УДК 159.922.7 Б01 10.172 3 8/188п1998-5320.2016.24.134
Н. С. Гилева, Омская гуманитарная академия
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА К МАТЕРИ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена формированию эмоциональной привязанности ребёнка к матери и её типов, оказывающих влияние на дальнейшее его развитие. Раскрывается связь между особенностями привязанности в детском возрасте и её качеством (моделью отношений) у взрослого человека со своим партнёром, а также взаимосвязь между типом привязанности ребёнка и его самооценкой. Ключевые слова: эмоциональная привязанность, типы привязанности, самооценка, тревожно-амбивалентный.
Привязанность в современной психологии - это понятие, описывающее эмоциональную связь между взрослым и ребёнком, возникновение которой зависит от качества общения. Тип призязанно-сти определяет дальнейшее развитие ребёнка, поскольку освоение окружающего мира, нового для него и неизвестного, даёт чувство безопасности и уверенности.
В дошкольном возрасте роль эмоциональных взаимоотношений так велика, что её трудно переоценить, поскольку надёжная привязанность определяет самооценку ребёнка, следовательно, уверенность в себе, уровень притязаний и многое другое [3].
Процесс формирования эмоциональной привязанности рассматривался и зарубежными учёными в разном контексте. Теория привязанности основана на межличностных отношениях, определяющих духовную суть личности, проявляющуюся в отношении к себе и к миру.
Г. В. Бурменская определяет привязанность ребёнка как стремление к защите и безопасности [6]. Принципы теории привязанности сформулированы в теории Дж. Боулби, в которой привязанность рассматривается как эмоциональная связь, устанавливающаяся между матерью и ребёнком и оказывающая в дальнейшем воздействие на развитие его личности [5]. Объект привязанности занимает центральное место, чаще всего им является мать, кроме которой объектом привязанности может быть другой человек, сумевший установить позитивные отношения с ребёнком.
Ненадёжная связь с матерью снижает способности и стремление ребёнка к установлению социальных контактов с другими, поскольку не удовлетворены его потребности в любви, безопасности и защищённости. Адаптация усыновлённых детей к новым условиям среды и людям в первом полугодии младенчества происходит относительно легко, потому что мотивационно-поведенческая система, обеспечивающая удовлетворение потребности в безопасности и любви, формируется в 8-9 месяцев. Поэтому разлука с матерью после седьмого месяца жизни более болезненна для младенца, поскольку затрудняет привыкание к взрослому, заменяющему её.
Дж. Боулби полагал, что привязанность включает в себя две противоположные тенденции [4]:
- стремление к познанию нового;
- стремление к поддержке и защите.
Следовательно, потребность в защите матерью обусловлена возникновением опасности, и чем она сильнее, тем острее потребность в контакте с матерью. В жизни каждый человек может быть и объектом, и субъектом привязанности, например, в супружеских отношениях, а для родительской любви характерны дополнительные отношения привязанности, поскольку мать не нуждается в защите и поддержке со стороны ребёнка, поэтому она является объектом привязанности, а субъектом - ребёнок.
В составе привязанности выделяют следующие типы компонентов:
- когнитивный - как образ, связанный с матерью;
- эмоциональные реакции, сигнализирующие о состоянии ребёнка и удовлетворении потребностей;
- поведенческие реакции - плач, улыбка, цепляние;
- внутренние механизмы, связывающие данные компоненты в единое целое.
Следовательно, в контексте системы привязанности формируются следующие образы: «образ
матери» и «образ Я».
Проблема привязанности до недавнего времени в отечественной психологии практически не разрабатывалась. Однако в последние десятилетия ХХ века появились труды М. И. Лисиной, Л. И. Божович, В. В. Лебединского.
М. И. Лисина длительное время занималась разработкой проблемы общения, его генезиса и развития в детском возрасте, в концепции которой активно исследовалось понятие общения и связанной с ним сферы взаимоотношений ребёнка с матерью [7]. Сфера общения неизбежно включает в себя взаимоотношения с близкими взрослыми, в первую очередь с матерью, однако предполагает и некоторые другие аспекты. Если Дж. Боулби в своей теории привязанности акцентировал внимание именно на отношениях матери и ребёнка, то М. И. Лисина видела в них лишь одно из условий развития общения как деятельности.
