Научная статья на тему 'Влияние финансовых потоков, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь, на структуру финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения'

Влияние финансовых потоков, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь, на структуру финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ГАРАНТИИ / ИСТОЧНИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ / ТАРИФЫ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козьминых С. В.

Хронический дефицит территориальной программы закономерно приводит к тому, что структура финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения искажается и не имеет должного развития. По мнению автора, решить эту проблему можно путем разработки кардинально новой концепции и методики составления перечня платных и бесплатных ресурсов социальной сферы, предоставляемых населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние финансовых потоков, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь, на структуру финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения»

6(48) - 2011

Рынок медицинских услуг

УДК 336.13

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ, НА СТРУКТУРУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С. В. КОЗЬМИНЫХ,

аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: [email protected] Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

Хронический дефицит территориальной программы закономерно приводит к тому, что структура финансовых ресурсов муниципальныхучреждений здравоохранения искажается и не имеет должного развития. По мнению автора, решить эту проблему можно путем разработки кардинально новой концепции и методики составления перечня платных и бесплатных ресурсов социальной сферы, предоставляемых населению.

Ключевые слова: программа, гарантии, источники, финансирование, дефицит, тарифы на медицинские услуги, ресурсы.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется населению в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее — Программа), которая ежегодно утверждается Правительством РФ. Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, нормативы финансирования на одного жителя, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь

и содержит перечень видов заболеваний, при которых гарантированно оказывается бесплатная медицинская помощь. Перечень заболеваний составляется на основе приказа Минздрава России от 27.05.1997 № 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра» и содержит все виды заболеваний, известные современной медицине, по которым гражданам должна оказываться бесплатная медицинская помощь.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и источники ее финансирования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой разрабатывают и утвержда-

ют территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Например, законом Волгоградской области от 30.04.2010 № 2037-ОД была утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2010 г. Дата принятия программы говорит о формальности принятия этого документа. Более того, принятая программа в части определенных мероприятий существенно меняет порядок финансирования медицинской помощи, таким образом, заведомо предопределяя возможности неправильного финансирования на протяжении четырех месяцев до принятия программы.

Исходя из рекомендуемых Правительством РФ нормативов, с учетом структуры заболеваемости на территории Волгоградской области на 2010 г. устанавливаются следующие объемы деятельности медицинской сети по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области на одного жителя:

- скорая медицинская помощь — 0,318 вызова на одного жителя;

- амбулаторно-поликлиническая помощь — 9,535 посещений на одного жителя, из них 8,771 посещений в системе обязательного медицинского страхования и 0,764 посещения по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;

- медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах всех типов — 0,556 па-циенто-дня лечения на одного жителя, из них 0,459 пациенто-дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств системы обязательного медицинского страхования и 0,097 пациенто-дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;

- стационарная помощь — 2,838 койко-дня на одного жителя, из них 1,918 койко-дня в системе обязательного медицинского страхования и 0,920 койко-дня по медицинской помощи, финансируемой за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований [3].

В соответствии с постановлением Правительства РФ [2] расчетная стоимость программы составлена в двух вариантах.

Вариант первый. Расчет проведен с учетом всех статей финансирования в структуре тарифа на медицинскую помощь, оказываемую в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Общая стоимость программы — 19 781 429 тыс. руб., из них средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований составляют 7 028 758 тыс. руб., средства системы обязательного медицинского страхования — 12 752 671 тыс. руб.

Норматив финансирования программы на одного жителя за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств обязательного медицинского страхования составит 7 633,4 руб., в том числе за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований— 2 712,2 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования — 4 921,2 руб.

Вариант второй. Расчет проведен с учетом финансирования только части статей в структуре тарифа на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.

