УДК: 338.48
Шмыткова Анна Валериевна
Преподаватель Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Чечётенко Юлия Сергеевна
Студентка Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В XXI ВЕКЕ
В статье рассмотрены ведущие туристские дестинации Ближнего Востока. Проанализировано влияние геополитических факторов на развитие туризма в регионе. Обозначена зависимость туристских прибытий и доходов от геополитической обстановки. Отмечен динамичный рост туризма в странах региона в период 2000-2010 гг. и спад в 2011 г. на фоне событий «Арабской весны». Выявлено влияние террористических актов на развитие туризма на Ближнем Востоке. Особое внимание уделено Египту, как ведущей туристской дестинации региона. Обозначена роль войн и конфликтов в уничтожении туристских ресурсов на Ближнем Востоке.
Ключевые слова: Ближний Восток, геополитическая обстановка, международный туризм, туристские прибытия, доходы от туризма
JEL classification code: L 910, L 920
Для цитирования:
Шмыткова А. В., Чечётенко Ю. С. Влияние геополитической обстановки на развитие туризма на ближнем востоке в XXI веке // Крымский научный вестник. № 2-3(14-15). С. 57-65.
Anna Shmytkova
lecturer, Higher School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Yulia Chechetenko
student, Higher School of Business, Southern Federal University, Rostov-on-Don
57
THE IMPACT OF GEOPOLITICAL ENVIRONMENT ON TOURISM
DEVELOPMENT IN THE MIDDLE EAST IN THE XXI CENTURY
The main tourist destinations of the Middle East are indicated. The impact of geopolitical factors on tourism development in the region is identified. The dependence of tourist arrivals and tourism receipts on the geopolitical environment is revealed. The dynamic growth of tourism in the region during 2000-2010 and the decline in 2011 against the backdrop of the events of the «Arab Spring» were noted. The influence of terrorist acts on the development of tourism in the Middle East has been revealed. Particular attention was given to Egypt as the leading tourist destination of the region. The role of wars and conflicts in the destruction of tourist resources in the Middle East is indicated.
Keywords: Middle East, geopolitical environment, international tourism, tourist arrivals, tourism receipts
JEL classification code: L 910, L 920
Термин «Ближний Восток» Всемирная туристская организация применяет для обозначения региона, который простирается от Атлантического океана на западе до Персидского залива на востоке и включает в себя страны «Плодородного полумесяца» (Ирак, Сирия, Ливан, Иордания и Палестина), государства Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, Йемен, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман) и страны Северной Африки (Египет и Ливия).
Страны Ближнего Востока концентрируют достаточно весомую часть экономического потенциала современного мира — около 6,6 трлн ВВП, что составляет 5,7% от общемирового показателя [2]. Вместе с тем государства Ближнего Востока заметно различаются по уровню социально-экономического развития. Ведущие по экономическому и демографическому потенциалу — Саудовская Аравия, Иран и Египет вместе концентрируют 63% ВВП и 63% населения (доля от соответствующих суммарных величин по всем государствам региона).
Разрыв между Саудовской Аравией и Сирией по объему ВВП достигает 30 раз, а соответствующему показателю на душу населения между Катаром и Йеменом — 50 раз. Катар занимает первое место в мире по ВВП на душу населения, который в 2015 г. составил 134 тыс. долл. США [2].
В структуре ВВП большинства государств региона преобладает сфера услуг, в то же время промышленное производство имеет высокий удельный вес в ВВП Саудовской Аравии, Омана, Ирака, ОАЭ, Ирана и доминирует в структуре ВВП нефтедобывающих государств Катара и Кувейта (таблица 1).
Сервизация экономики — одно из перспективных направлений экономического развития в странах Ближнего Востока. Диверсификация национальных экономик и ослабление их зависимости от внешних, подверженных сильному влиянию политической и хозяйственной конъюнктуры, факторов во многом связаны с развитием туризма в регионе.
Таблица 1 — Некоторые экономические показатели государств
Ближнего Востока в 2015 г.
ВВП по ВВП на душу Доля сферы Доходы от
Страны ИПС, населения, услуг в туризма,
млрд долл. США тыс. долл. США структуре ВВП, % млрд долл. США
Бахрейн 65,0 50,2 65,9 -
Египет 1064 12,0 52,9 6,065
Ливан 84,3 18,5 69,4 6,857
Ливия 94,0 14,9 54,9 -
Иордания 83,9 11,0 66,2 4,065
Ирак 541,0 15,4 49,3 -
Иран 1397,0 17,6 51,0 -
Йемен 76,7 2,7 67,5 -
Катар 325,9 134,6 48,8 5,035
Кувейт 293,7 71,5 40,0 0,499
ОАЭ 652,4 68,1 54,7 16,038
Оман 170,0 44,3 52,9 1,540
Саудовская Аравия 1711,0 54,5 54,7 10,130
Сирия 55,8 2,9 61,5 -
Составлено авторами по [2]
В начале XXI в. регион Ближнего Востока представляет собой один из наиболее динамично развивающихся туристических центров мира. За прошедшие 15 лет число международных туристских прибытий в регион возросло в 2,3 раза с 23 млн чел. в 2000 г. до 53 млн чел в 2015 г., а доходы от международного туризма увеличились с 12 до 54 млрд долл. США.
