52
Массовая физическая культура и оздоровление населения
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ, НА СТАТОКИНЕТИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ
С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Т.Л. ШАРОВА, Н.А. ГРОСС, И.Ю. БЕРКУТОВА, Н.Л. МАКЕЕВА,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
У детей в возрасте от 3,5 до 10 лет с двигательными нарушениями в группах по 4 чел. (мальчиков и девочек) определялись показатели статокинетической устойчивости до и после выполнения физических упражнений, используемых в реабилитационном занятии. Выявлены различия в степени воздействия физического упражнения на статокинетическую устойчивость. Ходьба по беговой дорожке в течение 10 мин со скоростью 1-2 км/ч является наиболее сильным раздражителем для вестибулярной системы. Менее выраженное влияние оказывают вращения и перемещения в тренажере Гросса и работа ногами на мотомеде.
Отмечена менее выраженная реакция на физические упражнения в группе девочек.
Ключевые слова: реабилитация, дети с двигательными нарушениями, показатели стабилометрии, физические упражнения, статокинетическая устойчивость.
Abstract
Indicators of statokinetic sustainability were defined in children 3, 5 to 10 yerars with motor disabilities (groups n = 4, boys and girls) before and after exercise used in the rehabilitation session. Differences in effects of physical exercise on the statokinetic stability were revealed. Walking on treadmill in 10 min (v = 1-2 km/h) is most active stimulus for vestibular system. Rotations and Gross apparatus training have less influence. In girls reaction on physical load was less prominent than in boys.
Key words: rehabilitation, children with movement disorders, stabilometry indicators, exercise, statokinetic resistance.
Введение
В реабилитации детей с нарушениями двигательных функций большая роль отводится средствам физической культуры. Упражнения, применяемые для коррекции позы, ходьбы или других нарушений, оказывают избирательное воздействие на организм ребенка. Задача специалиста заключается в том, чтобы разработать такой комплекс физических упражнений, который был бы максимально эффективным, учитывал индивидуальные особенности и характер заболевания ребенка. В настоящее время такой подход находится в стадии развития. Это объясняется, с одной стороны, сложностью и большой разновидностью заболевания (в основном - последствия детского церебрального паралича), с другой - трудностью в использовании инструментальных методов применительно к такой категории детей. Тем не менее за последние годы идет накопление новых экспериментальных фактов, совершенствуется медицинская аппаратура, что способствует углублению знаний по проблеме реабилитации детей [2].
Одним из методов, который нашел применение при исследовании пациентов с такого рода нарушениями, является стабилометрия. Она позволяет дать количественную оценку функции равновесия и проводить динамические наблюдения, корректировать правильность выполнения движения посредством решения игровых задач [1]. Используя стабилометрию, в Отделе физической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов
ВНИИФК проведено исследование статокинетической устойчивости детей после выполнения типовых упражнений, применяемых в процессе физической реабилитации.
Цель исследования
Определить влияние типовых упражнений на вертикальную устойчивость детей с двигательными нарушениями.
Методы исследования: стабилометрия, педагогические наблюдения.
Методика
При проведении реабилитационного занятия с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, определялись показатели стабилометрии на компьютерном стабилоанализаторе «Стабиллан-01» в следующих упражнениях: вращения и перемещения в тренажере Гросса без касания пола ногами в течение 3-х мин. Перемещения проводил методист; ходьба по беговой дорожке 10 мин на скорости 1-2,0 км/ч; работа ногами на мотомеде “Reck” в течение 10 мин на скорости 20 об./мин. В один день изучалось только одно упражнение. Тестирование на «Стабиллане-01» проводилось в начале занятия, всегда до и сразу после выполнения упражнения, затем следовало обычное реабилитационное занятие. Исследования проводились у детей в возрасте от 3,5 до 10 лет в группах по 4 человека у мальчиков и девочек. Все дети были с диагнозом ДЦП.
ФНЦ ВНИИФК
Массовая физическая культура и оздоровление населения
53
Результаты исследования
Средние показатели по группам мальчиков и девочек показаны в табл. 1-3.
Анализ данных показал (табл. 1), что после выполнения упражнений улучшение устойчивости в показателе «Смещение по фронтали» с открытыми глазами произошло у мальчиков при работе на мотомеде и у девочек - при ходьбе на беговой дорожке. Это выразилось в переносе наклона тела вперед относительно исходного положения - назад. С закрытыми глазами снизилась величина девиации у девочек при работе на мотомеде и на беговой дорожке. В показателе «Смещение по са-гиттали» с открытыми глазами снижение отклонения отмечено при работе на мотомеде у мальчиков и у девочек. С закрытыми глазами положительная реакция, т.е. перенос наклона тела вперед, наблюдалась только в одном
случае - на беговой дорожке у мальчиков. При выполнении используемых упражнений большее количество положительных изменений с открытыми глазами (4 случая из 6-ти) отмечено в показателе «Смещение по сагит-тали», чем по «фронтали». С закрытыми глазами в двух случаях из шести улучшение наблюдалось по показателю «Смещение по фронтали». Отмеченные положительные реакции свидетельствуют об улучшении статокинетической устойчивости после выполнения упражнений, отрицательные реакции - о выраженном влиянии на организм, приводящем к временной разбалансировке системы. При сравнении абсолютных значений показателей с открытыми глазами после выполнения упражнений наибольшие амплитуды колебания с отклонением назад выявлены в показателе «Смещение по фронтали».
Таблица 1
Показатели смещения по фронтали и сагиттали с открытыми и закрытыми глазами до и после выполнения упражнений
Упражнение Группа Смещение по фронтали, мм Смещение по сагиттали, мм
До упражнения После упражнения До упражнения После упражнения
откр.гл. закр.гл. откр.гл. закр.гл. откр.гл. закр.гл. откр.гл. закр.гл.
Мотомед Мальчики -2,8 2,9 11,4 -24,6 8,7 9,2 1,3 -1,2
Девочки 0,13 -12,8 -2,9 -4,9 3,7 1,7 2,0 -2,3
Беговая дорожка Мальчики 6,5 -0,57 -22,97 -2,0 3,1 -2,0 -2,0 15,3
Девочки -3,1 5,9 0,1 1,2 0,1 8,3 3,2 -0,6
Вращение в тренажере Мальчики 9,8 -3,5 -11,3 -8,1 6,0 5,5 9,8 12,1
Девочки 2,3 -1,5 8,2 -15,3 -4,1 -1,3 -1,6 -5,3
В показателе «Площадь эллипса» (табл. 2), характеризующем общую рабочую площадь опоры, снижение величин отмечено при работе на мотомеде у мальчиков с открытыми глазами и у девочек - с закрытыми глазами. Во всех других случаях площадь эллипса возросла. Самая большая абсолютная величина отмечена в тесте с
открытыми глазами после ходьбы на беговой дорожке у мальчиков, меньшая - при вращениях и перемещениях в тренажере Гросса и при работе на мотомеде. У девочек, как в исходном состоянии, так и после упражнений, абсолютные показатели с открытыми глазами меньше, чем у мальчиков.
Таблица 2
Показатели площади эллипса с открытыми и закрытыми глазами до и после выполнения упражнений
Упражнение Группа Площадь эллипса, кв. мм
До упражнения После упражнения
откр.гл. закр.гл. откр.гл. закр.гл.
Мотомед Мальчики 4586,3 2843,1 3393,9 3367,3
Девочки 841,0 1024,5 1168,5 700,4
Беговая дорожка Мальчики 4260,35 2747,7 8322,6 6678,6
Девочки 1189,6 1236,3 1756,9 1285,3
Вращение в тренажере Мальчики 1374,1 1464,8 3487,2 1950,3
Девочки 770,5 796,1 1522,4 2353,4
ФНЦ ВНИИФК
54
Массовая физическая культура и оздоровление населения
В показателях «Скорости перемещения ЦД» (табл. 3) изменения были аналогичны показателям «Площади эллипса». С открытыми глазами положительных изменений, т.е. снижения показателей относительно исходного уровня, не выявлено. Это свидетельствует о значительном влиянии упражнений на статокинетическую устойчивость, что приводит к вынужденной активизации процессов поддержания вертикальной позы. С закрытыми глазами - близкие к исходным показателям или несколько ниже их отмечены у девочек
при работе на мотомеде и у мальчиков - при вращениях в тренажере Гросса. У девочек абсолютные показатели после выполнения упражнений были ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о лучшем состоянии у них функций равновесия.
Полученные результаты исследования в силу малочисленности данных можно считать предварительными. Тем не менее при организации реабилитационных занятий с детьми они могут быть приняты во внимание.
Таблица 3
Показатели скорости перемещения центра давления с открытыми и закрытыми глазами
до и после выполнения упражнений
Упражнение Группа Скорость перемещения ЦД, мм/с
До упражнения После упражнения
откр.гл. закр.гл. откр.гл. закр.гл
Мотомед Мальчики 42,0 45,8 48,8 54,1
Девочки 23,6 23,9 26,8 23,7
Беговая дорожка Мальчики 59,7 48,9 80,4 93,5
Девочки 45,4 45,0 48,8 47,1
Вращение в тренажере Мальчики 30,4 42,5 49,7 42,1
Девочки 32,6 35,6 40,1 43,7
Выводы
Ходьба по беговой дорожке в течение 10 мин со скоростью 1-2 км/ч является наиболее сильным раздражителем для вестибулярной системы. Менее выра-
женное влияние оказывают вращения и перемещения в тренажере Гросса и работа ногами на мотомеде.
Отмечена менее выраженная реакция на физические упражнения в группе девочек.
Литература
1. Слива С.С. Применение стабилографии в спорте // Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения»: сб. докладов. - Нальчик, 2003. - С. 210-213.
2. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - М., 2005. - С. 169-200.
References
1. Sliva S.S. Use of stabilography in sports // Pervaja Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija “Monitoring fizicheskogo razvitija, fizicheskoj podgotovlennosti razlichnyh vozrastnyh grupp naselenija”: sb. dokladov. -Nal’chik, 2003. - P. 210-213.
2. Kozhevnikova V.T. Modern technologies in complex physical rehabilitation of children cerebral palsy patients. -M., 2005. - P. 169-200.
ФНЦ ВНИИФК