ВЛИЯНИЕ ГИПОБАРИЧЕСКОЙ БАРОКАМЕРНОЙ ГИПОКСИИ НА УРОВЕНЬ МОЧЕВОЙ КИСЛОТЫ И ЛЕПТИНА У ЛИЦ С ДИСЛИПОПРОТЕИНЕМИЯМИ
Гирина Л.В., Лебедева Е.Н.
ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», кафедра биохимии, г. Оренбург, Россия
Нарушения пуринового обмена носят проатерогенный характер, следовательно, бессимптомную гиперурикемию, можно рассматривать как независимый и модифицируемый фактор риска сердечнососудистой заболеваемости (ССЗ). Аналогично в последние годы оценивается вклад в развитие ССЗ ожирения и секретируемых жировой тканью гормонов, прежде всего лептина. Следовательно, коррекция гиперурикемии и гиперлептинемии является одним из перспективных направлений профилактической кардиологии.
Цель исследования: оценить эффективность метода адаптации к периодической гипобарической гипоксии (АПГГ) для коррекции атерогенных сдвигов сыворотки крови у лиц с гиперлептинемией и нарушением пуринового обмена при дислипопротеинемиях(ДЛП).
Обследовано 34 мужчины(12 были практически здоровы, а 22 составили группу с установленной ДЛП), которым проводился курс АПГГ, состоящий из 22 трехчасовых сеансов на высоте 3500 м, проводимых ежедневно в барокамере пониженного давления «Урал-1». Первые сеансы проводились с постепенным увеличением высоты, начиная с 1000 м и далее, прибавляя ежедневно по 500 м до достижения максимальной высоты (3500 м). Скорость «подъема» и «спуска» составляла 2-3 м/с. Лабораторные исследования проводились у больных до и сразу после завершения курса адаптации. Забор венозной крови с ЭДТА (1мг/мл) для проведения биохимических исследований осуществлялся в утренние часы, натощак. О выраженности ДЛП судили по содержанию в сыворотке крови общего холестерола (ОХС), триглицеридов (ТГ), холестерола липопротеинов высокой плотности (ХС ЛВП), определяемых ферментативным способом на автоматическом биохимическом анализаторе «Cobas integra 400 plus» (Швейцария-Германия). Содержание апоА-I, апоВ, апоС-III и апоЕ определяли по реакции преципитации со специфической антисывороткой турбодиметрическим методом. Уровень лептина определяли методом иммуноферментного анализа с помощью набора фирмы DRG (США) Концентрацию МК определяли ферментативным колориметрическим методом с помощью диагностического набора фирмы «Вектор-Бест» (Россия). Статистическую обработку результатов проводили с помощью прикладных пакетов статистических программ Statistica.
Месячный курс АПБГ сопровождался положительной динамикой показателей липидного обмена как в опытной, так и в контрольной группах. Наблюдалось снижение содержания ТГ, ХС ЛОНП и ХС ЛНП с одновременным возрастанием ХС ЛВП что подтверждает доказанный раннее антиатерогенный эффект АПГГ. Данные об апопротеиновом спектре крови представлены в таблице.
АПОЛИПОПРОТ ЕИНЫ ОПЫТНАЯ ГРУППА^ = 22) КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА^ = 12)
до курса ПГГ после ПГГ до курса ПГГ после ПГГ
апоА-I, г/л 1,32 ±0,26 1,41 ±0,18 1,36 ±0,19 1,27 ±0,19*
апоВ, г/л 1,1 ±0,33 1,03 ±0,29 1,03 ±0,5 1,01 ±0,33
апоВ/апоА-I, у.е. 0,89 ±0,42 0,74 ±0,24 * 0,74 ±0,3 0,79 ±0,01
апоЕ, мг/дл 2,7 ±1,81 3,25 ±1,15* 2,21 ± 0,14 2,15 ±0,1
апоС-Ш, мг/дл 17,51 ± 8,89 13,65 ± 5,39 * 17,33 ± 6,06 16,78 ±6,49
*- различия статистически значимы Выявлено, что у лиц с атерогенными дислипидемиями наблюдается повышение апоВ, апоЕ и апо-СШ на фоне снижения апоА1 по сравнению с контрольной группой. Также при ДЛП наблюдается тенденция к повышению концентрации МК в крови на фоне развивающейся гиперлептинемии.Установленное повышение уровня апо- В и апо-Е у лиц основной группы объясняется их способностью связывать и повышать растворимость уратов. При этом обнаружена прямая корреляция между уровнем МК и ТГ (г = 0,5; р<0,05), и обратная зависимость с аполипопротеинами А и Е. После проведения курса АПГГ содержание МК снизилось на 18%, что коррелировало с понижением уровня лептина на 20%.
Курс АПГГ не только нормализует липидный обмен, но и уменьшает выраженность проатерогенных факторов - гиперлептинемии и гиперурикемии.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и
образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012