УДК 008
Г.А.Демченко
ВЛИЯНИЕ ФЕСТИВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НА СОХРАНЕНИЕ ИСКУССТВА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В РОССИИ
Статья посвящена возникновению и формированию фестивалей колокольного звона в России. Особое внимание уделяется значению фестивального движения на сохранение искусства колокольного звона. Акцентируется внимание на фестивалях как явлениях преимущественно светского характера, на котором исполнение колокольного звона выделяет первичные признаки музыкального произведения. Определяются тенденции в фестивалях, организованных на базе музеев и религиозных учреждений. Впервые предпринята попытка хронологической систематизации фестивалей, оказавших наиболее существенное влияние на сохранение колокольного искусства.
Ключевые слова: музей, колокола, колокольный звон, фестиваль, колокольный концерт.
Georgiy A. Demchenko INFIUENCE OF FESTIVAL MOVEMENTS ON THE PRESERVATION OF BELL - RINGING ART IN RUSSIA
The article is devoted to the becoming and formation of bell ringing festivals in Russia. Special attention is paid to the significance of the festival movement to preserve the art of bell-ringing. Attention is focused on festivals as phenomena of predominantly secular nature, in which the performance of church bell-ringing singles out the primary signs of a musical work. Organized on the basis of museums and religious institutions trends in festivals are determined. For the first time an attempt was made to systematize festivals chronologically, which proved to be largely influential in preserving bell-ringing art.
Keywords: museum, bells, bell-ringing, festival, bell concert.
Многовековая практика применения колоколов в Русской Церкви выработала четкую систему звонов, которые сообщали о происходящем в приходе событии - встрече архиерея, начале или конце богослужения, погребении или свадьбе. Церковные каноны, регламентирующие звон, как правило, ограничиваются простыми и архаичными из видов звона, таким как перебор, перезвон, благовест. Наиболее поздний и в то же время сложный в исполнительском значении вид звона - трезвон, представляет собой полностью оформленное музыкальное произведение. В разных регионах страны имелись и имеются разные особенности исполнения колокольного трезвона, которые изобилуют народными или авторскими мелодическими рисунками, что позволяет их рассматривать в большей степени как элемент искусства.
Большинство исследователей полагают, что дифференциация концертных колокольных звонов от храмовых начинается на рубеже XIX-XX вв., что было обусловлено началом стандартизации звонничного инструмента и как следствие, переходом его из разряда религиозного в светское действо [12, с.183]. Тогда же предпринимаются первые попытки рассмотрения колокольного звона исключительно как светского музыкального произведения, преимущественно с высокой долей содержания авторских композиций.
Предпосылки возникновения концертного звона можно проследить с начала XIX в. Согласно Церковному Уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется «звон целодневный». Это единственное время в году, когда звон в приделах действующего храма мог совершаться в произвольной форме, в не богослужебное время.
В советский период, после запрещения колокольных звонов и начала заготовления бронзы в промышленных масштабах, колокольный звон как вид народного и храмового искусства практически перестал существовать.
К первой, но безрезультатной, попытке возрождения колокольного звона в качестве музыкального произведения можно отнести «Записку об организации праздника колокольных звонов», написанную директором Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника (ныне Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль») М.С.Кулаковым в 1965, где отмечалось, что «в прошлом колокольные звоны были на вооружении религии, но они никогда не переставали быть музыкой народа» [3]. В дальнейшем в «Проекте плана мероприятий по подготовке Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника к 100-летию со дня основания» также звучал пункт об организации концерта колокольных звонов, однако в последующем он был вычеркнут из документов.
Колокольные звоны в качестве концертных мероприятий прозвучали лишь в 1987 г. в честь празднования 1125-летнего юбилея г. Ростова. Это был первый концерт колокольной музыки, который прошел на Соборной площади Ростовского кремля, звонарями тогда выступили преподаватели Ростовского музыкально-педагогического училища и научный сотрудник
исторического отдела Д.В. Смирнов [5, с. 132].
