Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the associate professor, [email protected], Russia, Tula, TGPU FGBOU VPO of L.N.Tolstoy,
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the associate professor, [email protected], Russia, Tula, TGPU FGBOU VPO of L.N.Tolstoy,
Subbotina Tatiana Igorevna., Doctor of Medicine, Head of the Department of Biomedical foundations [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.17
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ НА РЕАКТИВНОСТЬ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ 1-2-ГО КУРСОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ
Ю.Л.Веневцева, В.В. Вольф, Е.А.Макарова
Проведение физкультурных занятий у студентов с отклонениями в состоянии здоровья осложняется отсутствием доступных критериев оценки функциональных резервов организма. Выявленные особенности реактивности сердечно-сосудистой системы по данным тренд-анализа у студентов специальной и адаптивной медицинской группы в зависимости от пола и диагноза позволяют индивидуализировать учебный процесс по физическому воспитанию.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, отклонения в состоянии здоровья, сердечно-сосудистая система, артериальное давление
Состояние здоровья студентов вузов России в течение последних лет, по данным медицинских осмотров, оценивается как неблагоприятное, а количество студентов, имеющих те или иные отклонения, остается стабильно высоким [1].
Несмотря на то, что оптимальная двигательная активность является такой же ежедневной биологической потребностью, как потребность в питаниии ночном сне, с началом обучения в вузе ее уровень заметно снижается [2]. Недостаточная физическая активность, способствующая снижению работоспособности, была выявлена у трети студентов, 39 % которых вообще не занимались физической культурой [3].
Отчетливый оздоровительный эффект может быть достигнут при использовании физических упражнений, в том числе во время занятий физкультурой в вузе, только при условии полного соответствия нагрузки функциональному состоянию организма. Повышение функциональных резервов наблюдалось у студентов с отклонениями в состоянии здоровья, занимавшихся в бассейне [4] или в зале с использованием элементов хатха-йоги [5], что указывало на адекватность дозирования нагрузки.
Обычно молодые люди с разными диагнозами направляются в специальное медицинское отделение, при этом формирование групп по медицинским критериям часто не может быть реализовано из-за несовпадения учебного расписания.
Вместе с тем, проведение занятий в группе девушек и юношей с разной степенью снижения адаптационных резервов [6]создает дополнительные трудности для преподавателя при планировании учебной нагрузки. Кроме того, динамика реактивности сердечно-сосудистой системы до и после физкультурного занятия у лиц с разным уровнем здоровья остается малоизученной.
Целью работы явился сравнительный анализ влияния типового физкультурного занятия на сердечно-сосудистую систему студентов с разным уровнем здоровья.
Объект, методы и организация исследования.
С февраля по апрель 2014 года на физкультурных занятиях у студентов 1-2-го курсов ТулГУ было проведено 14 врачебно-педагогических наблюдений (ВПН): 2 - на занятиях легкой атлетикой на стадионе (20 юношейосновной группы), 4 - в бассейне (21 юноша и 25 девушек специальной группы) и 8 - в зале (23 юношей и 39 девушек адаптивной группы, в том числе 2 девушки и 9 юношей наблюдались двукратно). Таким образом, в исследование включены данные 128 студентов - 63 юношей и 64 девушек.
Для оценки влияния физической нагрузки была использована методика тренд-анализа по Т.Э. Кару (1965) с расчетом разности индекса тренда (сдвига) ЧСС и АД при выполнении дополнительной стандартной физической нагрузки (15 с бег на месте в максимальном темпе) до и после занятия. Этот метод, не нарушая структуру занятия, оценивает его «физиологическую стоимость» на основании динамики реакции сердечнососудистой системы на дополнительную скоростную нагрузку. Обычно в состоянии утомления реакция ЧСС и АД приближается к астенической и характеризуется выраженным увеличением ЧСС при относительно небольших сдвигах АД. Оценка проводится по специальной шкале с выделением следующих диапазонов:незначительное, малое, среднее, сильное и очень сильное (чрезмерное) воздействие нагрузки. При наличии отрицательной разности индекса тренда воздействие расценивается как оптимизирующее. Этот обнаруженный нами феномен встречается только у студентов с отклонениями в состоянии здоровья, подтверждая оздоровительное влияние методически правильно проведенного занятия.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Excel 11.0, данные представлены как M±m.
Результаты.На основании имеющихся диагнозов по данным медосмотра в поликлинике юноши адаптивной группы распределились следующим образом: с патологией сердечно-сосудистой системы (ССС) -34,8 %, опорно-двигательного аппарата (ОДА) - 34,8 % (сколиоз, плоскостопие, артриты), с патологией зрения (миопия высокой степени) -13,0 %, органов желудочно-кишечного тракта - 8,7 %, нервной системы -8,7 %.Из 39студенток адаптивной группы 43, 6% имели патологию ОДА,
35,9 % - ССС, 20,5 %-нарушение зрения. Можно видеть, что наиболее часто в адаптивную группу направлялись студенты с патологией ССС и ОДА.
