О. Ю. Амелина
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье на основе анализа влияния феномена глобализации на социально-экономическое развитие стран в новой экономике, в частности, на институт интеллектуальной собственности, дано авторское определение глобализации, рассмотрены доводы сторонников и противников глобализации, а также сформулированы ключевые характеристики знания как основной движущей силы новой экономики.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, социально-экономическое развитие, глобализация, знание, институты.
Термин «глобализация» стали использовать с 1980-х гг. О глобализации как понятии в научной и публицистической литературе заговорили после выхода работ американских социологов и экономистов Дж. Маклина, М. Уотерса и Р. Робертсона (1981-1985). Впервые им воспользовался в 1981 г. Дж. Маклин. Развернуто этот термин стал использовать американский социолог Р. Робертсон. В 1992 г. вышла его книга «Глобализация» [3], в которой Робертсон отмечал, что глобализация - это серия эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое.
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) определяют этот феномен как растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
По определению немецких экономистов X. Зиберта и X. Клодта, «глобализация - это процесс трансформации разрозненных национальных хозяйств в интегрированную глобальную экономику» [4. - Р. 2]. В ходе этой трансформации совершается один из важнейших поворотов в истории мирового сообщества, пока еще в полной мере не осмысленный ни теоретиками, ни практиками, - девальвация государств, которые на протяжении многих десятилетий служили системообразующими организационными структурами.
Российские ученые по-разному подходят к этой проблеме. Некоторые из них понимают глобализацию как объективный общецивилиза-ционный процесс, новую форму бытия, соответствующую реалиям XXI в., другие - как возникновение единого пространства мирового рынка, мировых финансов и товаров, единой системы коммуникаций и услуг, которая сопровождается формированием глобальной системы ценностей и единой господствующей культуры. Глобализация, по их мнению, становится весьма противоречивой формой перехода к новейшей информационной цивилизации.
Таким образом, глобализация - это процесс преобразования мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия. Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства.
Усиление открытости национальных хозяйств и их врастание в складывающуюся глобальную экономику происходят параллельно с другим процессом - созданием торгово-экономических объединений стран примерно одинакового уровня развития, или так называемой регионализацией мировой экономики. Регионализация - тенденция, по существу, идущая вразрез с процессом глобализации. Она ведет к определенному обособлению отдельных национальных хозяйств от формирующейся относительно целостной системы мировой экономики и отражает противоречия между текущими групповыми и долгосрочными глобальными интересами.
Глобализация рынков и мировой экономики в целом выступает объективной тенденцией развития, которой в ближайшей перспективе, видимо, нет другой альтернативы. Однако она не линейный, а скорее противоречивый, неравномерный процесс, постоянно меняющий свои конкретные формы, методы и механизмы реализации и проявления.
Общепризнанные теории международной торговли, в частности, модель Хекшера - Олина, говорят о том, что мировой обмен способствует увеличению доходности тех факторов производства, которые в данной стране имеются в изобилии, и снижению доходности тех факторов, в которых она испытывает дефицит. В условиях разной обеспеченности стран трудом и капиталом их включение в мирохозяйственные связи создает возможности для сближения уровней заработной платы в трудодефицитных и трудоизбыточных регионах.
Сторонники глобализации, основываясь на упомянутой теории, указывают, что в развивающихся странах дефицит капитала и излишки трудовых ресурсов позволяют получать более высокую норму прибыли.
Поэтому устранение препятствий для перелива капитала ускоряет его перемещение из развитых в развивающиеся страны. Это в свою очередь влечет за собой увеличение темпов роста экономики и доходов на душу населения в абсорбирующих капитал странах. Иными словами, глобализация дает импульс к сокращению разрыва в доходах между различными группами стран, помогает догоняющим странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.
Оппоненты сторонников глобализации утверждают, что прибыль на капитал (речь идет о массе прибыли, ее объеме) в развитых странах остается выше, чем в развивающихся. Этому способствуют огромные вложения в развитие человеческого потенциала (образование и подготовка кадров), использование эффекта масштаба, постоянная инновационная активность и некоторые другие факторы, действующие в промышленном ядре мирового хозяйства. Следовательно, капитал перемещается не из развитых стран в развивающиеся, а в противоположном направлении. Экономический рост в развивающихся странах, справедливо подчеркивают они, тормозится гигантской внешней задолженностью, серьезно ограничивающей импортные возможности, ухудшением условий торговли для стран - экспортеров сырья, ограниченностью спроса со стороны промышленно развитых стран на экспортную продукцию остального мира. Последствия глобализации в связи с этим оцениваются ими негативно.
Джозеф Стиглиц отмечал, что «глобализация и переход к рыночной экономике не дали обещанных результатов в России, как и в большинстве других стран, переходящих от коммунизма к рынку. Запад внушил этим странам, что новая экономическая система должна принести им беспрецедентное процветание. Вместо этого она принесла беспрецедентную бедность» [2. - С. 26-27].
Очевидно, что углубление международного разделения труда и растягивание воспроизводственных цепочек по планете в результате глобализации привели к рассредоточению воспроизводственных процессов и диспропорций по широкой территории, переносу их из центров мирового хозяйства на периферию.
В современной экономике развитых стран сегодня наблюдается феномен усиления различий (не только между центрами и отсталой частью периферии мирового хозяйства, но и в них самих) уровней развития, в том числе и новых секторов экономики. Это видно на примере резко возросшей дифференциации доходов жителей разных стран. Так, если в 1960 г. доходы 20% богатого населения мира превышали доходы 20% бедного в 30 раз, то сейчас - в 82 раза [5]. Сегодня на долю 20% богатых стран мира приходится 86% мирового ВВП, 82% мирового экспорта и 93% пользователей Интернета.
Знание - генерирующий источник социально-экономического развития стран. Таким образом, экономическое развитие национального хозяйства в условиях экономики, основанной на знаниях, не лишено определенных противоречий, являющихся движущей силой этого развития. Это отражается во многих важных аспектах:
1. Знание необходимо для поиска альтернатив, связанных с ре-сурсообеспечением стран.
Так, страны, обладающие скудными природными ресурсами, активно занимаются ресурсосберегающими технологиями (Япония), используют альтернативные источники энергии (энергию солнца, приливов и отливов, термальных источников). Страны, обладающие достаточными сырьевыми ресурсами, могут также иметь альтернативы в их использовании - экспортировать (Россия) или консервировать и использовать ресурсы других стран (США).
Поиск альтернатив традиционным (ограниченным) ресурсам заставляет страны переходить к тем из них, которые можно в той или иной мере восполнять или которые в большей степени возобновляемы и воспроизводимы, как, например, информация и знания. Примером может служить Япония, сделавшая ставку на высокие технологии и интеллектуализацию техники. Это страна создала первых роботов, играющих в шахматы, ухаживающих за детьми и престарелыми, роботов-игрушек, а также сложные компьютерные разработки, программы и многофункциональные телекоммуникационные средства.
2. Знания необходимы для выбора и обоснования вектора стратегического развития экономики страны.
Данное утверждение - отнюдь не аксиома. Дело в том, что движение экономики связано с бифуркациями, представляющими собой скачок параметров системы после критического расхождения траекторий развития, и с флуктуациями - отклонениями параметров системы от состояния компенсированной и некомпенсированной устойчивости.
Графически это показано на рисунке. График иллюстрирует наличие различных траекторий движения в точках бифуркации (О, О1) и различного рода флуктуации (кривые ОВ1, ОВ2). Это свидетельствует о том, что в экономическом развитии любой страны всегда достигается некое критическое состояние, выход из которого связан с изменением основных параметров развития системы - ее институциональной основы, механизма государственного регулирования, деятельности рыночных субъектов. Вариантов таких изменений может быть несколько. Например, усиление или либерализация госрегулирования косвенными или прямыми методами.
Выбор того или иного вектора развития в данной критической точке - достаточно ответственное и серьезное действие, предполагаю-
щее взвешенный подход со стороны многих субъектов (государства, общественных и политических организаций, бизнеса, представителей работников, занятых в различных сферах национальной экономики). В этой сложной ситуации знания, прежде всего гуманитарные, научные, определяют объективность и результативность выбора.
3. Знания необходимы для поиска различных комбинаций факторов производства и нахождения наиболее оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количество продукции и услуг.
Эту задачу решают и фирмы, и регионы, и субъекты, персонифицирующие национальную экономику в целом. Применение знаний должно основываться на современных информационных технологиях. Так, по экспертным оценкам, в нефтедобыче специалист находит оптимальное место бурения с вероятностью 40%, а специалист, использующий автоматизированные системы и работающий с математическими моделями месторождений, - с вероятностью 60%.
Знания помогают при дефиците отдельного фактора производства найти более эффективные способы его использования или заменить его другими, искусственными и более дешевыми ресурсами, а также рассчитать затраты.
4. Знания являются источником инноваций, без которых экономический прогресс невозможен.
Эти инновации могут относиться к различным сферам деятельности субъекта и быть связаны с созданием новых технологий, техники, новых видов товаров и услуг, например, образовательные инновации, инновации механизмов регулирования.
ВВП а
—►
Время
Рис. Бифуркации и флуктуации в развитии экономики: точки О, О1 - точки бифуркации; ОВ1О1, ОВ2О1 - отклонения от равновесного состояния (вектор ОВ), т. е. флуктуации
На основании вышесказанного можно выделить основополагающие положения:
1) глобализация - это современный, объективный и необратимый процесс, присущий постиндустриальному обществу, этап длительного исторического процесса интернационализации рынка и производства, который проходит через все и внутри каждой цивилизации;
2) процесс глобализации - это реальный факт современной эпохи, который требует познания и приспособления;
3) глобализация - это определенная философия и идеология для всего мира, а также миф о том, что всемерно интегрированный рынок служит общественному благу, формирует глобальную мораль и моральную ответственность.
При сохранении и усилении тенденций поляризации стран по уровню развития и использования интеллектуальных ресурсов возникает опасность монополизации отдельными странами глобального рынка данных ресурсов и превращения других стран не только в технологически отсталые государства, но и в интеллектуально периферийные. Это чревато разными последствиями, в том числе и усилением глобальной социально-экономической напряженности. Периферийные страны могут превратиться в своеобразные резервуары опасных для цивилизации научных изысканий и полигонов для их апробаций.
В заключение следует отметить, что интеллектуальная собственность как институт в условиях глобализации приобретает ключевую роль в социально-экономической дифференциации стран, а значит, и в их развитии. Полагаем, что система хозяйствования, основанная на знаниях и инновациях, способна обеспечить устойчивое развитие экономики страны.
Список литературы
1. Иванченко В. Информационные технологии и система управления // Экономист. - 2004. - № 4.
2. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М. : Мысль, 2003.
3. Robertson R. Globalization. - London : Sage, 1992.
4. Sibert H, Klodt H. Towards Global Competitions: Catalyst and Constraints. - Kiel, 1998.
5. Fabre T. Eluson Exclus: Comment la Mondialisation Coupe le Monde en Deux // Expansion. - 2000. - N 612.