■ ■ ■ Влияние фейковых новостей на принятие управленческих решений
Надырбегов А.С.
Централизованная исламская религиозная организация
«Муфтият Республики Дагестан». Махачкала, Российская Федерация.
Аннотация. Роль «фейковых» новостей сегодня представляет собой большую проблему по отделению правды от лжи. «Фейки» особым образом влияют на создание представлений об окружающей действительности, так как новости оказывают значительное влияние на аудиторию. В этой связи сформировалось противоречие между колоссальным потоком информации из различных источников, в том числе «фейковой», и трудностью распознания достоверных данных, угрозой формирования ложной картины мира. Проблема не столько в том, что фальшивые новости подрывают рациональные способности граждан, сколько в том, что фальшивые новости - это форма манипуляции, использующая фундаментальную эпистемологическую слабость граждан. Таким образом, реальная опасность заключается в манипулятивном (и пропагандистском) характере эпистемологической угрозы.
Ключевые слова: фейк, новости, управленческие решения.
Для цитирования: Надырбегов А.С. Влияние фейковых новостей на принятие управленческих решений // Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. №1. С. 34-39.
Сведения об авторе: Надырбегов Ахмед Сапиюлаевич. Заместитель председателя межведомственного совета при Министерстве национальной политики Республики Дагестан. Адрес: 368000, Республика Дагестан. г. Хасавюрт ул. Ирчи-Казака 39. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 18. 01. 2023. Принята к печати: 14.03.2023. Фейковые новости как жанр
Под фейковыми новостями обычно понимаются запущенные и опубликованные ложные сообщения, которые распространяются преимущественно в Интернете, особенно в социальных сетях иногда вирусным путем. В коммуникативной науке проводится различие между фейковыми новостями как ярлыком и жанром. Фейковые новости - это ярлык, когда они используются для политической инструментализации. Например, когда бывший президент США заявляет: «...новости фальшивые, потому что так много новостей фейковых». Вы должны подумать о логике этого предложения: новости фальшивые, потому что так много новостей фальшивые. Даже когда ругают «лживую прессу»,
используется ярлык для политической инструментализации и диффамации. Как жанр фейковые новости относятся к дезинформации или ложным новостям 1.
«Анализ и синтез, методы дедукции, аналогия, обобщение, работа с документами позволяют выявить специфику распространения фейковых новостей и охарактеризовать их степень влияния» на информационный мир [Сизова]. Фейковые новости теперь рассматриваются как симптом эпохи постфактум. В 2017 году термин «fake news» был назван «Словом года» по Британскому словарю Коллинза, который назвал его «ложной, часто сенсационной информацией, распространяемой под видом новостных репортажей» (false, often sensational information, disseminated under the guise news reporting)2. «В своем интервью Дональд Трамп даже заявил, что изобрел его: «СМИ - это действительно слово, один из лучших из всех терминов, которые я придумал, - это «фальшивка», - сказал он Майку Хакаби в эфире Trinity Broadcasting. Сеть. «Я предполагаю, что другие люди использовали его, возможно, на протяжении многих лет, но я никогда этого не замечал. И это позор»3 . Collins Dictionary признал, что президент США популяризировал «фейковые новости» за последний год, но сообщил, что впервые они начали использоваться на американском телевидении в 2000-е годы. По оценкам американского словаря Merriam Webster, этимологические корни этого термина восходят к 19 веку, цитируя заголовки, использующие это выражение еще в 1890 году. Настояв на преднамеренности, Уордл и Дерахшан классифицируют фейковые новости в трех категориях [Системность массовых... ].
Дезинформация: информация, которая является ложной, но не была создана с целью причинение вреда; Дезинформация: информация, основанная на реальности, используемая для причинения вреда лицо, организация или страна. Социальные сети являются новыми инструментами распространения ложных слухов, поскольку они обеспечивают широкое распространение достоверность. Американские ученые Синана Арала, Соруша Восуги и Деба Роя, изучая механизмы распространения ложной информации в интернете пришли к выводу: мало того, что люди сами врут, они еще и толерантны к чужой лжи. «Мы проанализировали 126 тыс. цепочек репостов в Twitter с 2006-го по 2017 год и проверили их на соответствие действительности. А потом сравнили динамику распространения истинных и ложных новостей, - пишет Синан Арал4. Поддельные новости распространялись гораздо быстрее, глубже и
1 Новая информационная среда способствует дезинформации// http://mediakritika.by/article/4937/novaya-informacionnaya-sreda-sposobstvuetdezinformacii
2 https://www.politico.eu/article/collins-dictionary-picks-fake-news-as-word-of-the-year/
3 http://edition.cnn.com/2017/10/08/politics/trump-huckabee-fake/index.html
4 https://big-i.ru/innovatsii/tekhnologii/787231
шире, чем правда». По словам Арала, фейковые новости на 70% более результативны.