Регион Ближнего Востока обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом и характеризуется большим многообразием туристских потоков
Ближний Восток известен как «колыбель цивилизаций». Долина Нила в Египте и Тигра и Евфрата в Ираке были местами существования цивилизаций прошлого: древнего Египта и Месопотамии. Именно здесь возникла городская жизнь и централизованные формы политической организации. Ближний Восток также является родиной трех основных монотеистических религий мира: иудаизма, христианства и ислама.
Страны Ближнего Востока обладают исключительным культурным достоянием, светским и религиозным, имеющим огромное значение для каждой страны и для всего человечества. В регионе находятся 62 объекта, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, 22 из которых расположены на территории Ирана. В государствах Ближнего Востока сохранилось большое количество культурно-исторических комплексов, таких как Петра в Иордании, Пальмира в Сирии, Вавилон в Ираке и Баальбек в Ливане.
Основу рекреационных ресурсов Ближнего Востока составляют прибрежные районы Средиземного и Красного морей, а также Персидского залива. Иордания является центром медицинского туризма, побережье Мертвого моря ежегодно в оздоровительных целях посещают тысячи туристов.
Палестина и Саудовская Аравия — ведущие дестинации религиозного туризма. В Саудовской Аравии главные центры паломничества — священные города Мекку и Медину ежегодно посещают миллионы мусульман во время Хаджа. Саудовская Аравия демонстрирует невероятные темпы роста туризма, увеличив приток туристок с 10,8 млн в 2010 г. до 18 млн в 2015 г. Страна является
лидером по туристским прибытиям в регионе, а по доходам от международного туризма уступает только ОАЭ [1].
Говоря о динамичном развитии международного туризма на Ближнем Востоке важно отметить зависимость темпов роста туристских прибытий в страны региона от геополитической ситуации.
Самые высокие показатели развития туризма на Ближнем Востоке были характерны для 2010 г., когда регион посетило более 60 млн. человек, а доход от туризма составил 50 млрд долл. США (рисунок 1). Лидерами въездного туризма в регионе стали Египет, Саудовская Аравия, Сирия и ОАЭ (рисунок 2).
в регионе Ближнего Востока. Составлено авторами по [1]
Переломным моментом в развитии туризма на Ближнем Востоке стал 2011 г., когда в результате народных восстаний, получивших название «Арабская весна», регион потерял около 5 млн туристов и 6 млрд долл США. В 2011 г. начались гражданские войны в Сирии и Ливии, произошли перевороты в Египте и Йемене, гражданское восстание в Бахрейне, массовые протесты в Ираке, Иордании, Омане и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Саудовской Аравии.
Политическая нестабильность в странах региона ведёт к возникновению угрозы личной безопасности туристов. Страны могут обладать развитой туристской инфраструктурой, уникальными туристскими ресурсами, но военные конфликты в короткое время могут уничтожить всю индустрию туризма. Так произошло в Сирии, которую до начала гражданской войны посещало 8,5 млн туристов, а доходы от туризма составляли 6 млрд долл США.
Рис. 2 — Международные туристские прибытия и доходы от туризма в государствах Ближнего Востока в 2010 г. Составлено авторами по [1]
Остается нестабильной политическая ситуация в ведущем туристском центре региона — Египте. С 2010 г. по 2015 г. туристский поток в Египет сократился на 5 млн чел, или на 55%, а доходы от туризма на 6,5 млрд долл. США или 52% [1]. В 2011 г. массовые народные волнения повлекли за собой падение
режима президента Мубарака. Больше всего пострадал туристский сектор Каира, который стал центром массовых народных выступлений, также снизился поток туристов на курортах Луксора и Асуана. Летом 2013 г. в ходе военного переворота погибло более 600 человек.
Периодически на территории Египта происходят террористические акты, вспышки насилия и религиозного экстремизма. Так, в 1997 г. 58 туристов были убиты рядом с храмом в Дейр эль-Бахри в Луксоре членами исламской террористической организации. В январе 2011 г. произошел взрыв около коптской церкви Святых в Александрии, а в 2016 г. — взрыв внутри коптского собора в Каире. В 2016 г. в Хургаде было совершено нападение на отель, в результате которого пострадали 3 туриста из Австрии и Швеции. В апреле 2017 г. серия скоординированных террористических актов произошла в коптском и православном храмах в египетских городах Танта и Александрия, жертвами которого стали 45 человек.
