И. Д. Осипов
ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА РУССКУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ
Философия прав человека — характерный пример влияния европейской философии на русскую политологию. Возникнув в эпоху Просвещения, эта философия в последующем изменила всю европейскую политическую культуру и получила свое концептуальное выражение в важнейших направлениях социальной мысли от либерализма до радикализма. Следует также отметить, что к началу ХХ в. в европейской философии прав человека были выработаны три основные парадигмы: концепция естественного права, идеология политических прав личности и учение о социальных правах личности. Все они стали теоретической предпосылкой модернизации европейского общества, формирования гражданского общества и правового государства, становления институтов демократии и социального государства. Парадигма прав человека выступила катализатором ряда кардинальных реформ в экономике, политике и в правовой культуре европейских стран. В европейской философии получили развитие две основные концепции прав человека. Первая — англосаксонская, Д. Локка, Д. С. Милля, Г. Спенсера, исходила из определенного противопоставления личности и государственной власти. Она аргументировала идею «связывания» государства правом и его верховенства над государством. В рамках этого положения права личности предполагали их защиту независимым и развитым судопроизводством, наличие демократического парламентаризма и свободного общественного мнения. Вследствие этого права личности не нуждались в конституционном оформлении, достаточно было судебных решений по тем либо иным конкретным вопросам жизнедеятельности человека.
Вторая концепция связана с «континентальной» (французской, голландской и германской) философией и представлена в сочинениях Г. Гроция, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, Б.Констана и Ф.Гизо. Она базировалась на признании гармонии в отношениях государства и личности — субъекта гражданского общества. Последнее имеет принципиальное значение, поскольку именно гражданское общество оказывалось важнейшей ступенью формирования политического сознания индивида. В то же время государство гарантировало соблюдение неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу и собственность в целях достижения общего блага. В ходе Великой Французской революции данные права были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина». Заметим при этом, что в самой Франции практическая реализация положений «Декларации» существенно отставала от Германии, в которой на протяжении всего XIX столетия всесторонне исследовались гражданско-правовые и политические основания прав личности. Именно немецкая философия права разрабатывала теоретические предпосылки правового государства, придавая особое внимание изучению политических и административных институтов этого государства и конкретной реализации прав человека. Ярким примером этого стало создание Бисмарком первой в Европе системы государственного пенсионного обеспечения. Поэтому можно полагать, что в «континентальной» философии прав человека существовали разные версии.
© И. Д. Осипов, 2010
Данные концепции в той или иной мере повлияли на русскую философию. Философия прав личности в России отражала социальные и духовные процессы в Европе, но при этом была детерминирована в своем развитии отечественной культурой, традициями русской философии. В эпоху Просвещения правоведение и прежде всего административное право рассматривается государственной властью в России как эффективный способ регулирования общественных отношений, позволяющий ей самой не разрешать постоянно конфликтные ситуации, передоверяя эту работу системе правосудия. По заданию Петра Великого переводится работа знаменитого голландского юриста С. Пуфендорфа «О должностях человека и гражданина по естественному праву». Екатерина Великая находится в переписке с французскими энциклопедистами, использует в своем «Наказе» работы «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа и «О духе законов» Ш. Монтескье. Русская дворянская интеллигенция знакомится с трудами Вольтера, Гельвеция, Дидро, Монтескье, Рейналя, Мабли, Руссо, в которых писалось о естественных неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и собственность. Особо следует указать, что А. Н. Радищев разрабатывает первый проект «Гражданского кодекса» в России. В этом документе формулируется принцип равенства всех сословий перед законом: «Закон в отношении человека уподобляется природе; он его награждает, как и она; но не столь будучи пристрастен в своему произведению, он одному не дает того, чего не даст другому, и если он дарит, то дарит равно всех; перед ним все равны» [1, с. 171]. Радищев также пишет о праве на свободу совести, мысли, собственности. Утверждая незыблемость права собственности, он в то же время и ограничивает это право разумностью его использования и справедливостью. Вслед за Гельвецием Радищев развивает идеи утилитаризма, полагая важнейшим условием создания свободного общества взаимное удовлетворение интересов людей, а вместе с Руссо полагает обязательным соблюдение верховной властью естественных прав человека. Сделанные мыслителем предложения закладывали в России основы правовой монархии, представляя крестьянам гражданские права. В последующем эти идеи будут развиты М. М. Сперанским и декабристами.
В XIX в. в европейской философии происходит переход к политико-юридическому анализу прав человека. На русскую философию права в это время в значительной степени повлияла немецкая классическая философия: работы Канта, Фихте, Гегеля, немецких юристов второй половины XIX — начала XX в., особенно Р. Иеринга. Следует отметить влияние на славянофилов юристов исторической школы права — Г. Пухты, К. Савиньи, Г. Гуго. И хотя славянофилы Ю. Ф. Самарин, А. С. Xомяков, К. С. Аксаков,
В. Н. Лешков защищали права человека на свободу мысли, совести, выступали против крепостного права, в целом они исходя из постулатов исторической школы права выступали за обычное, семейное и народное право, развивая философию соборного правосознания.
Немецкая философия прав человека была творчески развита в учении о правовой монархии Б. Н. Чичерина. В понимании прав человека русский мыслитель стремился пройти между Сциллой органицизма, ставящего человека в жесткую зависимость от целого — общества, и Xарибдой позитивизма Конта, Милля, Спенсера, который не придавал значения метафизической природе личности. В философии права Чичерин исходил из концепции разумно-свободной природы человека Канта. По его мнению, «Кант неопровержимым образом доказал присутствие в человеке двух противоположных элементов, общего и частного, разумного и чувственного, из которых слагается вся жизнь человека» [2, с. 409]. Для Чичерина принципиальное значение имела также мысль Канта о человеке как цели, а не средстве. Кантовская философия естественного
права человека на свободу стала постулатом философии прав человека Чичерина. По его мнению, право состоит в свободе действовать и приобретать, не нарушая чужого права, и эта свобода в общегражданском порядке присваивается всеми на равных основаниях, «это и составляет задачу общества и государства». При этом личное право — «власть располагать собой составляет корень и источник всех прав».
Другой важнейшей идеей философии права Чичерина была концепция гражданского общества Гегеля. Согласно Чичерину, «гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемыми гражданским, или частным, правом» [3, с. 202]. Гражданское общество в противоположность государству основано на индивидуализме, в то время как признаком государства является централизм. Устройство гражданского общества проходит три следующие исторические стадии: порядок родовой, сословный и общегражданский. Именно в рамках гражданского общества решается Чичериным вопрос о правах личности, здесь основное правило таково: «все, что не запрещено, то дозволено в силу естественной принадлежности человеку свободы». Право человека ограничено общественной пользой и правами других и в свою очередь требует признания другими людьми. Судьей в данном случае выступает государственная власть.
Чичерин называет следующие права личности:
— право располагать своими действиями по своему изволению, не нарушая чужого права и общих условий общежития;
— право перемещаться куда угодно и селиться везде, не спрашивая чьего-либо изволения; свобода труда;
— право заключать договоры;
— право располагать собой по своему усмотрению. В рамках этого права любопытно отношение Чичерина к самоубийству, которое, по его мнению, не может быть запрещено с юридической точки зрения, но может быть осуждено с религиозно-нравственной позиции;
— право на свободу совести и мысли. При этом закон может запретить «публичное выражение мнений, опасных для общества или оскорбительных для других»;
— право собственности. В качестве охранителя прав государство призвано только устанавливать общие условия для приобретения собственности и ограждать от посягательства со стороны других. При этом «недостаток каких-либо жизненных прав не рождает ни малейшего на них права» со стороны неимущих слоев общества [4, с. 250], поскольку свобода естественным образом ведет к экономическому неравенству.
Главной целью Чичерина было сохранение устойчивости государства — правовой монархии при создании возможностей для экономической и самодеятельности человека. В правовом государстве для укрепления порядка должны сформироваться средний слой и осуществляться просвещение граждан. «Связью имущества с образованием определяется отношение аристократических и демократических элементов, присущих каждому обществу. Аристократия есть выдающееся меньшинство, представляющее высшее качество, демократия есть масса в разнообразных ее оттенках» [3, с. 216]. Нормальное их отношение составляет условие правильного развития, однако качество должно преобладать над количеством, т. е. аристократия должна преобладать над демократией. Согласно Чичерину, в перспективе опорой правового государства будет выступать «умственная аристократия». В целом философия права Чичерина проникнута духом экономического либерализма и определенным невниманием к отстаиванию социальноэкономических прав личности.
Именно эти проблемы стали предметом философии права начала ХХ в., и ев-
ропейская философия прав человека оказалась тесно связана с решением социального вопроса и этикой права. Данной проблеме были посвящены работы А. Мен-гера, Л.Дюги, Г. Когена. В России под их влиянием в трудах П. И. Новгородцева,
С. Л. Франка, Б. А. Кистяковского, И. А. Покровского, Е. Н. Трубецкого развивается новая философия прав человека, имеющая тенденцию к «возрождению» естественного права. Заметным было влияние на отечественную философию прав личности идей Г. Еллинека — его имя неоднократно упоминается П. И. Новгородцевым, Е. Н. Трубецким, Н. Н. Алексеевым, А. А. Рождественским, А.И. Елистратовым. Елли-нек в своих трудах «Система субъективного публичного права» (1892), «Всеобщее учение о государстве» (1900) определял государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающего волей и являющегося носителем определенных прав, а также выдвинул идею самоограничения государства посредством изданных им норм.
Б. А. Кистяковский также исходит из идеи самоограничения государства: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена» [5, с. 328]. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав. Среди этих прав и свобод — свобода совести, слова, общения, свобода передвижений и другие права. Согласно Кистяковскому, эти права базируются на признании государством неприкосновенности личности, полномочия государства по пресечению нарушений законов поставлены в строгие рамки законов. При этом во всяком правовом государстве должны быть установлены юридические правила, которые бы исключали столкновение людей. Существенной особенностью правового государства также является связь с народом: «Самое важное учреждение правового государства — народное представительство» [5, с. 330]. Кистяковский рассматривает и социально-справедливое государство, в котором основные средства производства, по его мнению, должны принадлежать народу. В этом государстве может быть сужен круг личных прав, который создается гражданским правом, но существенно будет расширена сфера публичных субъективных прав. Это сделает личность полноправной. «Не в силу чувства жалости, а в силу самой природы правовой организации в нормальном социальном строе каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование» [5, с. 334]. Таким образом, Кистяковский дополнял юридико-догматическую концепцию Еллинека этико-правовой аргументацией.
В заключение можно сделать вывод о том, что на философию прав человека в России оказали большое влияние немецкая и французская философия, менее заметным было влияние англосаксонской философии права. Последнее объясняется характерным для отечественной философии этатизмом; в русской философии именно государство выступает субъектом развития личной свободы и личных прав. В русской философии прав человека также более определенно, нежели в западноевропейской, выражены идея сочетания прав и обязанностей человека и моральная аргументация прав человека.
Литература
1. Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М.; Л.: Изд-во Академии наук, 1952. 673 с.
2. Чичерин Б.Н. История политических учений. СПб.: Изд-во РХГА, 2008. Т. 2. 752 с.
3. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. 656 с.
4. Чичерин Б. Н. Социология. Тамбов: Полиграфиздат, 2004. 468 с.
5. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. 800 с.
Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.