УДК 316.772.4:174
ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ НА ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Мария Николаевна Богомолова, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва; Сергей Германович Сейранов, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Николаевич Юрьев, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
Статья посвящена основным аспектам деловой этики, ее влияния на общение в коллективе, общение руководителя и его коллектива, их взаимоотношений, этическим вопросам в сфере делового общения.
Ключевые слова: деловая этика, общение, коллектив, руководитель, взаимоотношение, соотношение средств и цели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p40-44
INFLUENCE OF ETHICS ON THE RELATIONSHIPS FORMING-UP IN THE SPHERE OF BUSINESS COMMUNICATIONS
Maria Nikolaevna Bogomolova, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow; Sergey Germanovich Seyranov, the corresponding member of RAE, doctor of pedagogical sciences, professor, Yury Nikolaevich Yuryev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
This article is devoted to the ethics influence features on the forming-up of relationship in the sphere of business communications. The reasons of difficulties arising within communications and mutual understanding of people are considered. The conditions, which are necessary for achievement of success in the business communications sphere on the basis of the ethical standards, are displayed. The correlation of the ethics in a broad sense and business ethics on the basis of the logical sequence of separately taken perceptual problems has been shown.
Keywords: ethics, standards of behavior, morality, moral basis, interaction.
Этика - философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая совокупность принципов человеческого общения, присущих данному обществу. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
В последнее время все более пристальное внимание уделяется этике построения отношений во всех сферах человеческой деятельности. Особенно в сфере деловых коммуникаций, и в спорте, в частности. Этические нормы являются одним из главных критериев оценки поведения не только отдельного сотрудника, тренера, спортсмена, но и организации, и команды в целом. Соблюдение норм и правил этики построения взаимоотношений становится своего рода визитной карточкой и во многих случаях определяет возникновение, либо отсутствие, желания дальнейшего сотрудничества. В случае несоблюдения моральных принципов, эффективность сотрудничества либо начинает снижаться, либо разрушается совсем. Сегодня при отборе персонала и приеме на работу руководители уделяют внимание вопросам этики, так как не только знание этических основ, но и умение их использовать в зависимости от сложившейся ситуации, может существенно повлиять на уже имеющийся микроклимат в коллективе.
Общение рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействий между людьми. Данный процесс предполагает не только обмен информацией, но и лич-
ностный контакт, основанный, как правило, на желании понять друг друга, совместных действиях и переживаниях, самовыражении.
Взаимосвязь этики и деловой этики можно проследить на основе логической последовательности отдельно взятых проблем восприятия людьми друг друга. Таких проблем можно благополучно избежать в том случае, если выработан навык соблюдения этических норм. Так, благоприятная основа для знакомства и построения дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые мгновения встречи. Существенную роль при этом играет не столько внешний облик человека (как принято ошибочно думать), сколько его манера поведения, подразумевающая соблюдение этических правил. Например, правила обращения, приветствия и представления. Все тонкости и детали построения взаимоотношений, основанные на морально-этических принципах, важны как в повседневной, так и в деловой жизни. Знание общих правил этики и умение их использовать позволит составить положительное мнение о себе, как собеседнике в не зависимости от того, какой разговор происходил - личный или деловой [7, с. 71].
Этический аспект общения следует рассматривать через призму понятий добра и зла, в соотнесении со смыслом морали. Нравственный статус общения связан с его параметрами, которые предопределяют восприятие в процессе общения собеседниками друг друга. Наиболее важную нравственную основу общения составляют: взаимопонимание, возможность диалога, порядочность, терпимость, признание социальной значимости другого, стремление сохранить контакт, совместимость ценностных ориентаций.
Изучение принципов этики и особенностей их проявления в практике делового общения актуально на сегодняшний день, так как знание основных принципов этики помогает в практике делового общения преодолевать трудности построения взаимодействия. Этические нормы складывались на основании опыта нескольких поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах. Они имеют свои отличительные особенности в зависимости от исторических и национальных традиций, а также законов исповедуемой религии.
В процессе глобализации происходит постоянное, в том числе и международное, расширение контактов на всех уровнях. Специалисты сферы деловых коммуникаций считают необходимым изучать этические и культурные особенности своих партнеров, коллег, подчиненных, конкурентов, чтобы избежать ошибок в построении деловых и личностных взаимоотношений. Деловая этика включает в себя систему как общих этических норм и правил поведения, так и особенности общения и взаимодействия субъектов разного рода деятельности с учетом их профессиональной специфики. При постановке конкретной цели каждая отдельно взятая личность, как и целая компания, выбирает различные пути ее достижения. Выбранный стиль поведения может совпадать с установленными морально-этическими принципами, либо идти в разрез [4, с. 90].
