УДК:620.194.22:669.295 Л.В. Захарова1
ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА, ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ И СТРУКТУРЫ НА СТОЙКОСТЬ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ К РАСТРЕСКИВАНИЮ ОТ ГОРЯЧЕСОЛЕВОЙ КОРРОЗИИ
DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-9-11-11
Сообщается об исследовании влияния на чувствительность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением их химического состава, термической обработки и микроструктуры. Показано, что бинарный сплав системы Ti-Al, содержащий 3% (по массе) Al, обладает низкой чувствительностью к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах испытаний 400 и 500°C. При увеличении содержания Al в титановых сплавах до 5-8% (по массе) их склонность к растрескиванию существенно возрастает.
Выявлена положительная роль Fe и Mo, отсутствие влияния V и отрицательная роль Sn в качестве легирующих элементов в сплавах системы Ti-Al для повышения их стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах испытаний 400 и 500°C. Показано, что влияние Zr и Cr неоднозначно и зависит от содержания в сплавах Al и температуры испытаний.
Установлено, что при температурах испытаний <500°C отожженное состояние обеспечивает более высокую стойкость к растрескиванию от горячесолевой коррозии титановых сплавов, чем термически упрочненное. При температуре 500°C и выше влияние термообработки нивелируется.
Ключевые слова: титановые сплавы, горячесолевая коррозия, солевые отложения, охрупчивание, коррозионное растрескивание, длительная прочность, термическая обработка, микроструктура, легирующие элементы.
It is reported about research of influence of chemical composition, thermal treatment and microstructure on titanium alloys sensitivity to cracking from hot salt stress corrosion. It is shown that the binary alloy of Ti-Al system containing 3% of Al possesses low sensitivity to cracking from hot salt stress corrosion at tests temperatures 400 and 500°C. At increase of Al quantity to 5-8% in titanium alloys their tendency to cracking significantly increases.
The positive role of Fe and Mo, lack of V influence and negative role of Sn as alloying elements in Ti-Al system alloys for their cracking resistance increase from hot salt corrosion at tests temperatures 400 and 500°C is revealed. It is shown that influence of Zr and Cr is ambiguous and depends on the contents of Al in alloys and testing temperature.
It is found out that the annealed condition provides with higher resistance to cracking from hot salt corrosion of Ti alloys than thermally strengthened at test temperature lower than 500°C. At temperature of500°C and above influence of heat treatment is negligible.
Keywords: titanium alloys, hot salt stress corrosion, salt deposits, fragility, corrosion cracking, long durability, thermal treatment, microstructure, doping elements.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation]; e-mail: [email protected]
Введение
Титановые сплавы находят широкое применение в изделиях авиационной техники [1-8], эксплуатирующейся во всеклиматических, в том числе морских, условиях, где возможно образование на их поверхности отложений морской соли.
Известно, что контакт с №С1 - основным компонентом морской соли - способен при повышенных температурах (>250°С) вызывать горячесолевую коррозию титановых сплавов. При этом на их поверхности появляются коррозионные поражения в виде пит-тингов и язв, сопровождающиеся охрупчиванием, что при одновременном воздействии растягивающих напряжений может стать причиной возникновения коррозионных трещин [9-15].
В связи с тем, что титановые сплавы являются сложнолегированными композициями, представляет интерес изучение влияния на их чувствительность к растрескиванию таких факторов, как их химический состав, термическая обработка и микроструктура.
В данной работе исследовали влияние легирующих элементов (алюминия, олова, циркония, ванадия, молибдена, хрома и железа), термической обработки (отжиг, закал-ка+старение) и типа микроструктуры на склонность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии.
Материалы и методы
Влияние алюминия и других легирующих элементов изучали на специально изготовленных композициях сплавов. Влияние алюминия в диапазоне промышленного легирования исследовали на сплавах системы ^-А1, содержащих 3; 5 и 8% (по массе) А1.
