ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
ния: первого трамплина - прыжки; второго - смешанная модель; третьего - прохождение на серфе; четвертого - прохождение на серфе; концентрация внимания на образе парящей над землей птицы или на образе подхваченного порывом ветра перышка (повторяется упражнение 2).
5. Противоборство. Выявленные недостатки: боязнь активного противоборства; недостаточно обостренная реакция на допущенное агрессивное воздействие (толчок велосипедом или телом, перекрывающий движение поворот колеса соперника, выдавливание на невыгодную позицию).
Рекомендации: отработка простой реакции отворота (уклон); отработка сложной реакции отворота (уклон) после собственной провокации на агрессивное действие (упражнение 1: челночные смещения с траектории бросаемого в тело мяча; упражнение 2: то же самое, но по схеме «провокация броска» - уход с траектории броска; упражнение 3: «слалом» - прохождение группы ассистентов, стоящих в колоне по два в разомкнутом строю, зигзагообразным лавированием; упражнение 4: силовой баскетбол).
Выводы. Весь представленный ряд рекомендаций требуется дополнить и завершить упражнениями из технико-тактического арсенала велоспорта (ВМХ). Проведе-
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ние непосредственно специальных тренировок рекомендуется ориентировать на использование метода активной трехуровневой медитации. Тремя уровнями указанного метода выступают:
- «одноточечная» отработка простых элементов;
- отработка относительно автономных фрагментов;
- отработка «скольжения» при прохождении всего трека.
Литература
1. Передельский А.А. Древнегреческое физическое воспитание и агонистика, древнеримский спорт как антологическая основа для генетического определения понятий «физическая культура» и «спорт» / А.А. Передельский, С.А. Коников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 59-64.
References
1. Perede'sky, A.A. Ancient Greek physical education and agonistics, Ancient Roman sport as an anthological basis for genetic definitions of the concepts of "physical culture" and "sport" / A.A. Peredel'sky, S.A. Konikov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2010. - № 5. - P. 59-64. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 26.06.2014 г.
УДК: 796.01:159.9
ВЛИЯНИЕ ФОТОГРАФИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНА-ЕДИНОБОРЦА
Аспирант АА Черных
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ШОЛИФК), Москва
Ключевые слова:
изображение.
психическое состояние, фотографическое
Введение. Воздействие на психическое состояние спортсмена с помощью изображения становится все более актуальным. Фотографии тренировочной и соревновательной деятельности могут служить вариантом такого изображения. Они требует меньше времени для восприятия, чем вербальный текст, понятны для носителя любого языка, быстро и просто усваиваются.
Цель исследования - определение возможностей формирования оптимального психического состояния спортсмена с использованием специально отобранных фотографических изображений.
Методика и организация исследования. Для фиксирования изменений, происходящих в психике спортсмена (25 спортсменов-единоборцев - представителей рукопашного боя и боевого самбо) при воздействии фотографических изображений, применялись шкала субъективных оценок актуальных психических состояний СОПАС-8, а также замеры активности полушарий головного мозга с помощью прибора Активациометр-9 к [Ю. А. Цагарелли, 1995] и восьмицвето-вой тест Люшера, на основе которого высчитывался коэффициент психофизиологической активности (далее КПФА).
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования была выявлена факторная структура состояний на каждом из 4 этапов. При исходном замере было выявлено 3 фактора. Первый - «подавленность, пассивность и неуверенность в себе» с полнотой факторизации 45 %, второй - «самоконтроль, установка на предстоящее действий» (22,11 %) - включает спокойствие, удовлетворенность, нежелание действовать и самоконтроль), третий - «фактор ожидания активности» (15,7 %) - показывает активность левого и правого полушария). На этом этапе результаты факторного анализа свидетельствуют о подавленности, пассивности, депрессии, самоконтроле, а также о нежелании спортсменов действовать в текущий момент. Данные факторы лишь отчасти способствуют формированию внутренних опор. При показе индивидуально нейтральных фотографий было выявлено 3 фактора. Первый - «активность, энтузиазм и самонадеянность» (45,01 %), второй - «фактор, связанный с удовлетворенностью испытуемых нынешним положением и нежеланием
что-либо предпринимать» (22,11 %), и третий фактор - «психофизиологическая активность» (14,3 %) - свидетельствует об отсутствии самоконтроля, психическом беспокойстве и негодовании, так что активность испытуемых отчасти бесконтрольна.
На третьем этапе (индивидуально-отрицательные фотографии) было выявлено 3 фактора. Первый - «стенические эмоции» (35,47 %) - включает в себя хорошее настроение, социальную поддержку, бодрость, спокойствие, удовлетворенность, энтузиазм, второй - «отсутствие самоконтроля» (28,84 %) и третий - фактор, «связанный с ожиданием подавленного настроения и изнуренности» (15,53 %).
На последнем этапе (индивидуально-положительные фотографии) было выявлено 2 фактора: первый - «пассивность, неуверенность в себе» (50,04 %), второй - «фактор, связанный с нежеланием испытуемых предпринимать какие-либо действия» (23,43 %).
Выводы. Из трех видов фотографических изображений лучше всего для формирования оптимального психического состояния спортсмена применимы индивидуально-нейтральные. Фотографии индивидуально-отрицательных изображений формируют негативное состояние и могут быть использованы для поставленной цели лишь в случае, если их сочетать с изображениями нейтрального и положительного типов. Фотографии индивидуально-положительного типа также применимы для формирования у спортсменов уверенности в способности добиться успеха и установки на использование личностных индивидуальных преимуществ, присущих индивиду.
Использованная литература
1. Сопов, В.Ф. Психическое состояние в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В.Ф. Сопов. - М.: Академический Проект, 2005. - 128 с. - (Психологические технологии).
2. Цагарелли, Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. - Казань: Тагли-мат, 2002. - 167 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 31.07.2014 г.
38
№ 11 • 2014 Ноябрь | November