После этого в Ростове стали проходить различные мероприятия, на которых зазвучали колокольные звоны. В апреле 1988 г. - открытие первого концертного сезона ростовских колокольных звонов; в августе - колокольный концерт на Борисоглебской звоннице [5, с. 134]. В 1989 г. -Всесоюзный фестиваль колокольной музыки с участием специалистов из Архангельска, Борисоглеба, Валаама, Вологды, Западного Берлина, Ленинграда, Москвы, Ростова, Суздаля, Чернигова и ряда других городов. В процессе подготовки к фестивалю на звонницу церкви Воскресения Ростовского кремля под руководством ДВ. Смирнова были подняты 12 колоколов старого литья из фондов «Ростовского кремля». В рамках был организован научный семинар «Колокола и колокольные звоны», а также прошло празднование 300-летия колокола «Сысоя», отлитого в 1689 г. мастером Флором Терентьевым. На этом же фестивале была создана Ассоциация колокольного искусства СССР (впоследствии Всесоюзная колокольная ассоциация). Создание Ассоциации позволило объединить разных специалистов в области кампанологии, а также всех, чья деятельность и научный интерес связан с колоколами [2].
После Ростова во многих исторических музеях становится традиционным проведение фестивалей колокольных звонов. В программы фестивалей помимо исполнения колокольных звонов входят научные конференции колокольной тематики, встречи звонарей и мастеров колокололитейного дела, обмен опытом и мастер-классы, обсуждаются также вопросы развития колокольного искусства, потребности в звонарях и др. Все эти мероприятия направлены на возрождения искусства колокольного звона.
Важная роль в возрождении этих традиций принадлежит Государственному историко-архи-тектурному и этнографическому музею-заповеднику «Кижи». В 1988 г. впервые после долгих лет зазвучали колокола на звоннице часовни Михаила Архангела из деревни Леликозеро. В ознаменовании этого события через десять лет - в 1998 г. - прошел I фестиваль колокольного звона на острове Кижи, в 2004 г. - II фестиваль колокольного звона, особенностью которого стало участие представителей руководства промышленных предприятий страны, которые занимаются отливкой колоколов. В 2014 г. по инициативе музейного звонаря И.И. Хуттера был реализован проект «Возрождение утраченных традиций Русского Севера. Колокольная партитура Кижской волости». Созданная колокольная партитура стала главным результатом, позволила возродить колокольный звон как акустический символ заонежских деревень и неотъемлемую часть историко-культурного наследия мирового значения. По мнению А. Васильева (звонаря Софийской звонницы Новгородского Кремля и музея деревянного зодчества «Витославлицы»), Кижи «хорошо подходят для концертных звонов, менее связанных с каноном и сигнальными функциями, чем звоны, сопровождающие церковные церемонии и праздники, и больше подходящих для эстетического, художественного восприятия» [9]. Возможно, с этой особенностью ландшафта и связано многообразие проводимых концертных мероприятий на территории музея-заповедника «Кижи».
В дальнейшем на территории музея-заповедника «Кижи» стали проходить фестивали колокольных звонов, которые чаще всего приурочены к какому-либо мероприятию. Совместно с Ассоциацией колокольного искусства организуются научно-практические симпозиумы, так на одном из последних («Северные звоны в контексте общерусской колокольной традиции», 2017г.) обсуждались такие темы, как «Колокольный звон в современном звуковом ландшафте», «Фестивали и концерты колокольной музыки», «Колокола и звоны в музеях и музеях-заповедниках» [9].
На сегодняшний день отмечается большое многообразие фестивалей колокольного звона, проводимых на территории всей России, возникают новые, продолжают функционировать старейшие фестивали. Одним из старейших ежегодных фестивалей является Ярославский фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», началом проведения которого было положено в 1992 г. С 2004 г. - Фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» им. Е.В.Колобова. Е.В.Колобов стоял у истоков фестиваля, являлся председателем Всероссийских конкурсов звонарей. В 2017 г. прошел уже XXV фестиваль «Преображение». Однако на сегодняшний день фестиваль значительно расширил концертную программу, и став Фестивалем искусств «Преображение», научное направление в виде конференций было исключено их программы. И исполнение колокольных звонов, на наш взгляд, является лишь частью обширной концертной программы.
С 2000 г. в Республике Татарстан традиционным становится проведение фестивалей колокольного звона, среди которых особую роль и историческую значимость играют фестивали в г. Свияжске, т.к. с середины XVI века отсюда было положено начало «продвижению» в восточные регионы православной религии, храмов, колоколов, искусства колокольных звонов [14].