Принимая во внимание, что большинство промышленных титановых сплавов легировано алюминием, влияние других элементов изучали на тройных сплавах, созданных на основе бинарных сплавов систем ^-5А1 и ^-8А1. Количество вводимых добавок соответствовало 2-4% (по массе). Исследовано влияние большинства элементов (Би, 2г, V, Мо, Сг, Бе), вводимых в промышленные титановые сплавы.
Модельные сплавы выплавляли в виде слитков массой 20 кг в вакуумной печи с расходуемым электродом методом двойного переплава.
Исходными материалами для изготовления слитков служили: титановая губка марки ТГ100, алюминий, железо, цирконий, хром и олово, которые вводили в чистом виде, а также молибден и ванадий, вводимые в виде двойных лигатур, содержащих алюминий.
Ковку слитков модельных сплавов после обточки на 0185 мм осуществляли при температурах Р-области, чтобы обеспечить идентичную структуру при хорошей технологичности, в том числе и сплавов с 8% (по массе) А1. Изотермический отжиг заготовок под образцы проводили по режиму: нагрев при температуре 0,8ЧП.П в течение 1 ч, охлаждение до 400°С с печью, далее - на воздухе (где 1п п - температура полиморфного превращения).
Химический состав модельных сплавов и температуры полиморфного превращения приведены в табл. 1.
Влияние термической обработки и структуры изучали на титановых сплавах: ВТ9 с микроструктурой 2-3 типов в отожженном и термически упрочненном состоянии, ВТ8 с микроструктурой 2-3 и 7-9 типов в отожженном и термически упрочненном состоянии и ВТЗ-1 со структурой 1-3, 5-6, 7-8 типов в отожженном состоянии.
Термическую обработку заготовок под образцы осуществляли по серийным режимам, рекомендуемым для исследуемых сплавов. Типы микроструктур соответствуют девя-титипной шкале для прутков из (а+Р)-титановых сплавов (инструкция ПИ1.2.785-2009 -см. рис. А.З [16]).
Изучение растрескивания титановых сплавов от горячесолевой коррозии проводили на образцах и установках 2БТЗ/3, предназначенных для испытаний на длительную прочность.
Таблица 1
Химический состав и температуры полиморфного превращения (1п.п) модельных сплавов
Система сплава Содержание легирующих элементов, % (по массе) ^п. п? ^
Л1 8п Хх V Мо Сх Бе
Т1-3Л1 2,9 - - - - - - 960
Т1-5Л1 4,5 - - - - - - 1000
Т1-8Л1 7,6 - - - - - - 1050
Т1-5Л1-48п 5,08 3,5 - - - - - 1000
Т1-5Л1-42г 5,1 - 4,0 - - - - 1010
Т1-5Л1-4У 5,1 - - 3,93 - - - 950
Т1-5Л1-4Мо 5,25 - - - 4,05 - - 960
Т1-5Л1-3Сг 5,07 - - - - 3,06 - 950
Т1-5Л1-4Сг 4,97 - - - - 3,68 - 940
Т1-5Л1-4Бе 4,94 - - - - - 3,96 925
Т1-8Л1-28п 8,18 1,82 - - - - - 1050
Т1-8Л1-42г 8,2 - 4,1 - - - - 1040
Т1-8Л1-4У 8,0 - - 3,9 - - - 1010
Т1-8Л1-4Мо 7,6 - - - 4,0 - - 1020
Т1-8Л1-3Сг 7,8 - - - - 2,95 - 990
Т1-8Л1-4Сг 7,5 - - - - 3,6 - 970
Т1-8Л1-4Бе 7,86 - - - - - 3,91 970
Солевой налет на поверхности образцов создавали послойным пневматическим напылением насыщенного водного раствора №С1 (ч.д.а.) с помощью пульверизатора и последующей сушкой при температуре 105-110°С в течение 15-20 мин до получения слоя заданной толщины. Исследования, проведенные при отработке методики испытаний, показали, что толщина солевых отложений влияет на стойкость титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии, и наибольшей агрессивностью обладает солевой налет толщиной 5мас1~50 мкм [17]. Поэтому все исследования проводили с солевым налетом данной толщины, что обеспечивало сравнимые условия испытаний, а также ускоряло процесс коррозионного растрескивания, что соответствует реализации исследований в рамках комплексного научного направления 18.2. «Развитие методов климатических испытаний и инструментальных методов исследования» [1].
