Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФЕМИНИЗМА НА РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА'

ВЛИЯНИЕ ФЕМИНИЗМА НА РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феминизм / кинематограф / режиссер / male gaze / репрезентация / женский образ / феминистская теория / гендерные стереотипы.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фёдорова Александра

В статье приведен анализ развития женского образа в кинематографе под влиянием движения феминизма. При исследовании было проведено сравнение феноменов «male gaze» и «female gaze», аффектирующих на женскую репрезентацию. Благодаря феминистским теориями стереотипы касательно женских персонажей были пересмотрены и были созданы новые фигуры, выражающие женскую независимость и целостность. Помимо изменений в художественном плане, сфера производства также подверглась влиянию феминизма и в настоящее время все больше женщин-режиссеров и продюсеров появляются в области мирового кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФЕМИНИЗМА НА РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА»

УДК 791.43

ВЛИЯНИЕ ФЕМИНИЗМА НА РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА

ФЁДОРОВА АЛЕКСАНДРА

Студентка 3 курса факультета «Актерское искусство», Высшая школа «Turan Film Academy»,

Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: В статье приведен анализ развития женского образа в кинематографе под влиянием движения феминизма. При исследовании было проведено сравнение феноменов «male gaze» и «female gaze», аффектирующих на женскую репрезентацию. Благодаря феминистским теориями стереотипы касательно женских персонажей были пересмотрены и были созданы новые фигуры, выражающие женскую независимость и целостность. Помимо изменений в художественном плане, сфера производства также подверглась влиянию феминизма и в настоящее время все больше женщин-режиссеров и продюсеров появляются в области мирового кино.

Ключевые слова: феминизм, кинематограф, режиссер, male gaze, репрезентация, женский образ, феминистская теория, гендерные стереотипы.

В современном обществе остро стоят вопросы гендерного равенства, и все чаще ведутся споры насчет влияния патриархата и матриархата на социальные процессы. Влияние феминизма особенно заметно в кинематографе, потому что это самый доступный и распространенный вид искусства для всех слоев общества. Это исследование направлено на то, как кинематограф, оказывающий воздействие на общественное восприятие гендерных и социальных норм, видоизменился под влиянием движения феминизма. Материалом для исследования стали фильмы, снятые за последние несколько десятилетий, которые отражают изменения в репрезентации женщин, а также работы теоретиков и социологов, изучающих феминизм и искусство. Обращение к данному материалу обусловлено необходимостью анализа того, как киноиндустрия откликается на социальные изменения, а также важностью изучения вклада женщин-режиссеров в сферу культуры. Влияние феминизма на кинематограф заметно с конца XX века - в тот период начали появляться фильмы, использующие новые подходы к изображению женских персонажей. Стоит отметить, что современные фильмы активно пересматривают стереотипы («девушка в беде», «домохозяйка», «глупая блондинка») и предлагают новые образы героинь, что способствует формированию более реалистичного и справедливого восприятия женщин в обществе. Эта трансформация в кинематографе связана с тем, что процесс переосмысления гендерных ролей в обществе происходит по сей день, поэтому тема актуальна для исследования.

Исследования, посвященные взаимосвязи феминизма и кино, часто затрагивают темы разрушения стереотипов и методов представления женских персонажей. На данную тему писали такие известные авторы, как Джудит Батлер и Лоры Мулви, которые исследуют гендерную идентичность и акцентируют внимание на культурной репрезентации. К примеру, работы Татьяны Шишковой и Натальи Юдич посвящены роли феминизма в кино и культуре, но в большинстве своем они концентрируются на теоретических аспектах и не всегда учитывают последние изменения в индустрии. Поэтому несмотря на многочисленные исследования в данной области, все еще недостаточно работ, посвященных именно современным изменениям в кинематографе под влиянием феминизма, что делает данную тему «сырой» и недостаточно исследованной в контексте сегодняшнего дня. В исследовании использованы работы Р.К. Тангалычевой «Феминистская волна в женском кинематографе Южной Кореи» [1], С.А. Смагиной «Образ «новой женщины» в кинематографе переходных исторических периодов» [2] и Лауретис Де. Терезы «В зазеркалье: женщина, кино и язык» [3], которые анализируют влияние феминизма на изображения женщин в кино. Также используется работа А.А. Артюха «Женщины-режиссеры в современном глобальном мире»,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

где внимание сконцентрировано на вкладе женщин непосредственно в процесс создания кинопродукта [4].