До занятия повышение случайного АД >130 мм рт. ст. наблюдалось у 22,0 % девушек и 37,5 % юношей, тахикардия свыше 90 уд/мин - у 9,5 % девушек и 15,6 % юношей. Данный факт можно объяснить гиперреактивностью на процедуру обследования. После занятия у 31,7 % девушек функциональное состояние улучшилось, т.е. воздействиебыло оптимизирующим, у 19,5 % влияние нагрузки было незначительным, у 17,1 % - малым, у 19,5 % - средним, у 9,8 % - сильным и у одной студентки (2,4 %) - очень сильным, удовлетворяющим критериям выраженного утомления. Представляется, что лучше всего переносили нагрузку девушки с миопией высокой степени: у 6 из 9 студенток воздействие было оптимизирующим. Сильное и очень сильное воздействие нагрузки отмечено у 4 студенток с патологией ОДА, что может быть связано с их общим низким привычным уровнем двигательной активности и, вопреки предположениям, только у одной девушки с патологией ССС.
Аналогичный анализ был проведен и у юношей. В 34,3 % случаев воздействие было расценено как среднее, в 28,1 % - как малое, в 15,6 % -как незначительное и в 15,6 % - как оптимизирующее. Характер реактивности существенно изменился только у двух студентов (6,3 %) с нарушением зрения (миопия высокой степени), указывая на сильное воздействие и утомление. Хуже переносили физическую нагрузку юноши, как и девушки, с нарушениями ОДА, а также, в отличие от девушек, с миопией, особенно при сочетании этих отклонений.
Следует отметить, что достоверных различий в величине средней разности индекса тренда между юношами (0,89+/-0,16) и девушками (0,66+/-0,19) не наблюдалось.
Анализ данных ЧСС и АД при проведении функциональной пробы показал, что у юношей систолическое АД (САД) в фоне было несколько выше (122,4+/-2,9 мм рт. ст.), чем у девушек (117,7+/-1,9 мм рт. ст., тенденция к достоверности), а ЧСС не различались.
Гемодинамические показатели после скоростной нагрузки до занятий у юношей восстанавливались достоверно медленнее, чем у девушек, хотя величина САД сразу после нагрузки была одинаковой (141,5+/-2,9 и 135,8+/-2,3 мм рт. ст.). Так, если у девушек на 2-й минуте восстановительного периода САД было равно 126,1+/-2,0 мм рт. ст., то у юношей - 133,3+/-3,0 мм рт. ст., а на 3-й минуте соответственно 118,3+/-1,9 и 126,1+/-2,9 мм рт. ст. Можно видеть, что у девушек САД вернулось к исходным величинамуже на 3-й минуте, что отсутствовало у юношей, т.е. функциональное состояние юношей перед началом занятий было несколько хуже. Показатели диастолического АД (ДАД) до занятия
(76,6+/-2,2 и 74,3+/-1,5 мм рт. ст.), а также САД, ДАД и ЧСС после занятия не различались.
Все студенты, занимавшиеся в бассейне, относились к специальной медицинской группе, из них 33,3 % юношей и 32,0 % девушек имели отклонения ССС, 28,6 и 32,0 % - ОДА, болезни органов дыхания (бронхиальная астма) - 14,3 и 4,0 %, патологию органов зрения - 14,3 и 16,0 %, органов пищеварения - 4,8 и 16,0 %, а у 1 студента (4,8 %) наблюдалась патология органов мочевыделения. Таким образом, по характеру отклонений адаптивная и специальная группа были сопоставимы.
Вместе с тем, в реактивности СССбыли обнаружены различия. Так, девушки адаптивной группы имели более высокие ЧСС и САД в фоне и в процессе восстановления как до, так и после занятия (Р<0,01), чем девушки специальной группы, при этом средние величины разности индекса тренда, отражающие переносимость занятия, были одинаковыми и располагались в диапазоне малого воздействия.
Противоположная картина наблюдалась у юношей: ЧСС (в фоне до и после занятия) и САД (в фоне до занятия) была достоверно выше у студентов специальной группы, чем адаптивной. Выраженность утомления по данным разности индекса тренда была несколько выше у студентов специальной группы, занимавшихся в бассейне, соответственно 1,14+/-0,22 (среднее) и 0,89+/-0,16 (малоевоздействие, Р>0,05). Можно предположить, что это может быть в определенной степени обусловлено разным характером нагрузок (плавание и гимнастика), используемым в процессе физического воспитания.