Выполнение сторонами контрактных обязательств по отношению друг к другу может указывать на макроуровень общения, например, покрытие убытков партнеру в случае причинения вреда, соблюдение правил и норм, касающихся рекламы, использование товарных знаков, прав защиты промышленной собственности. Отдельные нормы деловой этики включаются в условия договоров. Например, такие как соблюдение условий договора, добросовестное выполнение обязательств, учет интересов противоположной стороны, разумные действия. Уважение к закону является также одним из немаловажных принципов, которым должны руководствоваться компании, осуществляя совместную деятельность. Еще древнегреческий философ Протагор обращал внимание на то, что в интересах своей компании надо учитывать долгосрочность сотрудничества, поэтому личные интересы должны не только сочетаться с окружающими, но и подчиняться им.
Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения любой компании или организации, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Для сотрудников, вынужденных участвовать в совместных
коллективных действиях, необходимо согласованное представление не только этих действий, но и желательных и нежелательных результатах. В свою очередь, руководители обязаны принимать решения, брать на себя ответственность и осуществлять действия, направленные на соблюдение законодательства, стандартов, постановлений и распоряжений по конкретным вопросам, касающимся деятельности данной компании или организации. Способность адекватно оценивать ситуацию дает возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этики делового общения.
Также руководители должны стимулировать проявления честности, добросовестности, порядочности, регулировать нарушение моральных норм соответствующими санкциями. Культура делового партнерства предполагает соблюдение партнерских отношений, построенных на доверии и порядочности, чувстве долга и умении держать свое слово [2, с. 89].
Процесс выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей характеризует микроуровень взаимоотношений. Современные деловые отношения насыщены этическими проблемами разного рода. Для их решения необходима выработка определенных подходов, установление специальных «правил игры», оказывающих содействие успешному выполнению профессиональных задач и согласованию интересов общения и взаимодействия.
Разработка нормативных положений нравственного характера занимает значительное место в управленческой этике. Примером таких положений являются моральные кодексы. В них сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности. Для руководителя знание основ управленческой этики должно стать обязательным требованием и основной составляющей профессиональной компетенции.
Практически все направления деловой этики базируются на основополагающих правилах, применимых этикой поведения в широком смысле. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, стремление к пониманию интересов и мотивов поведения собеседника. В любом коллективе существует своя система способов регулирования поведения сотрудников. Механизмы регулирования поведения должны способствовать проявлению таких качеств, как честь и совесть, профессиональный долг и нравственная ответственность за свои поступки [6, с. 42].
Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в развитие общего дела. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.
Если этичное поведение становится нормой для человека, то эффект восприятия его как личности усиливается. С одной стороны, этика деловых отношений основывается на правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности, с другой - на основе правил корпоративной этики, сформулированной руководством компании или организации. Некоторые нормы взаимоотношений в деловой обстановке могут быть справедливы и для повседневной жизни. И наоборот, практически все правила межличностных отношений, принятые обществом, находят свое отражение в служебной этике [5, с. 51]. Всем нам хочется общаться с корректными, тактичными, внимательными и вежливыми людьми. Окружающие люди ждут от нас не только знания правил общения и поведения, но и умения воплощать их в практической деятельности.
Как отмечалось ранее, в жизни нередко возникают этически сложные ситуации, которые ставят человека перед выбором. Действительный смысл этики заключается в
том, что при решении таких задач она заставляет считаться с моральными ориентирами. Зачастую хороший поступок, с точки зрения морали, может противоречить сиюминутной выгоде человека, что вызывает, в свою очередь, дискомфортное состояние. Это состояние вызвано тем, что до момента выбора есть два прямо противоположных не совместимых между собой пути решения этой задачи. Одно предлагает человеку руководствоваться этическими нормами, другое - собственными, зачастую корыстными интересами. Стремление к собственному благу и личной выгоде чаще всего влечет за собой преобладание индивидуализма над здравым смыслом, и, как следствие, несовместимость этических норм с практическими действиями. В данной ситуации этика, как наука, помогает разбираться в сущности понимания моральных аспектов человеческого поведения [1, с. 64].
