Научная статья на тему 'Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия решения о покупке на рынке фармацевтической косметики'

Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия решения о покупке на рынке фармацевтической косметики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1885
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHARMACEUTICAL COSMETICS / CONSUMER BEHAVIOR / MARKETING / MEDICAL SERVICES / FACTORS OF CONSUMER BEHAVIOR / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОСМЕТИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковальногова Ю. Н., Качагин Е. А.

Изучение поведения потребителя в целях его формирования и направленного на него воздействия становится ключевым элементом маркетинговой деятельности современных предприятий, работающих на рынках самых разнообразных товаров и услуг. В настоящее время наметилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой, появляется новый вид продукции, объединяющий в себе качества косметики и лекарственных средств и получивший название «космецевтика» или фармацевтическая косметика. При оказании услуг на рынке фармацевтической косметики большое значение имеет знание закономерностей и факторов потребительского поведения, а также умение адаптироваться к его изменениям. В настоящее время в условиях динамично развивающейся рыночной среды необходимо системное исследование факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики, в том числе требуется решение проблем их выявления, прогнозирования их динамики и направленного на них воздействия. При этом отсутствуют надежные теоретические и методические основы для таких решений. Недостаточная разработанность методического инструментария для выявления и оценки факторов потребительского поведения препятствует повышению качества оказываемых услуг в сфере медицинских услуг при продаже фармацевтической косметики. Кроме того, одной из важных составляющих современной системы комплексного маркетинга услуг является автоматизация средств его реализации, которая предполагает максимальную автоматизацию процесса ведения личных продаж, посредством которой минимизируется влияние человеческого фактора и существенно экономится рабочее время. Однако для ее успешной реализации требуется расширение методических подходов к системе оценки эффективности в сфере медицинских услуг применительно к рынку розничной торговли фармацевтической косметикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковальногова Ю. Н., Качагин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of factors of consumer behavior on process of making decision on purchase in the market of pharmaceutical cosmetics

The research of consumer behavior for the purpose of its formation and effective impact on it becoming a key element of the marketing activities of modern enterprises, working on a wide variety of goods and services markets. Currently, there is a tendency of convergence of cosmetics to pharmaceuticals and a new product appears which combines the quality of cosmetics and pharmaceuticals, and called "cosmeceuticals" or pharmaceutical cosmetics. When providing services in the market of pharmaceutical cosmetics the knowledge of regularities and factors of consumer behavior, and ability to adapt to its changes is of great importance. Now in the conditions of dynamically developing market environment, the system research of factors of consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics is necessary, including the problem resolution of its identification, forecasting of their dynamics and the impact directed to them is required. At the same time, there are no reliable theoretical and methodical bases for such decisions. The insufficient readiness of methodical tools for identification and assessment of factors of consumer behavior interferes with improvement of quality of the rendered services in the sphere of medical services in case of sale of pharmaceutical cosmetics. Besides, one of important components of modern system of complex service marketing is automation of means of its implementation that assumes the maximum automation of process of conducting personal selling by means of which influence of a human factor is minimized and working hours are significantly saved. However, its successful implementation requires expansion of methodical approaches to system of an efficiency evaluation in the sphere of medical services in relation to the market of retail trade by pharmaceutical cosmetics.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия решения о покупке на рынке фармацевтической косметики»

Bernnux&TyWT/Proceedmgs of VSUET, № 4, 2016,

Оригинальная статья/Original article_

УДК 364

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-4-268-273

Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия _решения о покупке на рынке фармацевтической косметики_

Евгений А. Качагин, 1 Юлия Н. Ковальногова 2

[email protected] y. [email protected]

1 кафедра маркетинга, Ульяновский государственный технический университет, ул. Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия

2 кафедра экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет, ул. Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия Реферат. Изучение поведения потребителя в целях его формирования и направленного на него воздействия становится ключевым элементом маркетинговой деятельности современных предприятий, работающих на рынках самых разнообразных товаров и услуг. В настоящее время наметилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой, появляется новый вид продукции, объединяющий в себе качества косметики и лекарственных средств и получивший название «космецевтика» или фармацевтическая косметика. При оказании услуг на рынке фармацевтической косметики большое значение имеет знание закономерностей и факторов потребительского поведения, а также умение адаптироваться к его изменениям. В настоящее время в условиях динамично развивающейся рыночной среды необходимо системное исследование факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики, в том числе требуется решение проблем их выявления, прогнозирования их динамики и направленного на них воздействия. При этом отсутствуют надежные теоретические и методические основы для таких решений. Недостаточная разработанность методического инструментария для выявления и оценки факторов потребительского поведения препятствует повышению качества оказываемых услуг в сфере медицинских услуг при продаже фармацевтической косметики. Кроме того, одной из важных составляющих современной системы комплексного маркетинга услуг является автоматизация средств его реализации, которая предполагает максимальную автоматизацию процесса ведения личных продаж, посредством которой минимизируется влияние человеческого фактора и существенно экономится рабочее время. Однако для ее успешной реализации требуется расширение методических подходов к системе оценки эффективности в сфере медицинских услуг применительно к рынку розничной торговли фармацевтической косметикой. Ключевые слова: фармацевтическая косметика, потребительское поведение, маркетинг, медицинские услуги, факторы потребительского поведения

Influence of factors of consumer behavior on process of making decision _on purchase in the market of pharmaceutical cosmetics_

Evgenii A. Kachagin, 1 [email protected] Yuliya N. Kovalnogova 2 [email protected]

1 marketing department, Ulyanovsk state technical univer-sity, Severniy Venets, 32, Ulyanovsk, 432027, Russia

2 economics and management department, Ulyanovsk state technical univer-sity, Severniy Venets, 32, Ulyanovsk, 432027, Russia_

Summary. The research of consumer behavior for the purpose of its formation and effective impact on it becoming a key element of the marketing activities of modern enterprises, working on a wide variety of goods and services markets. Currently, there is a tendency of convergence of cosmetics to pharmaceuticals and a new product appears which combines the quality of cosmetics and pharmaceuticals, and called "cosmeceuticals" or pharmaceutical cosmetics. When providing services in the market of pharmaceutical cosmetics the knowledge of regularities and factors of consumer behavior, and ability to adapt to its changes is of great importance. Now in the conditions of dynamically developing market environment, the system research of factors of consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics is necessary, including the problem resolution of its identification, forecasting of their dynamics and the impact directed to them is required. At the same time, there are no reliable theoretical and methodical bases for such decisions. The insufficient readiness of methodical tools for identification and assessment of factors of consumer behavior interferes with improvement of quality of the rendered services in the sphere of medical services in case of sale of pharmaceutical cosmetics. Besides, one of important components of modern system of complex service marketing is automation of means of its implementation that assumes the maximum automation of process of conducting personal selling by means of which influence of a human factor is minimized and working hours are significantly saved. However, its successful implementation requires expansion of methodical approaches to system of an efficiency evaluation in the sphere of medical services in relation to the market of retail trade by pharmaceutical cosmetics. Keywords: pharmaceutical cosmetics, consumer behavior, marketing,, medical services, factors of consumer behavior

Введение

В настоящее время в условиях динамично развивающейся рыночной среды необходимо системное исследование факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики, в том числе требуется решение проблем их выявления, прогнозирования их динамики и направленного на них воздействия. При этом отсутствуют надежные теоретические и методические основы для таких решений. Недостаточная

Для цитирования Качагин Е. А., Ковальногова Ю. Н. Формирование факторов потребительского поведения в сфере медицинских услуг на рынке фармацевтической косметики // Вестник ВГУИТ.2016. № 4. С. 268-273. doi: 10.20914/2310-1202-2016-4-268-273