На рис. 1 показан образец с солевыми отложениями.
ШШППТг ■ <гшщ|м.
гшндщцщ ЭПЗЦщ,
Рис. 1. Образец с солевыми отложениями
В результате коррозионных испытаний определяли разрушающие напряжения на базе 100 ч при постоянно действующей нагрузке и заданной температуре, т. е. предел сточасовой длительной прочности - в соответствии с ГОСТ 10145-81 [18].
Влияние легирующих элементов исследовали на модельных сплавах при температурах испытаний 400 и 500°С. Влияние термической обработки и микроструктуры изучали на сплавах: ВТ9 - при температурах 400 и 550°С, ВТ8 - при температуре 500°С и ВТЗ-1 - при температурах 400 и 450°С.
В связи с тем, что разрушающие напряжения при контакте с №С1 (о 1Т№С1) не определяют чувствительности металла к растрескиванию, поскольку не учитывают его исходной жаропрочности (о \), в результате испытаний определяли о}00№аС1 и о{00, а в качестве критерия оценки стойкости титановых сплавов к растрескиванию от горячесо-левой коррозии приняли относительную величину о' №С1/о' в %. Эта характеристика
позволяет наглядно проследить влияние различных факторов на склонность титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии и дать ему количественную оценку.
Результаты и обсуждение
В табл. 2-4 представлены данные по длительной прочности и стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии под напряжением при температурах 400 и 500°С на базе 100 ч модельных титановых сплавов изученных систем легирования, а также приведены данные по пределу прочности (о 1В) сплавов при температурах испытаний.
В табл. 2 показано, что сплав, содержащий 3% (по массе) А1, является практически не чувствительным к растрескиванию, тогда как с увеличением содержания А1 до 5 или 8% (по массе) склонность к растрескиванию сплавов системы Т1-А1 существенно возрастает - особенно при 500°С.
Таблица 2
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию в контакте с ^С1 модельных сплавов системы Т1-Л1_
Температура испытания, °С Система сплава t 0 в t 0100 t 0100№С1 t / t 0/ °100№С1 0100, 00
МПа
400 Т1-3А1 309 294 285 97
Т1-5А1 442 432 392 91
Т-8А1 633 589 275 47
500 Т1-3А1 250 137 128 93
Т1-5А1 410 226 118 52
Т1-8А1 530 392 98 25
Как следует из данных табл. 3 и 4, введение по 4% (по массе) Мо и Бе в сплавы, содержащие А1, приводит к ослаблению их склонности к растрескиванию. Легирование титановых сплавов оловом (2 или 4% (по массе)) является неблагоприятным с точки зрения их стойкости к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 500°С.
Особый интерес представляет действие циркония. Введение 4% (по массе) 2г не только не снижает, но даже несколько повышает (сплав на основе Т1-8А1) коррозионную стойкость титановых сплавов при 400°С. В то же время при 500°С чувствительность к растрескиванию тройных сплавов, легированных 2г, значительно выше, чем у бинарных сплавов Т1-А1.