С 2005 г. на территории Историко-архитектурного комплекса «Усолье Строгановское» проходит Международный фестиваль колокольных звонов и духовной музыки «Звоны России». Отличительной чертой фестиваля «Звоны России» стало использование передвижной звонницы. Данный тип звонницы (состоящей из отдельной разборной сварной рамы, на которую монтируются несколько колоколов, чаще всего малых размеров) может быть установлен на любом месте или транспортном средстве. Подобный вариант мобильной звонницы становится популярным при проведении многих фестивалей колокольного звона по всей России. Такие звонницы в отдаленных чертах сохраняют принцип устройства Церковного звонничного инструмента, но они не предназначены для богослужебного употребления.
С 2005 г. проводится фестиваль, приуроченный ко дню города, «Каменск-Уральский - колокольная столица». В 2005 г. в Архангельске на базе музея «Малые Корелы» прошел фестиваль колокольных звонов, приуроченный к 30-летнию создания архангельской школы звонарей. Начиная с 2009 г., в музее-заповеднике «Томская Писаница» Кемеровской области, проводится областной открытый фестиваль звонарей «Звоны над Томью», который собирает звонарей сибирского региона и центральной части России. С 2013 г. в Иоанно-Богословском монастыре проходит Региональный фестиваль колокольного звона «Рязанские перезвоны».
С 2014 г. в Суздале проходит Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето господне». Традиционно мероприятие открывается на территории архитектурно-музейного комплекса «Спасо-Евфимиева монастыря», на звонницы которого исполняются концерты колокольных звонов. Особенно известными стали выступления легендарного суздальского звонаря В. Гаранина, который вместе с Ю. Юрьевым еще в начале 1980-х гг., вел активную работу по возрождению традиций колокольных звонов в Спасо-Евфимиевом монастыре [8].
Единственным в своем роде является фестиваль «Хрустальные звоны», организуемый сотрудниками Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея с 2005 г. Его особенностью является то, что это единственный в России зимний фестиваль колокольного искусства, приуроченный к празднику Крещение Господня [10]. Главным местом проведения становится Соборная площадь г. Каргополя, на которой сохранился архитектурный ансамбль белокаменных храмов и колокольня, что создает единое акустическое пространство для колокольных звонов.
К числу фестивалей, организаторам которых выступает Церковь, необходимо отметить «Алек-сеевские перезвоны», проводимые в республике Татарстан. Фестиваль проходит на территории Алексеевского района и приурочен ко дню празднования памяти св.Алексия, митрополита Московского и всея России Чудотворца. В 2003 в. Храме Воскресения Христова поселка Алексеевское к Пасхе была установлена звонница, и собственно с этого момента началось проведение ежегодных фестивалей «Алексеевские перезвоны». В данном случае инициатором и организатором является не музей, а приход Святителя Алексия пгт. Алексеевское [7]. Главной целью фестиваля, по словам Протоиерея Павла Чурашова, «является сохранение искусства колокольного звона как наследия наших предков, традиции использования звонов в храмовом богослужении» [13, с. 5]. По итогам фестиваля издаются сборники научных статей, таким образом, церковь берет на себя функции научного учреждения культуры, помимо просветительской работы, ведется научная деятельность. В настоящее время пгт. Алексеевск приобрел статус одного из значимых центров колокольного искусства в России.
В 2017 г. в г.Новокузнецке Кемеровской области при старообрядческом храме «Всем скорбящим радость» по инициативе Русской Православной Старообрядческой Церкви был организован I Сибирский фестиваль колокольного звона.
Характерной особенностью большинства фестивалей является то, что исполняемые на них колокольные звоны являются преимущественно реконструкцией дореволюционных звонов с высокой долей условности, т.к. исторические музеи хотя и располагают колоколами старинного литья, но большинство из них собранны случайно. Сохранить колокольный подбор и преемственность традиции исполняемых на них колокольных звонов удалось лишь в Псково-Печерском монастыре, Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» и в Свято-Троице Сергеевой Лавре. Исполняемые в других музеях звоны, как правило, оторваны от традиции и являются результатом творчества современных звонарей, а соответственно не могут претендовать на историческую достоверность. В этих условиях в большей мере создаются новые трансформации и варианты.
В заключении отметим, что в рамках статьи не предполагается рассмотреть все действующие
фестивальные движения колокольных звонов проходящих на территории России, но лишь обозначить наиболее важные из них. Сегодня, когда происходит массовое возрождение искусства колокольного звона, восстанавливаются и реконструируются звонницы и колокольни, фестивали играют особую роль в сохранении и популяризации колокольного звона [6, 14].