разработанность методического инструментария для выявления и оценки факторов потребительского поведения препятствует повышению качества оказываемых услуг в сфере медицинских услуг при продаже фармацевтической косметики. Кроме того, одной из важных составляющих современной системы комплексного маркетинга услуг является автоматизация средств его реализации, которая предполагает максимальную автоматизацию процесса ведения личных продаж, посредством чего минимизируется влияние

For citation

Kachagin Ye. A., Kovalnogova Yu. N. Forming factors of consumer behavior in the field of medical services in the market of pharmaceutical cosmetics. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 4. pp. 268-273. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-4-268-273

Ветшк&ТУИТ/Ргоахб^ о/ №

человеческого фактора и существенно экономится рабочее время. Однако для ее успешной реализации требуется расширение методологических подходов к системе оценки эффективности в сфере медицинских услуг применительно к рынку розничной торговли фармацевтической косметикой.

Из научной и прикладной литературы [1-5] известны различные классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые следует учитывать при рекламе и продажах.

В результате анализа разработана классификация факторов, влияющих на поведение

, 2016_

потребителей на рынке фармацевтической косметики (рисунок 1). Предлагаемая классификация факторов потребительского поведения позволяет проводить анализ воздействия факторов определенной группы с учетом закономерностей, присущих данной группе факторов. В качестве критерия самого первого уровня данной классификации выступает рассмотрение явлений в системе факторов внешней среды, включающей уровень первичного спроса, тенденции моды, социально-экономическое состояние, уровень конкуренции, экологическая обстановка и т. д.

Признаки классификации факторов поведения потребителя Signs of classification of factors behavior of the consumer

Факторы внешней среды Factors of environment

уровень первичного спроса .primary demand level тенденции моды - fashion -trends

социально-экономическое -состояние - socio-economic-cal condition "уровень конкуренции level of competition "экологическая обстановка ecological situation "референтные группы reference groups

Индивидуальные качества провизора-консультанта Individual features of the pharmacist-consultant

_ образование - education мультидисциплинарная ком -петентностъ - multidiscipli-nary competence -тип личности - person type .репутация - reputation профессиональный опыт "professional experience способность к саморазви--тию - ability to self-develop' ment

Факторы качества фармацевтической косметики Factors of quality of pharmaceutical cosmetics

Факторы межличностного

общения Factors of interpersonal communication

Индивидуальные качества

покупателя Individual features of the consumer

коммуникабельность "communicability доброжелательность

goodwill -умение убеждать ability to convince неконфликтность conflict-free

сопереживание - empathy '-внушаемость - suggestibility_

Организационные факторы продавца

(производителя) косметики Organizational factors of the seller (producer) of cosmetics

репутация - reputation ' надежность - reliability ' уровень безопасности - safety ' соответствие стандартам - compliance ' состав - composition ' качество сырья - quality of raw materials ' технология производства - production ' technology ' цена - price

' упаковка, фасовка - packing

миссия - mission

политика организации - company policy методы работы - methods of work организационная структура - organizational structure

корпоративный дух - esprit de corps организационная культура - organizational culture социальная ответственность - social responsibility репутация - reputation L статус на рынке - market status

медицинские показания

■ medical indications возраст - age

' пол - sex

■ род занятий - occupation

■ образование - education

. тип личности - person type образ жизни - lifestyle следование моде fashion following культурный уровень

' cultural level

■ вероисповедание - worship

■ национальность - nationality склонность к новизне (риску) - penchant for novelty (risk)

I— представление о самом себе presentation of himself

Рисунок 1. Признаки классификации факторов, влияющих на поведение потребителя на рынке фармацевтической косметики

Figure 1. Signs of the classification of factors influencing consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics

Индивидуальные качества провизора-консультанта» включает такие характеристики, как образование, мультидисциплинарная компетентность, тип личности, репутация, профессиональный опыт и т. д. Индивидуальные характеристики потребителя включают возраст, пол, психологический тип его личности, культурный уровень, свойственные ему особенности психологического механизма обработки информации. Социальное в потребительском поведении отражается через род занятий, образование потребителя, его убеждения и отношение.

