Научная статья на тему 'Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение'

Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
411
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / HEALTH-PROTECTING BEHAVIOR / ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / FORMAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лепихина Т. Л., Пепеляева А. В.

В статье рассмотрены факторы, определяющие здоровьесберегающее поведение, проанализированы некоторые формальные институты в сфере охраны здоровья. Дана сравнительная характеристика целевых индикаторов в основных нормативных документах, регламентирующих процесс здоровьесбережения в Российской Федерации. Авторами настоящей работы была предпринята попытка оценить качество ряда формальных правил, участвующих в формировании здоровьесберегающего поведения в современной России. Методологическую основу исследования процессов здоровьесбережения составляет институциональный анализ, сосредоточенный на выявлении формальных институтов и предполагающий изучение качественных сторон формирования здоровьесберегающего поведения. В результате настоящей работы определены противоречия в целевых установках основных стратегических документов в области охраны здоровья жителей России, выявлены недостатки по всем трем блокам институционального механизма управления системой здоровьесбережения. Предпринята попытка анализа двух нормативно-правовых документов в области охраны здоровья (Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и государственной программы «Развитие здравоохранения») на предмет согласованности целей и результирующих показателей и их научной обоснованности и реальности достижения. Проведен корреляционный анализ исследуемых факторов и показателей здоровья. Показано, что основой здоровьесберегающего поведения являются знания и мотивация необходимости заботы о здоровье, формирование которых зависит от государственной политики в области охраны здоровья. Сделан вывод о том, что большая часть созданных формальных институтов в рамках институционального механизма управления системой здоровьесбережения неэффективны вследствие фрагментарности мер государственной политики в области охраны здоровья, неудовлетворительной работы механизмов контроля, слабой координации между различными структурами управления процессом здоровьесбережения, отсутствия мотивации к здоровьесбережению со стороны всех акторов. Выявлены факторы формирования здоровьесберегающего поведения, которые нуждаются в особом внимании органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of formal institutions on health-protecting behavior

Importance The paper considers the determinants of health-protecting behavior. We analyze some formal institutions in the field of health protection. The article offers the comparative characteristics of the target indicators in the basic normative documents regulating the process of health care in the Russian Federation. Objectives We attempted to assess the quality of a number of formal rules involved in the formation of health-protecting behavior in the context of today’s Russia. Methods Methodological basis of the research of health protection processes encompasses an institutional analysis focused on identification of formal institutions, which implies a study of qualitative aspects of formation of health-protecting behavior. Results The findings disclose contradictions in target objectives of the main strategic documents in the field of health protection of the Russian Federation population. The paper identified the deficiencies in all three blocks of institutional system of managing health protection. We attempted to analyze two normative legal documents in the field of health protection (The concept of health care system development until 2020 and the State Program "Development of Health Care") in terms of consistency of purposes and resulting indicators, their scientific validity and feasibility of being achieved. We also carried out the correlation analysis between the researched factors and health care indicators. Conclusions and Relevance The paper showed that the basis of health-protecting behavior lies in the knowledge and motivation of the necessity of health care, which formation depends on the State policy in the field of health protection. The article concludes that most of created formal institutions under institutional system of managing health protection are not effective due to fragmented State policy in the field of health protection, unsatisfactory performance of control mechanisms, lack of coordination between different structures of health protection process control, lack of motivation in attaining health protection by all actors. We have identified the factors of formation of health-protecting behavior, which need special attention by the State authorities.

Текст научной работы на тему «Влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 342.746 +351.77

влияние формальных институтов на здоровьесберегающее поведение

Т. л. лепихина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected]

а. в. пепел яева,

старший преподаватель кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] Пермский национальный исследовательский политехнический университет

В статье рассмотрены факторы, определяющие здоровьесберегающее поведение, проанализированы некоторые формальные институты в сфере охраны здоровья. Дана сравнительная характеристика целевых индикаторов в основных нормативных документах, регламентирующих процесс здоровь-есбережения в Российской Федерации. Авторами настоящей работы была предпринята попытка оценить качество ряда формальных правил, участвующих в формировании здоровьесберегающего поведения в современной России.

Методологическую основу исследования процессов здоровьесбережения составляет институциональный анализ, сосредоточенный на выявлении формальных институтов и предполагающий изучение качественных сторон формирования здоровьес-берегающего поведения.

В результате настоящей работы определены противоречия в целевых установках основных стратегических документов в области охраны здоровья жителей России, выявлены недостатки по всем трем блокам институционального механизма управления системой здоровьесбережения. Предпринята попытка анализа двух нормативно-правовых документов в области охраны здоровья (Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и государственной программы «Развитие здравоохранения») на предмет согласо-

ванности целей и результирующих показателей и их научной обоснованности и реальности достижения. Проведен корреляционный анализ исследуемых факторов и показателей здоровья.

