Научная статья на тему 'Влияние глобализационных процессов на механизм экономической интеграции'

Влияние глобализационных процессов на механизм экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАНЫ PIGS / GLOBALIZATION / INTEGRATION / PIGS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Магомед Абдулхалимович

Активизация процесса глобализации мировой экономики повлияла на трансформацию типов регионализации: помимо традиционно исследуемых типов (открытая и закрытая регионализация), в настоящее время необходимо учитывать феномен появления разноформатной и трансконтинентальной интеграции (создание зон свободной торговли между странами, не имеющими общих границ и расположенными на разных континентах). Институциональный ракурс исследования предопределил необходимость рассмотрения развития процессов международной (региональной) экономической интеграции на двух взаимосвязанных уровнях: наднациональном и национальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE MECHANISM OF ECONOMIC INTEGRATION

Activization of the process of globalization of world economy impacted the transformation of the types of regionalization: other than traditionally researched types of the open and closed regionalization, at the present time it is necessary to take into account the phenomenon of the appearance of varied format and transcontinental integration (creating zones of free trade between countries that do not share borders and are located on different continents). Institutional perspective of the study predetermined the need to consider the development of processes of international (regional) economic integration at two inter-related levels: supranational and national.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализационных процессов на механизм экономической интеграции»

ГЕОЭКОНОМИКА И ГЕОПОЛИТИКА

АЛИЕВ М.А.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. Активизация процесса глобализации мировой экономики повлияла на трансформацию типов регионализации: помимо традиционно исследуемых типов (открытая и закрытая регионализация), в настоящее время необходимо учитывать феномен появления разноформатной и трансконтинентальной интеграции (создание зон свободной торговли между странами, не имеющими общих границ и расположенными на разных континентах).

Институциональный ракурс исследования предопределил необходимость рассмотрения развития процессов международной (региональной) экономической интеграции на двух взаимосвязанных уровнях: наднациональном и национальном.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, страны PIGS.

ALIEV M.A.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE MECHANISM

OF ECONOMIC INTEGRATION

Abstract. Activization of the process of globalization of world economy impacted the transformation of the types of regionalization: other than traditionally researched types of the open and closed regionalization, at the present time it is necessary to take into account the phenomenon of the appearance of varied format and transcontinental integration (creating zones of free trade between countries that do not share borders and are located on different continents). Institutional perspective of the study predetermined the need to consider the development of processes of international (regional) economic integration at two inter-related levels: supranational and national. Keywords: globalization, integration, PIGS countries.

В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве. Именно финансовый капитал является главным фактором, разрушающим границы национальной экономики.

Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем и выражается в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики1.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются «центры экономического притяжения капиталов». Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации2.

Экспертами Банка международных расчетов проведено исследование формирования крупнейших экономических (в первую очередь финансово-банковских) центров в мире. В результате ими доказано, что такими центрами выступают Великобритания, Швейцария, Германия,

1 Семак Е.А. Глобальная и региональная интеграция мировой экономики. URL: http://www.economv.bsu.by/ tibrary.pdf.

2 По данным Энциклопедии экономиста. URL: http://www.ürandars,m/colle£e/socioloaiva/ülobaliznciva.html.

Франция, США, которые взаимосвязаны между собой в разной степени и имеют пересекающиеся зоны влияния3.

Отметим, что практически невозможно определить подчиненность национальных экономик какому-либо центру: налицо существование взаимосвязей между региональными центрами одного континента, между региональными центрами разных континентов и между региональными и мировыми центрами, между мировыми центрами. В рамках настоящего исследования видится возможным проследить данные взаимосвязи через отслеживание объемов трансграничных инвестиций между регионами и размеров национальных финансовых активов.

