Научная статья на тему 'Влияние гендерного аспекта на выраженность когнитивных стилей у иностранных студентов, изучающих русский язык'

Влияние гендерного аспекта на выраженность когнитивных стилей у иностранных студентов, изучающих русский язык Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / КОНСТРУКТ ЭРМАН-ЛИВЕР / СТИЛЬ УЧЕНИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / THE EHRMAN&LEAVER CONSTRUCT / COGNITIVE STYLES / LEARNING STYLE / GENDER ANALYSIS / LANGUAGE ACQUISITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жирнова Ирина Львовна

В статье проводится гендерный анализ различий выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся при изучении русского языка. Результаты исследования были обработаны при помощи непараметрического статистического метода Манна-Уитни. Найдены различия между мужской и женской выборками в семи из десяти когнитивных стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF GENDER ASPECT ON COGNITIVE STYLES, USED BY INTERNATIONAL STUDENTS STUDYING RUSSIAN

The study makes an attempt to identify the role of gender in the use of cognitive styles in a second language acquisition. The results have been processed with the help of a non-parametric statistic Mann-Whitney U-test. Some differences between male and female samples have been found in seven of ten cognitive styles.

Текст научной работы на тему «Влияние гендерного аспекта на выраженность когнитивных стилей у иностранных студентов, изучающих русский язык»

УДК 159.9:37.Q15.3

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА НА ВЫРАЖЕННОСТЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК

© Ирина Львовна ЖИРНОВА

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант кафедры профессиональной педагогики и психологии, начальник управления международных связей, e-mail: [email protected]

В статье проводится гендерный анализ различий выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся при изучении русского языка. Результаты исследования были обработаны при помощи непараметрического статистического метода Манна-Уитни. Найдены различия между мужской и женской выборками в семи из десяти когнитивных стилей.

Ключевые слова: когнитивные стили; конструкт Эрман-Ливер; стиль учения; гендерный анализ; изучение иностранного языка.

Исследования когнитивных стилей в учебной деятельности представляют широкий интерес для педагогов и психологов как в нашей стране, так и за рубежом. Термин «когнитивный стиль» широко используется в психологической науке, в т. ч. в педагогической психологии, где у данного термина имеется синоним - «стиль учения», появившийся в западной психолого-педагогической литературе в 70-х гг. XX в. и характеризующий свойственный учащимся подход к процессу обучения [1, 2].

В настоящее время все большее внимание уделяется роли когнитивных стилей в изучении иностранных языков. Одним из первых инструментариев, направленных на измерение когнитивных стилей в данной сфере, был разработанный в 1984 г. «Опросник предпочтений перцептивных стилей

учения» [3]. В дальнейшем появились такие инструменты, как тест Р. Райдинга «Анализ когнитивных стилей» [4], «Аналитический обзор стилей учения» Р. Оксфорд, модифицированный Cohen, Oxford и Chi в «Анкету стилей учения» в 2001 г. [5].

В настоящий момент одним из самых действенных и надежных инструментариев в области изучения иностранных языков является «Опросник стилей учения» американских психологов М. Эрман и Б. Л. Ливер, разработанный ими в рамках модели когнитивных стилей, реорганизующей ряд общепризнанных параметров когнитивных стилей в новый всеобъемлющий конструкт «синоп-сис-эктасис». Данный конструкт представляет собой единое стилевое основание высшего порядка, полюсами которого являются «синопсис» (греч. «краткий обзор») и «эктасис»

(греч. «расширение») [6]. Основное различие между полюсами состоит в том, что эктени-кам необходим осознанный контроль учебного процесса, а синоптики осуществляют его на подсознательном уровне. Весь конструкт состоит из 10 когнитивных стилей, которые распределяются по полюсам следующим образом. К полюсу «синопсиса» относятся: полечувствительность, поленезависи-мость, случайность, глобальность, индуктивность, синтетичность, аналогичность, конкретность, сглаживание, импульсивность. Полюс «эктасис» включает в себя: полене-чувствительность, полезависимость, последовательность, детальность, дедуктивность, аналитичность, однозначность, абстрактность, заострение, рефлективность [7; 8].

Опросник стилей учения Эрман и Ливер успешно применяется во многих зарубежных учебных заведениях, в т. ч. Институте дипломатической службы США. Именно этот инструментарий использовался в нашем исследовании выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся при изучении русского языка.