Таким образом, фейковыми новостями можно называть:
• «Новости, созданные и распространяемые с целью мошеннического присвоения средств и другого имущества потребителей. В качестве примера можно назвать новости с фальшивыми счетами по сбору денег на лечение тяжелобольных детей. После проверок такая информация часто оказывается ложной.
• Новости, созданные и распространяемые с целью повреждения данных пользователя, хранящихся на компьютере» [Ягунов]. Например, в сеть заливается «новость» American Fox News с вредоносным вирусом, в которой говорится о смерти известного актера Брэда Питта, как только нажимается на данную ссылку, компьютер выходит из строя.
• Новости, созданные или распространяемые для привлечения внимания различных компаний, проектов, акций или отдельных лиц. Такие "новости" часто являются фальшивыми, преднамеренно организованными сообщениями, которые побуждают подростков совершать самоубийства, а компании оказываются в кризисной ситуации.
• «Новости, созданные или распространяемые с целью получения определенной выгоды от экономической деятельности или манипулирования рынком» [Ягунов]. Bloomberg Market скопировал дизайн сайта настоящего агентства Bloomberg в свою фейковую новость. В сообщении ложно сообщалось, что клиенты могут получить доступ к Google» [Муратова, Тошпулатова, Алимова].
Фальшивые новости в политических коммуникациях
Существует ряд примеров таких фейковых новостей, с которыми сталкиваются пользователи Viber и WatsApp. Мобильные операторы неоднократно получали выгоду от интернет-трафика благодаря фейковым новостям в социальных сетях о необходимости спасения детей, домашних животных и инфицированных лиц с редкой группой крови, которые пропали без вести. Например, в сети периодически распространяется информация о заболевших или погибших в результате прививочной компании детях. Как правило рассылка проводиться через мессенджеры и иные социальные медиа. Эта информация неоднократно опровергалась врачами и учеными, но фейк однажды пропущенный британским журналом The Lancet продолжает оказывать влияние на события в мире. Речь идет о исследовании семейного врача Эндрю Уэйкфилда, опубликованного в конце 1990-х в, в котором утверждалось, что прививки против кори, краснухи и эпидемического паротита вызывают аутизм. Сегодня уже доказана ошибочность доводов врача, ошибки при
проведении анализа, да и сам журнал удалил материал с пометкой retracted. Но «эффект» этого фейка сохраняется до сих пор.
В области институциональной и политической коммуникации фальшивые новости используются в организованных кампаниях, основанных на технологии и искусственном интеллекте. Вычислительная пропаганда относится к «набор практик, выполняемых компьютерным программным обеспечением для убеждения в благости идей, людей или инициативы» [Манойло, Теличко, Попадюк]. Их формулирование стало широко распространенным в последние годы, и правительства многих стран разработали специализированные команды профессионалов, которые создают или противодействуют таким кампаниям.
Основной задачей фейков в политике является перехват информационной повестки и замыкание ее на себя с тем, чтобы содержание фейка на некоторое время стало навязчивой идеей, подчиняющей себе сознание человека, подпавшего под влияние фейковой новости. В отдельных случаях фейковые новости также могут использоваться и для провоцирования паники, массовых беспорядков, дискредитации публичных политиков и общественных деятелей и тому подобного; в современных информационных операциях фейковые новости используются как один из очень узкоспециальных инструментов управления сознанием и поведением. Наиболее часто фейковые новости используются» [Манойло] в выборной политике.
Заключение
Для эффективного противодействия фейкам необходимо создание системы, способной отражать фейковые новости. В первую очередь речь идет о разработке законодательной базы и если не об ужесточении, то о более конкретизированном подходе к определению фейковых новостей. Ответственность за деструктивныю информацию должны нести не только журналисты и политики, но и блогеры, те, кто является ньюс-мейкерами формирующими общественное мнение.
«Для разоблачения фейковой новости в соцсетях необходим тщательный анализ больших данных для выявления определенных закономерностей, присущих поведению ботов-распространителей: 1) идентичная запись одновременно появляется в не связанных между собой или обладающих крайне слабой связью аккаунтах; 2) запись, которую ретвитят и комментируют не связанные между собой аккаунты при отсутствии хештегов также сигнализирует о том, что информация пущена через фейк; 3) одномоментный ретвит множества участников (будет виден резкий скачок в просмотрах и ретвитах); 4) анализ контента пользователей взаимодействующих друг с другом: если их контент не отличается - это группа ботов» [Садчиков]. Обнаружение хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет говорить о том, что данный «контент
распространяется искусственным, автоматизированным путем. Но в случае, если кампании используют вирусный путь распространения или краудсорсинг, фейковую новость можно идентифицировать, проанализировав связь источника и получателя: если между ними нет связи, либо она слаба, но новость была разделена - это автоматизированная пропаганда» [Судохов].
Источники
Манойло А.В. Фейковые новости как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления [эл. ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41748191
Манойло А.В., Теличко В.И. Попадюк А.Э. Особенности организации противодействия фейковым новостям [эл. ресурс]. - Режим доступа: ttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=46116092
Муратова Н.Ф., Тошпулатова Н.К., Алимова Г.Б. FAKE NEWS: Дезинформация в медиа [эл. ресурс]. - Режим доступа:
https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000374919 (дата обращения 12.01.2023)
Распопова С., Богдан Е. (2018). Фейковые новости: Информационная мистификация: Учебное пособие. Москва: Аспект-Пресс. 112. С. 37.
Садчиков Д.И. Фейковые новости в социальных сетях: механизмы распространения и воздействия на аудиторию [эл. ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59150/1/978-5-91256-403-1_2018_078.pdf
Сизова Ю.С. (2019). Специфика фейковых новостей в современном медиапространстве. Челябинск: ЮУрГУ, СГ-216.
Системность массовых коммуникаций: фейк-ньюс как современный медиафеномен М.: 2023.
Судохов Александр. Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве [эл. ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberieninka.ru/artide/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennommediaprostranstve/viewer
Ягунов Б. Фейковые новости в СМИ [эл. ресурс]. - Режим доступа: https://docs.yandex.m/docs/view?uri=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruCj 0JgxHEOrGd10c_5nGxhXQRw8a6PBrLFgB5UaNb-u2HcBBTlhfp_tC5nwHuJAOSc32bJF0-uQWftm__oQeVVRfaIs2l1XoxIiu8Klnq_QgOjn04Ok62ohcdYchykvA%3D%3D%3Fsign%3 DrjfS8hg0MGUF077oI9QuY1ySdx8bmLEBvN-YgAyCDE%3D&name=6058d951b03f1139268088.docx&nosw=1
■ ■ ■ The impact of fake news on management decision-making
Nadyrbegov A.S.
Centralized Islamic religious organization «Muftiat of the Republic of Dagestan». Makhachkala, Russian Federation.
Abstract. The role of «fake» news today is a big problem in separating truth from lies. «Fakes» have a special effect on the creation of ideas about the surrounding reality,
since news has a significant impact on the audience. In this regard, a contradiction has formed between the colossal flow of information from various sources, including «fake», and the difficulty of recognizing reliable data, the threat of forming a false picture of the world. The problem is not so much that fake news undermines the rational abilities of citizens, but that fake news is a form of manipulation that exploits the fundamental epistemological weakness of citizens. Thus, the real danger lies in the manipulative (and propagandistic) nature of the epistemological threat.
Keywords: fake, news, management decisions.
For citation: Nadyrbegov A.S. The Influence of Fake news on Managerial Decision-making//Communicology: electronic scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 1, pp. 34-39.
Inf. about the author: Nadyrbegov Ahmed Sapiyulayevich. Deputy Chairman of the Interdepartmental Council under the Ministry of National Policy of the Republic of Dagestan. Address: 368000, Republic of Dagestan. Khasavyurt, Irchi-Kazaka str. 39. E-mail: [email protected]
Received: 18. 01.2023. Accepted: 14.03.2023. References
Alexander Sudokhov. The phenomenon of «Fake news» in the modern media space [el. source]: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-feykovyh-novostey-v-sovremennom mediaprostranstve/viewer (In Rus.).
Manoilo A.V. Fake news" as a threat to national security and an information management tool [el. source]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41748191 (In Rus.).
Manoilo A.V., Telichko V.I. Popadyuk A.E. Features of the organization of countering fake news [el. source]: ttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=46116092 (In Rus.).
Muratova N.F., Toshpulatova N.K., Alimova G.B. Fake NEWS: DISINFORMATION IN THE MEDIA [el. source]: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374919 (accessed 12.01.2023) (In Rus.).
Raspopova S., Bogdan E. (2018). Fake News: Information Hoax: A Textbook. Moscow: Aspect-Press. 112 p. (In Rus.).
Sadchikov D.I. Fake news in social networks: mechanisms of dissemination and impact on the audience [el. source]: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59150/1/978-5-91256-403-1 2018 078.pdf (In Rus.).
Sizova Yu.S. (2019). The specifics of fake news in the modern media space. Chelyabinsk: SUSU, SG-216. (In Rus.).
The consistency of mass communications: fake News as a modern media Phenomenon M.: 2023. (In Rus.).
Yagunov B. Fake news in the media [el. source]: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruCj0Jg
xHEOrGd10c_5nGxhXQRw8a6PBrLFgB5UaNb-1u2HcBBTlhfp_tC5nwHuJAOSc32bJF0-
uQWftm_oQeVVRfaIs2l1XoxIiu8Klnq_QgOjn04Ok62ohcdYchykvA%3D%3D%3Fsign%3
DrjfS8hg0MGUF077oI9QuY1ySdx8bmLEBvN-YgAyCD E%3D&name=6058d951b03f1139268088.docx&nosw=1 (In Rus.).