Зарубежная история
О.П. Киричевская
Влияние Европейского Союза на процесс соблюдения прав человека в ходе урегулирования Чеченского кризиса (1994-2005 гг.)
Статья посвящена вопросам влияния Европейского Союза на соблюдение международных норм о правах человека в ходе урегулирования Чеченского кризиса. Исследуется принятая нормативно-правовая база по данному вопросу, приводятся заявления европейских и российских политических деятелей. Автор приходит к выводу, что деятельность Европейского Союза по данной проблеме сводилась к финансовой помощи восстанавливающейся Чеченской республике.
Ключевые слова: Чеченская республика, права человека, ОБСЕ, Европейский Союз, Европейский совет, борьба с терроризмом, урегулирование кризисов.
Решение России разрешить кризис в Чечне широкомасштабной военной операцией, начавшейся 11 декабря 1994 г., было воспринято мировым сообществом как внутреннее дело России. Однако позже кризис приобрел международный характер и стал предметом серьезных противоречий между Россией, Европейским Союзом и рядом европейских организаций по причине нарушения ряда международных норм и конвенции о правах человека. Были нарушены некоторые положения Венского документа ОБСЕ 1994 г. относительно мер по укреплению доверия и безопасности. Речь идет о необходимости объявлять, а также обеспечивать возможность для наблюдения за осуществлением определенных видов военной деятельности за 42 дня до их начала. Очевидно, что эти правила были нарушены, когда Россия неожиданно двинула (в Чечню) свои войска. Другим документом ОБСЕ, который Россия нарушила в Чечне, был Кодекс поведения относительно военно-политических аспектов безопасности. Этот документ был подписан на саммите в Будапеште 5-6 декабря 1994 г., т.е. всего за неделю до начала операции в Чечне. В ст. 36 этого документа говорится об акциях применительно к внутренней безопасности и, в частности, о том, что вооруженные силы сделают все необходимое, чтобы избежать нанесения вреда гражданскому населению и его собственности [2]. Тактика российских военных, включавшая применение тяжелого вооружения против гражданских объектов, была
прямо противоположной принципам Кодекса поведения относительно военно-политических аспектов безопасности.
5 января 1995 г. Венгрия, ставшая страной-председателем ОБСЕ, вместе с другими членами «тройки» (в то время Швейцарией и Италией) начала переговоры с посольствами этих стран в Москве и российским МИД. В марте 1995 г. в результате трудного процесса переговоров ОБСЕ и российское правительство пришли к соглашению о том, что в Чечне будет открыта постоянная миссия ОБСЕ и что ОБСЕ будет участвовать в переговорах о кратко- и долгосрочном разрешении кризиса. Эта миссия, названная Группой поддержки (Assistance group), начала свою работу в Чечне 26 апреля 1995 г.
Хотя ОБСЕ не имела никакого возможности самостоятельно вынести наказание России, другие международные институты - и прежде всего ЕС и Совет Европы - могли это сделать по поручению ОБСЕ. Россия ожидала как «реальных» санкций, так и нематериальных. Косвенные последствия отказа России от сотрудничества, особенно ее испорченная репутация, которая бы помешала целям интеграции страны, рассматривались российской внешнеполитической элитой как серьезное поражение России. С этой точки зрения Россия была очень уязвима. Что же касается ЕС, речь шла о более тесном институциональном и торговом сотрудничестве.
Участие ОБСЕ в разрешении конфликта было одним из четырех условий подписания Временного соглашения, целью которого было усиление реализации торговой и коммерческой частей общего Договора о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. В конце декабря 1994 г. было объявлено, что Временное Соглашение вступит в силу в марте 1995 г., однако в начале января процесс был «заморожен» ЕС. Допустив в апреле участие ОБСЕ в разрешении конфликта, Россия выполнила одно из четырех условий, связанных с Чечней, и оставшиеся условия были выполнены в результате временного прекращения огня, а также переговоров, начавшихся после драмы в Буденновске. В результате Временное Соглашение было подписано в июле 1995 г.