М. И. Лисина в своих работах неизбежно обращается к анализу наиболее ранних отношений ребёнка с матерью: к двум месяцам появляется «комплекс оживления» как возникновение потребности ребёнка в общении с окружающими людьми, как духовной потребности, заключающейся в привязанности к взрослому, стремление заслужить одобрение. Дж. Боулби считает, что сензитив-ность матери определяет формирование определённого типа привязанности.
Л. А. Абрамян отмечает, что существует потребность ребёнка в безопасности и защищённости, что способствует формированию уверенности в себе посредством проявления заботы и демонстрации ребёнку позитивного отношения к нему матери. Возникающее у ребёнка чувство эмоционального комфорта свидетельствует о его состоянии и является условием для полноценного развития [2].
Таким образом, эмоциональная привязанность - это определённая система внутренней регуляции, направленная на поиск близости и контакта с конкретным человеком. Привязанность к матери - это первичная привязанность, возникающая в младенчестве как потребность ребёнка в любви, защищённости и безопасности (базальные потребности), из-за неудовлетворённости которых он не сможет в дальнейшем устанавливать социальные контакты с другими людьми. Глубина эмоциональных связей определяет особенности развития ребёнка, формирует доверие к миру, адекватную самооценку и тип привязанности. Выделяют три типа привязанности: надёжный, ненадёжный, тревожно-амбивалентный [4].
Надёжный тип - если мать чувствительна и отзывчива к потребностям ребёнка, который, в свою очередь, воспринимает её как источник безопасности и защищённости, в результате у него формируется чувство уверенности.
Ненадёжный тип - мать нечувствительна и неотзывчива на потребности ребёнка, в результате он не чувствует себя защищённым и в безопасности, у него возникает чувство неуверенности.
Тревожно-амбивалентный тип - мать непредсказуема и непоследовательна в своих действиях, что вызывает у ребёнка тревожность, он мало взаимодействует с незнакомыми взрослыми, болезненно реагирует на расставание с матерью, испытывая амбивалентные чувства.
Таким образом, качество привязанности характеризует отношения между родителем и ребёнком, определяет его дальнейшее поведение, стимулируя проявление заботы матерью.
Современные исследования, изучающие связь между особенностями привязанности в детском возрасте и её качеством (моделью отношений) взрослого человека к своему романтическому партнёру, выделили определённое соотношение между типами привязанности в детстве и вариантами рабочих моделей взрослых людей. Взрослые, получившие опыт сензитивного материнского отношения и заботы в детстве, характеризуются позитивными внутренними представлениями о своих романтических взаимоотношениях, поэтому качество привязанности во взрослом возрасте к партнёру в меньшей степени зависит от типа привязанности в младенчестве, а в большей - от типа привязанности, наблюдаемого в шесть, десять и шестнадцать лет.
Н. Н. Авдеева и Н. А. Хаймовская считают, что семейные дети чаще характеризуются надёжным типом привязанности, что позволяет им более активно осваивать мир, обладать более высокой социальной и эмоциональной компетентностью, позитивным образом «Я», более высоким уровнем развития коммуникативных навыков. Это происходит благодаря тому, что рядом находится взрослый, с которым установлена прочная эмоциональная связь. Важная особенность, показанная в исследовании Н. Н. Авдеевой и Н. А. Хаймовской, заключается в том, что между семейными детьми и детьми из дома ребёнка с надёжной привязанностью существуют определённые отличия: реакции условно надёжно привязанных младенцев из дома ребёнка носят противоречивый, упрощённый характер, хотя детьми и демонстрируется привязанность к воспитателю [1].
В рамках классической теории привязанности принято положение о том, что характер привязанности обнаруживает тенденцию к её сохранению, однако качество привязанности по-разному проявляется на этапах онтогенеза, оказывая влияние в каждом возрасте на определённые сферы жизнедеятельности ребёнка. В школьном возрасте качество привязанности начинает оказывать ощутимое влияние на познавательную активность и школьную успеваемость.
