АЛ. КУРАКОВ
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ внешних воздействий на деятельность учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования, наряду с состоянием национальной экономики и зависимым от него ростом экономических результатов в системе профессионального образования, должен включать влияние таких факторов, сопутствующих изменениям развития народного хозяйства, как: неисполнение федеральными и региональными органами управления профессиональным образованием нормативно-правовых актов о финансировании образовательных учреждений и социальных гарантиях реализации прав граждан на образование; сохранение остаточного принципа распределения бюджетных средств на образование.
В целом влияние факторов внешней и внутренней среды, способность региональных и муниципальных органов управления рационализировать взаимодействие элементов системы профессионального образования находят свое обобщающее и индивидуальное выражение в динамике экономических, финансовых и образовательных показателей учреждений профессионального образования (таблица).
Данные таблицы свидетельствуют о динамике инвестиционных вложений в основной капитал, объемов платных образовательных услуг, объемов начисленной среднемесячной заработной платы работников образовательных учреждений республик - субъектов федерации Приволжского федерального округа в течение 2000-2003 годов.
Рациональный механизм прогнозирования и планирования социальноэкономического развития учреждений профессионального образования региона выражается взаимодействием таких элементных составляющих, как методы, способы, меры, стратегия и регламентированные законом «Об образовании» уровни компетенции различных органов планирования текущей деятельности и перспективного развития учреждений профессионального образования.
Создание действенного механизма управления, а также механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития раскрывает перед субъектом управления профессиональным образовательным учреждением реальные возможности предусматривать различные варианты развития образовательного процесса как на основе действующих тенденций экономического, финансового и социального характера и располагаемых трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, так и влияния в неопределенном времени на профессиональное учебное заведение факторов внешней и внутренней среды.
Динамика экономических показателей функционирования системы образования республик - субъектов федерации Приволжского федерального округа
Республики -субъекты федерации Приволжского федерального округа Инвестиции в основной капитал системы образования, млн руб. Объем платных услуг в системе образования, млн руб. Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования, руб.
2000 2001 2002 2003 2000 2001 2002 2003 2000 2001 2002 2003
Приволжский федеральный округ 2980 4919 4423 5878 6364 9083,2 12966 17508,1 1010,3 1452,7 2306,2 2606,9
Республика Башкортостан 1018 1363 775 1007 946,5 1446,7 1984 2701 1143,9 1520,4 2410,5 2694,2
Республика Марий Эл 78 56 79 89 152,4 207 286,6 328,3 771,4 1153,5 2018,7 2331,3
Республика Мордовия 65 200 197 243 94,7 135,2 190,8 249,9 733,1 1060,6 1868,3 2123,6
Республика Татарстан 461 1084 1134 1368 885,1 1269,9 1907,5 2513,1 1099,7 1546 2422,1 2663,3
Удмуртская Республика 115 347 355 336 354,4 514,1 673,8 992,4 1018,1 1536,9 2603,9 2923,7
Чувашская Республика 82 184 180 256 329,3 499,3 734,8 935,9 723,8 1052,8 1809,5 2077,6
Примечание. Таблица составлена автором на основе данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Инвестиции в основной капитал приведены в фактически действовавших ценах.
Рационализация взаимодействия элементных составляющих механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования в сравнении с общим механизмом управления заключается в том, что по каждому из элементов исследуются условия функционирования и его возможности целенаправленно влиять на достижение поставленных экономических, социальных и иных результатов. Кроме того, должны быть определены различные сочетания использования элементов или их индивидуальное применение в формируемом механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессионального учебного заведения.
Получение достоверных прогнозных оценок социального, экономического, финансового и иного характера о развитии учреждений начального,
среднего специального и высшего профессионального образования связано с повышением уровня объективности и значимости планово-расчетных обоснований регионального органа управления перспективным развитием профессионального образования по достижению необходимых результатов и эффективности использования всех видов располагаемых ресурсов профессионального образовательного учреждения. Прогнозирование, выступая функцией управления развитием учреждений профессионального образования региона, более тесно, чем все другие функции, связано с планированием, так как его значимость, так же как и результативность процесса прогнозирования, неразрывны. При этом функция прогнозирования в своей специфической направленности выступает основной объективизации и точности плановых ориентиров экономических, социальных и финансовых результатов, эффективности использования ресурсов.
Соблюдение технологической последовательности, процедур и правил осуществления прогноза социально-экономического развития учреждений профессионального образования состоит в последовательном и поэтапном выполнении работ, действий, направленных на обеспечение значимости прогностических моделей, статистической согласованности ряда параметров, позволяющих достигать адекватных фактическим экономических, социальных, финансовых и иных результатов в перспективном периоде времени.
Основными среднесрочными оценками прогноза результатов развития учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования республик - субъектов федерации Приволжского федерального округа - выступают численность обучающихся в учреждениях профессионального образования, объем инвестиционных вложений в обновление и модернизацию основных фондов и размеры платных услуг в учреждениях образования. На основании данных среднесрочного прогноза, полученных методами среднего абсолютного прироста и наименьших квадратов, и показателей деятельности профессиональных заведений Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Татарстана, Удмуртии, Чувашии и Приволжского федерального округа можно сделать вывод, что использование простейших методов прогнозирования экономических и социальных результатов региональных высших учебных заведений, несмотря на их низкую статистическую значимость и адекватность фактическим результатам развития учреждений высшего профессионального образования, возможно на предварительных этапах прогнозирования и планово-расчетных обоснований достижения экономических и социальных результатов, соответствующих имеющемуся ресурсообес-печению и сложившимся тенденциям социально-экономического развития профессиональных учебных заведений в среднесрочном периоде времени. В том случае, когда плановые органы перспективного социально-экономического развития профессиональных учебных заведений региона по сравнению с действующими тенденциями повышают в среднесрочном периоде размеры ресурсопотребления, тем самым увеличивая и предложение на рынке образо-
вательных услуг, прогнозируемые величины социальных и экономических результатов развития профессиональных учебных заведений должны корректироваться пропорционально объему используемого ресурсного потенциала.
Формирование стратегии социально-экономического развития профессионального образования региона, так же как и отдельного профессионального учебного заведения, подчинено не только ее логико-вербальному содержанию, выступающему целевой ресурсообеспеченной ориентацией объекта профессионального образования на достижение высоких экономических и социальных результатов в перспективном периоде времени, но и выделению в ее рамках обобщающей (базовой) и функциональных стратегий. Взаимодействие и индивидуальная направленность на социально-экономическое развитие профессионального образования региона в обобщающей и частных стратегиях состоят в том, что каждая из них является элементом механизма стратегического развития, а индивидуальность и комплексность влияния на учреждение профессионального образования состоят в содержательности и предназначении каждой из стратегий.
Обобщающей стратегией объединенных региональным единством начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений может выступать достижение высокого уровня конкурентоспособности оказания образовательных услуг в целом системы профессионального образования, доступности для потребителей данных услуг равновесности спроса и предложения в условиях многоканального и разноуровневого финансирования, эффективного ресурсопотребления, существенного влияния в неопределенном времени факторов нестабильной внешней среды.
При этом основным инструментарием достижения поставленных перед профессиональными учебными заведениями задач, ориентирами результативности в перспективном периоде времени выступают функциональные (частные) стратегии дифференциации перспективного развития системы профессионального образования региона, фокусирования, инновационных изменений, оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынков квалифицированных рабочих и специалистов, образовательных услуг. Формирование и реализация обобщающей и функциональных стратегий социально-экономического развития профессионального образования в регионах должно быть ориентировано на достижение основной цели - приведение в равновесное состояние спроса и предложения на рынке образовательных услуг посредством ресурсообеспеченного повышения объемов и качества, конкурентоспособности образовательных услуг в условиях нестабильной внешней среды, структурно-организационных и инновационных преобразований профессионального образования.
Стратегия социально-экономического развития профессионального образования в регионе должна включать федеральную и региональную программно-целевую ориентацию на достижение профессиональным образованием необходимого финансового обеспечения, устойчивых темпов экономического и социального роста.
КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор 62 научных трудов, в том числе 6 монографий.