В проведенном нами исследовании приняли участие 73 иностранных стажера, студента и аспиранта Курского государственного университета в возрасте от 17 до 25 лет. Среди респондентов были граждане Австрии, Ганы, Замбии, Ирака, Йемена, Камеруна, Китая, Конго, Нигерии, Омана, Экваториальной Гвинеи. В число 73 участников исследования входили 42 мужчины и 31 женщина.

Целью нашего исследования было проведение гендерного анализа для выявления возможных различий в выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся в изучении иностранных языков в зависимости от их пола. Полученные результаты по каждому когнитивному стилю приведены ниже.

1. Полечувствительность-поленечувст-вительность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин выражена явная тенденция к полюсу полечувствительности, характеризующемуся стремлением студента изучать материал в контексте и способностью извлекать максимум информации из учебной ситуации, впитывая многое из прочитанного или услышанного. Полечувстви-тельность часто демонстрируется наиболее

способными к иностранным языкам учащимися [7, 9].

Выраженность полечувствительности составила у мужчин 62 %, у женщин - 72,5 %.

Полученные данные были обработаны с помощью непараметрического статистического метода Манна-Уитни, предназначенного для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Для наших двух выборок критические значения составили: и0,01 < 442, И0,05 < 503 (нижние индексы означают уровни достоверности 99 % и 95 % соответственно). Обработка результатов не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин -эмпирическое значение и-критерия составило 515.

2. Поленезависимость-полезависимость.

В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин в равной степени выражена полене-зависимость (74 %), характеризующаяся

способностью фокусироваться на отдельных аспектах контекста, выделять наиболее важную информацию из общего фона и реорганизовывать ее [7, 9].

Полученное эмпирическое значение И-критерия статистического метода обработки данных Манна-Уитни для данного когнитивного стиля находится в зоне незначимо-сти (Иэмп = 617).

3. Случайность-последовательность. В этом когнитивном стиле в обеих выборках выражена склонность к полюсу последовательности: у мужчин - 55 %, у женщин -39 %. Последовательность характеризуется предпочтением пошагового учения, стремлением следовать предписаниям, установленным преподавателем или учебником. М. Эр-ман указывает на положительный аспект последовательного учения, поскольку такого рода учащиеся редко упускают важные моменты, охватывая весь материал; они очень методичны и часто превосходно планируют свою деятельность [10].

Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин. Эмпирическое значение И-критерия составило 541,5.

4. Глобальность-детальность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у

женщин выражена глобальность: мужчины -64 %, женщины - 58 %. Глобальность характеризуется распределением внимания на картину в целом. Глобальные учащиеся не уделяют достаточного внимания деталям, а часто упускают их вообще [7, 9].

Эмпирическое значение И-критерия статистического метода Манна-Уитни составило 562,5, что свидетельствует об отсутствии статистических различий в выраженности данного когнитивного стиля в наших выборках.

5. Индуктивность-дедуктивность. В данном когнитивном стиле у мужчин выражена дедуктивность (52 %), проявляющаяся в предпочтении учащегося начинать изучение материала с понимания теории и правил и лишь потом переходить к примерам и практике. Дедуктивные учащиеся предпочитают узнавать правила от преподавателя или из учебника, а не формулировать их самостоятельно.

У женщин проявилась тенденция к индуктивности (45 %), характеризующейся склонностью к обобщению данных. Индуктивные учащиеся стремятся найти как можно больше примеров, и иногда им даже мешают объяснения преподавателя [7, 9].

Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни выявили различия в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин на уровне достоверности 95 %: эмпирическое значение И-критерия составило 499 при И0,ш < 442,

И0,05 < 503.

6. Синтетичность-аналитичность. В

данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин практически в равной мере выражена синтетичность: у мужчин - 57 %, у женщин - 55 %. Синтетичность характеризуется предпочтением объединять отдельные идеи, а также новую и известную информацию для построения нового целого [7, 9].

Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (622) находится в зоне статистической незначимости.

7. Аналогичность-однозначность. В данном когнитивном стиле у мужчин аналогичность выражена на 38 %, у женщин - на 52 %. Аналогичность характеризуется склон-

ностью изучать иностранный язык через установление связей между явлениями и понятиями. У «аналогичных» студентов четко выражены предпочтения к работе с иностранным языком в контексте [7, 9].

Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни не выявили различий в выраженности аналогичности у мужчин и у женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (554) находится в зоне незначимости.

8. Конкретность-абстрактность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин доминирует конкретность: мужчины -88 %, женщины - 81 %.

