Научная статья на тему 'Влияние глобальных переходов на формирование образа будущего в массовом сознании россиян'

Влияние глобальных переходов на формирование образа будущего в массовом сознании россиян Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ будущего / идеология / социокультурные факторы / ценности / глобальный переход / image of the future / ideology / socio%cultural factors / values / global transition

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Насриддинов Темур Геннадьевич

Образ будущего представляет собой важнейшую составляющую общей картины мира, мировоззрения. Образ будущего существенно влияет на восприятие настоящего, на принимаемые решения и выстраивание жизненных стратегий. Он задает логику разви5 тия, формирует нарратив, то самое аксиологическое ядро общественного сознания, без которого не существует идеологии. И в этом аспекте образ будущего отражает, даже вы5 ражает ту самую идеологию, отсутствие которой можно провозгласить, но нельзя осуще5 ствить. Рассмотрены основные подходы к анализу формирования образа будущего как клю5 чевого концепта общественного сознания, концентрирующего в себе доминирующие в обществе представления о перспективах его развития. Раскрыта структура и иерархия базовых социально5политических ценностей, пред5 ставленных в российском общественном сознании, рассмотрены межпоколенческие ценностные различия, взаимосвязь идеологии, мировоззрения и образа будущего, ос5 новные тренды социокультурных изменений, детерминирующих формирование образа будущего и его трансформацию. Обозначен спектр вопросов, возникающих в связи с трансформацией структуры и смыслового наполнения социокультурных норм и ценностей в связи с глубинными из5 менениями в рамках трех «глобальных переходов»: климатического, демографического и цифрового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBAL TRANSITIONS ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE MASS CONSCIOUSNESS OF RUSSIANS

The image of the future is the most important component of the overall picture of the world, the worldview. The image of the future significantly affects the perception of the present, the decisions made, and the formation of life strategies. It sets the logic of development, forms the narrative, the very axiological core of public consciousness, without which there is no ideology. And in this aspect, the image of the future reflects, even expresses, the very ideology, the absence of which can be proclaimed, but cannot be implemented. The author considers the main approaches to the analysis of the formation of the image of the future as a key concept of public consciousness, which concentrates the dominant ideas in society about the prospects of its development. The structure and hierarchy of basic socio%political values represented in the Russian public consciousness are revealed. The article analyses intergenerational value differences, the interrela% tion of ideology, worldview and image of the future, the main trends of socio%cultural changes determining the formation of the image of the future and its transformation. The author outlines a range of issues arising in connection with the transformation of the struc% ture and semantic content of socio%cultural norms and values in connection with profound changes within the framework of three «global transitions»: climatic, demographic and digital.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальных переходов на формирование образа будущего в массовом сознании россиян»

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

йО!: 10.17805^ри.2022.4.15

Влияние глобальных переходов на формирование образа будущего в массовом сознании россиян

Т. Г. Насриддинов Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН

Образ будущего представляет собой важнейшую составляющую общей картины мира, мировоззрения. Образ будущего существенно влияет на восприятие настоящего, на принимаемые решения и выстраивание жизненных стратегий. Он задает логику развития, формирует нарратив, то самое аксиологическое ядро общественного сознания, без которого не существует идеологии. И в этом аспекте образ будущего отражает, даже выражает ту самую идеологию, отсутствие которой можно провозгласить, но нельзя осуществить.

Рассмотрены основные подходы к анализу формирования образа будущего как ключевого концепта общественного сознания, концентрирующего в себе доминирующие в обществе представления о перспективах его развития.

Раскрыта структура и иерархия базовых социально-политических ценностей, представленных в российском общественном сознании, рассмотрены межпоколенческие ценностные различия, взаимосвязь идеологии, мировоззрения и образа будущего, основные тренды социокультурных изменений, детерминирующих формирование образа будущего и его трансформацию.

Обозначен спектр вопросов, возникающих в связи с трансформацией структуры и смыслового наполнения социокультурных норм и ценностей в связи с глубинными изменениями в рамках трех «глобальных переходов»: климатического, демографического и цифрового.

Ключевые слова: образ будущего; идеология; социокультурные факторы; ценности; глобальный переход

ВВЕДЕНИЕ

Специальная военная операция, начатая вооруженными силами России на территории Украины 24 февраля 2022 г., радикально изменила весь контекст глобального миропорядка. Конфликт на украинской территории отражает цивилиза-ционную трансформацию социокультурных основ современного социума, выявляет связь национальной безопасности, идеологии и образа будущего.

Согласно результатам проводимого ИСПИ ФНИСЦ РАН социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», половина граждан нашей страны, по данным за 2021 г., не видят сегодня партии, выражающей их интересы, отвечающей их воззрениям и идейным ориентациям (Как живешь ... , 2021: 20).

Не бывает политики без идеологии. Идеология стоит в центре политических программ, даже если провозглашается отсутствие идеологии. Само провозглашение «внеидеологичности» — это тоже идеология.

Ключевыми компонентами идеологической картины мира являются объяснение прошлого, понимание настоящего и формирование образа будущего.

При этом именно формирование образа будущего определяет сущность, квинтэссенцию идеологии.

КПОНЯТИЮ ОБРАЗА БУДУЩЕГО

Говоря о будущем, невозможно не вглядываться в тренды — и в демографические, и в экологические, и в технологические, и понятно, что разговор о будущем не может не строиться на этих трендах и попытках понять их развитие и направление.

Однако образ будущего не сводится только к прогнозированию демографических, экономических, социальных и культурных процессов, экстраполируемых из нашего настоящего. Образ будущего как социокультурный феномен выходит далеко за рамки рефлексии о трендах, перспективах, прогнозах, рисках и угрозах.

Образ будущего — это больше, чем прогноз. Это некий идеал, или антиидеал (утопии и антиутопии), отстоящий где-то далеко, за горизонтом собственной жизни. Что-то, что увидят наши внуки и правнуки, в чем им предстоит жить. Представление об этом отдаленном будущем и есть тот самый «образ будущего», который хоть в каком-то виде присутствует в голове у каждого, хотя бы в виде какого-то смутного туманного набора предположительных суждений.

Но при всей своей туманности образ будущего представляет собой важнейшую составляющую общей картины мира, мировоззрения. Образ будущего существенно влияет на восприятие настоящего, на принимаемые решения и выстраивание жизненных стратегий. Он задает логику развития, формирует нарратив, то самое аксиологическое ядро общественного сознания, без которого не существует идеологии. И в этом аспекте образ будущего отражает, даже выражает ту самую идеологию, отсутствие которой можно провозгласить, но нельзя осуществить.

Образ будущего — это понимание и ощущение перспективы. Это ощущение может быть очень смутным, очень мало отрефлексированным, но оно диктует отношение к будущему — оптимистичное или пессимистичное, позитивное или наоборот. Или апатично-безразличное.

Как возникает это ощущение, какими чертами этот образ наполняется?

Что мы думаем о будущем, когда мы о нем не думаем? Что думают о будущем те, кто о нем не задумывается?

Не-видение будущего, отсутствие образа будущего, — это тоже образ будущего. Пессимизм — это ведь не только собственно пессимистичный прогноз, но это еще и отсутствие оптимизма.

Неартикулированный образ будущего «проступает»-проявляется и в экономическом, и в демографическом, и в миграционном поведении населения, в тех самых трендах, на которых строятся прогнозы.

Итак, образ будущего — это ключевой концепт общественного сознания, концентрирующий в себе доминирующие в обществе представления о перспективах его развития. Опираясь на феноменологический подход в социологии (см.: Шютц, 2003), можно рассматривать образ будущего как некий диапазон, спектр представлений, идей, которые люди имеют о будущем, и как эти идеи формируют решения,

которые мы принимаем сейчас, а также представления о возможном будущем, которое мы сможем создать на основе того, что видим и чувствуем сейчас. Как одна из сторон общественного сознания, образ будущего отражает актуальные тенденции жизни общества и связанные с ними представления о социальных, экономических, духовных аспектах будущей жизни (Левашов, Гребняк, Новоженина, 2021).

От образа будущего существенно зависит то, что называется «общественная атмосфера», настроение общества.

Вспомним слова «сейчас надо потерпеть, поднапрячься, зато нашим детям и внукам будет жить легче и лучше!». Разве не в этой логике провели свою жизнь многие поколения в нашей стране, да и не только в нашей.

Без наличия образа желаемого будущего невозможно консолидировать общество. Формирование позитивного образа будущего создает фундамент общественного консенсуса, духовную основу для постановки совместных целей устойчивого развития общества. Социальные ожидания индуцируют и моделируют поведение социальных групп (там же).

Образ будущего, доминирующий в сознании большинства российских граждан, отражает актуальные тенденции жизни нашего общества, ожидания, связанные с возможным развитием этих тенденций, а главное, существенным образом влияет на аксиологическое ядро общественного сознания и в конечном счете определяет перспективы устойчивого развития нашего общества (Великая, Новоженина, 2021: 596-605).

Важно понимать, что представление об образе будущего, о возможных формах развития общества не может быть ни единственным для общественного сознания в целом, ни неизменным на протяжении времени, как динамична и неоднородна и сама структура базовых социально-политических ценностей граждан, которые оно отражает. Изучение образов будущего отдельных социальных групп и слоев позволяет определить их отношение к актуальной социальной реальности, общественным идеалам и ценностям, цели общественного развития (Левашов, Гребняк, Новоженина, 2021).

Как показывает анализ социологических и политологических публикаций за последние годы, интерес к теме образа будущего растет и предпринимаются попытки создать теоретико-методологические основания изучения этого феномена. Попытки описать его сводятся так или иначе к пониманию образа будущего как мнений и представлений о целях общественного развития, сложившихся у различных социальных и политических субъектов (социальных групп, общностей, населения в целом, элиты, идеологических группировок и т. д.).

Изыскания авторов, разрабатывающих проблематику образа будущего, можно разделить на несколько основных направлений. Во-первых, это футурологические концепции, имеющие целью дать определенный социальный прогноз на будущее, отталкиваясь от тенденций настоящего. Во-вторых, анализ конструирования властной элитой с той или иной степенью успешности образа желаемого или идеального будущего, несущего на себе идеологический отпечаток. В-третьих, исследования отдельных компонентов, составляющих образ будущего, таких как жизненные цели, стратегии, планы, ожидания индивидов, социальных групп и населения в целом. В-четвертых, попытки анализа образа социального будущего в сознании различных социальных групп или общества как некоего целостного образования, имеющего сопряженность с изменениями социальной действительности (Саморегуляция жизнедеятельности ... , 2021: 57-58).

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО

Уже в работах М. Вебера основное внимание уделялось не столько специальным вопросам экономики, сколько моральным аспектам социального развития, что стало одним из отправных пунктов более пристального внимания к культурным процессам и явлениям, а также культурной детерминации экономических процессов и общественного развития (Костюмина, 2003). В самом обобщенном виде социокультурные детерминанты могут быть определены как интегральное понятие, заключающее в себе причины и движущие силы человеческой жизнедеятельности. Под «социальным» здесь подразумевается вся совокупность межчеловеческих отношений, культура же понимается в данном контексте как совокупность способов и результатов (материальных и духовных) творческой деятельности человека. При этом важнейшим системообразующим фактором культуры являются ценности (там же).

Отношение граждан к образу будущего опирается на базовые ценности, существующие в обществе.

Согласно результатам всероссийского социологического исследования «Куда идешь, Россия?» (декабрь 2020 г.) наиболее значимыми ценностями у различных поколений россиян являются (топ-10 в порядке убывания): «мир», «закон», «права человека», «порядок», «справедливость», «свобода», «созидание», «демократия», «патриотизм», «державность». При этом структура и иерархия базовых социально-политических ценностей заметно отличается у молодежи и у представителей более старших возрастных когорт. Для старших поколений значение категорий «порядок», «патриотизм», «державность» для образа будущего значительно выше, чем для респондентов возраста до 35 лет. И наоборот, для молодежи гораздо большее значение, чем для более старших возрастных когорт, имеют ценности «мир», «закон», «свобода» и «демократия» (Левашов, Гребняк, Новоженина, 2021).

Сложившаяся матрица понятий имеет достаточно ясный для гражданского сознания аксиологический смысл. Стремление к закону, правовому государству, справедливости, порядку, правам человека — это те ключевые центры массового сознания, которые сегодня и в перспективе будут в значительной степени определять общественную ситуацию в стране, влиять на политический выбор общества (там же).

В этой логике образ будущего в массовом сознании прежде всего институционально детерминирован действиями и документами органов власти, проводимой ими политикой в различных сферах жизнедеятельности социума, доминирующим в обществе социальным настроением и актуальным самочувствием (Великая, Шу-шпанова, Афанасьев, 2021: 64-77). Напомним цифры: только 23% опрошенных положительно относятся к курсу проводимых реформ, только 20% ответили, что, по их мнению, проводимые преобразования отвечают интересам большинства населения нашей страны (там же: 17).

УПОМИНАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Конституция России:

«Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Статья 44

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды»1.

Стратегия национальной безопасности

«I. Общие положения

1.

Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации...

IV. Обеспечение национальной безопасности

Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала

28. Народ является носителем суверенитета Российской Федерации и ее главным достоянием. Российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны»2.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

«II. Национальные интересы в информационной сфере

8. Национальными интересами в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

III. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности

12. ...

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

IV. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности

23. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются:

к) нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей »3.

Перечисленные цитаты наглядно демонстрируют высокий уровень внимания к духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям в контексте формирования социокультурной цивилизационной идентичности российского общества на современном этапе формирования государственной политики.

Формирование и поддержание в общественном сознании аутентичного и убедительного в своей научно-рациональной достоверности образа будущего России может стать одним из факторов усиления социально-политической устойчивости общества (Левашов, Гребняк, Новоженина, 2021). И в этой связи целесообразно позиционировать смыслы образа будущего в общественном сознании вокруг устойчивого ядра фундаментальных ценностей современного российского общества (там же).

В этом контексте — насколько управляемо отношение к будущему? Насколько вообще возможно формировать или хотя бы влиять на формирование образа будущего в массовом сознании, в том числе с использованием новейших сетевых технологий, маркетинговых методов и прочих достижений политтехнологической мысли?

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Другой важнейший вопрос: как будут меняться ценностные ориентации и сами базовые ценности в обществе в условиях трех совершающихся сейчас глобальных переходов: климатического, демографического и цифрового?

Три глобальных перехода

1. Климатический переход: Глобальное потепление. Углеродный след. «Зеленое развитие», ESG.

2. Демографический переход: Снижение рождаемости. Старение населения.

3. Цифровой переход: «Удаленка» всего. Виртуальный мир — метавселенные. Геймификация. Надзорный капитализм. Социальный рейтинг (скоринг). Искусственный интеллект. Трансгуманизм. Биотех-неравенство.

Активное обсуждение проблемы глобального потепления, необходимости срочных мер по снижению углеродных выбросов уже привели к заметной актуализации тематики устойчивого развития, формированию новой ESG-повестки, смещению базовых приоритетов капиталистического способа производства от чистой прибыли в сторону «общественной полезности» в экологическом и социаль-

ном измерении. «Что такое ESG? Это новые принципы развития капитализма. Можно образно сказать, что это Капитализм 2.0. Есть капиталистическая модель развития общества, где главный постулат — должен быть обеспечен рост капитала на основе свободной конкуренции. В развитие общества заложена простая схема "работайте, богатейте и потребляйте". При ESG этот принцип не меняется: пожалуйста, работайте, богатейте, потребляйте, НО будьте добры учитывать еще пять факторов. Во-первых, ваша деятельность не должна наносить вред окружающей среде, а если наносит, вы должны его компенсировать. Второй и третий факторы, это S — социум: будьте ответственными и перед каждой личностью, уважайте персональные права и будьте ответственны перед обществом в целом. Четвертый и пятый фактор — G — касаются корпоративного управления. Во-первых, максимально учитывайте в бизнесе все риски, перечисленные выше, когда готовите проекты. А во-вторых, учитывайте все регулирующие документы, которые ограничивают в чем-то вашу деятельность или предписывают какие-то новые сборы, пошлины, штрафы или даже запреты. Если на особо охраняемых природных территориях ничего нельзя строить, значит, нельзя. Или если вы производите товар в пластиковой упаковке, значит, вы должны ее утилизировать или заплатить за переработку» (Терещенко, 2021).

Как повлияла уже и как повлияет еще на наши ценности пандемия коронавиру-са, показавшая уязвимость общества, институтов и привычного образа жизни перед глобальными биологическими угрозами?

Как повлияет на базовые ценности демографический переход — то, что в развитых странах нынешние поколения будут жить дольше, чем раньше, пожилые люди будут дольше сохранять социальную активность, но молодежь будет гораздо медленнее взрослеть, а численность населения будет постепенно снижаться?

Замедление экономического роста в развитых странах и очевидная неэффективность государства в борьбе с пандемией даже в развитых демократиях вызвали рост социального пессимизма. Все меньше тех, кто считает, что «наши дети и внуки будут жить лучше нас» (Горизонты будущего: Электронный ресурс, 2021).

Какое идеологическое оформление, какую интерпретацию в нашей политике примет идея безусловного базового дохода? Есть страны, где эта концепция уже реализуется (нефтяные монархии Персидского залива), где-то обсуждается уже в практической плоскости (Швейцария, Финляндия). Но в глобальном измерении это происходит на фоне краха общественного договора, сложившегося после Второй мировой войны (так называемое государство всеобщего благосостояния или всеобщего благоденствия): в большинстве стран государство не в состоянии обеспечить равную защиту для всех перед лицом «больших вызовов», особенно с учетом миграционных процессов. Это выражается, в том числе, в росте численности «прекариата», т. е. людей, которые не имеют (а многие из них — никогда не имели и не будут иметь) постоянной занятости, стабильного заработка и социальных гарантий (Нестик, Седова, Климанова, 2021: 368-386).

А как трансформируются ценности под воздействием цифровизации, с ее удобствами, но и с тотальным цифровым контролем?

Как повлияет на наши ценности, например, система социальных рейтингов? — она уже здесь, пока что в виде банковских и страховых скоринговых систем, основанных на big data — «больших данных». И тут уместно упомянуть, что из одного лайка соцсеть знает о нас больше, чем наши коллеги, из пяти лайков — больше, чем

наши друзья, из двадцати — больше, чем мы сами о себе знаем. Благодаря социальным сетям закрепляется массовая «культура уникальности»: приоритет единичного над массовым, поиск и публичное отстаивание исключительности мест, знакомых людей, продуктов и услуг, жизненного опыта, событий (Индустриальный форсайт, 2021).

Самым непосредственным образом с развитием цифровизации связана гейми-фикация. 18 млн долл. получила команда из России за победу в международном турнире компьютерной игры Dota-2 (Российская команда Team Spirit ... : Электронный ресурс, 2021). Миллионы, если не миллиарды долларов уже составляет оборот торговли виртуальными игровыми объектами, в не такой уж далекой перспективе — конвертация набранных в игре очков в деньги, и речь не об азартных играх в онлайн-казино, там уже и так оборачиваются миллиарды долларов, а об обычных бродилках-стрелялках-аркадах и проч. На наших глазах формируется глобальная индустрия игровой экономики. Рядом с такими ценностями, как «труд», «образование», стремительно вырастает значимость ценности «игра».

И с другой стороны, игровые технологии внедряются в сферу образования и в сферу трудовой деятельности. Как и другие тренды, геймификация привносит как позитивные, так и негативные явления: переход игрового симулятора в реальную жизнь может значительно облегчить усвоение навыков, выполнение каких-то работ, но и порождает опасные черты психологии «Reset», не говоря уже о рисках деструктивного поведения (случаях массовых расстрелов в учебных заведениях), в значительной степени связываемых многими специалистами с игровыми «навыками» и психологией.

Цифровизация, как это видно уже сегодня, определятся не только тоталитарными мониторинговыми практиками, но и развитием технологий дополненной реальности и виртуальной реальности. Недавно появившиеся проекты «метавселен-ных» от Фейсбука и от других айтишных мегакорпораций — это тоже формирование образа будущего. В каком формате будут проходить наши круглые столы через несколько лет?

При этом растет ценность офлайна: реальный врач, офлайновые учебные занятия, не говоря уже об офлайновом доступе к культуре, будь то музейные коллекции или театр, живое музыкальное исполнение — все это постепенно становится все более ценным и все менее массово доступным. Возникает новое неравенство.

И отдельного внимания требует вопрос об информационном воздействии: насколько в своих рассуждениях об образе будущего мы, исследователи, сами зависим от сегодняшней информационной картины мира и ее «заряженности»?

Думается, именно с учетом этих аспектов необходимо изучать динамику социокультурных факторов, влияющих на формирование образов будущего в общественном сознании и на всю российскую политическую жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ будущего — ключевой компонент идейно-мировоззренческой картины мира. Демографические, социально-экономические, миграционные и всякие иные перспективы зависят от сегодняшних представлений, образов будущего, доминирующих в массовом сознании.

Формирование образа будущего — это сложный нелинейный многоаспектный процесс, детерминируемый трансформациями социокультурных контекстов, ко-

торые, в свою очередь, зависят от глобальных переходов, развертывающихся в современном мире: климатического, демографического и цифрового.

Связанная с этими переходами глобальная трансформация ценностей и норм диктует необходимость изучения и осмысления процессов адаптации социума к новым реалиям, а также к перспективам, как желательным, так и пугающим. В условиях глобальной турбулентности формирование образа будущего становится важнейшим компонентом социокультурной динамики, национальной безопасности и конкурентоспособности страны на международной арене.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/constitution/item#chapter2 (дата обращения: 18.09.2022).

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 18.09.2022).

3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 18.09.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Великая, Н. М., Новоженина, О. П. (2021) Социально-политические ценности в образе будущего российских граждан как основание политической и экономической модернизации страны // Вопросы политологии. Т. 11. №3 (67). С. 596-605.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великая, Н. М., Шушпанова, И. С., Афанасьев, В. А. (2021) Образ будущего в массовом сознании граждан как фактор устойчивого социально-политического развития общества // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. №1 (24). С. 64-77.

Индустриальный форсайт «Будущее исследовательской индустрии» 2020-2021 : сб. (2021) М. : ВЦИОМ, 2021. 76 с.

Как живешь, Россия? (2021) Экспресс-информация. 51 этап социологического мониторинга, июнь 2021 года: [бюллетень] / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН. 68 с.

Костюмина, Н. В. (2003). Философский анализ социокультурного фактора в концепциях выживания человечества : дис. ... канд. филос. наук. М. : РГБ.

Левашов, В. К., Гребняк, О. В., Новоженина, О. П. (2021) Образы будущего в сознании российской молодежи: ценностные ориентации, цифровые инновации и социально-политические ожидания // Вестник ЮРГТУ (НПИ). №2. С. 105-120.

Нестик, Т. А., Седова, Н. Н., Климанова, Е. Г. (2021) Будущее исследовательской индустрии: от конкуренции за бюджеты к поиску партнеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М. : АО «ВЦИОМ». №1 (161). 409 с.

Российская команда Team Spirit победила на ЧМ по Dota 2 и выиграла 18 миллионов долларов (2021) [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 17 октября. URL: https://www. kp.ru/online/news/4480925/ (дата обращения: 18.10.2022).

Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики (2021) / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др. Белгород : ООО «Эпицентр». 500 с.

Социодиггер (2021) Октябрь — Ноябрь. Т. 2. Вып. 9 (14). Горизонты будущего [Электронный ресурс]. URL: https://sociodigger.ru/3d-flip-book/2021vol2-14/# (дата обращения: 18.10.2022).

Терещенко, Н. (2021) Что такое ESG? Простыми словами о новом капитализме [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2021. 5 октября. URL: https://aif.ru/society/ecology/ chto_takoe_esg_prostymi_slovami_o_novom_kapitalizme (дата обращения: 18.10.2022).

Шютц, А. (2003) Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов ; пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой ; науч. ред. пер. Г. С. Батыгин, М. : Институт Фонда «Общественное мнение». 336 с.

Дата поступления: 19.10.2022 г.

THE IMPACT OF GLOBAL TRANSITIONS ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE MASS CONSCIOUSNESS OF RUSSIANS

T. G. Nasriddinov FCTAS RAS Institute of Socio-Political Research

The image of the future is the most important component of the overall picture of the world, the worldview. The image of the future significantly affects the perception of the present, the decisions made, and the formation of life strategies. It sets the logic of development, forms the narrative, the very axiological core of public consciousness, without which there is no ideology. And in this aspect, the image of the future reflects, even expresses, the very ideology, the absence of which can be proclaimed, but cannot be implemented.

The author considers the main approaches to the analysis of the formation of the image of the future as a key concept of public consciousness, which concentrates the dominant ideas in society about the prospects of its development.

The structure and hierarchy of basic socio-political values represented in the Russian public consciousness are revealed. The article analyses intergenerational value differences, the interrelation of ideology, worldview and image of the future, the main trends of socio-cultural changes determining the formation of the image of the future and its transformation.

The author outlines a range of issues arising in connection with the transformation of the structure and semantic content of socio-cultural norms and values in connection with profound changes within the framework of three «global transitions»: climatic, demographic and digital.

Keywords: image of the future; ideology; socio-cultural factors; values; global transition

REFERENCES

Velikaya, N. M. and Novozhenina, O. P. (2021) Social'no-politicheskie cennosti v obraze bu-dushchego rossijskih grazhdan kak osnovanie politicheskoj i ekonomicheskoj modernizacii strany. Voprosy politologii, vol. 11, no. 3 (67), pp. 596-605. (In Russ.).

Velikaya, N. M., Shushpanova, I. S., Afanas'ev, V. A. (2021) Obraz budushchego v massovom soznanii grazhdan kak faktor ustojchivogo social'no-politicheskogo razvitiya obshchestva. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie, no. 1 (24), pp. 64-77. (In Russ.).

Industrial'nyj forsajt «Budushchee issledovatel'skoj industrii» 2020-2021: sbornik ( 2021). Moscow, VCIOM. 76 p. (In Russ.).

Kak zhivesh', Rossiya? (2021) Ekspress-informaciya. 51 etap sociologicheskogo monitoringa, iyun' 2021 goda: [byulleten'] / V. K. Levashov, N. M. Velikaya, I. S. SHushpanova et al.; ed. by V. K. Levashov. Moscow, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. 68 p. (In Russ.).

Kostyumina, N. V. (2003) Filosofskij analiz sociokul'turnogo faktora v koncepciyah vyzhiva-niya chelovechestva : Dis. ... Cand. of Philosophy. Moscow. (In Russ.).

Levashov, V. K., Grebnyak, O. V. and Novozhenina, O. P. (2021) Obrazy budushchego v soznanii rossijskoj molodezhi: cennostnye orientacii, cifrovye innovacii i social'no-politicheskie ozhidaniya. Vestnik YURGTU (NPI), no. 2, pp. 105-120. (In Russ.).

Nestik, T. A., Sedova, N. N. and Klimanova, E. G. (2021) Budushchee issledovatel'skoj industrii: ot konkurencii za byudzhety k poisku partnerov. In: Monitoring obshchestvennogo mneniya: eko-nomicheskie i social'nye peremeny, no. 1 (161). Moscow, VCIOM. 409 p. (In Russ.).

Rossijskaya komanda Team Spirit pobedila na CHM po Dota 2 i vyigrala 18 millionov dollarov (2021) Komsomol'skaya pravda, 17 October [online]. Available at: https://www.kp.ru/online/ news/4480925/ (accessed: 18.10.2022). (In Russ.).

Samoregulyaciya zhiznedeyatel'nosti molodezhi: metodologiya i social'nye praktiki (2021) / Yu. A. Zubok, O. N. Bezrukova, Yu. R. Vishnevskij et al. Belgorod, Epicentr. 500 p. (In Russ.).

Sociodigger (2021) Oktyabr' — Noyabr'. Vol. 2. Iss. 9 (14). Gorizonty budushchego [online]. URL: https://sociodigger.ru/3d-flip-book/2021vol2-14/# (accessed: 18.10.2022). (In Russ.).

Tereshchenko, N. (2021) Chto takoe ESG? Prostymi slovami o novom kapitalizme. Argumenty i fakty. 2021, 5 November [online]. URL: https://aif.ru/society/ecology/chto_takoe_esg_prosty-mi_slovami_o_novom_kapitalizme (accessed: 18.10.2022). (In Russ.).

Shyutc, A. (2003) Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoj sociologii / comp. by A. Ya. Alhasov; transl. from English by A. Ya. Alhasov and N. Ya. Maz-lumyanova ; ed. by G. S. Batygin. Moscow, Institute of the Public Opinion Foundation. 336 p. (In Russ.).

Submission date: 19.10.2022.

Насриддинов Темур Геннадьевич — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Адрес: 19333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, стр. 1. Тел.: +7 (499) 530-28-84. Эл. адрес: [email protected]

Nasriddinov Temur Gennadievich, Candidate of Philosophy, Leading Researcher, Institute of Socio-Political Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences. Postal address: 6, Fotievoi St., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 119333. Tel.: +7 (499) 530-28-84. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.