Таблица 3
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию
в контакте с ^С модельных сплавов на основе Т—5Л1
Температура испытания, °С Система сплава t ° в t °100 0100№С1 а100№а/а100> %
МПа
400 Т1—5Л1 442 432 392 91
Т1—5Л1—48п 509 461 373 81
Т1—5Л1—42г 472 451 402 89
Т1—5Л1—4У 533 530 481 91
Т1—5Л1—4Мо 649 608 549 92
Т1—5Л1—3Сг 649 628 559 89
Т1—5Л1—4Сг 709 667 589 88
Т1—5Л1—4Бе 757 618 559 91
500 Т1—5Л1 410 226 118 52
Т1—5Л1—48п 459 255 108 42
Т1—5Л1—42г 447 314 79 25
Т1—5Л1—4У 516 304 157 52
Т1—5Л1—4Мо 616 392 265 66
Т1—5Л1—3Сг 620 412 245 58
Т1—5Л1—4Сг 622 422 255 60
Т1—5Л1—4Бе 658 363 216 73
Таблица 4
Длительная прочность и стойкость к растрескиванию в контакте с ^С1 модельных сплавов на основе Т1-8Л1
Температура Система а 1 °100 °100№С1 °100№С1'''0100,%
испытания, °С сплава
МПа
400 Т1—8Л1 633 588 275 47
Т1—8Л1—28п 678 608 157 23
Т1—8Л1—42г 743 736 402 55
Т1—8Л1—4У 829 765 383 50
Т1—8Л1—4Мо 883 824 549 67
Т1—8Л1—3Сг 948 883 530 59
Т1—8Л1—4Сг 961 903 520 58
Т1—8Л1—4Бе 1050 873 579 66
500 Т1—8Л1 530 383 98 26
Т1—8Л1—28п 599 392 79 20
Т1—8Л1—42г 697 559 68 12
Т1—8Л1—4У 755 471 118 25
Т1—8Л1—4Мо 800 589 177 31
Т1—8Л1—3Сг 850 589 147 25
Т1—8Л1—4Бе 927 434 235 54
Согласно полученным данным, введение 3 или 4% (по массе) Сг в Т1—Л1 сплавы представляется благоприятным с точки зрения ослабления чувствительности к растрескиванию: при 400°С - сплава Т1-8Л1, при 500°С - сплава Т1-5Л1.
Легирование ванадием в количестве 4% (по массе) практически не влияет на стойкость Т1—А1 сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии в исследованном температурном интервале.
Следует отметить, что введение молибдена, ванадия и железа в количества 4% (по массе) и хрома в количестве 3 или 4% (по массе) благоприятно с точки зрения повышения уровня длительной прочности (о!00 и с500№а ) как при 400°С, так и при 500°С
по сравнению с бинарными сплавами системы ^-Л1.
На рис. 2 приведено изменение стойкости к растрескиванию в контакте с №С1 сплава ВТ9 в отожженном и термически упрочненном состояниях на базе 100 ч в зависимости от температуры испытаний. Как следует из графика, влияние термообработки неоднозначно и зависит от температуры испытаний. Так, если при температурах 400 и 450°С можно обеспечить более высокую стойкость сплава к растрескиванию, используя отожженное состояние, то при 500° С влияние термической обработки нивелируется. Наконец, при 550°С некоторым, но весьма незначительным преимуществом, не имеющим практического значения, обладает сплав в термически упрочненном состоянии. По-видимому, ослабление влияния термообработки при температурах >450°С связано с активацией процессов диффузии, способствующих распаду метастабильных фаз и развитию процесса коагуляции.
"инг^Озиь *
Рис. 2. Изменение стойкости к растрескиванию в контакте с №С1 сплава ВТ9 в отожженном (•) и термически упрочненном состояниях (▲) в зависимости от температуры испытаний (на базе 100 ч)
Некоторое снижение чувствительности сплава к растрескиванию при 550° С связано с изменением характера коррозионных повреждений и развитием относительно равномерной общей коррозии поверхности металла, затрудняющей локальное образование коррозионных трещин.
Существование температурного предела, при котором термическая обработка перестает оказывать влияние на чувствительность сплава к растрескиванию от горяче-солевой коррозии, подтверждено и на сплаве ВТ8 (табл. 5).