Объектом исследования является кинематограф как социально-культурное явление, изменившееся под эгидой феминизма. Предметом исследования являются реформы в изображении женских персонажей в кино, а также переосмысления сюжетных клише, обусловленные идеями феминизма. Цель исследования - анализ воздействия феминизма на кинематограф, выявление изменений в репрезентации женских персонажей и новых подходах к созданию фильмов. Задачи:

1. Проанализировать развитие женского образа в кинематографе под воздействием феминистских идей.

2. Изучить влияние феминизма на изменение нарративных и жанровых форм и стилей в кино.

3. Оценить влияние киноиндустрии на социальное восприятие роли женщин в обществе.

Наше исследование основывается на такой гипотезе, что феминизм значительно изменил подходы к изображению женщин в кино, избавляя от излишней сексуализации и уничижительного, потребительского отношения; запустил процесс разрушения стереотипов, стал толчком к созданию новых форм и сюжетов, которые отражают более разнообразное и уважительное представление о женщине. Для проведения исследования используется метод контент-анализа кинокартин, а также метод сравнительного анализа для выявления изменений в изображении женских персонажей на рубеже XX-XXI веков.

Кинематограф существует уже почти полтора столетия и за этот период пережил множество различных метаморфоз в техническом, драматургическом и культурном планах. Эта индустрия не обошла и социальную сторону, выставляя те или иные проблемы общества, или же трактуя свои собственные взгляды в массы. Одним из таких явлений стала репрезентация женщин - если в начале прошлого века в еще черно-белых кинолентах мелькали красивые девушки лишь как объект зрительского наслаждения, то уже в наши дни снимают картины про сильных женщин порой такие же представительницы прекрасного пола. На эти изменения повлияло движения феминизма, которые впервые появились на арене киноискусства в 1970-х годах, когда в фильмах активно начала появляться критика гендерных ролей. Основной термин, который описывает суть данного периода - это феминистская теория кино. Это подход в теории кино, который возник благодаря второй волне феминизма в США. Если брать не только киноиндустрии, а всю культуру в целом, то важно заострить внимание на таком жанре, как арт-феминизм (искусство, созданное по феминистским теориям). Арт-феминизм активно развивался в литературе, театре и живописи, где женщины добились большего признания, чем в кинематографе, где борьба за отстаивание своих постулатов продолжается, хотя все эти виды искусства получили курс на феминистскую тематику в один период, когда набирала силу 2 волна феминизма.

Важнейшую роль в феминистическом движении сыграла Лора Малви, чье эссе «Визуальное удовольствие и нарративное кино» 1975 года представляет анализ кинематографа как формы искусства, где воплощаются патриархальные идеологии, презентующие женщин объектами мужского желания. Малви описала концепцию «male gaze» (мужской взгляд) - процесс визуального восприятия, когда зритель идентифицирует себя с мужским персонажем или камерами, которые в фильме захватывают женские образы. Такая перспектива формируется несколькими способами: метод «субъективной камеры» - когда кадр следует за взглядом мужского персонажа, смотрящего на женщину; монтаж, показывающий женское тело фрагментарно, что не дает зрителю оценить образ целостно, лишь увидеть набор привлекательных черт; сюжетная пассивность - женщины представляют собой противоположность активным мужчинам и их роль сводится к поддержке мужских персонажей.

В книге Д. В. Лауретис «Зазеркалье: женщина, кино и язык» продолжается исследование влияние концепции мужского взгляда, предложенной Лаурой Мальви. книге рассматривается

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

кино как своего рода «язык», с его собственными кодами и структурами, которые могут быть деконструированы. Лауретис утверждает, что кино не является нейтральным пространством, а представляет собой специфический механизм, через который воспроизводятся социальные и гендерные стереотипы. В своей работе Лауретис не просто критикует существующие образы, но и предлагает пути их переосмысления. Она призывает феминисток и теоретиков кино искать альтернативные формы представления женской идентичности в кино, где женщина будет изображена как субъект, обладающий автономностью [3].