При расчете стоимости программы используются статьи и подстатьи бюджетной классификации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В расчеты средней стоимости койко-дня, средней стоимости посещения, пациенто-дня лечения в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены следующие статьи и подстатьи бюджетной классификации:

- подстатья 211 «Заработная плата»;

- подстатья 213 «Начисления на выплаты по

оплате труда» в размере 26,2 %;

- статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», включающая следующие

расходы на приобретение:

• медикаментов и перевязочных средств;

• мягкого инвентаря и обмундирования;

• медицинского инструментария со сроком службы до 12 мес.;

• реактивов и химикатов, стекла и химической посуды;

• продуктов питания;

• прочих материальных запасов (расходные материалы для рентгеновских кабинетов, электрофизиологических приборов, функциональной диагностики, шовный материал, шприцы, дезинфицирующие средства) и другие лечебные расходы по перечням лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов,

применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы;

- статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» — расходы на приобретение медицинского инструментария со сроком службы более 12 мес.;

- подстатья 226 «Прочие услуги» — в части расходов по оплате анализов и инструментальных исследований, производимых в других медицинских учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), и организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока), по оплате труда врачей-консультантов.

Другие виды расходов медицинских организаций и учреждений при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области и иногородним гражданам в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования должны быть отнесены: для государственных и муниципальных медицинских учреждений — на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, для учреждений и организаций иных форм собственности — на средства собственника.

Потребность в финансировании программы составляет 19 781 429 тыс. руб., из них средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований — 9 261 579 тыс. руб.; средства системы обязательного медицинского страхования области — 10 519 850 тыс. руб. Общий норматив финансирования программы на одного жителя в год составляет 7 633,4 руб.; в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов — 3 573,8 руб., из средств системы обязательного медицинского страхования— 4 059,6 руб. Финансовое обеспечение программы в соответствии с законом Волгоградской области от 03.02.2010 № 1991-ОД «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов», законом Волгоградской

области от 04.02.2010 № 1994-ОД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг.» и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Волгоградской области составляет 14 923 185,4 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований — 7 552 705 тыс. руб., средства системы обязательного медицинского страхования — 7 370 480,4 тыс. руб.

В табл. 1 представлены исчисленная по двум вариантам потребность в финансировании программы, финансовое обеспечение и дефицит средств.

Программа принята по второму варианту, следовательно, дефицит финансового обеспечения по сравнению с потребностью составляет 24,6 %, в том числе в части бюджетного финансирования — 18,5 %, в части средств системы обязательного медицинского страхования — 29,9 %.

Объемы медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы населению конкретного муниципального образования, устанавливаются в виде планов-заданий, а объемы медицинской помощи для медицинских организаций — в виде планов-заказов.

Планы-задания и планы-заказы медицинским организациям и учреждениям могут корректироваться по результатам мониторинга хода реализации программы в течение года в рамках утвержденных общих объемных показателей деятельности системы здравоохранения Волгоградской области. В течение года эта корректировка осуществляется комиссией при администрации области по формированию территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи.

В рамках программы бесплатно предоставляются:

- первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;

- скорая, в том числе специализированная (сани-тарно-авиационная), медицинская помощь;

Таблица 1

Дефицит средств на финансирование программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по двум вариантам

Показатель Исчисленная потребность, тыс. руб. Финансовое обеспечение, тыс. руб. Дефицит, %

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 1 Вариант 2

Денежные средства, всего 19 781 429 19 781 429 14 923 185,4 24,6 24,6

В том числе: - областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; 7 028 758 9 261 579 7 552 705,0 -7,5 18,5

- системы обязательного медицинского страхования 12 752 671 10 519 850 7 370 480,4 42,2 29,9

- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Медицинская помощь, оказываемая муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Волгоградской области в рамах территориальной программы, финансируется за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств государственных фондов обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть программы, которая включает первичную медико-санитарную, в том числе неотложную и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета муниципальными учреждениями г. Волгограда предоставляется дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).

За счет средств бюджета Волгоградской области муниципальным учреждениям предоставляются лекарственные средства в соответствии:

- с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисци-дозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

- с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50 %-ной скидкой со свободных цен.