Таблица 5
Стойкость сплава ВТ8 с различной микроструктурой к растрескиванию _в контакте с ^С1 при температуре 500°С_
Тип микроструктуры (ПИ1.2.785.2009) Термическая обработка °100 1 °100№С1 1 / 1 %
МПа
2-3 Закалка+старение Отжиг 520 491 216 216 42 44
7-9 Закалка+старение Отжиг 549 559 167 167 30 30
При температуре испытаний 500° С термическая обработка не оказывает влияния на коррозионную стойкость сплава ВТ8. В то же время обнаружено влияние микроструктуры, размера зерна. Так, крупнозернистая структура 7-9 типов, полученная деформацией из Р-области, более склонна к растрескиванию, чем мелкозернистая равноосная структура 2-3 типов, сформированная при деформации из (а+Р)-области. Такая закономерность установлена как для отожженного, так и для термоупрочненного состояний. Подобное влияние микроструктуры, размера зерна прослеживается и на сплаве ВТЗ-1 в отожженном состоянии (табл. 6). Как следует из данных таблицы, сплав с крупнозернистой пластинчатой микроструктурой 7-8 типов более чувствителен к растрескиванию, чем с мелкозернистой структурой 5-6 и 1-3 типов. В то же время разницы во влиянии на стойкость к растрескиванию от горячесолевой коррозии глобулярно-пластинчатой структуры (5-6 типов) и равноосной (1-3 типов) обнаружено не было.
Таблица 6
Стойкость сплава ВТ3-1 с различной микроструктурой _к растрескиванию в контакте с _
Температура испытания, °С Тип микроструктуры (ПИ1.2.785.2009) t °100 t °100№С1 t / t 0/ °100№С1/ °100' 00
МПа
400 7-8 775 589 76
5-6 775 667 86
1-3 795 667 84
450 5-6 628 471 74
1-3 628 451 72
Металлографические исследования показали, что характер развития коррозионных трещин зависит от структуры сплава. В сплавах с мелкозернистой структурой 1-3 типов трещины развиваются, огибая частицы а-фазы, а местами и рассекая ее. В металле с микроструктурой 5-6 типов наблюдается смешанный характер растрескивания по телу и вдоль границ зерен, а при крупнозернистой структуре 7-9 типов - в основном транскристаллитное разрушение по телу зерна.
Рис. 3. Фрагменты коррозионных трещин в сплаве ВТЗ-1 (в отожженном состоянии) с микроструктурой 1-3 типов (а - *600) и 7-8 типов (б - ><340)
На рис. 3 показан вид коррозионных трещин в сплаве ВТЗ-1 с микроструктурой 1-3 и 7-8 типов.
Заключение
Установлено, что бинарные сплавы системы ^-Л1 с содержанием Л1 до 3% (по массе) обладают низкой чувствительностью к растрескиванию от горячесолевой коррозии. Выявлено, что с увеличением содержания А1 в титановых сплавах до 5-8% (по массе) их склонность к растрескиванию возрастает.
Изучено влияние легирующих элементов (Би, 2г, V, Мо, Сг, Бе) на склонность сплавов на основе ^-5Л1 и ^-8Л1 к растрескиванию от горячесолевой коррозии. Установлено, что введение по 4% (по массе) Мо и Бе положительно влияет на стойкость к растрескиванию сплавов на основе ^-5Л1 и ^-8Л1 при температурах испытания 400 и 500°С. Обнаружено, что введение Би (2 или 4% (по массе)) приводит к повышению чувствительности сплавов на основе ^-5Л1 и ^-8Л1 к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 500° С. Показано, что легирование 2г в количестве 4% (по массе) не влияет (сплав ^-5Л1) или даже несколько повышает (сплав ^-8Л1) стойкость к растрескиванию при 400°С и существенно снижает ее при 500°С. Выявлено, что введение 3 или 4% (по массе) Сг благоприятно с точки зрения повышения стойкости к растрескиванию при 400°С (сплав ^-8Л1) и 500°С (сплав ^-5Л1). Обнаружено, что легирование V в количестве 4% (по массе) не оказывает влияния на коррозионную стойкость изученных композиций при температурах 400 и 500°С. Показано, что введение Мо, Бе, Сг и V в исследованных концентрациях благоприятно с точки зрения повышения уровня длительной прочности (о 100 и о100№а) по сравнению с бинарными ^-Л1 сплавами как при 400°С, так и при 500°С.
Установлено, что подбор режимов термообработки может стать одним из путей повышения стойкости титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии при температурах 400 и 450°С. Показано, что при температуре >500°С вид термообработки не оказывает существенного влияния на стойкость исследованных сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии.
Обнаружено, что мелкозернистая равноосная структура 1-3 типов и глобулярно-пластинчатая структура 5-6 типов обеспечивают более высокую стойкость титановых сплавов к растрескиванию от горячесолевой коррозии, чем крупнозернистая структура 7-9 типов. Выявлено, что характер развития коррозионных трещин зависит от типа микроструктуры и размера зерна титановых сплавов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3-33. Б01: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
2. Каблов Е.Н. Современные материалы - основа инновационной модернизации России // Металлы Евразии. 2012. №3. С. 10-15.
3. Антипов В.В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012. С. 157-167.
4. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» - инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. №^1. С. 3-9.
5. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по титановым сплавам для «Бурана» и перспективные направления их развития // Авиационные материалы и технологии. 2013. №^1. С. 10-14.
6. Кашапов О.С., Новак A.B., Ночовная H.A., Павлова Т.В. Состояние, проблема и перспективы создания жаропрочных титановых сплавов для деталей ГТД // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2G13. №3. Ст. G2. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.05.2016).
7. Хорев А.И. Фундаментальные и прикладные работы по конструкционным титановым сплавам и перспективные направления их развития // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2G13. №2. Ст. G4. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.G5.2G16).
S. Каблов E.H. Авиационное материаловедение: итоги и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2GG2. Т. 72. №1. С. 3-12.
9. Солонина О.П., Глазунов С.Г. Титановые сплавы. Жаропрочные титановые сплавы. М.: Металлургия, 1976. 44S с.
1G. Колачев Б.А., Ливанов В.А., Буханова A.A. Механические свойства титана и его сплавов. М.: Металлургия, 1974. 543 с
11. Горынин И.В., Ушаков С.С, Хатунцев А.Н., Лошакова И.Л. Титановые сплавы для морской техники. СПб.: Политехника, 2GG7. 3S7 с.
12. Синявский C.B. Сопротивление титановых сплавов различным видам коррозионного растрескивания // Технология легких сплавов. 2G1G. №4. С. SG-S5.
13. Li S Q., Lei J.F., Liu Y.-Y., Yu B.-X., Li Y.-L., Yang R. Fushi Kexue yu Fandhu Jishu. Hot-salt stress corrosion of titanium alloys of TiS11 and TC4 // Corros. Sci. And Prol. Tehnol. 2010. V. 22. N2. P. 79-S4.
14. Xiong Y., Zhu S., Wang F. Synergistic corrosion behavior of coated Ti60 alloys with NaCl deposit in moist air at elevated temperature // Corros. Sci. 200S. V. 50. P. 15-22.
15. Ulrich Zwicker. Titan und Titanlegierungen. Springer-Verlag Berlin. Heidelberg. New York, 1974. 512 p.
16. Металлографический анализ титановых сплавов: nH1.2.7S5.2GG9. M.: ВИАМ, 2GG9. 45 с.
17. Захарова Л.В. Влияние кислорода воздуха и толщины солевых отложений на коррозионное растрескивание титановых сплавов при высоких температурах в контакте с NaCl // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2G14. №1G. Ст. 12. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 26.G5.2G16). DOI: 1G.1S577/23G7-6046-2014-0-10-12-12.
1S. ГОСТ 1G145-S1. Металлы. Метод испытания на длительную прочность. М: Изд-во стандартов, 19S1. 7 с.