» А.П. Чехова и др. Однако герои указанных произведений борются с несправедливостью самостоятельно, и, как правило, преодолевают разломы окружающей их действительности за счет внутреннего нравственного обновления.
У Л.Н. Толстого в «Воскресении» впервые появляется посредник между человеком и бюрократическим аппаратом. Лев Николаевич расширяет нравственно-философским и политико-правовым содержанием свой роман,
13 Прототипом барона Кригсмута послужил комендант Петропавловской крепости барон Егор Иванович Майдель. По воспоминаниям С.А. Берса, приятный в общении Майдель стремился произвести на Л.Н. Толстого хорошее впечатление, проявляя полное равнодушие к заключённым. Соколов Б.В. Барон Майгель // Энцикл. булгаковская. М.: Локид, Миф, 1996. С. 144.
14 Лентовска Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам: в 2 т. / пер. с польск. М.: Проектная группа по правам человека, 1997. Т. 1.
66
включив в него описание попыток добиться справедливости не только путем внутреннего преображения героев, но с помощью законного посредничества при юридических процедурах. И дело тут даже не в пророческом даре Льва Николаевича, а в том, что уже в XIX в. были созданы все необходимые условия для появления и закрепления в общественном сознании прототипов правозащитных институтов, что позволило позднее занять институту уполномоченного по правам человека место в правовой реальности.
Действия Нехлюдова по защите прав ряда осужденных нередко успешны. Так, на время продвижения по этапам в Сибирь, Нехлюдову удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных к политическим. Этот перевод улучшает её положение во всех отношениях, а сближение с некоторыми из политических заключенных оказывает на Масло-ву «решительное и самое благотворное влияние».
В своей борьбе за восстановление прав Екатерины Масловой Нехлюдов доходит вплоть до высших органов государственной власти. После неудачного кассационного обжалования дела в Сенате Дмитрий Иванович составляет прошение о помиловании на «высочайшее имя». И уже находясь в Иркутске герой романа получает письмо с приложением копии официальной бумаги о помиловании Масловой. Согласно решению о помиловании «по приказанию главноуправляющего канцеляриею его императорского величества по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых, сим объявляется мещанке Екатерине Масловой, что его императорское величество, по всеподданнейшему докладу ему, снисходя к просьбе Масловой, высочайше повелеть соизволил заменить ей каторжные работы поселением в местах не столь отдаленных Сибири».
В конце романа Л.Н. Толстой описывает, как Нехлюдов обходит тюремные камеры острога вместе с путешествующим англичанином, в качестве его переводчика. После чего, возвращаясь в номер своей гостиницы, Нехлюдов вспоминает всё увиденное им за последние месяцы: то «страшное зло», которое он видел и узнал в кабинетах чиновников, в судах, в тюрьмах и т. д.; зло, которое «торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его».
В отличие от главного героя «Воскресения», мы можем попытаться поставить перед собой задачу поиска возможности полноценной реализации принципа законности, в том числе с помощью распространения универсальных стандартов прав человека в нашей стране. А воплощение в жизнь правовых идей о справедливости, гуманизме, верховенстве права, содержащихся в великих художественных произведениях, является одним из путей преодоления ряда правозащитных проблем.
Убедительность созданных Л.Н. Толстым в «Воскресении» художественных образов и идей являют нам обоснование общечеловеческих ценностей, осознание которых позволяют не только разобраться в сущности происходящих политико-правовых трансформаций, но и помогают понять тенденции развития различных институтов государства и общества в будущем. Всеохватывающее изображение личностей и идей в «Воскресении» предопределило тот факт, что Нехлюдов стал первым литературным прообразом омбудсменов, которые действуют сегодня в России.
Список литературы
1. Амирова Р.Р. Предпосылки возникновения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2009. - Т. 151. - № 4. - С. 41-46.
2. Бойцова В.В. Нужен ли нам Уполномоченный по правам человека? // Рос. юстиция. - 1993. - № 20. - С. 11-12.
3. Евсина И. Страсти по уполномоченному [Электрон. ресурс]. - URL: http://rv-ryazan.ru/ (дата обр.: 01.08.2016 г.).
4. Качесова Л.И. Комментарий на инициативу Матвиенко о независимости института омбудсменов в России [Электрон. ресурс]. - URL: Ы1р://дети-петербург.рф/news/?newsid=1046 (дата обр.: 01.08.2016 г.).
5. Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2002.
6. Лентовска Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам: в 2 т. / пер. с польск. - М.: Проектная группа по правам человека, 1997. - Т. 1.
7. Лукашева Е.А. Право и культура в современном мире // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. - № 5. - М.: ИГП РАН, 2012. - С. 26-42.
8. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1882-1883.
9. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 26.12.1991. - № 52. - Ст. 1865.
10. Толстой Л.Н. Воскресение // Собр. соч.: в 22 т. - М., 1983. - Т. 13.
11. Шкловский В.Б. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. - М.: Мол. гвардия, 1967.
12. Энциклопедия булгаковская. - М.: Локид, Миф, 1996.
13. Maitland F.W. English Law and the Renaissance: the Rede Lecture for 1901, Cambridge University Press, 1901.
14. White James Boyd. The Legal Imagination: Studies in the Nature of Legal Thought and Expression. - Boston: Little, Brown & Co., 1973.