Показано, что основой здоровьесберегающего поведения являются знания и мотивация необходимости заботы о здоровье, формирование которых зависит от государственной политики в области охраны здоровья. Сделан вывод о том, что большая часть созданных формальных институтов в рамках институционального механизма управления системой здоровьесбережения неэффективны вследствие фрагментарности мер государственной политики в области охраны здоровья, неудовлетворительной работы механизмов контроля, слабой координации между различными структурами управления процессом здоровьесбережения, отсутствия мотивации к здоровьесбережению со стороны всех акторов. Выявлены факторы формирования здоровьесбере-гающего поведения, которые нуждаются в особом внимании органов государственной власти.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегаю-щее поведение, формальные институты

Традиционно считается, что формальные институты представляют собой законодательно

принятые и официально опубликованные нормы взаимодействия, а неформальные институты - это правила взаимоотношений, сформированные практической деятельностью и повседневным общением людей. При этом грань между данными категориями крайне размыта, поскольку любой неформальный институт легко может быть формализован (принят, опубликован). И, наоборот, формальный институт можно фактически перевести в неформальный, если он расширяет рамки своего функционирования [20].

Институциональное управление - это вид управления, при котором решение по каждой проблеме принимается на основе как явных, так и неявных норм и правил (институтов), разделяемых участниками процесса [8]. Предметом исследования в данной статье являются формальные институты.

Система формальных институтов управления здоровьесбережением, по мнению авторов, состоит из трех блоков управленческих инструментов: политического, правового и организационного. Формальные институты здоровьесбережения включают:

• Конституцию (Основной Закон) Российской

Федерации (ст. 41);

• федеральные законы:

- «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 25.06.2012);

- «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ;

- «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

- «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012);

- «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ и др.;

• постановления Правительства РФ:

- «Об ограничении мест розничной продажи алкогольной продукции» от 27.12.2012 № 1425;

- «О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 31.12.2009 № 1157 и др.;

• указы Президента РФ:

- «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597;

- «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 07.05.2012 № 598 и др.;

• целевые программы, в частности:

- федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

- региональную программу «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2011-2015 годы» и т.п.

В рамках настоящего исследования остановимся на анализе двух стратегических документов, в которых определены цели развития отрасли здравоохранения и механизмы их достижения до 2020 г. с учетом возможной трансформации здоро-вьесохранительных поведенческих моделей.

Первым анализируемым документом является Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.1 (далее - Концепция), регламентирующая системообразующие факторы эффективного функционирования системы здравоохранения. Анализ этого документа показал, что в нем не определена основная цель Концепции и имеет место подмена понятий. Так, в разд. 3 «Цели, задачи и основные направления Концепции» вместо конкретных целей перечислены семь результирующих показателей, два из которых относятся к показателям, характеризующим трансформацию здоровьесберегающего поведения [9].

Кроме того, методологически не обоснованы значения плановых показателей, заложенных в Концепцию. В частности, планируемый к 2020 г. рост численности населения до 145 млн чел., как справедливо отмечает А.С. Акопян [1], не подтверждается ни одним из официальных сценариев демографических прогнозов. Согласно среднему варианту прогноза ООН, в 2015 г. в России будут жить 136,7 млн чел., в 2025 г. - 129, 2 млн чел. По прогнозам британского историка экономики Э. Мэддисона, численность населения России к 2030 г. сократится до 126 млн чел. [16].

Несмотря на то, что приоритетным направлением государственной здравоохранительной политики является профилактика и формирование здорового

1 URL: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.

-48 (285) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

Сравнительный анализ целевых установок Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. и государственной программы «Развитие здравоохранения»

Таблица 1

Целевая установка Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г. Государственная программа «Развитие здравоохранения»

Декларируемая цель Сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и ^ * качества медицинской помощи Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Основные целевые показатели к 2020 г. Совпадение целевых показателей

Снижение распространенности употребления табака до 25% Снижение распространенности употребления табака до 25%

Несовпадение целевыьх показателей

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 74,3 года

Снижение общего коэффициента смертности до 10 чел. на 1 000 чел. населения Снижение общего коэффициента смертности до 11,4 случаев на 1 000 чел. населения

Снижение показателя младенческой смертности до 7,5 случаев на 1 000 младенцев, родившихся живыми Снижение показателя младенческой смертности до 6,4 случая на 1 000 младенцев, родившихся живыми

Снижение показателя материнской смертности до 18,6 на 100 000 младенцев, родившихся живыми Снижение показателя материнской смертности до 15,5 на 100 000 младенцев, родившихся живыми

Снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения Снижение потребления алкоголя до 10 л в год на душу населения

* Цель выделена авторами из разд. 1 «Общие положения» Концепции.

образа жизни, его планируемое финансирование необоснованно низкое: оно в 20 раз меньше расходов на обследование с целью выявления ВИЧ, В- и С-гепатитов [1].

