Научная статья на тему 'Влияние эстетических деклараций н А. Некрасова на развитие кавказской поэзии XIX-ХХ вв'

Влияние эстетических деклараций н А. Некрасова на развитие кавказской поэзии XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
780
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗЫВ / ПОЭТИЧЕСКИЕ ДЕКЛАРАЦИИ / ДОБРО / GOOD / ЛЮБОВЬ / LOVE / СИМВОЛИКА / ПОЭЗИЯ / POETRY / БЛИЖНИЙ / APPEAL / DECLARATIONS / SIMVOLIES / NEAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

Статья посвящена малоизученной проблеме влияния некрасовских поэтических деклараций на кавказскую поэзию XIX-XX вв. Исследуются произведения многих кавказских поэтов в контексте воздействия на их лирику стихотворений Н.А. Некрасова “Поэт и гражданин”, “Поэту” (Памяти Шиллера), “Муза” и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние эстетических деклараций н А. Некрасова на развитие кавказской поэзии XIX-ХХ вв»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРА

УДК 321.351.12 (470.67)

ВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДЕКЛАРАЦИЙ Н.А. НЕКРАСОВА НА РАЗВИТИЕ КАВКАЗСКОЙ ПОЭЗИИ Х1Х-ХХ ВВ.

И.А. Гасанов

Б01 10.18522/2072-0181-2016-88-4-119-130

Некрасовские традиции, гуманные гражданские идеи и образы лирики Н.А. Некрасова оказали существенное влияние на развитие литератур народов Кавказа, способствовали пробуждению социальной активности, развитию реализма в кавказской поэзии.

Сама по себе проблема "Некрасов и кавказская литература" слабо освещена в науке. Можно, пожалуй, назвать несколько исследований, в которых анализируется воздействие лирики Некрасова на кавказскую поэзию. Это, в первую очередь, статьи Р.Ф. Юсуфова "Некрасов и традиции социального осмысления жизни в литературах Северного Кавказа" и "Традиции Некрасова и развитие младописьменных литератур" [1, 2], а также работы Г.Ш. Цицишвили "Некрасов и Грузия", С. Л. Лукьяновой "Некрасов и азербайджанская литература", С.К. Дароняна "Некрасов и армянская общественность" [3-5]; и др. Вышеназванные статьи также вошли в книгу "Некрасов и литература народов Советского Союза" по материалам конференции, организованной Ереванским университетом и Институтом мировой литературы им. А.И. Горького, прошедшей в ноябре 1971 г.

Отдавая должное ученым, все же нужно признать, что в силу объективных причин многие аспекты влияния некрасовских образов на кавказскую поэзию Х1Х-ХХ вв. так и не были затронуты или же были только обозначены.

Гасанов Ибрагим Абакарович - кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы Большеарешевской средней школы Кизлярского района Республики Дагестан, 368807, Республика Дагестан, Кизляр-ский район, село Большая Арешевка, ул.Молодёжная, 18.

Собственно, конференция в Ереване была посвящена не только проблеме "Некрасов и кавказская литература" и не могла решить всех фундаментальных проблем.

Наша статья является попыткой рассмотреть влияние эстетических деклараций Н.А. Некрасова на кавказскую поэзию XIX-XX вв. НЦИВННЦННЦВ

В этом контексте среди малоизученных проблем нам представляется вопрос о художественных откликах на некрасовские поэтические декларации о назначении поэта и поэзии в кавказской лирике этого периода. Притом проблема рассматривается в двух ипостасях: в первую очередь, как влияние чисто гражданской, социальной направленности некрасовских деклараций. Другой аспект проблемы - служение поэзии "ближнему своему" и как новый подход к поэзии как источнику любви, красоты и гармонии, провозглашенный русским поэтом (этический мотив).

В статьях некоторых ученых (С.К. Дароняна, С.Л. Лукьяновой) затронут вопрос о влиянии на кавказских поэтов некрасовских деклараций (но вскользь и обзорно), но рассматривается в этом плане только одно стихотворение Некрасова - "Поэт и гражданин", а между тем, на кавказскую литературу повлияли и другие программные произведения Некрасова, как "Муза", "Поэту" (Памяти Шиллера), "Блажен незлобивый поэт" и др.

