3. Закон РД «Об образовании» от 03.11.2006 N 57. (Принят народным собранием РД 26.10.2006) // Справочно-правовая система «Консультант +».
4. Запесоцкий, А.С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодежи / А.С. Запесоцкий. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2009. - С. 250-259 с.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. - 5 июля.
6. Левкина, Т.В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Левкина Т.В. - М., 2009. - 28 с.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 // Справочно-правовая система «Консультант +».
8. Омаров, О.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации (на материале Республики Дагестан) : дис. ... канд. пед. наук / Омаров О.Н. - Махачкала, 2007. - 199 с.
9. Президентская инициатива «Наша новая школа» / Источник: Министерство образования и регионального развития РФ, 21.01.2010 // http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
10. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России" // Справочно-правовая система «Консультант +».
Контактная информация: [email protected] УДК 159.9:796.01 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА
Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
В статье рассматривается влияние физической культуры на психологическое благополучие человека. Представлены данные о положительном влиянии физической культуры на психические состояния человека и данные о причинах пассивного отношения к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: психологическое благополучие, психическое состояние, физическая культура, отношение к физической культуре.
INFLUENCE OF THE PHYSICAL CULTURE ON PSYCHOLOGICAL WELLBEING OF THE PERSON
Natalia Leonidovna Ilyina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State University
Annotation
The article analyzes the influence of physical training on psychological well-being of the person. The data about the positive influence of the physical training on mental conditions of the person and data upon the reasons of the passive relation to physical training have been presented.
Keywords: psychological well-being, mental condition, physical culture, relation to physical training.
Под психологическим благополучием понимают слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Для психологии личности имеет существенное значение то, что переживание
благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через него (настроение) субъективное благополучие, как интегративное переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности человека.
Существуют различные способы влияния на психическое состояние человека, и в частности на настроение человека. И здесь физическая культура выступает мощнейшим регулятором настроений человека, а отсюда и регулятором психологического благополучия.
Физическая культура традиционно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А, регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки можно корректировать психические процессы, состояния и свойства.
Движение является физиологической потребностью человека. Потребность в движении заложена в его генетической программе. Определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность.
Подтверждением факта положительного влияния физической активности на психологическое благополучие человека могут служить многочисленные научные исследования. Например, данные американских авторов изучавших влияние физической нагрузки на психические процессы и состояния человека [Уэнберг Р.С., Гоулд Д., 2001] (таблица 1).
Физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный по продолжительности эффект. Срочный эффект (он может быть временным) обусловлен отдельным циклом физической нагрузки. На основании срочного эффекта оценивают психическое состояние непосредственно после физической нагрузки, таким эффектом является снижения состояния тревоги.
Барке и Морган сравнивали влияние на человека ходьбы, медитации и просто тихого отдыха [Bahrke, Morgan, 1978].
Таблица 1
Положительные психологические воздействия физических нагрузок на клинических больных и обычных людей ____________(по данным Уэйнберга Р.С., Гоулда Д (2001))___________
Увеличение Снижение
Умственной активности Абсентеизма
Настойчивости Злоупотребления алкоголем
Уверенности Чувства гнева
Эмоциональной устойчивости Тревожности
Успеваемости Чувства смущения
Внутреннего локуса контроля Депрессии
Памяти Головной боли
Восприимчивости Враждебности
Положительных образов Фобии (чувства страха)
Самоконтроля Психотического поведения
Полового удовлетворения Напряженности
Ощущения благополучия Количества ошибок при выполнении работы
Эффективности работы
Ходьба осуществлялась на тредбане в течение 20 мин с интенсивностью 70% от максимальной частоты сердечных сокращений (физические нагрузки меньшей интенсивности были неэффективными). Было обнаружено, что во всех трех случаях уровень
тревожности снижается. Однако продолжительность сохранения положительных изменений при физической нагрузке дольше. Установлено, что после физической нагрузки уровень тревожности был понижен в течение 2 часов, тогда как у испытуемых контрольной группы после отдыха уровень тревожности восстановился спустя 30 мин.