Вторым анализируемым документом явилась государственная программа «Развитие здравоохранения»2 (далее - Программа), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N° 1950-р. Основной целью данного документа декларируется обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки [5].

Однако стратегические цели Программы и ее целевые индикаторы слабо скоординированы. Так, определены 14 целевых индикаторов, из которых 9 относятся к медико-демографическим показателям (смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни), 3 индикатора - к поведенческим (ограничение вредных привычек) и 2 индикатора - к ресурсным показателям (обеспеченность медицинскими кадрами). С учетом главной цели Программы

2 URL: http://docs.cntd.ru/document/902389217.

логичнее было бы измерять ее эффективность с помощью индикаторов, характеризующих доступность и качество медицинской помощи. Таким образом, то, что определено в нормативном документе в качестве индикаторов, на деле должно являться результатом реализации Программы. Кроме того, в Программе выделены 11 подпрограмм, в которых определены основные направления их реализации, но приводятся количественные результирующие показатели.

Цели и значения планируемых показателей двух анализируемых документов сопоставлены в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что упомянутые документы содержат разные значения для одних и тех же целевых показателей; совпадение наблюдается только по одному планируемому результату - снижению распространенности употребления табака. Среди семи результирующих показателей только два относятся к показателям, характеризующим трансформацию ценностных установок, определяющих модель поведения (снижение потребления алкоголя на душу населения и распространенность употребления табака).

Проблема формирования здоровьесберегаю-щего поведения является междисциплинарной -

-48 (285) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

она изучается в рамках социологии, психологии, педагогики, медицины, экономики. В экономике процессы здоровьесбережения изучаются как на микро-, так и на макроуровнях: на микроуровне разрабатываются здоровьесберегающие технологии в рамках i концепции управления человеческим капиталом предприятия - health management. На макроуровне здоровье, количество и качество которого определяется здоровьесберегающим поведением, рассматривается как фактор интеллектуальной безопасности и показатель уровня общественного благосостояния.

С точки зрения педагогики и психологии, здоро-вьесберегающее поведение представляет собой акты, действия, поступки и деяния, позволяющие человеку жить в гармонии с собой, природой и другими людьми, не нарушая общечеловеческих норм и правил поведения, полноценно функционировать его органам и системам, развиваться самому и способствовать i развитию общества, в котором он живет [12]. i

С позиции медицины здоровьесберегающее (самосохранительное) поведение определяется как система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Традиционные параметры здоровьесберегающего поведения включают отношение к собственному здоровью, медицинскую активность, отношение к физической культуре и спорту, отношение к употреблению психоактивных веществ, репродуктивные установки и сексуальное поведение [14].

Социологи считают, что здоровьесберегающее поведение сознательно формируется агентами социализации, при этом они выделяют низший порог здоровьесберегающего поведения - профилактику особо опасных болезней, приобретаемых социальным путем, и высший, при котором здоровье выступает как самостоятельная ценность [2].

В целом здоровьесберегающее поведение - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой потенциал, сохраняющий и улучшающий здоровье индивида, и набор действий, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

Как было выявлено авторами, здоровьесберега-ющее поведение - это поведение, формирующееся под влиянием политических, экономических, социальных, правовых, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и культурных норм и правил и направленное на рациональное потребление «капитала здоровья» и его эффективное воспроизводство [11, 19]. Основой здоро-вьесберегающего поведения являются знания и мотивация необходимости заботы о собственном и общественном здоровье (отказ от вредных привычек, здоровая среда обитания, правильное питание, рациональное использование времени сна и отдыха, а также физическая активность). Основные факторы, формирующие определенный тип поведения, представлены на рис. 1.

Рациональная физическая активность

Соблюдение этических норм

Рис. 1. Основные факторы здоровьесберегающего поведения

Проанализируем, способствуют ли существующие формальные институты минимизации здоровьеразрушающих и максимизации здоровь-есберегающих привычек.

Важным фактором, формирующим здоровьесберегающее поведение, является социализация. Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющий ему оптимально организовать все виды жизнедеятельности и успешно адаптироваться в социуме в качестве полноправного члена общества. Успешная социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (мода, подражание). На процесс адаптации в социуме оказывают влияние как формальные (законодательные) акты, так и неформальные институты (культура, воспитание, обычаи), причем следует отметить, что последние определяют процесс социализации в большей степени.

Рассмотрим в качестве примера формирования социализации такой формальный институт, как социальная служба, которая нуждается в нашей стране в значительной трансформации. В рамках Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) предусмотрено предоставление социальных услуг только определенным категориям россиян (инвалидам, пенсионерам и т.д.). Вместе с тем в развитых странах спектр социальных услуг гораздо шире.