Группа факторов качества фармацевтической косметики классифицируется в сфере репутации,

надежности, уровне безопасности, качества сырья и состава косметической продукции. Среди организационных факторов продавца (производителя) фармацевтической косметики в качестве наиболее значимых приняты миссия, политика организации, методы работы, организационная структура, репутация, статус на рынке.

Описание механизмов действия факторов потребительского поведения было проведено на примерах поведения потребителей аптечной сети «Вита» Ульяновской области, что позволило выделять особенности действия этих факторов в российских условиях.

Как было показано выше, основными факторами, влияющими на потребительское поведение на рынке фармацевтической косметики и степень их удовлетворенности, являются:

— Факторы качества фармацевтической косметики (репутация, надежность, уровень безопасности, соответствие стандартам, состав, качество сырья, технология производства, цена, упаковка);

— Индивидуальные качества потребителя (медицинские показания, возраст, пол, род занятий, образование, тип личности, образ жизни, следование моде, склонность к новизне);

— Индивидуальные качества провизора-консультанта (образование, мультидисциплинарная компетентность, тип личности, репутация, профессиональный опыт, способность к саморазвитию);

— Факторы межличностного общения потребителя с консультантом (коммуникабельность, доброжелательность, умение убеждать, неконфликтность, сопереживание, внушаемость);

— Факторы внешней среды (уровень первичного спроса, тенденции моды, социально-экономическое состояние, уровень конкуренции, экологическая обстановка, референтные группы);

— Организационные факторы продавца (производителя) косметики (миссия, политика организации, методы работы, организационная структура, социальная ответственность, статус на рынке).

Существуют два варианта представления шкалы опроса для определения значимости (веса) факторов потребительского поведения. Первый -параметры работы аптеки упорядочиваются

потребителем в порядке уменьшения (или увеличения) значимости. При этом потребитель определяет место каждого из указанных выше факторов. Второй - значимость каждого фактора клиент оценивает по пятибалльной шкале.

В настоящем исследовании применяли второй вариант определения значимости факторов, формирующих потребительское поведение, что вызвало затруднение потребителей упорядочивать большое число факторов, что предусматривает первый вариант. Для определения степени удовлетворенности потребителей критериями деятельности конкретной аптеки использовалась пятибалльная шкала по каждому фактору. При этом для группы факторов, связанных с оказанием услуг, потребитель оценивал, насколько в аптеке реализована каждая составляющая ее работы.

Результаты опроса фиксировали и обрабатывали в электронной таблице MS Excel. Обработку данных по полученному массиву информации вели после предварительной сортировки массива по сегментам. Причем сегментами могут быть как различные (конкурирующие) аптеки сети, так и социально-демографические профили потребителей аптек. В первом случае в таблицу последовательно вносили ответы потребителей каждой из исследуемых аптек, а число сегментов соответствовало количеству аптек.

Для того чтобы выявить доминирующие сегменты социально-демографических характеристик потребителей, проводили социологический анализ посетителей аптек (таблица 1).

Таблица 1

Значимость факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики

Table 1

The significance of the factors of consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics

Факторы потребительского поведения Factors of consumer behavior Значимость Wij Significance Wij

Факторы качества фармацевтической косметики (репутация, надежность, уровень безопасности, соответствие стандартам, состав, качество сырья, технология производства, цена, упаковка) Quality factors of pharmaceutical cosmetics (reputation, reliability, security, compliance, composition, quality of raw materials, production technology, price, packaging) 1,0

Индивидуальные качества потребителя (медицинские показания, возраст, пол, род занятий, образование, тип личности, образ жизни, следование моде, склонность к новизне) Individual customer quality (medical indications, age, sex, occupation, education, person type, lifestyle, following the fashion, the tendency for novelty) 0,98

Индивидуальные качества провизора-консультанта (образование, мультидисциплинарная компетентность, тип личности, репутация, профессиональный опыт, способность к саморазвитию) Individual quality specialist consultant (education, multidisciplinary competence, person type, reputation, professional experience, ability to self-development) 0,96

Факторы межличностного общения потребителя с консультантом (коммуникабельность, доброжелательность, умение убеждать, бесконфликтность, сопереживание, внушаемость) Factors of interpersonal communication with the consumer advisor (sociability, goodwill, ability to convince, conflict-free, empathy, suggestibility) 0,90

Факторы внешней среды (уровень первичного спроса, тенденции моды, социально-экономическое состояние, уровень конкуренции, экологическая обстановка, референтные группы) Environmental factors (level of primary demand, fashion trends, socio-economy status, level of-competition, environmental situation, references groups) 0,75

Организационные факторы продавца (производителя) косметики (миссия, политика организации, методы работы, организационная структура, социальная ответственность, статус на рынке) Organizational factors of seller (manufacturer) of cosmetics (mission, policy organization, methods of operation, organizational structure, social responsibility, market status) 0,61

В результате этого изучения выявлено, что социально-демографическая структура потребителей аптек неоднородна по возрасту, социальному положению и доходу. Именно эти социально-демографические характеристики использовали в дальнейшем в качестве сегментов для определения степени удовлетворенности потребителей качеством оказания услуги. В случае, когда

в качестве сегментов использовали социально-демографические профили потребителей, рейтинг факторов, формирующих потребительскую удовлетворенность работой аптеки, рассчитывали отдельно для каждого сегмента. В таблице 2 в качестве примера приведены результаты значимости критериев деятельности аптеки для потребителей с различным уровнем дохода.

Таблица 2

Значимость факторов потребительского поведения для потребителей с различным уровнем дохода

Table 2

The importance of consumer behavior factors for consumers with different levels of income

Факторы потребительского поведения Factors of consumer behavior Значимость Wij и ранг R фактора в зависимости от уровня дохода Significance Wij and rank R of factor depending on the income level

до 10000 руб. to 10,000 RUR 10000-20000 руб. 10000-20000 RUR свыше 20000 руб. above 20,000 RUR

Wv R Wv R Wv R

Факторы качества фармацевтической косметики Quality factors of pharmaceutical cosmetics 10 1 1.0 1 1.0 1

Индивидуальные качества провизора-консультанта Individual quality of consultant 0.69 3 0.96 2 1.0 1

Факторы межличностного общения потребителя с консультантом Factors of interpersonal communication between consumer and advisor 0.65 2 0.90 3 1.0 1

Организационные факторы продавца (производителя) косметики Organizational factors of seller (manufacturer) of cosmetics 0.38 4 0.61 4 0.82 4

Из таблицы 2 видно, что по мере роста доходов потребителя возрастает его требовательность к качеству обслуживания и увеличивается значимость факторов, связанных с индивидуальными качествами провизора-консультанта, межличностным общением потребителя с провизором-консультантом, организационными особенностями продавца (производителя) косметики. При этом современный российский потребитель становится относительно менее чувствительным к стоимости товаров фармацевтической косметики. Сегодня для покупателя гораздо важнее широкий

ассортимент, качество и культура обслуживания, предоставляемые аптекой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения значимости Wij каждого из факторов потребительского поведения оценки, полученные по результатам анкетирования, пересчитывали в удельный вес фактора путем суммирования ответов по каждому фактору. Фактор, имеющий максимальную оценку, принимали за единицу. Значимость остальных факторов нормировали по отношению к сумме ответов по фактору с максимальной оценкой. Результат такого пересчета в порядке убывания представлен в таблице 3.

Таблица 3

Определение необходимости корректирования отдельных факторов потребительского поведения на

рынке фармацевтической косметики

Table 3

Determine if you need individual adjustment factors of consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics

Факторы потребительского поведения Factors of consumer behavior Значимость Wij Significance Wij Удовлетворенность Ущ и индекс потребительской удовлетворенности Ипуу, для аптек сети «Вита» Satisfaction Yij and index of consumer satisfaction Ipu, for a network of pharmacies «Vita»

1 2 3

Wj Ипуу Wj Ипуу Wj Ипуу

Факторы качества фармацевтической косметики Quality factors of pharmaceutical cosmetics 1,0 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8

Индивидуальные качества провизора-консультанта Individual quality of consultant 0,96 1,0 0,96 0,80 0,77 0,65 0,62

Факторы межличностного общения потребителя с консультантом Factors of interpersonal communication between consumer and advisor 0,90 1,0 0,90 0,9 0,81 0,9 0,81

Организационные факторы продавца (производителя) косметики Organizational factors of seller (manufacturer) of cosmetics 0,61 1,0 0,61 0,98 0,60 1,0 0,61

ИПУ= S ИПУщ 3,27 2,98 2,84

В случае сегментирования потребителей по аптечным организациям удельный вес критериев деятельности будет одним и тем же для всех аптек, поскольку независимо от того, в какую аптеку обратится потребитель, значимость фактора для него не изменится. Кроме того, аналогично определению уровня значимости Wij оценивали удовлетворенность Yij отдельными составляющими работы конкретной аптеки применительно к следующим группам факторов: факторы качества фармацевтической косметики; индивидуальные качества провизора-консультанта; факторы межличностного общения потребителя с консультантом; организационные факторы продавца (производителя) косметики (см. рисунок 1).

Для расчета степени удовлетворенности потребителя качеством оказания услуги, сопутствующей продаже фармацевтической косметики, использовали индекс потребительской удовлетворенности:

Илу, = Wj х у. (1)

Общую оценку степени удовлетворенности потребителя качеством оказания услуг конкретной аптечной организацией рассчитывали путем суммирования индексов потребительской удовлетворенности по всем параметрам:

мере удовлетворены качеством работы аптеки «1», средняя степень удовлетворенности наблюдается в аптеках «2» и «3».

Для определения составляющей работы аптеки, требующей наибольшего внимания при корректировке, выделяли признаки с минимальным значением У1 и максимальным значением веса Индекс необходимости корректирования отдельных критериев деятельности аптеки Икорр рассчитывали по формуле:

И = W / Y

коррг " 1 ' 15

(3)

где Wi - вес (значимость) i-го элемента работы аптеки для потребителей; Yi - удовлетворенность потребителей i-м элементом работы аптеки.

Значение Икорр большее единицы свидетельствует о необходимости корректирования соответствующего элемента работы аптеки. В первую очередь корректируются самые значимые критерии деятельности. В таблице 4 представлены значения индексов корректирования для исследуемых аптек. Из табл. 4 видно, что всем аптекам в первую очередь необходимо улучшать качество товарного ассортимента. В аптеках «2» и «3», кроме этого, в первоочередном корректировании нуждаются факторы, связанные с индивидуальными качествами провизора-консультанта. В частности, для улучшения качества обслуживания клиентов рекомендуется проводить психологические тренинги для сотрудников аптек, направленные на коррекцию отношения к работе и разработку плана поведения в конфликтных ситуациях. Также для повышения квалификации персонала необходимо проведение теоретических курсов для провизоров-консультантов по различным направлениям, участие в конференциях, «круглых столах» и др.

Таблица 4

Определение необходимости корректирования отдельных факторов потребительского поведения

на рынке фармацевтической косметики

Table 4

Determine if you need individual adjustment factors of consumer behavior in the market of pharmaceutical cosmetics

ИПУ = ЕИпу.

(2)

Результаты проведенного исследования показали, что наибольшая удовлетворенность качеством оказания услуги имеет место в аптеке «1», а наименьшая - в аптеке «3».

Для сравнительной оценки степени удовлетворенности потребителей качеством оказания услуг различными аптечными организациями была введена шкала оценки ИПУ. Среди исследуемых аптечных организаций потребители в наибольшей

Факторы потребительского поведения Factors of consumer behavior Значимость Wij Significance Wij Индекс необходимости корректирования Икорр для аптек сети «Вита» Index of adjustment need for "Vita" network of pharmacies

1 2 3

Факторы качества фармацевтической косметики Quality factors of pharmaceutical cosmetics 1,0 1,25 1,25 1,25

Индивидуальные качества провизора-консультанта Individual quality of consultant 0,96 0,96 1,2 1,48

Факторы межличностного общения потребителя с консультантом Factors of interpersonal communication between consumer and advisor 0,90 0,9 1,0 1,0

Организационные факторы продавца косметики Organizational factors of seller (manufacturer) of cosmetics 0,61 0,61 0,62 0,61

После проведения корректирующих мероприятий и внесения изменений в соответствующие критерии деятельности аптек проводится повторный анализ потребительской удовлетворенности и определяется результативность R корректирующих мероприятий как разность между начальным значением ИПУ0 и достигнутым за счет предпринятых корректирующих мероприятий ИПУ1, отнесенная к начальному значению ИПУ0:

R = ( ИПУ-ИПУ,,)/ИПУ0 (4)

Если R > 0, то проведенные мероприятия по корректированию можно считать результативными.

ЛИТЕРАТУРА

1 Ким С.А. Маркетинг: учебник. М.: Дашков и К, 2015. 258 с.

2 Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник. М.: Дашков и К, 2012. 280 с.

3 Романенкова О.Н. Поведение потребителей: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 320 с.

4 Belk R.W. Studies in the new consumer behavior // Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995.

5 Frank R.H. Microeconomics and behavior // Mc. Graw-Hill, Inc. 1997. 694 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Евгений А. Качагин к. э. н., доцент, кафедра маркетинга, Ульяновский государственный технический университет, Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия, [email protected]

Юлия Н. Ковальногова аспирант, кафедра экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет, Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия, [email protected]

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Юлия Н. Ковальногова предложила методику проведения эксперимента и организовала производственные испытания обзор литературных источников по исследуемой проблеме, провела эксперимент, выполнила расчёты, написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат Евгений А. Качагин консультация в ходе исследования

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 13.11.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 30.11.2016

Заключение

Выявлена система факторов потребительского поведения, учет которых оказывает значимое влияние на эффективность обслуживания. С целью изучения факторов, определяющих потребительское поведение на рынке фармацевтической косметики, разработана методика анализа поведения потребителей по результатам их анкетирования. Применение разработанной методики обеспечивает помимо прочего возможность определения - с использованием зависимостей (1)-(3), - необходимости корректирования отдельных факторов потребительского поведения на рынке фармацевтической косметики и количественно оценивать (с использованием зависимости (4)) эффективность предпринятых корректирующих мероприятий.

REFERENCES

1 Kim S.A. Marketing [Marketing] Moscow, Dashkov&K, 2015. 258 p. (in Russian)

2 Melikyan O.M. Povedenie potrebitelei [Consumer behavior] Moscow, Dashkov&K, 2012. 280 p. (in Russian)

3 Romanenkova O.N. Povedenie potrebitelei [Consumer behavior] Moscow, INFRA-M, 2015. 320 p. (in Russian)

4 Belk R.W. Studies in the new consumer behavior. Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995.

5 Frank R.H. Microeconomics and behavior. Mc. Graw-Hill, Inc. 1997, 694 p.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Evgenii A. Kachagin candidate of economical sciences, sssociate professor, marketing department, Ulyanovsk state technical university, Severniy Venets, 32, Ulyanovsk, 432027, Russia, [email protected]

Yuliya N. Kovalnogova graduate student, economics and management department, Ulyanovsk state technical university, Severniy Venets, 32, Ulyanovsk, 432027, Russia, [email protected]

CONTRIBUTION

Yuliya N. Kovalnogova proposed a scheme of the experiment and organized production trials, review of the literature on an investigated problem, conducted an experiment, performed computations, wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism Evgenii A. Kachagin consultation during the study

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 11.13.2016

ACCEPTED 11.30.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.