В другом исследовании оценивали уровень тревожности у мужчин и женщин до и после 45-минутной физической нагрузки аэробной направленности. У представителей обоего пола отмечали значительное снижение уровней тревожности сразу же после нагрузки, восстановление уровней тревожности до исходных длилось 4-6 часов. Спустя 24 часа средние уровни тревожности были идентичны показателям, отмеченным перед тренировочным занятием. Эти данные говорят о том, что ежедневное регулярное выполнение физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги.
Психологи также изучали долгосрочное положительное влияние физических нагрузок, опираясь в частности, на аксиому «в здоровом теле - здоровый дух». Эти исследования в основном были направлены на изучение изменений состояния тревоги и депрессии в течение продолжительного времени.
Показатели в группе мужчин среднего возраста, которые участвовали в различных 6-недельных программах физических тренировок (бег трусцой, плавание, цикличная тренировка и езда на велосипеде), сравнивали с полученными данными в группе испытуемых, которые на протяжении 6 недель вели малоподвижный образ жизни. У испытуемых, занимавшихся физическими нагрузками, наблюдалось снижение уровня депрессии в отличие от «пассивных» испытуемых, эти данные были подтверждены в нескольких аналогичных экспериментах.
В другом исследовании испытуемых произвольно разделили на несколько групп: группа высокоинтенсивных занятий аэробной направленности, группа занятий со средней интенсивностью, а также группа занятий силовой направленности и выполнения упражнений на растягивание. Частота (4 занятия в неделю) и продолжительность (10 недель) были одинаковыми. У испытуемых, выполнявших физические нагрузки средней интенсивности, наблюдали снижение уровня тревожности, в отличие от испытуемых двух других групп. Эти результаты свидетельствуют о том, что более высокие «достижения» физиологического характера не обязательно приводят к значительным «достижениям» психологического плана (таблица 2).
Таблица 2
Длительные физические нагрузки и психическое здоровье __________________(Моrgan, Goldson, 1987)._____________________________
№ п/п Влияние физических нагрузок на психическое здоровье человека
1 Уровень физической подготовленности характеризуется положительной взаимосвязью с психическим здоровьем и самочувствием.
2 Физические нагрузки взаимосвязаны со снижением уровня тревожности.
3 Тревожность и депрессия — характерные симптомы неспособности справиться с психическим стрессом; физические нагрузки взаимосвязаны со снижением уровня депрессии и тревожности.
4 Продолжительные физические нагрузки, как правило, взаимосвязаны со сниженными уровнями тревожности и фобий.
5 Сильно выраженная депрессия требует профессионального лечения, физические нагрузки могут быть использованы как вспомогательное средство.
6 Адекватные физические нагрузки обусловливают снижение различных показателей стресса, таких, как нервно -мышечное напряжение, ЧСС в покое, содержание некоторых гормонов.
7 По мнению современных медиков, физические нагрузки оказывают положительное эмоциональное воздействие на людей любого возраста и пола.
8 Физически здоровые люди, принимающие психотропные препараты, могут выполнять физические упражнения под наблюдением врачей.
Американский исследователь М.Л. Сачс отмечает некоторые условия возникновения положительных изменений настроения ^асЬ8, М.Ь.,1980]. Дистанция должна быть достаточно длинной (6 миль или больше), продолжительность бега - не менее 30 мин (темп - удобный для спортсмена). Респонденты охарактеризовали это чувство как положительное психическое состояние удовлетворения, расслабленности и отсутствия каких-либо усилий.
Наше собственное исследование по профилактике профессионального выгорания, подтверждает эффективность применения средств физической культуры на ощущение человеком психологического благополучия. С этим положением согласен и [Е.А. Митин, 2008].
В ходе эксперимента учителя с высоким уровнем выгорания были разделены на две группы, одна из которых участвовала в тренинге «Счастье в профессии» в объеме 36 часов, целью которого было повысить личностную эффективность путем развития уверенности в себе, приобрести навыки уверенного поведения, научиться эффективным способам самореализации, повысить самооценку и самоуважение, раскрыть личностный потенциал и выработать уверенность в его реализации. Вторая группа, в соответствии с рекомендациями о влиянии физических нагрузок на психическое здоровье [Мо^ап, ОоЫ80п, 1987], не менее четырех раз в неделю выполняла 45-минутнную физическую нагрузку аэробной направленности, средней интенсивности (ходьба, бег трусцой, плавание, цикличная тренировка, езда на велосипеде) в течение 6 недель.
Интересно, что помимо снижения показателей профессионального выгорания, были достигнуты изменения в образе жизни учителей участвовавших в эксперименте с физической нагрузкой. Они отмечали, что за шесть недель участия в эксперименте, привыкли к физическим упражнениям, окрепли физически и занятия спортом стали приносить им удовольствие. Что побудило нас, спустя два месяца после последнего тестирования, провести ещё одно для оценки стойкости достигнутого эффекта.
В результате сравнения показателей в группах получены данные, что у лиц прошедших тренинг выраженность выгорания по всем шкалам приближается к исходной (до тренинга), у лиц завершивших занятия физической культурой похожая тенденция, у учителей, продолжающих заниматься физической культурой, показатели по шкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» либо остались на уровне как после эксперимента, либо продолжают улучшаться, так же, выявлены достоверно положительные изменения по шкале «редукция личных достижений» [Ильина Н.Л., 2010].
Почему же зная такое благотворное влияние физической нагрузки на ощущение психологического комфорта (благополучия), большинство населения достаточно пассивно относится к занятиям физической культурой и спортом? На этот вопрос могут ответить результаты исследования, проведенного ранее на студентах с целью выяснить их отношение к здоровому образу жизни.
Надо отметить, что к своему физическому здоровью подавляющее большинство студентов относятся без особого внимания. Более охотно они рассуждали на тему психологического здоровья, не отмечая взаимосвязи физического и психического. Отличий в отношении к своему физическому здоровью у юношей и девушек нет (за исключением того момента, что девушки большее внимание уделяли проблеме рационального питания). Студенты ограничивались двумя-тремя фразами, характеризующими их нынешнее состояние, и общими фразами о том, как поддерживать и сохранять физическое здоровье в дальнейшем (правильно питаться, заниматься физической культурой, спать достаточное количество времени, не курить). Такое отношение можно объяснить рядом причин, которые выяснились в обсуждениях личных программ сохранения здоровья:
- нет опыта оценки своего физического здоровья (не знают что оценивать, что входит в понятие физическое здоровье кроме отсутствия болезней, и наличия вредных привычек);
— нет знаний о состоянии собственного физического здоровья (уровне физического развития, уровне развития физических качеств - физической подготовленности, функциональных возможностях своего организма в соотношении с данными в своей возрастной категории);
— нет сформированной мотивации к занятиям физической культурой, что обусловлено рядом причин: непониманием причинно-следственных связей двигательной активности и здоровья, негативным опытом, связанным с занятиями физической культурой в школе, а так же имеющимися представлениями о том, что физическая культура это терпение, усталость, пот, боль, отсутствие положительных эмоций и т.д.;
— еще одна причина невозможности написать жизнеспособную программу поддержания физического здоровья на высоком уровне, это отсутствие каких-либо серьезных (ощущаемых) проблем со здоровьем в этом возрасте. А раз студенты не ощущают проблем в физическом состоянии, то не считают необходимым тратить на это силы сейчас.
У студентов, которые относятся к своему здоровью внимательно и понимают, что его нужно сохранять, пока оно еще не потеряно, тоже возникает ряд причин мешающих им начать укреплять физическое здоровье уже сегодня:
— недостаточно знаний о состоянии своего физического здоровья, собственной физической подготовленности и резервах организма;
— нет возможности или умения найти время в режиме дня для занятий физической культурой или спортом;
— нет достаточных материальных средств, чтобы заниматься физической культурой под руководством специалиста, а для самостоятельных занятий нет достаточного опыта.