При сравнении характера реактивности ССС студентов без отклонений в состоянии здоровья, занимавшихся на открытом воздухе (основная группа, отделение легкой атлетики), и студентов, имеющих отклонения (специальная и адаптивная группа), обнаружено, что единственным различающимся параметром являлась величина ДАД как в фоне, так и в процессе восстановления после 15 с бега. Так, у здоровых юношей величина ДАД была достоверно ниже, при этом тип реакции соответствовал нормоническому, в то время как у юношей как специальной, так и адаптивной группы ДАД после дополнительной нагрузки не снижалось, что свидетельствовало о склонности к гипертензивным реакциям. Следует отметить, что после занятия у студентов основной группы сохранялся нормотонический тип реакции, несмотря на больший объем выполненной ими физической нагрузки: показатели разности индекса тренда располагались на границе между средним и сильным воздействием.
Выводы.
1.По результатам врачебно-педагогических наблюдений, проведенных на занятиях по физическому воспитанию, у подавляющего
числа студентов адаптивной группы (43,7 % юношей и 36,6 % девушек) нагрузка соответствовала функциональным особенностям организма, среднее воздействие отмечено у 34,3 % юношей и 19,5 % девушек, а оптимизирующее - у 15,6 % студентов и 37,1 % студенток.
2. В зоне риска по сниженной переносимости нагрузки могут находиться девушки адаптивной группы с патологией опорно-двигательного аппарата, а также юноши с миопией, что требует большего внимания со стороны преподавателя, в том числе визуального контроля признаков утомления.
3. У юношей вне зависимости от диагноза восстановление после дополнительной скоростной нагрузки происходит медленнее, чем у девушек, что указывает на целесообразность удлинения заключительной части занятия.
4. Девушки адаптивной группы характеризуются более высокой реактивностью сердечно-сосудистой системы, чем девушки специальной группы, в то время как юноши - наоборот.
5. По сравнению со здоровыми студентами, занимающимися в основной группе, у юношей как специальной, так и адаптивной группы диастолическое АД выше при одинаковых величинах систолического АДи ЧСС, при этом характер реакции на дополнительную скоростную нагрузку приближается к гипертензивному.
6. Выявленные данные могут быть полезны преподавателям кафедр физического воспитания и спорта, проводящим занятия со студентами с отклонениями в состоянии здоровья.
Список литературы
1. Новые программы физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования / Н.Н. Нежкина [и др.] // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всерос. конгресса по школьной и университет. медицине. М., 2012. С. 269-272.
2.Van Dyck D, De Bourdeaudhuij, Deliens T, Deforche B. Can Changes in Psychosocial Factors and Residency Explain the Decrease in Physical Activity During the Transition from High School to College or University? IntJBehavMed. 2014. Jul 17.
3. Кузнецов В.Д., Кузнецова Л.М., Зубцов Ю.Н. Риски нарушений здоровья в современном образе жизни учащейся молодежи // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения: материалы 3-го Всерос. конгресса по школьной и университет. медицине. М., 2012.
С. 205-206.
4. Кашмина Е.О., Веневцева Ю.Л. Индивидуализация физических нагрузок у студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. Вып.1. Ч.2. С.52-58.
5.Шишкин П.А., Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Влияние занятий гимнастикой хатха-йога в условиях вуза на параметры психофизиологической адаптации студенток // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. 2010. №3-4 (34-35). С. 103 - 105.
6. Макарова Е.А. Результаты тренд-анализа физической нагрузки студентов адаптивной медицинской группы Физическая культура и здоровье: молодежная наука и инновации: сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2014. С.130-132.
Веневцева Юлия Львовна, д-р мед.наук, проф.,зав. кафедрой, ulvenevtseva@rambler.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Вольф Виктория Викторовна,доц., уу. volf@,mail. ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Макарова Екатерина Андреевна, makaroshka94@,mail. ги студент, Россия, Тула, Тульский государственный университет
INFLUENCE OF PHYSICAL ACTIVITY LESSONS ON CARDIOVASCULAR SYSTEM REACTIVITY IN 1-2 YEAR UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT
HEALTH CONDITIONS
Y.L.Venevtseva, V.V.Wolf, Е.А.Makarova
Lacking of the criteria evaluating the functional reserves of organism make difficult to provide physical education in university students having some medical conditions.
Trend-analysis has been done to examine reactivity revealed some gender features in students according different medical conditions. These facts give the opportunity to individualize load intensity during physical education lessons.
Key words: university students, physical education, impairment of the health, cardiovascular system, blood pressure.
Venevtseva Uliya Lvovna, doctor of medicine science, professor, manager of department, [email protected], Russia, Tula, TulaStateUniversity,
Wolf Viktoriya Viktorovna, docent, [email protected], Russia, Tula, TulaStateUniversity,
Makarova Ekaterina Andreevna, student of Tula State University, [email protected], Russia, Tula, TulaStateUniversity