За счет бюджетных ассигнований местных

бюджетов:

- финансируется первичная медико-санитарная помощь в больничных муниципальных учреждениях здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, а также травмах, отравлениях и других состояниях, требующих госпитализации по экстренным показаниям, лицам, не имеющим полиса обязательного медицинского страхования;

- финансируется неотложная медицинская помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях лицам, не имеющим полиса обязательного медицинского страхования.

За счет средств муниципального бюджета производится:

- обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения лекарственными средствами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами;

- обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения донорской кровью и ее компонентами (по решению органов местного самоуправления);

- организация и проведение мероприятий профилактической направленности муниципальными учреждениями здравоохранения;

- приобретение медицинских иммунобиологических препаратов;

- проведение в муниципальных учреждениях здравоохранения профилактических осмотров в определенных законодательством случаях;

- оплата расходов, связанных с пребыванием в муниципальных учреждениях здравоохранения одного из родителей или иного ближайшего родственника, обеспечивающего уход за ребенком с заболеваниями, определенными настоящим приложением, в соответствии с условиями и порядком оказания медицинской помощи населению Волгоградской области в медицинских учреждениях, участвующих в реализации программы;

- затраты на содержание системы здравоохранения:

• отделения (кабинеты) переливания крови, центры планирования семьи, молочные кухни, хосписы, кабинеты статистики и пр.;

• содержание зданий, сооружений, оборудования, иного имущества (за исключением приобретения мягкого инвентаря и обмундирования для учреждений, работающих в

7х"

53

системе обязательного медицинского страхования), а также оплата услуг транспорта, связи, коммунальных услуг, хозяйственных и прочих текущих расходов в учреждениях здравоохранения муниципальных образований;

• содержание клинических баз, расположенных в муниципальных учреждениях здравоохранения;

- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения:

• приобретение медицинского и прочего оборудования, инструментария, аппаратуры;

• капитальный ремонт;

• обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

• дополнительное финансирование расходов на приобретение медикаментов и расходных материалов при оказании медицинской помощи населению, страдающему тяжелыми формами заболеваний в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Дефицит территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в Волгоградской области как устойчивая тенденция. Со времени введения в Российской Федерации обязательного медицинского страхования на протяжении всех последующих лет и до настоящего времени муниципальное финансирование в Волгоградской области не обеспечивает покрытия расходов, необходимых для покрытия территориальной программы ОМС. В результате этого нарушаются социальные гарантии предоставления предусмотренного объема медицинской помощи или права граждан в части обеспечения принципа бесплатности медицинской помощи.

Основными причинами недофинансирования являются нечеткое законодательное определение обязательств бюджета в объемах и принципах финансирования обязательного медицинского страхования неработающего населения, а также ограниченность средств муниципального бюджета и бюджета фонда ОМС. Дефицит финансирования территориальной программы государственных гарантий по Волгоградской области в 2003—2010 гг. представлен в табл. 2.

Из представленных в табл. 2. данных видно, что финансирование отрасли здравоохранения в Волгоградской области постоянно осуществляется с дефицитом от потребности, рассчитанной по минимальным социальным нормативам. Фактическое финансирование на одного жителя в 2009 г. составило 4 954,6 руб. По этому показателю Волгоградская область находится на 53-м месте среди субъектов Российской Федерации. По стоимости койко-дня в условиях стационарного лечения область — на 66-м месте, а по стоимости амбулаторно-поликлинического — на 69-м [1].

Денежных средств, поступающих в медицинские учреждения из бюджетов всех уровней и системы обязательного медицинского страхования, хватает, в основном только на заработную плату с начислениями. Другие статьи расходов финансируются по остаточному принципу. Фактически в муниципальном здравоохранении г. Волгограда не реализуется ст. 41 Конституции Российской Федерации.