В ответ на доминирование male gaze, в 1990-х годах появилась концепция «female gaze» (женский взгляд). В отличие от male gaze, женский взгляд стремится изменить представление о женщинах в кино, фокусируясь на их субъективности, внутреннем мире и контексте, который они сами создают. Женский взгляд противопоставляется объектной репрезентации женщин и подчеркивает их активную роль как зрителей и субъектов. Эта концепция поддерживает такую стратегию: изображать женщин как полноценных персонажей с собственными желаниями, взглядами и мотивациями, а не как объект сексуального влечения; использовать камеру для того, чтобы зритель мог пережить опыт персонажа через его эмоции и точку зрения, не подчеркивая его гендерной идентичности; избавить женских персонажей от излишней сексуализации и объективизации. Еще одним примером объективации женщин служит образ femme fatale (с французского — «смертоносная женщина») — это архетип в искусстве, который представляет собой женщину, обладающую исключительным магнетизмом и сексуальной привлекательностью, часто использующую эти качества для манипуляции мужчин. Появился этот образ в 1920-х в Западной Европе, а популярность получил в киноиндустрии 1940-1950-х годах [2]. Суммируя все эти факты, можно сказать, что хоть подходов к объективации женщин довольно много, большую роль играет критика и общественное восприятие этих самых подходов. Чэнь Чао пишет: «Так же следует отметить, что именно феминистская критика на современном этапе развития искусства в вопросе предвзятого отношения художественного мира к женскому искусству поднимает данную проблему, позволяя массам задуматься о её существовании» [5].

Следующий важный этап в развитии женской репрезентации в кинематографе стало появление женщин-режиссеров и продюсеров, снимающих справедливые, честные и не уничижительные картины, а порой и транслирующие проблемы, с которыми сталкивается почти каждая женщина в любом уголке мира. Хоть женщины-режиссеры начали свою деятельность с самого рождения кинематографа, более социально-влиятельными они стали чуть позже. Так, к примеру, первая женщина-режиссер в Южной Корее Пак Намок (1923— 2017) сняла свой единственный художественный фильм «Вдова», где показала возникновение нового для патриархальной Кореи явления — кореянок-проституток [1]. Во второй половине XX века картины стали представлять более сложные и многообразные характеры женщин, делая их живыми и человечными. Авторы таких кинолент начали ломать традиционные стереотипы, в которых женские персонажи были либо пассивными объектами, либо декоративными элементами, обслуживающими мужские сюжетные линии. Например, Кэтрин Бигелоу, начавшая свою карьеру в 1980-х годах и впоследствии ставшая первым режиссером, выигравшим Оскар за лучшую режиссуру за фильм «Повелитель бури». В 1970-1980-х годах усилился тренд на создание «новых» женщин в кино, которые отходили от традиционных стереотипов. В этот период началась работа над созданием персонажей, которые не соответствовали шаблонам «хрупкой дамы» или «покорной жены», а наоборот, становились независимыми, сильными и самодостаточными личностями. Такими важными фигурами стали героини Сигурни Уивер в саге фильмах «Чужие» и Линды Хэмилтон, снявшейся во франшизе «Терминатор». Стоит отметить и популярных актрис Фэй Данауэй, Кэтрин Хепберн и Шарлин Тилтон, чьи роли выходили за рамки традиционных женских архетипов. С того момента женщины перестали изображаться объектом мужского внимания, «картонками» без чувств и собственных желаний, а цельными личностями, имеющими эмоциональные переживания, сильные стороны. Это привело к тому, что в реальной жизни также начались изменяться

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

ожидания от женщин и их ролей в обществе. Культовый сериал 1998 года «Секс в большом городе» сыграл важную роль в изменении восприятия женской независимости и сексуальности [6]. Персонажами стали успешные, независимые женщины, которые свободно выражают свою сексуальность, показывая женскую многогранность.

Все эти этапы, которые пробивали путь к свободе самовыражения и репрезентации женщин в кино, привели к тому, что в наше время появился глобальный феномен - Women's Cinema [4]. Особенно явно это заметно в сфере фестивального кино - там женщины использовали различные площадки для утверждения своих прав в мэйнстриме, арт-кино, экспериментальном кино, артхаусе, в которых традиционно доминировали мужчины, они устраивали настоящие медиаскандалы, которые взрывали ситуацию в фестивальном мире, и меняли культурную политику фестивалей. Стоит упомянуть скандал 2012 года на Каннском фестивале, где Андреа Арнольд публично задала вопрос «Почему ни один фильм женщины-режиссера не был отобран в конкурсную программу Канн?». Этот момент быстро разлетелся по СМИ, что сыграло важную роль, потому что после этого отборочный комитет Каннского кинофестиваля гораздо активнее стал привлекать в свои программы женщин-режиссеров. К сожалению, несмотря на рост женщин-кинодеятелей, большая часть власти и бюджета все еще в руках мужчин. Поэтому появляются общества и организации по поддержке женщин в сфере кино. Например, известные институции в США - Film Fatales, Alliance of Women Directors, Women in Film, Women Make Movies.