Е. О. Смирнова, анализируя западные исследования по этой проблематике, отмечает, что дети с надёжной привязанностью показывают более высокие результаты в интеллектуальной деятельности в младшем школьном и подростковом возрастах. У детей с амбивалентной привязанностью большая часть энергии направлена на установление более прочных личностных связей с учителем (с целью восполнить недостаток тёплых отношений с матерью), что препятствует развитию познавательной активности и приводит к отставанию в развитии мышления. Дети с ненадёжным типом привязанности стараются избегать контактов с учителем, а в случае возникновения трудностей в школе часто прогуливают занятия, не уверены в себе и почти не имеют познавательных интересов [9].
Отношения со сверстниками очень важны для развития социальных навыков, компетентности, чувства безопасности, представлений о себе и понимания себя. Дети, успешно общающиеся со сверстниками, имеют меньше проблем в развитии. Социальные трудности, возникающие в общении со сверстниками в школьном возрасте, могут привести к снижению самооценки, повышенной тревожности, низкой социальной компетентности и даже повысить риск психических расстройств в будущем. Все эти данные стимулировали интерес к изучению происхождения индивидуальных различий у детей в отношениях со сверстниками.
Установлено, что дети с надёжной привязанностью чаще получают от сверстников положительные реакции, их поведение более гармонично и адекватно ситуации, они чаще придерживаются кооперативной стратегии отношений. Дети с ненадёжной привязанностью имеют негативное представление о себе и других как о неотзывчивых к их нуждам. Поэтому они ожидают отвержения и могут вести себя, используя неадекватные стратегии и приёмы общения, приводящие к этому отвержению.
Следовательно, дети с надёжной привязанностью учатся взаимодействовать в детско-родительских отношениях кооперативно и «синхронно», затем эти взаимодействия обобщаются и переносятся на отношения со сверстниками, посредством которых дети развивают способность конструктивно регулировать негативные эмоции, а с ненадёжной привязанностью рискуют овладеть неприемлемыми способами выражения эмоций, что отрицательно сказывается на их отношениях со сверстниками.
Таким образом, отношения привязанности играют значимую роль как в формировании позитивного образа «Я» и образа других, социальной компетентности, высокой познавательной мотивации, так и в развитии навыков гармоничного и кооперативного общения со сверстниками, умения выражать свои эмоции приемлемыми способами.
Американский психолог и философ У. Джеймс, занимавшийся изучением проблемы «Я» в психологии, ввёл понятие Я-концепции, получившей дальнейшее развитие в работах А. Маслоу, К. Роджерса. Среди отечественных учёных изучением Я-концепции занимались Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Реан, В. В. Столин и другие.
Образ «Я» рассматривается как составляющая Я-концепции, а самооценка - как отношение к себе или отдельным качествам. Следовательно, обобщённое представление человека о самом себе определяется как Я-концепция, означающая понимание, анализ различных явлений. Самооценка -значимость, которой индивид наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения, поэтому она является относительно устойчивым структурным образованием Я-концепции, самопознания и как процесс самооценивания [1].
Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной). Адекватная самооценка характеризуется критическим отношением человека к себе, объективно оценивающим свои возможности, а неадекватная связана с переоцениванием или недооцениванием себя. Самооценка формируется и проявляется в межличностных отношениях, на формирование её оказывают влияние семья, социальная среда, поэтому деформированная самооценка может быть причиной дезадаптации в социуме.
С первого дня рождения взрослый, заботливо ухаживая за ребёнком и разговаривая с ним, даёт нежные имена, чутко улавливает его состояние, настроение и потребности, тем самым способствуя формированию у ребёнка первичного доверия к миру. Взрослый, оценивая малыша, всегда должен помнить о доброжелательном отношении.
Таким образом, взрослый, выделяя малыша из окружающего мира и наделяя его неповторимостью и уникальностью, как нечто особенно ценное и значимое для себя, тем самым закладывает
основу для формирования у ребёнка положительной самооценки - отношения к себе как к важному и любимому, формирует положительное самоощущение и отношение к людям.
В дошкольном возрасте, когда идёт становление личности, ребёнку особенно необходимы доброжелательное отношение и поддержка окружающих его людей, чтобы возникающее чувство автономии не гасилось конфликтами, связанными с запретами взрослых, в результате которых может появляться застенчивость. Развитие самоконтроля у ребёнка должно происходить без ущерба для формирования адекватной самооценки [3, 10].