В табл. 3 представлен анализ выполнения территориальной программы госгарантий муниципальными учреждениями здравоохранения г. Волгограда за 2008—2009 гг. Анализ данных, представленных в табл. 3, позволяет констатировать

Таблица 2

Финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий по Волгоградской области в 2003 — 2010 гг.*

Год Потребность в финансировании, тыс. руб. Финансовое обеспечение, тыс. руб. Дефицит финансового обеспечения,% Подушевой норматив финансирования, применяемый при расчете, руб.

Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе Всего В том числе

Бюджет ОМС Бюджет ОМС Бюджет ОМС Бюджет ОМС

2003 6 172 960 3 491 960 2 681 000 4169 515 2 252 819 1 916 696 32,4 35,5 28,5 2 415,53 1 223,38 922,15

2004 6 769 154 3 810 855 2 958 299 4 794 409 2 426 307 2 368 102 29,2 36,3 20 1 789,56 927,52 862,04

2005 9 158 530 4603119 4 555 411 5 750 413 2 967 880 2 782 533 37,2 35,5 38,9 3 426,23 1 722,03 1 704,2

2006 9 830 935 4 899 916 4931019 7 026 089 36 425 043 3 384 046 28,5 25,7 31,4 3 702,5 1 845,4 1 857,1

2007 10 568 612 5 497 733 5 070 879 9183169 4 942 027 4 241 142,1 13,1 10,1 16,4 4 009,8 2 085,8 1 924

2008 12 658 283 6 525 629 6 132 654 12 386 162,5 6414817 5 971 345,5 2,1 1,7 2,6 4 831,5 2 490,8 2 340,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 19 838 595 9 287 879 10 550 716 14 177 820 7 552 704,4 6 625 115,6 28,5 18,7 37,2 7 633,4 3 573,8 4 059,6

2010 19 781 429 9 261 579 10 519 850 14 923 185,4 7 552 705 7 370 480,4 24,6 18,5 29,9 7 633,4 3 573,8 4 059,6

* Таблица составлена по материалам архива Департамента здравоохранения г. Волгограда.

2009 | Исполнено | 3 520 857,3 413112 404 262 | 372 887,3 | | 10 438 736 | 1 188 056,9 | 1 943 744 | 1 477 124,9 348 679 64 464,8 418 323,5

Утверждено | 4 123 481,8 328 826 331 859 383 930,8 | 10 543 781 | 1 508 901,9 1 747 859 | 1 678 230,4 350 859 84 936,8 467 481,8

Рассчитано | 4 757 824,0 324 519 327 519 411 281 9709548 | 1 356 751,6 2 066 232 | 2 367 559,8 347 053 86 541,3 535 690,3

2008 Исполнено | 3 275 198,9 400 686 390 173 326 179,6 | 10 559 395 | 1 096 130,7 1 949 244 | 1 349 809,1 345 374 52 259 451 420,6

Утверждено | 3 973 032,3 329 920 332 920 327 654,5 | 10 570 325 | 1 463 831,8 1 656 966 | 1 645 875,6 344 603 73 209,4 462 460,9

Рассчитано| 3 912 062,2 324 614 327 614 332 291 9 850 978 | 1 285 454,6 2 073 227 | 1 637 722 322 606 64 873,5 591 721,2

2007 Исполнено | 2 645 630,4 397 950 402 130 142 656,13 | 10 546 830 | 893 858,4 2 010 470 | 1 067 943 311230 37 210,7 98 126,7

Утверждено | 2 579 501,5 332 260 336 260 1 444 005,3 | 10 602 200 | 916 371,3 1 662 790 | 957 885,9 368 370 53 138,1 101 600,7

Рассчитано | 3 316 859,7 341 160 345 160 160 813 9850280 | 1 016 029,3 2106200 | 1 197 262 354 810 66 144,7 104 377,4

Единица измерения Тыс. руб. Вызовов, ед. Обслуженных лиц, чел. Тыс. руб. Посещений, ед. Тыс. руб. Койко-дней, ед. Тыс. руб. Пациенто-дней, ед. Тыс. руб. Тыс. руб.

