Научная статья на тему 'Влияние геометрических размеров паяного нахлесточного соединения на его напряженно-деформированное состояние'

Влияние геометрических размеров паяного нахлесточного соединения на его напряженно-деформированное состояние Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
132
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЯНОЕ СОЕДИНЕНИЕ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / НАХЛЕСТКА / МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / BEARING CAPACITY / FINITE ELEMENT METHOD / STRESS DEFORMED STATE / SOLDERED JOINT / LAP

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шелег В. К., Цумарев Ю. А., Игнатова Е. В.

Приведены результаты анализа несущей способности паяных нахлесточных соединений деталей различной длины и толщины. Показано, что отличие в размерах соединяемых деталей оказывает заметное влияние на напряженно-деформированное состояние паяных нахлесточных соединений. Установлено, что происходит увеличение рабочих напряжений по краям нахлестки со стороны деталей с большей длиной и меньшей толщиной, что обусловлено действием изгибающего момента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LAP-SOLDERED JOINT GEOMETRICAL DIMENSIONS ON ITS STRESS DEFORMED STATE

The paper presents results of the analysis pertaining to lap-soldered joint bearing capacity of parts having various length and thickness. It has been shown that difference in dimensions of connected parts makes a pronounced effect on stress deformed state of lap-soldered joints. It has been determined that there is an increase in working stresses along the edges of a lap in parts with larger length and smaller thickness that is caused by action of a bending moment.

Текст научной работы на тему «Влияние геометрических размеров паяного нахлесточного соединения на его напряженно-деформированное состояние»

УДК 621.791.3

ВЛИЯНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ ПАЯНОГО НАХЛЕСТОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ НА ЕГО НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ

Докт. техн. наук, проф. ШЕЛЕГВ. К.1*, канд. техн. наук ЦУМАРЕВЮ. А.2>, инж. ИГНАТОВА Е. В.2>

1 Белорусский национальный технический университет, 2Белорусско-Российский университет, г. Могилев

E-mail: [email protected]

INFLUENCE OF LAP-SOLDERED JOINT GEOMETRICAL DIMENSIONS ON ITS STRESS DEFORMED STATE

SHELEG V. K.1', TSUMAREV Yu. A.2>, IHNATOVA E. V.2

1 Belarusian National Technical University, 2Belarusian-Russian University, Mogilev

Приведены результаты анализа несущей способности паяных нахлесточных соединений деталей различной длины и толщины. Показано, что отличие в размерах соединяемых деталей оказывает заметное влияние на напряженно-деформированное состояние паяных нахлесточных соединений. Установлено, что происходит увеличение рабочих напряжений по краям нахлестки со стороны деталей с большей длиной и меньшей толщиной, что обусловлено действием изгибающего момента.

Ключевые слова: паяное соединение, несущая способность, нахлестка, метод конечных элементов, напряженно-деформированное состояние.

Ил. 2. Табл. 1. Библиогр.: 5 назв.

The paper presents results of the analysis pertaining to lap-soldered joint bearing capacity of parts having various length and thickness. It has been shown that difference in dimensions of connected parts makes a pronounced effect on stress deformed state of lap-soldered joints. It has been determined that there is an increase in working stresses along the edges of a lap in parts with larger length and smaller thickness that is caused by action of a bending moment.

Keywords: soldered joint, bearing capacity, lap, finite element method, stress deformed state.

Fig. 2. Tab. 1. Ref.: 5 titles.

Нахлесточные соединения - наиболее часто применяемые в практике пайки типы соединений. Основной причиной этого являются их простота и возможность регулирования уровня прочности путем изменения величины нахлестки. Вопросам прочности нахлесточных паяных соединений был посвящен ряд работ [1-3], однако все они относятся к соединениям одинаковых деталей. Возможность соединения заготовок, отличающихся своей толщиной, - одно из преимуществ пайки [4]. Очевидно также, что длина соединяемых деталей может быть различной. Данные отличия в размерах соединяемых деталей могут оказать заметное влияние на напряженно-деформированное состояние соединения. Поэтому исследование такого влияния - актуальная задача.