Конкретность характеризуется осознанным контролем процесса обучения со стороны студента, его потребностью соотнести теоретический материал с непосредственным опытом [7, 9].

Несмотря на то, что показатели выраженности конкретности у мужчин и женщин очень похожи, обработка результатов по статистическому методу Манна-Уитни выявила различия между двумя выборками на уровне достоверности 95 %: Иэмп = 503, при критических значениях: И0,ш < 442, И0,05 < 503.

9. Сглаживание-заострение. Показатели выраженности полюса заострения близки и у мужчин - 52 %, и у женщин - 48 %. Заострение проявляется в склонности выделять и запоминать даже незначительные отличия [7, 9].

Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни не выявили различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и у женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (603) находится в зоне незначимости.

10. Импульсивность-рефлективность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин выражена рефлективность, но у мужчин показатель выраженности составил

40.5 %, а у женщин - 58 %. Рефлективность характеризуется замедленной скоростью реагирования на когнитивный стимул [7, 9].

Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни выявила различия между двумя выборками на уровне достоверности 95 %. Эмпирическое значение И-критерия составляет

474.5 при критических значениях: И0,01 < 442, И0,05 < 503.

Полученные значения эмпирического значение И-критерия в результате обработки данных по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни выявили различия между мужской и женской выборками в 7 из 10 когнитивных стилях. Статистически достоверными, на уровне достоверности 95 %, являются расхождения между распределениями в следующих когнитивных стилях: индуктивность-дедуктивность, где у мужчин и женщин выражены разные полюса когнитивного стиля; конкретность-абстрактность, где наблюдается максимальная выраженность полюса конкретности и у мужчин, и у женщин (на наш взгляд, это объясняется наличием крайних полюсных значений у мужчин и тенденцией к предпочтению средних значений, близких к нейтральному, у женщин); импульсивность-рефлективность, где и у мужчин, и у женщин выражена рефлективность, но разница в степени выраженности составляет 17,5 % - максимальная разница выраженности одного и того же стиля.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гендерный аспект не оказывает существенного влияния на выраженность когнитивных стилей конструкта Эр-ман-Ливер в изучении иностранных языков. В то же время необходимо учитывать выявленные различия при планировании и проведении занятий по иностранному языку, особенно в группах арабских студентов, где отношение к женщинам со стороны мужчин обусловлено национальными и культурными особенностями. Нами планируется проведение дальнейших исследований по изучению выраженности когнитивных стилей у ино-

странных студентов при изучении иностранных языков.

1. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004.

2. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. Москва; Тамбов, 2000.

3. Learning styles In the ESL/EFL classroom / еd. by J.M. Reid. Boston, 1995.

4. Riding R. Cognitive Styles Analysis. Birmingham, 1991.

5. Cohen A.D., Oxford R.L., Chi J.C. Learning style survey, 2001. URL: www.carla.umn.edu/ maxsa/documents/LearningStyleSurvey_MAXSA _IG.pdf (дата обращения: 02.04.2011).

6. Dornyei Z., The Psychology of the Language Learner: Individual Differences in Second Language Acquisition. Mahwah, NJ, 2008.

7. Ehrman M.E., Leaver B.L. Cognitive styles in the service of language learning. Sistem (31). 2003. Р. 393-415.

8. Ehrman M.E. Bringing learning strategies to the learner: the FSI language learning consultation service // Language in Our Time: Bilingual Education and Official English, Ebonics and Standard English, Immigration and the Unz Initiative / еds. by J.E. Alatis, A. Tan. Washington DC, 2001. Р. 41-58.

9. Leaver B.L., Ehrman M., Shekhtman B. Achieving Success in Second Language Acquisition. Cambridge, 2005.

10. Ehrman M.E. Understanding Second Language Learning Difficulties. Thousand Oaks, CA, 1996.

Поступила в редакцию 11.04.2011 г.

UDC 159.9:37.015.3

THE INFLUENCE OF GENDER ASPECT ON COGNITIVE STYLES, USED BY INTERNATIONAL STUDENTS STUDYING RUSSIAN

Irina Lvovna ZHIRNOVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student of Professional Pedagogy and Psychology Department, Head of International Affairs Department, e-mail: [email protected]

The study makes an attempt to identify the role of gender in the use of cognitive styles in a second language acquisition. The results have been processed with the help of a non-parametric statistic Mann-Whitney U-test. Some differences between male and female samples have been found in seven of ten cognitive styles.

Key words: cognitive styles; the Ehrman&Leaver construct; learning style; gender analysis; language acquisition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.