Позитивным результатом в развитии дошкольника является чувство независимости и самостоятельности, поэтому его стремление освободиться от полной зависимости от взрослых и обрести некоторую самостоятельность приводит к отвержению любой помощи, поскольку взрослые из-за соображений безопасности и целесообразности ограничивают детскую активность. Сопротивление ребёнка требованиям взрослых приводит к конфликтам, что способствует возникновению неуверенности в своих силах и автономии.
Р. Мей утверждает, что в семьях, имеющих слабые эмоциональные связи между членами, ребёнок не чувствует себя в безопасности и защищённости, поэтому вероятность формирования неадекватной самооценки достаточно высока [8].
Н. Н. Авдеева, исследовавшая привязанность ребёнка к матери и образ «Я», установила, что образ «Я» и привязанность в младенческом возрасте сопряжены с рядом трудностей: до середины младенческого возраста ещё не возникает привязанности к конкретному человеку, поэтому она диффузного характера; образ «Я» представлен в основном аффективным компонентом [1].
Результаты проведённых исследований говорят о том, что у дошкольников развитие образа «Я» определяется типом привязанности: чем он надёжнее, тем выше уровень развития образа «Я», характеризующийся самостоятельностью и меньшей зависимостью от матери, выраженной активностью в незнакомой для него ситуации.
Большое значение в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки, значитальная часть которых положительна и способствует его благоприятному развитию. В таблице приведены часто встречающиеся негативные родительские установки, имеющие неблагоприятные последствия для ребёнка.
Негативные установки Позитивные установки
Сказав так: подумайте о последствиях: и вовремя исправьтесь:
«Вот дурашка, всё готов раздать...» Низкая самооценка, жадность, затруднения в общении со сверстниками, эгоизм «Молодец, что делишься с другими! Я горжусь тобой»
«Не твоего ума дело!» Низкая самооценка, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость и конфликты с родителями «А что ты думаешь, как ты считаешь?»
«Ты совсем как твой папа (мама)...» Неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»
«Ничего не можешь делать!» Неуверенность и низкая самооценка, страхи, безынициативность, недостаточная мотивация достижения чего-либо «Давай посмотрим, что у тебя не получается!»
«Какой неряха, какой грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей «Какое удовольствие смотреть на тебя чистого и аккуратного!»
Чувство вины и стыда, вызываемые родителями, мешают ребёнку быть здоровым и счастливым, поскольку реакция родителей на трудности и переживания ребёнка либо вселяет в него уверенность, либо обесценивает его.
Проведите анализ оценок и установок относительно ваших детей, учитесь их трансформировать в позитивные, развивающие веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Рекомендации родителям для повышения самооценки детей. Для формирования адекватной самооценки у ребёнка необходима длительная и целенаправленная работа, поскольку за короткое время это сделать невозможно, поэтому стремитесь соблюдать следующие правила: 1. Называйте ребёнка по имени.
2. Хвалите ребёнка:
- наедине и при посторонних людях (например, при совместном ужине, на улице);
- похвала должна быть искренней, поскольку дети очень остро реагируют на ложь;
- ребёнку надо говорить, за что вы его хвалите, потому что просто так хвалить нельзя;
- хвалите даже за незначительные успехи в сравнении с его результатами, поскольку для ребёнка они важны.
3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, ваши требования должны быть разумными и посильными, требуйте, помогайте ребёнку, оказывая поддержку.
4. Следите за своей речью, избегайте употребления слов, унижающих достоинство ребёнка (осёл, дурак и т. д.).
5. Формируйте умение управлять своим поведением.
6. Детям с низкой самооценкой трудно говорить открыто об имеющихся затруднениях, поэтому они иногда скрывают их. Когда ребёнок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Желательно поговорить с ребёнком (посадите его рядом, обнимите, установив контакт глазами - наклонитесь) о чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Покажите, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребёнку понять, что и у других людей есть аналогичные трудности.
7. Совместное сочинение сказок способствует развитию умения выражать словами свою тревогу и страх, даже если они приписываются вымышленному герою, поскольку это помогает эмоциональному расслаблению, успокаивает ребёнка.
