ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ _ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М, КИРОВА_
Том 212 1971
ВЛИЯНИЕ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА, ЗАПОЛНЕННЫХ ЖИДКИМ ДИЭЛЕКТРИКОМ, НА ПОТЕРИ
ТРЕНИЯ
В. П. Морозкин
(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин
и общей электротехники)
Возникновение ряда областей применения машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, требует оценки их энергетических показателей и обоснования выбора главных размеров. Особенностью работы таких машин является значительный рост механических потерь трения при вращении якоря в жидкости. Если в погружных электродвигателях переменного тока эти потери можно уменьшить увеличением отношения длины ротора к диаметру, то в машинах постоянного тока этот
1
путь ограничивается с ростом соотношения-— ухудшением коммутации. Поэтому при проектировании таких машин необходимо учитывать влияние геометрии якоря на потери трения. Рассмотрим эти потери. Все механические потери машины можно разбить на две части: — потери трения боковых поверхностей якоря и коллектора — это потери дискового трения;
: — потери трения цилиндрических поверхностей якоря и коллектора. Потери трения боковых поверхностей якоря и коллектора можно считать равными потерям трения диска диаметром, равным диаметру якоря. Мощность дискового трения на обеих сторонах диска равна (1):
Р = 9,81 • См • р ■ • И5, (вт\ (1)
где
См — коэффициент момента трения, И —радиус якоря, м,
1
со —угловая скорость якоря.--,
с&к>
кг
р —плотность жидкости. -г .
г ' мг
Коэффициент трения См является функцией числа Рейнольдса (Ие),
ю *
равного для вращающегося дискаКс == ---, где V — кинематическим
коэффициент вязкости жидкости диэлектрика.
Для режимов течения, соответствующих (104<Ие< 108), коэффициент равен
См - 0,932(1§Ке)~2'58. (2)
Формула (2) для удобства расчетов нами выражена явной зависимостью ■См от Ие с достаточной точностью:
0Л39
Ие(
Р __ и, юс; /гчч
^М ~ г» 19 ' Vе5/
Подставляя значение См в (1) и выражая Ке через п, В, получим для мощности дискового трения
Р - 2.82 ■ Ю"14 • р ■ п2'81 ■ О4'62 • V «.и (4)
об
где п — скорость вращения, *
О — диаметр диска, .м2
V — вязкость,
сек
Потери трения вращающихся цилиндрических частей якоря и коллектора составляют основную часть потерь трения, поэтому рассмотрим более подробно методику определения этих потерь.
При вращении кругового цилиндра в вязкой несжимаемой среде напряжение трения т на поверхности цилиндра может быть выражено, как и для случая осесимметричного течения жидкости, в виде [3]:
(IV V \ (1
г
(1г г } 1 с1г
Ж- <5>
где и — динамическая вязкость жидкости,
у — окружная скорость элемента с!г жидкости. В более общем случае уравнение (5) можно записать в виде [1]:
-Г——ад- <6>
где е — кинематический коэффициент турбулентной вязкости. Уравнение (6) в приведенном виде не может иметь практического значения, так как неизвестен закон распределения скоростей вблизи цилиндров.
Многочисленными опытными данными установлено [1], что характер течения в пристеночных областях вблизи цилиндров сходен с характером распределения скоростей в ламинарном подслое на поверхности плоской пластины. Поэтому задача определения напряжения трения на поверхности цилиндра сводится к определению градиента скорости в ламинарном пограничном слое. Эта задача решена для случая турбулентного движения в трубах, и получены все закономерности связи касательных напряжений с профилем скоростей в трубе. Касательное напряжение у стенки трубы в турбулентном потоке получено в виде [2]:
= ■ Р • (7)
где
К — коэффициент сопротивления при турбулентном движении жидкости в трубах, \с]> — средняя по сечению скорость потока. Коэффициент К является функцией числа Ие:
а) для ламинарного движения (Не<Некр)
б) для турбулентного движения (формула Никурадзе)
(1?е1ф<Ке<107)
л = 0-0032 +
0,221
КеО,2й7
(9)
Число Ие для цилиндрической поверхности активной части якоря равно
V 2о о) • г • о
Ие
(Ю)
где 6 — зазор между полюсом и якорем.