Фестиваль колокольного звона в России представляет собой мероприятие социально-культурной и научной направленности, длящееся несколько дней (в основном от двух до пяти), и проводимое преимущественно в летнее время с привязыванием к каким-либо церковным праздникам. В программу мероприятия традиционно входит выступление звонарей, концерты колокольных звонов, проходит обмен исполнительским опытом звонарей и обучение технике колокольных звонов (так называемые мастер-классы). Организуются научные конференции, «круглые столы» и дискуссии. Результатом проведения фестивалей чаще всего становится выпуск сборника докладов соответствующей тематики. Все это способствует популяризации колокольного звона как музыкального произведения. На многих фестивалях популярность приобретают передвижные звонницы. При этом, если первоначально организаторами подобных мероприятий являлись в основном светские учреждения культуры - музеи, то теперь все чаще в качестве инициаторов и организаторов выступает церковь, что обусловлено потребностью в ревитализации колокольных звонов на воссоздаваемых приходах и в строящихся храмах.
Литература
1.Архангельская школа звонарей [Электронный ресурс] / Сайт Международный центр колокольного искусства - Режим доступа: http://www.kolokola.ru/index.shtml7arhcenter (дата обращения 06.10.2017).
2. Благовещенская Л.Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова. -Ленинград, 1990. - 17 с.
3. Букреева О.В. Попытки возрождения ростовских звонов во второй половине XX в. / Сообщения Ростовского музея: [Сб. ст.]. Вып. 16. - Ростов, 2006. - С. 365-374.
4. Виденеева А.Е., Грудцына Н.В. 25-летие основания ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом //В сборнике: Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: матер.Х1У Междунар. науч. конф., в 2 ч.. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»; Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»; Свято-Алексе-евская Иваново-Вознесенская Православная Духовная семинария; АНО ДПО «Научно-образовательный центр гуманитарных проектов»; Ивановский филиал НОУ ВПО «Институт управления». - 2015. - С. 268-273.
5. Ким Е.В. Материалы к «Летописи Ростовского музея» 1987-1998. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XIV. Ростов, 2003. - С. 132 - 148.
6. Мальцев С.А. Русские колокольные звоны в начале XXI века / / Колокольные звоны: история, традиции, современность: сб. ст. по итогам работы Всерос. науч.-практ. конф. в рамках XV Фестиваля колокольного звона «Алексеевские перезвоны», 26-29 мая 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 23-29.
7.Алексеевское благочиние Чистопольской епархии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prihod-alex.ru (дата обращения 12.10.2017).
8. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vladmuseum.ru/ (дата обращения 23. 11.2017).
9.Государственного историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/ (дата обращения 11. 12.2017).
10. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.karmuseum.ru/ (дата обращения 15. 12.2017).
11. Тосин С.Г. Колокольный звон в России: традиция и современность: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / С.Г.Тосин; [Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки]. -Новосибирск, 2010. - 45 с.
12. Тосин С.Г. Русская звонница: Конструктивные особенности и вопросы исполнительства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02. - Новосибирск, 2001. - 266 с.
13. Чурашов П. Фестиваль «Алексеевские перезвоны» в поселке Алексеевское как площадка возрождения колокольных звонов / / Колокольные звоны: история, традиции, современность: сб. ст. по итогам работы Всерос. науч.-практ. конф. в рамках XV Фестиваля колокольного звона «Алексеевские перезвоны», 26-29 мая 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 3-5.
14. Яковлев В. И. Колокола в исторической памяти народов России. К постановке проблемы. / / Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Изучение и сохранение русского фольклора в полиэтническом социокультурном пространстве», 2016. - С. 16-21
References
1. Arkhangelsk school of bell ringers [Electronic resource] / Web-site International center of bell art -URL: http://www.kolokola.ru/index.shtml7arhcenter
2. Blagoveshchenskaya L.D. Belltower with the selection of bells and bell ringing in Russia: the abstract of the dissertation ... the contribution of art history: 17.00.02 / Leningr. Institute of Theater, Music and Cinematography. N. K.
Cherkasova. - Leningrad, 1990. - 17 p.
3. Bukreeva O. V. Attempts to revive Rostov bell ringing in the second half of the twentieth century. / Reports of the Rostov Museum: [Sat. item]. Issue. 16. - Rostov, 2006. - P. 365-374.
4. Videneeva AE, Grudtsyna N.V. The 25 th anniversary of the founding of the association of bell-riniging art of Russia in Rostov the Great // In the collection: State, society, church in the history of Russia XX-XXI centuries. Materials of XIV International conference: Ivanovo State University; Ivanovo branch of FGBOU HPE "Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation"; St. Alekseevskaya Ivanovo-Voznesenskaya Orthodox Theological Seminary; ANO DPO "Scientific and Educational Center for Humanitarian Projects"; Ivanovo branch of the Institute of Management. - 2015. - P. 268-273.
5. Kim E.V. Materials for the "Chronicle of the Rostov Museum" 1987-1998. / / Communications of the Rostov Museum. Issue XIV. Rostov, 2003. - P. 132 - 148.
6. Maltsev S.A Russian Bell Ringing at the Beginning of the 21st Century / / Bell Ringing: History, Traditions, Modernity: Sat. Art. on the results of the work of Russian scientific-practical. Conf. Within the framework of the 15th Bell Ringing Festival "Alekseevsky Chimes", May 26-29, 2017 - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2017. - P. 23-29.
7. The web-site of the Alekseevsky Deanery of the Chistopol Eparchy of the Tatarstan Metropolia of the Russian Orthodox Church Moscow Patriarchate [Electronic resource] - URL: http://www.prihod-alex.ru/?
8. The web-site of the State Vladimir-Suzdal Historical, Architectural and Art Museum-Reserve [Electronic resource] - URL: http://www.vladmuseum.ru/
9. The web-site of the State Historical-Architectural and Ethnographic Museum-Preserve "Kizhi" [Electronic resource] - URL: http://kizhi.karelia.ru/
10. The web-site of the Kargopol Historical, Architectural and Art Museum [Electronic resource] -URL: http://www.karmuseum.ru/
11. Tosin S.G. Bell-ringing in Russia: tradition and modernity: the abstract of the dis. ... PhD: 17.00.02 / S.G. Tosin; [Protection: Novosib. state. conservatory. M.I. Glinka]. - Novosibirsk, 2010. - 45 p.
12. Tosin S.G. Russian belfry: Structural features and questions of performance: the dissertation ... The candidate of art criticism: 17.00.02. - Novosibirsk, 2001. - 266 p.
13. Churashov P. The Alekseevsky Chimes Festival in the Alekseevskoye settlement as a playground for the revival of bell-ringing. // Bell-ringing: history, traditions, modernity: Sat. Art. on the results of the work of Vseros. scientific-practical. Conf. Within the framework of the 15th Bell Ringing Festival "Alekseevsky Chimes", May 26-29, 2017 - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2017. - C.3-5.
14. Yakovlev VI Bells in the historical memory of the peoples of Russia.To the statement of the problem. / / Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Study and Preservation of Russian Folklore in a Polyeth-nic Sociocultural Space", 2016. - P. 16-21
УДК 378.02
Ф.КЗайнуллина
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Устойчивость личности является устойчивостью её самоорганизации, умением отстаивать и реализовывать свои личностные позиции, так как она неразрывно связана с проблемой целостности личности. Формирование гражданской устойчивости у студентов невозможно без воспитания патриотических качеств личности, психологической и нравственной устойчивости, которая формируется у режиссёров в процессе творческой деятельности.
Ключевые слова: устойчивость личности, гражданское воспитание, творческое мышление, творческая деятельность, патриотизм, нравственная устойчивость, психологическая устойчивость.
Farida K. Zaynullina CIVIC EDUCATION SUSTAINABILITY DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS IN THE PROCESS OF CREATIVE ACTIVITIES
Today, in Russia, due to the crisis in the education system, the reform and the birth of new social institutions that declare social justice, the system of traditional values, one of the global problems in the education of the young generation was the issue of civil stability of the individual, which is not possible without civil education. Civic education today is impossible without the education of civic stability, which is defined as the ability of the system to maintain a quality state, a certain mode of its functioning. The formation of civic stability requires education of patriotism, stable beliefs, education of morality, education of psychological stability, etc. Students of higher educational institutions develop civic stability through the education of their active life position, critical thinking, collective interaction, cooperation of teachers and students, creativity in the process of educational and educational processes that allow students to change, adjusting to the level of conscious behavior, otherwise look at the world around them.
Keywords: the stability of personality, civic education, civil resilience, creative thinking, creative activity, patriotism, moral stability, mental stability.
Сегодня в России из-за кризиса в системе образования, реформирования и рождения новых социальных институтов, заявляющих о социальной справедливости, системе традиционных