Развитие женского образа на экране стало толчком к изменению положения женщины в обществе. Стали более активно обсуждаться вопросы равенства в оплате труда, права на образование, свобода выбора в вопросах семьи и карьеры. Теперь всё чаще ставятся под сомнения традиции разных стран и народов, угнетающие права женщин (фильм «Дэс^р», 2023 г.) [7].

Одним из ценных и заметных проявлений феминизма в кинематографе нужно назвать документальное кино, которое научным и реальным языком показывает суровую действительность, проблемы, с которыми встречаются женщины ежедневно. Агнес Варда, одна из основательниц французской Новой волны, известна своими глубокими и новаторскими работами, исследующими женскую идентичность и феминистские темы («Улыбка женщины», 1962; «Черное и белое», 1988; «Песни любви», 2001). Лиз Кауфман — одна из самых известных документалистов, которые занимались феминистской тематикой («Проблема с женщинами», 1998; «Невиновные», 2011). Ким Лонгинетти — британская режиссерка, которая снимает документальные фильмы о женщинах, особенно о тех, кто сталкивается с культурными и социальными препятствиями («Роза», 1995; «Сила женщин», 2006). Софи Фидель снимает фильмы, в которых исследуются темы гендерного равенства, роли женщин в культурных контекстах и современные феминистские движения («Гендер и реальность», 2010). Также на всемирно известном видео-хостинге YouTube можно увидеть независимых авторов, снимающих документальные фильмы про домашнее насилие, домогательства, гендерное неравенство. В нашем исследовании мы хотим упомянуть канал «Balgabayev Doc», где фильмы сняты при участии женщин, ставших жертвами преступлений, а также канал «Справиться проще», где команда журналисток снимает документальные фильмы про феминизм, освещая проблемы женщин, помогая зрительницам советами и поддержкой. Документальное кино отлично дополняет феминизм в кинематографе, не только переключая внимание зрителей на неравное положение женщин в обществе, но и продвигая идею того, что с этим нужно и важно бороться.

В нашем исследовании нам важно отметить одно из ключевых изменений, наблюдаемых в кинематографе последнего десятилетия - увеличение количества образов сильных женщин и супергероинь, которые становятся центральными персонажами многих фильмов. Эти героини сталкиваются с различными формами критики и хейта в медиа, что отражает продолжение гендерного неравенства в обществе. Однако, стоит выделить, что этот процесс можно рассматривать как своего рода компенсаторный механизм. В то время, как на

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

протяжении долгого времени доминирование в киноиндустрии принадлежало мужчинам, в последние годы женщины стремятся восполнить исторический пробел и заявить о своем праве на активное и равноправное участие в общественной и культурной жизни. Это изменение, как бы перевешивающее чашу весов, способствует выравниванию гендерных ролей, с целью создания более сбалансированной и справедливой киноиндустрии, в которой женщины смогут спокойно существовать наравне с мужчинами. В своей работе Пассерини утверждает, что массовая культура играет ключевую роль в формировании и распространении гендерных стереотипов, что влияет на восприятие женщин в обществе [8]. Поэтому это настоящее достижение, что киноиндустрия ранее использовала женщин как стереотипных объектов, но в последние десятилетия наблюдается изменение этих стереотипов с появлением сильных женщин-персонажей.

Все ранее описанные достижения и изменения, касающиеся вклада женщин в кинематограф, подтверждаются статистическими данными в следующей таблице 1.

Таблица 1. Г роцент женщин и мужчин, участвующих в создании фильмов, в XXI веке.

Период Процент женщин-режиссеров Процент мужчин-режиссеров

1998 9% 91 %

2000 11% 89%

2002 7% 93%

2007 6% 94%

2011 5% 95%

2012 9% 91%

2016 7% 93%

2018 8% 92%

2019 13% 87%

Эти данные были взяты из ежегодных отчетов Celluloid Ceiling Report от Центра для женских исследований в кино, которые анализируют процентное соотношения женщин и мужчин в кинематографе США и других стран. Отчеты фиксируют динамику изменения женских персонажей на экране и тенденции в кино [9]. Несмотря на то, что процент женщин-режиссеров увеличился всего лишь на 4% и что этот процент в какие-то периоды даже уменьшался, эта статистика все равно подтверждает, что женщины все чаще становятся авторами в киноиндустрии. К тому же, даже такой маленький процент женщин-режиссеров привлекает к себе внимание благодаря талантливым деятельницам, взрывающим мировые сборы - Грета Гервинг, Кэтрин Бигелоу, Рената Литвинова, Валерия Гей Германика и др.