Показатель Объемы оказания и финансирования медицинской помощи, всего В том числе: - скорая медицинская помощь; - амбулаторная помощь; - стационарная медицинская помощь; - стационарно-замещающая помощь (дневные стационары); - прочие виды медицинских и иных услуг

следующее. Во-первых, наблюдается дефицит утвержденных показателей в сравнении с потребностью, то есть с показателями, исчисленными по нормативам. Кроме того, муниципальное здравоохранение не финансируется в полном объеме даже по утвержденным лимитам. Таким образом, происходит двойное секвестирование исчисленной потребности в средствах муниципальных учреждений здравоохранения. Так, в 2009 г. дефицит утвержденных средств по сравнению с исчисленной потребностью составляет 13,3 %, недофинансирование утвержденных лимитов составляет 14,6 %. Таким образом, происходит финансирование всего 74,1 % исчисленной потребности в средствах.

Каким образом можно обеспечить выполнение провозглашенного принципа бесплатности медицинской помощи, если у него отсутствует финансовое подкрепление, то есть он просто продекларирован на бумаге, но фактически не реализуется?

Низкие тарифы в системе ОМС — острейшая проблема финансового обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения. Рассматривая дефицитность территориаль-^ ной программы государственных гарантий, в | первую очередь необходимо обратить внимая ние на низкие размеры тарифов на медицин-« скую помощь в системе обязательного меди-§ цинского страхования, что на протяжении

К

« целого ряда лет является одной из острейших

о проблем финансового обеспечения муни-

Ц ципальных учреждений здравоохранения

» Волгоградского региона.

Л

к В настоящее время медицинская помощь

| оплачивается по укрупненным тарифам, к

& которым относятся койко-день, врачебное

^ посещение и пациенто-день (при лечении в

§ дневном стационаре). Проблема всех стаци-

Ц онаров и поликлиник в том, что эти тарифы

% не покрывают реальной стоимости медицин-

§ ских услуг.

^ Во-первых, потому что не все расходы

| включены в структуру тарифа и предпола-

§ гается, что оставшиеся расходы будут опла-

| чиваться муниципальным бюджетом, чего в

| действительности не происходит, по крайней

§ мере, в полном объеме.

я Во-вторых, те расходы, которые вклю-

§ чены в структуру тарифа на медицинскую помощь и которые, казалось бы, должны этот

тариф формировать значительно ниже, чем это необходимо для оказания медицинской помощи в соответствии с существующими стандартами.

Рассмотрим пример из практики финансового обеспечения здравоохранения. В муниципальном учреждении здравоохранения (МУЗ) «Клиническая больница № 15» г. Волгограда была рассчитана стоимость кардиологического койко-дня инфарктного профиля в соответствии со стандартами лечения. В расчетную стоимость включены только разрешенные из средств ОМС расходы, в общем виде расчет представлен в табл. 4.

Стоимость, по которой эта услуга оплачивалась на территории Волгоградской области в течение 2010 г., составляет 885,4 руб., то есть в 4 раза меньше потребности. Естественно, что при таких расценках пациент не может быть обеспечен необходимыми медикаментами. Это не единичный случай, а закономерность. Аналогичная ситуация — по всем тарифам в системе ОМС.

В табл. 5 представлена информация по исчисленным по действующим стандартам и нормативам расходам и утвержденным (по существующим тарифам) доходам в системе ОМС по всем муниципальным учреждениям Волгограда в 2010 г.

Представленные в табл. 5 данные отчетливо демонстрируют недостаточность действующих в системе ОМС тарифов. Дефицит средств для оказания качественной медицинской помощи в сумме 684,7 млн руб. представляет собой денежное

Таблица 4

Расчет стоимости кардиологического койко-дня инфарктного профиля в системе ОМС, руб

Статьи затрат Сумма

Заработная плата 409,19

Начисление на заработную плату, 26,2 % 109,66

Питание 70,59

Мягкий инвентарь 22,92

Мелкий инструментарий 43,54

Расходы на анализы 8

Расходы на медикаменты (согласно представленным расчетам) 2 757,93

Расходы на медикаменты по параклинике (согласно представленным расчетам) 163,95

Расходы на кислород 23,41

Расходы на 1 койко-день из средств ОМС 3 609,19

Количество дней лечения: 17

Стоимость случая инфаркта из средств ОМС 61 356,28

выражение недостатка лекарственных средств в лечебных учреждениях города, которые не получают пациенты.