К сожалению, не всегда нравственные идеалы общества соответствуют требованиям морального закона государства. В таком случае речь идет о дурных нравах, царящих в обществе, которые влияют разлагающе на развитие человека как личности. В морально развитом обществе наоборот положительные нравы способствуют не только реализации морального закона, но и сохранении устоев [8, с. 51].
Любое этическое учение занимается поиском абсолютного варианта блага, а также выяснением, что является истинным благом. Для достижения конкретной цели необходимы средства, которые в свою очередь могут не всегда быть благими. Так возникает проблема соотношения средств и цели, проблема моральной допустимости компромиссов с нарушением этики. Данная проблема возникает там, где происходит обдумывание предстоящего поступка, принятие решения. Любую добродетель, совершенную человеком можно рассматривать с разных позиций. Так, благородство может быть приравнено (с позиции разных полюсов) к кичливости, щедрость к расточительности, скромность к робости и зажатости. Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, осознавая, что ему предстоит нелегкий, а порой и опасный выбор, он заранее должен очень четко для себя определить, что именно нельзя делать ни в коем случае. Такая предварительная установка помогает заранее избежать неверно сделанный выбор, за который в последствие будет стыдно. Для того, чтобы научиться решать такие сложные этические задачи, надо несколько раз оказаться в ситуации, когда появляется соблазн предпочтения материальных благ духовным интересам.
ВЫВОДЫ
Практическая деятельность человека в конкретных условиях взаимоотношений в коллективе или с его руководителем учит человека реально воспринимать ситуацию, оценивать ее и использовать во благо, то есть, с целью самосовершенствования и личностного роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина, И.Я. Имидж и этикет в бизнесе / И.Я Алехина. - М. : Дело, 2003. - 112 с.
2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений : учебное пособие / Р.Н. Ботавина. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 204 с.
3. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение : учебник : в 2 т. / Е.Н. Зарецкая. - М. : Дело. 2008. - Т. 1. - 398 с.
4. Ионин, Л.Г. Социология культуры : учебное пособие / Л.Г. Ионин ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.
5. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М. : Инфра-М, 2007. - 368 с.
6. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. - М. : Дело, 2000. -
400 с.
7. Психология и этика делового общения : учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 415 с.
8. Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру / П.Н. Шихирев. - М. : ОАО
«Типография «Новости», 2000. - 200 с.
REFERENCE
1. Alekhina, I.Ya. (2003), Image and etiquette in business, Business, Moscow.
2. Botavina, R. N. (2001), Ethics of business relations, Finance and statistics, Moscow.
3. Zaretskaya, E.N. (2008), Business communication, Business, Moscow.
4. Ionin, L.G. (2004), Sociology of culture, publishing house State University HSE, Moscow.
5. Kibanov, A.Ya., Zakharov, D.K. and Konovalova, V.G. (2007), Ethics of business relations, Infra-M, Moscow.
6. Petrunin, Yu.Yu. and Borisov, V.K. (2000), Ethics of business, Business, Moscow.
7. Ed. Lavrinenko V.N. (2006), Psychology and ethics of business communication, UNITY-DANA, Moscow.
8. Shikhirev, P. N. (2000), Introduction to the Russian business culture, Jsc "Printing Press "News", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2015.
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО
ВУЗА
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, (ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский городской психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВПО МГППУ),
г. Москва
Аннотация
Статья посвящена подходам к диагностике физического состояния студентов социального вуза. Показана необходимость постоянной корректировки дидактических единиц рабочих программ по дисциплине «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в деятельности кафедр физической культуры высших учебных заведений различной профилирующей направленности.
Ключевые слова: мониторинг, физкультурно-спортивная деятельность, физическое состояние, студенты-социологи, здоровье, антропометрия, функциональное тестирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p44-48
MONITORING THE PHYSICAL CONDITION OF UNIVERSITY STUDENTS OF THE
SOCIAL
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian state social University, Moscow, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior lecturer, Moscow city psychological and pedagogical University, Moscow
Annotation
The article deals with approaches to the diagnosis of student's physical state social University. The necessity for constant adjustment of didactic units of work programs in the discipline "Physical culture" and "Applied physical culture" in the activities of the departments of physical culture higher educational establishments of different primary focus.
Keywords: monitoring, fitness and sports activity, physical state, students sociologists, health, anthropometry, functional testing.