Так, например, социальная служба Швеции может предложить своим подопечным такие виды помощи, как беседу, курсы для родителей, общение с контактными лицами для подростков или всей семьи. Контактное лицо выполняет функцию друга или родственника, с которым можно поговорить или заняться чем-то интересным. Во Франции существуют 37 направлений подготовки социальных работников. К социальным работникам относят социальных педагогов, специалистов по уходу, помощников по хозяйству и посредников в социальной сфере, «семейных консультантов по экономическим вопросам» и др. Таким образом, в условиях сложности, динамичности и неопределенности среды жизнедеятельности потребителями социальных услуг должны стать все категории населения.

Следующим фактором, определяющим здоро-вьесберегающее поведение, является оптимальный режим труда и отдыха. При введении на определенное время в течение трудового дня физиологичес-

ки обоснованных перерывов и их рациональном использовании можно предотвратить и замедлить наступление утомления.

К формальным институтам, оказывающим влияние на чередование и продолжительность периодов труда и отдыха, относятся разд. IV-VI Трудового кодекса РФ, типовые отраслевые (межотраслевые) нормы труда, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР и т.п. Однако в данном случае не определены гаранты нормы и слабо действуют механизмы контроля их выполнения. Все это приводит к нерациональному поведению: россияне работают больше, чем жители стран ОЭСР (1 981 ч в год против 1 776 ч). Такой высокий уровень самоэксплуатации имеет место из-за того, что в России чистый доход домохозяйства после уплаты налогов составляет 15 286 долл. в год против 23 047 долл. в странах ОЭСР [22].

Для изменения сложившейся ситуации государство должно пересмотреть структуру факторных доходов, т.е. провести комплексную реформу заработной платы.

Третьим фактором, оказывающим влияние на здоровьесберегающее поведение, является соблюдение этических норм. В современной России усиливается фрагментация системы ценностей и образа жизни, поэтому сложно говорить об одной национальной культуре. Несмотря на то, что в Российской Федерации еще в 1996 г. была утверждена Концепция государственной национальной политики, этические противоречия, вызванные конфронтацией национальных культур, продолжают нарастать. Все это оказывает негативное влияние на уровень личного доверия, который в России ниже, чем в развитых странах. Так, более чем 3/4 россиян считают, что в целом в отношениях с людьми следует быть осторожными, и лишь каждый пятый полагает, что большинству людей можно доверять [17].

По мнению экспертов, в нашей стране снизилось доверие к традиционным институтам общества -семье, государству, церкви [13]. Также к особенностям современной России относится изменение репродуктивной концепции молодежи, ориентированной на либерализацию семейно-брачных отношений [6]. Авторы монографии [7], оценивая качество человеческого потенциала России, отмечают, что в результате проводимой молодежной политики молодые люди в нашей стране имеют довольно низкие не только психофизиологические, но и интеллектуальные, образовательные и культурно-нравственные характеристики.

Характеризуя такой фактор здоровьесберега-ющего поведения, как сбалансированное питание, следует отметить, что для современного человека характерен индустриальный тип питания, основанный на таких пищевых привычках, как продукция фаст-фудов, употребление высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, «бутербродный» стиль питания. Сотрудники Института питания РАМН выявили достаточно низкий уровень знаний и плохую осведомленность основной массы россиян о рациональном правильном питании.

Проведенные в России исследования информированности различных групп населения выявили достаточно низкий уровень знаний в вопросах, касающихся рационального правильного питания. Была отмечена плохая осведомленность основной массы населения в области культуры питания и, как следствие, нерациональные семейные традиции организации питания. Основные знания по культуре питания люди получают из рекламных роликов и статей в средствах массовой информации. Как показал опрос, информацию о здоровом питании и о полезных продуктах население получает, главным образом, из СМИ (70% опрошенных), от коллег по работе (25%), от врачей и из медицинской литературы (5%).

Кроме того, структура питания претерпевает изменения в сторону уменьшения содержания клетчатки и грубых пищевых волокон, природных витаминов и микроэлементов [4]. Большая часть граждан пользуется услугами сетей общественного питания, однако предлагаемые там блюда зачастую опасны для здоровья. Как справедливо отмечает Л.Н. Рождественская, вкусовые рецепторы и желудки покупателей превратились в арену борьбы гигантских корпораций с миллиардными оборотами [21].

В последние годы в России принят ряд документов, в частности «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р) и «О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов, развитию производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 14.06.2013 № 31). В них предлагается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций,

привычек и экономического положения в соответствии с требованиями медицинской науки.

В Основах государственной политики РФ в области здорового питания отмечается, что пищевой рацион большинства населения страны не соответствует принципам здорового питания из-за высокого потребления жира животного происхождения и простых углеводов. При этом значительная доля граждан испытывает в своем рационе недостаток овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, следствием чего является рост части населения с избыточным весом (с начала 2000-х гг. этот показатель увеличился с 19 до 23%). Самыми проблемными территориями по числу зарегистрированных больных с диагнозом «ожирение», установленным впервые в жизни, являются Алтайский край (763,1 чел. на 100 000 чел.), Ненецкий АО (408,5 чел. на 100 000 чел.) [3].