8. Играйте с ребёнком. В игре ребёнок учится управлять собой в наиболее волнующих его ситуациях. Например, в игре «Школа» формируются навыки уверенного ответа у доски.
9. Для снятия мышечного напряжения используйте спокойную и приятную музыку. Ребёнок лучше отдыхает, если рядом будете вы.
10. Игры на телесный контакт, массаж. Растирание тела (особенно напряжёнными у неуверенных детей бывают живот, шея, голова - отсюда и частые головные боли).
11. Ласковые прикосновения. «Рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).
12. Для снятия напряжения используйте дыхание. «Глубокое дыхание» - глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счёт до 5, медленный выдох. «Воздушный шарик» - надувая шарик - вдох - руки в стороны, сдувается - выдох - сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох - шарик надули, выдох - сдули. При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии - брюшное.
Библиографический список
1. Авдеева, Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская. - М. : Смысл, 2003. - 216 с.
2. Абрамян, Л. А. Эмоциональное самочувствие ребёнка в процессе взаимодействия с матерью / Л. А. Абрамян // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 2003. - 301 с.
3. Бороздина, Л. В. Притязания личности и самооценка / Л. В. Бороздина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3. - С. 161-170.
4. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М. : Гардарики, 2003. - 477 с.
5. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - Академический проект, 2006. - 240 с.
6. Бурменская, Г. В. Привязанность ребёнка к матери как основание типологии развития / Г. В. Бур-менская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2009. - № 4. - С. 17-31.
7. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
8. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.
9. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 139-151.
10. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития ; под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008.
N. S. Gileva, Omsk Humanitarian Academy
INFLUENCE OF MOTHER-CHILD EMOTIONAL ATTACHMENT ON THE FORMATION OF A SELF-ASSESSMENT OF THE SENIOR PRE-SCHOOLERS
Article is devoted to the formation of mother-child emotional attachment and its types, influencing his or her further development. It is also dealt with the features between the emotional attachment in childhood and its quality (relations model) in the future partner communication. Attention is drawn to the correlation between type of attachment of the child and his/her self-assessment.
Keywords: emotional attachment, attachment types, self-assessment, and anxio-ambivalent.
References
1. Avdeeva H. H., Haimovskaia H. A. Razvitie obraza sebia i priviazannosteV u detef ot rozhdeniia do trekh let v semse i dome rebyonka [The development of self-image and attachment in children from birth to three years in the family and the child's home]. Moscow, Smy'sl Publ., 2003, 216 p.
2. Abramian L. A. The emotional health of the child in the process of interaction with the mother. Problemys gumanizatcii vospitateVno-obrazovateVnogoprotcessa v detskom sadu. Perm\ 2003, 301 p.
3. Borozdina L. V. Claims of identity and self-esteem. VestneykMGU, Series 14, Psychology, 2001, No. 3, pp. 161-170.
4. Boulbi Dzh. Priviazannosf [Attachment]. Moscow, Gardariki Publ., 2003, 477 p.
5. Boulbi Dzh. Sozdanie i razrushenie e'motcionaVny'kh sviazef [The creation and destruction of emotional ties]. Akademicheskif proekt Publ., 2006, 240 p.
6. Burmenskaia G. V. The child's attachment to mother as the basis of a typology of development. Vestneyk MGU, Series 14, Psychology, 2009, No. 4, pp. 17-31.
7. Leesina M. I. Problemys ontogeneza obshcheniia. [Problems of ontogenesis of communication]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 144 p.
8. MeT R. Iskusstvo psihologicheskogo konsuVtirovaniia [The art of counseling ]. E'KSMO-Press Publ., 2002, 256 p.
9. Smirnova E. O. Attachment theory: concept and experiment. Voprosyspsihologii, 1995, no. 3, pp. 139-151. 10. E^motcii i otnosheniia cheloveka na rannikh e^tapakh razvitiia [Emotions and human relationships in the
early stages of development]. Ed. by Muhamedrahimova R. ZH.. SPb. Publishing House Of St. Petersburg State University, 2008.
© Н. С. Гилева, 2016
Автор статьи - Нина Семеновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
Рецензенты:
С. Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
В. А. Шамис, кандидат психологических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.