УДК 657
Влияние философско-культурных факторов на развитие бухгалтерского учета в Китае
ПЕТРОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет»
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
E-mail: [email protected]
ЛЫМАРЬ МАРИНА ПАВЛОВНА,
преподаватель кафедры «Иностранные языки-1» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Китайские философские учения (конфуцианство, фэншуй, буддизм, инь и ян, а также др.) формировали практику и влияли на технику китайского бухгалтерского учета на протяжении веков. Китайская система бухгалтерского учета традиционно основывалась на конфуцианских учениях и даосской мудрости. Они и сейчас влияют на существующую систему бухгалтерского учета. Исследования как китайских, так и зарубежных ученых показывают, что вне зависимости от смены правящих режимов и официальной идеологии влияние китайской философии и культуры на учет всегда оставалось достаточно сильным.
Современная китайская экономическая мысль трансформируется в сторону рыночной модели, но китайская философия сохраняет свои логические схемы во всей хозяйственной жизни, включая бухгалтерский учет. Данная статья сосредоточена на основных свойствах китайской ментальности, выявленных такими ученым, как Г. Хофстеде, С. Грей и другими, а также на основных положениях базовых учений китайской философии. Показаны основные моменты проявления указанных компонентов китайской культуры на теоретические и практические аспекты китайского бухгалтерского учета. Китайские культурные элементы стали одним из главных факторов (если не доминирующим) в формировании бухгалтерского учета данной страны, наряду с политическими, экономическими, правовыми и др.
Ключевые слова: Китай, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, конфуцианство, фэншуй, буддизм, инь и ян.
Influence of Philosophical and Cultural Factors on Development of Accounting in China
ALEXANDER M. PETROV,
PhD, Professor of the Accounting Department,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
MARINA P. LYMAR,
lecturer of the department «Foreign Languages-1»,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Chinese philosophical doctrines (Confucianism, Feng Shui, Buddhism, Yin and Yan, etc.) were the foundation of the practice of the Chinese Accounting and influenced its techniques for centuries. The Chinese traditional system of accounting was traditionally based on Confucian doctrines and Taoist wisdom; these elements still influence the existing system of accounting. Scientific researches of both Chinese and foreign specialists show that regardless of change of the ruling regimes and official ideology the impact of the Chinese philosophy and culture on the accounting has always remained rather strong.
The modern Chinese economic thought is transformed towards market model, but the Chinese philosophy keeps its logical schemes in all spheres of economic life including accounting. This article focuses on the main properties of the Chinese mentality revealed by such scientist as Hofstede, Gray, etc. as well as on major provisions of basic doctrines of the Chinese philosophy. The article also shows how specific components of the Chinese culture influence theoretical and practical aspects of the Chinese accounting. Chinese cultural elements have become one of the main factors (not to say dominating) in formation of the Chinese accounting, along with political, economic, legal and other factors. Keywords: China, accounting, financial reporting, financial statements, Confucianism, Feng Shui, Buddhism, Yin and Yan.
Об основных философских учениях Китая
Философские ценности в большей степени, чем на Западе, определяют структурную организацию поведения людей Востока, так как глубоко укорененные религиозные и философские убеждения формируют здесь почти беспрекословно соблюдаемые правила поведения. Хотя этнические различия привносят вариации в представление человека о своем статусе, положении в обществе, существует ясно различимая «восточная модель поведения», соответствующая общим религиозным ценностям Азиатского субконтинента. Эта модель независимо от того, применяется ли она к отдельным людям, корпорациям, государственным департаментам или к правительству, напоминает структуру семьи.
Фэншуй — одно из наиболее распространенных философских учений в Китае. При рассмотрении различного влияния на качество жизни у китайцев имеется достаточно яркая идиома: «Первое — судьба, второе — удача, третье — фэншуй, четвертое — благотворительность, пятое — образование». Поскольку нет никакого способа изменить судьбу и удачу, и несмотря на то, что фэншуй занимает третье место, его значение для китайского сознания таково, что он стал первым среди элементов, которые могут быть изменены и которые находятся в пределах человеческого вмешательства, для того чтобы зажить лучшей жизнью. Считается также, что правильным расположением своих домашних или офисных помещений человек способен привести в соответствие небо и землю и относиться к окружающей среде так, чтобы привлечь желаемое космологическое влияние, вмешиваясь в его ход посредством фэншуй.
Конфуцианство, окончательно сформировавшееся в Китае в XII в., рассматривало семью как прообраз всей общественной организации: мы — члены определенной группы, а не индивидуальности. Стабильность общества основана на отношениях неравенства между людьми, точно так же как и в семье. Примерами такой иерархии являются отношения отца и сына, старшего и младшего братьев, мужчины и женщины, правителя и подданного, старшего и младшего друзей (рис. 1). Китайцы убеждены в том, что игнорирование этих типов является причиной беспорядка, преступности и недостаточной общественной ответственности во многих западных странах, где в основном придерживаются только взаимоотношений типа «муж — жена». Лояльность к правителю, сыновья почтительность к отцу, традиционность должны были вести к гармоничному хозяйственному устройству, основанием которого служили бы строгие этические правила, а вершиной — единое государство, управляемое просвещенными и обладающими высшей нравственной мудростью людьми.
Буддийский вариант мироустройства незначительно отличен от понятия лидерства в конфуцианстве и мало пересматривает идею милосердной отцовской власти. Люди живут в условиях жесткой иерархии, однако социальная мобильность все же существует, так как некоторые монархи выходят из низших слоев общества. Хотя система патронажа требует полного подчинения, ее гибкость обеспечивается принципом, согласно которому руководители должны быть чувствительны к проблемам своих подчиненных и вина всегда лежит на начальстве. Буддизм учит, что человек,
Подданный
Сын
Младший брат
Жена
Младший ДРУГ
Рис 1. Иерархия взаимоотношений в Древнем Китае
находящийся наверху, заслужил свое положение достойным поведением в предыдущей жизни. Продвижение по службе задается толчком сверху; лучше конформизм и подчинение, чем борьба за место. Позитивные изменения произойдут с возрастом и старшинством.
Школа легистов сложилась в IV в. до н.э. Оценив различные точки зрения, Хань Фэй, ведущий идеолог древнекитайских легистов, развивает концепцию управления на основе законов. Ле-гисты в принципе отвергали управление, основанное на ритуале и традициях. Выступая против конфуцианцев, они высмеивали их рассуждения о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их «игрой в слова» и сравнивая с детской игрой «приготовления изящных яств из песка». В «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан» — трактат ^-Ш вв.) необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол [1, с. 36]. Звериное начало, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены строгими законами, системой наказаний и поощрений. Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) — так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.
Суждения о необходимости изменений законов в соответствии с изменившимися требованиями
времени имеются в легистской работе «Хань Фэй-цзы» крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), а именно в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени». «Любой закон прежних правителей, — подчеркивал автор этого трактата, — был необходим в свое время. Время и закон развиваются не одинаково, и, пусть старые законы дошли до нас, все же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов прежних правителей (что нужно) и брать за образец то, чем они руководствовались при выработке законов» [1, с. 36]. Попытки исторического подхода к закону придавали легистской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законодательного процесса.
В результате уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления сыграл значительную роль во всей последующей хозяйственной жизни Китая.
Основываясь на Дао де цзине, авторство которого приписывается Лао-цзы, основной идеей даосизма является установление утопического мира, где все живущие равны между собой. Особенность концепции даосов в том, что они рассматривали природное в человеке не как сугубо психофизиологическое, а как воплощение всеобщих и универсальных закономерностей структурной организации и функционирования мира, единых для всей природы, как живой, так и неживой, но не сводимых к ним целиком и полностью в силу определенной специфики, с которой эти всеобщие закономерности проявляются в человеке. Даосы выступали против всякого насилия над человеческой личностью и считали, что привязанность к индивидуальному «Я» нельзя подавлять с помощью насильственных методов, поэтому относились к «культуризаторской» миссии
конфуцианских правил резко негативно. Лао-цзы придерживался такой концепции: все бедствия человечества, все пороки и личности, и общества проистекают именно от этих самых «правил». Идеальный порядок достигается только отказом от всяких правил; их должно заменить следование человеком его «естественной природе». «Правила» есть насилие над человеческой личностью.
Хотя конфуцианство, буддизм, легизм и даосизм значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, взгляды их последователей сходятся в том, что касается понимания коллектива как семьи, получения служебного статуса без какого-либо соперничества, плавного рассредоточения власти, автоматического порядка подчинения и коллективного характера принятия решений.
В иерархически построенной жизни семейного типа система взаимодействия обеспечивается без особых усилий. Мотивацией служит стремление повысить репутацию и престиж группы, что в конечном счете обеспечивает большую защиту и поддержку для ее членов.
Нельзя обойти в данном вопросе и применение философии инь и ян в регулировании социальных процессов в Китае. «Чистый ян» определяет идеологию и внешнюю политику, а «мутный инь» соотносится с внутренними процессами, которые диктуют экономические ограничения. Ян — это энергия, это духовный потенциал, а инь — это средства производства и валовой национальный продукт. Если избыточное внимание уделяется экономическим вопросам в ущерб идеологии, то это указывает на преобладание инь. Если же в планировании экономики довлеет идеология, то это ян внутри инь. Когда действует мощная идеология и дух силен, то это преобладание ян, а когда дух слаб и не способен позитивно повлиять на экономические процессы, то это инь в ян [2]. Достижение гармонии между ними — суть регулирования всех хозяйственных процессов.
Концепция инь и ян происходит от «Цзин-из-менений» и пяти элементов. Взаимодействие инь и ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы: Воду, Огонь, Дерево, Землю, Металл. Данная концепция пришла из действий древних магов — фан ши. Эта древняя магия использует форму гадания, включающую шесть классов: астрологию; альманахи; пять элементов (фан); гадание на растениях (ши) и
панцире черепахи (куй); всевозможные использования божеств; систему форм (син). Сочетание инь и ян обеспечивает основу для понимания, как формируются космологические символы, которые имеют корреляцию в соответствующем человеческом мире. Это также коррелирует с философией единства человека и природы, которая соответствует противоречивым философским течениям, таким как конфуцианские моральные ценности, путь Даоса, нумерологически мыслимое небо и астрологический порядок.
Считается, что эта особенность значительно повлияла на стиль развития мышления китайского народа. Кроме того, конфуцианство очень сильно было подвержено влиянию отношений инь и ян и всегда предлагало «средний путь». «Средний путь» возник из баланса инь и ян и означает понимание неизбежности изменений, готовность к внесению необходимых корректив в течение всей жизни для поддержания гармоничной и взвешенной позиции. По этой причине, мыслится, что инь и ян, фэншуй и конфуцианская философия подразумевают консервативное постижение в китайском стиле жизни.
Современные исследователи отмечают, что именно конфуцианство как официальная идеология оказывает самое существенное влияние на развитие хозяйственной жизни Китая и государственного управления и «по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения... успешно выполняло роль религии» [3, с. 69].
Китайская культурно-философская среда и национальный бухгалтерский учет
Национальная культура и учетная система. Национальная бухгалтерия является частью окружающей ее среды, она формируется во многом внешними эффектами.
Сейчас, в период международного совершенствования учета, выделено два основных подхода к исследованию становления национальных систем бухгалтерского учета: один — дедуктивный, другой — индуктивный. Согласно дедуктивному подходу развитие бухгалтерского учета рассматривается в связи с влиянием факторов окружающей среды. Представители индуктивного подхода определяют развитие бухгалтерского учета в рамках основной национальной модели, которая
и сформировала различие между существующей практикой измерения и раскрытия информации в разных системах бухгалтерского учета [4].
Национальная культура (национальная философия), как нам видится, является одним из важных факторов развития учетной системы страны, наряду с политикой и экономикой. Поначалу этот эффект был замечен только Г. Мюллером [5].
Идеи Г. Мюллера, К. Нобса и Ф. Чоя [6]. Г. Мюллер был первым исследователем дискуссии о классификации субъектов бухгалтерского учета. Он выявил факторы воздействия на учет, такие как правовая система, политическая система, социальный климат, национальная философия и этика и другие, как относящиеся к развитию бухгалтерского учета, однако не предложил точной классификации.
Анализ окружающей среды Г. Мюллера был адаптирован и расширен К. Нобсом, который базирует свою классификацию на эволюционном подходе выявления учетных методов в развитых странах Запада. Однако, как и Г. Мюллер, К. Нобс прямо не выявляет культурно-философские факторы. К. Нобс делает упор на различие между микро- и макроэкономической системами и дальнейшее разделение между существующей экономической системой и практической ориентацией бизнеса. Ф. Чой, основываясь на идеях Г. Мюллера, утверждает, что анализ международных концепций бухгалтерского учета должен основываться на анализе окружающей среды. Его постулат заключается в том, что какие-либо бухгалтерские инновации или развитие учета активизируются неучетными элементами. К этим факторам относятся пять основных элементов, обозначенных как правовые, политические, экономические, философско-культурные и профессиональные воздействия. Среди них особенно выделяется философско-культурное влияние, названное «социальным климатом».
Позднее, в 1970-х гг., появились новаторские исследования Г. Хофстеде [7, с. 243-250], в которых он выделил структурные элементы культуры, которые наиболее сильно влияют на поведение в рабочих отношениях.
Классификация Г. Хофстеде. Г. Хофстеде разработал модель культуры, которая была определена как «коллективное программирование ума». Так, философско-культурный базис включает в себя набор социальных ценностей, которые управляют институциональной формой и практикой [8].
Он выделяет четыре уровня, на которых проявляется этот базис: «Уровень символов, героев, ритуалов и ценностей» [8]. В соответствии с этими разъяснениями бухгалтерский учет осмысляется как система, которая изменяется по национальным культурным признакам.
Г. Хофстеде выделяет следующие измерения (это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой) культуры, опираясь на условия, в которых происходит ин-культурация человека:
• коллективизм/индивидуализм;
• маскулинность/феминность;
• дистанция власти;
• избегание неопределенности.
Критерием различия индивидуалистских и коллективистских обществ служит роль индивида в обществе, благодаря чему определяется его поведение. Коллективистский тип культуры предполагает превалирование интересов общества над интересами индивида, люди живут семьями или семейными кланами. Такие культуры характеризуются: лояльностью по отношению к «Мы-груп-пе»; отсутствием «личного мнения», оно определяется мнением группы. В индивидуалистских обществах дети вырастают в малых семьях и быстро учатся воспринимать свое «Я» отдельно от других людей. Это «Я» определяет личную идентичность человека и отделяет его от других «Я». Дети рано покидают дом и начинают самостоятельную жизнь, уходя из семьи. Ученым отмечена также связь уровня индивидуализма с уровнем материального благосостояния — чем выше уровень жизни, тем выше индивидуализм.
В маскулинных культурах центральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость, конкуренция, соперничество и существуют разграничения мужских и женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не такими важными, на первом плане стоят эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. В маскулинных культурах поощряются амбициозность, соревнование, честолюбие. В работе больше ценится результат, тогда как в феминных культурах — чувство солидарности и скромности.
Дистанция власти — степень готовности общества принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях, учреждениях и
организациях. Степень дистанции власти зависит от типа иерархической структуры власти в государстве (горизонтальная и вертикальная). В культурах с низкой дистанцией власти наибольшее значение придается равенству в отношениях и индивидуальной свободе, в иерархических обществах с высокой дистанцией власти ценностями являются подчеркнутое уважение и послушание по отношению к носителям властных полномочий.
Избегание неопределенности — степень угрозы, испытываемой обществом в неявных, двусмысленных ситуациях. В культурах с высоким уровнем данного показателя наблюдается агрессивность, поскольку для них характерен повышенный стресс для индивидов; существует множество внутренних правил и инструкций, определяющих распорядок рабочего дня; люди не склонны к принятию быстрых изменений. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди больше склонны к риску, для них характерен низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации; люди с отличающимся образом мыслей воспринимаются позитивнее; наблюдается отчетливое противоборство относительно введения формализованных правил, правила устанавливаются только в случае крайней необходимости.
С выделенными типами этико-культурных особенностей Г. Хофстеде связывает процессы культурного измерения и бухгалтерского поведения.
Теория С. Грея.С. Грей определяет культурно-философский базис как систему ценностей, которую разделяют основные группы населения. По словам С. Грея, в теоретическом плане связываются учет и культура, в рамках этой связи может быть оценено влияние культуры на бухгалтерские ценности и учетные изменения. Теория С. Грея строится из социальных ценностей, которые являются истоками учетной субкультуры. Ценностные системы бухгалтеров являются производными от культурно-социальных ценностей со специальной ссылкой на ценности, связанные с работой. Учетные ценности, в свою очередь, влияют на системы бухгалтерского учета, поэтому культурные факторы напрямую оказывают влияние на развитие систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности на национальном уровне [9, с. 1-30]. С. Грей утверждает, что должно быть тесное соответствие между культурной областью и моделью системы бухгалтерского учета. Это базис, на
котором ученый строит свою теорию культурной ревалентности бухгалтерского учета. С. Грей расширил модель Г. Хофстеде гипотезой о существовании бухгалтерской подсистемы, которая создает свою систему ценностей от первичной общественной системы ценностей. С. Грей разработал четыре учетные ценности [10], которые были основаны на рассмотренной выше модели Г. Хофстеде:
• профессионализм/законодательный контроль — предпочтение индивидуальному профессиональному суждению и сохранение профессиональной саморегуляции; как противоположность — соблюдение предписывающих законодательных требований и нормативного контроля;
• однородность/гибкость — предпочтение исполнению единых методов бухгалтерского учета и постоянное использование этой практики в течение долгого времени; как противоположность — гибкость в соответствии с осознаваемыми условиями отдельных компаний;
• консерватизм/оптимизм — предпочтение осторожному подходу к измерениям с тем, чтобы справиться с неопределенностью будущих событий; как противоположность — более оптимистичный, индивидуальный, рискованный подход;
• секретность/прозрачность — предпочтение конфиденциальности и ограничение раскрытия информации о бизнесе только для тех, кто тесно связан с управлением и финансированием; как противоположность — отличие от более прозрачного, открытого и публично подотчетного подхода.
С. Грей также предложил гипотезы, связанные с учетными ценностями. Модель С. Грея была способом попытаться понять степень влияния культурно-философского пласта на учет и уровень, на котором действуют связи между культурой, бухгалтерскими ценностями и практиками бухгалтерского учета. В частности, С. Грей предположил следующее:
• профессионализм будет влиять на характер власти в системе бухгалтерского учета;
• степень однородности будет влиять на то, каким образом система учета применена;
• доля консерватизма будет влиять на методы измерения в системе;
• степень секретности будет влиять на меру раскрытия информации в учетной системе.
Таким образом, терминология бухгалтерского учета происходит от общественного языка; бухгалтерский учет использует язык общества, чтобы объяснить его учетные смыслы.
Проявление основных философско-культурных доктрин и свойств китайской ментальности в бухгалтерском учете
В предыдущем разделе мы раскрыли основные четыре вида культурных измерений Г. Хофстеде. Последующие исследования китайских ценностей Г. Хофстеде и М. Бонда [11] выявили и пятое измерение — краткосрочная и долгосрочная ориентация. Оно также было названо «конфуцианским динамизмом».
Применительно к китайскому обществу культурные аспекты Г. Хофстеде будут выглядеть, как приведено в табл. 1.
Ш. Чоу описал учетную систему и учетные процессы в Китае и текущее состояние бухгалтерской профессии исходя из влияния конфуцианских ценностей. Он пришел к выводу, что учетное измерение и раскрытие бухгалтерской информации в Китае, а также развитие всей системы бухгалтерского учета были, есть и будут ограничены влиянием китайской конфуцианской культуры и производной от нее учетной субкультуры [4].
Если обратиться к религиозно-этическим учениям древнего Китая, можно из их главных постулатов и принципов выделить шесть основных элементов традиционной китайской культуры и философии, которые и по сей день влияют на китайскую учетную систему и бухгалтерскую практику: теория противоположных «И» (справедливость) и «Ли» (прибыль); противоположность доверия и договора; догматические отношения; консервативная мысль; коллективизм; религиозность (обрядовость) [12].
Таблица 2 раскрывает влияние элементов традиционной китайской культуры на национальную систему бухгалтерского учета [13].
Выделяют следующие наиболее весомые культурные воздействия на современный китайский бухгалтерский учет [12]:
• государственная теория (определяет задачи учета, его функции и организацию);
• классовая теория (делает учет политически ориентированным с классовыми характеристиками);
• марксизм (в настоящее время является базовой концепцией бухгалтерского учета, теоретическим бухгалтерским учетом, определяет дальнейшее развитие бухгалтерского учета);
• культурная революция (сильно дискриминировала бухгалтерский учет как сферу знаний и бухгалтера как профессию).
Несмотря на то, что китайская система бухгалтерского учета была выстроена в соответствии со своими традиционными культурно-философскими рамками, до сих пор оказывающими немалое влияние на его дальнейшее развитие, сегодня китайский учет зависит не только от базовых национальных культурных ценностей, но и от обмена опытом с западными культурами.
Общее представление о факторах, влияющих на развитие китайской отчетности, дает рис. 2.
Но несмотря на множество выделенных факторов развития китайского бухгалтерского учета и провозглашение строительства общества социалистического толка, современная китайская действительность во многом остается пронизана основами конфуцианства.
Конфуцианская доктрина [11] ставит подход «срединного пути» над неопределенностью. Акцент конфуцианства на приверженности освященных временем ритуалам и традициям предлагает систему учета, характеризующуюся формой и структурой, которая настаивает на обычаях и традиционной практике, а не на инновационных процессах.
Конфуцианство в силу консерватизма как основного принципа ведения дел сформировало китайскую систему бухгалтерского учета с признаками семейственности и сокровенности. Таким образом, небольшие семейные фирмы не только получили большое распространение на территории Китайской Народной Республики, но и, как правило, деятельность их носит скрытный характер.
Таблица 1
Китайские культурные ценности с точки зрения практики ведения бухгалтерского учета
Культурное измерение Г. Хофстеде Китай
Индивидуализм/коллективизм Дистанция власти Избегание неопределенности Маскулинность/феминность Краткосрочная/долгосрочная ориентация Коллективизм Большая Сильное Недостаток маскулинности, но и не яркая феминность Долгосрочная ориентация
Таблица 2
Влияние китайских философско-культурных элементов на национальный бухгалтерский учет
Философско-культурные элементы Область влияния философско-культурных элементов на бухгалтерский учет Результат влияния философско-культурных элементов на бухгалтерский учет
Концепты инь и ян. Верования фэншуй. Конфуцианство Бухгалтерские методы Методы однократного ввода: - форма Цао Лиу; - Цао Лиу и Цзун Цин; - метод калькулирования итогового баланса «трех колонок»; - метод калькулирования итогового баланса «четырех колонок». Бухгалтерские методы «трех ног». Методы двукратного ввода: - метод «дверей дракона»; - бухгалтерия «четырех ног»; - метод Тянь Ди Хэ
Конфуцианство. Фэншуй Учетная информация Пользователи: император и администрация. Содержание: государственный бюджет и налогообложение. Учетная информация и выводы по фэншуй
Конфуцианство. Фэншуй Учетные регламенты Высокоразвитое государственное регулирование бухгалтерского учета: - государственный контроль в установлении стандартов; - общепринятые негласные учетные стандарты для коммерческих организаций
Конфуцианство. Буддизм Бухгалтерская профессия/бухгалтер Статус бухгалтерской профессии. Государственный учет - это профессия чиновников- дворян. Коммерческий учет - нетитулованные профессионалы
Конфуцианство. Фэншуй Государственный учет Значительная роль в государственной системе. Высокоразвитый государственный учет
Конфуцианство. Буддизм Частный учет Учет без определения прибыли. Значительная роль в обществе
Также конфуцианский консерватизм проявляется в таком учетном подходе, как «сглаживание доходов», включающем в себя попытку стабилизировать доходы путем размывания пиков доходов во времени, которые могут случаться при изменении дохода. Конфуцианский консерватизм рассматривается в бухгалтерии как активный подход для борьбы с рисками, отражая в учете потери в кратчайшие сроки, но откладывая фиксирование прибыли в учете, пока она не будет явно признана. Подход «сглаживания доходов» нацелен на долгосрочную, а не на краткосрочную эффективность.
Традиционная конфуцианская этика не признает мотив и желание прибыли в деятельности организации. Моральное представление конфуцианства сосредоточено на «И» (справедливости),
пока простые люди думают о «Ли» (прибыли). В традиционной китайской культуре «И» и «Ли» были диаметрально противоположными. Желание прибыли воспринималось как зло для общества.
В традиционном способе китайской мысли инь и ян выражаются как аспекты одной и, в конечном счете, той же системы (т.е. духа или тела и т.д.), исчезновение одного из них рушит систему. Под влиянием философии инь и ян китайский учет разработан с четким различием между счетами. Самое передовое в истории бухгалтерского учета изобретение метода двойной записи отражает появление четкого разделения между обязательствами и прибылью. Основным принципом китайского бухгалтерского учета, сформированным под влиянием инь и ян, является то, что денежные притоки должны быть равны оттокам денежных средств.
Политическое влияние
Правила и
правительственная
структура
Культурное влияние
Конфуцианство Фэншуй Инь и ян
Бу;
Эволюция китайского учета
• Бухгалтерские методы
• Учетная информация
• Профессия (бухгалтер)
• Учетные регламенты
• Государственный учет
Технологическое влияние
Устный учет Ручной учет Учет средствами малой механизации Компьютерный учет
Экономическое влияние
Экономическое развитие
Сельское хозяйство Торговля
Рис. 2. Совокупность факторов, оказывающих влияние на эволюцию китайского бухгалтерского учета
Влияние инь и ян также можно увидеть в наименовании учетных техник. В соответствии с системой бухгалтерского учета Лунгмен процесс начинался с Тянь Фанг (небо отражает ян), продолжился в Ди Фанг (земля отражает инь), а процесс их сбалансирования назывался Тянь Ди Хэ, что означает баланс небес (ян) и земли (инь).
Жители Китая традиционно принимали для себя долгосрочную перспективу как самую надежную, а привычные традиционные способы жития — как наиболее правильные. Они поддерживали традиции для того, чтобы обеспечить мирную и надежную окружающую среду, и на протяжении всей истории явно или тайно сопротивлялись изменениям.
В результате проведенного исторического анализа многие исследователи пришли к выводу о том, что «культура» была доминирующим фактором среди воздействий окружающей среды в эволюции китайского бухгалтерского учета.
Литература
1. Удальцов С.Ф. История политических и правовых учений (Древний Восток). СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2007.
2. Виногродский Б.Б. Ментальная матрица власти и тело государственного сознания в китайской традиции. URL: http://www. bronislav.ru/ (дата обращения: 20.05.2015).
3. Ван Цюн. Влияние социокультурных особенностей и национальной идентичности Китая и России на российско-китайские отношения: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.
4. Chanchani S., MacGregor A. A Synthesis of Cultural Studies in Accounting. Journal of Accounting Literature, 1999. URL: http:// www.findarticles.com/p/articles/mi_qa3706/ is_199901/ai_n88 48157/ pg_2 (дата обращения: 20.05.2015).
5. Mueller G. Accounting Practices Generally Accepted in the US versus the Generally Accepted Elsewhere. International Journal of Accountants, Spring, 1968.
6. Gray S.J. Accounting History, vol. IV. Istanbul, Avciol Publishing, 2001.
7. Грушевицкая Т.Г. Категоризация культуры по Г. Хофстеде: концепция ментальных программ // Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2003.
8. Salter S.B., Niswander F. Cultural Influence on the Development of Accounting Systems Internationally: a Test of Gray's (1988) Theory. Journal of International Business Studies, 1995, vol. 26, no. 2.
9. Doupnik T.S., Tsakumis G. T. A Critical Review of the Tests of Gray's Theory of Cultural Relevance and Suggestions for Future Research. Journal of Accounting Literature, 2004, vol. 23.
10. Solas С., Ayhan S. The historical evolution of accounting in China: the effects of culture. Spanish Journal of Accounting History, December 2011, no. 7.
11. Hofstede G., Bond M.H. The Confucius Connection: From Cultural Roots to Economic Growth. Organizational Dynamics, 1988, vol. 16, no. 4.
12. Zhang G. Environmental Influnce on Accounting Development. Environmental Factors in China's Accounting Development since 1949, 2005 (Oevrimigi). URL: https://ep.eur.nl / bitstream/1765/1888/5/Chapter+2.doc (дата обращения: 20.05.2015).
13. Gao S., Handley — Schachler M. The Influence of Confucianism, Feng Shui and Budhism in Chinese Accounting History. Accounting, Business & Financial History, March, 2003, vol. 13.
References
1. Udal'tsov S. F. Istoriiapoliticheskikh i pra-vovykhuchenii (DrevniiVostok) [History of political and legal doctrines (Ancient East)]. Saint Petersburg, Izdatel'skii dom SPbGU — Publishing house of SPbGU, 2007 (in Russ.).
2. Vinogrodskij B.B. Mental'naja matrica vlasti i telo gosudarstvennogo soznanija v kitajskoj tradicii [A mental matrix of the power and a body of the state consciousness in the Chinese tradition]. URL: http://www.bronislav.ru/ (accessed: 20.05.2015) (in Russ.).
3. Van Tsiun. Vliianie sotsiokul'turnykh osoben-nostei i natsional'noi identichnosti Kitaiai i Rossii na rossiisko-kitaiskie otnosheniia: av-toref. dis....kand. polit.nauk [Influence of social and cultural features and national identity of China and Russia on the Russian-Chinese relations. Abstract of Kand. Diss. (Polit.Sc.)], Moscow, 2007 (in Russ.).
4. Chanchani S., MacGregor A. A Synthesis of Cultural Studies in Accounting. Journal of Accounting Literature, 1999. URL: http:// www.findarticles.com/p/articles/mi_qa3706/ is_199901/ai_n88 48157/ pg_2 (accessed: 20.05.2015).
5. Mueller G. Accounting Practices Generally Accepted in the US versus the Generally Accepted Elsewhere. International Journal of Accountants, Spring, 1968.
6. Gray S.J. Accounting History, vol. IV. Istanbul, Avciol Publishing, 2001.
7. Grushevitskaia T. G. Kategorizatsiia kul'tury po G. Khofstede: kontseptsiia mental'nykh programm [Culture categorization according to G. Hofsteda: concept of mental programs]. Os-novy mezhkul'turnoi kommunikatsii — Fundamentals of intercultural communication. Moscow, Iuniti-Dana — Unity-Dana, 2003 (in Russ.).
8. Salter S.B.,Niswander F. Cultural Influence on the Development of Accounting Systems Internationally: a Test of Gray's (1988) Theory. Journal of International Business Studies, 1995, vol. 26, no. 2.
9. Doupnik T.S., Tsakumis G. T. A Critical Review of the Tests of Gray's Theory of Cultural Relevance and Suggestions for Future Research. Journal of Accounting Literature, 2004, vol. 23.
10. Solas C.,Ayhan S. The historical evolution of accounting in China: the effects of culture. Spanish Journal of Accounting History, December 2011, no. 7.
11. Hofstede G., Bond M.H. The Confucius Connection: From Cultural Roots to Economic Growth. Organizational Dynamics, 1988, vol. 16, no. 4.
12. Zhang G. Environmental Influnce on Accounting Development. Environmental Factors in China's Accounting Development since 1949, 2005 (Oevrimigi). URL: https:// ep.eur.nl /bitstream/1765/1888/5/Chapter+2. doc (accessed: 20.05.2015).
13. Gao S., Handley — Schachler M. The Influence of Confucianism, FengShui and Budhism in Chinese Accounting History.Accounting, Business & Financial History, March, 2003, vol. 13.