Значительная часть работающего населения лишена возможности правильно построить питание в рабочее время, особенно это касается малых и средних предприятий, что неблагоприятно сказывается на здоровье работающих.

С другой стороны, динамика реализации основных продуктов питания в период с 1991 по 2012 г. свидетельствует о том, что структура питания россиян стала более рациональной: произошло уменьшение объема продаж животных жиров и хлебобулочных изделий, наблюдается рост реализации овощей, мяса и птицы (рис. 2). Можно предположить, что данные тенденции способствуют здоровьесбережению нации. Негативно влиять на здоровье населения может и рост потребления сахара. Так, прирост продаж сахара в 2012 г. по отношению к 1991 г. составил 5,2%, по отношению к 1992 г. - 21%.

В условиях информационной экономики все более возрастает значимость такого социального фактора, как стресс. Для большинства людей понятие «стресс» носит полностью отрицательные ассоциации. Однако Х. Селай, являющийся автором большей части ранних исследований в области стресса, предпочитает использовать его в нейтральном смысле. По мнению ученого, стресс - это стимул, который должен мотивировать нас и которым в разумных количествах все из нас пользуются: сам по себе он ни плох, ни хорош.

В современных условиях стресс (напряжение) -это не то, чего следует бояться, а неизбежная и даже желательная часть нашей жизни. Проблема появляется, когда степень стресса (напряжения) оказывается слишком серьезной. Кроме того, негативные последствия напряжения зависят от его длитель-

Рис. 2. Динамика продаж основных продуктов питания в РФ в 1991-2012 гг., тыс. т: 1 - овощей; 2 - картофеля; 3 - мяса и птицы (включая пищевые субпродукты); 4 - сахара; 5 - растительного масла; 6 - животного масла

ности. Так, американские ученые установили, что кратковременный стресс способствует концентрации внимания, повышает когнитивные способности [24]. К отрицательным последствиям неумения управлять стрессом исследователи относят увеличение риска бесплодия у женщин, риска развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, стимулирование нейропатологических изменений, провоцирование

раннего старения [23]. А поскольку традиционным средством снятия стресса в России считается потребление алкоголя и табака, то в этой связи следует ожидать роста общей заболеваемости и смертности (о чем и свидетельствуют данные проведенного авторами корреляционного анализа). Динамика объема продаж алкогольных напитков и сигарет в России за исследуемый период приведена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика объема продаж в РФ в 1991-2012 гг.: 1 - сигарет, млрд шт. (левая шкала); 2 - алкогольных напитков (в пересчете на абсолютный алкоголь), л/чел. (правая шкала)

Данные, представленные на рис. 3, показывают общую тенденцию к росту продаж за исследуемый период алкоголя и табачных изделий на 67 и 50,1% соответственно. При этом установлена значительная связь реализации алкогольных напитков и продажи сигарет с ростом первичной заболеваемости населения по всем болезням, с первичной заболеваемостью злокачественными новообразованиями, а также умеренная и слабая связь с общим коэффициентом смертности.

Навык управления стрессом (напряжением) заключается в достижении баланса между внешними раздражителями и нашими внутренними реакциями, т.е. в нахождении «правильного» уровня стресса, такого, который позволил бы нам чувствовать себя энергичными и активными. Умение использовать стресс как положительный фактор здоровьесбере-гающего поведения также в значительной степени зависит от эффективности институтов: развития психологической службы, рационального сочетания традиционной и нетрадиционной медицины и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает В.М. Музалевский [15], на сов- > ременном этапе существует необходимость в оптимизации всех видов медицинской помощи, поэтому наиболее желательной стратегией развития сферы медицинских услуг является комплементарность традиционной и нетрадиционной (ортодоксальной, официальной) медицины. Реализация холистического подхода осуществляется крайне медленно и фрагментарно. В ряде медицинских вузов созданы кафедры традиционной медицины, например кафедра нелекарственных методов лечения в ММУ им. И.М.Сеченова. Кроме того, в России функциони- I рует профессиональная Ассоциация специалистов традиционной и народной медицины, работающая при активной поддержке Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, функционирует аккредитованный центр подготовки специалистов народной медицины РАНМ.

Следующим фактором, оказывающим существенное влияние на формирование здоровьесберега-ющего поведения, является рациональная физическая активность. Специалистами из Стэнфордского университета (США) и американской ассоциации спортивной медицины доказано, что для поддержания своей работоспособности и уровня соматического здоровья каждый человек в возрасте от 20 до 60 лет (при отсутствии медицинских противопоказаний) должен заниматься аэробными упражнениями. Такие занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю при продолжительности каждого занятия

не менее 20 мин., с интенсивностью физической нагрузки, соответствующей возрасту [18].