После возобновившихся 30 сентября 1999 г. военных действий в Чечне в октябре 1999 г. Европейский Союз сформулировал свою позицию по данному вопросу, которая включала в себя следующие положения.
1. Безусловно признается право России на защиту своей территориальной целостности и борьбу против любых форм терроризма.
2. Осуждению подлежит избранный российскими властями метод решения чеченской проблемы - «непропорциональное и неразборчивое» использование военной силы, массированные бомбардировки,
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Зарубежная история
которые привели к большим жертвам среди мирного населения и его массовому (более 200 тыс. человек) исходу из района военных действий. Россия осуждается как нарушитель «международного» гуманитарного права».
3. Российское правительство призывается к немедленному прекращению военных действий и к переговорам с «избранными чеченскими руководителями» для поиска политического решения, стабилизирующего обстановку в Чечне и на Северном Кавказе в целом при сохранении территориальной целостности Российской Федерации.
4. Важнейшей задачей российского правительства является разработка и осуществление программы восстановления экономики и системы управления, решения социальных проблем и нормализации всей жизни в Чечне.
5. Необходимо организовать срочную гуманитарную помощь, объем которой должен быть сопоставим с количеством беженцев. При этом российские власти должны обеспечить беспрепятственную доставку международной гуманитарной помощи пострадавшим людям под наблюдением представителей ОБСЕ. Со своей стороны, ЕС готов принять участие в такой помощи.
6. Российское правительство должно продемонстрировать международному сообществу «максимальную прозрачность и в определении своих целей в Чечне, и в освещении ситуации в этом регионе» [1, с. 31-32].
Поскольку Россия, как явствовало из заявлений ее Президента, Председателя правительства и министра иностранных дел, не приняла ни вышеизложенных методов борьбы с терроризмом, ни предложения о немедленном прекращении военной акции и открытии переговоров с чеченскими руководителями, ЕС занял более жесткую позицию. Европейский совет, собравшийся 10 декабря в Хельсинки, принял декларацию о Чечне, в которой повторил вышеизложенную позицию ЕС, дополнив ее перечислением мер, которые Союз намерен предпринять в сложившейся ситуации. В числе этих мер - пересмотр коллективной стратегии ЕС в отношении России и передача части средств из программы ТАСИС на нужды гуманитарной помощи, выделение средств из бюджета ТАСИС в 2000 г. только на приоритетные цели, включая содействие защите прав человека, становлению правового государства и гражданского общества, обеспечение безопасности на ядерных объектах [5, р. 19-20]. Евросовет в Хельсинки воздержался от применения экономических мер против России, хотя призывов такого рода было немало.
Коррективы, которые были внесены высшим российским руководством в действия военного командования и гражданских властей в Чечне
в течение декабря 1999 - января 2000 гг., учитывали не только внутреннюю ситуацию в стране, но и позицию Европейского Союза. Диалог по поводу Чечни продолжался и в последующие месяцы: 2 марта в Лиссабоне в ходе встречи ЕС - Россия на министерском уровне; 7 апреля во время визита «тройки» ЕС (Х. Солана, К. Петтен и министр иностранных дел Португалии Ж. Рама) в Москву; 10 апреля на заседании Совета по сотрудничеству Россия - ЕС в Люксембурге с участием министров иностранных дел России и 15 стран ЕС, наконец, на саммите ЕС - Россия 29 марта в Москве.
В 2003 г. в ходе XX саммита ЕС - Россия организация «Международная амнистия» (Amnesty International) потребовала выдвинуть России следующие требования:
1) разрешить международным наблюдателям доступ в Чечню;
2) остановить принудительное возвращение беженцев в Чеченскую республику;
3) положить конец безнаказанности для тех членов вооруженных сил России, которых международное сообщество обвиняет в «серьезных нарушениях» [6].
В феврале 2004 г. Европейский Союз официально изложил свою политику по отношению к России в жестком заявлении, где говорилось, что блок окажет прямое давление на Москву по поводу прав человека в Чечне и будет форсировать развитие связей с постсоветскими государствами.
