УДК 330.01 Богомолова Юлия Игоревна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
Института международных экономических связей
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Bogomolova Yulia Igorevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economics Department, Institute of International Economic Relations
INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON STATE REGULATION OF HUMAN RESOURCES
Аннотация:
Решение проблем, возникающих в современных национально-хозяйственных системах, настоятельно требуют учета фактора глобализации. Ее влияние на воспроизводство человеческого потенциала в национальной экономике является относительно новым объектом исследования для отечественных экономистов. Теоретическое осмысление данных процессов необходимо для выработки основных направлений и принципов государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала.
Ключевые слова:
глобализация, государственное регулирование, государственная политика, человеческий потенциал, воспроизводство человеческого потенциала.
Summary:
Solution of the problems arising in the modern economic systems requires the globalization factor to be taken into account. The impact of globalization on the human resources management in the national economy is a relatively new subject of the research for the domestic economists. Theoretical study of the subject is necessary for elaboration of the main areas and principles of the human resources management on the governmental level.
Keywords:
globalization, state regulation, public policy, human potential, human resources management.
Влияние фактора глобализации на государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала необходимо рассматривать в нескольких аспектах, отражающих многоуровневый характер анализа современной экономической системы.
Одним из важных аспектов анализа глобальной экономики, как Мега-системы, выступает рассмотрение содержания государственного регулирования человеческого развития, которое детерминировано глобальными вызовами человечеству (климатические изменения, опустынивание земель, истощение водных запасов, вредные выбросы и другое).
Наиболее полно данный аспект изложен в концепции устойчивого развития, достаточно активно разрабатываемой учеными и политиками в рамках Организации Объединенных наций, в которой прослеживается ее модификация, изначально касающаяся экологических проблем взаимоотношения по линии «Человек-Природа», несущей в себе идеи «зеленой» экономики и снижения техногенной нагрузки на природу [1].
В настоящее время данная концепция наполняется социальным содержанием, поднимая совокупность вопросов относительно нищеты, голода, бесправия женщин, высокой смертности детей и другие [2]. Концепция устойчивого развития стала использоваться отдельными развитыми государствами в качестве своеобразной теоретической основы для ограничения экономической деятельности других государств, определения национальных моделей их потребления и производства, перераспределения финансовых потоков.
Другой аспект связан с макроэкономической проблемой государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала в свете реализации модернизационного проекта, объявленного в качестве приоритетного для обеспечения прогрессивного развития российской экономики в средне- и долгосрочной перспективе.
Необходимость коренной модернизации социально-экономической системы, которая сложилась после двадцатилетнего периода трансформации отечественной экономики, не оспаривается экономистами, как и тот факт, что на протяжении этого периода российская экономика стала ресурсным донором технологически развитых государств. Вместе с тем, в промежуточном докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социальноэкономической стратегии России на период до 2020 г. «Стратегия-2020: Новая модель роста -новая социальная политика» глобальная трансформация воспроизводства человеческого потенциала рассмотрена, по сути, только в ракурсе проведения миграционной политики [3].
Не отрицая важности выработки взвешенной государственной политики в области миграции трудоспособного населения, отметим, что такой подход отражает узкое видение макроэкономических процессов в сфере воспроизводства человеческого потенциала в условиях формирования глобальной экономики. Кроме того, выстраивание чисто административнозаградительных барьеров на пути миграции носителей человеческого потенциала на современном этапе развития национальных экономических систем контрпродуктивно.
В то же время идеи рыночной саморегуляции процессов воспроизводства человеческого потенциала были востребованы как теоретико-методологическая основа анализа «замкнутых» национальных систем с укоренившимся рыночным механизмом и низким уровнем вовлеченности в мирохозяйственные связи. В таких системах государство теоретически может сыграть роль «ночного сторожа», а «невидимая рука» рынка в теории вопроса сможет обеспечить прогрессивное воспроизводство главного ресурса экономики. Наличие в современном глобальном экономическом пространстве таких систем - это, безусловно, теоретическая абстракция, которая, возможно, необходима для функционального анализа и решения каких-то частных воспроизводственных задач на уровне микроэкономики.