В любом из двух случаев, студентам не хватает знаний о физической культуре и ее важного влияния на состояние физического и психического здоровья, знаний о навыках укрепления здоровья по средствам физических упражнений и спорта, здоровой привычки организма к физическим нагрузкам, умений рационально организовать режим дня [Ильина Н.Л., 2009]. Аналогичные результаты получены и в исследовании, проведенном в [Григорьев В.И., 2010].
Получается, что студенты, уделяя пристальное внимание своему внутреннему миру - стремясь к психологическому благополучию, не проводят параллели с благополучием физическим. Для обретения психологического благополучия необходимо включить регулярную двигательную активность в «рацион» своего дня.
В итоге, можно сказать, что стремление к психологическому благополучию -это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, мешают межличностным отношениям, нарушают баланс с окружающим миром, могут привести к профессиональной недееспособности (выгоранию), а в целом - вынужденную коррекцию планов на будущее. Физическая культура является мощным регулятором наших психических состояний. Использование средств физической культуры для коррекции настроения и ощущения своего психологического благополучия - необходимое условие полноценной, здоровой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Физическая культура глазами студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 31-34.
2. Ильина, Н.Л. Отношение к физическому здоровью современных студентов // Психология здоровья : новое научное направление : материалы круглого стола с международным участием. - СПб., 2009. - С. 119-124.
3. Ильина, Н.Л. Коррекция профессионального выгорания средствами физической культуры // Ананьевские чтения - 2010 : современные прикладные направления и
проблемы психологии : материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. Ч. 2 / под ред. Л.А. Цветковой. - СПб., 2010. - С. 228-229.
4. Митин, Е.А. Исследование стратегий поведения преподавателей в физкультурно-образовательной среде вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 59-64.
5. Уэнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 229 с.
6. Bahrke, M.S. Anxiety reduction following exercise and meditation / M.S Bahrke, W.P. Morgan // Cognitive Therapy and Research. - 1978. - V. 2. - P. 323-334.
7. Morgan, W.P. and Goldson, S.E. (1987) Exercise and mental health. Washington. DC: Hemisphere.
8. Sachs, M.L. (1980) On the trail of the runner’s high - a descriptive and experimental investigation of characteristics of an elusive phenomenon. Unpublished doctoral dissertation, Florida State University.
Контактная информация: [email protected] УДК 159.9:796.01
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА АДАПТАЦИЮ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДАХ СПОРТА
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (национальный исследовательский университет) (СПГГИ (НИУ) им. Г.В. Плеханова)
Аннотация
В статье рассмотрены объективные факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности, проведено сравнение характера влияния объективных факторов на адаптацию спортсменов в различных видах спорта. Исследование проводилось в двух группах: единоборства (дзюдо) и художественные виды спорта (фигурное катание). Обобщение результатов позволило выделить общие и специфические внешние факторы, влияющие на адаптацию спортсменов к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: адаптация, факторы адаптации, объективные и субъективные факторы, спортивная деятельность.
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE OBJECTIVE FACTORS ON THE ATHLETE’S ADAPTATION TO COMPETITIVE ACTIVITY IN SINGLE COMBATS AND ART SPORTS
Maxim Aleksandrovich Kuzmin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The St-Petersburg State Mining Institute named after G.V. Plekhanov (National Research
University)
Annotation
The article presents the objective factors of athlete’s adaptation to competitive activities; the comparison of type of influence of objective factors on athlete’s adaptation in various sports is carried out. The research was done in two groups: single combats (judo) and art sports (figure skating). Results generalization has allowed defining the general and specific external factors influencing on athlete’s adaptation to competitive activity.
Keywords: adaptation, adaptation factors, objective and subjective factors, sport activities.
В психологии спорта довольно много работ посвящено изучению состава объективных условий соревновательной деятельности [1-10]. Однако изучалось их влияние на совершенно разные в качественном и количественном отношении характеристики адаптации, что не позволяет определить какие-либо единые тенденции. Кроме того, фактически отсутствуют исследования, посвященные сравнению характера влия-