Мощность трения цилиндрических поверхностей определяется по формуле
Р—9,81 -о)-М = 9,81 -Т0-2ЯГ2- /■© (вт). (11)
Ма основании соотношений (7-М1) мощность потерь активной части определяется:
а) для ламинарного режима
Р = 8,45-10-в-р-В3-/.п2-у-б-1 (вт), (12)
б) для турбулентного режима
Р=4,42* 10~17'Р'/-п3-В4+5,55-Ю"14-^- /0 . п2-75 • Э3'763 - ^°'237 • о"а237 епи
(13)
Для лобовых частей якоря потери трения можно определить по (13) как для активной части якоря, введя эквивалентный зазор бэ между лобовыми частями и элементами станины (рис. 1). Поверхность коллекто-
Рис. 1. Эскиз машины
ра с коллекторными канавками представляет собой шероховатую поверхность с относительной шероховатостью, равной
к
Д =
Кк '
(14)
где к — глубина коллекторных канавок,
Ик— радиус коллектора. В этом случае коэффициент сопротивления к не зависит от числа Ие и определяется по формуле (15), [2]:
1
к к
к
1,74-У
(15)
а мощность трения в соответствии с (11) и (15): Р = 1,38 • Ю-14 • р • -
ЭК4 • I ■ п3
Ел к
1.74
,{вт),
(16)
Для выражения суммы потерь трения в функции главных размеров машины введем следующие общепринятые для машин размерности согласно рис." 1:
0 —диаметр якоря и лобовых частей, см,
1 —длина якоря, см,
к-/ г —общая длинна лобовых частей, см,
с-О, гп • / — диаметр и длина коллектора, см,
п —скорость вращения якоря (об/мин),
й, бз —зазоры, см.
Введя вышеуказанные размерности и сложив потери отдельных частей, получим зависимость общих потерь трения от главных размеров машины и свойств жидкого диэлектрика для турбулентного режима течений в виде:
Р, - Ю-14 • р • Б3-5 • I • п2-75 • 7°'2[2,82 - п0-08 • Э1Л • /-1 • у-»-01 + ■ 4.42 10~3 • п0'25 • Э0'5 • f к) + 5,55 • п0'013 • О0-263 • ^з?
8 \п'22\ , 1,38 • Э0'5 ■ п0'25
/ 3 \ 0.227 8-^(1 )
+ 1,74
с4 • ш • V" о.2
Хвт).
(17)
Следует ятметить, что формула (17) справедлива только в том случае, если.вс? вращающиеся поверхности являются гидродинамическими гладкими. т. е. шероховатость поверхностей менее толщины ламинарного пограничного слоя, которая обычно составляет десятые доли миллиметра. Увеличение шероховатости поверхностей приводит к росту потерь трения, при этом коэффициент сопротивления К, как и для коллектора, перестает зависеть от числа Рейнольдса и определяется только шероховатостью поверхностей. (15). В формуле (17) выражение, заключенное з скобки, имеет слабую зависимость от параметров машины, в частности, при вязкости жидкого диэлектрика Ю-6*-;-20-10~6 м2/сек для машин с диаметром якоря от 10 до 50 см в диапазоне скоростей п = 1000^4000 об/мин оно находится в пределах (40±4). Обозначив это выражение символом б и считая для машин постоянного тока
О2 • / • п • а . А • В
Рэ =--, . 1(у-- > [*т) (18)
получим формулу относительных пртерь трения якоря машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком:
АР Р2 д 6Л • Ю-6 • р • О1'5 - п1'75 • э • V0-2
-р- = "РГ^ = ^--' (19)
где а. —коэффициент полюсного перекрытия,
А —линейная нагрузка, а/см.,
— индукция в воздушном зазоре, гс. Как следует из (19), относительные потери трения якоря при прочих равных условиях уменьшаются с ростом электромагнитных нагрузок машины, поэтому максимум к.п.д. машин постоянного тока при работе в среде жидкого диэлектрика смещается в сторону больших нагрузок. На рис. 2 приведена зависимость к.п.д. реальной машины от нагрузки, снятая при работе на воздухе и в, керосине (при температуре керосина + 20° С). На воздухе максимум к.п.д находится при Р = 9,5 кет (А--260 а/см), в керосине — при Р—13 кет (А = 385 а/см).
А-г
Л 'Г>
СМ
600
600
400
200
о
*
ОА Ц Л
\ \
0.6 2
у
0 Л «V
1 2^
// о,г
12
2
6 к8гл
Рис. 2. Зависимость к. п. д. машины от мощности и линейной нагрузки. 1 — на воздухе, 2 — в керосине
Выводы
1. Относительные потери трения машин постоянного тока, заполненных жидким диэлектриком, возрастают с ростом вязкости жидкого диэлектрика, а также диаметра якоря и скорости вращения, т. е. мощности машины.
2. Максимум к.п.д. таких машин смещается в сторону больших электромагнитных нагрузок.
3. Для уменьшения потерь трения необходимо выбирать соотноше-!
ние ц- максимально возможным по условиям коммутации и все вращающиеся поверхности выполнять гидродинамически гладкими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. А. Д о р ф м а н. Гидродинамическое сопротивление и теплоотдача вращающихся тел. Физматгиз, 1960.
2. И. Л. П о в х. Техническая гидромеханика. «Машиностроение», 1964.
3. П. Г. Л о й ц я н с к и й. Ламинарный пограничный слой. М., Физматгиз, 1962.