Для анализа мегатрендов в современной экономике функционально-линейная парадигма, лежащая в основании мейнстрима экономического знания западного типа, на наш взгляд, не применима. В этом отношении необходимо поддержать позицию, согласно которой функциональная методологическая концепция, выработанная западными экономистами для теоретического отражения исторически определенной системы рыночного хозяйства и специфической культурологической среды, не может быть положена в основу исследования воспроизводства в реальном секторе российской экономики, выработки современной теории социальноэкономического развития российского общества и экономической политики государства [4].
Опыт постепенного развертывания механизмов крушения советской социальноэкономической системы показывает действенность реализации синергетических подходов и ограниченность метода линейной экстраполяции тенденций предшествующих лет.
В современном обществе роль института в лице национального государства в обеспечении управляемости общественным развитием в условиях глобализации изменяется, но не уменьшается. Если рассматривать глобализацию, как трансформационное движение человечества к будущему состоянию с пока неясными до конца контурами, то на национальном государстве лежит обязанность и ответственность за устойчивое воспроизводство всех прогрессивных элементов развития, включая главный - воспроизводство человеческого потенциала.
Государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала необходимо, таким образом, рассматривать в контексте глобализации с учетом национальных стратегий, учитывающих особенности экономического развития и социокультурной идентичности. В этой связи целесообразно выработка тех основных принципов, на которых должна строиться государственная политика в области воспроизводства человеческого потенциала.
К числу принципов, реализация которых обеспечивает развитие системы государственного регулирования воспроизводства человеческих ресурсов с учетом современного потенциал-центрированного подхода, следует отнести следующие:
- научно-концептуальные, характеризующие базовые черты государственного регулирования воспроизводственных процессов (системность, целостность, комплексность);
- стратегические (рациональность, стратегическое целеполагание, выделение приоритетного «звена», преемственность, обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики, национальная безопасность);
- аксиологические (приоритет ценностных установок, равенство возможностей, социальная ответственность, добросовестность);
- результативно-ориентированные (эффективность, надситуационность, прозрачность правил и механизмов, взаимная выгодность);
- процессные (непротиворечивость, сбалансированность, проактивность, селективность, согласованность, гибкость, финансовая обеспеченность, непрерывность) [5].
Основанная на данных принципах национальная модель регулирования воспроизводства человеческого потенциала должна сочетать возможности глобального рыночного механизма, функционирующего на мегауровне, и макроэкономические методы государственного регулирования с учетом новых экономических закономерностей и ценностных социокультурных факторов.
В современной экономике государственное регулирование воспроизводства человеческого потенциала должно учитывать закономерности его движения и носителя по воспроизводственным фазам: формирование, распределение - обмен, использование (реализация).
Глобальная трансформация воспроизводства человеческого потенциала приводит к тому, что движение по воспроизводственным фазам не ограничено национальной хозяй-
ственной системой. В системе воспроизводства человеческого потенциала и его носителя оно осуществляется в глобальном экономическом пространстве, то есть не «замыкается» рамками национального хозяйства.
В современном экономическом пространстве глобальный рынок труда обеспечивает перераспределение человеческого потенциала, выступая наиболее развитым институтом в системе глобального процесса воспроизводства человеческого потенциала. При этом его перераспределительная функция охватывает как низкоквалифицированную рабочую силу из развивающихся стран Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, так и квалифицированных работников, обладающих знаниями для работы в инновационных секторах экономики (программисты, технологи, биохимики и другие).
В период соревнования двух экономических систем и технико-технологической революции социальная модель государств с развитой рыночной экономикой включала в качестве одного из элементов различные системы обеспечения населения образовательными услугами в сфере начального и общего среднего образования за счет средств государственного бюджета.
На современном уровне развития технико-технологических отношений наличие профессионального образования выступает важнейшей составляющей, формирующей человеческий капитал. Национальные системы подготовки кадров, восприятие ими выработанных глобальными транснациональными монополиями (далее - ТНК) стандартов и требований к работникам, а также схемы финансирование процесса получения высшей квалификации различны [6]. Единство их в том, что фаза формирования человеческого потенциал национальными институтами образовательной сферы требует значительных ресурсов, как со стороны национальных домохозяйств, так и национального государства.
Страны с переходной экономикой и развивающимися рынками унаследовали от предшествующего социального строя системы государственного финансирования профессионального образования. Молодой специалист, получив достойное образование и необходимую квалификацию на бесплатной для себя основе, закономерно предпочитает выбирать технологически оснащенное рабочее место в странах с более высоким качеством жизни. Это означает, что, с одной стороны, в целях повышения своей конкурентоспособности национальное государство затрачивает значительные ресурсы на формирование высококлассных специалистов, но, с другой - потребитель данных ресурсов не обеспечивает их отдачу в национальной экономике. Безусловно, можно рассчитать обратный приток денежных средств, который направляется в страну от возможных отчислений выехавших квалифицированных сотрудников на поддержку своих домохозяйств (членов семей). Однако это не решает основной вопрос - обеспечение квалифицированной рабочей силой процесса внутреннего инвестирования и создания в стране инновационной экономики.
Национальные хозяйственные системы в условиях глобализации экономики - это открытые системы, в которых рыночные механизмы требуют мобильности всех видов ресурсов. Конкурентоспособность развитых государств с высоким уровнем жизни обеспечивается, в том числе, за счет перераспределения ресурсов менее развитых стран, которые в виду неравных стартовых условий по факту выступают ресурсными донорами. К числу таких стран принадлежит Россия, научный и кадровый потенциал которой активно используется зарубежными компаниями и институтами.
Трансформационные процессы влияют на формирование био-социального элемента человеческого потенциала, который воспроизводится в процессе «потребительного производства» на основе фонда жизненных средств.
Натурально-вещественный состав фонда жизненных средств обусловлен «потребительной силой» общества, а также зависит от социокультурных факторов сформировавшейся модели потребления. В глобальной экономике многие производства, удовлетворяющие спрос на одежду, обувь, продукты питания, средства гигиены и другие продукты, сосредоточены за пределами развитых экономических систем в силу многих обстоятельств и, прежде всего, международного разделения труда. В целях оптимизации системы «расходы-прибыль» данные производства сосредоточены основными экономическими агентами глобализации - ТНК - в странах с низким уровнем цены на рабочую силу, а также с избыточным с точки зрения возможности предоставления рабочих мест населением.
В настоящее время вынос отраслей легкой и, отчасти, пищевой промышленности в страны азиатско-тихоокеанского региона, а также в страны Латинской Америки привел к тому, что развитые страны уже не располагают достаточными мощностями для обеспечения населения продуктами, формирующими натурально-вещественный состав фонда потребления. Это относится и к инновационным товарам потребительской электроники (телефоны, компьютеры, носители информации и другое), а также компонентам авто-, авиастроения. Иными словами, в данном сегменте потребления западные страны полностью зависят от бесперебойных поставок,
например: китайских, тайваньских, бразильских товаров и товаров из ряда других стран (Камбоджа, Филиппины, африканские государства и другие).
Интернационализация и мировое разделение труда закономерно привели к утрате национальными хозяйственными системами ряда важнейших производств, обеспечивающих воспроизводство носителей человеческого потенциала.
Современная воспроизводственная структура экономик развитых стран не обладает целостностью в аспекте, не обеспечивающем потребности производства и воспроизводства фонда жизненных средств собственного населения. Бесперебойность потребления и снабжения помимо чисто экономических мер обеспечивается наличием политических и военных союзов. Именно внеэкономические факторы и рычаги влияния позволяют поддерживать высокий уровень насыщенности западных потребительских рынков, как товарами повседневного спроса, так и эксклюзивными вещами.
Для стран, которые не входят в мощные военно-политические союзы с западными государствами и имеют собственные национальные интересы, сформировавшаяся модель производства товаров, составляющих фонд жизненных средств путем выноса их данных за пределы национальной экономики, вряд ли применима, поскольку ставит под угрозу национальную безопасность. Она не обеспечивает, прежде всего, продовольственную безопасность населения. Кроме того, создание напряжения на рынках потребительских товаров, дефицит товаров массового спроса в виду разрыва между номинальной и реальной оплатами труда приводит, как показал советский опыт развития экономики, к массовому недовольству населения государственной политикой.
Учет фактора глобализации при формировании государственной политики в области воспроизводства человеческого потенциала означает необходимость проведения проактивной преференциальной политики государственной поддержки тех агентов экономических отношений, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Формирование проактивной системы государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала выступает комплексной и системной задачей. Ее решение должно «пронизывать» все направления (блоки) государственного регулирования национальной экономики: нормативно-правовой; инвестиционно-инновационный; социально-страховой; финансовобюджетный; организационно-институциональный; информационный; налогово-стимулирующий.
Проактивность означает выработку политики, предвосхищающей появлению новых и купирование негативных тенденций в сфере воспроизводства человеческого потенциала, а также активное формирование акторов прогрессивного развития национальной сферы воспроизводства человеческого потенциала.
Преференциальность, как характеристика государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала, означает сформированную систему действенных стимулов (поощрений, льгот и привилегий) для экономических агентов, направленную, во-первых, на эффективное использование высококачественной рабочей силы в российской экономике; во-вторых, на повышение мобильности носителей человеческого капитала в пространственной экономике Евразийского союза; в-третьих, на стимулирование вложений в профессиональноквалификационное движение рабочей силы в реальном секторе российской экономики.
Не вступая в противоречие с конституционными гарантиями бесплатного образования и свободы передвижения российских граждан, одним из элементов нивелирования негативного эффекта глобальной трансформации воспроизводства человеческого потенциала в части оттока квалифицированных кадров («утечки умов») из национальной экономики в глобальное экономическое пространство, могут служить экономические механизмы компенсационных выплат домохозяйств.
На специалистов, в планы которых входит постоянная трудовая деятельность за границей, можно распространить компенсационный механизм возврата в государственный бюджет части госсредств, положив в основу расчет бюджетных затрат на профессиональное образование в течение ряда лет. Возможно применение понижающих коэффициентов в случае, если выпускник профессиональных образовательных учреждений уже отработал ряд лет в российской экономике. Безусловно данный механизм необходимо распространить на тех носителей профессионально-квалификационного потенциала, которые сформировали его за счет государственных бюджетных ресурсов.
Актуальность формирования экономических механизмов нивелирования негативного влияния «утечки умов» в глобальное экономическое пространство возрастает в связи с относительным увеличением государственных вложений в образовательную сферу. Так, исходя из данных, которые содержатся в правительственной расширенной версии долгосрочного прогно-
за развития России до 2030 г., планируется увеличение расходов на образование до 5,1-5,2 % ВВП страны [7].
Таким образом, на каждом этапе развития экономической системы разработка и адаптация основных принципов и направлений (блоков) государственного регулирования воспроизводства человеческого потенциала выступают важной научно-практической задачей, от эффективного решения которой зависит прогрессивный тренд в поступательном движении российской экономики.
Ссылки:
1. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию 3-14 июня 1992 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 29.10.2013).
2. ООН и устойчивое развитие. Основные вопросы. URL: http://www.un.org/ru/development/sustainable/issues.shtml (дата обращения: 20.10.2013).
3. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика». URL: www.tpprf.ru/common/upload/pd_strategy2020.doc (дата обращения: 20.10.2013).
4. Платонова Е.Д. Современная теория и практика накопления (трансформационный аспект) / под ред. д. э. н., проф. Е.В. Юферевой. М., 2006. С. 331.
5. Богомолова Ю.И. О базовых принципах формирования политики российского государства в области воспроизводства человеческого потенциала в условиях глобализации // Мир экономики и права. 2012. № 8. С. 40-47.
6. Федотова О.Д., Катичева М.Г. Человек будущего и проблемы образования в прогностическом дискурсе основателя Римского клуба А. Печчеи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 9. С. 86-98.
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=551290 (дата обращения: 20.10.2013).