О большой популярности на Кавказе стихотворения Некрасова "Поэт и гражда-

Ibragim Gasanov - Secondary school in Kizlyar district, Republic of Dagestan, 18 Molodezhnaya Street, Bolshaya Areshevka village, Kizlyar district, Republic of Dagestan, 368807.

нин" пишет литературовед Г.Ш. Цицишвили, считая, что "замечательное некрасовское произведение является программным и для грузинской литературы" [3, с. 200].

Попытаемся, опираясь на конкретные тексты кавказских поэтов и Некрасова, проанализировать на различных уровнях (типологическом, поэтико- синтаксическом, эстетическом и этическом) степень влияния некрасовских поэтических деклараций о назначении поэта и поэзии на кавказскую лирику Х1Х-ХХ вв.

Материалом для нашего исследования являются произведения Н.А. Некрасова, грузинских поэтов А. Церетели, В. Пшавелы, И. Чавчавадзе, армянских - И. Иоаннисиана, Р. Патканяна, С. Шахазиза, азербайджанских - А. Сиххата, М.-А. Сабира, дагестанских - С. Габиева, М. Чаринова, Р. Гамзатова, осетинских - К. Хетагурова.

Нужно подчеркнуть, однако, что не все стихотворения Некрасова о роли поэзии в обществе привлечены нами для рассмотрения (например, стихотворения "Вчерашний день, в часу шестом", "Памяти приятеля", "Безвестен я" и т.д.), Мы использовали наиболее яркие, программные, которые и оказали большое влияние на кавказскую поэзию. Это, в первую очередь, "Поэт и гражданин", "Поэту" (Памяти Шиллера), "Блажен незлобивый поэт", "Муза".

Из логики вышеизложенного вытекают следующие задачи работы:

- определить степень, поэтическую значимость и уровень воздействия некрасовских стихотворений о назначении поэта и поэзии на кавказскую лирику Х1Х-ХХ вв;

- выявить конкретные художественные механизмы, способы и мотивы некрасовских эстетических деклараций на кавказскую поэзию Х1Х-ХХ вв.

В эпоху девальвации нравственных ценностей и резкого ослабления роли поэзии в обществе представляется актуальной проблема нравственной и социальной значимости влияния некрасовских эстетических деклараций о миссии художника на кавказскую лирику Х1Х-ХХ вв.

Кроме того, не менее важно и осмысление новых граней взаимодействия русской и кавказской литератур на различных поэтических уровнях.

Обычно исследователи обращают внимание в первую очередь на гражданский, социальный пафос деклараций Некрасова (имея в виду, прежде всего, стихотворение "Поэт и гражданин"), игнорируя другие грани проблемы - изображение русским поэтом образа уставшей, разочарованной Музы, сомнений в силе поэзии изменить человека, а также на традиционно редко замечаемую учеными этическую и эстетическую проблематику деклараций ("добро, любовь, красота").

Многие ученые евангельские мотивы в лирике Некрасова или вовсе замалчивают, или интерпретируют их как условно-поэтический прием, а между тем, обращение к библейской тематике во многом составляет суть некрасовского мироощущения, один из постулатов его этики. Что именно любовь к человеку, а не революционная идеология являлась главным принципом некрасовского мировоззрения прекрасно отражено в эпистолярном наследии Некрасова (письмо Некрасова к Л.Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857г. [6].

В силу нерешенных гражданских проблем и социальной несвободы, как в российском, так и в кавказском обществе, наиболее востребованными оказались именно гражданские декларации Некрасова, но мотивы любви к ближнему тоже нашли в кавказской поэзии соответствующий отклик.

Р.Ф. Юсуфов обращает внимание на то, что " младописьменные литературы, во-первых, задерживают внимание, главным образом на произведениях Некрасова "Родина", "Поэт и гражданин", "Железная дорога", "Кому на Руси жить хорошо", "Размышления у парадного подъезда" [2, с.123].

Некрасовские идеи служения искусства народу находят отзвук в лирике И. Чавчавадзе, в частности в стихотворениях "Поэту", "Мое перо..."

Стихотворение "Поэт" - это прямой отклик на стихотворение Некрасова "Поэт и гражданин". В обоих стихотворениях поэту отводится роль носителя света и добра. Произведение грузинского поэта содержит и мотивы некрасовского стихотворения (на самом деле пушкинские строки из текста Некрасова):

Н. А. Некрасов:

Мы рождены для вдохновенья

Для звуков сладких и молитв.