В ходе очередной сессии Евросовета на голосование была вынесена резолюция по Чечне - голосование было провалено. Против текста этого документа проголосовали 23 страны из 53, за - 12, воздержались - 18. Разгромный для России проект резолюции поддержали ведущие западные страны, в том числе лидеры ЕС: Франция, Германия, а также Великобритания и председательствующая в Евросоюзе Ирландия.
По мнению авторов представленного в Женеве документа по Чечне, российские судебные органы - как гражданские, так и военные -не выполняют свою миссию по расследованию правонарушений, совершаемых федеральными силами и силами безопасности на территории этой российской автономии. Высказывалось мнение, что конфликт в Чечне должен решаться политическим путем при условии соблюдения территориальной целостности России. Иными словами, требовалось, чтобы Москва начала переговоры с чеченскими сепаратистами.
Единственным следствием заявления Европейского союза стала публикация в рамках программы ТАСИС документов, в которых выражалась обеспокоенность по поводу игнорирования Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Чечни
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Зарубежная история
в 2002-2003 гг. Также подвергались прямой критике насильственные действия российских правовых структур в отношении чеченского мирного населения, однако критика сопровождались дипломатичным комментарием «Взгляды и мнения, высказанные в этом документе, не обязательно отражают позицию Европейского Союза» [4].
В конце 2004 г. во время своего визита в Германию Президент РФ Владимир Путин заявил, что помощь Европейского Союза в Чечне была бы благожелательно встречена Москвой: «Мы готовы открыто беседовать с нашими партнерами в России и в Европе, и сотрудничать с ними в восстановлении Чечни» [3]. Несколько позже Путин подтвердил эту готовность на встрече с координатором ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой. Сергей Ястржембский, помощник Путина, уточнил: закрытых тем, касающихся Чечни, отныне для России вообще не существует. Все это было воспринято Брюсселем как сигнал, что Россия отказывается от своей прежней, основанной на неприятии иностранного вмешательства в конфликт, политики по Чечне. Последствием стало решение Еврокомиссии выделить 22,5 млн евро в качестве помощи Чеченской республике.
В процессе вмешательства в урегулирование чеченского кризиса Европейским Союзом был принят ряд положений, осуждающих нарушение Россией в Чечне международных положений по правам человека. Однако все они имели декларативный характер. Делались попытки усовершенствовать законодательно-нормативную базу по данному вопросу, чтобы иметь реальные рычаги воздействия на Российскую федерацию. Однако подобного рода документы были провалены на голосовании по ним. Реальная деятельность ЕС по проблеме соблюдения прав человека в Чечне сводилась к финансовой помощи восстанавливающейся Чеченской республике.
Библиографический список
1. Борко Ю. А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. М., 2001.
2. Кодекс поведения относительно военно-политических аспектов безопасности // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: www. osce.org/ru/fsc/41359 (дата обращения: 15.08.2012).
3. Симонов В. Россия - ЕС: консенсус по Чечне? // РИА «Новости». URL: http:// www.ria.ru/analytics/20050414/39666265.html (дата обращения: 05.09.2012).
4. Чечня и Европейский суд: «Этика и обязательства». Меморандум для адвокатов, правозащитников и неправительственных организаций. Чечня и Европейский суд по правам человека: Март 2004 // Правовая инициатива
по России. URL: http://www.srji.org/files/resources/ethics_ru.pdf (дата обращения: 15.08.2012).
5. Helsinki: European Council: Presidency Conclusions. Press-Release: Brussels.
11.12.1999. № 00300/99 // European Parliament. URL: http://www.europarl. europa.eu/enlargement/ec/hel_en.htm (дата обращения: 15.08.2012).
6. Osborne A. The EU’s Chechnya Challenge // Guardian [UK]. 2003. Nov. 7. 2003. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2003/nov/07/worlddispatch.russia (дата обращения: 15.08.2012).
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова