SCIENTIST№1 (1) 2018
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Шишлакова И.А.
В статье представлено описание результатов исследования физических нагрузок на психофизиологическое состояние человека. В ходе исследования было изучено функциональное состояние организма студентов в течении учебного года. Определено, что регулярная физическая нагрузка повышает функциональное состояние организма.
Ключевые слова: функциональное состояние, физическая нагрузка
The article describes the results of the study of physical activity on the psychophysiological state of a person. During the study, the functional state of the body of students during the school year was studied. It is determined that regular physical activity increases the functional state of the body. Keywords: functional state, physical activity
Уровень физического развития студентов напрямую влияет на состояние здоровья, успеваемость и работоспособность. Поддержание морфофункциональных показателей на высоком уровне в студенческие годы профилактирует раннее появление хронических неинфекционных заболеваний, а также способствует повышению уровня работоспособности в период активной трудовой деятельности [1, 2, 4]. В последнее время отмечается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья среди обучающихся АГМУ, что проявляется в увеличении числа студентов специальной медицинской группы. По данным медицинского обследования 2016 года численность студентов 1 курса, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе составляет 23%.
Функциональное состояние организма - интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности. Функциональное состояние имеет тоническую составляющую - базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен, гормональный статус, соотношение активности парасимпатического и симпатического отделов вегетативной н. с.) и физические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации определенных видов деятельности. Определяя параметры деятельности, функциональное состояние самомоделируется ее запросами. В процессе
деятельности различают связанные с Ф. с. уровни работоспособности (умственной и физической), напряжения и степень утомления [1, 3, 5]. С целью изучения данной проблемы на базе АГМУ была проведена исследовательская работа. Исследуемую группу составили студенты 1 курса лечебного факультета.
Цель исследования - определить уровень функционального состояния организма обучающихся 1 курса, отнесённых к специальной медицинской группе, и провести анализ динамики морфофункциональных показателей. Задачи исследования:
1. Определить исходный уровень функционального состояния организма студентов 1 курса в начале 1- го семестра обучения.
2. Определить уровень функционального состояния организма студентов 1 курса в конце 2-го семестра обучения.
3. Провести сравнительный анализ показателей функционального состояния организма студентов 1 курса за год занятий в специальной медицинской группе.
4. Оптимизировать проведение занятий, подобрать более эффективные упражнения.
Результаты и обсуждение
Исследовательская работа проходила на базе АГМУ в период с сентября 2016 г. по май 2017 г. Определение уровня функционального состояния обучающихся 1 курса лечебного факультета АГМУ осуществлялось с помощью следующих проб:
1. Ортостатическая и клиностатические пробы (для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы).
2. Проба Мартине - Кушелевского (для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы).
3. Пробы Штанге и Генчи (для оценки функционального состояния дыхательной системы).
4. Теппинг - тест (для оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата).
Исследуемую группу составили 25 девушек в возрасте 18-19 лет 1 курса лечебного факультета АГМУ.
60 50 40 30 2 20 10 п 4 -^ 40,4 5п 32,5 Ч? 33,8 31-М-щ ||||| 9,7 ■ Нача/о1-го семестра ■ Конец 2-го семестра
и / / / ^ £ ,<г / / ^ * I * / /
Рисунок 1 - Динамика показателей функционального состояния студентов 1 курса специальной медицинской группы.
Я11
о
Гипepтoничecк^+fopнDтoничecки[^ИIrтоIгol^^1чec^íий тип
Рисунок 2 - Динамика показателей функционального состояния сердечнососудистой системы.
На основании результатов функциональных тестов, проведённых в исследуемой группе студентов, выявлена положительная динамика уровня функционального состояния сердечнососудистой, вегетативной нервной, дыхательной систем, а также нервно-мышечного аппарата в течение года занятий физической культурой в специальной медицинской группе. Для закрепления полученного эффекта, ещё большего повышения адаптивных способностей организма и общего оздоровительного действия студентам необходимо регулярно заниматься лечебной физической культурой.
Заключение
Повышение функционального состояния организма студентов медиков является важной стратегической задачей, так как это напрямую отражается на состоянии будущего здоровья и работоспособности. Также, высокий
■ Начало 1-го семестра
■ Конец 2-го семестра
SCIENTIST№1 (1) 2018
уровень физического развития способствует формированию положительного примера врача для пациентов в плане ведения здорового образа жизни. Регулярная адекватная физическая нагрузка поможет повысить адаптивные возможности организма и улучшить общее состояние здоровья.
Список литературы:
1.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология организации учебного процесса / Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для вузов - Москва, 2000. - С. 105-125
2. Демин Д.Ф. Врачебный контроль на занятиях. - с. 25 - 27, М. 2006.
3. Карпман В.Л. Спортивная медицина. — М.: Физкультура и спорт. 2007.
4. Казначеев В.П., Стригин В.М. Проблема адаптации человека (некоторые итоги и перспективы исследования). Новосибирск, 1978.
5. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 2009.