Научная статья на тему 'Влияние градиента напряжений на прочность гибкого зубчатого колеса волновой передачи'

Влияние градиента напряжений на прочность гибкого зубчатого колеса волновой передачи Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние градиента напряжений на прочность гибкого зубчатого колеса волновой передачи»

В этих условиях надежность работы механизма перемещения каретки дисковода во многом будет зависеть от способности материала зубчатой рейки приспосабливаться к условиям эксплуатации, например, упрочняться и не накапливать в своей структуре повреждения или эксплуатационные напряжения.

Выполненные исследования открывают новые возможности в управлении качественными показателями конструкционных материалов деталей машин и механизмов путем приспособления их структуры к изменяющимся условиям эксплуатации. Благодаря самоорганизации структуры конструкционных материалов становится возможной разработка принципиально новых способов обработки сталей и , -тали с минимальной внутренней энергией [2]. При этом обеспечивается наивысшая надежность машин и механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбакова Л.М., Куксенова Л.И. Металловедение в науке о трении и изнашивании // Металловедение и теоретическая обработка материалов. №5. С.16-23.

2. Бутенко В.И. Формирование и изнашивание поверхностного слоя детали. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

3. Бутенко В.И. Структурная самоорганизация материала поверхностного слоя обрабатываемой детали. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

УДК 621.833

АД. Захарченко

ВЛИЯНИЕ ГРАДИЕНТА НАПРЯЖЕНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ ГИБКОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ

Для расчета на выносливость существенное значение имеет относительный градиент первого главного напряжения ^ :

О

О 1

гдол

СТ V дх

тах

где А - коэффициент пропорциональности;

в - угол наклона касательной к эпюре напряжения при х=а.

Г радиент напряжений растет с увеличением остроты концентратора напряжений, а также с уменьшением диаметра образца или ширины пластины. Роль градиента напряжений во влиянии масштаба дала толчок к созданию теории подобия в явлениях усталости. В расчетах стал применяться параметр геометрического и механического подобия Ь/О, где Ь - параметр той части опасного сечения, которое охватывает зону максимальных напряжений.

Для гибких колес волновых зубчатых передач относительный градиент напряжений вычисляется по формуле

G = 0,031

--------------1---------

Яз + 0,05 Sm/Pf

d1

h

где Я3 - минимальный радиус переходной кривой, в области которой наблюдается

наибольшая концентрация напряжений (опасное сечение); - отношение

эффективной ширины впадин к шагу зубьев на диаметре впадин гибкого колеса;

д/С, / И1 - отношение диаметра зацепления по делительной окружности к толщине

колеса по зубчатому венцу.

Параметры подобия, масштаба и концентрации напряжений связаны функциональной зависимостью

F (, L/GVg ) = є„ + (1 -є„)

ґ L 1

G 88,3

где = 0,5 - предельное значение коэффициента масштабного фактора;

ь/о - отношение ширины зубчатого венца (Ь=Ь1) к относительному градиенту напряжений; V,, - характеристика механич еских свойств материала, определяющая его чувствительность к концентрации напряжений и масштабному фактору. Для легированных сталей vo=0,04 ... 0,12.

УДК 681.3-23

В .И. Косов

РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАРЕТКИ ДИСКОВОДА (CD-

ROM)

В дисководах часто используют различные схемы для перемещения каретки с компакт-диском. Так, механизм перемещения имеет в своей схеме ременную передачу, которая смягчает удары при остановке каретки.

На плате дисковода установлен электродвигатель, который через ременную передачу вращает ведомый шкив, на валу которого закреплено зубчатое колесо, которое через систему передач позволяет преобразовывать вращательное движение ведущего вала в поступательное перемещение каретки с установленными на него компакт дисками.

Передаточное число механизма

і = °1 = d^ Z3 Z4

44

О

d1 Z2 Z3

o1 = o4

О = d2 Z3 z4

О

d1 Z2 Z3

где (01 и (04 - угловые скорости вала электродвигателя и зубчатого колеса;

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.