Ударом по туристской отрасли Египта стало закрытие авиасообщения с Россией и Великобританией после теракта на борту самолета Airbus 321 над Синайским полуостровом в 2015 г. В предшествующий год курорты Египта посетили 3 млн россиян и 1 млн британцев, а всего туристские прибытия составили 9,6 млн человек. Потеря 40% российских и британских туристов нанесла серьезный ущерб туристской отрасли Египта и всей экономике страны в целом. Министр туризма Египта Хишам Зазу отметил, что уход туристов из России и Великобритании стоил Египту 300 млн долларов каждый месяц [3].
Для преодоления последствий народных восстаний и террористических актов и возвращения туристов в регион правительство стран предпринимает различные меры. Так, после окончания волнений Арабской весны Египет запустил рекламные кампании, использовав конфликт в новых слоганах — «Добро пожаловать в страну мирной революции» и «Тахрир — площадь, которая потрясла мир». Кроме того, были существенно снижены цены на проживание в египетских отелях.
После теракта над Синаем была запущена обширная туристская рекламная кампания с использованием в социальных сетях хештега #ThisIsEgypt (#ЭтоЕгипет). Министерство транспорта Египта вместе с национальным перевозчиком Egypt Air организовали кампанию, названную «1 млн туристов в Шарм-эль-Шейхе». Во втором по величине городе Саудовской Аравии Джидда была организована презентация курорта Шарм-эль-Шейх и отмечено, что туристы из Саудовской Аравии смогут сыграть главную роль в возрождении туризма на египетских курортах.
Региональные войны не только препятствуют развитию туризма, но и способствуют истреблению туристских ресурсов стран. В 2015 г. боевиками Исламского государства были разрушены античные храмы Бэла и Баалшамина, триумфальная арка, статуя льва Аллат, три погребальных башни в Пальмире. Также в 2015 г. были уничтожены музейные экспонаты и руины объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — Нимруда и Хатры в Ираке, а 2016 г. боевики разрушили двухтысячелетний памятник архитектуры «Врата бога» близ иракского города Мосул. Под угрозой уничтожения находятся ливийские античные города: Кирена, Лептис-Магна, Сабрафа и Гадамес, а также наскальные изображения в горном массиве Тадрарт-Акакус. Исторический центр Саны и Шибама значительно разрушены в связи с вооруженным конфликтом в Йемене.
Перспективы развития туризма на Ближнем Востоке зависят от мира и стабильности, существует высокий отложенный спрос на туризм в регионе, который будет высвобождаться по мере восстановления доверия туристов. Согласно прогнозам ЮНВТО, к 2030 г. число туристских прибытий на Ближний Восток может достичь 149 млн, что принесет выгоды как признанным, так и формирующимся туристским дестинациям.
Литература
1. Официальный сайт Всемирной туристской организации. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.unwto.org/ru (дата обращения 12.04.2017)
2. Всемирная книга фактов ЦРУ. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. cia. gov/Hbrary/publications/the-world-factbook/ (дата обращения 05.04.2017)
3. Трегубова Е. Страна убытков. Сколько Египет потерял из-за ухода российских туристов. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. aif. ru/money/economy/strana_ubytkov_skolko_egipet_poteryal_iz-za_uhoda_rossiyskih_turistov (дата обращения 20.04.2017)
4. Al-mulali U. et al. Estimating the tourism-led growth hypothesis: A case study of the Middle East countries //Anatolia. — 2014. — Т. 25. — №. 2. — С. 290-298.
5. Prayag G., Hosany S. When Middle East meets West: Understanding the motives and perceptions of young tourists from United Arab Emirates //Tourism Management. — 2014. — Т. 40. — С. 35-45.
6. Riasi A., Pourmiri S. Examples of Unsustainable Tourism in Middle East //Environmental Management and Sustainable Development. — 2016. — Т. 5. — №. 1. — С. 69-85.
References
1. Oficial'nyj sajt Vsemirnoj turistskoj organizacii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www2.unwto.org/ru (In Russian)
2. Vsemirnaja kniga faktov CRU. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ (In Russian)
3. Tregubova E. Strana ubytkov. Skol'ko Egipet poterjal iz-za uhoda rossijskih turistov. [Jelektronnyj resurs]. URL: http: //www.aif.ru/money/economy/strana_ubytkov_skolko_egipet_poteryal_iz-za_uhoda_rossiyskih_turistov (In Russian)
4. Al-mulali U. et al. Estimating the tourism-led growth hypothesis: A case study of the Middle East countries //Anatolia. — 2014. — T. 25. — №. 2. — S. 290-298.
5. Prayag G., Hosany S. When Middle East meets West: Understanding the motives and perceptions of young tourists from United Arab Emirates //Tourism Management. — 2014. — T. 40. — S. 35-45.
6. Riasi A., Pourmiri S. Examples of Unsustainable Tourism in Middle East //Environmental Management and Sustainable Development. — 2016. — T. 5. — №2 1. — S. 69-85.