Наибольший дефицит средств наблюдается в стационарах, и он практически отсутствует в поликлиниках в связи с тем, что они не несут обязательств по предоставлению пациентам медикаментов.

В условиях явной недостаточности источников наполнения муниципальных бюджетов муниципальная система здравоохранения является финансово крайне неустойчивой и зависящей от бюджета субъекта РФ. Финансовые органы, будучи

Таблица 5

Исчисленные расходы и утвержденные доходы в системе ОМС по муниципальным учреждениям г. Волгограда в 2010 г., тыс. руб.

Наименование МУЗ Утвержденный доход Исчисленный расход Дефицит

Тракторозаводский район, всего 444 142,8 454 152,5 10 009,7

В том числе:

- больница № 2; 20 220 23 158,5 2 938,5

- больница № 4; 98 709,4 108 864,1 10 154,7

- больница № 6; 28 471,6 28 471,6 0

- стоматологическая поликлиника № 3; 9 712,3 9 712,3 0

- стоматологическая поликлиника № 4; 6 297,8 6 297,8 0

- стоматологическая поликлиника № 5; 11 166,5 8 973,9 -2 192,6

- поликлиника № 1; 60 567 60 567 0

- детская поликлиника № 27; 24 662,5 24 662,5 0

- детская поликлиника № 3; 45 285,5 45 285,5 0

- поликлиника № 9; 67 985,5 67 985,5 0

- детская поликлиника № 17; 25 217,9 25 217,9 0

- родильный дом № 1; 34 770,4 34 770,4 0

- женская консультация № 1 11 076,4 10 185,5 -890,9

Краснооктябрьский район, всего 460 305,5 496 365,2 36 059,7

В том числе:

- больница № 5; 146 126,8 169 899,9 23 773,1

- больница № 12; 57 967,5 57 967,5 0

Продолжение табл. 5

Наименование МУЗ Утвержденный доход Исчисленный расход Дефицит

- поликлиника № 8; 30 763,3 36 700,2 5 936,9

- поликлиника № 2; 57 524 57 524 0

- поликлиника № 20; 42 057,3 46 409,7 4 352,4

- детская поликлиника № 1; 40 064,3 40 064,3 0

- детская поликлиника № 2; 20 733 21 715,4 982,4

- стоматологическая поликлиника № 6; 10 338,6 11 353,5 1 014,9

- стоматологическая поликлиника № 7; 16 183 16 183 0

- ЛКД и СПИД 38 547,7 38 547,7 0

Дзержинский район, всего 613 557,9 1 141 392 527 833,7

В том числе:

- больница № 18; 67 952,2 87 052 19 099,8

- поликлиника № 30; 39 710,9 39 710,9 0

- стоматологическая поликлиника № 8; 15 605,2 15 605,2 0

- поликлиника № 28; 66 202,3 66 202,3 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- женская консультация № 6; 8 545,6 8 545,6 0

- Гумракская амбулатория; 5 682,7 3 993,9 -1 688,8

- детская поликлиника № 5; 19 326,9 16 387,5 -2 939,4

- ГКБСМП 25; 310 697,7 824 059,8 513 362,1

- ЦКИ 79 834,4 79 834,4 0

Ворошиловский район, всего 191 982,8 191 982,8 0

В том числе:

- детская поликлиника № 6; 24 882,8 24 882,8 0

- детская поликлиника № 10; 19 360,4 19 360,4 0

- поликлиника № 6; 31 503,9 31 503,9 0

- поликлиника № 4; 34 782,7 34 782,7 0

- стоматологическая поликлиника № 9; 16 368,4 16 368,4 0

- больница № 8 65 084,6 65 084,6 0

Советский район, всего 354 116,3 357 558,2 3 441,9

В том числе:

- больница № 7; 245 824,1 260 468,4 14 644,3

- больница № 11; 48 012,1 50 667,5 2 655,4

- детская поликлиника № 25; 23 934,8 15 552,5 -8 382,3

- детская поликлиника № 31; 27 165,1 21 689,6 -5 475,5

- стоматологическая поликлиника № 10 9 180,2 9 180,2 0

Кировский район, всего 218 157,5 234 418,8 16 261,3

В том числе:

- больница № 1; 67 341 63 632,4 -3 708,6

- КДЦ № 1; 36 739,7 35 995,4 -744,3

- родильный дом № 3; 43 805,5 56 242,3 12 436,8

- поликлиника № 5; 25 132,5 25 888,6 756,1

- поликлиника № 10; 18 096 22 502,7 4 406,7

- стоматологическая поликлиника № 11; 9 037,6 11 519,4 2 481,8

- детская поликлиника № 9 18 005,2 18 638 632,8

Красноармейский район, всего 498 194,6 586 367,4 88 172,8

В том числе:

- больница № 15; 215 887 246 431,9 30 544,9

- больница № 24; 19 460 23 605,5 4 145,5

- родильный дом № 4; 37 844,7 56 438,2 18 593,5

- больница № 16; 81 812,3 114 553 32 740,7

- больница № 22; 48 179,3 50 271,4 2 092,1

- стоматологическая поликлиника № 12; 17 742 19 504,8 1 762,8

- женская консультация № 4; 11 199,4 10 959,3 -240,1

- детская поликлиника № 26; 32 569,4 29 547,4 -3 022

Окончание табл. 5

Наименование МУЗ Утвержденный доход Исчисленный расход Дефицит

- детская поликлиника № 16 33 500,5 35 055,9 1 555,4

Центральный район, всего 224 764,6 227 704,6 2 940

В том числе:

- родильный дом № 2; 33 179,7 35 016,6 1 836,9

- поликлиника № 3; 46 024,3 45 449,2 -575,1

- поликлиника № 12; 25 788,4 25 788,4 0

- поликлиника № 15; 35 597 29 527,4 -6 069,6

- стоматологическая поликлиника № 1; 10 456,8 10 536,8 80

- стоматологическая поликлиника № 2; 12 909,4 14 900,8 1 991,4

- физиотерапевтическая поликлиника; 10 278,2 10 278,2 0

- больница № 3 50 530,8 56 207,2 5 676,4

Итого... 3 005 222 3 689 941,1 684 719,1

заинтересованными в развитии и финансировании своих учреждений здравоохранения, перекладывают ответственность за финансовое обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения на органы местного самоуправления.

Результатом этого становится низкое качество оказания первичной медико-санитарной помощи населению. На взгляд автора, решить эту проблему можно путем разработки кардинально новой концепции и методики составления перечня платных и бесплатных ресурсов социальной сферы, предоставляемых населению.

Таким образом, дефицит территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи закономерно приводит к росту личных расходов пациентов на здравоохранение в тех случаях, когда источник финансирования должен быть совершенно иным. Пациент в стационаре платит не за действительно платные медицинские услуги, а за первичную медицинскую помощь. Вследствие неофициальной и завуалированной подмены субъектов финансовых отношений, фактически расходующих денежные средства в медицинских стационарах и иных учреждениях, структура финансовых ресурсов муниципальных

учреждений здравоохранения искажается и не имеет должного развития.

Выявленная причинно-следственная связь в муниципальных учреждениях здравоохранения на территории Волгоградской области имеет место на протяжении всего периода существования обязательного медицинского страхования.

Список литературы

1. Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году. URL: http://www. minzdravsoc.ru.

2. О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год: постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 811.

3. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2010 г.: закон Волгоградской области от 30.04.2010 № 2037-0Д.

Г

V

58

издательским дом

ФИНАНСЫ

\

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.