Однако, немаловажным аспектом феминисткой теории кино является название кинокартин - чтобы кино стало феминистским, мало его назвать таковым. Об этом пишет Анджелика Байштейн в издательстве The Outline. Автор статьи отмечает, что присвоение сериалу ярлыка «феминистский» может ограничивать его потенциал и акцентировать внимание лишь на поверхностных аспектах [10]. В 1990-х «поп-феминизм» получил отражение в шоу, где акцент делался на «силе девочек», но зачастую без глубокого осмысления современных проблем женщин (к примеру, «Баффи - истребительница вампиров»). То есть чтобы картина была полезна в рамках движения феминизма, очень важно ее качество и правильная драматургическая работа относительно женских образов, дабы продукт не получился поверхностным.

Таким образом, в ходе данного исследования было проанализировано влияние феминизма на кинематограф, особенно в контексте изменения роли женщин в киноиндустрии. Было установлено, что в последние десятилетия наблюдается значительный сдвиг в изображении женщин на экране, что связано с активным развитием феминистских теорий в сфере кинематографа и роста влияния женщин-режиссеров, которые добились искоренения стереотипной репрезентации женщин, избавления от «male gaze», а также развития женских персонажей до многогранных и сильных героев. Значимыми выводами стоит отметить:

эволюцию женских образов, рост числа женщин-режиссеров и продюсеров, а также их участия на мировой арене, социальное изменение гендерных ролей. Относительно целей нашего исследования было подтверждено, что феминизм действительно изменил подходы к проявлению женских образов на экране и соответственно в обществе, потому что кинематограф - это мощная культурная сила, способная транслировать и декламировать конкретные установки. Благодаря женскому движению, поддержке различных институций несправедливые и пренебрежительные стереотипы в кино и в целом культуре были заменены на честные и благоприятные для женщин образы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тангалычева Р. К. Феминистская волна в женском кинематографе Южной Кореи / Р. К. Тангалычева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2023. - № 3. - С. 259-278. [Электронный ресурс] -https://cyberleninka.ru/article/n/feministskaya-volna-v-zhenskom-kinematografe-yuzhnoy-korei/viewer (дата обращения: 20.11.2024)

2. Смагина С. А. Образ «новой женщины» в кинематографе переходных исторических периодов: автореферат дис. доктора искусствоведения : 17.00.03 / С. А. Смагина. - Москва, 2021. - 58 с. [Электронный ресурс] -https://vgik.info/upload/science/aspirantura/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%94%D0%B8%D1%81%D1%810/oD00/oB50/oD10/o80%D1%82%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?ysclid=m427sgp5a8609757051 (дата обращения: 20.11.2024)

3. Лауретис, Д. В. Зазеркалье: женщина, кино и язык / Д. Лауретис // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 738-758.

4. Артюх А. А. Женщины-режиссеры в современном глобальном мире / А. А. Артюх // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9, № 4/1. - С. 99 - 106. [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschiny-rezhissery-v-sovremennom-globalnom-mire (дата обращения 20.11.2024)

5. Чэнь, Ч. Арт-феминизм в контексте современного искусства // Studnet - № 3 - 2022 - с.12 Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/art-feminizm-v-kontekste-sovremennogo-iskusstva/viewer (дата обращения 13.12.2024)

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81 %D0%B2 %D0%B1% D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%BC %D0%B3%D0%BE%D1%80%D0 %BE%D0%B4%D0%B5 [Электронный ресурс] (29.11.2024)

7. https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D3%99%D1%81%D1 %82%D2%AF%D1%80 (%D1 %84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC) [Электронный ресурс] (дата обращения 29.11.2024)

8. Пассерини Л. Женщина в массовой культуре: двойственность образа / Л. Пассерини // Гендерные исследования. - 2004. - № 12. - С. 90-100. [Электронный ресурс] - https://web.archive.org/web/20081120130811/http://www.kcgs.org.u a/RUSSIAN/pub/gs12/6.pdf (дата обращения: 20.11.2024)

9. Лаузен М. М. Living Archive: The Celluloid Ceiling. Documenting Two Decades of Women's Employment in Film / М. М. Лаузен. — 2020. — С. 16. [Электронный ресурс] https://womenintvfilm.sdsu.edu/wp-content/uploads/2020/12/2020 Living Archive Report.pdf (дата обращения: 20.11.2024)

10. Байштейн, А. (2019). Calling a TV show "feminist" doesn't make it feminist. // The Outline -2016 - [Электронный ресурс] https://theoutline.com/article/feminism-and-tv-series. (дата обращения 13.12.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.