Рассмотрим расчетную схему паяного нахле-сточного соединения одинаковых деталей, показанную на рис. 1. Для того чтобы расчетная схема соответствовала принципу статического равновесия, в ней нагружающие силы Р направлены по одной прямой, а линия их действия проходит через середину нахлестки (и соответственно через середину паяного шва). Для картины распределения рабочих напряжений в таком паяном соединении характерно наличие концентрации напряжений у краев паяного шва, а также в основном металле на участках, прилегающих к данным краям [2]. При этом величина максимальных напряжений у обоих краев одинакова. Если увеличить толщину одной из соединяемых деталей, то заданные силы Р будут направлены уже не по линии АB, а по прямой АB', лежащей

Наука итехника, № 2, 2014

несколько ниже. Следовательно, линия действия силы Р пройдет еще дальше от продольной оси симметрии более тонкого из соединяемых листов. Соответственно возрастет изгибающий момент и увеличатся нормальные напряжения, обусловленные этим моментом.

Кроме того, упомянутая линия действия обеих заданных сил отклонится от центра тяжести сечения, состоящего в зоне нахлестки из двух спаянных пластин. Поэтому область нахлестки будет испытывать влияние изгиба, который отсутствовал при одинаковой толщине соединяемых элементов. Все эти обстоятельства, несомненно, окажут заметное влияние на напряженно-деформированное состояние паяного соединения. В частности, заметно увеличится уровень напряжений от изгиба в более тонкой (а значит, и более нагруженной) из соединяемых деталей.

Аналогичным образом положение линии АВ изменится при увеличении (АВ") либо уменьшении длины любой из соединяемых деталей (АВ'). Различие в их длинах также будет влиять на напряженно-деформированное состояние нахлесточного паяного соединения, увеличивая уровень напряжений в более длинной детали. Поэтому исследование влияния различий в геометрических размерах соединяемых деталей на распределение рабочих напряжений (а следовательно, и на несущую способность) в паяном нахлесточном соединении имеет большую практическую значимость. Целью данной работы является исследование зависимости напряженно-деформированного состояния от различия в размерах паяных нахлесточных соединяемых деталей.

Рассмотрим схему соединения деталей различной длины и толщины (рис. 1). Предположим, что соединяемые детали имеют разные толщины 8; и 82. Для определенности примем, что 82 > 8, а также 82 = Р8Ь Таким образом, различие в толщинах будем характеризовать коэффициентом р, который показывает, во сколько раз толщина детали 2 превышает толщину детали 1.

Далее введем коэффициент у, с помощью которого можно характеризовать различие в длинах соединяемых деталей. Таким образом, получим следующее соотношение: ах = уа2. При увеличении толщины одной из деталей в Р раз и изменении ее длины в у раз линия АС может пройти как ниже, так и выше своего первоначального положения АВ, соответствующего соединению деталей с одинаковыми геометрическими размерами. Это зависит от соотношения между коэффициентами р и у, которое, в конечном итоге, и определит характер напряженно-деформированного состояния соединения в целом.

Как следует из рис. 1, линия действия приложенных сил Р проходит на некотором расстоянии от центра тяжести сечения соединяемой детали 1, поэтому в этой детали образуется напряженное состояние внецентренного растяжения и возникает изгибающий момент, величина которого пропорциональна расстоянию от точки приложения силы до нейтральной оси. Максимальным изгибающий момент будет в сечении 1-1, где линия действия приложенной нагрузки проходит наиболее близко к краю пластины.

Рис. 1. Расчетная схема паяного нахлесточного соединения

Наука итехника, № 2, 2014

Максимальное значение суммарных напряжений, обусловленных изгибом и растяжением, определяется следующим образом:

^мах ^р + ^мах'

где а - растягивающие напряжения от продольной нагрузки; - максимальные напряжения, обусловленные изгибом.

Напряжения а определятся следующим

образом:

ар = NIF = P/(b 5j),

где N - продольная составляющая приложенной силы; F - площадь поперечного сечения детали; b - ее ширина.

Из-за малого угла наклона линии действия приложенной силы N ~ Р. Максимальные напряжения от изгибающего момента определятся [5]

М мах

— и

W

где Мимах = Ре - максимальное значение изгибающего момента; е - максимальное смещение линии действия приложенной нагрузки от центра тяжести соединяемой детали (рис. 1);

™ й812

Ш = —- - момент сопротивления прямоуголь-6

ного сечения детали 1.

На основании подобия треугольников можно записать следующее соотношение:

. Г51 , 5 2

а1:е = Ц + Ц, + а2): + ^ .

Из последнего выражения определяем е, а затем величину максимального изгибающего момента:

е = -

аi(5i +52) уа 2(5I +ß5i)

2(а1 + L + а2 ) 2(уа2 + LH + а2 )

Мmax = Ре =

и

уа 25t (1 + ß) Р

2(а2 + Lh +уа2 )'

(1)

Пользуясь формулой (1), определим величину изгибающего момента, которая соответствует соединению одинаковых деталей. Для этого подставляем в нее значения р = у = 1:

М =

2Ра2 5j

Ра251

уаА(1 + ß)P ____

2(а + L + уа) 2(2^ + lh ) 2а + Lh

По величине максимального изгибающего момента М^ах можно судить не только об уровне дополнительных рабочих напряжений, обусловленных внецентренным приложением рабочей нагрузки, но и о величине максимальных суммарных напряжений в паяном нахле-сточном соединении. Чтобы оценить влияние различия в размерах, введем коэффициент который показывает, во сколько раз изгибающий момент в соединении с различными размерами соединяемых деталей превышает значение изгибающего момента при соединении одинаковых деталей. Получим

л = -

Мимах = у(1 + ß)(2a2 + Lh ) М 2(а + LH +уа2 )

(2)

Пользуясь формулой (2), вычислим величину коэффициента ^ для различных значений Ьн, Р и у. Все расчеты сводим в табл. 1. Как следует из приведенных в табл. 1 данных, различие в геометрических размерах соединяемых деталей оказывает значительное влияние на величину максимального изгибающего момента в нахле-сточном паяном соединении. Соответствующим образом это различие влияет на величину максимальных суммарных напряжений в основном материале соединения. Это влияние отмечается тем, что увеличивается изгибающий момент в более тонкой и более длинной детали. Особенно заметно увеличение изгибающей нагрузки при одновременном повышении длины более тонкой детали и уменьшении ее толщины. При двукратном уменьшении толщины и одновременном двукратном увеличении длины одной из деталей максимальный изгибающий момент в опасном сечении возрастает примерно в два раза. При одновременном четырехкратном увеличении длины и уменьшении толщины максимальный изгибающий момент может возрасти в четыре и более раз.

Для снижения вредного влияния изгиба и соответствующего повышения прочности необходимо стремиться к уменьшению длины более тонкой из соединяемых деталей либо к увеличению толщины более длинной детали. Такой подход может обеспечить даже заметное

Наука итехника, № 2, 2014

уменьшение изгибающего момента в соединении деталей, отличающихся друг от друга своими размерами, по сравнению с паяным нахле-сточным соединением одинаковых деталей. Расчет по формуле (2) показывает, например, что при в = 2,00 и у = 0,30 значение коэффициента ^ = 0,66. То есть максимальный изгибающий момент становится в 1,5 раза меньшим, чем в соединении деталей одинаковых размеров.

Таблица 1

Влияние различия в размерах соединяемых деталей на величину коэффициента ^

Ввиду выявленного существенного влияния, которое оказывает различие в длинах соединяемых деталей на величину максимального изгибающего момента, авторами были проведены расчеты напряженно-деформированного состояния на основе конечно-элементных моделей и программы SOLID WORKS паяных соединений деталей с различным соотношением их длин и толщин. Результаты представлены на рис. 2, где показаны деформированные формы, а также распределение нормальных напряжений в продольном сечении паяных нахлесточ-ных соединений. Приведенные на рис. 2 результаты расчета также показали, что различие в геометрических размерах соединяемых деталей оказывает значительное влияние на напряженно-деформированное состояние паяных на-хлесточных соединений. Максимальные значения нормальных напряжений в опасном сечении нахлесточного соединения существенным образом возрастают при уменьшении толщины или увеличении длины одной из соединяемых деталей (с 44,1 до 56,5 МПа, т. е. в 1,28 раза). В соединении, показанном на рис. 2г, которое характеризуется одновременным увеличением толщины и длины одной из соединяемых деталей, отмечается снижение уровня максимальных нормальных напряжений по сравнению с их величиной в соединении одинаковых деталей с 44,1 до 33,4 МПа, т. е. в 1,32 раза.

Lh Y Значение коэффициента q при величине р

1 1,000 1,5000 2,000 2,500

0 2 1,333 2,0000 2,667 3,333

3 1,500 2,2500 3,000 3,750

4 1,600 2,4000 3,200 4,000

1 1,000 1,5000 2,000 2,500

0,1L 2 1,354 2,0320 2,710 3,390

3 1,540 2,2500 3,073 3,840

4 1,650 2,4700 3,294 4,120

1 1,000 1,5000 2,000 2,500

0,2L 2 1,375 2,0625 2,750 3,440

3 1,571 2,3600 3,143 3,930

4 1,690 2,5400 3,380 4,230

1 1,000 1,5000 2,000 2,500

0,3L 2 1,394 2,0900 2,790 3,480

3 1,605 2,4070 3,209 4,012

4 1,736 2,604 3,472 4,340

ß = 2, у = 1

44,1 13,5

13,5 44,1

SX(N/mmA2(MPa)) »45,6

3

35,3 25,0 14,0 4,3 -6,0 -16,4

ß = 2, у = 1

SX(N/mmA2(MPa)) 61,5

I

45,5 31,4 13,4 1,3

-10,7 -28,8

Рис. 2. Распределение напряжений в паяных нахлесточных соединениях деталей с различными геометрическими размерами (масштаб деформаций 100:1)

Наука итехника, № 2, 2014

а

б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание рис. 2

SX(N/mmA2(MPa))

Р = 1, у = 0,5

Р = 2, у

ш 60,6

■ 53,2

45,7

38,3

30,9

23,5

16,0

8,6

1,2

-6,3

-13,7

u -21,1

л -28,6

(MPa))

36,6

32,0

28,0

24,1

20,1

16,1

12,1

8,2

4,2

0,2

-3,7

-7,7

-11,7

Рис. 2. Окончание

в

г

В Ы В О Д Ы

1. Проведенные расчеты напряженного состояния паяных нахлесточных соединений показали, что различие в геометрических размерах соединяемых деталей оказывает значительное влияние на величину максимальных рабочих напряжений в соединении.

2. Установлено, что при соединении деталей, имеющих различную толщину, максимальные напряжения в опасном сечении более тонкой из соединяемых деталей увеличиваются по сравнению с их значением в аналогичном соединении деталей одинаковой толщины.

3. Показано, что при наличии разницы в длинах соединяемых деталей уровень максимальных рабочих напряжений в более длинной детали превышает значение максимальных напряжений в деталях одинаковой длины.

4. Установлено, что для снижения уровня максимальных рабочих напряжений необходимо стремиться к уменьшению длины более тонкой из соединяемых деталей, либо к увеличению толщины более длинной детали.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Томилин, О. В. Расчет напряженно-деформированного состояния паяного нахлесточного соединения методом конечных элементов / О. В. Томилин, Ю. А. Жу-

равлев, О. С. Киселев // Автоматическая сварка. - 1987. -№ 8. - С. 18-20.

2. Никитинский, А. М. Исследование прочности нахлесточных паяных соединений / А. М. Никитинский, Е. А. Герасимов, С. А. Пигалов // Сварочное производство. - 2005. - № 6. - С. 21-25.

3. Цумарев, Ю. А. Оценка прочности паяных соединений со скошенными кромками / Ю. А. Цумарев, Е. В. Игнатова, Е. Ю. Латыпова // Сварочное производство. - 2011. - № 11. - С. 34-38.

4. Лашко, С. В. Пайка металлов / С. В. Лашко, Н. Ф. Лашко. - М.: Машиностроение, 1988. - 376 с.

5. Феодосьев, В. И. Сопротивление материалов / В. И. Феодосьев. - М.: Наука. - 1970. - 595 с.

R E F E R E N C E S

1. Tomilin, O. V., Zhuravlev, Y. A., & Kiselev, O. S.

(1987) Calculation of Stress Deformed State of Lap-Soldered Joint Using Finite Element Method. Avotomaticheskaya Svar-ka [Automatic Welding], 8, 18-20.

2. Nikitinsky, A. M., Gerasimov E. A., & Pigalov S. A. (2005) Investigation of Lap-Soldered Joint Strength. Sva-rochnoye Proizvodstvo [WeldingEngineering], 6, 21-25.

3. Tsumarev Yu. A., Ignatova, E. V., & Latypova, E. Yu. (2011). Comparative Evaluation of Lap-Soldered Joints Strength with Chamfered Edges. Svarochnoye Proizvodstvo [Welding Engineering], 11, 34-3 8.

4. Lashko, S. V., & Lashko, N. F. (1988) Soldering of Metals. Moscow: Mashonistroyenie.

5. Feodosiev, V. I. (1970) Resistance of Materials. Moscow: Nauka.

Поступила 24.02.2014

Наука итехника, № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.