В январе 2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». В этом документе, в частности, отмечается, что уровень обеспеченности населения страны к 2012 г. спортивными залами составляет 55,5% от необходимой нормы, спортивными плоскостными сооружениями - 26,7%, бассейнами - всего 8,5%. При этом наблюдается существенная дифференциация этой обеспеченности в различных субъектах Российской Федерации [10].

Проведенный анализ формальных институтов, влияющих на здоровьесберегающее поведение, позволил сделать ряд выводов. К сожалению, большая часть созданных формальных институтов в данной сфере являются неэффективными. Слабая эффективность институционального механизма управления системой здоровьесбережения в России связана с недостатками во всех трех блоках управленческих инструментов. В политическом блоке имеет место фрагментарность мер государственной политики в области охраны здоровья, что, в частности, проявляется в несогласованности даже основных целевых установок. В правовом блоке не работают механизмы контроля (недостаточен механизм принуждения к выполнению формальных правил). В организационном блоке к основным проблемам можно отнести слабую координацию между организационными структурами управления процессами здоровьес-бережения, недостаточную информированность населения о наличии существующих формальных институтов, отсутствие мотивации к здоровьесбе-режению со стороны всех его акторов.

В рамках настоящего исследования авторами проведен анализ влияния здоровьесберегающего поведения (18 показателей) на состояние общественного здоровья (6 показателей) в России за последние 20 лет. Методом корреляционного анализа были выявлены два основных результирующих показателя популяционного здоровья, по которым установлена сильная зависимость с показателями, характеризующими здоровьесберегающее поведение (табл. 2).

На основании данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод, что как физическое, так и психическое здоровье в большей степени определяется образом жизни (сильная корреляция наблюдается с численностью населения, занима-

Таблица 2

Корреляция между показателями популяционного здоровья и внешними факторами (уровень зависимости между ними)

Показатели, характеризующие здоровье-сберегающее поведение (внешние факторы) Показатели популяционного здоровья

Ожидаемая продолжительность жизни Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения

Численность занимающихся в спортивных секциях и группах 0,82 (сильная) -0,90 (сильная)

Объем платных услуг физической культуры и спорта на душу населения 0,74 (сильная) -0,92 (сильная)

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума 0,74 (сильная) -0,88 (сильная)

Общий коэффициент брачности 0,63 (умеренная) -0,59 (умеренная)

Продажа мяса и птицы (включая пищевые субпродукты) 0,65 (умеренная) -0,91 (сильная)

Продажа растительных масел 0,67 (умеренная) -0,95 (сильная)

Численность туристов, обслуженных туристскими фирмами 0,94 (сильная) -0,97 (сильная)

Примечание. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения определяется в тысячах человек на 100 000 чел. населения.

ющегося спортом и туризмом). Уровень доходов также повышает потенциал здоровья (корреляция с ожидаемой продолжительностью жизни составила 0,74, с заболеваемостью психическими расстройствами —0,88). Связь исследуемых показателей с коэффициентом брачности оказалась умеренной. Это позволяет утверждать, что семейные люди имеют более крепкое здоровье. Кроме того, наличие вредных привычек в значительной степени влияет на рост психических расстройств. Рациональное питание, в частности достаточное потребление мяса и растительных масел, также оказывают положительное влияние на исследуемые показатели здоровья.

Авторы считают, что при разработке здравоохранительных программ федерального и регионального уровней необходимо проведение более детальных исследований подобного рода, что позволит планировать и проводить достаточно эффективные мероприятия по формированию здо-ровьесберегающей политики и здоровьесберегаю-щего поведения.

Список литературы

1. Акопян А.С. Проблема модернизации здравоохранения - 2020 и фазы институциональной трансформации сети государственных учреждений // Качественная клиническая практика. 2010. № 1. С. 2-10.

2. Биловус В.К. Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи. URL: http://dlib.rsl.ru/01004051382.

3. Васильева Е.В. Рейтинг субъектов РФ по уровню социально-психологического потенциала // Журнал экономической теории. 2013. № 3. С. 131-141.

4. Гетман С. Элементы правильного рационального питания. URL: http://wford.ucoz.ru/news/ zdorovoe_i_racionalnoe_pitanie/2012-11-02-65.

5. Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»: утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/ files/documents/2014/11073/2951.pdf.

6. Еругина М.В., Боброва Л.В., Власова М.В. и др. Репродуктивное поведение студенческой молодежи России и Германии // Проблемы управления здравоохранением. 2011. № 5. С. 34-37.

7. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в РФ. М.: ИНФ-РА-М, 2014. 150 с.

8. КлейнерБ.Г. Институциональное управление, институты управления, управление институтами: материалы III Международной конференции «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения». М.: ЦЭМИ РАН, 2013. С. 122-127.

9. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://

federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.

10. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http:// government.ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66. pdf.

11. Лепихина Т.Л., Пепеляева А.В. Анализ взаимодействия формальных и неформальных правил в формировании института здоровьесбережения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 15. С. 50-59.

12. Летуновская С.В. Формирование здоро-вьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования. URL: http://psyjournals. ru/files/44156/Inclusive_edu_Letunovskaya.pdf.

13. Липсиц И. Трансформация культуры и изменения в моделях потребительского поведения // Вопросы экономики. 2012. № 8. С. 64-79.

14. Мальцев С.В., ДавыдоваВ.М., ЗемляковаЭ.И. и др. Условия формирования здоровьесберегаю-щего поведения подростков. URL: http://pmarchive. ru/usloviya-formirovaniya-zdorovesberegayushhego-povedeniya-podrostkov.

15. Музалевский В.М. Институциализация традиционной медицины в современной России. URL: http://dlib.rsl.ru/01004303013.

16. Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории / пер. с англ. М.: ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2012. 584 с.

17. Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 г. URL: http:// mosportal.ru/15/2/i125_4621.htm#.VGRbtjSsVnM.

18. Оздоровительная физическая культура. URL: http://bodyperfection.ru/expert_opinion/ ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura.

19. Пепеляева А.В., Лепихина Т.Л. Роль государства в ограничении институциональных ловушек в системе здоровьесбережения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С.42-52.

20. Попов Е.В., Власов М.В., Симахина М.О. Территориальная модель институтов развития предпринимательства // Журнал экономической теории. 2010. № 2. С. 21-29.

21. Рождественская Л.Н. О вкусном и здоровом общественном питании // ЭКО. 2012. № 1. С. 158.

22. Россияне много работают, мало зарабатывают и рано умирают. URL: http://forum.prokopievsk. ru/showthread.php?t=33826.

23. Спецтема: стресс. URL: http://eurolab.ua/ news/special/stress.

24. Ученые: стресс может быть полезным. URL: http://eurolab.ua/news/special/48842.

National interests: priorities and security Social sphere

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

INFLUENCE OF FORMAL INSTITUTIONS ON HEALTH-PROTECTING BEHAVIOR

Tatyana L. LEPIKHINA, Anna V. PEPELYAEVA

Abstract

Importance The paper considers the determinants of health-protecting behavior. We analyze some formal institutions in the field of health protection. The article offers the comparative characteristics of the target indicators in the basic normative documents regulating the process of health care in the Russian Federation. Objectives We attempted to assess the quality of a number of formal rules involved in the formation of health-protecting behavior in the context of today's Russia.

Methods Methodological basis of the research of health protection processes encompasses an institutional analysis focused on identification of formal institutions, which implies a study of qualitative aspects of formation of health-protecting behavior.

Results The findings disclose contradictions in target objectives of the main strategic documents in the field of health protection of the Russian Federation population. The paper identified the deficiencies in all three blocks of institutional system of managing health protection. We attempted to analyze two normative legal documents

in the field of health protection (The Concept of health care system development until 2020 and the State Program "Development of Health Care") in terms of consistency of purposes and resulting indicators, their scientific validity and feasibility of being achieved. We also carried out the correlation analysis between the researched factors and health care indicators. Conclusions and Relevance The paper showed that the basis of health-protecting behavior lies in the knowledge and motivation of the necessity of health care, which formation depends on the State policy in the field of health protection. The article concludes that most of created formal institutions under institutional system of managing health protection are not effective due to fragmented State policy in the field of health protection, unsatisfactory performance of control mechanisms, lack of coordination between different structures of health protection process control, lack of motivation in attaining health protection by all actors. We have identified the factors of formation of health-protecting behavior, which need special attention by the State authorities.

Keywords: health, health-protecting behavior, formal institutions

References

1. Akopyan A.S. Problema modernizatsii zdra-vookhraneniya - 2020 i fazy institutsional'noi transfor-matsii seti gosudarstvennykh uchrezhdenii [Problem of health care modernization - 2020 and phases of institutional transformation of the State institutions network]. Kachestvennaya klinicheskaya praktika - Qualitative clinical practice, 2010, no. 1, pp. 2-10.

2. Bilovus V.K. Tseli-tsennosti i mediko-sotsial 'nye parametry zdorov 'esberegayushchego povedeniya molodezhi [Goals, values and medical and social parameters of the health-protecting behavior of young people]. Available at: http://dlib.rsl.ru/01004051382. (In Russ.)

3. Vasil'eva E.V. Reiting sub"ektov RF po urovnyu sotsial'no-psikhologicheskogo potentsiala [Rating of subjects of the Russian Federation in terms of the level of social and psychological potential]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii - Journal of economic theory, 2013, no. 3, pp.131-141.

4. Getman S. Elementypravil 'nogo ratsional 'nogo pitaniya [Elements of proper rational nutrition]. Available at: http://wford.ucoz.ru/news/zdorovoe_i_racion-alnoe_pitanie/2012-11-02-65. (In Russ.)

5. Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the State Program "Development

of health care in the Russian Federation" of November 11, 2010 J№ 1950-r. Available at: http://innovation.gov. ru/sites/default/files/documents/2014/11073/2951 .pdf. (In Russ.)

6. Erugina M.V., Bobrova L.V., Vlasova M.V., et al. Reproduktivnoe povedenie studencheskoi molodezhi Rossii i Germanii [Reproductive behavior of the student-age population of Russia and Germany]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem - Health care management issues, 2011, no. 5, pp. 34-37.

7. Kibanov A.Ya., Lovcheva M.V., Luk'yanova T.V. Realizatsiya molodezhnoi politiki v RF [Implementing the youth policy in the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 150 p.

8. Kleiner B.G. [Institutional governance and institutions of governance, managing the institutions] Institutsional 'naya ekonomika: razvitie, prepodavanie, prilozheniya: materialy III Mezhdunarodnoi konferent-sii [Proc. 3d Int. Sci. Conf. "Institutional economics: development, teaching, applications"]. Moscow, CEMI of RAS Publ., 2013, pp. 122-127.

9. The Concept of the health system development in the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: http://federalbook.ru/files/FSZ/sod-erghanie/Tom%2012/1-9.pdf. (In Russ.)

10. The Concept of the Federal special-purpose program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period of 2016-2020". Available at: http://government.ru/media/ files/41d4b1a00210c7effc66.pdf. (In Russ.)

11. Lepikhina T.L., Pepelyaeva A.V. Analiz vza-imodeistviya formal'nykh i neformal'nykh pravil v formirovanii instituta zdorov'esberezheniya [An analysis of interaction of formal and informal rules in the formation of a health protection institution]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2012, no. 15, pp. 50-59.

12. Letunovskaya S.V. Formirovanie zdorov'e-sberegayushchegopovedeniya u shkol 'nikov s normal 'nym i snizhennym intellektom v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [The formation of health-protecting behavior among schoolchildren with normal and sub-normal mental capacity in the conditions of inclusive education]. Available at: http://psyjournals.ru/files/44156/Inclu-sive_edu_Letunovskaya.pdf. (In Russ.)

13. Lipsits I. Transformatsiya kul'tury i izmeneniya v modelyakh potrebitel'skogo povedeniya [Cultural transformation and changes in consumer behavior]. Voprosy Economiki, 2012, no. 8, pp. 64-79.

14. Mal'tsev S.V., Davydova V.M., Zemlyakova E.I. et al. Usloviyaformirovaniyazdorov 'esberegayushchego

povedeniya podrostkov [Conditions of formation of health preserving behavior of adolescents]. Available at: http://pmarchive .ru/usloviya-formirovaniya-zdoroves-beregayushhego-povedeniya-podrostkov. (In Russ.)

15. Muzalevskii V.M. Institutsializatsiya tradit-sionnoi meditsiny v sovremennoi Rossii [Institutionalization of traditional medicine in the context of today's Russia]. Available at: http://dlib.rsl.ru/01004303013. (In Russ.)

16. Maddison A. Kontury mirovoi ekonomiki v 1-2030 gg. Ocherki po makroekonomicheskoi istorii [Contours of the World Economy 1-2030 AD. Essays in Macro-Economic History]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy Publ., 2012,

17. The Public Chamber ofthe Russian Federation. A Report on the state of civil society in the Russian Federation for 2013. Available at: http://mosportal. ru/15/2/i125_4621.htm#.VGRbtjSsVnM. (In Russ.)

18. Health-improving physical education. Available at: http://bodyperfection.ru/expert_opinion/oz-dorovitelnaya-fizicheskaya-kultura. (In Russ.)

19. Pepelyaeva A.V., Lepikhina T.L. Rol' gos-udarstva v ogranichenii institutsional'nykh lovushek v sisteme zdorov'esberezheniya [The role of the State in limiting institutional traps in the system of health preservation]. Natsional'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'- National interests: priorities and security, 2014, no. 6, pp. 42-52.

20. Popov E.V., Vlasov M.V., Simakhina M.O. Territorial'naya model' institutov razvitiya pred-prinimatel'stva [The territorial model of institutions of entrepreneurship development]. Zhurnal ekonom-icheskoi teorii - Journal of economic theory, 2010, no. 2, pp. 21-29.

21. Rozhdestvenskaya L.N. O vkusnom i zdorovom obshchestvennom pitanii [About tasty and healthy public catering]. EKO - ECO, 2012, no. 1, pp. 158.

22. Russians work hard, earn little and die early. Available at: http://forum.prokopievsk.ru/showthread. php?t=33826. (In Russ.)

23. Special topic: stress. Available at: http://euro-lab.ua/news/special/stress. (In Russ.)

24. Scientists: stress can be useful. Available at: http://eurolab.ua/news/special/48842. (In Russ.)

Tatyana L. LEPIKHINA

Perm National Research Polytechnic University,

Perm, Russian Federation

[email protected]

Anna V. PEPELYAEVA

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.