[7, с. 6].

И. Чавчавадзе:

Не бряцаньем струн гордиться

Я пришел на землю эту.

[8, с. 354].

Н.А. Некрасов:

А ты поэт! Избранник неба...

[7, с. 6].

И. Чавчавадзе:

Сын небес - рожден в народе.

[8, с. 354].

Некрасовский образ измученной, страдающей Музы отражается в стихотворении А. Церетели "Больная".

Символика и аллегория стихотворения "Больная" восходит к стихотворениям Некрасова "Муза", "Ты не забыта". Образ духом упавшей Музы варьируется в нескольких произведениях Некрасова, в том числе в стихотворении "Поэт и гражданин".

Апелляция Некрасова к поэзии и поэтам с призывами к гражданскому подвигу услышаны А. Церетели:

К лицу ли двоедушье нам,

Когда в беде отчизна-мать?

[8, с. 358].

В пассивности и колебаниях не переставал упрекать себя и Некрасов.

Уставшая, истерзанная Муза, несомненно, - концептуальная метафора Некрасова, вобравшая в себя сокровенные мысли и чувства поэта. У нескольких кавказских поэтов подобный образ нашел глубокий отклик.

А. Церетели:

От долгих, тяжких битв устав,

Уснула, впала в забытье,

И тот гремит, кто духом пав,

Отчаялся в судьбе ее.

[8, с. 388].

Н.А. Некрасов:

Согбенная трудом, убитая кручиной

Она певала мне...

[9, с. 99].

Экзистенциальная и социальная драма поэта изображена и в стихотворении К. Хета-гурова "За заставой", в котором ясно заметны и некрасовский дух, и лексика, и образы.

У Некрасова Муза обитает в "убогой хижине", у К. Хетагурова - в "убогой тур-лучной избе". Оба текста сближаются и композиционно, и тональностью, и сюжетообра-зующими элементами.

Поэтические призывы Некрасова были очень популярны в революционно-демократической среде, особенно призыв "проснуться" от духовного и социального рабства.

Само слово "проснись" становится актуальным у интеллигенции, приобретает симво-лико-аллегорическое звучание, и оно обращено, в первую очередь, к героям-подвижникам и поэтам. Гражданин у Некрасова восклицает, обращаясь к Поэту:

Проснись: громи пороки смело...

[7, с.6].

В стихотворении "Народному заступнику" дагестанский поэт З. Батырмурзаев призывает:

Проснись, народ! Спать на рассвете вредно.

[10, с. 276].

"Поэт и гражданин" вызвал живые отклики в армянской литературе, пафос гражданского назначения искусства получил восторженную реакцию.

Ученый С.К. Даронян замечает: "Как это напутствие армянского Гражданина напоминает слова некрасовского Гражданина, обращенные к поэту:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи.

В стихотворении "Да здравствует святое дело" (1864) Шахазиз прославляет, как и Некрасов, дело служения отчизне, народу:

И дал обет служить всецело

Я ближним песнею своей"

[5, с.196].

По Некрасову, судьба художника в обществе трагична, и некрасовская интенцио-нальность на героико-трагический тип сознания (борцов за народ и поэтов) - это способ отталкивания поэтом от жизненной пошлости

и сервилизма, попытка утвердить братские отношения между людьми.

Под воздействием некрасовской поэтической декларации "Поэт и гражданин" азербайджанский поэт А. Сиххат создал поэму "Поэт, Муза и Горожанин" (1916), которая созвучна некрасовским образам. В поэме А. Сиххата Горожанин приходит к Поэту, разочарованному миром абстракций в лице Музы, и призывает его "быть гражданином", "жить для блага родины". Литературовед С.Л. Лукьянова пишет: "Влияние некрасовского стихотворения "Поэт и гражданин" здесь несомненно. Такие же стихи Аббаса Сиххата, как "Себялюбцам", "Мертвый город", "Будущее принадлежит нам", "Мужество Ахмеда", как утверждает Мамед Ариф, написаны под прямым влиянием Некрасова" [4, с. 226].

Стихотворение Некрасова "Поэт и гражданин" и поэма А. Сиххата "Поэт, Муза и Горожанин" сближаются по нескольким эстетическим признакам:

а) в обоих произведениях в поэте персонифицируется образ уставшей от жизни поэзии;

б) совпадают принципы, которые предъявляются к искусству некрасовским Гражданином и Горожанином А. Сиххата;

в) общей тональностью обоих текстов, в которых оба поэта призывают любить ближнего и служить своим искусством народу;

г) в поэме А. Сиххата употребляется "некрасовская" лексика: "встань" (обращение к поэту), у Некрасова - "Какое время наступило", у А. Сиххата - "Время важное пришло!" и т.д.

Свои программные требования к назначению поэта и поэзии Некрасов выразил и в стихотворении "Поэту" (Памяти Шиллера), в котором поэту отводится роль нравственного судьи и духовного воспитателя общества.

Продолжая и углубляя пушкинско-лермонтовские референции толпы как враждебной жизни силы, Некрасов обращается к поэту как к единственной силе, способной направить человека на путь истины:

... В его дела и чувства

Гармонию внести лишь можешь ты.

В твоей груди, гонимый жрец искусства,

Трон истины, любви и красоты.

[11, с.166].

С эстетической декларацией Некрасова "Поэту" (Памяти Шиллера) перекликаются стихотворения дагестанских поэтов М. Чари-нова, С. Габиева, осетинского - К. Хетагурова. Ключевыми словами в стихотворениях Некрасова "Поэт и гражданин", "Поэту" (Памяти Шиллера), М. Чаринова "Поэт и художник", С. Габиева "Поэту", К. Хетагурова "Поэт" являются "истина", "добро", "любовь", "красота", "свобода", которые образуют смысловой центр высказывания текстов.

Отголоски некрасовских стихотворений проявляются в некоторых произведениях В. Пшавелы, в стихотворении "Утешение" лирический герой главную задачу свою видит в достойном служении народу, в воспевании любви между людьми:

Я о любви к собратьям взывал.

[8, с. 378].

Лексический и синтаксический строй стихотворения "Утешение" близок к структуре некрасовских поэтических средств: "ближнему помочь", "не отнимал у ближних", "гром небесный", "собратья" и т.д.

Во многих стихотворениях Некрасова о поэзии и поэте, как правило, присутствуют образы героя и толпы. Подобные некрасовские образы осмыслены в стихотворении Р. Патканяна "Художник", в котором наблюдаются следы нескольких стихотворений Некрасова, в том числе "Муза" (у Некрасова поэт живет "в убогой хижине", у Р. Патканяна "в убогом доме").

Мифопоэтика и аллегория стихотворений Некрасова "Муза" и Р. Патканяна "Художник" созвучны по тональности и духу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В другом стихотворении "Два поэта" Р. Патканян в рамках некрасовской эстетической концепции рассуждает о поэте и гражданине.

Для Некрасова герой, борец за народ и поэт стоят в одном семантическом ряду, от них он ждет одинакового священнодействия, они формируют сознание.

Р.Ф. Юсуфов замечает: "Под влиянием поэзии Некрасова общественная мысль народов Северного Кавказа и Поволжья совершила поворот к острейшим социальным проблемам века" [1, с. 207].

Не обошел вниманием тему поэта и поэзии и С. Габиев (о воздействии некрасовских традиций на его творчество писал Р.Ф. Юсу-фов, эта проблема освещалась и в моей статье

"Идеи и образы гражданской лирики Некрасова в творчестве С. Габиева") [12].

Стихотворение С. Габиева "Поэту", несомненно, создано под влиянием некрасовских поэтических деклараций, в первую очередь, "Поэт и гражданин". В стихотворении ощутимы скрытые мотивы некрасовского стихотворения, наблюдается тесная генетическая связь с некрасовскими призывами творить добро, твердо держаться избранного пути.

С. Габиев:

Твердой дорогой, утверждая добро,

Подними свой факел, свети людям...

[13, с. 380].

Далее в стихотворении С. Габиева следует классическое некрасовское "проснись":

Поэт, разбуди от спячки всех вокруг,

Объедини всех страждущих и угнетенных

[13, с. 380].

В стихотворении С. Габиева присутствуют, как у Некрасова в "Поэте и гражданине" и "Поэту" (Памяти Шиллера), прямые инвективы, направленные против ложно живущих, "злых сердец".

В стихотворениях М. Чаринова и С. Га-биева важное значение придается некрасовской мысли о том, что миссия поэта не только в призывах к борьбе за свободу, но и в сотворении красоты и добра.

М.М. Саксонова отмечает эту особенность некрасовского стихотворения "Поэту": "Призвание же его - направлять человека на путь, ведущий к истине и добру. Долы художника - через красоту, понимаемую как служение истине, привести человека к любви и братству. Так этические и эстетические категории сливаются у Некрасова: красота может быть найдена лишь в проповеди высоких идеалов человечества". [14, с. 145].

Некрасовская символика сна (имеется в виду духовная спячка народа) и посланца неба, т.е. поэта, призванного пробудить народ от нравственной летаргии, отражается в стихотворении армянского поэта Иоанни-сиана, в творчестве которого наиболее ярко воплотились, кроме гражданских, этические мотивы некрасовских деклараций (добро, любовь, красота, гармония).

В стихотворении "Певцу" Иоаннисиан основную функцию поэзии видит в том, чтобы "своей гармонией - невезучей / Разбудит дремлющих беспечно" [8, с.400]. А в стихотворении "Не забывай, певец, о верной лире" поэт призывает:

Пусть лира славит добрые деянья.

[8, с. 145].

В посвящении Шахазизу Иоаннисиан заслугу поэта видит в том, что он проповедовал "любовь и братство, знания и свет" [8, с. 402].

Поэтическая ориентация на Некрасова ощущается и в стихотворении Р. Гамзатова "Мне жаль, что как отец, я не владею...", которое близко некрасовскому "Поэту" (Памяти Шиллера) по нескольким мотивам:

а) в обоих стихотворениях мир изображен как утративший веру в бога и идеалы;

б) единственной спасительницей от деградации человека объявляется поэзия, но она не всесильна;

в) поэзия сама олицетворяет любовь и гармонию.

Р. Гамзатов:

Поэзия - любовь. Иной причины

Искать гармонии, верь, в природе нет.

[14, с. 23].

Ряд значимых слов стихотворения Р. Гамзатова "гармония", "любовь", "поэт", "поэзия" и т.д. аналогичны лексике некрасовского стихотворения. В стихотворение Р. Гамзатова вторгается еще один некрасовский мотив: некоторые сомнения в силе поэзии искоренить зло в мире.

У М. Чаринова в стихотворении "Поэт и художник" поэту, как у Некрасова, отведена роль носителя божественной мудрости и красоты:

Которые людям вручили ключи к пониманью Красоты и телесной и нашей духовной красы... Которые нас одарили своим вдохновеньем И внушаете роду людскому: добро сотвори!..

[16, с. 41].

Черты духовного родства стихотворения Некрасова "Поэту" (Памяти Шиллера) и стихотворения М. Чаринова "Поэт и художник"

обнаруживаются в поэтическом синтаксисе текстов, интонации, идейной направленности стихотворений, дидактической форме изложения материала, где преобладают глаголы с модально-волевым значением. У Некрасова "прости", "возвратись", "засвети", "вооружись", "сорви", у М. Чаринова - "сотките корону", "сотвори", "наденьте", "обласкайте" и т.д.

Отмечая важные проблемы стихотворения М. Чаринова "Поэт и художник", дагестанский литературовед С.Х. Ахмедов пишет: "Дагестанский поэт по-своему развивает традиции русской классической поэзии (Р. Г. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова), в которой служению искусства обществу уделялось особое внимание" [17, с. 67].

Художественный след некрасовских программных деклараций ясно заметен и в лирике К. Хетагурова.

Взгляды осетинского поэта на роль поэта и поэзии в обществе отражены в стихотворениях "Завещание", "Раздумье", "Надежда", "Я не пророк", "Не упрекай меня.", "Дума" и т. д.

Стихотворение "Не упрекай меня, что я забросил лиру" несет в себе печать некрасовских стихотворений "Поэт и гражданин", "Поэту" (Памяти Шиллера). Влияние Некрасова чувствуется в общей тональности стихотворения, аксиологических ориентирах, в типологической близости и в поэтическом синтаксисе.

К. Хетагуров, как и Некрасов, утверждает, что миру, погрязшему в грехах, трудно нести истину и свет, но сделать это, кроме поэта, некому. Высшее предназначение поэта - это роль нравственного исцелителя мира.

О художественной близости стихотворения К. Хетагурова "Не упрекай меня." некрасовским декларациям говорит интерполяция из стихотворения "Поэт и гражданин":

Могу ли я смущать божественным учением

"Любите ближнего, как самого себя..."

[18].

В тексте К. Хетагурова присутствуют и мотивы из стихотворения Некрасова "Поэту":

Не упрекай меня! - И я настрою лиру

Тогда для равенства, свободы и любви.

[18].

Ряд ключевых слов стихотворения осетинского поэта составляют некрасовскую этическую и эстетическую триаду: "добро, любовь, красота".

Отголоски некрасовских стихотворений встречаются и в другом стихотворении К. Хетагурова "Поэту". У Некрасова "гибнущий мир" ("Поэту" Памяти Шиллера), у К. Хетагуро-ва - "дряхлеющий мир" ("Поэту").

Таким образом, поэтические декларации Некрасова о роли поэта и поэзии в обществе нашли широкий отклик в кавказской поэзии Х1Х-ХХ вв.

Большое воздействие на кавказскую литературу имело стихотворение Некрасова "Поэт и гражданин", но не менее значимым оказалось влияние таких эстетических деклараций Некрасова, как "Поэту" (Памяти Шиллера), "Муза", "Блажен незлобивый поэт".

Духовная близость кавказских произведений о поэте и поэзии некрасовским декларациям обнаруживается в сходстве мотивов, в схожих способах конструирования образов, в идейной заостренности проблем и в общих принципах этического мироощущения.

Кавказская поэзия неоднозначно восприняла идеи эстетических деклараций Некрасова. У одних поэтов преобладающими стали гражданские, социальные мотивы (И. Чавчавадзе, А. Сиххат, С. Габиев, А. Церетели), другие более остро восприняли, наряду с гражданскими, этические призывы Некрасова служить ближнему своему, воплотившиеся в триаду "добро, любовь, красота" (В. Пшавела, Иоан-нисиан, Р. Гамзатов, Шахазиз, М. Чаринов), в лирике которых значимо влияние не только "Поэта и гражданина", но и "Поэту" (Памяти Шиллера), "Муза".

ЛИТЕРАТУРА

1. Юсуфов Ф. Общность литературного процесса развития народов СССР. Дооктябрьский период, М.: Наука, 1985. 266 с.

2. Юсуфов Р.Ф. Традиции Некрасова и развитие младописьменных литератур // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван. Изд-во Ереванского ун-та, 1972. С. 92-126.

3. Цицишвили Г.Ш. Некрасов и Грузия // Некрасов и литература народов Советского Союза, 1972. С. 197-214.

4. Лукьянова С.Л. Некрасов и азербайджанская литература // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. С. 213-233.

5. Даронян С.К. Некрасов и армянская общественность // Некрасов и литература народов Советского Союза. Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1972. С. 172-196.

6. Переписка Н.А. Некрасова. В 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1987. С. 44-47; Письмо В.П. Боткина к Некрасову от 7 декабря 1855г. // Переписка

H.А. Некрасова. В 2 т. Т.1. М.: Худож. лит; 1987. С. 212-213.

7. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем. В 15 т. Т. 2. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1981. 448 с.

8. Поэзия народов СССР XIX - начала ХХ века. М.: Изд-во худож. лит., 1977. 832 с.

9. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем. В 15 т. Т. 1. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1981. 720 с.

10. Дагестанские лирики. Л.: Совет. писатель, 1961. 404 с.

11. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем. В 15 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1981. 512 с.

12. Гасанов И.А. Идеи и образы гражданской лирики Некрасова в творчестве С. Габиева // Вестник социально педагогического института. 2011. № 1. С. 34-37.

13. Габиев С. Стихи // Антология лакской поэзии. В 5 т. Т. 2. Махачкала, 1958. 456 с.

14. Саксонова М.М. Стихотворение Н.А. Некрасова "Поэту" (Памяти Шиллера) // Некрас. сб. Вып. III, М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 141-147.

15. Гамзатов Р. Молитва. Махачкала: Изд. Дом "Эпоха", 2006. 416 с.

16. Чаринов М. Звезды не гаснут. М.: Худож. лит., 1974. 224 с.

17. Ахмедов С.Х. Жизнь и творчество Муэтдина Чаринова: Монография. Махачкала: Аиф, 2014. 226 с.

18. Хетагуров К.Л. Соч. В 3 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1974. 240 с. С. 192.

REFERENCES

I. Yusufov F. Obshchnost' literaturnogo protsessa razvitiya narodov SSSR. Dooktyabr'skiy period [The generality of the literature process of the USSR. Pre-October period]. Moscow, Nauka, 1985, 266 p.

2. Yusufov R.F. Yusufov R.F. Traditsii Nekrasova i razvitie mladopis'mennykh literature [Nekrasov tradition and development of newly created written literatures]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the Soviet Union peoples]. Yerevan, Yerevan University Publishing, 1972, pp. 95-128.

3. Tsitsishvili G.Sh. Nekrasov i Gruziya [Nekrasov and Georgia]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the Soviet Union peoples]. Yerevan, Yerevan University Publishing, 1972, pp. 197-214.

4. Luk'yanova S.L. Nekrasov i azerbaydzhanskaya literatura [Nekrasov and the Azerbaijan literature].

In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the Soviet Union peoples]. Yerevan, Yerevan University Publishing, 1972, pp. 213-232.

5. Daronyan S.K. Nekrasov i armyanskaya obshchestvennost' [Nekrasov and Armenian community]. In: Nekrasov i literatura narodov Sovetskogo Soyuza [Nekrasov and literature of the Soviet Union peoples]. Yerevan, Yerevan University Publishing, 1972, pp. 172-196.

6. Perepiska N.A. Nekrasova. V 2 t. T. 2. [Correspondence N. Nekrasov]. In 2 vol. Vol. 2. Moscow, Khudozh. lit., 1987, pp. 44-47; Pis'mo V.P. Botkina k Nekrasovu ot 7 dekabrya 1855g. [Letter to V. P. Botkin Nekrasov, 7 December 1855]. In: Perepiska N.A. Nekrasova. V 2 t. T. 2. [Correspondence N. Nekrasov]. In 2 vol. Vol. 2. Moscow, Khudozh. lit., 1987, pp. 212-213.

7. Nekrasov N.A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete collection of works and letters]. In 15 vol. Vol. 2. Leningrad, Nauka, Leningrad departmemt, 1981, 448 p.

8. Poeziya narodov SSSR 19 - nachala 20 veka [The poetry of the peoples of the Soviet Union in 19th and early 20th century]. Moscow, Khudozh. lit., 1977, 832 p.

9. Nekrasov N.A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete collection of works and letters]. In 15 vol. Vol. 1. Leningrad, Nauka, Leningrad departmemt, 1981, 720 p.

10. Dagestanskie liriki [Dagestan lyrics]. Leningrad, Sovetskiy pisatel', 1961, 404 p.

11. Nekrasov N.A. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete collection of works and letters]. In 15 vol. Vol. 2. Leningrad, Nauka, Leningrad departmemt, 1982, 512 p.

12. Gasanov I.A. Vestnik sotsial'no pedagogicheskogo instituta, 2011, no, 1, pp. 34-37.

13. Gabiev S. Stikhi [Poems]. In: Antologiya lakskoy poezii [An Antology of Lakski poetry]. In 5 vol. Vol. 2. Pre-revolutionary poetry. Makhachkala, 2006, 456 p.

14. Saksonova M.M. Stikhotvorenie N.A. Nekrasova "Poetu" (Pamyati Shillera) [N.A. Nekrasov poem "To the poet" (Dedicated to the memory of Schiller)]. In: Nekrasovskiy sbornik [Nekrasov collection]. Vol 3. Moscow-Leningrad, Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1960, pp. 141-147.

15. Gamzatov R. Molitva [Grace]. Makchachkala, Publishinq house "Epoha", 2006, 416 p.

16. Charinov M. Zvezdy ne gasnut [Stars don't go out]. Moscow, Khudozh. lit., 1974, 210 p.

17. Akhmedov S.Kh. Zhizn' i tvorchestvo Muetdina Charinova [Life and work of Muetdin Charinov]. Makhachkala, Aleph, 2014, 226p.

18. Khetagurov K.L. Sochineniya [Works]. In 3 vol. Vol. 1. Moscow, Khudozh. lit., 1974, 210 p., p. 192.

10 октября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.