Интеграция в рамках Европейского союза (ЕС) облегчила экономическую регионализацию на континенте, в результате чего доля Европы в глобальных трансграничных потоках резко выросла с 50 % в 1996 году до приблизительно 70 % в 2005 году, однако остается ниже 60 % в 2010 году. Значение развитых стран Азии как крупного поставщика валовых потоков капитала несколько снизилось при ослаблении позиций Японии в последнее десятилетие, хотя она и остается важным источником финансовых средств. В то же время с 2000 года существенно возрос вклад Азии в трансграничные потоки капитала, источником которых являются страны с формирующимся рынком, новые индустриальные страны (САР Гонконг, Корея, Сингапур и провинция Китая Тайвань) и нефтедобывающие страны4.

Наиболее сильные связи были между финансовыми центрами Великобритании, Западной Европы и США, при этом наибольшее количество связей — у США, тогда как Великобритания и финансовые центры Западной Европы хуже связаны с финансовыми центрами на других континентах. Отметим, что Россия и страны Восточной Европы связаны с другими финансовыми центрами.

Анализ тенденций чистых потоков капитала позволяет выявить заметный сдвиг в структуре общемирового баланса активов и пассивов. За последние пять лет страны с формирующимся рынком как группа превратились в устойчивых чистых экспортеров капитала и стали значимым классом инвесторов в страны с развитым рынком, причем отток капитала из этих стран является зеркальным отражением дефицита внешнего финансирования США.

Однако такое перемещение капитала из стран с формирующимся рынком в страны с развитым рынком происходит в основном через размещение резервов центральных банков азиатских стран и фондов суверенного богатства, главным образом стран — экспортеров нефти. Частный капитал перетекает также из стран с развитым рынком в страны с формирующимся рынком, по мере того как институциональные инвесторы, банки и корпорации все в большей мере направляют свои растущие финансовые активы на международные инвестиции в целях диверсификации и повышения скорректированной с учетом риска доходности.

Таким образом, налицо противоположное движение потоков капитала. Что касается его структуры, то наиболее значительным был рост портфельных потоков, главным образом долговых обязательств, и трансграничных банковских операций.

В определении трендов дальнейшего развития мировых центров мы будем базироваться на ежегодном отчете Глобального института МакКинси5, в котором отмечается следующее:

- хотя на развивающиеся страны приходится лишь 20 % глобальных финансовых потоков, в 2007 году они обеспечили половину роста финансовых активов. Финансовый рынок Китая по своему объему превысил рынки Германии, Великобритании и Франции и стал третьим по размерам финансовым рынком в мире после США и Японии. Отметим, что ситуация 20082009 годов, безусловно, внесла определенные коррективы, но тенденции к формированию в Китае нового мирового финансового центра не изменилась.

- несмотря на кризисные явления 2008-2009 годов и бурное финансовое развитие развивающихся стран, Лондон и Нью-Йорк останутся глобальными финансовыми центрами в среднесрочной перспективе 10-15 лет.

Таким образом, на наш взгляд, появление новых мировых экономических центров и сохра-

3 BIS Quarterly Review. BIS: Basel, December 2007. URL: www.bis.org.

4 Ч. Пазарбашолу, М. Госвами, Д. Ри. Меняющийся облик инвесторов // Финансы и развитие. 2007. № 3. URL: www.imf.org.

5 Mapping the global capital market. The fifth annual report. October 2008. McKinsey Global Institute. URL: www.mckinsey.com.

Алиев М.А.

_ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИ&АЦИОННЫК. ПРОЦЕССОВ НА МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ_

нение значимости прежних приведут к развитию глобальной конкуренции между ними, которая особенно обострит отношения между глобальными и региональными центрами, с одной стороны, так как региональный центр будет претендовать на глобальность, и между региональными центрами — с другой. Что касается конкурентных отношений между глобальными центрами, то их соотношение и взаимосвязи обладают определенной устойчивостью, обусловленной длительной историей их существования. Данные процессы однозначно приведут к модификации направлений и темпов региональной экономической интеграции.

В условиях глобализации и трансформации экономик интегрирующихся стран к более тесному и открытому сотрудничеству выработка наиболее эффективного механизма экономического взаимодействия становится приоритетным направлением развития региональной экономической интеграции стран. Современное развитие экономики не позволяет странам, активно вовлеченным в процессы интеграции, оставаться изолированными от глобальных процессов.

Особенность интеграционных процессов на международном уровне заключается в стремлении разных, а зачастую и диаметрально противоположных культур объединиться. Имеющиеся различия в историко-культурном, экономическом и политическом развитии экономик не позволяют создать единую интеграционную модель мирового хозяйствования. Поэтому современная мировая экономическая архитектура представляет собой сложнейшую систему, состоящую из региональных объединений стран, блоков и союзов, переплетенных между собой различными связующими звеньями, интеграционными институтами и прочими элементами международной экономической интеграции. Следовательно, учитывая социально-культурную разнородность государств, одной из наиболее приемлемых форм сотрудничества остается региональная экономическая интеграция, эффективнейшим образом позволяющая усилить экономическое взаимодействие с учетом поддержки национальных интересов в рамках определенной территории. Кроме того, процессы региональной экономической интеграции способствуют формированию единого экономического пространства как одной из наиболее эффективных интеграционных форм.

Так, наиболее ярким примером формирования и функционирования единого экономического и валютного пространства в современной мировой экономике является Европейский союз6, в состав которого в настоящее время входит 27 европейских государств, имеющих в обращении единую валюту — евро (введен в оборот в 1999 году). С момента введения единой валюты в странах ЕС значительно увеличился рост инвестиций, улучшился бизнес-климат, повысился потребительский спрос, который привел к повышению цен и увеличению заработных плат. В начале 2000-х годов, отказавшись от национальных валют, в состав ЕС вошли Италия, Испания, Португалия, Греция и Ирландия (периферийные страны Европы — РИGS) с целью укрепить финансовые системы, активизировать предпринимательскую деятельность и стабилизировать экономический рост. В результате перехода на единую европейскую валюту страны РИGS устранили риски, связанные с обменными курсами, повысили устойчивость финансовых рынков, снизили банковские процентные ставки, что сделало доступными производственные и потребительские кредиты и позволило расширить спрос и предложение.

Однако переход на евро оказал негативное влияние на страны РИGS, лишив их возможности повышать конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках, что закрепило их отставание от лидеров Евросоюза. Кроме того, постоянный дефицит внешнеторгового и платежного баланса вынуждал периферийные государства восполнять нехватку финансовых средств растущими заимствованиями на внутреннем и внешнем кредитных рынках. Большинство банковских учреждений, бизнес-структур, а также многочисленные домохозяйства в огромных масштабах приобретали в кредит недвижимость, транспортные средства и другие товары длительного пользования.

Результатом стало критическое повышение всех форм задолженности: суверенной, корпоративной и частной. В результате наступившего в 2008 году мирового финансового кризиса страны PИGS испытали глубокие потрясения, что отчетливо проявилось в резком падении темпов роста ВВП.

Мировой финансовый кризис выявил серьезные проблемы периферийных стран и вызвал цепную реакцию негативных социально-экономических эффектов. Таким образом, страны —

6 ЕС — экономическое и валютное объединение европейских государств, созданное в 1992 году на основе подписания Маастрихтского договора.

участницы Евросоюза, а особенно страны PИGS, оказались под ударом долгового кризиса, который затронул всю финансовую систему ЕС, снизил темпы национальных экономик, а также увеличил рост государственного долга.

Последствия кризисных явлений поставили под вопрос существование всей единой европейской монетарной политики, так как долговой груз стран РИGS стал тянуть на дно и остальные страны ЕС. В этой связи 9 мая 2010 года в рамках Совета ЭКОФИН странами — членами ЕС было принято решение о создании Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), целью которого является поддержание финансовой стабильности в Европе через оказание финансовой помощи государствам еврозоны в решении экономических трудностей. Штаб-квартира фонда расположена в Люксембурге, а Европейский инвестиционный банк обеспечивает управление денежными средствами и административную поддержку. Суммарный объем фонда составляет 780 млрд евро (табл. 1).

23-26 октября 2011 года в Брюсселе прошел саммит глав государств и правительств стран ЕС и еврозоны, посвященный выработке мер по преодолению долгового кризиса и созданию механизма антикризисного управления в зоне евро.

Таблица 1

Доля участия стран ЕС в Европейском фонде финансовой стабильности

Страна Первоначальные взносы Увеличенные взносы

гарантийные обязательства (млн евро) доля участия, в % гарантийные обязательства (млн евро) доля участия, в %

Австрия 12 241,43 2,78 21 639,19 2,7750

Бельгия 15 292,18 3,48 27 031,99 3,4666

Германия 119 390,07 27,13 211 045,90 27,0647

Греция 12 387,70 2,82 21 897,74 2,8082

Ирландия 7 002,40 1,59 12 378,15 1,5874

Испания 52 352,51 11,90 92 543,56 11,8679

Италия 78 784,72 17,91 139 267,81 17,8598

Кипр 863,09 0,20 1 525,68 0,1957

Люксембург 1 101,39 0,25 1 946,94 0,2497

Мальта 398,44 0,09 704,33 0,0903

Нидерланды 25 143,58 5,71 44 446,32 5,6998

Португалия 11 035,38 2,51 19 507,26 2,5016

Словакия 4 371,54 0,99 7 727,57 0,9910

Словения 2 072,92 0,47 3 664,30 0,4699

Финляндия 7 905,20 1,80 13 974,03 1,7920

Франция 89 657,45 20,38 158 487,53 20,3246

Эстония 1 994,86 0,2558

Еврозона (без Эстонии) 440 000,00 100

Еврозона 779 783,14 100

Составлено автором по данным свободной энциклопедии «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/).

Результатом прошедшего саммита стало достижение договоренности о создании постоянного стабилизационного фонда, внедрении нового механизма мониторинга кризисных тенденций в европейской экономике и введении санкций против нарушителей бюджетной дисциплины.

Также одним из важнейших результатов саммита стало принятие соглашения о формировании Европейского механизма стабильности (ЕSМ), который начал функционировать в 2012 году. Целью данного фонда является предоставление займов странам еврозоны, испытываю-

Алиев М.А.

_ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫ1Х ПРОЦЕССОВ НА МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ_

щим серьезные финансовые проблемы. Ответственность за управление ЕSМ взяли на себя министры финансов стран — членов Еврозоны, а также уполномоченный по экономической и денежной политике и президент Европейского центробанка. В обязанности министров входит принятие решений об оказании финансовой поддержки и ее условиях. Кроме того, они отвечают за управление ликвидностью ЕSМ. Предполагается, что данный механизм заменит уже действующий Европейский фонд финансовой стабильности.

В целях преодоления долгового кризиса и недопущения распространения его на остальные страны Еврозоны главы правительств ЕС в рамках проводимых саммитов в Брюсселе пришли к соглашению о выделении финансовой помощи странам РИGS (табл. 2).

Таблица 2

Инструменты регулирования экономической ситуации в странах МЮЗ в рамках саммитов глав правительств ЕС

Страна Инструмент регулирования Цель

Португалия Соглашение о предоставлении финансовой помощи в размере 78 млрд евро приватизация государственной собственности; повышение налогов на высокие доходы сокращение зарплаты госслужащих; снижение государственных инвестиций; повышение конкурентоспособности; улучшение бизнес-климата

Италия Выделение финансовой помощи в размере 800 млрд евро сокращение мер; замораживание заработной платы; повышение налогов

Ирландия Соглашение о предоставлении пакета финансовой помощи в размере 85 млрд евро рекапитализация банков; создание фонда поддержки банков на случай ухудшения экономической ситуации; финансирование бюджетного дефицита

Греция Май 2010 года: выделение 110 млрд евро снижение бюджетного дефицита; сокращение социальных расходов; приватизация государственной собственности; повышение налогов

Июль 2011 года: предоставление дополнительной финансовой помощи в размере 109 млрд евро содействие структурной перестройке экономики; повышение конкурентоспособности; обеспечение восстановления экономического роста в стране; программа помощи частным банкам

Октябрь 2011 года: увеличение финансовой помощи до 130 млрд евро

Испания Подписание Социально- экономического договора о росте, занятости и пенсионных гарантиях финансовое оздоровление экономики через сокращение бюджетных расходов и переход в режим строгой экономии; проведение структурных реформ и комплексная модернизация экономики

По итогам саммита в Брюсселе были разработаны четыре основные задачи оздоровления европейской финансовой системы и единой валюты:

1) стабилизация финансового положения в Греции;

2) обеспечение долгосрочной устойчивости европейских банков;

3) усиление и дополнение стабилизационных механизмов зоны евро;

4) создание Экономического правительства зоны евро.

К 2013 году в рамках Экономического правительства в еврозоне должна быть сформулирована единая налоговая политика, включая единый корпоративный налог, собираемый с компаний банков. Также предполагается заложить законодательную базу под финансово-экономическую политику еврозоны. При этом раз в два года Экономическое правительство будет проводить саммиты правительств государств зоны евро для координации макроэкономической политики. Результатом таких мер станет более тесный валютно-экономический союз и вступление в новую интеграционную фазу, которая предполагает создание на базе ЕС основ нового государственного образования — конфедерации суверенных европейских госу-

дарств. Итогом реформирования еврозоны станет выпуск единых еврооблигаций, представляющих собой взаимные гарантии стран — членов еврозоны по государственной задолженности, способных в краткосрочной перспективе стабилизировать ситуацию на рынке государственных ценных бумаг зоны евро7.

Таким образом, следствием интеграционного импульса внутри еврозоны станет быстрое превращение ЕС в двухъярусный союз; на одном ярусе расположатся страны, входящие в зону евро, на другом — государства, решившие остаться за ее пределами, среди которых в настоящее время Великобритания. Причем в данной ситуации очевидно, что ведущей экономической державой в еврозоне станет Германия.

В настоящее время процесс европейской интеграции затрагивает всю мировую экономику, и события, происходящие в еврозоне, нуждаются в выработке новых механизмов регулирования макроэкономической ситуации в странах ЕС, способных своевременно предотвратить негативные последствия мировых потрясений и не допустить распространения кризисных явлений на экономики стран, входящих в зону евро.

Литература

1. Жильцов С. С., Воробьев В. П., Шутов А. Д. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. — М.: Восток-Запад, 2010. — 154 с.

2. Долгов С. И. Общее экономическое пространство — новый интеграционный формат в условиях глобализации //Российский вестник, 2010. — № 9. — С. 12.

3. Назарбаев H. A. Евразийский союз: от идеи к истории будущего //Известия. — 25.10.2011.

4. Постановление Бюро Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 14 апреля 2005 г. № 10 «О рекомендациях по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности».

References

1. Zhiltsov S.S., Vorobiev V.P., Shutov A.D. Evolution ofRussian Politics on the post-Soviet space. - M.: «East-West», 2010. - 154 p.

2. Dolgov S.I. Common economic space — a new integrational format in the conditions of globalization // Ros-siyskiy Vestnik (Russian Herald), 2010. - No. 9. - P. 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nazarbaev N.A. Eurasian Union: from the Idea to the History of the Future. // Izvestiya.-25.10.2011

4. The Provision of the Bureau of Inter-Parliamentary Assembly of Eurasian Economic Community as of April 14, 2005 No. 10 «On Recommendations on Harmonization of State Legislation for EurAsEC member countries in the sphere of banking activity regulation»

7 Евросоюз: распад или усиление интеграции? ЬКр://гос1оп.огц/ро1к-110826095803

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.